III. Поучения святого Афанасия Великого Святой Афанасий Великий занимал слишком видное место в повествовании нашем, а потому нужно более распространяться о научных достоинствах его и добродетелях. Исторические творения его послужили нам главным источником для истории арианства, начиная с Собора Никейского до царствования Юлиана. Апологии его против ариан, к Констанцию и о бегстве его слишком часто были приводимы, а равно История арианства, составленная им для иноков. Удаленные от мира и занимаясь только подвигами благочестия, они слышали, но весьма не ясно, о прениях, возмущавших Церковь . Можно еще считать историческими творениями различные трактаты, в которых великий святитель, рассуждая о вопросах богословских, помещает и драгоценные исторические сведения, таковы его: Слова против ариан и его Окружное послание епископам, послания его об определениях Никейских, о мнениях святого Дионисия Александрийского епископу Драконтию, епископам Египта и Ливии, Серапиону о смерти Ария, соборам в Римини и в Селевкии; прочие письма его также содержат множество подробностей исторических. Уже изложено было о двух книгах его против язычников: о Слове к Эллинам и Слове о Воплощении. В этих главных творениях догматических целью его было опровержение заблуждений арианских. В первый разряд следует поместить четыре слова против этих еретиков. Они составляют первоклассное творение, как по красноречию, так и по значению научному. Там глубоко разобраны все прения о поднятых вопросах и разоблачены все ухищрения еретиков. Научные рассуждения обстановлены фактами, так что слова эти столь же полезны историкам, как и богословам. В четырех письмах его Сератиону, епископу Тмуискому, святой Афанасий рассуждает о божестве Духа Святого. Они относятся, следственно, до второго периода арианства, называемого евномианством или македоннийством. Разбирать слова против арианства не для чего, потому что все факты, там помещенные, уже были изложены, а вероучение в них Никейское. В письмах же к Серапиону излагается о заблуждениях, осужденных на втором вселенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

архим. Агапит Глава III. Состояние Площанской пустыни при поступлении в нее Михаила Николаевича и его жительство под руководством старцев – сначала иеромонаха Ионы, а затем схимонаха Афанасия Захарова В то время, когда прибыл на жительство в Площанскую пустынь Михаил Николаевич, ею управлял иеромонах Иоанникий, человек простой и добрый по своим личным свойствам, но малоопытный в духовном руководстве братии и несведущий в хозяйственных распоряжениях. В его управление Площанская пустынь, богатая угодьями 7 , изобиловала хлебом и другими произведениями сельского быта; для чего держалось в обители и довольное количество рогатого скота и лошадей; но от недостатка в денежных средствах, а отчасти и в благорассудном управлении, терпела нужду во всем, что приобретается покупкою со стороны. Братия нуждались в белье и необходимой одежде, почему вне церкви ходили в многошвенных рубищах и вместо сапог носили лапти. Характеризуя тогдашнее состояние Площанской пустыни, иеродиакон Палладий, современник о. Макария, живший в то время в одной с ним обители, говаривал так: «В масле хоть купайся, а надеть было нечего». Братство Площанской пустыни при вступлении в нее Михаила Николаевича, несмотря на ограниченный штат, состояло из 50 человек. Между ними хотя и были старцы строгой жизни, да и вообще все братия проводили жизнь строгую и трудолюбивую, но, по свидетельству самого старца Макария и вышеупомянутого иеродиакона Палладия, строгость эта выражалась в одном лишь внешнем делании: братия обычно ходили неупустительно к службам церковным, соблюдали пост и исполняли молитвенное правило, и сами исправляли все монастырские общие и частные послушания. Так, сверх послушания по церкви и трапезе и заготовления для себя дров в лесу, они занимались еще уборкой сена, хлеба и огородных овощей. На внутреннее же делание, именно на искоренение страстей: гордости, тщеславия – весьма тонких и почти незаметных для невнимательного ока, также гнева, осуждения ближних, тонкой лжи и лицемерия в словах и поступках и других бесчестных страстей, губящих души, – почти вовсе не было обращаемо внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Будённовец (Даниловское). Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Церковь святителя Николая Мирликийского построена в усадьбе князя И.Ф. Голицына в 1768-1777 гг. в стиле барокко. После длительного перерыва в 1997 г. возобновлена служба. Храм находится в приличном состоянии, хотя, конечно, желательно восстановление его прежних форм. Впервые село Даниловское упоминается в документах начала 17 века. По сведениям писцовых книг, в первой половине этого столетия село было вотчиной князей Шуйских: «1627-1629 гг. за боярином князем Иваном Ивановичем Шуйским в вотчине село Даниловское, Никольское тож; в селе церковь Чудотворца Николы деревянная, а в ней Деисус, царские двери, образы, свечи, ризы, книги, колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви во дворе дьячек Васько Матвеев, во дворе пономарь Филипко Афанасьев, во дворе просвирница, да в деревне церковной Поповой во дворе поп Кузьма Афанасьев…» Село Даниловское в это время носило ещё название – Никольское. Владелец этой вотчины Иван Шуйский был родным братом царя. В 1678 году село принадлежало уже князю П.И. Прозоровскому, позже его потомкам. Сохранившаяся до наших дней Никольская церковь, построена на средства князя Ивана Федоровича Голицына на месте бывшей деревянной церкви по проекту крепостного архитектора М.А. Агафонова. В 1762 году Иван Федорович, сохраняя верность Петру III, не присягнул императрице Екатерине 2, за что попал в опалу, которая продолжалась 34 года. Всё это время он жил в своей усадьбе Даниловское. Ярусное центрическое здание с лепестковым планом по типу и конструктивному приёму перехода от основания к восьмерику при помощи тромпов из четвертей сомкнутого свода восходит к образцам конца 17 века. Декоративное убранство исполнено в развитых формах «елизаветинского» барокко. Нарядны и пластически выразительны фасады церкви, обработанные пилястрами с резными каменными капителями, фигурными наличниками и нишами, где некогда стояли высеченные из камня статуи евангелистов. Несмотря на утрату каменного свода с массивным деревянным барабаном, снаружи и внутри здания доминирует центральный, вертикально ориентированный объем. Значение его подчёркивается окружающими экседрами с деревянными потолками на падугах. От убранства интерьера остались штукатурные карнизы и тянутые обрамления проемов. Иконостас отсутствует. Смежная с притвором колокольня, сохранившаяся в пределах нижнего яруса, служила репликой, на колокольню сооруженной К.И. Бланком московской Борисоглебской церкви на Арбате. Близость памятника кругу построек зодчего дает основания предполагать использование в Даниловском его проекта.

http://sobory.ru/article/?object=02800

Г. И. Беневич Том II Содержание Аннотация Введение (Г. И. Беневич) Богословие II-III веков. Полемика с гностицизмом Св. Ириней Лионский (Г. И. Беневич) Св. Ириней Лионский. Против ересей (фрагменты) Климент Александрийский (А. И. Иваненко, В. Р. Рокитянский, А. М. Шуфрин) Климент Александрийский Педагог (фрагменты) Ориген (А. И. Иваненко) Ориген. О началах (фрагменты) Триадологические и христологические споры IV века Св. Александр Александрийский (Д. С. Бирюков) Послание Александра, епископа Александрийского, к Александру, епископу Константинопольскому Арий (Д. С. Бирюков) Арий Талия (фрагменты) Арий Послание к Александру Александрийскому Астерий-софист (Д. С. Бирюков) Фрагменты и пересказ положений из «Синтагматиона» Астерия Маркелл Анкирский (Ф. Г. Беневич) Маркелл Анкирский. Против Астерия (фрагменты) (пер. А. Ю. Братухина) Анфима, епископа Никомедии и мученика, из того, что он написал Феодору о Святой Церкви (пер. Ф. Г. Беневича) Письмо Маркелла, епископа Анкирского, к папе Римскому Юлию Письмо диакона Евгения к Афанасию Александрийскому (пер. Ф. Г. Беневича) Св. Афанасий Александрийский (Г. И. Беневич) Св. Афанасий Александрийский. Против ариан (фрагменты) Подобосущники (А. С. Бирюков) Послание Анкирского собора (фрагменты) Памятная записка Василия и Георгия и их приверженцев (фрагменты) Аэций (Д. С. Бирюков) Аэций. Синтагматион (фрагменты) (пер. Д. С. Бирюкова) Евномий (Д· С. Бирюков) Евномий. Апология (пер. Г. И. Беневича) Евномий. Апология на Апологию (пер. Д· С. Бирюкова) Св. Василий Кесарийский. Полемика с Евномием (А. С. Бирюков) Св. Григорий Богослов. Триадология и антиарианская полемика (А. С. Бирюков) Св. Григорий Богослов. Слово 20, О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы (фрагменты)- Св. Григорий Богослов.Слово 28, О богословии второе (фрагменты) Св. Григорий Богослов. Слово 29, О богословии третье, о Боге Сыне первое (фрагменты) Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием (Д. С. Бирюков) Св. Григорий Нисский. Против Евномия (фрагменты) Св. Иоанн Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 13. Издательское дело. Создание библиотеки. Русские писатели в Оптиной: Жуковский, Снегирёв, Гоголь, Муравьёв, Шевырёв При жизни старца Макария было издано Оптиной пустынью семнадцать духовных книг (и после его кончины вышла еще «Лествица», подготовленная отцом Ювеналием на русском языке, где указатели составлены отцом Макарием). Вот их перечень: I. Два издания «Жития и писаний блаженного старца Паисия (Величковского) на церковнославянском языке». 1846. Второе издание вышло в 1847 году с прибавлением некоторых других писаний. II. «Четыре огласительных Слова к монахине» иеромонаха Никифора Феотоки (впоследствии архиепископа Астраханского) в переводе с греческого преподобного Паисия. Два издания: 1848 и 1849. III. «Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском». На церковнославянском языке. 1849. IV. «Восторгнутые класы в пищу души». Отрывки из отеческих писаний, собранные преподобным Паисием. На церковнославянском языке. 1849. V. «Лествица» святаго Иоанна Лествичника . 1851. На церковнославянском языке (вернее, на «полуславянском наречии», как называли этот перевод трудившиеся над ним старец Макарий и его ближайший ученик отец Амвросий – будущий старец. Было семь переизданий этого замечательного перевода). VI. «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни; в ответах на вопрошания учеников». На церковнославянском языке. Старинный перевод с греческого, исправленный преподобным Паисием. 1852. VII. «Оглашения преподобного Феодора Студита ». Славянский перевод преподобного Паисия с новогреческого языка. 1853. VIII. «Преподобного отца нашего Максима Исповедника толкование на Отче наш ... и его же Слово постническое по вопросу и ответу». 1853. IX. «Святого отца нашего Исаака Сирина , епископа Ниневийского, Слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием (Величковским) ». На церковнославянском языке. 1854. X. «Книга преподобных отцев Варсануфия и Иоанна, руководство к духовной жизни, в вопросах и ответах». На русском языке. 1855.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Чудотворный список с иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»     Чудотворный список с иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»   Чудотворная икона Божией Матери, именуемая « Скоропослушница », находится в Афонском монастыре Дохиар, посвященном святым Архангелам Михаилу и Гавриилу. Эта обитель расположена на живописном берегу залива Святой Горы Афон в Эгейском море. Монастырь был основан преподобным Евфимием, сподвижником святого Афанасия Афонского, в X веке.   Преподобный Евфимий, будучи еще насельником Великой Лавры, исполнял там послушание дохиара (греч. – келаря). По благословению преподобного Афанасия святой Евфимий основал рядом с современной пристанью Дафни небольшой монастырь, названный по прежней должности своего основателя Дохиаром.     Эта обитель была вскоре разорена сарацинскими пиратами, после чего преподобный Евфимий в более безопасном месте (где расположен современный Дохиар) воздвиг новый монастырь во имя святителя Николая Чудотворца. Новым ктитором Дохиара стал преподобный Неофит, в прошлом занимавший должность первого секретаря Византийского Императора Никифора III Вотаниата (1078–1081). Став игуменом обители, святой Неофит употребил все свое личное состояние на благоустройство монастыря, расширил территорию обители и воздвиг в ней храмы и келии. При преподобном Неофите совершилось чудо святого Архистратига Михаила с послушником Василием, который нашел на подворье обители Лонгос (полуостров Ситония) сокровище. Трое дохиарских монахов, посланных игуменом перевезти в монастырь золото, соблазнились деньгами и бросили несчастного юношу в море с надеждой завладеть обретенным кладом. По прибытии в Дохиар злодеи спрятали сокровище недалеко от обители, а игумену и братии донесли, что они были обмануты послушником, который, вместо того чтобы указать клад, скрылся от них.   Однако еще до прибытия трех заблудших иноков Бог открыл святому Неофиту преступление и само сокровище чудным образом. Брошенный в море юноша был спасен Архистратигом Михаилом и своим Ангелом Хранителем и оказался в алтаре монастырской церкви, весь измокший, с тяжелым камнем на шее. Когда послушник в присутствии игумена и братии рассказал об избавлении его от потопления предстательством Святых Бесплотных Сил, убийцы невольно сознались в своем преступлении и представили игумену найденное им золото.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1011

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Зубовы отцовский КОЛЕНО I: Иван Андреевич Зубов, жил во второй половине пятнадцатого века КОЛЕНО II: Иван Иванович Зубов Григорий Иванович Зубов КОЛЕНО III: Никита Иванович ширяй Василий Григорьевич Борис Григорьевич КОЛЕНО VI: Игнатий Никитич Михайло Никитич Лукьян Никитич КОЛЕНО V: Алексей Игнатьевич † 1632 Матвей Игнатьевич Иван Игнатьевич † 1629 Фёдор Михайлович Михайло Михайлович Никита Михайлович Иван Лукьянович Кузьма Лукьянович КОЛЕНО VI: Иван Матвеевич Илья Иванович † 1639; женат на Ульяне Яковлевне Прокудиной Афанасий Иванович † 1648 Дмитрий Иванович старший † 1641 Данило Иванович † 1659 Василий Иванович † 1672 Дмитрий Иванович меньший Дмитрий Иванович † 1634 КОЛЕНО VII: Борис Афанасьевич Степан Афанасьевич Ксения Афанасьевна, за Василием Богдановичем Лихачевым Василий Васильевич старший † 1671 Василий Васильевич младший † 1661 Фёдор Васильевич † 1689; женат на Анне Измаиловне Чихачёвой NN, за Василием Семёновичем Кузьминым NN, за Евгением Андреевичем Яковлевым Иван Дмитриевич Клементий Дмитриевич † 1659 Лукьян Дмитриевич Григорий Дмитриевич КОЛЕНО VIII: Илья Борисович Дмитрий Борисович Данило Борисович Василий Борисович Иван Борисович Степан Степанович Венедикт Фёдорович Афанасий Фёдорович Герасим Фёдорович Евдокия Ивановна, за Иваном Ивановичем Колычевым Степан Клементьевич Михайло Кдементьевич КОЛЕНО IX: Николай Васильевич, коллегии экономии член, рождение 1699 † 1786; женат 1) на Татьяне Алексеевне Трегубовой; 2) на Агафие Ивановне Наумовой † 1770 (от 1-го брака сын) КОЛЕНО X: Граф Александр Николаевич, сенатор и святого Александра Невского кавалер, рождение 6 августа 1727 20 февраля 1795; женат на Елисавете Васильевне Вороновой, рождение 1742 † 29 декабря 1813 КОЛЕНО XI: Граф Николай Александрович, обер-шталмейстер кавалер святого Андрея и прусского ордена чёрного орла, рождение 24 апреля 1763 † 9 августа 1805; женат на графине Наталие Александровне Суворовой-Рымникской, рождение 1 августа 1775 † 30 марта 1844 Граф Дмитрий Александрович, генерал-майор, рождение 17 мая 1764 † 14 февраля 1836; женат на княжне Прасковье Александровне Вяземской, рождение 27 сентября 1772 † 18 ноября 1835

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Олсуфьевы Предок их, Михаил Иванович Олсуфьев, имел важный сан думного дворянства; носил титул наместника Серпейского, и в 1572 году, когда крымский хан Девлет-Гирей подступил к Москве и зажёг её, Михаил Иванович Олсуфьев находился в числе доблестных воевод, которые, под главным начальством знаменитого боярина князя Михаила Ивановича Воротынского, наголову разбили Девлет-Гирея под Молодями, и принудили его удалиться в Крым. За эту знаменитую битву, Михаилу Ивановичу Олсуфьеву пожаловано было, в серпуховском уезде, село Липицы с деревнями. отцовский КОЛЕНО I: Михаил Иванович Олсуфьев КОЛЕНО II: Яков Михайлович КОЛЕНО III: Тимофей Яковлевич КОЛЕНО IV: Данило Тимофеевич КОЛЕНО V: Афанасий Данилович Игнатий Данилович КОЛЕНО VI: Василий Афанасьевич Семён Игнатьевич КОЛЕНО VII: Дмитрий Васильевич Пётр Васильевич Алексей Васильевич Иван больший Васильевич Константин Васильевич Иван меньший Васильевич Иван Семёнович КОЛЕНО VIII: Матвей Дмитриевич, обер-гофмейстер и Святого Александра Невского кавалер; женат: 1) на Вельяминовой; 2) на Данненстерн; 3) на Анне Ивановне Сенявиной (от 2-го брака 2 сына; от 3-го брака 4 сына и 4 дочери) Василий Дмитриевич, обер-гофмейстер; женат: 1) на Клишовой; 2) на Эвве Голендер (от каждого брака по одному сыну) Афанасий Дмитриевич Тихон Петрович Роман Алексеевич Иван Алексеевич Дмитрий Иванович Никита Константинович Семён Константинович Илья Иванович Григорий Иванович КОЛЕНО IX: Иван Матвеевич; женат на Вельяминовой Яков Матвеевич; женат на княжне Марие Фёдоровне Мещерской Павел Матвеевич, генерал-поручик; женат на Жолобовой Дмитрий Матвеевич, действительный статский советник; женат на Полтавцевой Михайло Матвеевич, действительный статский советник; женат на Вельяшевой-Волынцевой Василий Матвеевич; женат на Фроловой-Багреевой NN Матвеевна, за Чириковым Прасковья Матвеевна за Демидовым Екатерина Матвеевна, за Кукариным Наталия Матвеевна Пётр Васильевич, женат на Колычевой Адам Васильевич, действительный тайный советник, Святого Александра Невского кавалер † 26 июня 1784; женат: 1) на Туксен; 2) на Марие Васильевне Салтыковой (все дети от 2-го брака)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Толстые Предок их Индрис, по свидетельству черниговского летописца, прибыл из Германии в Чернигов, в 1353 году, с двумя сыновьями и с дружиною, из трёх тысяч человек состоящею. Все они приняли православную веру. отцовский КОЛЕНО I: Индрис, в православной вере Леонтий КОЛЕНО II: Фёдор Леонтьевич КОЛЕНО III: Харитон Константинович КОЛЕНО IV: Андрей Харитонович Толстой КОЛЕНО V: Карп Андреевич КОЛЕНО VI: Фёдор больший Карпович Юрий Карпович, родоначальник Дурновых, Даниловых и Васильчиковых КОЛЕНО VII: Евстафий Фёдорович КОЛЕНО VIII: Андрей Евстафьевич КОЛЕНО IX: КОЛЕНО X: Яков Васильевич Михайло Васильевич Прокофий Васильевич КОЛЕНО XI: Григорий Яковлевич Иван Яковлевич Андрей Михайлович Степан Прокофьевич КОЛЕНО XII: Иван Иванович Афанасий Иванович Селиверст Иванович Яков Андреевич Афанасий Степанович КОЛЕНО XIII: Григорий Иванович Василий Иванович Степан Иванович Григорий Селиверстович Самуил Селиверстович Василий Яковлевич Фёдор Афанасьевич КОЛЕНО XIV: Андрей Васильевич, окольничий † 1688 ; женат 1) на NN; 2) на NN Михайловне Милославской Илья Самуилович Степан Васильевич Роман Васильевич Григорий Васильевич Семён Фёдорович Фёдор Фёдорович КОЛЕНО XV: Граф Пётр Андреевич, действительный тайный советник, верховного тайного совета член и святого Андрей кавалер, рождение 1645 † 17 февраля 1729 Михайло Андреевич Пётр Степанович Емельян Степанович Александр Григорьевич Борис Семенович Никифор Фёдорович КОЛЕНО XVI: Борис-Юрий Иванович Фёдор-Андрей Иванович Василий Иванович Граф Иван Петрович, действительный статский советник † в июне 1728; женат на княжне Прасковье Михайловне Троекуровой Граф Пётр Петрович, полковвик; женат на Ульяне Ивановне Скоропадской Пётр Михайлович; женат 1) на Анне Григорьевне Нарышкиной; 2) на Анастасие Алексеевне Блохиной Василий Петрович Моисей Петрович Григорий Александрович Алексей Борисович Анникий Борисович Василий Борисович, статский советник; рождение 21 марта 1706 † в сентябре 1790; женат на Дарье Николаевне Змеевой, рождение 19 марта 1713 † 21 июля 1791

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Тимошкино, Благовещенский Погост. Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Троицы Живоначальной , Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:приблизительно 1530 - 1540. Колокольня - 1851. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Кольчугинский район, историческая местность Благовещенский Погост (окрестности деревни Тимошкино) Координаты: 56.317538, 39.129865 Проезд: На дороге между райцентрами Кольчугино-Киржач следует повернуть у села и одноименной ж/д станции Желдыбино на север, через 2км на въезде в с. Афанасово повернуть направо. Асфальтированная дорога переходит в щебеночную. Миновать Савельево. Далее щебеночная дорога переходит в грунтовую с сезонным прое ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На дороге между райцентрами Кольчугино-Киржач следует повернуть у села и одноименной ж/д станции Желдыбино на север, через 2км на въезде в с. Афанасово повернуть направо. Асфальтированная дорога переходит в щебеночную. Миновать Савельево. Далее щебеночная дорога переходит в грунтовую с сезонным проездом. Перед д. Ясная Поляна стоит знак, запрещающий въезд на территорию охотхозяйства любых видов транспорта. Двигаясь на север пересекаем ж/б мост через р. Шорна, въезжаем в с. Скоморохово. Сразу за Никольской церковью в центре Скоморохово поворачиваем направо и двигаемся до конца села. В этом месте в лесу, на горизонте, в восточном направлении заметен купол и шпиль колокольни ансамбля Благовещенского Погоста. От Скоморохово к Погосту пешком, по заболоченной местности и труднопроходимому лесу, придерживаясь выбранного направления и пешеходной тропы. Погост находится в 500 м не доходя до д. Тимошкино. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Благовещенская церковь в с. Благовещенский Погост редчайший тип крещатого храма, являющийся прототипом церкви Вознесения в Коломенском. Восходит к образцам московского зодчества кон. XV - нач. XVI в.в. Участие в его строительстве принимали, видимо, западноевропейские мастера. Памятник близок по стилю к первым постройкам Александровской слободы времен Василия III. Особенно поражает своей необычностью и скульптурностью архитектурных форм уникальная конструкция перекрытия внутри основного объема с двумя столпами в четверике " .

http://sobory.ru/article/?object=02774

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010