Св. Григорий оставил после себя много сочинений, из которых особенно замечательны: 1) Символ веры, чудный по происхождению, заключающий точное учение о трех лицах Божества, об их единосущии, об их личных качествах, об их действиях в отношении к человеку; 2) Каноническое послание к епископу Понта; 3) Переложение Екклесиаста; 4) Похвальное слово Оригену , и др. (О них см. в «Уч. об Отц. Церкви» Филар. архиеп. Черниг., § 63). † Преставление преп. Никона, игумена Радонежского Имя преп. Никона еще при жизни его «яко освящение некое обносимо было> , говорит древний жизнеописатель его 261 . Родясь в недальнем месте от пустыни богоносного Сергия, в гор. Юрьеве поволгском, он в ранней молодости слышал об ангельской жизни Сергия и пожелал слышать наставления его. Преп. Сергий послал его в научение к ученику своему Афанасию Высоцкому, основателю (1373 г.) Серпуховской обители. Афанасий привял его не без испытания; но видя слезы его и твердую решимость на все, постриг его в иночество. Никон ревностно совершал иноческие добродетели и удостоен был сана священства. Блаж. Афанасий любил Никона; но душа Никона стремилась в пустынь великаго Сергия. Не более двух лет пробыл он в Высоцкой обители и, по благословению Афанасия, отправился посетити. Сергия; Сергий, видя его чистые желания, удержал его в своей обители 262 . Великий наставник сперва назначил ему служение по обители и познакомил с ним братию своей пустыни. Потом принял его в свою келию. Здесь Никон нашел в примере и наставлениях Сергия и духовную мудрость, и побуждения к высшим подвигам, и подкрепления в душевных скорбях. Сердце Никона постоянно было открыто для его наставника. Это само по себе много значило для усовершения в духовной жизни. «Самое объявление отцу худых помыслов, говорит опытный наставник, истребляет их и обессиливает страсти. Как змея, вынесенная на свет, старается убежать и скрыться, так и худые помыслы, будучи открыты на исповеди, отбегают от человека» 263 . Сколько же святого и духовного переходило с наставлениями Сергия в открытую для них душу Никона! Сергий, в последние годы, сперва возложил на Никона часть забот своих о братии, потом, за 6 месяцев до кончины, совсем передал Никону начальство над обителию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1978 году военное училище освободило территорию монастыря. В 1995 году началось возрождение обители. 5 мая этого года Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычнем женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову), возведенную в сан игумении 4 декабря 1998 года митрополитом  Крутицким и Коломенским Ювеналием. 28 июля 1995 года в приделе святителя Алексия была совершена первая Божественная литургия. 25 сентября 1995 года, в связи с празднованием 600-летия преставления прп. Афанасия Высоцкого, и 28 июля 2005 года, в рамках визита в г. Серпухов, обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II. С сентября 1997 года обитель принимает на реабилитацию женщин и девушек, страждущих недугами пьянства и наркомании. 90% прошедших полный курс реабилитации оставили пагубную страсть и вернулись к здоровому образу жизни. Многие остались жить в Серпухове и работают в обители как сотрудницы. 18 мая 2000 года восстановлено почитание прп. Варлаама Серпуховского в лике местночтимых святых Московской областной епархии. В сентябре 2001 года по благословению митрополита Ювеналия при монастыре была открыта православная классическая гимназия во имя прп. Варлаама Серпуховского. Тогда был проведен набор в первый и второй классы. Первоначально гимназия располагалась в муниципальном детском саду, а с 2006 года переехала на территорию монастыря. Сейчас в гимназии обучаются 125 детей с первого по 11 класс. Гимназия имеет государственную лицензию и аккредитацию, конфессиональное представление. В 2014 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия у стен обители был установлен памятник преподобному Варлааму Серпуховскому, который был освящен 4 декабря 2014 года епископом Серпуховским Романом. Богослужение в обители совершается ежедневно. В монастыре действуют золотошвейная, иконописная, рукодельная, швейная и столярная мастерские. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4083774.ht...

В распространении книг в России важное место занимают Греция, Болгария и Сербия. Их участие в этом деле объясняется религиозным общением, а последних двух, кроме того, употреблением общего церковного языка 36 . В Греции было собственно два места, где переводились и переписывались для России книги – Константинополь и Афон. Первым переводом с греческого, который сделали греки еще для Владимира, было – Исповедание веры Михаила Синкелла, а что этот перевод дело греков – можно заключать по языку перевода 37 . Нестор в житии Феодосия говорит, что он посылал одного из братии в Константинополь к Ефрему скопцу, чтобы тот, списав весь устав Студийского монастыря, прислал ему. Получив его, Феодосий велел прочитать устав перед братией, и с того времени начал устраивать все в своем монастыре по уставу монастыря Студийского 38 . Летопись же сообщает, что этот устав принесен иноком Михаилом. Оба известия легко примиряются. По-видимому, через Константинополь в России получены были Еллин. лет. и Толковая Палея 39 . В XIV в. Стефан новгородец в Студийском мон. нашел своих новгородцев Ивана и Добрилу, которые жили там, «списывая книги священного писания, так как они весьма были искусны в книжном деле; отсюда же посылали в Русь много книг: устав, триоди и другие книги» 40 . Митр. Киприан принес оттуда «Синодик правый». В Константинополе переведены соч. Иосифа Евреина «Плены Иерусалима», пис. в 1399 г. Иоанном старцем; Четвероевангелие 1383 г., Диоптра ин. Филиппа, пис. в 1388 г. кир Зиновием (в мон. Иперевлете – Чудов); сборн. житий и поучений, 1392 г., напис. в мон. Иоанна Предтечи, по заказу Афанасия, игумена Высоцкого мон.; Око церковное (Иерус. устав), пис. в 1401 г. в том же мон. Иперевлете, пришлым Афанасием, слова Исаака Сирина , 1420 г., пис. там же для волынского епископа Герасима, писцом Тимофеем; Лествица Иоанна, пис. там же в 1421 г., Евсевием-Ефремом; Четьи-Минеи 1420 г., пис. для игумена Сергиева мон. Зиновия, и как полагают, «сборник», заключающий в себе Паралипоменон И.Зонары, и несколько списков болгарских и сербских переводов, пис. около полов. XV в. и др., большею частью хранящихся в библиотеке Троицкой лавры, находившейся в особенно частых сношениях с русской колонией, жившей в Константинополе 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Затем состоялся крестный ход с чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Высоцкий мужской монастырь был основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и соратником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Со своим благочестивым желанием об устроении монашеской обители он обратился к преподобному Сергию Радонежскому. Они избрали красивое место для будущей обители, находившееся в версте от города на левом берегу Нары, недалеко от впадения ее в Оку, на возвышении, называемым в народе «Высокое». Монастырь воздвигли «во имя Божией Матери в честь Ее зачатия и дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы». А по месту расположения монастырь стали называть Высоцким. Первые три настоятели Высоцкого монастыря преподобные Афанасий Старший, Афанасий Младший и Никита причислены к лику святых. В 1380 г. русское воинство одержало победу на Куликовом поле. Во время битвы Владимир Андреевич командовал Засадным полком, который и решил исход сражения. Возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители своих дружинников воинов-серпуховичей. И над их братской могилой, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве, воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, который в 1381 г. был освящен митрополитом Киприаном. Одновременно была построена теплая каменная трапезная церковь в честь Покрова Божией Матери. Вторым настоятелем монастыря был преподобный Афанасий Высоцкий Младший, который уже при жизни прославился как чудотворец. Его мощи почивают в Покровском храме монастыря. При нем из Византии преподобным Афанасием Старшим были присланы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкий чин». Эти иконы и поныне существуют: шесть из них находятся в Третьяковской галерее, а одна — в Русском музее Петербурга. Третьим настоятелем был преподобный Никита, сродник преподобного Сергия, духовник преподобного Пафнутия Боровского, основатель Костромского Богоявленского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4087728.ht...

И если стены и своды соборного храма всея Руси завершил Иоанн Калита, то недостроенное здание единого русского государства, способного противостоять завоевателям и положить конец «агарянскому владычеству» на Руси, довелось возводить его преемникам — братьям Симеону Гордому и Иоанну Красному — отцу будущего победителя Мамая. На первых этапах становления великороссийской государственности в условиях зависимости от Орды и губительных междоусобиц мудрые правители Московской Руси следовали советам и наставлениям архипастырей Церкви и в их лице получали благословение на свои государственнические труды, имея авторитет церковный надежным гарантом своей созидательной политики. Особенно ярко эта заметная в истории тенденция проявилась в годы управления Русской Православной Церковью святителем Алексием Московским, которого историки справедливо именуют «отцом Куликовской победы». Будучи фактически правителем Московской Руси на протяжении почни двух десятилетий, этот угодник божий среди своих аскетических подвигов и молитвенных трудов, среди постоянных забот государственных воспитал того, кто возглавит объединенные русские рати на Куликовом поле и наголову разобьет гордого и надменного Мамая. В этом своем делании святитель и чудотворец Алексий, митрополит Московский, действовал в единомыслии со своим великим современником преподобным Сергием Радонежским, стяжавшим у потомков славное имя «игумена земли русской». И навсегда в российской истории рядом со святым благоверным князем Димитрием Донским запечатлен образ преподобного Сергия Радонежского, а рядом с его соратником и двоюродным братом святым благоверным князем Владимиром Серпуховским, получившем на поле Куликовом прозвание Храброго, — образ преподобного Афанасия Высоцкого. Так же, как впоследствии рядом с князем Юрием Звенигородским – сыном победителя Мамая, будет стоять фигура преподобного Саввы Сторожевского – братского духовника Троицкого монастыря, подвижника, у которого исповедовался сам преподобный Сергий и которому завещал попечение об основанной им обители.

http://patriarchia.ru/db/text/52030.html

На особое значение Троицкого собора, как избранного места прославления Пресвятой Троицы в России, указывает и видение над собором огненного столпа 25 сентября 1608 года. В ночь под память Преподобного Сергия над монастырем разгорелось такое светлое зарево, что думали, начался пожар. Когда иноки вышли из келий, то увидели «над главою церкви Святой Живоначальной Троицы столп огненный, стоящий даже до неба [...]. По малом времени столп огненный начал нисходить, свился в огненное облако и вошел через окно над дверью в церковь Святой Троицы» (1, с. 134). Подобное явление уже было ранее в истории христианской Церкви перед взятием Царьграда турками. Но тогда огненный столп ушел из Константинопольского храма на небо, предвещая этим оскудение благодати и гибель города. Снисхождение огненного столпа на Троицкий собор в день памяти Преподобного Сергия является противоположным пророчеством: если мы идем за Преподобным Сергием, если мы ученики его, то благодать Божия сохранит нас в единстве любви и веры. 3. Учитель богословия Богословием в древности называлось учение о Троице. Троица – единственный предмет богословия. Поэтому те немногие святые, которые получили именование «Богословов», Иоанн Богослов, Григорий Богослов , Симеон Новый Богослов , были богословы как особливые учители Троичности (40). К особливым учителям Троичности можно отнести и святителя Григория Паламу и Преподобного Сергия, хотя именование «Богословов» не закрепилось за ними. Каждый из богословов Троичности внес свою лепту в церковную сокровищницу: Иоанн – откровение неизреченных тайн Превечного Совета Троицы; Григорий – завершительные вероопределения догмата о Святой Троице; Симеон – учение об обожении человека через стяжание благодати Святого Духа и озарение Троическим светом; Григорий Палама – учение об общей благодати (энергии) Трех Лиц Пресвятой Троицы и об обожении человека через причастность Божией благодати нетварному Свету (5). Исследователи указывают, что учение святого Григория Паламы об общей благодати Пресвятой Троицы глубоко занимало «Преподобного Сергия и для осведомленности в нем он посылал в Константинополь своего доверенного представителя, одного из близко стоявших к нему учеников – Афанасия, игумена Высоцко-Серпуховского монастыря» (28, с. 12; 42, с. 14). Но паламизм послужил лишь основой богословия Преподобного Сергия. Область его собственного богословского осмысления тайны Пресвятой Троицы была иная – христианская нравственность в ее соотнесенности с основами веры. Преподобный Сергий своей деятельностью раскрыл, что духовные устои человека коренятся в благодатной причастности жизни Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Обратившись к состоянию богословской науки и духовного образования, Святейший Патриарх отметил необходимость повышения качества образования православных пастырей и уровня исследовательской работы духовных учебных заведений. Патриарх констатировал необходимость продолжения усилий Учебного комитета, направленных на получение государственного признания дипломов и учёных степей духовных школ РПЦ. В области религиозного образования мирян патриарх Алексий, отметив успешное развитие Международных Рождественских чтений, сосредоточил внимание на ряде нерешённых проблем и призвал усилить духовно-просветительскую работу в приютах, детских домах, в вооружённых силах и местах заключения. В своём докладе Собору предстоятель РПЦ охарактеризовал церковную работу с молодёжью, миссионерские труды, социальное служение, состояние и проблемы богослужебной жизни, финансовое положение и экономическую деятельность Церкви. Говоря об издательской деятельности, патр. Алексий II обратил внимание на успех ряда научных и катехизаторских проектов и поручил Издательскому Совету усилить контроль над качеством православных изданий с целью недопущения самочинного книгоиздания и неканонического «иконотворчества». С удовлетворением отметив высокий научный уровень вышедших к 2004 г. семи томов «Православной энциклопедии», Патриарх констатировал отсутствие заказов на комплекты этого издания в ряде епархий, назвав такое положение дел недопустимым. 4 окт., во второй день работы Собора, состоялось пленарное заседание, на котором был заслушан доклад митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Митр. Ювеналий доложил Собору о работе комиссии в межсоборный период. После Собора 2000 г. в состав поимённо прославленного Собора новомучеников Определениями Святейшего Патриарха и Свящ. Синода были включены имена 478 подвижников, общее число поимённо прославленных новомучеников составило 1588 святых. Митр. Ювеналий представил Собору материалы для общецерковного прославления четырнадцати подвижников, канонизированных ранее как местночтимые святые: преподобных Афанасия Высоцкого, Феодора Санаксарского, Василиска Сибирского, Зосимы Верховского и Пимена Угрешского, праведного воина Феодора (Ушакова), Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, Христа ради юродивых блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и блаженной Матроны Московской. Своим деянием А. С. причислил их к лику святых Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич. В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью. В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался. Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова. По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Переписывание как творческий процесс сложно и продолжительно по времени, а к XIV веку печатного станка еще не изобрели. Приведем в доказательство пример изготовления Остромирова Евангелия, древней русской кириллической рукописи, которая была написана за семь месяцев — с октября 1056-го по май 1057 года. Рукопись содержит 294 листа, стало быть, в день переписывалось полтора листа, и это только из одной книги. То есть синаксари не могли быть сразу внесены в Триодь просто физически. Это осуществлялось постепенно, в зависимости от скорости переписывания Триодей, которых нужна была не одна сотня экземпляров. Но мы знаем о том, что даже в XV и частью в XVI веке еще происходило внедрение нового типа служб, поэтому синаксари в указанное время продолжали существовать и отдельно от Триодиона, причем они могли входить в состав сборников, писаться вместе с поучениями особо чтимых святых, ведь такой вариант для самих же переписчиков было осуществить гораздо легче, чем писать заново Триодь и туда вставлять синаксарный текст. Первое упоминание о чтении синаксарей Триоди в новом, уже переведенном на церковнославянский язык Иерусалимском типиконе будет сделано в Уставе Афанасия Высоцкого под названием «Око церковное» (1401). О чем может свидетельствовать этот факт? Во-первых, о том, что к этому моменту синаксари уже читались за богослужением Русской Церкви, что в свою очередь доказывает верность предположения профессора В.М. Кириллина о появлении их при митрополите Киприане, возглавлявшем Церковь на рубеже XIV–XV веков; во-вторых, что к началу XV века практика чтения синаксарей Великим постом закрепилась. XV век — это столетие, когда предписания Типикона о синаксарях Триоди имели силу, потому как последние только что вошли в богослужебный быт и стали распространяться повсеместно. В указанный период они читались не просто за богослужением, но и вне его. Существует немалое количество рукописных сборников, где синаксарь стоит в одном ряду с писаниями святых отцов. Это говорит нам, что синаксарь в то время приравнивался по авторитетности к святоотеческой письменности и читался вместе с поучениями и словами отцов Церкви, к примеру, за трапезой в монастыре.

http://e-vestnik.ru/church/missiya_sinak...

Радуйся, духовнаго отца своего Афанасия благая отрасль и духодвижная. Радуйся, яко во игумена обители Высоцкой им поставленный. Радуйся, вельми во временней сей жизни подвизавыйся и многих ко спасению приведый. Радуйся, яко и по ныне руководствуеши ны во Отечество Небесное молитвами твоими. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 3 Силою вышняго управляем учитель твой, преподобне отче, со святителем Киприаном Царяграда достиже и тамо престол Патриаршия славы наследова, отгуду бо утешаху тя, подвизая пети: Аллилуиа. Икос 3 Имея в иночестем житии мудраго наставника блаженнаго Афанасия, преуспевал еси преподобне, в подвизех и трудех, восходя от силы в силу, да совершен инок явишися и отец братии чадолюбивый. Мы же, воспевая подвиги и труды твоя, взываем ти сице: Радуйся, всех любезно в доброе и спасительное пристанище наставляющий; Радуйся, в монашеское отишие, аки в некоем корабле безопасном, к тебе приходящих водителю. Радуйся, собранное тобою духовное стадо бодренным оком выну назирающий. Радуйся, твоих учеников и наследников непрестанно на путь Божиих заповедей наставляющий. Радуйся, не словом точию, но множае паче делом и усердною к Богу молитвою их поучающий. Радуйся, твоих купножителей монашескими правилы красно и боголепно украшающий. Радуйся, заповедей и велений Божиих усерднейший исполнителю. Радуйся, к чистому и непорочному житию благопоспешный предводителю. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 4 Бурю житейскаго моря воздвизаемую на люди Христовы человекоубийцею искони диаволом научал еси безбедно преходити, глаголя: “сохраняйтеся в малом, да не впадете в великая, блюдите помышления ваша немятежна и Богу пойте присно: Аллилуиа”. Икос 4 Слышаша ближнии и дальнии богоугодное житие твое, Афанасие отче наш, и к потоку богодухновенных словес твоих во множестве притекаху, с веселием зовуще тебе: Радуйся, отче наш преславный. Радуйся, пастырю наш предобрый. Радуйся, наставниче наш, Богом наученный. Радуйся, добродетели всякия правило.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010