Простой, да непростой К 20-летию со дня кончины лаврского архимандрита Афанасия (Алафинова) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Архимандрит Афанасий (Алафинов) в келье 20 лет назад, 27 сентября 2002 года, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре отошел ко Господу удивительный подвижник XX века архимандрит Афанасий (Алафинов) — смотритель Троицкого собора, большую часть своей жизни в буквальном смысле слова проживший подле мощей преподобного Сергия Радонежского. Архимандрит Афанасий (в миру — Алексей Константинович Алафинов) родился 30 марта 1932 года в городе Ряжске Рязанской области, в крестьянской семье. По окончании в 1944 году четырех классов начальной школы работал каменщиком. В 1952–1955-м годах служил рядовым в армии в одной из артиллерийских частей, потом работал охранником электростанции города Каганович Московской области (в 1957-м г. переименован в Новокаширск, в 1963-м г. включен в состав близлежащего г. Каширы). В декабре 1957 года Алексей был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. В монастыре он нес послушания свечника, дежурного на проходной, звонаря, дежурного в надкладезной часовне. В монашество был пострижен 17 апреля 1959 года наместником лавры архимандритом Пименом (Хмелевским), с наречением имени в честь преподобного Афанасия Высоцкого (Старшего), Серпуховского чудотворца — ученика преподобного Сергия Радонежского. В монастыре он нес послушания свечника, дежурного на проходной, звонаря, дежурного в надкладезной часовне 18 июля 1964 года в Успенском соборе лавры монах Афанасий был рукоположен во иеродиакона митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым), 8 октября 1965 года им же рукоположен во иеромонаха. В 1974-м году возведен в сан игумена, в 1990-м году — в сан архимандрита. Отец Афанасий более 30 лет нес послушание в Троицком соборе, у святых мощей преподобного Сергия, а последние 12 лет жизни был старшим смотрителем собора. Батюшка приходил в собор рано утром, до начала братского молебна, и уходил в десятом часу вечера. Он ревностно относился к своему послушанию и не оставлял его даже во время болезни. Однажды отец Афанасий рассказал в разговоре Олегу Стародубцеву, в будущем доценту Сретенской духовной академии, а тогда еще просто работнику бригады реставраторов, что в соборе похоронено почти 300 человек. На вопрос, как такое возможно, ведь это слишком большая величина, а собор маленький, батюшка ответил: «А они в 3 ряда лежат». И лишь потом проводили археологические раскопки, и выяснилось, что там не в 3, а в 5 рядов лежат останки. «Откуда он это знал? Я не знаю. Есть наука, а есть прозорливость», — удивлялся впоследствии Олег.

http://pravoslavie.ru/148441.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Высоцкий, Старший, прп. - житие Первый настоятель Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Высоцкий Старший, по слову летописца, родился в Ростове. В крещении его нарекли Андреем. Детские годы будущего подвижника, как повествует житие преподобного Афанасия, протекали в области Новгородской. Его благочестивые родители, пресвитер Авксентий и Мария, вели воспитание сына в строго церковном духе. С детских лет его обучали чтению Священного Писания и пению псалмов, отчего в юном сердце слагались святые образы жизни по Евангелию, жажда молитвы и желание постоянного пребывания в храме Божием. Однажды на литургии, внимая Евангельскому гласу: " аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет " (Мтф., 16, 24), отрок Андрей, объятый благодатью, возгорелся неодолимым желанием иноческого подвига и вскоре, оставив родительский дом, пешком из Обонежья отправился в радонежскую обитель Святой Троицы, к Преподобному Сергию, имя которого славилось по всей Русской земле. Представ пред благодатным игуменом, юный странник пал к его стопам и со слезами просил принять в число братии, дабы спасительным путем монашества следовать за Христом. Не по годам старческое разумение расположило Преподобного Сергия. Андрей остался в монастыре и скоро показал себя благопослушным тружеником, строгим постником и молитвенником. По истечении времени искуса Преподобный Сергий постриг его в монашество с наречением имени Афанасий. Преподобный много наставлял любимого ученика в изучении Священного Писания и развивал его замечательные способности к книжному письму. Иноческому просвещению Преподобный Сергий, сам носитель высочайшей духовной культуры, уделял особое внимание, и относился к книгописанию как к важнейшему делу служения монастырей разоренной татарами Руси. Насаждение Преподобным Сергием иноческого просвещения через многочисленные монастыри его школы принесло на Русскую землю расцвет духовной книжности, благодаря чему Церковь получила возможность обогащения вселенским опытом православной мысли, и в первую очередь творениями Церкви Византийской.

http://pravicon.com/info-1844

Arhiva De ziua srbtoririi icoanei Maicii Domnului „Potirul Nesecat” Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a oficiat Liturghia la mnstirea din Vysokoe, or. Serpuhov, i a condus hirotonia arhimandritului Parmen (cipeliov) în treapta de episcop de Cistopol i Nijnekamsk 18 mai 2015 14:51 18 мая 2015 года, в день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил подмосковный город Серпухов. Утром Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Высоцкий мужской монастырь г. Серпухова, где находится чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». У святых врат обители Святейшего Патриарха встречали Патриарший наместник Московской епархии   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , настоятель Высоцкого монастыря епископ Серпуховской Роман и архиереи, прибывшие на торжества в Серпухов. Святейший Владыка посетил церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где поклонился чудотворному образу Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и мощам преподобного Афанасия Высоцкого. На монастырской площади, где под сенью между Никольским собором и настоятельским корпусом с церковью в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» был установлен престол, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Пармена (Щипелева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского ( Татарстанская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий ; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации ; епископ Илиан (Востряков) ; епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай ; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий ; епископ Зарайский Константин ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Алексий Михаленя, временно исполняющий обязанности секретаря Московского областного епархиального управления; протоиерей Иоанн Антипов, секретарь Альметьевской епархии Татарстанской митрополии; духовенство Московской епархии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4083831...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никита Боровский, Костромской, прп. - житие Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный Память 15 сентября и в Соборе Радонежских святых Ученик и, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье. Принял постриг и пребывал в обители преподобного Сергия в числе его учеников. Предположительно, не позднее середины 1380-х годов преподобный Никита поступил в братию Серпуховского Высоцкого монастыря. Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1414 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился в Боровск, где по преставлении преподобного Никифора стал духовником Высоко-Покровского монастыря. Здесь, около 1415 года, поступил к нему в ученики преподобный Пафнутий Боровский. В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. В 1422 году преподобный Никита сподобился увидеть обретение святых мощей своего сродника и учителя преподобного Сергия Радонежского. Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного собора построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

http://pravicon.com/info-3020

Храм мученика Иоанна воина (Мартьянково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм мученика Иоанна воина (Мартьянково). До начала ХХ в. в селе существовала каменная однокупольная церковь в стиле классицизма с небольшой трапезной и колокольней, выстроенная в 1802-1803 гг. на средства А.Г. Высоцкой. Содержание История [ править править код ] Мартьянково – деревня Ашукинского городского поселения, находящаяся в 18 км к северу от города Пушкино. Впервые селение упоминается в Писцовой книге 1573 года, как пустошь в поместье князя Антона Михайловича Ромодановского, затем Степана Григорьевича Шлягина в стане Радонеж Московского уезда. Первые упоминания о храме относятся к 1729 году, когда владелицей села была помещица Фекла Афанасьевна Протасова. 19 мая 1729 года она подала в Синодальный Казенный приказ прошение о строительстве за свой счет деревянного храма в честь святого мученика Иоанна Воина, который в дальнейшем и был здесь сооружен. Документы сохранили имена последующих владельцев села: в 1769 году князь Василий Елисеевич Оболенский продал Мартьянково Никите Федоровичу Спечинскому. Позднее Мартьянково переходит к фабрикантам Армандам. В 1802-1803 годах на месте старого деревянного храма на средства А.Г. Высоцкой был возведен новый каменный храм. Миновал почти целый век, и 25 июня 1902 года губернское правление дало разрешение на строительство нового храма, основной престол которого был посвящен Казанской иконе Божией Матери, а приделы расположенные в трапезной части храма, посвящены святому мученику Иоанну Воину и святому великомученику Георгию Победоносцу. Проект храма был выполнен архитектором В. Башкировым, его чертежи и поныне хранятся в Центральном Государственном архиве Москвы. С 1907 года по 1937 год настоятелем храма был протоиерей Николай Михайлович Успенский, после закрытия храма переведенный на служение в город Ивантеевку, а затем в город Солнечногорск, где он в 1943 году мученически погиб от рук бандитов, которые, вдоволь надругавшись над старым священником, убили его с особой жестокостью.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_мученика_...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранному Богом во игумена обители Высоцкия и дивному в преподобных отцу нашему Афанасию составим похвалу! Той бо, яко отец чадолюбивый, молит за ны прославльшаго его Господа да сохранит обитель сию от нестроений и наветов злых человек и нас всех соблюдет в мире и единомыслии и любви; мы же любовию сыновней к нему преисполненнии, со умилением благодарственно зовем дивному угоднику Христову: Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Икос 1 Ангелов Творец и всея твари Создатель, явивый Церкви Святей всесветлаго светильника, от града Ярославля призвавый тя, преподобне отче наш Афанасие, в пределы града Серпухова во обитель Пречистыя Девы иже на Высоком приведе тя. Мы же, видя совершение благия воли Господни на тебе, с любовию вопием ти сице: Радуйся, града Ярославля преславное прозябение. Радуйся, пророка древняго Амоса имя получивый при крещении. Радуйся, яко из детска ум и душу твою Господеви предавый. Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый. Радуйся, во обитель Высоцкую пришедый и тамо покой душе своей обретый: Радуйся, от юности твоея ярем Христов на ся восприявый. Радуйся, богомудрым учителем твоим Афанасием в монашестем делании умудренный. Радуйся, образ иноческаго доброделания чрез все житие твое пронесый. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 2 Видев преподобный Афанасий строгия уставы обители Высоцкия возрадовался духом: издетска бо желаху постное иноческое житие на себе восприяти и Богу пети: Аллилуиа. Икос 2 Разуме преподобный учитель твой Афанасий велию ревность твою по Бозе и яко богоугодным житием твоим безсмертие улучиши духовное, Афанасием тя нарекает — безсмертию тезоименитым содевает. Восхваляюще дивное житие твое, преподобне, приносим ти сия похвальныя словеса: Радуйся, блаженнаго Афанасия, первого игумена Высоцкаго, любимый учениче. Радуйся, от руки его постриг монашеский приемый. Радуйся, Афанасием им нареченный. Радуйся, руководством его ко спасению вечному направленный.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Е.Н. Погожев Св. Преподобный Никон Радонежский Св. Преп. Никон Радонежский. Один из ближайших учеников великого игумена Сергия, преподобный Никон, родился в городе Юрьеве Польском, в нынешней Владимирской губернии. В ранние годы свои слышал он о равноангельской жизни преподобного Сергия, умилялся словами этими и стремился увидать праведника. Когда Никон пришел к преподобному Сергию и просил оставить его в обители, преподобный отослал юного отрока к одному из учеников своих, Афанасию Высоцкому, подвизавшемуся под Серпуховым. – Ты молод – сказал ему преподобный Афанасий – а иночество дело великое. Никон настаивал. – Многие приходили сюда, возражал старец, но не выдерживали постничества и воздержания и уходили. Иди в другое место, и там предавайся посту. Долго моли Афанасия Никон, а тот говорил ему о трудности иночества. Наконец, видя его твердое решение, Афанасий постриг Никона и стал руководить им. Удостоенный сана священства, Никон жаждал новой встречи с преподобным Сергием. И дивный игумен оставил его на этот раз в своей обители. Он выказывал ему особое доверие и велел жить ему в одной келии с собой. Готовя в Никоне преемника себя, преподобный Сергий возложил на Никона часть своих попечений о братии. И за шесть месяцев до блаженной кончины своей пред всеми вручил ему руководство монастырем. Оплакивая наставника своего, Никон сперва покорно нес бремя настоятельства, но потом пожелал заключиться в уединенной келии. И тогда братия избрала себе в игумены преподобного Савву. Шесть лет жил в безмолвии Никон, а, когда Савва отказался от игуменства, братия снова избрала преподобного Никона. Когда совершилось нашествие на русскую землю полчищ свирепого хана Едигея, в 1408 году, преподобный Никон молил Христа, чтоб Он защитил от разорения Троицкую обитель. И увидал он в тонком сне входящих к нему в келию святителей Московских, Петра и Алексия с преподобным Сергием, и сказал преподобный ученику своему: – Радуйся, игумен! Господу угодно, чтоб сие нашествие коснулось сего места, но не скорби, обитель не запустеет, а процветет еще более.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 2 декабря 1374 г. Описание: История Монастырь входит в число девяти обителей, основанных прп. Сергием Радонежским, который по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго пришел со своим учеником Афанасием в Серпухов и 2 декабря 1374 г. совершил молитву на основание монастыря. Место для обители было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на холме Высоком, давшем название монастырю. Первым настоятелем обители стал прп. Афанасий Старший — ученый муж и книгописец, благодаря его трудам Высоцкий монастырь приобрел значение центра книжного образования и учености. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал прп. Никон Радонежский. После победы в Куликовской битве Серпуховский князь Владимир Андреевич, командовавший Засадным полком, захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Собор был освящен вместе с построенной митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном в 1381 г. трапезной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Вторым игуменом Высоцкого монастыря стал прп. Афанасий Младший. При нем монастырь продолжал процветать. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г., во время нашествия крымско-ногайской армии, он явил свое заступничество городу и родной обители, и тех пор преподобный почитается как небесный покровитель Серпухова. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкую обитель нередко посещали знать и сам царь. Для подобных случаев в монастыре имелись особые царские палаты. В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. Город Серпухов, являясь южной оборонительной границей Московского княжества, часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов, монастырь также неоднократно подвергался разграблению — во время нашествия на Русь хана Девлет-Гирея, в Смутное время.

http://patriarchia.ru/db/text/5824750.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Высоцкий, Младший, прп. - житие Преподобный Афанасий Высоцкий Младший Преподобный Афанасий Высоцкий Младший, второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амос. Отец его Илларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего «острым умом», в строгих правилах благочестия. 2 декабря 1374 года преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича посетил Серпухов, и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго зачатия Ее праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду. Желая «научиться пути Господню», юный Амос в 1378 году пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем — Афанасий. В 1381 году, через 3 года по пострижении, при освящении нововыстроенного соборного храма, когда преподобный Афанасий Старший был возведен во игумена, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия рукоположил его во иеродиакона, а еще через 2 года он был посвящен во иеромонаха. Во время путешествия в Киев, преподобный Афанасий Старший, видя опытность преподобного Афанасия, поручил ему управление обителью, а в 1387 году, вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии в нем умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и к молитвенным подвигам и братии. Уме удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя им, сердце и помыслы ко Господу.

http://pravicon.com/info-1843

Мартьянково. Церковь Иоанна Воина. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Воина Год постройки:Между 2001 и 2002. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Пушкинский район, деревня Мартьянково Координаты: 56.191451, 37.788248 Проезд:От пос. Ашукино на северо-запад (в сторону Муранова) около 12-и км до д. Володкино, далее на юг 2 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Мартьянково – деревня Ашукинского городского поселения, находящаяся в 18 км к северу от города Пушкино. Впервые селение упоминается в Писцовой книге 1573 года как пустошь в поместье князя Антона Михайловича Ромодановского, затем Степана Григорьевича Шлягина в стане Радонеж Московского уезда. Первые упоминания о храме относятся к 1729 году, когда владелицей села была помещица Фекла Афанасьевна Протасова. 19 мая 1729 года она подала в Синодальный Казенный приказ прошение о строительстве за свой счет деревянного храма в честь святого мученика Иоанна Воина, который в дальнейшем и был здесь сооружен. Документы сохранили имена последующих владельцев села: в 1769 году князь Василий Елисеевич Оболенский продал Мартьянково Никите Федоровичу Спечинскому. Позднее Мартьянково переходит к фабрикантам Армандам. В 1802-1803 годах на месте старого деревянного храма на средства А.Г. Высоцкой был возведен новый каменный храм. 25 июня 1902 года губернское правление дало разрешение на строительство нового храма, основной престол которого был посвящен Казанской иконе Божией Матери, а приделы, расположенные в трапезной части храма, посвящены святому мученику Иоанну Воину и св.великомученнику Георгию Победоносцу. Проект храма был выполнен архитектором В. Вашмировым, его чертежи и поныне хранятся в Центральном Государственном архиве Москвы. С 1907 по 1937 год настоятелем храма был протоиерей Николай Михайлович Успенский, после закрытия храма переведенный на служение в город Ивантеевку, затем в город Солнечногорск, где он в 1943 году мученически погиб от рук бандитов. Ориентировочно в 1937 году храм был закрыт, постепенно были утрачены иконы и богослужебная утварь, а в 1959 году по инициативе председателя местного колхоза он был почти полностью разрушен. Делалось это с целью использования храмового кирпича в качестве строительного материала для колхозной бани.

http://sobory.ru/article/?object=23394

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010