Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница. В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время. Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями. К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату. С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский. В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н. Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И. Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже. К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Радуйся, во благоухании святыни сном смертным опочивый. Радуйся, на лоно Авраама Ангелы несенный. Радуйся, пением неземным от святых небожителей встреченный. Радуйся, яко память твоя с похвалами и успение со святыми. Радуйся, яко отверзошася тебе врата райская, и вшел еси в радость Господа твоего. Радуйся, венец безсмертныя жизни от руки Вседержителя приемый. Радуйся, в Чертозе Небеснаго Домовладыки ликовствуяй. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 9 Вся братия удивляхуся зело, егда церковных вещей хранитель на тя, преподобне, гневался и не хоте и на погребение мощей твоих итти и сего ради от дручения демонскаго мучим быв, в ров могильный ввержеся и абие исцеление получи, поя его мучения вражия свободившему Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витийствовати язык не довлеет воспевая милость и кротость твою, егда брату гневавшемуся на тя, преблаженне, прощение ниспослаше: уже сый в гробе своем погребен из онаго руку свою протяже, приемше брата твоего рекл еси ему: “вскоре имаши оставити жизнь свою, близ кончина твоя”. И в третий день по глаголу блаженнаго преставися монах той. Сему удивляющеся вопием ти сице: Радуйся, разрушителю вражды и насадителю братолюбия. Радуйся, яко по успении твоем руку мира брату твоему милостиво подавый. Радуйся, сим преславным видением всех удививый. Радуйся, яко и по смерти твоей отец чадолюбивый являешися. Радуйся, щедрот и милования струя неизсякаемая. Радуйся, любве и сострадания явление многочудесное. Радуйся, душевных недугов благосердный целебниче. Радуйся, телесных болезней предивный врачу. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 10 Спасение принесл еси, блаженне, обители твоей и граду Серпухову иногда, егда зловерцы агаряне и польския люди разорити сии устремишася и множество народа плениша и разориша и острием меча побиша. Дивно в видении всем явися, враги устрашая и прогоняя, и вся верныя подвизая пети избавителю Богу: Аллилуиа. Икос 10 Царя Небеснаго Христа явился еси отче грозный воин, егда на коне белом из обители вышедший виден был еси и в церковь каменну во граде стоящу вшедый, яко дивитися агаряном зело. От церкви же тоя, в руках жезл велик имея един, внезапу зело скоро на врагов оных устремися, грозя жезлом тем. И бежаша вон вся орда, убоявшися видения сего; людие же свобожденнии с благодарностию воспеша тебе:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, во Едином Бозе всю сладость жития полагати вразумляяй. Радуйся, приятное благоухание духовнаго умиления. Радуйся, обитель Высоцкую и град Серпухов молитвою твоею облагоухавый. Радуйся, делателю благий, в мале верный, над многим поставленный. Радуйся, в радость Господа твоего вшедый. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 7 Хотящу Всевышнему Мироправителю призвати праведника своего в Небесныя Скинии по немалых летех во игуменстве пребывша, на кончину изнеможение старческое и скорбь телесе приял еси, преподобне, якоже Иов оный не преставая благословляти Господа и пети Ему: Аллилуиа. Икос 7 Ново и необычайно течение совершил еси жития твоего, святче Божий, в мире сем чуждо всякия скверны греховныя, сего бо ради аще и умерл еси на земли плотию, но душею в вышнем селении всегда жив сый, нам же, во святей обители твоей живущим, теплым твоим ходатайством пособствуеши, вопиющим к тебе таковая: Радуйся, Ангелов подобниче и человеков красото. Радуйся, святости и чистоты крине благоуханный. Радуйся, терпением твоим с многострадальным Иовом сравнивыйся. Радуйся, болезньми многими здравие души стяжавый. Радуйся, жителю Божественнаго селения. Радуйся, достигий вечнаго упокоения. Радуйся, всесветлаго Царствия Христова наследниче. Радуйся, Иерусалима Горняго граждане. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 8 Слышавши убо о блаженней кончине твоей, премилостивый, обители твоея братия и многия люди собрашася на успение твое; многотрудное тело твое достодолжно с чинопением честно провождающе, погребоша оное во гробе, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа. Икос 8 Весь сладость и желание тебе, преблаженне, бысть Христос Иисус, егда в житии сем молитву Его не преставал еси повторяти; и в преселении твоем от земных в небесная истее причастился, отче, сладости и желания в невечернем дни Царствия Его. О сем ведуще и о таковом блаженном успении твоем радующеся, сия достойныя тебе приносим глаголы: Радуйся, святче Божий, свято и праведно жизнь земную совершивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Ученики преподобного Сергия: преподобные Афанасий Старший, Афанасий Младший и Никита управляли Высоцким монастырем на протяжении первых сорока лет, вошедших в летописи монастыря как «святое сорокалетие». Со второй половины XVIII века благосостояние обители стало падать, но с начала XIX вновь начало расти. И к началу XX века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей нашего Отечества. В 1924 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Тихон. В 1929 г. последнего настоятеля монастыря архимандрита Пантелеимона арестовали, а в 1929 г. монастырь окончательно закрыли. В течение полувека в монастыре размещались разные организации, казармы, склады, гаражи, загоны для скота. Были разрушены три башни, большая часть монастырских стен; как не имеющий исторической ценности, был снесен храм в честь преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. В 1991 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви, в нем вновь возобновилась монашеская жизнь. 25 сентября 1995 г., в день 600-летия со дня преставления преподобного Афанасия Высоцкого младшего, и 28 июля 2005 г., в связи с празднованием 625-летия Куликовской битвы в день памяти Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Совместными усилиями братии монастыря, прихожан и паломников монастырь возрождается. Сейчас в нем собрано множество святынь, среди которых известный во всем православном мире чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В обители множество икон, святых мощей и других святынь. Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным, по окончании Литургии, водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Наместником монастыря, решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г., является епископ Серпуховской Роман, викарий Московской епархии, благочинный монастырей Московской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4087728.ht...

Аркадий Елфимов рассказал о выставке книг фонда в библиотеке официальной резиденции Президента Российской Федерации в Московском кремле. Такой чести не удостаивалось ни одно российское издательство и ни один российский регион. «Но такого успеха не было бы без наших попечителей, - подчеркнул Аркадий Григорьевич. – Представляю вам Сергея Павловича Козубенко, профинансировавшего наши очень дорогостоящие издания. Кроме того, он поставил памятники – Шукшину на горе Пикет, княгине Ольге во Пскове, Ершову на родине в Ишиме, на родине Петра Ершова в деревне Безруково построил храм. Мы вам безмерно благодарны!» «Ишим и Тобольск связаны именем Петра Павловича Ершова. В Ишиме в 16-й раз мы проводим церемонию награждения премией Ершова писателей за детские книги. Я бы хотел по поручению главы города Ишима наградить Ершовской медалью главу Тобольска Афанасьева Максима Викторовича. А если говорить о последнем значимом для меня событии, то это открытие памятника Петру Первому, который я подарил городу Омску, и открытие которого состоялось совсем недавно в конце мая», - сказал Аркадий Григорьевич. Сергей Павлович подарил тобольским библиотекам, музею и епархии несколько изданных им книг - посвященную скульптору Вячеславу Михайловичу Клыкову, «Кавказский крест России», книгу об олимпийских чемпионах России, о полководце Суворове, об адмирале Нахимове, а также детские книги и журналы. В завершение встречи всех ждал еще один сюрприз: песня Высоцкого, исполненная прославленным чемпионом Александром Ивановичем Тихоновым. Но вначале он поделился воспоминаниями о встрече с великим Дмитрием Шостаковичем, о спортивных победах - своих и российских спортсменов. Также чемпион рассказал о книге «Тихонов – навсегда», посвященной его рекорду, которому уже 41 год, и который никто не побил еще: 4 олимпиады с золотыми медалями. «И этот рекорд принадлежит России», - подчеркнул Александр Иванович. В заключение встречи весь зал стоя исполнил песню «День Победы». Аркадий Григорьевич Елфимов , председатель президиума, основатель общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/08/ro...

В 1398 или 1399 г. преподобный Савва, возвратив игуменство вышедшему из затвора преподобному Никону, направился под Звенигород. Здесь княжил второй сын Дмитрия Донского Юрий Дмитриевич, крестник преподобного Сергия и его глубокий почитатель. В 1399 г., после успешного завершения порученного ему великим князем похода против камских болгар, Юрий выстроил в Звенигороде соборный храм Успения «на Городке», а затем стал усиленно просить святого Савву взять на себя труд построения обители близ Звенигорода. Савва согласился, и монастырь был выстроен в местечке, называемом Сторожами. Впоследствии он получил название Саввина Сторожевского монастыря. Соборный храм его в честь Рождества Пресвятой Богородицы был возведен около 1404 г. 16  Заботясь об украшении звенигородских соборов фресками и иконами, Юрий Дмитриевич стремился привлечь к этой работе лучших художников. По-видимому, он пригласил и Андрея Рублева, возможно, по рекомендации преподобного Саввы. В. П. Лазарев находит, что в Звенигороде сохранились несомненные следы деятельности Андрея Рублева 17 . В конце 1918 г. приступила к работе Звенигородская реставрационная экспедиция под руководством И.Д. Протасова и Г.О. Чирикова 18 . Чирикову удалось найти в сарае (возле Успенскою собора на Городке), под грудой дров, три иконы, представляющие собой поясные изображения Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла 19 . Как доказала В.Г. Брюсова, эти иконы являются остатками деисусного чина из Звенигородского Рождественского собора 20 . Все три иконы находятся в Третьяковской галерее 21 . Из них с наибольшей степенью вероятности приписываются кисти Рублева две, а именно: «Спас» и «Архангел Михаил» 22 . Впрочем, В.П. Лазарев считает произведением Рублева также и икону «Апостол Павел»; по его мнению, она является претворением на иной лад известной иконы апостола Павла из так называемого «Высоцкого чина», присланного святым Афанасием из Константинополя в родной ему Высоцкий монастырь в период межди 1387 и 1396 гг. 23 В Успенском Звенигородском соборе сохранились (сильно поврежденные) фрески, из которых часть, быть может, написаны Рублевым. В. Н. Лазарев приписывает ему изображения святых мучеников Флора и Лавра, выполненные в виде медальонов па алтарных столбах (из них сохранилось только изображение святого Лавра) 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В кон. XIX в. получил широкое распространение образ А. В. в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 80-х гг. XIX в. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского ТСЛ. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. XX - нач. XXI в. в Высоцком мон-ре: икона в местном ряду иконостаса Никольской ц. (А. В. написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским ); настенное погрудное изображение А. В. худож. В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисусном чине иконостаса ц. во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова) , 50-е гг. ХХ в.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий мон-рь), А. В. стоит слева, рядом с прп. Никоном. Лит.: Тренев Д. К. Серпуховский Высоцкий монастырь: Его иконы и достопамятности. М., 1902; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря: Сб. док-тов/Сост.: С. С. Ермалаев, Е. Е. Лыков, В. В. Шилов. Серпухов: Мат-лы и исслед. по истории Серпуховского края. М., 1993; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 62. И. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/76986.html

Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания ( Каледа) сделала сообщение о подготовке к XXVI Международным Рождественским образовательным чтениям, посвященным теме «Нравственные ценности и будущее человечества». Синодальный отдел уже не первый год в рамках Рождественских чтений разрабатывает направление «Древние монашеские традиции в условиях современности». Монашеское направление пройдет 25−26 января 2018 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы. Игумения Иулиания сообщила также, что в восемнадцати епархиях прошли региональные этапы монашеского направления XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. Епископ Серпуховской Роман в своем выступлении отметил наиболее важные особенности сегодняшней жизни двадцати четырех (12 мужских и 12 женских) монастырей Московской епархии. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия акцент в них делается на совершении вечерних и утренних богослужений — полного суточного богослужебного круга. Владыка Роман также упомянул о проведении в Серпуховском Высоцком мужском монастыре регионального этапа Рождественских чтений, собравшего около ста участников. Далее на эту тему было предоставлено слово представителям других епархий. О проведении монашеских секций и конференций в рамках регионального этапа Чтений рассказали иеромонах Варфоломей (Минин) (Богородице-Рождественский монастырь г. Владимира); игумен Александр (Чебанов), ответственный за монастыри Новосибирской епархии; игумен Афанасий (Гриценко) ( Ставропольская епархия ). Игумения Иулиания в дополнение к сказанному отметила, что на монашеском направлении Рождественских чтений стал преобладать формат круглых столов и обсуждений. 26 января 2018 года запланировано проведение семинара « " Покаяния двери " : современная монашеская жизнь как путь ко спасению и совершенству» и круглый стол «Монашеские обеты и свобода личности: практические аспекты внутренней жизни в современных монастырях». Заместитель председателя  Синодального отдела обратилась к участникам собрания с просьбой присылать предложения по проведению монашеской секции XXVI Международных Рождественских образовательных чтений и вопросы в письменном виде.

http://patriarchia.ru/db/text/5083065.ht...

Подробное описание самого часового механизма, изображенного на миниатюре Лицевого летописного свода (Древний летописец), было помещено под 1404 г. в Троицкой летописи 1408 г.: «В лето 6912, Индикта 12, Князь великий замысли часник и постави е на своем дворе за церковью за Св. Благовещеньем. Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человека видно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено…цена же сему беяше вящьше полувтораста рублев». Тем же 1404 г. датируется уникальное известие иеродиакона Игнатия Смольнянина в «Сказании летом вкратце»: «Того же лето приходила царица Калоянова в святую лавру», что позволяет предположить прибытие афонского мастера, изготовившего благовещенское «часомерье», в составе этого посольства. Пресвятая Богородица – Игуменья Святой Горы Здесь необходимо отметить, что на Святой Горе Афон по сию пору строго соблюдается древнее указание Иерусалимского устава: «должно есть екклисиарху имети опасство в псалмопении и в чтении, да солнцу восходящу бывает отпуст». В соответствии с этим неотъемлемую принадлежность каждого афонского храма составляют часы, боем которых экклезиарх и диаваст руководствуются в заполнении служб чтениями и протяженностью пения. Такие «часы с арапом», весьма сходные с творением инока Лазаря Серба, сохранились до настоящего времени на византийской звоннице 1427 г. в афонском монастыре Ватопед. Нужно полагать, что подготовка к столь значительным литургическим преобразованиям в Русской Церкви велась заранее, в связи с чем особого внимания заслуживает пребывание митрополита Киприана на Афоне, о котором он сам подробно повествует в своих «Ответах» игумену Афанасию Высоцкому, «въпросившему о некоих потребных вещех». Датировать это посещение Киприаном Святой горы Афон возможно не ранее 1363 г., когда Киприан впервые прибыл в Константинополь вместе со своим старцем Феодосием Тырновским, который наставлял его в исихии в болгарском Келифаревском монастыре.

http://pravoslavie.ru/2577.html

Распространение скитов как формы организации монашества связано с возрождением традиций египетского монашества. В определенной степени эта форма противостояла общежительным монастырям и более соответствовала практике ранних исихастов. История славянского монашества не знает скитов до начала XIV в. Их появление связано с тем образом монашеского «делания», которое распространяли исихасты. Ценность изучаемого памятника и состоит в том, что в нем подробно описаны порядки в ските и даны правила монахам-скитянам. Сама необходимость подобной записи свидетельствует о том, что описываемые в нем порядки не были широко известны и нуждались как в фиксации, так и в обосновании. Составитель Устава многократно подчеркивал, что в его тексте не содержится ничего, противоречащего преданию: «и ш dijit кто шотаи с ниутожс wkffccth или κολ и шитсдьстм стыпнс4нни. н б " аилъскй» 454 . Эти слова можно понимать не только как обычное подчеркивание соответствия текста преданию, но и как отражение некоторой ситуации полемики вокруг создаваемого текста и описанного в нем образа жизни монахов. Вызывает вопрос и тот факт, что имя подвижника, давшего этот устав, не названо (сйд w oiyi нашего Ар&ждти & ндшслга 455 . Можно предположить, что автором устава был один из славянских учеников Григория Синаита , поселившегося в Парории. Однако для более точной атрибуции нет достаточных оснований. Возможно, изучение рукописной традиции устава даст новые данные Для определения места его возникновения. В кругу славянских книжников, связанных с Григорием Синаитом , было немало образованных писателей. Среди его учеников выделяется Иаков, с 1345 г. митрополит Серский, который был со своим учителем на Афоне. Иаков Серский известен своими трудами как на греческом, так и на славянском языке, а также своей связью с Синаем, куда он делал книжные вклады. Можно также обратить внимание на послание митрополита Ки- приана Афанасию Высоцкому, основателю монастыря в Серпухове, в котором он, отвечая на вопросы Афанасия, говорит, что на вопрос «о своем бо спасении и пребывании, или како в келии подвизатися, и како братию поучевати» отдельно будет сказано 456 , что может подразумевать и данный текст, который прямо содержит ответы на поставленные вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010