Самое раннее известие о Липицах содержится в грамоте царя Ивана IV к властям города Серпухова от 20 июня 1560 г. — об охране соседствовавших с этим селением лугов Высоцкого монастыря от потравы проезжими людьми. Тогда Липицы были активным пунктом на большой дороге, связывавшей столицу с Тулой и Рязанью, у перевоза через Оку, и числились селом, то есть там, видимо, успела появиться церковь. По местному преданию, вначале приходским центром данной округи было село Саларево, от которого в 1890-х гг. сохранялось лишь воспоминание в виде названия леса в нескольких километрах от с. Липицы. О бытности в Липицах Благовещенского храма на рубеже XVII-XVIII вв. свидетельствует запись на полях старинной богослужебной книги — Триоди. В этой записи говорится о пожертвовании Триоди в данный храм 4 марта 1700 г. крестьянами приходской деревни Банино Тимофеем Стефановым и его племянником Иваном Варфоломеевым. В то время приход относился к дворцовой волости, которая вскоре перешла во владение петровского канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. Его старанием в 1733-1735 гг. в Липицах был возведён существующий ныне храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Памятной страницею местной истории XVIII в. стали прошедшие здесь детские годы видного церковного иерарха митрополита Московского Платона Левшина (1737-1812), вмиру Петра — сына липицкого священника Георгия Данилова. При рождении будущего митрополита его отец служил причётником в селе Чашниково (ныне в Солнечногорском районе Московской обл.), позднее был переведён священником в Липицы. В изданном в 1813 г. описании поездки митрополита Платона в Киев (1804 г.) отражено посещение им родных мест в Липицах и Серпухове, где он учился грамоте во Владычном монастыре. В 1804-1806 гг., на средства помещиков братьев Михаила и Николая Михайловичей Майлевских, в трапезной Благовещенского храма устроен тёплый южный придел во имя Святой Троицы. К 1848 г. в селе имелась богадельня — тогда купец Никифор Афанасьевич Колобов завещал 3000 рублей: по тысяче на содержание этой богадельни, храма и церковного причта.

http://sobory.ru/article/?object=01600

Состав имений Перемышльской кафедры известен по источникам XVII в. В 1628 г. кафедра помимо Валявы, где находилась резиденция епископа, владела селами: Владыче (ныне в черте Пшемысля), Смильница, Лавров, Спас, Страшевичи, Велюнице, Бусовиско, Микулинцы (в пригороде Перемышля), Подзамче, Вильче; части в Луках и Созани у Самбора, в Ниновичах у Радымно, в Шегинях и Хрушовице (Грушовичах) под Медыкой, в Витошиньце под Перемышлем. Владения были гораздо скромнее собственности римско-католической кафедры. Встречающиеся в лит-ре имена епископов, якобы занимавших Перемышльскую кафедру в XIII-XV вв. (Иеремия в 1282, Сергий в 1283, 1287, Георгий в 1315, Кирилл Волошин в 1353, Василий в 1385, Афанасий Дрогоевский в 1440), восходят к т. н. грамотам Льва Даниловича, подававшимся при ревизии прав на землю в 60-х гг. XVI в. Их подлинность вызывала сомнения уже у исследователей XIX в. Так, в грамоте 1302 г. в качестве свидетелей выступают митр. Киприан и Перемышльский еп. Иларион. Очевидно, что текст заимствован из документа кон. XIV в., поскольку в 80-х гг. XIV в. действовали Киевский митр. св. Киприан и еп. Иларион. П. е. делилась на наместничества. Древнейшими являются Дрогобычское, Любачевское и Стрыйское наместничества, упоминаемые в документах с 1578-1589 гг. Из актов правосл. Брестского Собора 1596 г. (см. в ст. Брестская уния 1596 г. ) известно о существовании наместничеств в Ярославе, Самборе, Сколе и Перемышле. В 1-й пол. XVII в. существовали также наместничества в Городке, Бече, Мушици. В 1694 г. Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий), незадолго до этого перешедший в унию, на епархиальном собрании сообщил сведения о епархии, к-рая в то время была разделена на 31 деканат: Беч, Бирча, Высоцкое, Городок, Добромиль, Дрогобыч, Жукотин, Затварница, Кросно, Лежайск, Леско, Любачев, Мокряны, Мостиска, Мушина, Мысцова, Ланки, Пельня, Поромнык, Перемышль, Самбор, Санок, Судовая Вишня, Сколе, Ст. Соль, Ст. Самбор, Стрый, Тарногрод, Ярослав, Яслиска, Яворов. Очевидно, деление на деканаты в кон.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Июнь. С августа. Гоголь перешел в 5-й класс. Гоголь учится в 5 классе. Обнаруживает большой интерес к чтению. Пользуется книгами из библиотеки Трощинского. Лавровский, стр. 140–141. 1824. Январь. Гоголь принимает деятельное участие в школьных спектаклях. С большим успехом играет роль Простаковой. Вместе со школьными товарищами К. М. Базили и В. И. Любичем-Романовичем изготовляет декорации для „театральных представлений“. 5 июля. Гоголь перешел в 6-й класс. Более оживленная переписка с родителями. Просьба прислать „Евгения Онегина“. Декабрь. Гоголь ездил на зимние каникулы домой. Шенрок. Материалы, I, стр. 104–105, 241; письма и 22; Лавровский, стр. 141. 1825. Март (вторая половина) (?) Умер Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский. Гоголь перешел в 7-й класс. Летние месяцы — до половины августа, а затем и зимние (рождественские) каникулы, проводит на родине. В Гимназии заведует, по доверию товарищей, выписываемыми в складчину журналами и книгами. Участвует, как и в ближайшие годы, в лицейских журналах: „Метеор литературы“ и др. К этим годам предположительно относятся первые литературные опыты Гоголя: стихотворение „Непогода“; акростих; из несохранившихся — „Разбойники“, трагедия, написанная пятистопными ямбами; „Две рыбки“, стихотворная баллада; „Братья Твердиславичи“, повесть; „Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан“, сатира; „Россия под игом татар“, поэма. С этого года устанавливается постоянная переписка с матерью. Заболотский. Опыт обзора, стр. 49–50. 1826. Июнь (конец). Гоголь перешел в 8-й класс. В предместье Нежина Магерках знакомится с „простонародьем“, посещает крестьян, присутствует на их свадьбах. Лавровский, стр. 141; Н. Ю. Артынов („Русский Архив“ 1877 г., кн. 3, стр. 191). Гоголь заводит „Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию…“ Т. IX наст. изд. 23 ноября. Гоголь пишет матери о „новом перевороте“ в его сочинениях. Письмо Декабрь (конец). Гоголь уезжает домой на зимние каникулы. Письмо к Г. И. Высоцкому, 28 декабря. „Позволение высшего начальства“ на театральные представления в Гимназии высших наук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

4. Ковчег с частями святых мощей священномученика Константина, пресвитера Богородского. Пострадал в 1918 г. 5. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих – Благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев; князей Василия и Константина Ярославских; князя Романа Угличского; святителя Димитрия Ростовского ; святителя Игнатия Ростовского; святителя Игнатия Брянчанинова; святителя Феофана, затворника Вышенского; святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского; священномученика Николая Любомудрова; священноисповедника Георгия Даниловского; праведного Иоанна Русского, исповедника; праведного воина Феодора Ушакова; блаженной Матроны Московской; преподобного Никиты, столпника Переславского; преподобного Давида Серпуховского. Ковчег с частью святых мощей Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Дальнего Востока (Благовещенский собор) 6. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих - Святителя Иннокентия Иркутского; муч. младенцев Вифлеемских; прпмч. отцев Хозевитских; преп. Саввы Сторожевского; преп. Саввы Стромынского; преп. Илариона Троекуровского; преп. отцов и старцев Оптинских: Амвросия , Льва, Макария, Моисея, Антония, Иосифа, Анатолия Старшего, Анатолия Младшего, Варсонофия , Исаакия, Нектария, Иллариона (в нижнем храме). 7. Икона преподобного Афанасия Высоцкого с частицей его святых мощей. Благословение Высоцкого монастыря г. Серпухова Биробиджанской епархии. 8. Список Владимирской чудотворной иконы Божией Матери. Написан в 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и освящен у чудотворного Владимирского образа в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в Москве и приложен к древнему образу. В алтаре собора хранятся другие святыни. Они выносятся для поклонения верующим в дни их празднования, в дни Светлой седмицы, а так же по просьбам паломников. 1. Старинный храмовый образ Святителя и чудотворца Николая (Никола Можайский) XVII века.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Матушка Ольга Горянчик со своей семьей у Владыки Александро-Невский фестиваль С 1 по 6 декабря в Петербурге проходил VI Международный Александро-Невский фестиваль православно-патриотической авторской песни. Конкурсанты выступали в четырех уже ставших традиционными номинациях: авторисполнитель (автор музыки и стихов), композитор-исполнитель (автор музыки на стихи другого поэта), авторский коллектив, ансамбль (2 или более участника) и исполнитель (чужих песен). Кроме того, все выступавшие были распределены на две возрастные категории - молодежную (до 30 лет) и старшую. 6 декабря заключительным аккордом праздника стал Гала-концерт V и VI Александро-Невского фестивалей. Опытное жюри под председательством композитора Михаила Малевича отобрало для финального концерта 27 лучших песен лауреатов конкурса, после которых выступили гости фестиваля и сами члены жюри. Среди зрителей было много молодежи. И хотя на сцене выступали не профессионалы, а любители, многие песни нашли отзыв в сердцах ценителей православного творчества, заполнивших уютный концертный зал. Бурными овациями отметила публика обладателей Гран-при ансамбль из Рыбинска «Обычные люди» в составе Галины Лупандиной, Михаила Моисеева и Анатолия Батракова, покоривших сердца петербуржцев песней «Ой, веди нас, Княже!», посвященной святому Александру Невскому! Не осталась без внимания и песня задорной девушки из Петербурга Россинии Гавриловой «Кому на Руси жить хорошо?», получившей Ie место в номинации «молодой автор-исполнитель». Россиния Гаврилова (1-е место в номинации " молодой автор-исполнитель " ) и Сергей Учанейшвили А зажигательное выступление урядницы казачьих войск из Нижнего Новгорода Елены Афанасьевой-Высоцкой, написавшей песню «Братья казаки» воодушевило зрителей, и она покидала сцену под аплодисменты и крики: «Браво!» Многие в зале не удержались от слез, слушая трогательную песню, посвященную бабушкам, исполненную обаятельным москвичом Михаилом Выроцковым. Нельзя не упомянуть и яркое выступление матушки Ии Любченко из Владимирской области, порадовавшей зрителей своими глубокими песнями, - именно ей достался Приз зрительских симпатий!

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/37...

Адрес: Россия, Московская область, Серпухов, улица Калужская д.40 Телефон : +7 (916) 146-40-36 Электронная почта: pavel310182@mail.ru Сайт: http://raspyatie.cerkov.ru Подробнее... Никольский храм (Васильевское) [ править править код ] Никольский храм (Васильевское) Васильевское уже известно с 1563 г. Как сельцо упоминается в писцовой книге Окологородного стана 1627 г., принадлежало помещику Андрею Ивановичу Соймонову. В 1627 г. в сельце находился «двор ево помещиков да двор людской, два крестьянских, два двора бобылей». Церковь существовала до 1689 г., так как сын Андрея Соймонова Афанасий подавая просьбу о построении храма патриарху Иоакиму в этом году «обещался де он построить вновь в вотчине своей, в сельце Васильевском церковь деревянную во имя Николая чудотворца в серпуховском уезде и о построении той церкви благословенная грамота ему дана». В 1690 г. храм был освящен. В 1705 г. упоминаются жившие при церкви священник Петр Иосифов и дьячок Михаил Иванов. В 1802 г. Никольский храм становится приписным к храму Рождества Христова в селе Рождественно-Телятьево. Адрес: Россия, Московская область, Серпуховский район, деревня Васильевское Телефон : +7 (926) 448-62-59 Электронная почта: serp.blagochinie@gmail.com Сайт: http://vnikola.cerkov.ru Подробнее... Никольский храм (Сушки) [ править править код ] Никольский храм (Сушки) Первое по времени известие о данной местности содержится в писцовых книгах 1627 г.: там названа вотчина дворян Колтовских с. Карповское, близ которого находился «погост Никольской на Силинище» и на нём деревянная «клетцки» церковь святителя Николая, построенная и украшенная силами прихожан. С 1676 г. этот храм упоминается уже как относящийся к селу Карповскому. В 1745 г. Московской духовной консисторией было разрешено выстроить Никольский храм в камне. 22 июня 1747 г. последовал указ об освящении новой церкви. Никольский храм был освящён 7 мая 1748 г. архимандритом серпуховского Высоцкого монастыря Макарием; храмоздателем же выступил кузнец Артиллерийской слободы г. Серпухова Герасим Савостьянов, известный также как строитель двух церквей в своём городе – Казанской (1737-1744 гг.) и Крестовоздвиженской (1746-1755 гг.).

http://azbyka.ru/palomnik/Серпуховской_о...

Преподобный Григорий Синаит . Резная деревянная икона современной работы Говоря о творчестве святителя Киприана, исследователи отмечают, что «специфические особенности языка и стиля тырновских книжников» у него «значительно сглажены» с. 189]. В его писаниях «приемы риторики используются умеренно», он «сразу вводит в суть дела» с. 231; 11, с. 143]. Стиль поучений митрополита Киприана приближается «к разговорному, что придает им своеобразную простоту и доступность» с. 233]. Святитель «умело пользовался и простым, бытовым языком, и литературно-риторическими приемами» с. 254], и «плетение словес» применял не всегда. Все это дает возможность утверждать, как считают исследователи, что святитель Киприан «основывался на положениях, выработанных афонскими книжниками». Поэтому он и «ассоциировался современниками» именно «с Афоном и Константинополем – со святогорской школой», установки и принципы которой являлись общими для славянских книжников, и русских, и балканских (в т. ч. тырновских) с. 510–511]. Лист из «Лествицы». Список митрополита Киприана с его подписью. Выполнен в Константинополе, в Студийском монастыре. 1387 г. РГБ. Ф. 173.1. 152. Л. 279 об. Мы же можем предположить, что особенности творчества святителя Киприана, связанные, в частности, с качествами и дарованиями его личности, вероятно, сформировались у него уже на Афоне, где он продолжил свой монашеский путь и образование в общении с духовными преемниками святых Григория Синаита и Григория Паламы . Постриг в схиму он, видимо, принял там же, на Афоне. Святитель Киприан, отвечая впоследствии на вопросы преподобного Афанасия Высоцкого, сам упоминает, хотя и кратко, о своем пребывании на Святой Горе стб. 263]. Афонский период его жизни и воспитания очень важен, в том числе потому, что на Святой Горе на практике реализовывались те объединительные идеи, воплощение которых станет главным делом святителя. Поскольку сведений о жизни его на Афоне крайне мало, попробуем вывести некоторые заключения из имеющихся данных. Существуют разные предположения, где именно подвизался на Афоне инок-болгарин. Называют Свято-Павловский монастырь с. 14] и, с большей уверенностью, Великую лавру вып. 1, с. 525], где в свое время игуменствовал Филофей Коккин. Но из материалов видно, что монах Киприан вел не монастырский, а келлиотский, уединенный образ жизни. Так, патриарх Евфимий в своем послании «Киприану мниху, живущу во Святей Горе Афонстей» обращается к нему, как к придерживающемуся «пустынного пребывания» и «сидения» с. 80], и отвечает на интересующий того вопрос «о причащении Святых Таин в отсутствие священника в пустынях» с. 15]. А в Киприановом Служебнике предусмотрены такие уставные особенности, которые возможны при совершении службы в малом пустынном храме вследствие «тесноты алтарныя» [см.: 7, кн. 1, с. 180–181].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pre...

Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева. Высоцкий Серпуховский монастырь был основан в XIV веке: преп. Сергий со своим учеником Афанасием пешком пришел в Серпухов по приглашению князя Владимира Андреевича Храброго и выбрал место для будущего монастыря. Выбранное место «Высокое» было расчищено и преп. Сергий, по преданию, совершил на нем молитву. Для строительства обители преп.Сергий, по просьбе князя, оставил своего ученика преп.Афанасия Высоцкого. Значение Высоцкого монастыря в культуре второй половины XIV века уникально. При поддержке и руководстве преп. Сергия Радонежского, митрополита Киприана, трудами преп.Афанасия Высоцкого и его учеников в обители действовал центр русско-византийских связей, осуществлявший важные идейно-культурные начинания. Насколько оценили на Руси труд преп.Афанасия Высоцкого и его учеников, который они совершили в Константинополе, свидетельствуют списки, сделанные с их рукописей в дальнейшем. Труд преп.Афанасия Высоцкого, этого типичного исихастского деятеля Православного Возрождения содержит обстоятельно подобранные выдержки из творений известнейших церковных писателей и из Патериков. Список авторитетных имен впечатляет: Василий Великий, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Марк Скитский, преп. Нил, преп. Стефан, Григорий Нисский, Макарий Египетский, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов. Выписки касаются правил монашеского поведения, в частности, в общежительных монастырях. Есть предположение, что в 1401 году в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты преп.Афанасий Высоцкий списал устав Лавры Саввы Освященного под названием «Око церковное», который впоследствии был переписан в Троице-Сергиевом, Высоцком, Спасо-Андрониковом, Кирилло-Белозерском, Саввино-Сторожевском монастырях . Замечательной особенностью афанасьевской подборки правил монашеского общежития является включение в нее выдержек из произведений ранневизантийских писателей мистического направления, интерес к которым возрос в обстановке исихастских споров XIV в.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Из Жития прп. Пафнутия Боровского следует, что после пребывания в Троицкой обители Н. нек-рое время был настоятелем Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , основанного в 1374 г. по желанию серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича прп. Сергием Радонежским. Первым настоятелем обители стал его ученик, прп. Афанасий Высоцкий (Старший). Осенью 1382 г. тот, поставив игуменом монастыря Афанасия Высоцкого (Младшего; 12 сент. 1395), вместе с митр. Киприаном отправился в Киев, а затем в К-поль. После кончины Афанасия Младшего Н. стал архимандритом серпуховского мон-ря, как свидетельствует прп. Иосиф Волоцкий в своем соч. «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих»: «...видехом и отца нашего святаго Пахнотиа, иже бяше ученик ученика Сергиева старца Никиты, архимандрита манастыря Высоцкого...» (ВМЧ. 1869. Сент. Дни 1-13. Стб. 559). В старости Н. ослеп, поэтому оставил настоятельство и удалился в боровский Покровский мон-рь. Далее в Житии говорится, что через 7 лет после пострига прп. Пафнутия (совершив «седморичное обхожение времен») его старец «по смотрению же Божию, или за некое неудобство оставляет... обитель, и отходит тамо, идеже преже пасый Христово стадо словесных овец. Восхоте же и ученик последовати ему, настояи же обители не поволи быти тому...». Т. о., из Жития следует, что ок. 1421 г. Н. вернулся в серпуховский Высоцкий мон-рь, где прежде был настоятелем. Сведения Жития подтверждаются и сообщением прп. Иосифа Волоцкого в упоминавшемся «Отвещании любозазорным...». Среди костромских краеведов в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Первые службы проходили в небольшой Трехсвятительской церкви. Единственным храмом, пригодным для зимнего богослужения, оказался Никольский храм XVI в., использовавшийся в советское время под пилораму. 24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей прп. Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II . В 2002 г. состоялось великое освящение главного монастырского храма — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. в обители торжественно отметили 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. 17 июня 2021 г. Священный Синод  постановил  преобразовать действующий на территории Подольской епархии Высоцкий мужской монастырь г. Серпухова в ставропигиальный монастырь ( журнал 51 ). Наместником обители был назначен  епископ Серпуховской Роман . Храмы обители Еще в трех храмах продолжаются реставрационные работы, также строятся две новых церкви. Святыни В Покровском храме находится чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей Пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме пребывают мощи прп. Афанасия Высоцкого младшего. В монастыре собрано множество святынь, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Богослужение Ежедневно в 6.00 — утренние молитвы, полунощница, утреня; в 8.00 — молитвы к исповеди, часы, Литургия. По окончании Литургии служится панихида (или отпевание), затем водосвятный молебен перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и другие заказные молебны. В 17.00 совершается вечерня, в 21.00 — повечерие (для братии), вечерние молитвы для паломников. Страна: Россия Город: Серпухов Адрес: 142200, Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, д. 110 Телефон: +7 (4967) 72-57-97 (информация о расписании богослужений, заказ экскурсий, треб); +7 (985) 059-73-36 (по вопросам размещения паломников) Web-caйm: http://visotskymonastir.ru E-mail: v.mon.hotel@gmail.com Наместник: Роман, епископ Серпуховской, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Гаврилов Геннадий Михайлович)

http://patriarchia.ru/db/text/5824750.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010