В интерпретации А. Гарнака арианство возникает как синтез адопцианства с «оригеновско-неоплатоническим учением о подчиненном Логосе». 297 В умеренном арианстве (евсевианстве) преобладает последний компонент, в радикальном, а затем и в упрощенном германском вариантах арианской доктрины – первый. 298 Центр тяжести в арианском учении лежит на космологических и рационально-моральных идеях, 299 в богословии же ариане фактически выступают как политеисты (этот тезис сближает А. Гарнака с Г. М. Гуоткиным). 300 По мнению исследователя, слабой стороной арианства является его пустой формализм и «детское самодовольство при пользовании бессодержательными силлогизмами». 301 Однако в интерпретации никейской богословской традиции А. Гарнак не менее критичен. Он видит в ортодоксальном учении синтез модалистически окрашенного тезиса о том, «что Христос есть единородный Бог», с оригеновским учением о Логосе. 302 Противоречия, как в учении Ария, так и свят. Афанасия, исследователь связывает с пагубным влиянием оригенизма, который он определяет как «научно, физически и космически обоснованное богословие». 303 В интерпретации внутренней динамики конфликта А. Гарнак в целом близок к Г. М. Гуоткину: он также говорит о присутствии в рамках анти никейского блока двух течений – собственно арианского и консервативного (оригенистского или евсевианского), 304 последнее (а точнее, «правая партия оригенистов» 305 ) впоследствии дает в противовес арианам «более определенную форму своему учению» и, потеряв свой чисто консервативный характер, превращается в партию омиусиан, а затем «заключает союз с учением о единосущии». 306 В результате возникает новоникейская партия, возглавляемая Великими Каппадокийцами, однако, в отличие от большинства исследователей, А. Гарнак не считает, что новоникейцам удалось произвести подлинный богословский синтез и разрешить спорные богословские проблемы. 307 Достигнутое согласие между епископатом Востока и Запада носило, по его мнению, формальный и поверхностный характер (в интерпретации А.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Лит.: Анна (Соколова-Исакова), мон. Дневник очевидца//Вестн. РХД. 1976. 117. С. 48-57; Ильюнина Л. А. О мученической кончине Оптинского старца Исаакия II//Глаголы жизни. М., 1992. 2. С. 70-71; Лукьянов Е. Последний настоятель «старой» Оптиной//Там же. С. 66-70; Афанасьев В. В. Житие сщмч. архим. Исаакия. Козельск, 1996; Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона. Козельск, 1996; Житие прмч. Исаакия (Бобрикова), старца Оптинского//Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. Козельск, 2002. С. 487-505; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки из многолетней жизни одной старушки, к-рую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и к-рая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий. М., 2006; Испытание верности Богу: Братия Оптиной пуст. в период гонений: Новые док-ты//Оптинский альманах. 2007. Вып. 1. С. 52, 59, 88-91, 112-113; Оптина пустынь: Годы гонений. Кн. 1: Жития новомучеников и исповедников. Избр. письма из заключения преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. С. 18; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2. Мон. Платон (Рожков), Г. М. Запальский Иконография Преподобные Никон и Исаакий Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Преподобные Никон и Исаакий Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Сохранилось неск. фотоснимков И. 1-й трети XX в. (архив Оптиной пуст.), послуживших основой для иконописцев при разработке образа святого. Наиболее известна оплечная фотография, где И. запечатлен в рясе, клобуке и с наперсным крестом. И. присутствует среди оптинской братии на коллективной фотографии, сделанной во время визита свт. Макария (Невского) в Шамординский приют (1915, архив Оптиной пуст.). В ризнице Оптиной пуст. находится икона-пядница (1996), на к-рой И. написан в рост, в монашеском облачении (ряса, мантия со скрижалями) и клобуке, с наперсным крестом. У него правильные черты лица, пряди волос той же длины, что и разделенная надвое борода, выбиваются из-под клобука. В правой руке святой держит крест, левой опирается на посох.

http://pravenc.ru/text/674772.html

Сердикский собор 343 г. Некоторые представители иллирийского епископата были вовлечены в конфликт, который традиционно именуется арианским спором, достаточно рано. Три епископа из иллирийских провинций – Домн Сирмийский, Протоген Сердикский и Дакий из Скупия – присутствовали на Никейском соборе 325 г., 524 осудив вместе с другими его участниками учение Ария, а епископ Сирмия Домн даже впоследствии был лишен своей кафедры по указу императора Константина, вместе с рядом других защитников никейской веры за то, что, по словам свт. Афанасия, «ненавидел ересь». 525 Урсакий, епископ Сингидуна, и Валент, епископ Мурсы, напротив, принимали активное участие в Тирском соборе 335 г., лишившем кафедры свят. Афанасия. 526 Затем по крайней мере два иллирийских епископа оказались вовлечены в связанный с «делом Афанасия» конфликт, разгоревшийся вокруг фигур двух других восточных епископов – Маркелла Анкирского и Павла Константинопольского. Так, епископ Сердики Протоген 527 и епископ Наисса Кириак 528 подписались под соборным осуждением этих церковных деятелей. В то же время отсутствуют какие-либо сведения об участии епископата балкано-дунайского региона в большом конфликте, вызванном новым изгнанием из Александрии свят. Афанасия и приведшем к созыву в 340(1) г. двух враждебных друг другу соборов: Антиохийского собора, проходившего под руководством Евсевия Никомидийского, направленного против свт. Афанасия, и Римского собора, созванного папой Юлием, полностью его оправдавшего. 529 Столкновение обвинителей и защитников свт. Афанасия привело к возобновлению арианской смуты и вовлечению в нее значительной части епископата западных провинций Империи, в то время как до этого лишь немногие представители западной части христианского мира принимали участие в противостоянии. Неучастие иллирийских епископов в возобновившейся в 340–341 гг. активной церковно-политической борьбе свидетельствует о том, что Балкано-Дунайский регион составлял в это время своеобразную «периферию» конфликта, в который были вовлечены в тот момент лишь отдельные представители епископата Иллирика. Ситуация коренным образом изменилась в связи с созывом в 343 г. Сердикского собора. Собор должен был иметь вселенский характер 530 и был собран по приказу обоих императоров – Константа и Констанция (γνμ των δυειν βασιλωε) 531 практически на границе их владений: Сердика –столица диоцеза Дакия,– «в Сардике, иллирийском городе, столице народа даков») 532 – принадлежала к западной части Империи, находившейся под властью Константа, но располагалась в непосредственной близости от владений Констанция.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

В том же году в Площанскую пустынь перешел на жительство один из учеников преподобного Паисия (Величковского) – схимонах Афанасий (Захаров), который стал духовным наставником отца Макария. Как писал архимандрит Леонид (Кавелин) , автор жизнеописания старца Макария, схимонах Афанасий – «добрая ветвь доброго корени, один из сонма учеников великого старца Паисия: его кротость, смирение, детское незлобие и простота служили живым образцом для ученика к подражанию, поучали без слов, а слово простое, растворенное любовию и смирением, назидало во время мира и утешало во время скорбей» 2 . У старца Афанасия были точные списки всех трудов преподобного Паисия: переводы творений преподобных Исаака Сирина , Макария Великого , Иоанна Лествичника , Симеона Нового Богослова , Максима Исповедника , Феодора Студита , Григория Синаита и др. Для отца Макария эти труды были бесценным руководством в стяжании внутренних добродетелей. Он внимательно изучал святоотеческие творения, а также переписывал их уставом, которым овладел специально для этого. Сделанные им точные списки с переводов преподобного Паисия впоследствии послужили основой для книгоиздательской деятельности Оптиной пустыни, а усвоенное святоотеческое учение помогло старцу Макарию в последующем окормлении многочисленных духовных чад. 27 мая 1817 года отец Макарий был рукоположен в сан иеромонаха. В 1824 году он совершил паломничество к мощам святителя Димитрия Ростовского и в эту поездку впервые посетил Оптину пустынь и новоустроенный при ней скит. В 1825 году скончался схимонах Афанасий, и отец Макарий усердно просил Бога о даровании опытного наставника, который управил бы его ко спасению и разрешил множество вопросов, возникающих в пастырском служении. Промысл Божий устроил так, что в 1828 году в Площанскую пустынь из Александро-Свирского монастыря прибыл иеросхимонах Лев (Наголкин) , впоследствии основатель старчества в Оптиной пустыни. Именно в его лице отец Макарий обрел давно желаемого наставника и духовного собеседника. И когда старец Лев поселился в Оптиной пустыни, отец Макарий, желая присоединиться к нему, подал прошение о переходе из Площанской пустыни в Оптину. В одном из писем отец Макарий писал старцу: «Хотя малое время сподобил меня Господь быть у Вас и видеть Вас, но я и сие приемлю за неизреченную ко мне милость Божию и благодарю Его благость; молю, да и впредь сподобит меня не только временно, но и всегда быть при Вас и Вашими молитвами и наставлениями устроит мою жизнь» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В 1815 г. в Площанскую пуст. перешел ученик прп. Паисия (Величковского) схим. Афанасий (Захаров) , возродивший традиции монашеского делания. Он обучал братию молитве и принимал от учеников откровение помыслов. Схим. Афанасий привез из Нямецкого в честь Вознесения Господня монастыря списки всех трудов старца Паисия: переводов книг преподобных Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника, Варсонофия, Фалассия, Симеона Нового Богослова (12 слов), Максима Исповедника, свт. Григория Паламы, «Огласительных поучений» Феодора Студита и др. Впосл. списки паисиевской редакции легли в основу издательской деятельности насельников Оптиной пуст. Согласно писцовым записям, из Площанской пуст. происходили рукописи: «Лествица» (РГБ ОР. Ф. 214. Опт-510), Патерики алфавитный (Там же. Опт-578) и скитский (Там же. Опт-576), Сборник статей о молитве, толкований и житий (Там же. Опт-599), «Словеса различна о заповедех великих, прещаниих и обетованиих, еще же и о помыслех, и страстех, и добродетелех, еще же и о безмолвии и молитве» прп. Григория Синаита (Там же. Опт-487) и др. С 1817 г. М. по благословению площанского настоятеля стал келейником и ближайшим учеником схим. Афанасия, благодаря чему традиции прп. Паисия впоследстви были переданы старцам Оптиной пуст. В 1818 г. настоятелем Площанской пуст. стал иером. Серафим (Веденисов), ученик прп. Василия (Кишкина) . 5 авг. 1818 г. по слабости здоровья М. был уволен от должности ризничего, занимался письмоводительством; как знаток церковного пения участвовал во введении в обители киевского распева . 8 июля 1819 г. награжден набедренником. В том же году совершил паломничество в Киев, служил литургию в Дальних пещерах. На обратном пути посетил Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь , в 1824 г. в Ростове поклонился мощам свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , побывал также в Оптиной пуст. 10 июня 1826 г. М. был назначен благочинным Площанского мон-ря, 30 янв. 1827 г.- одновременно и духовником севского во имя Святой Троицы женского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2561314.html

В 1903 г. З. издал альбом «Белая Криница». Он сделал первые записи старообрядческого Морозовского хора под упр. П. В. Цветкова на граммофонные пластинки. З. состоял в переписке со старообрядческим Уральским еп. Арсением (Швецовым) , 21 письмо к-рого к З. за 1902-1908 гг. опубликовано: Арсений Уральский, еп. Оправдание старообрядствующей святой Христовой Церкви в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени. Письма. М., 1999. С. 322-338. На протяжении всей жизни З. принимал активное участие в деятельности старообрядческой общины, существовавшей при Георгиевском храме в Егорьевске, в разные годы был членом совета общины, его председателем. В 1917-1918 гг. по инициативе З. при Георгиевском храме проводились религ. чтения. Чрезвычайно остро З. воспринял постановление ВЦИК 1922 г. об изъятии церковных ценностей . За неск. недель до смерти он писал старообрядческому Рязанскому и Егорьевскому еп. Александру (Богатенкову; 1907-1928) о том, что изъятием власти отнимают у народа «последнюю возможность спастись в дни грядущих бедствий - всеобщего обнищания, всеобщего голода» (Архив митрополии Русской православной старообрядческой церкви. Ф. 2. 101. Л. 17 об.). Соч.: Будущий епископ платоновцев, сиречь «единоверцев»//Старообрядец. 1907. 5 (отд. отт.: Н. Новг., В ответ на клевету. М., Ответ беглопоповцу//Старообрядцы. 1908. 2/3. С. 191-197; «Верующие» и «неверы»//Старообрядческая мысль. 1910. 9. С. 488-498; Наши предки и мы//Там же. 11. С. 725-741; Взгляд М. Д. Скобелева на старообрядцев (казаков)//Там же. 9. С. 736-737; В. Т. Зеленков// Зеленков В. Т. Выписки из святоотеческих и др. книг, служащие к изучению различных сторон церковной жизни. М., 1913. Ч. 1. (2-я пол.). С. III-XVIII; Наша иерархия от Христа//Старообрядческая мысль. 1915. 9 (отд. отт.: М., 1915); Грядущий день. М., 1916; К нашей молодежи//Старообрядческая мысль. 1915. 12 (отд. отт.: М., 1916); Христос и антихрист: Трилогия. М., 1918. Ист.: Захаров И. Старообрядческая Русь//Старообрядец. 1906. 1. С. 92; Старообрядцы. 1908. 2/3. С. 307; Карнышев Е., свящ. Открытое письмо Н. Д. Зенину по поводу статьи его «О граммофонах»//Старообрядческая мысль. 1910. 12. С. 208-210. Лит.: Боярский Д. Е., Михайлов С. С. Старообрядческие храмы и общества вост. части Воскресенского р-на. Владимир; Хорлово, 2007. С. 140-142 В. В. Боченков, Е. М. Юхименко Рубрики: Ключевые слова: АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии

http://pravenc.ru/text/199729.html

713 Урсакий, Валент и Герминий на сирмийском епископском совещании 358 г. также пошли на примирение с омиусианами, вероятно опасаясь потерять поддержку императора. 714 На некоторое время Василий Анкирский стал главным реализатором церковно-политического курса Констанция в восточных провинциях Империи, что позволило ему развязать настоящие гонения против «аномеев». 715 Жесткие действия Василия вызвали сопротивление ряда восточных епископов, ставших искать защиты у императора. 716 В результате Констанций, судя по всему, осознал, что Василий из-за своей резкости и непримиримости является не самой подходящей фигурой для реализации императорского проекта восстановления церковного мира. В своей политике, направленной на преодоление общецерковного конфликта, император должен был иметь более широкую, чем омиусианская, опору. Вероятно, для создания подобного рода «платформы» и детальной разработки проекта церковного воссоединения император созвал в мае 359 г. в Сирмии новое совещание лидеров лояльной ему части епископата. 2.1. Иллирийский епископат и возникновение омийства История составления так называемой Датированной веры (или четвертой сирмийской формулы) на сирмийском епископском совещании 359 г. получила намного более полное освещение в источниках, чем история составления второй сирмийской формулы. До нашего времени дошли два рассказа непосредственных участников этого события – Герминия Сирмийского и Георгия Лаодикийского. 717 Впрочем, оба эти свидетельства не отличаются последовательностью и полнотой и в силу своей полемичности указывают лишь на некоторые детали, позволяющие отчасти реконструировать позиции отдельных участников совещания. Греческий текст формулы цитируется в сочинении «О соборах» свт. Афанасия Александрийского 718 и в «Церковной истории» Сократа Схоластика . 719 В то же время Сократ и Созомен указывают на то, что формула была составлена первоначально на латинском языке и лишь затем переведена на греческий, 720 однако, как справедливо, на наш взгляд, отмечает Г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Афанасия (356–362), принужденного скрываться от преследований в пустыне, направлено уже не только против покровительствующей ереси группы епископов, но и против императора Констанция, именуемого святителем «образом антихриста» ( " Aντιχρστου τν εχνα). 21 Очевидно, после своего третьего низложения свт. Афанасий начинает воспринимать Констанция как противника кафолической веры и своего личного врага. Как следствие, «История ариан» носит острополемический характер, что отличает ее от «оправдательного» «Защитительного слова». Следует также отметить, что, в отличие от последнего произведения, в «Истории ариан» авторский текст свт. Афанасия явно преобладает над цитируемыми им источниками, среди которых особый интерес представляет послание Осия Кордубского к императору Констанцию, испанский епископ указывает на недопустимость вмешательства императорской власти в церковные дела. 22 Та же мысль является лейтмотивом всего сочинения свт. Афанасия, который пытается доказать, что епископы из стана его противников способны добиться успеха в своем противостоянии с защитниками никейской веры только посредством насилия светских властей. 23 В рамках настоящего исследования особый интерес представляют те части рассматриваемого сочинения свт. Афанасия, где он повествует о ранних «арианских» гонениях (в том числе и в Иллирике) в конце правления императора Константина против защитников кафолической веры, 24 о Сердикском соборе 343 г., 25 а также о действиях после него иллирийских епископов Урсакия и Валента, 26 и о возведении на сирмийскую кафедру Герминия (351). 27 Написанное осенью 359 г. «Послание о соборах в Аримине и Селевкии», исходя из его названия, зачастую относят к жанру посланий, 28 хотя, по сути дела, оно представляет большое полемическое сочинение, напоминающее по форме «Защитительное слово» и включающее в себя большую подборку документов, связанных с историей арианской смуты: документы Аримино-Селевкийского и Константинопольского соборов, 29 предшествующие (1–5 антиохийские, 1, 2 и 4 сирмийские) догматические формулы, 30 а также отрывки из сочинений Ария, 31 и фрагмент из послания Дионисия Александрийского к Дионисию Римскому, где присутствует термин «единосущный».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

В 1808 г. в Москве Путилов познакомился с иером. Серафимом (Веденисовым), учеником старца иером. Василия (Кишкина) и казначеем Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В обители собрались ученики прп. Паисия (Величковского) иеросхим. Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопов) и Афанасий (Захаров) , иеродиак. Анастасий (Концевич), мон. Варфоломей (Иванов) и др. 3 авг. 1809 г. Т. И. Путилов был принят в число послушников Свенского монастыря, был пономарем, письмоводителем. В 1810 г. игум. Амвросий (Григорьев) представил послушника Тимофея к пострижению в монашество, но Синод указом от 8 марта того же года отклонил прошение в связи с тем, что он не прошел обязательный 3-летний искус в данной обители, и по причине неправильного оформления увольнения из купеческого сословия. 16 марта 1811 г. в Москве Тимофей получил увольнительное свидетельство (для перехода из купеческого в духовное сословие) и по совету московского иеросхим. Адриана (Алексея (Блинских)) отправился к рославльским пустынножителям, где прожил с перерывами 10 лет под руководством старца Афанасия (Степанова) и Досифея (Серкова). В авг. 1812 г. Тимофей в связи с наступлением франц. войск прибыл в Свенский мон-рь, через нек-рое время по приглашению настоятеля Белобережской пуст. Серафима перешел в эту обитель и поселился в уединенной лесной келье, где до него подвизались схим. Феодор (Пользиков), прп. Лев (Наголкин) , иером. Клеопа II (Антонов) . Позднее перешел в монастырь, где ухаживал за схим. Афанасием (Захаровым), учеником прп. Паисия, впоследствии наставником оптинского прп. Макария (Иванова) . Вскоре вернулся в Рославльские леса, куда в янв. 1816 г. прибыл и его родной брат Александр. В том же году братья совершили паломничество в Киев, на обратном пути посетили различные монастыри и общались с иером. Василием (Кишкиным), прп. Макарием (Ивановым), Филаретом (Данилевским) и др. В 1819 г. братья ездили в Оптину пуст., познакомились с духовником иеросхим. Иеремией, о. Феофаном (Талуниным) и учеником его Варлаамом (в схиме Вассиан). В том же году Тимофей келейно был пострижен в мантию (см. поздравление с принятием пострига от о. Исаии (Путилова) в письме от 28 окт. 1819 (РГБ. Ф. 213. К. 92. Ед. хр. 35. Л. 8)). 2 февр. 1820 г. келейный постриг с именем Антоний принял и брат Александр, его восприемником от Евангелия при постриге и духовным отцом стал М.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

В рамках данной работы были использованы три историко-полемических сочинения свт. Афанасия: «Защитительное слово против ариан», 11 «История ариан к монахам», 12 и «Послание о соборах в Аримине и Селевкии». 13 Первое из них было создано после возвращения в 346 г. свт. Афанасия Великого в Александрию из изгнания. 14 Как явствует из названия, сочинение носит апологетический характер и представляет собой большое собрание документов с комментариями. Целью составления рассматриваемого текста является доказательство законности возвращения александрийского святителя на его кафедру. 15 Кроме того, свт. Афанасий стремится представить своих противников – «евсевиан», вступивших, по его мнению, в заговор с египетскими раскольниками мелитианами, как покровителей арианской ереси и доказать клеветнический характер всех выдвинутых ранее против него и его клириков обвинений. 16 В композиционном отношении «Защитительное слово» можно достаточно четко разделить на две части: в первой свт. Афанасий с помощью различных документов (соборных посланий, писем императора Констанция и т.п.) доказывает, что он многократно был оправдан представительными соборами епископов, решения которых были признаны императорской властью (Констанций именуется в тексте «боголюбивейшим василевсом» – δ θεοφιλστατος βασιλεùς. 17 В рамках настоящего исследования особый интерес представляют приведенные свт. Афанасием послания Сердикского собора 343 г. 18 Во второй части своего сочинения (начиная с параграфа 59) александрийский епископ последовательно излагает историю своего конфликта с евсевианами, также подтверждая свою правоту на основании различных документов (главным образом писем различных епископов и клириков, императоров Константина Великого и Константина II, гражданских чиновников). 19 Осудивший свт. Афанасия в 335 г. Тирский собор, в котором участвовали иллирийские епископы Урсакий и Валент, именуется им «сборищем преступников». 20 Другое важное историко-полемическое сочинение – «История ариан к монахам», – написанное в 357–358 гг., во время третьего изгнания свт.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010