Г.Е. Захаров Библиография Источники Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы. Вступ. Ст., пер. и коммент. Г. Е. Захарова). Вестник ПСТГУ. Серия II. 2011. N 4 (41). С. 105–116. Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПБ. 2000. Афанасий Великий , свт. Творения: в 4 т. М. 1994. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). Вступ. ст., пер. и коммент. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 2001. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. М. 2009. Олимпиодор. История. Вступ. ст. пер., коммент., указат. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 1999. Павел Орозий. История против язычников. Кн. VI-VII. Пер. с лат., коммент., указат. и библ. В. М. Тюленева. СПБ. 2003. Созомен. Церковная история. СПБ. 1851. Сократ Схоластик . Церковная история. М. 1996. Сульпиций Север. Сочинения. М. 1999. Феодорит Кирский , блж. Церковная история. М. 1993. Фотия патр. Константинопольского сокращение церковной истории Филосторгия. СПБ. 1854. Acta Conciliorum Oecumenicorum. T. I: Concilium universale Ephesenum. A. 431. Vol. IV: Collectio Casinensis. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1923. Acta Concilii Toletani Tertii. PL. 84. Col. 341–359. Actes du concile d’Aquilée. SC. 267. Р. 1980. P. 330–383. Altercatio Heracliani laici cum Germinio episcopo Sirmiensi. Caspari C. P. Kirchenhistorische anecdota: nebst neuen Ausgaben patristischer und kirchlichmittelalterlicher Schriften. Vol. I. Christiania, 1883. S. 133–147; PLS. T. I. P. 345–350. Ambrosius Mediolanensis. De Fide ad Gratianum Augustum Libri Quinque. PL. 16. Col. 527–698. Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. PL. 16. Col. 875–1050. Ammianus Marcellinus. Roman history. Vol. I-III. Cambridge; London, 1982–1986. Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. PG. 25b. Col. 537–593. Athanasius Alexandrinus. Apologia contra Arianos. PG. 25. Col. 247–410. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. PG. 26. Col. 1029–1048. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum. PG. 26. Col. 1049–1070.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУЦИФЕР [Lucifer Calaritanus] († ок. 370, Сардиния), еп. Каралитанский (Калаританский, Каралисский), церковный деятель и писатель IV в. Жизнь Сведения о жизни Л. содержатся в источниках IV в.: в письмах св. Либерия , еп. Римского, в сочинениях «История ариан к монахам», «Защитительное слово о бегстве своем» и «Томос к антиохийцам» свт. Афанасия I Великого , «Книга против императора Констанция» и «Книга к августу Констанцию» свт. Илария Пиктавийского, «О преставлении брата Сотира» свт. Амвросия Медиоланского и в апологетическом сочинении двух луциферианских пресвитеров Марцеллина и Фаустина (Libellus precum, 383/4), обращенном к императорам Валентиниану II , св. Феодосию I Великому и Аркадию . Краткая заметка о Л. присутствует также в трактате «О знаменитых мужах», а упоминание о его смерти - в «Хронике» блж. Иеронима Стридонского . Кроме того, блж. Иероним написал «Разговор против луцифериан»; это сочинение, содержащее оценки деятельности Л., представляет собой диалог православного и луциферианина-раскольника. Свидетельства о Л. присутствуют в трудах церковных историков IV-V вв. Руфина Аквилейского , Сульпиция Севера , Сократа Схоластика , Созомена и Феодорита Кирского. О раннем периоде жизни Л. ничего доподлинно не известно. Он род., очевидно, на рубеже III и IV вв. Между 343 и 353 гг. стал епископом сардинского г. Каралис ( Corti. 2004. P. 57). Свт. Афанасий Великий называет Л. «митрополитом сардинских островов» ( Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 4; ср.: Idem. Hist. arian. 33). Сардиния наряду с Сицилией, Юж. и Центр. Италией входила в IV в. в юрисдикцию Римской кафедры, а епископы этих регионов могли даже выступать в роли легатов Римского епископа (см.: Захаров. 2015. С. 14). Именно с подобной миссией связано первое упоминание Л. в источниках. В 353 или 354 г. Л. вместе с клириками Римской Церкви пресв. Панкратием и диак. Иларием был послан свт. Либерием к имп. Констанцию II ( Hilar. Pict. Fragm. hist. V 6; Hieron. De vir. illustr. 95). Вопрос о местонахождении в этот момент императора вызывает дискуссии в научной лит-ре: одни исследователи полагают, что встреча императора и легатов произошла в Арелате ( Corti. 2004. P. 45-56), другие - в Медиолане ( Brennecke. 1984. S. 150; Barnes. 1993. P. 116). Целью посольства были передача имп. Констанцию послания свт. Либерия и проведение переговоров о созыве представительного Собора для разрешения волновавших Церковь арианских споров. Легаты также смогли заручиться поддержкой свт. Евсевия , епископа г. Верцеллы, к-рый впосл. станет одним из главных защитников никейской веры на Западе (см. письмо легатов свт. Евсевию: CSEL. 14. P. 319).

http://pravenc.ru/text/2110928.html

Обращение старца Макария Оптинского к теме непрестанной молитвы было не случайным. Еще в начале монашеского пути он желал научиться непрестанной Иисусовой молитве. Однако его наставник, Афанасий Захаров, не имел позволения от своего старца, преподобного Паисия Величковского , заниматься умной молитвой, и проходил только устную Иисусову молитву. Поэтому отец Макарий должен был ожидать благоприятного случая, который и представился в 1819 году, во время паломничества в Киев, совершавшегося «пешком, с посохом странника ив самой убогой одежде». На обратном пути странник посетил Глинскую пустынь, в которой тогда проживал и учил Иисусовой молитве старец Василий Кишкин. Здесь молодой иеромонах вошёл в духовное общение с иеродиаконом Самуилом, также делателем Иисусовой молитвы. По свидетельству спутника отца Макария, отец Самуил и отец Макарий три дня «провели за книгой святого Исаака Сирина , беседуя в сладость о внутренних деланиях духовной жизни» 4 . Чем завершились эти собеседования – неизвестно, но иеромонах (впоследствии архимандрит) Леонид Кавелин отмечал, что, судя по некоторым намёкам старца впоследствии, можно с достоверностью полагать, что прохождение умной молитвы, по степени тогдашнего духовного возраста его, было преждевременным и едва не повредило ему. Стяжав впоследствии матерь дарований – смирение и оградив им высокое делание умной молитвы, старец предостерегал всех относившихся к нему от занятия сим высоким деланием – прежде очищения от страстей, указывая всем на молитву деятельную противу страстей и помыслов. Это предостережение, оправданное многими опытами во время долговременной духовной деятельности старца на людях, повредивших себя самочинным (без опытного руководителя) и преждевременным упражнением в умной молитве, плодов которой, по слову святого Исаака Сирина , и проходящие правильно оную достигает едва один от тысячи, побудило старца незадолго до своей кончины составить основанное на учении святых отцов и лично известных ему опытах «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Богородично-Казанская Площанская пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1613. Ссылки:   Адрес: Россия, Брянская область, Брасовский район, п. Пчела Координаты: 52.521275, 34.468349 Проезд:на автомобиле следуйте по трассе М-3 (Москва — Киев); на 438-м км (ближайший крупный населенный пункт до этого — Навля) — поворот с указателем «Монастырь Площанская пустынь»; до монастыря от поворота еще 3 км. Своим ходом от Брянска — автобус на Севск, Комаричи, Локоть или Белгород до остановки «Пост ДПС “Локоть”». От остановки около 3-х км пешком. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основанная киево-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь - основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик прп. Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин), будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов), написавший здесь " Сад во время зимы " . Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду). Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку. Вот как описана пустынь в небольшой книжке, вышедшей в 1855 году: " Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни " .

http://sobory.ru/article/?object=01116

Г.Е. Захаров Источники Тринитарные споры, волновавшие на протяжении целого столетия христианскую часть населения Римской империи, в том числе и ее дунайских провинций, не могли не найти отражения в церковной и светской литературе, а также государственном законодательстве и церковно-правовых памятниках IV – V вв. Источники по истории арианской смуты отличают, как разнообразие жанровых форм, так и различия во взглядах и позициях их авторов, многие из которых были непосредственными участниками описываемых ими событий. Сами их сочинения зачастую носят полемический характер и являют собой своеобразное орудие в доктринальной и церковно-политической борьбе. Подобного рода специфические особенности источниковой базы имеют следствием не только неясность наших представлений о тех или иных исторических событиях и свершениях, но и приводят к формированию совершенно различных картин церковной истории изучаемой эпохи. Впрочем, только сопоставление различных точек зрения и интерпретаций исторической реальности может позволить нам приблизиться к пониманию внутренней динамики конфликта, именуемого арианской смутой. Историко-полемические сочинения Первостепенное значение при изучении истории арианской смуты имеют полемические сочинения ее непосредственных участников, которые стремились представить современникам и потомкам свое видение истории конфликта, а также обосновать свою правоту, а иногда и оправдаться перед лицом различных обвинений. Целый ряд сочинений подобного рода принадлежит перу одного из самых активных участников арианских споров – свт. Афанасия Александрийского (ок. 295–373) 7 , личность которого вызывала стойкое неприятие у его противников, и воспринималась как живой символ православия среди его сторонников. Именно благодаря свт. Афанасию до нашего времени дошло большинство доктринальных формул, а также посланий соборов, отдельных епископов и императоров, которые он обильно цитирует в своих сочинениях для обоснования собственной позиции. Разумеется, отбор документов в сочинениях александрийского епископа соответствует в первую очередь его полемическим целям. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что мы смотрим на историю конфликта главным образом глазами свт. Афанасия, которого никак нельзя назвать беспристрастным историком-писателем арианских споров. Впрочем, сам он указывает на недопустимость искажения исторических фактов в полемических целях. 8 Несмотря на это, в современной научной литературе достаточно остро поставлен вопрос о точности цитирования со стороны александрийского епископа тех или иных памятников, особенно приписываемых перу Ария, 9 и об адекватности его взгляда на историю конфликта исторической реальности. 10 К последнему вопросу мы еще вернемся в основной части настоящего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Награды Митрополичьего округа в Республике Казахстан впервые вручили многодетным семьям 9 ноября, 2011. Новостная служба Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр вручил родителям медали «Алгыс» («Благодарение») и благодарственные письма. Каждая семья получила из рук владыки сертификат на покупку бытовой техники. 9 ноября. ПРАВМИР. Вчера в здании центральной воскресной школы при Свято-Никольском соборе г. Алма-Аты состоялась первая в Казахстане церемония вручения церковных наград православным многодетным семьям, сообщает Патриархия.ru . Высокие награды в Митрополичьем округе в Республике Казахстан получили родители из Алма-Атинской епархии, воспитавшие 6 и более детей: протоиерей Валерий и матушка Ольга Захаровы, протоиерей Анатолий и матушка Ольга Измеровы, протоиерей Константин и матушка Александра Ошлаковы, протоиерей Георгий и матушка Ирина Харловы, диакон Димитрий и матушка Надежда Харламовы, Булат и Светлана Амангалиевы, Илья и Татьяна Ивановы, Волосникова Ольга, Лесовских Ирина, Сергей и Татьяна Афанасьевы. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр вручил родителям медали «Алгыс» («Благодарение») и благодарственные письма. Каждая семья получила из рук владыки сертификат на покупку бытовой техники. Решением Синода Митрополичьего округа ордена «Алгыс» за вклад в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и труды на благо Православной Церкви на Казахстанской земле был удостоен настоятель Свято-Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, благочинный храмов г. Алма-Аты. «Взирая на мир глазами верующего человека, мы осознаем, что будущее зависит от духовного и земного благополучия каждой семьи, сказал митрополит Александр, обращаясь к участникам церемонии. Лишь с воссоздания традиционных семейных ценностей начинается возрождение общества». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/nagrady-mitropolichego...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В. Суриков " Первый Вселенский Собор " . Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя (1876 г.) ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ СЕДЬМУЮ ПО ПАСХЕ - СВЯТЫХ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА Протоиерей Валерий Захаров. 2000 г. См. также: Церковный год > > Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора Нынешний воскресный день, братия и сестры, Святая Церковь посвящает памяти святых отцов Первого Вселенского Собора. Многие из нас из истории нашей Церкви знают, что после окончания страшных гонений, которые испытывала Церковь Христова первые три века своего существования, после воцарения Константина Великого на Византийском императорском престоле - внешне Церковь обрела мир и спокойствие. Но, к сожалению, внутри себя она испытывала со стороны лжеучителей многие нестроения, которые стремились уничтожить ее. Уже в 1-й половине IV в. некий александрийский священник Арий учил о Христе не как о Сыне Божием, Единородном, Единосущном Богу Отцу, а как о творении, о человеке, хотя человеке и совершенном. Какой опасной была эта ересь! Если бы ариане восторжествовали, то страшно даже подумать, что было бы с Церковью! Скорее всего, она прекратила бы свое существование на земле, потому что без Христа нет Церкви. Если говорить о Христе не как о Боге во всем равном Богу Отцу и Богу Духу Святому, а как о всесовершенном творении Божием, то разрушается важный догмат христианской веры – учение о Святой Троице. Это лжеучение полностью опровергает то, о чем учит и что исповедует Святая Христова Церковь. И не случайно в 325 году 318 епископов из различных уголков мира съезжаются в небольшой пригород Константинополя в Никею для того, чтобы там осудить эту ересь и, вместе с этим, выразить истинное учение о Христе Спасителе. На заседаниях этого Собора присутствовали такие святители Церкви Христовой, как Спиридон Тримифунтский чудотворец, Николай Мирликийский чудотворец – покровитель и нашего храма, и нашего города, святитель Афанасий и другие. Соборным разумом было выражено православное учение о Христе Спасителе как Сыне Божием, Втором Лице Святой Троицы, вечном Боге, Единосущном, равном во всем Богу Отцу.

http://zavet.ru/kalendar/pasxa/n7-001pr....

В Алма-Ате состоялись торжества по случаю 90-летия подвига небесных покровителей города — священномучеников Николо-Кучугурских 17 января 2023 г. 16:13 17 января 2023 года, в предпразднство Богоявления Господня, день памяти небесных покровителей Алма-Аты священномучеников Николо-Кучугурских пресвитеров Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в соборе святителя Николая Мирликийского г. Алма-Аты. Здесь в 20-30-х годах ХХ века проходили свое священническое служение священномученики Александр, Стефан и Филипп. В 2023 году Православная Церковь Казахстана молитвенно празднует 90-летие подвига священномучеников Николо-Кучугурских. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий , епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий , викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Клавдиан , епископ Чимкентский и Туркестанский Хрисанф , благочинный храмов г. Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, духовник Астанайской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), архимандрит Вениамин (Рудый), настоятель собора Казанской иконы Божией Матери г. Алма-Аты протоиерей Сергий Хмыров, настоятель храмов благоверного князя Александра Невского г. Алма-Аты и великомученицы Параскевы Пятницы г. Алма-Аты протоиерей Иоанн Лопатин, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери пос. Боролдай игумен Филарет (Петроченко), ключарь собора Рождества Христова г. Алма-Аты протоиерей Александр Гайченя, благочинный Илийского округа Астанайской епархии протоиерей Александр Зырянов, протоиерей Александр Соколов, председатель комиссии по социальному служению Астанайской епархии, духовник службы «Милосердие» протоиерей Вячеслав Пугачев, ключарь храма первоверховных апостолов Петра и Павла г. Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр, руководитель личного секретариата митрополита Александра иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита Александра протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, иеродиакон Афанасий (Козел), диакон Георгий Рублинский, диакон Иоанн Чуркин, диакон Александр Воронин.

http://patriarchia.ru/db/text/5996635.ht...

В Караганде молитвенно отметили 50-летие со дня преставления преподобного старца Севастиана Карагандинского 19 апреля 2016 г. 13:41 19 апреля 2016 года, во вторник 6-й седмицы Великого поста, исполнилось 50 лет со дня преставления ко Господу преподобноисповедника Севастиана, старца Карагандинского. В связи с этим 2016 год ранее был объявлен Православной Церковью Казахстана посвященным данному значимому событию. Вечером 18 апреля во Введенском кафедральном соборе Караганды, где покоятся честные мощи преподобного Севастиана, состоялось праздничное всенощное бдение. Богослужение возглавил епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава в сослужении духовенства Карагандинской епархии . В сам день праздника Божественную литургию во Введенском соборе возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Главе Митрополичьего округа сослужили: архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний ; епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава ; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан ; епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион ; епископ Петропавловский и Булаевский Владимир ; благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев), руководитель Издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко), благочинный карагандинских храмов протоиерей Михаил Патрикеев, духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко), настоятель Введенского кафедрального собора протоиерей Александр Киселев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов; благочинный Абайского благочиния протоиерей Александр Угольков; секретарь Карагандинской епархии протоиерей Владимир Фрейганг; духовенство епархий Митрополичьего округа. Богослужебные песнопения исполнял хор Введенского кафедрального собора. За Литургией молились: исполняющая обязанности настоятельницы Богородице-Рождественского монастыря города Караганды монахиня Антония с сестрами обители; представители казачества, благотворители епархии, многочисленные паломники из Казахстана, России и стран СНГ. Среди молящихся в храме также присутствовала келейница преподобного Севастиана — Вера Афанасьевна Ткаченко.

http://patriarchia.ru/db/text/4436852.ht...

В праздник Вознесения Господня глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе в Алма-Ате 2 июня 2022 г. 16:19 2 июня 2022 года, в праздник Вознесения Господня, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Вознесения Господня в г. Алма-Ате. К началу богослужения в храм была доставлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Полонская», пребывающая в пределах Казахстана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , викарий Вятской епархии епископ Оричевский Даниил , епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий , викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Клавдиан , благочинный храмов г. Алма-Аты, настоятель собора святителя Николая Мирликийского протоиерей Валерий Захаров, благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), ключарь Вознесенского кафедрального собора, руководитель отдела  Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов, ключарь храма Христа Спасителя г. Алма-Аты протоиерей Александр Гайченя, член Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта игумен Филипп (Моисеев), иеромонах Викторин (Асеев), ключарь храма апостолов Петра и Павла протоиерей Кирилл Шкляр, иеромонах Димитрий (Першин), руководитель личного секретариата митрополита Александра иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, иерей Иоанн Коноплев, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита Александра протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, секретарь Усть-Каменогорской епархии диакон Илия Кван, клирик Никольского собора г. Алма-Аты иеродиакон Афанасий (Козел), диакон Георгий Рублинский, диакон Виталий Быструшкин, иеродиакон Софония (Мазуренко).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010