Нашей целью будет раскрыть то содействие, которое оказывал митрополит в процветании «умного делания» и связанного с ним старчества. Для этого нам нужно показать принадлежность самого Филарета к этому духовному движению. Митрополит Филарет был необычайно скрытным во всем, что касалось его лично. Вот отрывок из письма к его духовнику Наместнику Троице-Сергиевой Лавры: «Нужно, чтобы борьба и отвлечения, которые нам доставляют дела, не мешали бы нам уединяться в нашу внутреннюю клеть и втайне молиться Отцу. Да, дела внешнего мира нас расстраивают, нас преследуют и кто входит в свою клеть, недостаточно закрывает за собою дверь. Но Ты, Который сказал: «Я есмь дверь», дай нам войти во внутрь и закрой за нами дверь» (т. I. стр. 168). Дверь, за которой хранились тайники его души была действительно закрыта, но плодом его внутренней жизни на склоне лет был дар чудотворений и дар пророческий, т.е. святость. Где же и как было положено начало этой святости? Некоторый ключ нам дают жития близких ему людей, а именно: старца Филарета Новоспасского, также его школьного сверстника и близкого друга еп. Иннокентия Пензенского – человека исключительной святости – и, наконец, архим. Макария – Алтайского миссионера – его ближайшего ученика. Эти три жития являются среди лучших украшений 14-томного собрания житий Русских подвижников XIX столетия. Василий Дроздов, как уже сказано, родился 26-го дек. 1782 г. в гор. Коломне – пригороде Москвы, и как мы знаем из предыдущего, Москва являлась одним из центральных округов по распространению учения об умном делании. Новоспасский монастырь являлся средоточием, откуда исходило это учение. Здесь жили о.о. Филарет и Александр. Сюда приезжал о. Афанасий Захаров, ротмистр гусарского полка, семь лет живший при старце Паисии. Он имел беседы с o.o. Филаретом и Александром об умном делании, которые имели великую любовь к духовному вождю-старцу Паисию. О. Афанасий переписывал творения св. Отцов, впоследствии переданные в Оптину Пустынь. О. Филарет, в миру Феодор (1758–1842) начал в юности монашескую жизнь в Александро-Невской Лавре, но его старец, видя его рвение к монашеским подвигам, направил его в Саровскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

32 Исходя из содержания сочинения свт. Афанасия, можно прийти к выводу, что он преследует двоякую цель: во-первых, показать необоснованность созыва нового вселенского собора в Аримине и Селевкии (а заодно и абсурдность его «двойной» формы), 33 поскольку никакой новой ереси в Церкви не появилось, а само по себе внесение чего-то нового в вероучение означает отступление от апостольской и святоотеческой традиции. Новому Аримино-Селевкийскому собору противопоставляется авторитет старого Никейского собора, защитившего кафолическое предание от арианской и всех других ересей. 34 Другой целью свт. Афанасия является вступление в диалог с недовольными соборными решениями 359–360 гг. омиусианами, которых александрийский епископ именует «братьями» (aδελφο) и ни в коей мере не считает сторонниками арианской ереси. 35 Разделение с ними он рассматривает не как догматическое, а как терминологическое и пытается обосновать с помощью как богословских, так и церковно-исторических аргументов законность использования никейского термина «единосущный» и недостаточность термина «подобосущный» для раскрытия учения о единстве Бога Отца и Бога Сына. 36 В контексте настоящей работы особое значение имеют приведенные свт. Афанасием документы Сирмийских соборов 351–359 гг., и Ариминского собора 359 г., а также его замечания по поводу роли иллирийских епископов Урсакия, Валента и Герминия в церковно-политической борьбе рубежа 50-х и 60-х гг. IV в. Целый ряд важнейших свидетельств, как по истории арианской смуты в целом, так и по истории участия в ней иллирийского епископата в частности содержится в полемических сочинениях свт. Илария Пиктавийского «О соборах, или О вере восточных», 37 «Книге против Констанция», 38 и «Книге против Урсакия и Валента». 39 Епископ Иларий был низложен на соборе в Битеррах за свое сопротивление церковно-политическому курсу императора Констанция и отправлен в 356 г. в ссылку во Фригию. 40 Здесь галльскому епископу, который утверждает, что до своей ссылки ничего не слышал даже о Никейском соборе, 41 удалось познакомиться с основными восточными богословскими направлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

В конце 358 или начале 359 г. свт. Иларий пишет свое полемическое сочинение «О соборах», которое начинается с обращения к дружественным свт. Иларию галльским и британским епископам, которых он хвалит за их отказ принять вторую сирмийскую формулу 357 г. 42 (свт. Иларий цитирует латинский оригинал этого текста 43 ) и сообщает им о планируемом новом двойном вселенском соборе, который должен будет собраться в Аримине и Анкире. 44 Откликаясь на просьбу галльских епископов рассказать о доктринальной позиции восточного епископата, 45 свт. Иларий посылает им постановления омиусианского Анкирского собора 358 г., также отвергшего вторую сирмийскую формулу, 46 и, кроме того, формулы предшествовавших соборов: Антиохийского 341 г. (вторую антиохийскую формулу), 47 Сердикского 343 г. (исповедание его восточных участников), 48 и Сирмийского 351 г. (первую сирмийскую формулу). 49 Комментарии свт. Илария к этим доктринальным текстам носят самый благосклонный характер. Издание восточными епископами такого количества новых богословских формул святитель мотивирует необходимость противостоять еретикам (necessitatem hanc furor haereticus imponit). 50 В то же время, говоря о церковно-политической ситуации в Асии (где свт. Иларий и находится в ссылке), он отмечает, что бóльшая часть населения асийских провинций (ex majori parte Asianae decem provinciae), за исключением лишь омиусиан – Элевсия и его сторонников (absque episcopo Eleusio et paucis cum eo), – «не знает Бога» (vere Deum nesciunt). 51 Как впоследствии свт. Афанасий, свт. Иларий пытается наладить с омиусианами диалог и всячески приветствует их временную победу в 358 г. над иллирийскими епископами Урсакием, Валентом и Герминием в борьбе за благосклонность императора Констанция. 52 Прямо обращаясь к своим потенциальным восточным союзникам, свят. Иларий пытается рассеять их подозрения в отношении термина «единосущный» и доказать его совместимость с учением о подобосущии. 53 По мнению свт. Илария, на самом деле подобие по природе как раз и означает принадлежность к той же природе (nihil simile sibi secundum naturam esse posse, nisi quod esset ex eadem natura).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

В Орловской епархии в начале XIX столетия, также дав у себя приют старцам-пришельцам, благоустроились и процвели: пустынная обитель Белобережская и монастыри – Чолнский и Свенский. А впоследствии уже заимствовала от них вместе с внешним чином духовный свет и Площанская пустынь, в которой полагал начало иноческой жизни описываемый здесь старец Макарий. В Белобережской пустыни вселился и около 1801 года был строителем оной старец духовной жизни Василий, в мире Василий Тимофеевич Кишкин, из дворян Курской губернии. Первоначально (с 1780 года) он жил с учениками своими несколько лет на св. Афонской горе и в Молдавии. В то же время вышли из Нямецкого монастыря от старца Паисия иеросхимонах Клеопа и схимонах Феодор, постриженные в монашество и основательно наставленные им в жизни духовной. И о. Клеопа прямо поселился в Белобережской пустыни; а о. Феодор сначала жил в Чолнском Трубчев-ском монастыре. Потом, когда место настоятеля и старца Василия в Белых Берегах (в 1804 году) занял его ученик и постриженник иеромонах Леонид, тогда и о. Феодор перешел в Белобережскую пустынь. Упокоеваемые любовию и попечением настоятеля, старцы Клеопа и Феодор жили при обители в уединенной и безмолвной келлии в лесу, сперва вдвоем; а потом, в 1808 году, присоединился к ним и любитель безмолвия о. Леонид, добровольно ради сего сложивший с себя бремя настоятельства. Все они совокупно занимались умным деланием, принося в то же время пользу и ближним, притекавшим к дверям их келлии, духовными советами и наставлениями, Богу их прославляющу. Впоследствии, как увидим ниже, о. Леонид, сделавшись Оптинским старцем, был наставником и вместе другом духовным о. Макария. В 1806 году поселился в Белобережской пустыни ученик старца Паисия схимонах Афанасий Захаров, который в 1815 году перешел на жительство в Площанскую пустынь и был старцем отца Макария до самой блаженной своей кончины. Но о нем сказано будет дальше, по потребности, в своем месте. Вышеупомянутый старец Василий, оставив настоятельство в Белобережской пустыни, перешел на жительство в Свенский монастырь, где около 1818 года был казначеем один из любимых учеников его, иеромонах Серафим, бывший впоследствии настоятелем сперва Белобережской, а с 1818 года Площанской пустыни, которая много обязана ему своим благоустройством как во внешнем, так и во внутреннем отношении, где и о. Макарий обитал.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Выпуск 2013 г. и сайта www. love-astrakhan.ru/История/Храмы Астрахани-Казанская церковь За величественный внешний вид и богатое убранство современники назвали Казанскую церковь жемчужиной Поволжья. Строительство храма началось в 1903 г. рядом со старой церковью. Всего на строительство нового храма было собрано пожертвований на сумму 70 000 рублей: основную долю в эту сумму внесли два богатейших астраханских купца Иван Иванович Губин (староста Покровской церкви) и Александр Николаевич Афанасьев - каждый по 25 000 рублей, также крупные суммы пожертвовали другие астраханские купцы - Александр Иванович Губин, Сергей Иванович Захаров, Степан Игнатьевич Кузнецов, Степан Васильевич Носков и Константин Иванович Догадин. Построенный в древнерусском стиле, богато декорированный снаружи, храм отличался торжественным и внушительным обликом. Восьмисветовой барабан с куполом в форме царского венца венчал храм. А по бокам главного барабана установлены четыре малых глухих барабана, украшенных куполами-луковичками. Высокая двухъярусная колокольня была выполнена в несколько готическом стиле, венчал ее остроконечный шестигранный верх и маковка-луковка. По бокам от неё - две деревянные башенки в намеренно уменьшенном виде, копирующие второй ярус колокольни. В храме в 1907 г. установили новые резные трехъярусные иконостасы, вызолоченные на полимент. Расписывали храм известные художники Зейц и Серов. В советский период храм утратил часть своего архитектурного облика и всё убранство. После возвращения храма церкви были начаты работы по его воссозданию. Среди почитаемых святынь храма, особенно замечательна написанная на Святой горе Афон икона Казанской Божьей Матери, называемая верующими Казанско-Афонская. Также здесь находятся чтимый образ Косинской Божией Матери и икона собора Преподобных Оптинских старцев с частицами мощей каждого из них. Казанский соборр является объектом культурного наследия регионального (местного) значения. Комментарии и обсуждение В начале прошлого века улица, на которой расположен храм, называлась Казанская - у меня есть две фотографии того времени (дед со своими родителями) на оборотной стороне написано  г. Астрахань, улица Казанская, Казанский храм.  19 января 2013. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01042

Следует отметить, что значительную часть представителей западной части Империи составляли епископы дунайских и балканских провинций, 541 что указывает на вовлечение в конфликт епископата региона. Однако следует отметить, что этот вывод касается в первую очередь Дакии 542 (и Македонии, церковная история которой в рамках настоящего исследования не рассматривается). Паннония оказалась представлена на соборе только тремя делегатами – Марком из Сисции (Marcus a Savia de Siscia), Евтерием из Сирмия (Euterius a Pannonis) 543 и Валентом из Мурсы, – последний из которых перешел на сторону восточных. 544 Кроме того, восточным епископам, вероятно, сочувствовал и епископ Салоны (Salonae Dalmatiae episcopo), упомянутый в преамбуле к их посланию как один из его адресатов. 545 Таким образом, если епископат Дакии занимал в 343 г. достаточно однозначную позицию и поддерживал в своем большинстве свят. Афанасия и его западных сторонников и защитников, то ситуация в Паннонии была намного более сложной. 1.1.2. Дело Фотина. Сирмийский собор 351г. Если превращение, в 343 г., Балкано-Дунайского региона в один из важнейших «театров» арианской смуты было мотивированно, насколько об этом можно судить, стремлением императоров провести собор восточных и западных епископов в непосредственной близости от границы двух частей Империи, то активизация церковно-политической борьбы в регионе на рубеже 40-х и 50-х гг. IV столетия была вызвана внутренними причинами. Кафедру одного из важнейших административных, политических и церковных центров Иллирика – города Сирмия – занял епископ Фотин, проповедовавший учение, близкое, по мнению большей части современников и ближайших потомков, к динамизму Павла Самосатского. 546 Следует отметить, что Фотин не был уроженцем Иллирика и прибыл в столицу Паннонии из Анкиры, будучи в течение некоторого времени диаконом и учеником епископа этого города Маркелла, осужденного за ересь (монархианскую по своему характеру) восточными епископами и оправданного Римским, а затем и Сердикским соборами. 547 Богословское учение Фотина вызвало в равной мере беспокойство, как среди западных, так и восточных епископов. В 344 г. Антиохийский собор осудил его наравне с Маркеллом Анкирским. 548 На Западе Фотин был осужден, по крайней мере двумя соборами, которые, судя по всему, имели место в Медиолане в 345(6) и 347(8) гг. соответственно. 549

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Старейший из почитателей Паисия, сподвижник его в монастырях Молдавии, архимандрит Софронской путиельской пустыни Феодосий, полагал начало своей монашеской жизни в Свинском монастыре. Здесь же подвизались после прихода из Молдавии в Россию два ревностных ученика Паисия – одноименники – схимонах Афанасий (6 апр 1811 г.) и другой схимонах Афанасий, по фамилии Захаров (1823 г. в Площанской пустыни). Их трудам и обязано существование в свинской библиотеке Паисиевского отдела рукописей. Часть этих рукописей была принесена ими из Молдавии, как залог дружбы их с духовным братством, подвизавшимся в скитах Молдавии, и как драгоценный завет великого старца о внутреннем делании, который они старались поведать потом русским обителям. Другая часть рукописей была переписана ими и их духовными учениками. Из рукописей первого рода, т.е. принесённых из Молдавии, укажем 44 и 63 – Лествица Иоанна Лествичника и Духовной Цветник. Обе эти рукописи исходят из собрания схимонаха Онуфрия, жившего 15 лет в пустыни над потоком Вороною в Молдовии и скончавшегося там в 1789 г. 11 Первая из этих рукописей написана была для Онуфрия его учениками – Монахом Филимоном и схимонахом Николаем в 80-х годах XVIII в. Рукописи 48 и 59 принадлежали сподвижнику Паисия бывшему начальнику больницы в паисиевском скиту и переводчику – схимонаху Онорию (1795 г.). К трудам схимонаха Афанасия старшего следует отнести, кажется, аскетические сборники мелкого старческого письма на синей бумаге, 4 градуса. Но он не отмечал на своих рукописях своего имени, и мы твердо можем указать только на – аскетический. Сборник 1810 г., где рукою его сподвижника схимонаха Афанасия младшего сделана запись, что это труд его старшего соименника 12 . Других трудов обоих Афанасиев – по отсутствию эаписей– мы указать не можем, но они – несомненно есть среди наших рукописей, а равно, можно думать, в других монастырях. Схимонах Афанасий старший известен как деятельный участник в трудах старца Паисия по редактированию составленного Паисием «Добротолюбия», хлопотал о судьбе этого труда перед митрополитом петербургским Гавриилом, переписывался с интересующимися духовной жизнью монашествующими в других монастырях, напр., игуменией арзамасского монастыря Марией, содействовал им в получении рукописей – переводов старца Паисия (напр., он сообщал Марии об изготовлении для нее списка книги святого Варсануфия), почитал духовное делание и побуждение к нему делом своей жизни, постоянно, как и другой Афанасий занимался писанием назидетельных книг, и, если от него и младшего соименника его мы имеем свидетельство только в одной рукописи, это только следствие их последовательности себе – их скромности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Троицкий Селенгинский, в городе Селенгинске, основан в 1681 г. Ныне третьего класса. [VI, 77.] Игумены Феодосий , из Темниковкого Сретенского монастыря, основатель, в 1681–92. Мисаил , 1695–1700. Макарий , 1704–1707, перев в Посольский Спасский мнтрь. Архимандриты Мисаил в 1713 перев. в Иркутский Вознесенский, а 1718 – сюда обратно. Упом. 1730–34. Нафанаил 14 апр. 1746 перев. в Иркутский Вознесенский. Илия Веприцкий , в 1756. Антоний Максимович перев. из Посольского монастыря, 1762–64; † … Виталий Изотиков , 1765–79; († …?). Игум. Иерофей , 1779 и 80. – Илия Литвинцев определён 1788, а 23 мар. 1789 перев. в Иркутский Вознесенский мнтрь. – Нифонт , 1791–96. – Афанасий , 1837–40. Архим. Амвросий , 1840–42. – Иларий , 1843–49. – Даниил , 1850–59. 4 Посольский Спасо-Преображенский, на Байкале, от Иркутска 155 вёрст, основан в исх. XVII века; известен с 1700 г.; по штатам третьеклассный. [V, 602.] 19 сент. 1836 возведён в 2-й класс. Игумены Феодосий , основатель, в 1681 162 . Мисаил , игум. Троицко-Селенгинский, наведывал в 1700. Макарий в 1707 перев. из Троицко-Селенгинского монастыря; † в 1715. Иов , в 1715–29, уволен, за старостью. Паисий Давидов , в 1729–33; перев. в Якутский Спасский мнтрь. Иларион Трусов посвящён в архим. 30 сент. 1734 и велено ему ехать в Пекин; в 1736 отбыл и 22 апр. 1741 там †. Наместники Варлаам Захаров , с 1736; † 1738. Виктор , в 1738–40, перев. в Нерчинский Успенский мнтрь. Лаврентий в 1741 отправлен в Китай с караваном. Иннокентий Пустозерцов ... После в Киренском Троицком мнтре. Дорофей Шергин определён в 1744, а в 1754 отставлен. Гервасий Леонтович , с 1754 по 1758, отставлен и предан суду; † 1760 ... Герман Шастин , в 1758–60. Антоний Максимович 1761 перев. из Нерчинского Успенского, а 1762 – в Селенгинский Троицкий мнтрь. Игумены Макарий Макарьев произведён 1763...; † 1773... Иоиль , в 1773–75; † … Андроник Седякин , бывший строитель Соезерский, определён в 1775; † 1782 … Феофил Борисов определён в 1782; уволен, за болезнью, в 1792; † 1800...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указание на непознаваемость образа рождения Бога Сына вызывает невольные ассоциации со второй сирмийской формулой. Указание же на сверхвременность Его рождения, напротив, отсылает нас к антиохийским формулам 341 г., при этом если составители последних ограничились лишь указанием на то, что Бог Сын был рожден от Отца «прежде всех веков», 734 то в четвертой сирмийской формуле эта мысль получает развитие. Авторы намеренно стремятся исключить всякую возможность истолкования этого тезиса в духе учения о временности бытия Бога Сына. Большое внимание составители формулы уделяют раскрытию учения о Боговоплощении и спасении. При этом они не ограничиваются кратким повествованием об основных событиях земной жизни Христа – Его рождении, пребывании с учениками, распятии, смерти и воскресении, а также исповеданием веры во Второе Пришествие и Страшный Суд. Именно четвертая сирмийская формула стала первым исповеданием веры, в котором получает развитие учение о сошествии Христа в ад. В тексте указывается, что Христос «снисшел в преисподнюю, и там совершил Свое домостроительство (и привратники адовы, увидев Его, ужаснулись)». Таким образом, именно сошествие в ад интерпретируется авторами формулы как момент совершения Христом дела спасения человечества, что указывает на особое внимание ее авторов к христологии и сотериологии. Как и в творениях свт. Афанасия, 735 сотериология и христология занимают в четвертой сирмийской формуле одно из центральных мест и оказываются неразрывно связаны с триадологическим учением, что проявляется в указаниях на то, что Боговоплощение и домостроительство спасения совершаются по воле Бога Отца (χατà τν πατριχν βολησιν). Далее следует традиционное исповедание веры в Святого Духа: «Веруем и в Святого Духа, Утешителя, Которого Сам Единородный Божий Иисус Христос обетовал послать роду человеческому, согласно написанному отхожу ко Отцу Моему и умолю Отца и иного Утешителя пошлет вам, Духа истины – Он от Моего примет, научит и напомнит вам все».За исповеданием веры в Святого Духа следует фраза, содержащая в себе рекомендацию не использовать термин «сущность», что, безусловно, не может не вызвать ассоциаций со второй сирмийской формулой, где присутствует аналогичный запрет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

20 августа на аэродроме АСН произошел несчастный случай. После выполнения боевого задания стрелок-радист самолета 5-ой гвардейской авиадивизии дальнего действия, старшина Григорий Яковлевич Овчинников, уроженец Чувашии, по неосторожности попал под лопасти винта работающего мотора. Результативность боевых вылетов с аэродрома Остафьево, видимо, послужила причиной для нанесения вражеской авиацией бомбового удара. Такое предположение сделано на основании того, что в сентябре линия фронта от Остафьево была довольно далеко. Однако в ночь с 18 на 19 сентября 1943 года аэродром подвергся бомбежке, в результате которой погиб мастер авиационного вооружения 102-го авиаполка старшина Остапенко Яков Иванович. Можно предположить, что это была попытка фашистских пилотов отомстить за что-то. В конце октября, 29 числа, погиб рядовой 891 батальона аэродромного обеспечения 5 - ой гвардейской авиадивизии дальнего действия Илья Афанасьевич Захаров. Его имя увековечено в Книге Памяти Рязанской области (том 6). Накануне Нового 1944 года на аэродроме Остафьево произошла крайняя в 1943 году катастрофа с гибелью летного состава. 12 декабря потерпел аварию самолет 14 гвардейского Смоленского авиаполка дальнего действия под командованием командира корабля старшего лейтенанта Щекатурова Ивана Степановича, уроженца Удмуртии. В результате катастрофы погибли члены экипажа: командир корабля лейтенант Матийченко Афанасий Сергеевич, уроженец Полтавской области, член ВКП (б), с 1941 года, женат. Штурман корабля младший лейтенант Лысенко Александр Федотович, 1923 г.р., уроженец Харьковской области, начальник связи авиаэскадрильи, флагманский стрелок-радист, гвардии младший лейтенант Качанов Алексей Михайлович, уроженец Борисоглебского района Воронежской области, кандидат в члены ВКП (б) с 1942 года. Воздушный стрелок-радист, гвардии старший сержант Диденко Иван Минович, уроженец Киевской области, комсомолец с 1941 года. И вот наступил 1944 год. Фронт приближался к государственной границе Советского Союза. Остафьево стал тыловым аэродромом. Мирная размеренная жизнь расслабила офицеров наземных служб. В мае произошло ЧП. В озере, вблизи от усадьбы князя П.А. Вяземского, утонул инженер-капитан Александр Сергеевич Смирнов, уроженец Красноярска. Исполнявший должность старшего борттехника летного центра авиации дальнего действия.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010