Иконостас Московского Успенского собора. Более благоприятных результатов можно достигнуть при изучении иконостаса соборного храма Серпуховского Высоцкого монастыря, основанного в 1374 году Великим Князем Владимиром Андреевичем Храбрым 66 . Первым настоятелем был преп. Афанасий 1-й, который окончил свою жизнь в Константинополе в монастыре св. Иоанна Предтечи. Им были присланы в Высоцкий монастырь около 1390 года из Греции семь следующих икон: три иконы Деисуса, иконы двух архангелов и апостолов Петра и Павла, мерою все около 2 арш. 2 в. х 1 ар. 8 в. (Фототипии с изображением этих замечательных икон будут помещены в моем издании: «Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности; 1 хромол., 66 фототипий и иллюстрации в тексте», a фототипия одной иконы, изображающей архангела, помещена на таблице III настоящего издания, с надписью «Образцы современной реставрации древней иконописи»). Иконы эти сначала могли быть и местными в соборе монастыря, a затем были поставлены над местными. В XVI веке к ним были прибавлены еще иконы апостолов свв. Иоанна и Андрея, чтобы пояс, сделавшись сплошным, касался северной и южной стен храма. Тогда же были прибавлены в иконостасе пояса праздничный и поясных изображений пророков. Пояс же праотеческий прибавился уже позднее и, вероятно, в 1624 году, когда (как сказано во вкладной книге Высоцкого монастыря) 67 «архимандрит Антоний збратом в Зачатейской церкви починили святыя образа: деисус, праздники и пророки, а иныя образа вновь написали, дано иконникам за работу 27 р. 26 ал.». Иконы этого иконостаса в большинстве случаев весьма пострадали от неискусной реставрации, совершенной иконописцами в 1898– 9 годах. В настоящем тексте помещаем мы рисунок 23), изображающий вышеуказанный иконостас. Иконостас Зачатьевского собора Серпуховского Высоцкого монастыря. Чтобы иметь возможность судить о совершенных реставрациях и о том, как выглядели иконы в предшествующее им время, мы пользовались, когда это удавалось, выкинутыми из иконостаса и случайно сохранившимися иконами, т. е. тем обстоятельством, что, начиная с середины XVIIІ века и особенно часто в ближайшее к нам время (лет сорок назад), во время переустройства иконостасов, чтобы дать больше простору их украшениям, в чуждых нам западных стилях, из них удалялись и безжалостно выкидывались в сырые подвалы и на колокольни драгоценные произведения нашей древней иконописи. Случалось, что выкидывались и все иконы из иконостаса и заменялись новыми.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

Икона Богородицы Всецарица (Пантанасса) Тропарь, глас 4 Образом радостотворным честныя Всецарицы, желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице, избави от обстояний к Тебе прибегающих, от всякия напасти огради стадо Твое, к заступлению Твоему взывающее присно. Молитва О, Всеблагая досточудная Богородице Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин, да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси, Ты за мя умоли, да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь. Высоцкий мужской монастырь (г. Серпухов) В подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, неподалеку от ее впадения в Оку, живописно раскинулась древняя обитель - Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика Афанасия. Свое название монастырь получил от места, находящегося на высоком красивом холме, в народе называвшемся «Высокое». Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы». Адрес: Серпуховский район, г. Серпухов, ул. Калужская, д. 5/3 Телефон: (496) 735-16-79, (496) 772-81-48, (496) 772-57-97 (лавка) Официальный сайт:  visotskymonastir.ru Святыни монастыря Молитвы Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

К лету 1372 г. Москва, Литва и Тверь мобилизовали свои силы. Противники встретились в кон. июля 1372 г. у Любутска, расположенного при впадении в Оку р. Дугны. В. А. возглавлял свой полк. Битвы не произошло, стороны заключили перемирие на 3 месяца, позднее его закрепил мирный договор. В. А. был в числе лиц, участвовавших в заключении соглашения. Согласно его тексту, союзник Литвы - тверской князь должен был вернуть Москве захваченные им земли Владимирского великого княжества, а Москва - возвратить Литве Ржеву. Более 2 лет тверской князь не выполнял условий договора. Москва различными дипломатическими средствами стремилась воздействовать на него, В. А. сыграл в этом активную роль. Вел. Новгород, потерпевший поражение от кн. Михаила Александровича, пытался заключить с ним мирный договор, даже ценой больших уступок. Московская дипломатия мешала этому. 13 марта 1373 г. в Новгород приехал В. А. и пробыл в городе 3,5 месяца. Ему удалось добиться того, чтобы новгородцы отказались от заключения мира с Тверью. Вражда с Москвой и Вел. Новгородом делала положение тверского князя очень неустойчивым. В кончном счете он был вынужден выполнить условия московско-литов. перемирия 1372 г. и отозвать своих наместников с захваченных территорий. В янв. 1374 г. Михаил заключил мирные договоры с Вел. Новгородом и Москвой. Для последней это была серьезная победа, не потребовавшая применения вооруженной силы. Ее необходимо было сохранить для предотвращения непредвиденных опасностей. Одна из них имела место летом 1373 г., когда правивший в Орде темник Мамай предпринял нападение на соседнее с Московским Рязанское княжество. Именно тогда из Вел. Новгорода был спешно вызван В. А. Вместе с вел. кн. Димитрием он выступил к Оке. Московские князья защитили свои левобережные окские земли и не дали ордынцам опустошить их, но Рязани они не помогли, опасаясь вступить в открытый вооруженный конфликт с Ордой. Однако этот конфликт становился неизбежным. Примирение в янв. 1374 г. с Тверью позволило вел. кн. Димитрию прекратить уплату тяжелой дани Мамаю, к-рую последний наложил на владения московского князя после передачи ему осенью 1371 г. ярлыка на вел. княжение. Летописец отметил, что в 1374 г. вел. кн. Димитрию «бышеть розмирие с Тотары и с Мамаем». Возможно, опасаясь конфликта с Ордой, В. А. решил укрепить свою резиденцию на Оке - с. Серпуховское. На месте села в 1374 г. была построена крепость, ее жители получили статус горожан, к-рым были даны льготы и привилегии. Одновременно по просьбе В. А. игум. Троице-Сергиева мон-ря прп. Сергий Радонежский основал Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресв. Богородицы муж. мон-рь . Во главе этой обители был поставлен ученик Сергия прп. Афанасий Высоцкий Старший (1374-1382).

http://pravenc.ru/text/159088.html

7. Икона преподобного Афанасия Высоцкого с частицей его святых мощей. Благословение Высоцкого монастыря г. Серпухова Биробиджанской епархии. 8. Список Владимирской чудотворной иконы Божией Матери. Написан в 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и освящен у чудотворного Владимирского образа в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в Москве и приложен к древнему образу. В алтаре собора хранятся другие святыни. Они выносятся для поклонения верующим в дни их празднования, в дни Светлой седмицы, а так же по просьбам паломников. 1. Старинный храмовый образ Святителя и чудотворца Николая (Никола Можайский) XVII века. 2. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих – Свт. Филиппа Митр. Московского; свт. Димитрия Ростовского; свт. Игнатия Ростовского; свт. Иннокентия Иркутского; свщмч. Фаддея Тверского; свщисп. Сергия Серебрянского; прп. Аврамия Ростовского; прп. Макария Калязинского; прп. Даниила Переславского; прпмч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия; благ. кн. Александра Невского; благ. кн. Давида и Константина Ярославских; благ кн. Анны Кашинской; прав. воина Феодора Ушакова; блаж. Матроны Московской. 3. Ковчег с частицами мощей преподобных отцов и старцев Оптинских: Льва, Макария, Антония, Иллариона, Амвросия, Анатолия I, Исаакия I, Варсонофия , Анатолия II, Нектария. 4. Икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского. Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского с частицей его мощей (находится в епархиальном женском монастыре во имя свт. Иннокентия) 5. Точная Афонская копия чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». 1. Икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского. 2. Ковчег с частицей мощей преподобноисповедницы Параскевы Дмитровской (Матиешиной; +5 декабря/22 ноября 1952 г.). 3. Ковчег с частицами мощей святых дев мучениц, пострадавших за Христа в 258 году: Конкордии (13 августа); Виктории (Ники) (10 марта и 16 апреля); Викентии (17 и 26 января).

http://azbyka.ru/palomnik/Еврейская_авто...

Повествование Троицкой летописи касается различных сторон жизни Русской земли: народные бедствия, мировые катаклизмы, соперничество князей, военные баталии, строительство храмов, свадьбы и похороны, убийства и грабежи – и на этом фоне выделяется благочестивая жизнь отшельников и истинных пастырей, изо дня в день молящихся Богу о спасении всех христиан. Но ни одному святому не уделяется столько внимания и ни об одном монастыре не говорится с такою подробностью, как о Сергии Радонежском и основанном им монастыре: обстоятельно рассказывается об участии Сергия в основании Высоцкого Серпуховского и Стромынского монастырей, о крещении Преподобным сыновей великого князя – Юрия и Петра и старшего сына удельного князя Владимира Андреевича – Ивана, о дипломатической миссии старца в 1385 г. к рязанскому князю Олегу, прослеживается судьба сергиевых постриженников – Афанасия Высоцкого и Федора Симоновского; летопись упоминает даже о таких фактах внутримонастырской жизни, как болезнь «святого старца» в 1375 г., смерть в 1384 г. троицкого келаря Ильи, а в 1388 г. троицкого монаха Исакия Молчалника – в последних случаях с пространными панегирическими характеристиками. Под 1392 г. помещено известие о кончине Преподобного, сопровождающееся Похвалой Сергию на 20 листах, явно несоразмерной с объемом всего летописного свода, в котором на 370 листах изложена вся история от «потопа» до 1408 г. (подробнее см. в 3 части). Эта Похвала Сергию является, очевидно, Похвальным словом Сергию 1412 г., из чего следует, что и сама Троицкая летопись составлена не ранее этого года. Имеются основания думать, что в 1414 г. Троицкая летопись уже существовала 159 . Дело в том, что в 1414 г. для надвратной церкви св. Владимира в Новгородском Детинце был переписан сборник житий святых, память которых празднуется 15 июля (т. е. князя Владимира и Кирика и Улиты). В начале XIX в. сборник принадлежал известному собирателю древних рукописей графу А. И. Мусину-Пушкину, но погиб в пожаре 1812 г. Однако, еше до этого сборник был подробно описан 160 и с него были сняты копии, одна из которых опубликована В. И. Срезневским 161 . Наше внимание привлекает в этом сборнике «Слово о Законе и Благодати» в особой редакции, где в текст «Слова» вставлен фрагмент из Повести временных лет под названием «Пророчество» 162 . При сравнении фрагмента с летописями, отражающими Троицкую (именно – с Владимирским летописцем и Погодинской летописью), выясняется несомненная их близость. Так, чтение Мусин-Пушкинского списка «всими негодованьи вашими» 163 совпадает с Владимирским летописцем и Погодинской летописью 164 , а Лаврентьевская, Ипатьевская и Новгородская 1-ая дают чтение «твоими» 165 . Во фрагменте читается: «Се дева в чреве приемлеть» 166 , так же во Владимирском летописце и Погодинской летописи (а также в Новгородской 1), а в Лаврентьевской и Ипатьевской: «Се девица в утробе зачнеть» 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Aфahacuй Высоцкий, Младший, прп. Описания иконы Афанасий Высоцкий, Младший, прп. - житие Преподобный Афанасий Высоцкий Младший Преподобный Афанасий Высоцкий Младший, второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амос. Отец его Илларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего «острым умом», в строгих правилах благочестия. 2 декабря 1374 года преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича посетил Серпухов, и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго зачатия Ее праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду. Желая «научиться пути Господню», юный Амос в 1378 году пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, прин[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1291

Серпухов. Высоцкий монастырь. Церковь Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная однокупольная церковь в псевдовизантийском стиле, пристроенная с запада к Зачатьевскому собору. Была выстроена в 1878-1895 гг. на месте каменного храма 1694 г., над могилой местночтимого Афанасия Серпуховского. Единственный престол Афанасие-Сергиевский. Закрыта в 1920-х гг., сломана в 1967 г. в ходе реставрационных работ. Тренев Д.К. Серпуховский Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности. М., 1902 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=40120

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Hukuma Боровский, Костромской, прп. Описания иконы Никита Боровский, Костромской, прп. - житие Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный Память 15 сентября и в Соборе Радонежских святых Ученик и, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье. Принял постриг и пребывал в обители преподобного Сергия в числе его учеников. Предположительно, не позднее середины 1380-х годов преподобный Никита поступил в братию Серпуховского Высоцкого монастыря. Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1414 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалил[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. XIX.] Собор Радонежских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань северо - восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Файл 8664.jpg:   Размер: 1146x1200, 1.38 MPix, 241 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (157) , (5) .

http://pravicon.com/icon-2522

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010