Преподобный Иосиф Волоцкий Преподобный Иосиф Волоцкий, в мире Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным - 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году - все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келлии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу. Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии. Как замечает жизнеописатель, он " зело ненавиде сквернословия и кощун, и смех бесчинный от младых лет " . В двадцать лет Иоанн избирает путь иноческих подвигов и, оставив родительский дом, уходит в пустынь, что была близ Тверского Саввина монастыря к известному старцу, строгому аскету-подвижнику Варсонофию. Но монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими. По благословению старца Варсонофия, он уходит в Боровск, к преподобному Пафнутию Боровскому , постриженику старца Высоцкого монастыря Никиты, ученика преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Простота жизни святого старца, труды, которые он разделял со своей братией, и строгое исполнение монастырского устава соответствовали настроению души Иоанна. Преподобный Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и 13 февраля 1460 года постриг его в иночество с именем Иосиф. Так осуществилось самое большое желание Иоанна. С усердием и любовью нес молодой инок возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице; последнее послушание преподобный Иосиф исполнял с особенным тщанием, " питая и напояя больных, поднимая и постели устрояя, яко сам боля и чисте всем работая, яко Христови Самому служа " . Великие духовные способности юного инока проявлялись в церковном чтении и пении. Он был одарен музыкально и владел голосом так, что " в церковных песнопениях и чтении толик бе, якоже ластовица и славий доброгласный, услажаше слухи послушающих, якоже ин никтоже нигдеже " . Преподобный Пафнутий вскоре поставил Иосифа экклесиархом в церкви, чтобы он наблюдал за исполнением церковного устава.

http://patriarchia.ru/db/text/913172.htm...

В Институте теологии Белорусского государственного университета состоялся Рождественский вечер 15 января 2016 г. 12:31 14 января 2016 года в Институте теологии Белорусского государственного университета состоялся Рождественский вечер Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла». В президиуме торжественного собрания присутствовали: митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, ректор Института теологии БГУ; О.А. Ивашкевич, первый проректор БГУ;  епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , председатель отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви ; иерей Святослав Рогальский, председатель правления МОО «Христианский образовательный центр», секретарь Совета Института теологии; архиепископ Тадеуш Кондрусевич, митрополит Минско-Могилевский Римско-Католической Церкви. Рождественский вечер посетили представители министерств и ведомств Республики Беларусь, дипломаты, руководители ряда высших учебных заведений. Вечер открыл иерей Святослав Рогальский. Затем к собравшимся обратился митрополит Павел, который поздравил всех с Рождеством Христовым. Он подчеркнул, что главная задача Института теологии — воспитывать молодежь в духе любви к Богу, которая проявляется через любовь к ближнему. Архипастырь пожелал, чтобы доброе сотрудничество Института с другими вузами развивалось и укреплялось, а студенты-теологи были во всем примером для других учащихся. Начальник управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Республики Беларусь М.А. Соротник зачитала приветственный адрес министра образования М.А. Журавкова. Первый проректор БГУ О.А. Ивашкевич огласил приветственный адрес ректора БГУ С.В. Абламейко. С приветственным словом выступил архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Центральным событием вечера стало вручение премий «Христианские традиции в культуре и образовании». Наград были удостоены: от священнослужителей — протоиерей Павел Сердюк, от мирян — А.Г. Высоцкая. Протоиерей Павел Сердюк — настоятель прихода святителя Николая Японского в городе Минске, духовник местного общественного благотворительного объединения «Центр поддержки семьи и материнства " Матуля " », главной задачей которого является помощь женщинам в ситуации кризисной беременности. Алена Геннадьевна Высоцкая — руководитель молодежного хора «Visson», регент хора прихода преподобномученика Афанасия Брестского города Минска, магистр искусствоведения. За четыре года своего существования хор «Visson» более 70 раз выступил в нашей стране и за рубежом. Коллектив является лауреатом многих международных конкурсов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Однако научный интерес, идущий в данном случае рука об руку с религиозным чувством, побуждал и побуждает многих к кропотливому и тщательному разысканию и исследованию всего, что может пролить свет на личность и творчество великого иконописца. Радостно сознавать, что значительный вклад в дело изучения творчества Андрея Рублева внесли не только наши отечественные исследователи XIX и начала XX в., но и выдающиеся современные нам советские искусствоведы. 1. Ранний период жизни и творчества Андрея Рублева (1360–1405 гг.) Год рождения Андрея Рублева точно не известен: его полагают в пределах между 1350 и 1370 гг. 2  В качестве более или менее вероятной даты условно может быть указан 1360-й год. Основание для такого предположения можно усматривать в летописном свидетельстве о том, что Андрей Рублев, как и его спостник и сотрудник Даниил Черный, скончался «в старости честне» 3 ; между тем, кончина его последовала как известно, в 1430 3  или 1427 г. 4 Обстоятельства детства и юности великого иконописца совершенно неизвестны. Когда и где он вступил на поприще иноческой жизни, мы также не знаем. Старообрядческий Клинцовский иконописный подлинник (л. 152 об.) 5  сообщает, что «преподобный Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше  многия святыя иконы, чудны зело и украшенны; бе той Андрей прежде живяше в послушании преподобнаго отца Никона Радонежскаго» 6 . Из этих слов как будто вытекает, что до поступления в обитель преподобного Сергия Радонежского Андрей Рублев уже находился в послушании у преподобного Никона. Из жития самого преподобного Никона мы знаем, что он еще «в юных летах, возымев желание монашествовать, пошел к преподобному Сергию; но Сергий послал его в Серпухов, на Высокое, к ученику своему Афанасию, которым он и был пострижен в монашество. Достигнув в монастыре Афанасия совершенного возраста и быв сподоблен священства, он возвратился к преподобному Сергию, может быть, после того, как Афанасий в 1382 году, оставив игуменство в Высоцком монастыре, ушел в Константинополь» 7 . Таким образом, нет ничего невероятного в предположении, что Андрей Рублев принял на себя первоначальное иноческое послушание в Высоцком монастыре, будучи поручен заботам преподобного Никона игуменом Афанасием, а в 1382 г. вместе со своим наставником перешел в обитель преподобного Сергия. По прибытии в Троицкий монастырь молодой послушник стал, по всей вероятности, учиться и работать в лаврской иконописной мастерской 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря) Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Из Жития прп. Пафнутия Боровского следует, что после пребывания в Троицкой обители Н. нек-рое время был настоятелем Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , основанного в 1374 г. по желанию серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича прп. Сергием Радонежским. Первым настоятелем обители стал его ученик, прп. Афанасий Высоцкий (Старший). Осенью 1382 г. тот, поставив игуменом монастыря Афанасия Высоцкого (Младшего; 12 сент. 1395), вместе с митр. Киприаном отправился в Киев, а затем в К-поль. После кончины Афанасия Младшего Н. стал архимандритом серпуховского мон-ря, как свидетельствует прп. Иосиф Волоцкий в своем соч. «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих»: «...видехом и отца нашего святаго Пахнотиа, иже бяше ученик ученика Сергиева старца Никиты, архимандрита манастыря Высоцкого...» (ВМЧ. 1869. Сент. Дни 1-13. Стб. 559). В старости Н. ослеп, поэтому оставил настоятельство и удалился в боровский Покровский мон-рь. Далее в Житии говорится, что через 7 лет после пострига прп. Пафнутия (совершив «седморичное обхожение времен») его старец «по смотрению же Божию, или за некое неудобство оставляет... обитель, и отходит тамо, идеже преже пасый Христово стадо словесных овец. Восхоте же и ученик последовати ему, настояи же обители не поволи быти тому...». Т. о., из Жития следует, что ок. 1421 г. Н. вернулся в серпуховский Высоцкий мон-рь, где прежде был настоятелем. Сведения Жития подтверждаются и сообщением прп. Иосифа Волоцкого в упоминавшемся «Отвещании любозазорным...». Среди костромских краеведов в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность. 25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы. 24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме. Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых. В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». http://visotskymonastir.ru/life.php Старая Тульская дорога в Серпухове идёт вдоль реки Нара. Белый камень, которым была вымощена улица, то и дело проглядывает через выбоины в асфальте. А ближе к окраине асфальта просто нет, и белокаменная улица плавно поднимается в гору, к стенам Высоцкого монастыря. В 1374 году этот монастырь заложил преподобный Сергий Радонежский. " Преподобный пришед же в Серпухов и сглядав место, и веде его подобно на устроение монастыря, и створи молитву, положи основание церкви своими руками " . Так описывает летопись основание Высоцкого монастыря преподобным Сергием Радонежским и строительство первого деревянного храма во имя Зачатия Богородицы. Покидая новую обитель, Сергий поставил в ней игуменом своего ученика монаха Троицкого монастыря Афанасия, который был " в Божественных писаниях зело разумен " и которого преподобный очень любил. Афанасий Высоцкий был известен как переводчик с греческого и переписчик книг.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Адрес: Россия, Московская область, Чеховский район, поселок Новый быт. Проезд: Давидова пустынь находится в 80 километрах к югу от Москвы. Из Москвы в монастырь удобно ехать прямыми электропоездами с Курского вокзала, следующими до станции «Чехов». Подходят также электрички, идущие в Серпухов и Тулу. От станции нужно ехать автобусом 36 до остановки «Поселок Новый Быт». На автомобиле следует двигаться по Симферопольскому шоссе (М-2) до пересечения со «второй бетонкой» (А-108); на развязке повернуть налево (на Каширу), через несколько километров еще раз налево по указателю. Подробнее... Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь [ править править код ] Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь - православный мужской монастырь в Московской области. Основан Патриархом Никоном в 1656 году. Был закрыт в 1919 году, в 1941 году разграблен. Возвращен Церкви в 1994 году. Адрес: 143500, Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2, Монастырь. Телефон: +7 (498) 314-68-38 (паломническая служба). Проезд: На автомобиле: На общественном транспорте: Подробнее... Всехсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры [ править править код ] Высоцкий монастырь [ править править код ] Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Иконостас Московского Успенского собора Более благоприятных результатов можно достигнуть при изучении иконостаса соборного храмам Серпуховского Высоцкого монастыря, основанного в 1374 году Великим Князем Владимиром Андреевичем Храбрым 66 . Первым настоятелем был преп. Афанасий 1-й, который окончил свою жизнь в Константинополе в монастыре св. Иоанна Предтечи. Им были присланы в Высоцкий монастырь около 1390 года из Греции семь следующих икон: три иконы Деисуса, иконы двух архангелов и апостолов Петра и Павла, мерою все около 2 арш. 2в.х1ар. 8в.(Фототипии с изображением этих замечательных икон будут помещены в моем издании: „Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности; 1 хромол., 66 фототипий и иллюстрации в тексте“, а фототипия одной иконы, изображающей архангела, помещена на таблице III настоящего издания, с надписью „образцы современной реставрации древней иконописи“). Иконы эти сначала могли быть и местными в соборе монастыря, а затем были поставлены над местными. В XVI веке к ним были прибавлены еще иконы апостолов свв. Иоанна и Андрея, чтобы пояс, сделавшись сплошным, касался северной и южной стен храма. Тогда же были прибавлены в иконостасе пояса праздничный и поясных изображений пророков. Пояс же праотеческий прибавился уже позднее и, вероятно, в 1624 году, когда (как сказано во вкладной книге Высоцкого монастыря) 67 „архимандрит Антоний с братом в Зачатейской церкви починили святые образа: деисус, праздники и пророки, а иные образа вновь написали, дано иконникам за работу 27 р. 26 ал.“. Иконы этого иконостаса в большинстве случаев весьма пострадали от неискусной реставрации, совершенной иконописцами в 1898–9 годах. В настоящем тексте помещаем мы рисунок изображающий вышеуказанный иконостас. Иконостас Зачатьевского собора Серпуховского Высоцкого монастыря Чтобы иметь возможность судить о совершенных реставрациях и о том, как выглядели иконы в предшествующее им время, мы пользовались, когда это удавалось, выкинутыми из иконостаса и случайно сохранившимися иконами, т. е. тем обстоятельством, что, начиная с середины XVIII века и особенно часто в ближайшее к нам время (лет сорок назад), во время переустройства иконостасов, чтобы дать больше простору их украшениям, в чуждых нам западных стилях, из них удалялись и безжалостно выкидывались в сырые подвалы и на колокольни драгоценные произведения нашей древней иконописи. Случалось, что выкидывались и все иконы из иконостаса и заменялись новыми.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Над братской могилой он воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве. Через восемь лет после первого посещения, весной 1381 года преподобный Сергий вместе со святителем Киприаном вновь прибыл в Серпухов к князю Владимиру Андреевичу, чтобы крестить его сына Иоанна и освятить построенные в камне Зачатьевский собор и тёплую Покровскую трапезную церковь. За богослужением преподобного Афанасия Старшего возвели в сан игумена, а будущего его преемника по настоятельству Афанасия Младшего рукоположили в сан иеродиакона. Эта встреча святых мужей в стенах Высоцкого монастыря имела впоследствии большое значение. Митрополита Киприана и преподобного Сергия объединяла одна цель - духовное возрождение Руси. Эта великая идея могла осуществиться лишь при активном содействии князя Владимира Андреевича - человека высокой культуры, широкого ума и глубокой духовной жизни и, что немаловажно, бывшего вторым лицом в Московском княжестве после великого князя Димитрия и имевшего колоссальный авторитет среди всех слоёв русского народа. Высоцкий монастырь с момента своего возникновения сразу же стал значительным культурным центром. Серпуховский князь " кельи устроил, и всех потребных довольно исполнив и иконами, и книгами, и освященными сосудами... " Сам преподобный Афанасий был известен не только как человек добродетельный и образованный, но и как искусный мастер книжного дела. При нём в монастыре была организована превосходная мастерская письма, в которой писцы работали над созданием и переписыванием книг. Как уже было сказано, к 1382 году в Высоцкой обители были построены: белокаменный соборный храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, тёплая каменная церковь Покрова с трапезной, деревянные настоятельские покои и кельи для братии. Окружала эти постройки рубленая крепостная стена на земляном валу, опоясанная рвом. Таким образом, за восемь лет при активном содействии князя монастырь был красиво устроен и основательно укреплён, о чём житие преподобного Сергия Радонежского повествует: " В мале времени Божиею благодатью устроен бысть монастырь зело красен, общее житие изрядно, и прозвася именем Высокое.

http://sobory.ru/article/?object=00621

А. вел. кн. Василием I, стремившимся в лице боровско-серпуховского князя обрести надежного и полезного союзника. В. А. также принадлежала 1/3 московских налогов и пошлин. Он владел двором в Кремле, а за его стенами - большим двором «на трех горах» на берегу р. Москвы (в XIX в. здесь будет основана «Трехгорная мануфактура»), по-видимому, этот двор был постоянной резиденцией серпуховского князя в Москве. Двор обслуживали жители расположенного неподалеку с. Кудрина и относившихся к Кудрину многочисленных деревень, стоявших вблизи совр. Никитских ворот, Новинского пер., Тверской ул. и Ленинградского просп. После смерти В. А. его вдова кнг. Елена передала Кудрино митрополичьей кафедре как заупокойный вклад по мужу. Помимо названных дворов, села и деревень В. А. принадлежали в Москве и ее округе др. дворы, сады, мельницы и различные угодья. По размерам своих владений В. А. мог соперничать со мн. самостоятельными князьями Сев.-Вост. Руси. Однако владения московского вел. князя росли еще быстрее и во много раз превосходили владения младшего родственника, что в конечном счете постоянно удерживало В. А. на положении вассала московского вел. князя. В. А. Кучкин Почитание В XVII-XIX вв. В. А. почитался в серпуховском Высоцком мон-ре как местночтимый святой, о чем свидетельствуют памятники агиографии и иконографии, связанные с этой обителью. В. А. с нимбом вокруг головы изображен на миниатюре из вкладной книги Высоцкого мон-ря 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). В «Слове о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие» (РГБ. Унд. 288, 1697 г.), созданном в Чудовом мон-ре и в мае следующего года переписанном в Высоцкой обители (СГИХМ. КП 1692/СТ 78), о В. А. говорится: «Благоверный князь Владимир Андреевич по усердию своему созда церковь каменну и трапезу братии с церковию теплою» (КП 1692/СТ 78. Л. 50). На заставке в тексте службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему , а также на рисунке пером, предваряющем «Слово о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго» в сборнике нач.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Повествование Троицкой летописи касается различных сторон жизни Русской земли: народные бедствия, мировые катаклизмы, соперничество князей, военные баталии, строительство храмов, свадьбы и похороны, убийства и грабежи — и на этом фоне выделяется благочестивая жизнь отшельников и истинных пастырей, изо дня в день молящихся Богу о спасении всех христиан. Но ни одному святому не уделяется столько внимания и ни об одном монастыре не говорится с такою подробностью, как о Сергии Радонежском и основанном им монастыре: обстоятельно рассказывается об участии Сергия в основании Высоцкого Серпуховского и Стромынского монастырей, о крещении Преподобным сыновей великого князя — Юрия и Петра и старшего сына удельного князя Владимира Андреевича — Ивана, о дипломатической миссии старца в 1385 г. к рязанскому князю Олегу, прослеживается судьба сергиевых постриженников — Афанасия Высоцкого и Федора Симоновского; летопись упоминает даже о таких фактах внутримонастырской жизни, как болезнь «святого старца» в 1375 г., смерть в 1384 г. троицкого келаря Ильи, а в 1388 г. троицкого монаха Исакия Молчалника — в последних случаях с пространными панегирическими характеристиками. Под 1392 г. помещено известие о кончине Преподобного, сопровождающееся Похвалой Сергию на 20 листах, явно несоразмерной с объемом всего летописного свода, в котором на 370 листах изложена вся история от «потопа» до 1408 г. (подробнее см. в 3 части). Эта Похвала Сергию является, очевидно, Похвальным словом Сергию 1412 г., из чего следует, что и сама Троицкая летопись составлена не ранее этого года. Имеются основания думать, что в 1414 г. Троицкая летопись уже существовала  . Дело в том, что в 1414 г. для надвратной церкви св. Владимира в Новгородском Детинце был переписан сборник житий святых, память которых празднуется 15 июля (т. е. князя Владимира и Кирика и Улиты). В начале XIX в. сборник принадлежал известному собирателю древних рукописей графу А. И. Мусину–Пушкину, но погиб в пожаре 1812 г. Однако, еше до этого сборник был подробно описан и с него были сняты копии, одна из которых опубликована В. И. Срезневским . Наше внимание привлекает в этом сборнике «Слово о Законе и Благодати» в особой редакции, где в текст «Слова» вставлен фрагмент из Повести временных лет под названием «Пророчество»  . При сравнении фрагмента с летописями, отражающими Троицкую (именно — с Владимирским летописцем и Погодинской летописью), выясняется несомненная их близость. Так, чтение Мусин–Пушкинского списка «всими негодованьи вашими» совпадает с Владимирским летописцем и Погодинской летописью  , а Лаврентьевская, Ипатьевская и Новгородская 1–ая дают чтение «твоими» . Во фрагменте читается: «Се дева в чреве приемлеть»  , так же во Владимирском летописце и Погодинской летописи (а также в Новгородской 1), а в Лаврентьевской и Ипатьевской: «Се девица в утробе зачнеть» .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010