Авраамия Ростовского, свт. Димитрия Ростовского, прп. Ферапонта Можайского, честная глава одного из Вифлеемских младенцев. В двух других мощевиках — частицы мощей сщмч. Николая Богомудрова (†1918) и частица главы одного из николо-зверинецких мучеников. Вознесенский собор — самый древний храм обители, освящен в 1682 г. на месте одной из первых возведенных основателем обители деревянных церквей. В советское время использовался как клуб, претерпел сильные разрушения. Богослужения возобновлены в 2003 г. Святыни: частицы мощей свт. Исаии Ростовского, Игнатия Ростовского, скульптурный образ Христа в темнице. Собор Всемилостивого Спаса освящен в 1900 г. Передовая для своего времени постройка: возведена из бетонных стен. В советское время использовался как мастерская и склад. Пришел в аварийное состояние, долгое время стоял без крыши. Всё убранство собора воссоздано заново, за исключением единственного образа Всемилостивого Спаса над входом, который кропотливо восстановлен на основании тщательно укрепленных отдельных сохранившихся элементов. Святыни: часть хитона Спасителя и ризы Божией Матери из сокровищницы Успенского собора Московского Кремля, частицы мощей вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Германа Аляскинского, св. блгв. Александра Невского, прп. Сергия Радонежского, прпп. схимонаха Кирилла и Марии Хотьковских, прп. Саввы Стромынского, прп. Афанасия Высоцкого-младшего (второго настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря). Трапезный храм Всех святых освящен в 1913 г. В 1930-е гг. был жилым помещением, после войны в нем разместилась столовая техникума. Отличается оригинальной внутренней планировкой: алтарная преграда фланкируется свободными проходами, через которые можно попасть в сервировочную и ризницу и далее на кухню. Сейчас используется как праздничная монастырская трапезная. Успенский храм освящен в 1842 г. После разорения советских лет пока не воссоздан, богослужения в нем не ведутся. Беседовал Дмитрий Анохин Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патриарх Московский Исаия — епископ Ростовский Кирилл II — епископ Ростовский Леонтий Ростовский — епископ Ростовский Лука — епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) — епископ Ростовский Стефан Пермский — первый епископ Великопермский Тихон (Белавин) — патриарх Всероссийский Трифон — епископ Ростовский Феодор I — епископ Ростовский Феодор III — архиепископ Ростовский и Суздальский Филарет (Амфитеатров) (в схиме Феодосий) — митрополит Киевский Филарет (Дроздов) — митрополит Московский Преподобные и богоносные отцы Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века. Авраамий Ростовский — архимандрит Авраамий — игумен ярославский Адриан Угличский — иеромонах Антоний (Путилов) (Антоний Оптинский) Афанасий Высоцкий Младший (Афанасий Высоцкий II) — игумен Боголеп Угличский — иеромонах Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Вассиан Рябовский (Угличский)

http://pravicon.com/info-3289

Первые службы проходили в небольшой Трехсвятительской церкви. Единственным храмом, пригодным для зимнего богослужения, оказался Никольский храм XVI в., использовавшийся в советское время под пилораму. 24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей прп. Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II . В 2002 г. состоялось великое освящение главного монастырского храма — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. в обители торжественно отметили 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. 17 июня 2021 г. Священный Синод  постановил  преобразовать действующий на территории Подольской епархии Высоцкий мужской монастырь г. Серпухова в ставропигиальный монастырь ( журнал 51 ). Наместником обители был назначен  епископ Серпуховской Роман . Храмы обители Еще в трех храмах продолжаются реставрационные работы, также строятся две новых церкви. Святыни В Покровском храме находится чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей Пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме пребывают мощи прп. Афанасия Высоцкого младшего. В монастыре собрано множество святынь, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Богослужение Ежедневно в 6.00 — утренние молитвы, полунощница, утреня; в 8.00 — молитвы к исповеди, часы, Литургия. По окончании Литургии служится панихида (или отпевание), затем водосвятный молебен перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и другие заказные молебны. В 17.00 совершается вечерня, в 21.00 — повечерие (для братии), вечерние молитвы для паломников. Страна: Россия Город: Серпухов Адрес: 142200, Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, д. 110 Телефон: +7 (4967) 72-57-97 (информация о расписании богослужений, заказ экскурсий, треб); +7 (985) 059-73-36 (по вопросам размещения паломников) Web-caйm: http://visotskymonastir.ru E-mail: v.mon.hotel@gmail.com Наместник: Роман, епископ Серпуховской, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Гаврилов Геннадий Михайлович)

http://patriarchia.ru/db/text/5824750.ht...

Радуйся, во Едином Бозе всю сладость жития полагати вразумляяй. Радуйся, приятное благоухание духовнаго умиления. Радуйся, обитель Высоцкую и град Серпухов молитвою твоею облагоухавый. Радуйся, делателю благий, в мале верный, над многим поставленный. Радуйся, в радость Господа твоего вшедый. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 7 Хотящу Всевышнему Мироправителю призвати праведника своего в Небесныя Скинии по немалых летех во игуменстве пребывша, на кончину изнеможение старческое и скорбь телесе приял еси, преподобне, якоже Иов оный не преставая благословляти Господа и пети Ему: Аллилуиа. Икос 7 Ново и необычайно течение совершил еси жития твоего, святче Божий, в мире сем чуждо всякия скверны греховныя, сего бо ради аще и умерл еси на земли плотию, но душею в вышнем селении всегда жив сый, нам же, во святей обители твоей живущим, теплым твоим ходатайством пособствуеши, вопиющим к тебе таковая: Радуйся, Ангелов подобниче и человеков красото. Радуйся, святости и чистоты крине благоуханный. Радуйся, терпением твоим с многострадальным Иовом сравнивыйся. Радуйся, болезньми многими здравие души стяжавый. Радуйся, жителю Божественнаго селения. Радуйся, достигий вечнаго упокоения. Радуйся, всесветлаго Царствия Христова наследниче. Радуйся, Иерусалима Горняго граждане. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 8 Слышавши убо о блаженней кончине твоей, премилостивый, обители твоея братия и многия люди собрашася на успение твое; многотрудное тело твое достодолжно с чинопением честно провождающе, погребоша оное во гробе, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа. Икос 8 Весь сладость и желание тебе, преблаженне, бысть Христос Иисус, егда в житии сем молитву Его не преставал еси повторяти; и в преселении твоем от земных в небесная истее причастился, отче, сладости и желания в невечернем дни Царствия Его. О сем ведуще и о таковом блаженном успении твоем радующеся, сия достойныя тебе приносим глаголы: Радуйся, святче Божий, свято и праведно жизнь земную совершивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Между В. А. и прп. Сергием существовали отношения взаимной приязни и дружелюбия. Между 1372 и 1374 гг. умерла вдова Иоанна Калиты Ульяна. Ее владения были поделены между Димитрием и В. А. Вел. князю достались 2/3 владений Ульяны, удельному князю - 1/3. В числе волостей, отошедших к В. А., оказался Радонеж, где преподобные братья Сергий и Стефан († после 1377) основали Троице-Сергиев мон-рь . Правитель Серпухова стал ктитором Троицкого мон-ря. Рассказы о посещении обители неким князем, отраженные в различных редакциях Жития прп. Сергия Радонежского, имеют в виду именно В. А. Князь сравнительно часто приезжал в мон-рь, вел длительные беседы с прп. Сергием, одаривал монастырскую братию, оставляя ей корм и припасы. По-видимому, преподобный стал духовником В. А., при посредстве к-рого с прп. Сергием познакомился и вел. кн. Димитрий, к-рый также сделал троицкого игумена своим духовным отцом. Прп. Сергий был призван на общекняжеский съезд в Переяславле Залесском в кон. 1374 г., где решались вопросы войны и мира с Ордой и была достигнута договоренность о военном союзе и совместных действиях большинства правителей Сев.-Вост. Руси в случае нападения на них Мамая. Преподобные Сергий и Никон Радонежские (слева), прп. Афанасий Высоцкий и кн. Владимир Андреевич. Миниатюра из вкладной книги серпуховского Высоцкого мон-ря. 1648 г. (СИХМ. Инв. N 1673. Л. 10) Преподобные Сергий и Никон Радонежские (слева), прп. Афанасий Высоцкий и кн. Владимир Андреевич. Миниатюра из вкладной книги серпуховского Высоцкого мон-ря. 1648 г. (СИХМ. Инв. N 1673. Л. 10) Открытый разрыв с Ордой произошел раньше, чем предполагали рус. князья. В марте 1375 г. в Тверь из Москвы бежали недовольные вел. кн. Димитрием боярин И. В. Вельяминов и богатый купец Некомат, хорошо осведомленные о планах московских правителей. Тверской князь немедленно послал этих перебежчиков к Мамаю за великокняжеским ярлыком, а сам поехал договариваться с Ольгердом. 13 июля Некомат привез из Орды ярлык тверскому князю, к-рый сразу же начал войну против вел. кн. Димитрия. В Москве был объявлен сбор войск всех союзных князей, в их числе был и В. А. В кон. июля они выступили в поход. 5 авг. была осаждена Тверь, 1 сент., не выдержав осады и не дождавшись обещанной помощи от Орды и Литвы, Михаил капитулировал. Победители - московские князья Димитрий и В. А., их союзники - правители княжеств Сев.-Вост. Руси и Верховских земель, а также Вел. Новгород торжествовали победу. Тверское княжество было разорено. Согласно мирному договору, его правитель был вынужден навечно отказаться от притязаний на Владимирское великое княжество и Вел. Новгород, тверской князь был низведен до положения вассала московских князей и должен был действовать в русле московской политики. Орда и Литва на время лишились важного союзника.

http://pravenc.ru/text/159088.html

25 сентября 2001 года, в день памяти преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, после завершения реставрации и росписи, состоялось великое освящение старинного Зачатьевского собора. Впервые, после многолетнего запустения, реставрациооные работы были начаты в 1970-х годах. Однако полноценное восстановление собора началось только в 1995 году, а роспись стен и монтаж великолепного пятиярусного иконостаса - в 2000 году. С 2001 года начались восстановительные работы в храме во имя Всех святых. В послереволюционное время могилы в его усыпальнице были вскрыты, разграблены и осквернены, некогда красивейший храм превратился в развалины. Осенью 2004 года в Высоцкую обитель благотворителем Виктором Леонидовичем Нусенкисом были пожертвованы 9 колоколов общим весом 25 тонн, самый большой из которых весил 7,5 тонны. Сейчас реконструкция звонницы полностью закончена. Активное участие в восстановлении Высоцкого монастыря принимали руководители компании " НИКА-Холдинг " . При их содействии были проведены реставрационные работы в Покровском храме, колокольне, паломническом корпусе, восстановлена утраченная часть монастырской стены. В связи с празднованием 625-летия Куликовской битвы 28 июля 2005 года, в день памяти Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, одного из героев Куликовской битвы, во многом решившего исход этого великого сражения, Высоцкий монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. В подклете собора, где по преданию, захоронены воины-серпуховичи, погибшие на Куликовом поле, Святейший Патриарх Алексий II возжёг неугасимую лампаду - символ молитвенной памяти потомков о героическом подвиге русского воинства. В 30-е годы ХХ столетия была разрушена большая часть монастырских стен. С 2004 года начались сложные работы по восстановлению фундамента стены. За 2005 год были заново выстроены 2 башни и стена с северо-западной стороны. В день празднования 15-летнего возрождения Высоцкого монастыря, 25 сентября 2006 года митрополитом Ювеналием была освящена часовня над местом погребения преподобного Афанасия Высоцкого. К началу осени 2008 года были завершены работы по капитальному ремонту паломнического корпуса монастыря, длившеиеся более семи лет. Были заменены перекрытия и кровля здания, усилен фундамент, проведена внутренняя и внешняя отделка. Также были оштукатурены изнутри стены величественной колокольни Высоцкого монастыря, после чего была выполнена роспись надвратного храма в честь Трёх святителей. Установлен фаянсовый иконостас, написаны для него иконы. Восстановлено и подворье Высоцкого монастыря на 2-ой Московской улице - Иверская часовня, в которой ещё совсем недавно была произведена роспись внутреннего помещения.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Таким образом, XIV-XV века широко использовали богатство мировой литературы своего времени. И свою русскую, также и славянскую письменность, по-видимому, он ценил и знал – мы видим в библиотеке драгоценные сборники XIV века («Златая цепь» – 11); даже сборник XII века 12), где наряду с переводной литературой богато представлено и русское творчество. Каким образом пополнялась библиотека лавры в XIV и XV веках и как была возможна такая для этого времени доступность мировой литературы для глуши, как принято думать, каковой была тогда далекая от мировых центров Москва, вдобавок еще обремененная татарщиной? Объяснение этому нужно, по-видимому, искать в том, что круг лиц, основавших и пополнявших библиотеку, состоял из людей, возглавлявших духовно русскую культуру и жизнь, и который, в свою очередь, был в постоянном живом общении с тогдашним центром мировой культуры Константинополем и лично близок к выдающимся представителям духовной жизни Византии (например, святой Алексий с Каллистом Патриархом – близким учеником преподобного Григория Синаита , и с патриархом Филофеем, близким учеником Григория Паламы , – крупнейшими деятелями и мыслителями этой эпохи). Друзья преподобного Сергия – митрополит Алексий, Стефан Пермский, его ученики – Епифаний Премудрый и Афанасий Высоцкий с близким ему митрополитом Киприаном – вот просвещеннейшие люди своего времени. И мы их видим то в Константинополе, то в России, мы видим, что они владеют греческим языком, делают с него переводы и т. д. Более того – тот, чьи «доброписания многа» (Афанасий Высоцкий) легли в основу библиотеки лавры, едет в Константинополь для того, чтобы там жить не менее 20 лет, и создает вокруг себя группу русских людей, которые могли переводить и переписывать все, чем была богата эта мировая столица, все это было нужно и интересно далекой Московии. Вместе с тем нужно иметь в виду, что тому же Афанасию было поручено прп. Сергием воспитать духовно того, чье время оставило столь изумительные памятники архитектуры и живописи – преподобного Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

А на службу, иде же аще послеть мниха, без ослушания да идеть; а без благословениа игуменя никако же не ходить никуды. Послушание же и покорение имети въ всем игумену: аще кто въпреки начнеть глаголати игумену и въздвигати начнеть свары, заперт таковый да будеть в темници, донде же покается; а непокориваго мниха, по первом и вторем и третием наказании, выженуть его из манастыря, да не вдадуть ему от внесенаго в монастырь ничто же». Сам Иерусалимский устав являлся по своей сути богослужебным уставом и правил, касающихся распорядка монашеской жизни, не содержал. Алексиевская версия Иерусалимского устава, правда, включила указания относительно монастырской трапезы, а Киприановская — большое количество выписок из Тактикона Никона Черногорца. Тем не менее, многие стороны монашеской жизни в уставах оказались не освещенными. Поэтому уже довольно рано стали составляться своего рода «наказания» для иноков, содержащие выдержки из святоотеческой литературы и поучительные примеры из жизни знаменитых подвижников. Первым в этом ряду следует поставить труд Афанасия Высоцкого, датируемый 1381 г. В конце рукописи Пандект Никона Черногорца (ГИМ, Син. 193) на л. 211—229 об. помещен тщательно подобранный свод правил монашеской жизни, писанный особым почерком. На боковом поле л. 211 об. той же рукой помечено: «В лето 6889, месяца августа начаты быша писати книги сия в манастыри на Высоком в честь и в славу Пречистой Матери Божи(и), честьнаго Ея Зачатья, при игумене грешном Афанасьи». Уничижительное наименование «грешный» по отношению к игумену вряд ли возможно со стороны рядового монаха, поэтому можно заподозрить в указанном почерке автограф самого Афанасия Высоцкого. Имеем возможность подкрепить это давно высказанное предположение другими соображениями. Тот же почерк мы выявили и в основном тексте Пандект, но характер работы обличает в лице его обладателя явное старшинство по отношению к монахам — писцам рукописи: в нескольких местах он исправил погрешности писцов (л. 4, 12, 17, 18 об., 28 об., 56), сделал дополнительные замечания (л. 5), а в некоторых случаях и сам принял участие в переписывании текста (л. 10—11 об., 30 об., 67 об. — 70 об.). Интересующий нас раздел имеет заголовок «Слова избранна спасительна от житья святых отець о чине начальствомь» и содержит обстоятельно подобранные выдержки из творений известнейших церковных писателей и Патериков. Список авторитетов впечатляет: Василий Великий, Ефрем Сирин, Марк Скитский, преп. Нил, преп. Стефан, Григорий Нисский, Макарий Египетский, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов. Выписки касаются правил монашеского поведения, в частности — в общежительных монастырях .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТЯЖАТЕЛИ Представители внутримонашеского течения, к-рые рассматривали монашеский обет нестяжания (один из 3 главных наряду с послушанием и целомудрием) не только как индивидуальный, личный обет каждого монаха, но и переносили его в сферу социального бытия мон-ря, и оно перерастало в различные учения, по-разному трактующие источники материального существования мон-рей, предназначение и характер поступающих в обители вкладов, прежде всего земельных. Проблема нестяжания (и нестяжательства) - это проблема собственности и богатства, рассматриваемая применительно к монастырской среде. Немалое значение в нестяжании имела и духовная составляющая монашеского подвижничества. Одним из первых опытов обсуждения проблемы монастырской собственности являются ответы свт. Киприана , митр. Киевского и всея Руси, на вопросы игумена Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря прп. Афанасия Высоцкого (Старшего). Митрополит, основываясь на практике и правилах древних обителей, признавал право монастыря на пожалованное село, но при этом предостерегал, что за вкладом неминуемо последуют сложности мирского характера (тяжбы, суды, обращения к светским властям, хозяйственные заботы и т. д.), приводящие к нарушению монашеского обета «отвержения мира». В качестве разрешения этих вопросов свт. Киприан рекомендовал избрать некоего «богобоязненного» мирянина для управления селом. Позже, в XVI в., эта рекомендация будет рассмотрена иноком Вассианом (Патрикеевым) . Споры, определяемые в историографии как «борьба нестяжателей и иосифлян» (неточно именуемых «стяжателями»), возникли задолго до эпохи преподобных Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. В XIV-XV вв. на Руси проводилась общежительная реформа, в ходе к-рой стали актуальны вопросы о предпочтительности того или иного типа монашеской обители и об организации ее бытия; существенное место в полемике занимало обсуждение источников материального обеспечения мон-ря, среди них - роль и предназначение вкладов.

http://pravenc.ru/text/2565156.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Музее Андрея Рублева проходит выставка «От преп. Сергия Радонежского до преп. Серафима Саровского» 28.07.2014 В Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева проходит выставка «От преп. Сергия Радонежского до преп. Серафима Саровского . Монастырские традиции в русском искусстве», приуроченная к 700-летию преп. Сергия Радонежского. По замыслу организаторов выставки, «главным собеседником преподобного Сергия является Серафим Саровский», что отражено в самой экспозиции. «Состав памятников, житийные образы, реликвии принадлежавшие святым соотносятся друг с другом, тем самым демонстрируя сходство путей этих двух подвижников, один из которых стоит у истоков формирования национальной монашеской традиции, а второй является таким средоточием эпохи старчества», — сообщает выставочный сайт. Выставка поделена на три сектора, где впервые представлены многие памятники. На ней прослеживается несколько тем: «Святой Троицы», «Пресвятой Богородицы и «монашеской аскезы». В экспозиции представлены рукописи, привезенные в конце XIV в. в Троице-Сергиев монастырь с Афона, патерики, слова св. Симеона Нового Богослова, труды св. Исаака Сирина, рукописи которых готовились в Оптиной пустыни. В выставке принял участие Серпуховский историко-художественный музей, предоставивший рукописные и старопечатные книги, поступившие в музейное собрание из Высоцкого Зачатьевского мужского монастыря, основанного в 1374 г. удельным Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению и при участии преп. Сергия Радонежского. На выставке представили Вкладную книгу Высоцкого монастыря - рукопись 1648 г., украшенную 5 миниатюрами, и Службу преп. Афанасию Высоцкому (Младшему) (нач. XIX в.). Выставка также отражает тему монашеской преемственности, которая «восходит к монахам Древнего Египта и Палестины и ставит наше северное и среднерусское монашество в контекст всемирного». Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 29.07.2014 08:21:38

http://drevo-info.ru/news/17495.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010