Святейший Патриарх Алексий возглавил крестный ход к Высоцкому монастырю, где на месте захоронения воинов, павших в Куликовской битве совершил заупокойную литию 28 июля 2005 г. 13:02 Совершающий Первосвятительский визит в Серпухов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий после окончания богослужения в храме Николы Белого возглавил крестный ход с образом Богородицы «Взыскание погибших» из этого храма в Высоцкий мужской монастырь. Затем Предстоятель Русской Церкви осмотрел храмы обители, в частности, Зачатьевский собор и Покровский храм. Святейшего Патриарха Алексия сопровождали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и глава Серпухова П.В. Жданов. В Покровском храме Патриарх Алексий поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» , а затем святым мощам преподобного Афанасия Высоцкого Младшего , почивающим в храме, и Распятию с частицей древа животворящего Креста Господня. Со словом к Святейшему Патриарху Алексию обратился митрополит Ювеналий, который, в частности, отметил, что после того, как в Серпухове возродилась монастырская жизнь, возобновилось и повсеместное почитание иконы Божией Матери, находящейся в Высоцкой обители, — чудотворного образа «Неупиваемая чаша». Паломники со всей России и из других стран съезжаются к этому чтимому образу помолиться об исцелении недугов и, прежде всего, об излечении от наркотической и алкогольной зависимости. Митрополит Ювеналий преподнес в дар Патриарху Алексию список иконы «Неупиваемая чаша». В Высоцком монастыре Предстоятель Русской Церкви возжег неугасимую лампаду у места захоронения воинов, павших в Куликовской битве, и совершил заупокойную литию об их упокоении, перед которой обратился с приветственным словом к присутствующим. Затем Святейший Патриарх освятил знамя созданного при Высоцкой обители военно-патриотического клуба во имя св. князя Владимира Андреевича Храброго. После этого Патриарх Алексий направился в серпуховский Владычный женский монастырь. Историческая справка Серпуховский Высоцкий мужской монастырь — один из самых древних монастырей Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим «игуменом земли Русской» преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1373 году. Первые настоятели обители, прославленные в сонме Радонежских святых, преподобные Афанасий Высоцкий Старший, Афанасий Высоцкий Младший и Никита Серпуховской, являлись учениками преподобного Сергия. Основание монастыря связано также с именем благочестивого князя Владимира Андреевича Донского (Храброго) — героя Куликовской битвы, сподвижника и двоюродного брата святого благоверного князя Димитрия Донского. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30174.html

Высоцкий мужской монастырь (Серпухов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Высоцкий монастырь — православный монастырь в городе Серпухов, Московской области. Возобновлен в 1991 году. При монастыре действует гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого. Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.

http://azbyka.ru/palomnik/Высоцкий_монас...

Прп. Афанасий поучал подчиненную братию как высоким личным примером своим, так и проповедническим словом; свои наставления преподобный брал из творений святых — Василия Великого, Исаака Сирина и других отцов Церкви. По–прежнему, как и в Троицком монастыре, он любил переписывать душеполезные книги: эти книги его письма и после него долго хранились в Высоцком монастыре. Заставлял трудиться над перепискою книг и братию монастыря. Преподобный был в близких, дружеских отношениях с тогдашним Московским митрополитом Киприаном (память 16/29 сентября), который и сам приезжал в Высоцкий монастырь для освящения каменной церкви, заменившей первоначальную деревянную (эта каменная церковь построена была тем же серпуховским князем Владимиром Андреевичем). Высоцкий игумен и митрополит Московский вели между собою переписку. Когда в 1382 г. митрополит Киприан вследствие неудовольствия на него великого князя Димитрия Донского удалился из Москвы в Киев, вместе с ним на некоторое время уехал туда же и прп. Афанасий. В 1387 г. митрополит Киприан по вызову Константинопольского патриарха должен был отправиться в Константинополь. Пользуясь этим невольным путешествием митрополита, преподобный решился сопутствовать ему и уже навсегда оставил свой Высоцкий монастырь. Летопись объясняет нам причину этого решения в таких словах: «Бога ради остави игуменство». Это должно понимать так, что Афанасий, подобно прп. Никону, вскоре после смерти прп. Сергия оставившему игуменство, возжелал совершенного безмолвия и уединения. Но оставляя игуменство в Высоцком монастыре, прп. Афанасий передал его в добрые и верные руки: он вручил управление обителью соименнику своему, им же воспитанному в иноческих добродетелях, Афанасию Младшему, как назывался он в отличие от своего учителя. В Константинополе подвижник вместе с митрополитом Киприаном жил в Предтечевом монастыре, носившем прозвание «Богом богатого», затем подвизался в обители Перивлепто. В одном из этих монастырей св. Афанасий купил себе келлию и право на содержание от монастыря и пребывал, как один из убогих, оставив попечение о настоящем и желая будущего воздаяния. Когда митрополит Киприан в 1390 г. приехал снова в Москву и утвердился на митрополичьем престоле, он много упрашивал прп. Афанасия, чтобы тот возвратился в Россию и принял почетную должность. Но смиренный подвижник решительно отказался от этого и сказал: «Эта келлия моя дороже мне всяких почестей!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Серпухов. Высоцкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1374. Ссылки:     Адрес: 142200, Московская область, город Серпухов, ул. Калужская, 110 Координаты: 54.901235, 37.418132 Проезд: Город Серпухов расположен на трассе Москва — Симферополь (М-2), в 100 км к югу от Москвы. В Серпухов из Москвы можно добраться на электричке, автобусе или автомобиле. Электрички следуют от Курского вокзала до станции «Серпухов» (подходят также электрички до Тулы), время в пути до 2 часов. Автобусы ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Город Серпухов расположен на трассе Москва — Симферополь (М-2), в 100 км к югу от Москвы. В Серпухов из Москвы можно добраться на электричке, автобусе или автомобиле. Электрички следуют от Курского вокзала до станции «Серпухов» (подходят также электрички до Тулы), время в пути до 2 часов. Автобусы отправляются от станции метро «Южная» (первый вагон из центра), время в пути полтора-два часа, конечная остановка — железнодорожный вокзал г. Серпухова. От железнодорожного вокзала до монастыря идут автобусы 3, 8, 20, а также маршрутное такси «Высоцкий монастырь». На автомобиле следует двигаться из Москвы по старому Симферопольскому шоссе, которое в черте города Серпухова переходит в Московское шоссе, затем по 1-й Московской и 2-й Московской улицам. Со 2-й Московской улицы нужно повернуть направо (Б. Высоцкий переулок) по указателю к монастырю. Изменить описание Добавить фотографии Автор: Сергей Зорин Снято: 15 января 2015 Добавлено: 15 января 2015 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, по Благословлению преподобного Сергия Радонежского, поставившего первым настоятелем монастыря преподобного Афанасия Высоцкого Старшего. Соборный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы. С северо-восточной стороны церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и святого Николая Чудотворца. С другой стороны церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и придел во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Церковь во имя св. Афанасия Афонского, построенная в 1878 г., в советское время была разрушена. Надвратная церковь под колокольней освящена во имя Трех Святителей, сооружена в 1840 г. Часовня Всех святых - построена в 1846 г. на средства Н.И. Коншина. Возрождена в 1991 г. Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре построена в 1896 году архитектором Р.И. Клейном по заказу серпуховского фабриканта Н.Н. Коншина в стиле псевдоромантики.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Высоцкий, Старший, прп. - житие Первый настоятель Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Высоцкий Старший, по слову летописца, родился в Ростове. В крещении его нарекли Андреем. Детские годы будущего подвижника, как повествует житие преподобного Афанасия, протекали в области Новгородской. Его благочестивые родители, пресвитер Авксентий и Мария, вели воспитание сына в строго церковном духе. С детских лет его обучали чтению Священного Писания и пению псалмов, отчего в юном сердце слагались святые образы жизни по Евангелию, жажда молитвы и желание постоянного пребывания в храме Божием. Однажды на литургии, внимая Евангельскому гласу: " аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет " (Мтф., 16, 24), отрок Андрей, объятый благодатью, возгорелся неодолимым желанием иноческого подвига и вскоре, оставив родительский дом, пешком из Обонежья отправился в радонежскую обитель Святой Троицы, к Преподобному Сергию, имя которого славилось по всей Русской земле. Представ пред благодатным игуменом, юный странник пал к его стопам и со слезами просил принять в число братии, дабы спасительным путем монашества следовать за Христом. Не по годам старческое разумение расположило Преподобного Сергия. Андрей остался в монастыре и скоро показал себя благопослушным тружеником, строгим постником и молитвенником. По истечении времени искуса Преподобный Сергий постриг его в монашество с наречением имени Афанасий. Преподобный много наставлял любимого ученика в изучении Священного Писания и развивал его замечательные способности к книжному письму. Иноческому просвещению Преподобный Сергий, сам носитель высочайшей духовной культуры, уделял особое внимание, и относился к книгописанию как к важнейшему делу служения монастырей разоренной татарами Руси. Насаждение Преподобным Сергием иноческого просвещения через многочисленные монастыри его школы принесло на Русскую землю расцвет духовной книжности, благодаря чему Церковь получила возможность обогащения вселенским опытом православной мысли, и в первую очередь творениями Церкви Византийской.

http://pravicon.com/info-1844

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРПУХОВСКИЙ ВЫСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Серпуховской Высоцкий мужской монастырь Устроение Высоцкого монастыря относится к 1374 году. В том году, как повествует летопись, благочестивый Серпуховский князь Владимир Андреевич " занимался строением Серпухова " . Он огородил город дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к преподобному Сергию , подвизавшемуся в радонежских лесах. Об основании обители подробно повествовала надпись на внешней стороне церкви во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, существовавшей в ансамбле Высоцкого монастыря до 1967 года. Согласно ей, желая украсить свой город монастырем, Владимир Андреевич призвал в Серпухов преподобного Сергия и просил его привести с собой и начальника для новой обители, ученика своего, знакомаго князю преподобного Афанасия . Святые пешком проделали путь и были с радостью встречены князем. По обозрении местности, они избрали место в версте от города, на месте " Высоком " на берегу реки Нары. Князь передал им свое желание, чтобы монастырь воздвигнут был во имя Богоматери в честь Ея зачатия . По прошествии нескольких дней святой Сергий возвратился в свою обитель, поставив Афанасия настоятелем нового монастыря. С течением времени Владимир Андреевич соорудил в монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезной, что по тому времени было редкостью. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду. Новый монастырь " Пречистой на Высоком " стал одним из девяти лично основанных преподобным Сергием, одним из новой волны общежительных обителей, преобразивших духовный образ Руси в эту поворотную эпоху. Серпуховское удельное княжество в 1456 году было присоединено к Москве , но Серпухов оставался значительным городом. Свою значимость сохраняла и обитель.

http://drevo-info.ru/articles/13631.html

В 1387 году игумен Афанасий навсегда уехал служить в Константинополь. Обитель он доверил иеромонаху которому когда-то при постриге дал собственное имя. Преподобный Афанасий младший, пришедший в Высоцкий монастырь двенадцатилетним отроком и преставившийся в 33 года, стал одним из величайших святых Серпуховской земли. С его именем связано много чудес. Вот одно из них. Во время нашествия крымских татар на Серпухов монахи покинули Высоцкий монастырь. Но неприятели и некоторые жители города видели, как однажды вечером из обители выехал на белом коне инок с жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой – как преподобный Афанасий младший. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и татары, сняв осаду, обратились в бегство. Это было в 1571 году, спустя более ста пятидесяти лет после смерти святого. Мощи преподобного Афанасия младшего обретены лишь недавно. До 1994 года мощи святого, по его собственному завещанию, покоились под лестницей соборного храма. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Есть между этими монастырями нечто общее и очень важное. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» – явленная во Владычном монастыре, исчезнувшая в советские годы и вернувшаяся в виде чудотворной копии в Высоцкий. Сегодня списки с первоначального образа хранятся в обоих серпуховских монастырях. В 1878 году эту икону обрели благодаря крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, который был одержим страстью пьянства и дошел до нищенского состояния. У него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды крестьянин увидел сон. Старец-схимник настаивал на том, чтобы он пошел в Серпухов и в монастыре Владычицы Богородицы отслужил молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Крестьянин не решался. Старец являлся снова. И крестьянин ползком добирался до Серпухова. К городу он подошел, уже опираясь на палку… В женском Введенском Владычном монастыре страждущий рассказал о своих сновидениях, но никто не знал такой иконы. «А не эта ли икона с изображением Чаши находится в проходе из соборного храма в ризницу?» – пришла кому-то в голову мысль. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша».

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Основал Ферапонтов Белозерский Богородице- Рождественский монастырь неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря и Лужецкий монастырь под Можайском. Преподобный Афанасий Высоцкий Высоцкий Зачатьевский монастырь Один из ближайших учеников преподобного Сергия. Основал под Серпуховом Высоцкий Зачатьевский монастырь. Преподобный Роман Киржачский Первый игумен основанного преподобным Сергием Свято-Благовещенского Киржачского монастыря. Преподобный Леонтий и Савва Стромынские Первые игумены основанного преподобным Сергием на реке Дубенке в 50 верстах от Москвы Стромынского Успенского монастыря. Монастырь основан по обету великого князя Дмитрия Донского в честь победы над татарами на реке Воже, «... чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом». Преподобные Феодосий и Афанасий Череповецкий Воскресенский монастырь Основали Череповецкий Воскресенский монастырь. Преподобный Ксенофонт Тутанский Основал под Тверью на реке Тьме Тутанский Вознесенский монастырь. Преподобный Ферапонт Боровенский Успенский Боровенский монастырь Основал в десяти верстах от города Мосальска Калужской области Успенский Боровенский монастырь. Преподобный Савва Сторожевский После кончины преподобного Сергия шесть лет управлял Свято-Троицкой Сергиевой Лаврою. Основал под Звенигородом Саввино-Сторожевский монастырь во имя Рождества Богородицы. Преподобный Иаков Железноборский Основал под Галичем монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи. Преподобный Никита Костромской Богоявленский монастырь Ученик и родственник преподобного Сергия. Основал в Костроме Богоявленский монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский Богоявленский Старо-Голутвин монастырь Первый игумен Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в Коломне, основанного преподобным Сергием. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/ucheniki-prepodobnogo-ser...

Кроме того, источники отмечают его необыкновенную мудрость, о чем свидетельствует и его творчество. Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. Если считать, что он был еще сравнительно молодым человеком, когда имя его впервые упоминается в летописи, дата эта может быть отодвинута к 70–80-м гг. XIV b.; в летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте, и, следовательно, был младшим из мастеров. Обучение начинали с детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения, что особенно для него характерно, заставляет выдвигать вопрос о том, где мог учиться преподобный Андрей живописному мастерству. В настоящее время стало возможным считать, что святой Андрей мог в ранний период своей жизни учиться работать в Византии и Болгарии. В самом деле, многие русские посещали Балканские страны, Афон, Константинополь, Святую землю и нередко оставались там на более или менее продолжительное время. Так, Афанасий Высоцкий, ученик преподобного Сергия, и, несомненно, лично известный преподобному Андрею, провел в Константинополе почти целых 20 лет, трудясь вместе с группой других монахов над переводами и переписыванием творений отцов Церкви. В Константинополе имелись и иконы русских святых, в частности, была там икона святых Бориса и Глеба. Там также писали иконы специально по заказам Русской Церкви: так, уже упомянутый Афанасий Высоцкий в 1392 г. доставил на Русь знаменитый «Высоцкий чин» — ряд Деисусных икон, написанных специально для основанного им Серпуховского Высоцкого монастыря. Все специалисты согласны в том, что святой Андрей должен был знать эти иконы. Известно, что иконописцы иногда сопровождали послов, отправляемых в Царьград. В наследии святого Андрея имеется изображение греческого морского судна (во фреске «Земля и море отдают мертвых».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Фреска «Страшный суд», выполненная Микеланджело с 1537 по 1541 годы, покрывает стены алтаря Сикстинской капеллы в Ватикане. Изображение демонстрирует второе пришествия Христа и Апокалипсис, когда человеческие души отправляются в ад или в рай. Фреска изобилует сценами, в которых мужские фигуры сплетаются в объятиях и целуются. Лаццарини считает, что это «несомненно, говорит об их гомосексуальной природе». Искусствовед также полагает, что прорисованные на фреске «напряженные мускулы мужчин» и «анатомические гримасы боли на их лицах» взяты из реальной жизни во время посещения Буонарроти бань, в которых были все условия для сексуальных контактов. Когда фреска была написана, католическую церковь возмутило чересчур натуралистическое описание Микеланджело обнаженных мужских тел, и художника обвинили в непристойности и непотребстве. Бьяджо да Чезена, папский церемониймейстер того времени, заявил, что фреска больше подходит для «общественной бани и таверны», чем для места поклонения. После смерти Буонарроти, художнику Даниэле де Вольтерра (Daniele da Volterra) было поручено закрасить гениталии изображенных на фреске людей, за что он получил прозвище «штанописец» . Рассмотрим, как изображали св.Иоанна Предтечу православные иконописцы и Леонардо да Винчи. Св.Иоанн Предтеча. Константинополь. 1387–1395. Икона св. Иоанна Предтечи – из семи икон из деисусного ряда иконостаса соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы Высокого серпуховского монастыря. Написан по заказу Афанасия Высоцкого Старшего в Константинополе в 1380–1390 гг. для белокаменного храма, строившегося в монастыре с 1381 г. по инициативе князя Владимира Андреевича Храброго, прислан ещё при жизни Афанасия Высоцкого Младшего (ум. 12 сентября 1395 г.) вместе с другими иконами и благословенной грамотой. Ныне шесть икон Высоцкого чина находятся в Третьяковской галерее, икона «Святой Иоанн Предтеча» – в Русском музее (с 1934 г.). Св.Иоанн Предтеча.Фрагмент. Константинополь. 1387–1395. Написана икона уже после исихастских соборов в Византии. Разъяснение исхастских религиозно-философских идей дал А.Ф. Лосев: «Осияние и преображение твари возможно только потому, что есть нетварная энергия Божия, оформляющая и осмысляющая тварное естественно (ибо иначе тварь никуда и не восходила бы, но оставалась сама собой и по себе); но, с другой стороны, осияние и восхождение возможны только потому, что тварь, своими силами и за свой риск и страх, стремится приблизиться к Богу (ибо энергия лично-произволяющего Бога, сообщенная человеку, становится лично-произволяющим устроением самого человека). Человек – тварь; следовательно, он не Бог по существу и не может стать таковым. Но человеку сообщима энергия Божия, которая есть Сам Бог. Следовательно, человек есть бог – уже по причастию, стало быть, и по благодати, а не по сущности, и – может, должен стать им, то есть энергийно стать, неотлично отождествиться с Ним по смыслу, имея единственное отличие от Него – по сущности, по субстанции, по факту, по бытию».

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010