Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕМЕСИЙ [Немезий; греч. Νεμσιος] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия). Сведения о жизни О личности Н., имя к-рого встречается в заглавии трактата «О природе человека» в большинстве греч. рукописей (см.: Telfer. 1955. P. 203; Morani. 1987. P. VI-XI), практически ничего не известно. Предполагают, что он был епископом сир. г. Эмеса в кон. IV - нач. V в. (см.: Telfer. 1955. P. 203-204; Quasten. 1986. P. 351; Sharples. 2008. P. 2; Янг. 2013. С. 363; и др.; возможно, он был 5-м епископом этого города, см.: Le Quien M. Oriens christianus. P., 1740. Vol. 2. P. 839). Однако первые упоминания о Н. как об авторе трактата «О природе человека» встречаются не ранее VII в.- у прп. Максима Исповедника ( Maximus Conf. Opusc. 26//PG. 91. Col. 277= Nemes. De nat. hom. 33// Morani. 1987. P. 101:15-16; ср.: Maximus Conf. Ambig. ad Ioan. 10. 100:24-35= Nemes. De nat. hom. 42// Morani. 1987. P. 125:5-10), к-рый ничего не сообщает о его личности. Исследователи обратили внимание на то, что свт. Григорий Богослов был в дружеских отношениях и состоял в переписке с неким образованным язычником Немесием, который был юристом и занимал пост наместника пров. Каппадокия между 383 и 389 гг. ( Greg. Nazianz. Ep. 198-201; Idem. Carm. ad alios. 7//PG. 37. Col. 1551-1577). Согласно гипотезе, выдвинутой еще в XVIII в. Л. C. Тиймоном , этот Немесий проявлял живой интерес к христианству и аскетическому образу жизни; впосл. он оставил гос. службу и ок. 390 г. принял крещение, а вскоре был избран епископом г. Эмеса ( Tillemont. Mémoires. T. 9. P. 541, 601; Telfer. 1955. P. 208-209; критика этой гипотезы: Bender. 1898; Siclari. 1974. P. 13; Vanhamel. 1982. Col. 93; в корпусе писем прп. Исидора Пелусиота также имеются неск. писем, адресованных некоему Немесию (см.: Isid. Pel. Ep. 1261, 1358 и др.); по всей вероятности, это разные лица, см.: Владимирский.

http://pravenc.ru/text/2564906.html

Новый священномученик архиепископ Феодор Волоколамский, в миру Александр Васильевич Поздеевский, родился 21 марта 1876 года в с. Макарьевское Нижегородской губернии в семье священника о. Василия Поздеевского. Нам мало известно о годах детства и юности владыки. В 1896 году он закончил Костромскую духовную семинарию, в 1900 году – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его наставниками в Академии оказались люди высокой духовной жизни. Старцем, окормляющим будущих монахов, был выдающийся подвижник, настоятель Седмиезерной Казанской Богородичной пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов) ; другим наставником был ректор Казанской духовной академии архимандрит, а с 1897 года епископ Антоний (Храповицкий) , будущий блаженнейший митрополит и предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей. В том же году Александр был пострижен в мантию с именем Феодор, пред этим пройдя послушнический искус на Валааме. 24 июля 1900 года о. Феодор был рукоположен в иеромонаха. В 1901–1902 годах он был назначен преподавателем Калужской духовной семинарии, а с 3 июля 1902 года – ее инспектором. 13 октября 1903 года о. Феодору была присвоена ученая степень магистра богословия за работу «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана ». 4 февраля 1904 года он был назначен ректором Тамбовской духовной семинарии в сан архимандрита (про тамбовский период жизни архиеп. Феодора см. статью Р. Ю. Просветова в начале книги. – Издатели). Тамбов в те годы был одним из самых революционных городов. У местной подпольной организации террористов был составлен список лиц, которые должны были быть уничтожены. Среди них был и ректор семинарии. В 1905 году один из студентов стрелял в о. Феодора, которого защитил своим телом инспектор той же семинарии архимандрит Симеон, в схиме Даниил (в миру Михаил Холмогоров). Пуля попала о. Симеону в позвоночник и он был парализован до конца жизни. С того времени о. Феодор не расставался со своим спасителем, каждый день посещал его, позже поселив в келлии Данилова монастыря. Здесь в 1934 году о. Симеон был арестован и умер в тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Аппоний, или Апоний (лат. Apponius или Aponius) — один из самых малоизвестных и малоизученных латинских церковных писателей начала V в. Перу этого автора принадлежит весьма объемное сочинение под названием “Толкование на Песнь песней в 12-ти книгах” (Expositio in canticum canticorum, libri XII). Скудные биографические сведения об Аппонии черпаются главным образом из тех косвенных данных, которые содержатся в его собственном произведении. Единственным независимым источником является заключительный колофон булонской рукописи 1-й половины VIII в. (Boulogne-sur-Mer. Bibl. Municip. 74 (82)), содержащей сокращенную версию “Толкования” Аппония, сделанную в это время неким Бургиндой. В этом колофоне Бургинда называет Аппония Святым аввой (аббатом): Apponii sancti abbatis. Из этого замечания можно заключить, что Аппоний по всей видимости был настоятелем небольшого монастыря, что подтверждается и тем фактом, что он уделяет много внимания проблемам аскетического богословия и с особой похвалой отзывается о тех библейских персонажах (пророки Илия, Елисей, Иоанн Креститель), которые всегда рассматривались как прообразы монахов. Принадлежность Аппония к аскетическим кругам — пожалуй, единственный факт, не вызывающий сомнения и принятый всеми современными авторами. С полной уверенностью можно говорить и о том, что община Аппония находилась в Италии, однако сложно установить ее местонахождение более конкретно. В начале нашего века Й. Витте полагал, что Аппоний жил в Риме или его окрестностях, современные авторы Б.  де  Врежиль и Л. Нейран более склоняются к Северной Италии. Последняя точка зрения кажется предпочтительнее на основании ряда косвенных фактов, которые имеют место в “Толковании на Песнь песней”: 1) Аппоний употребляет старолатинский перевод Псалтири в ее североиталийской версии; 2) ряд тринитарных формул, встречающихся у Аппония, оказываются близки к Зенону Веронскому (северо ­ита ­­лий­скому писателю IV в., полемизировавшему с арианами); 3) наконец, христологическая терминология Аппония имеет гораздо больше общего с позднейшей североиталийской богословской традиций (Петр Хрисолог, епископ Равеннский; † после 449 г.), нежели с римской (святитель Лев Великий, папа Римский; †462 г.).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том III. Общественная нравственность Источник Христианские начала жизни семейной LXII. Нравственное значение семейного состояния Человек есть существо общежительное, – ζον πολιτικ, по выражению Аристотеля. «Кто не знает, – говорит и св. Василий Великий , – что человек есть животное кроткое и общительное, а не уединённое и дикое» 1 . Он создан для общественной жизни, чтобы жить не одиноко, а в общении с другими людьми; «не хорошо быть человеку одному, – сказал Сам Господь Бог пред сотворением Евы, – сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт.2:18 ). Один человек должен помогать другому в жизни, в пользовании благами ее, в достижении разных целей её, в усладе земной жизни, в достижении небесной. Каждый из нас может гармонически и закономерно развиваться, совершенствоваться и достигать более или менее успешно и легко возможного благосостояния, временного и вечного, только в союзе с другими лицами. Важнейшие союзы людей, вообще говоря, заключённые и освящённые Самим Богом, суть: семейный, гражданский или государственный и церковный. О каждом из этих общественных союзов в известной степени можно сказать то же, что сказано Господом о союзе семейном: «...что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ). Все эти общественные союзы, как и союз семейный, мы не иначе можем признать, как своего рода установлением божественным. Богом сотворена природа наша для общежития; Богом вложено в нас и естественное влечение к общению друг с другом, и стремление к тому высшему совершенству, какое может быть достигаемо только совокупными силами людей. По словам И.А. Лейтона, «социальные учреждения – семья, общество, церковь , нация, – являются орудиями или средствами для развития и деятельности человеческой личности, и в силу этого имеют этический характер» 2 . Нередко приходится слышать, будто христианство как религия абсолютных устремлений своими нравственными нормами не может определять жизнь естественных человеческих установлений, не может иметь своих идей семьи, общества, государства и т.д., и даже должно отвергать эти идеи. Поэтому односторонне аскетическому пониманию христианства, существующие формы общественных отношений и абсолютный идеал христианской нравственности лежат в двух совершенно различных плоскостях, так что между ними нет ничего общего, нет никаких точек взаимного соприкосновения 3 . Но такое воззрение на отношение христианства к общественной жизни, как именно ложно аскетическое, решительно несостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского Нил Синайский (ум. ок. 450 г.) — ученик Златоуста, выходец из знатной и богатой фамилии, дослужился до префекта столицы, но имея жену и двоих детей, решил уйти в монахи (вместе со всей семьёй): подвизался на Синае вместе с сыном. Нил Синайский обличал императора в гонении на Златоуста. Вёл обширную переписку на аскетические и нравственные темы. «Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского» Викентия Фрадински — чуть ли не единственная монография о Ниле Синайском. Фрадински, представитель дореволюционной русской церковной историографии написал её в 30-е гг., будучи профессором Белградского Университета. Предисловие Жизнь и труды преп. Нила, аскета Синайского, относятся ко второй половине IV и началу V века, то есть той эпохе христианства, которая по числу и славе учителей Церкви справедливо называется " золотым веком христианского просвещения " . Изучая эту эпоху, ученые, что весьма естественно, обращались прежде всего к величайшим святителям того времени: Василию Великому, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Иоанну Златоусту, Иерониму Стридонскому, Амвросию Медиоланскому (Миланскому) и Августину Иппонскому. Рядом с этими великими светочами христианского просвещения преп. Нил, на первый взгляд, занимает скромное место. Заслоненная тенью знаменитых современников, его личность остается немного в стороне, и потому ученые богословы уделили ему гораздо меньше внимания. До 1915 года не было ни одной монографии, посвященной жизни и учению этого великого учителя Церкви, особенно прославившегося в качестве духовного руководителя монахов. И лишь в новейшее время появились две работы на немецком языке: 1) католическое сочинение д-ра Фр. Дегенхарта (Degenhart) " Der hl. Nilus Sinaita. Sein Leben und seine Lehre vom Moenchtum " . (Beitraege zur Geschichte des alten Moenchtum und des Benediktinerordens. 6. Heft), Muenster in Westf., 1915; 2) протестантское сочинение К. Хойсси (K. Heussi) " Untersuchungen zu Nilus dem Asketen " . (Texte und Untersuchungen. 42. Band. Heft 2), Leipzig, 1917.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Статьи и лекции Сборник статей и лекций популярнейшего апологета и богослова проф. А. И. Осипова. Предлагаемые статьи профессора Осипова посвящены разным темам: от самых серьезных вопросов богословия (Бог, святость) до актуальных проблем современности (война, кризис, ИНН). Их объединяет одно: А. И. Осипов обладает редким даром донести до современников просто и ясно, абсолютно без елейности, но всегда с полной трезвенностью (иногда даже кажется с излишней осторожностью) истинно православное видение тех проблем, которых он касается. В данное собрание вошли следующие статьи и лекции профессора Осипова: А.И. Осипов: «Я родился на Земле, не инопланетянин, никаких предшествующих воплощений у меня не было» Кто такой Бог? Почему Православие есть истинная вера Православное понимание смысла жизни Антирелигиозная религия. Размышления богослова Святитель Игнатий об основах духовной жизни Святость  человек в православной аскетической традиции О чем предупреждают две тысячи лет Каждый решает для себя сам: быть с Богом — или вопреки ему Куда идет христианство Православное видение войны и мира Меч и мир: православный взгляд Чтобы не пришла тьма. Единство и многообразие в жизни Церкви Русское духовное образование Задачи духовного образования Духовное образование и современное российское общество Россия сегодня и славянофилы Почему Россия в постоянном кризисе? Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода Духовно-нравственные аспекты проблемы принятия ИНН Богословие и «Богословский вестник» Нравственность и духовность. Фрагмент лекции «Искажения христианства» О страданиях невинных или За что страдают дети Направления русского церковного мышления Смысл жизни может быть только в жизни! Разделяй и Властвуй — древний принцип (интервью с проф. Алексеем Осиповым) О духовном аспекте агрессии: «Разнуздать, чтобы взнуздать…» Любовь глядит одним глазом Какой духовностью мы живём?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Преподобный Максим Исповедник в дискуссиях Востока и Запада Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 В великом сонме святых Отцов преподобный Максим Исповедник занимает одно из самых почетных мест. Истинный подвижник, выдающийся богослов, вдохновленный Святым Духом тайнозритель и тончайший любомудр, он в один из труднейших периодов истории Церкви, когда ересь монофелитства, казалось, готова была уничтожить Православие, мужественно встал вместе с немногими соратниками на защиту правой веры, стяжав мученический венец 1 . Многочисленные творения Преподобного вошли в обильнейшую сокровищницу святоотеческого Предания, хотя, конечно, можно констатировать, что преимущественным вниманием последующих православных читателей пользовались его духовно-нравственные и аскетические сочинения. Яркий пример тому — известный сборник лучших плодов святоотеческой духовности “Добротолюбие”, в который включено наиболее популярное произведение преподобного Максима — “Главы о любви”. Впрочем, следует заметить, что, хотя преподобный Максим как духовный писатель и богослов всегда жил в церковном Предании, подлинное “открытие” его творчества произошло лишь в XX столетии. И первопроходцами здесь были русские православные ученые. Уже в конце XIX в. появляется достаточно серьезная для своего времени монография Ивана Орлова, посвященная христологии преподобного Максима 2 . Позднее изучением наследия преподобного Максима занялся молодой и одаренный киевский патролог С. Л. Епифанович. Написав о преподобном Максиме сначала кандидатскую диссертацию, он затем продолжил свою работу и завершил магистерскую диссертацию, представлявшую из себя монументальный труд. К сожалению, этот труд, уже набранный, так и не увидел свет в связи с первой мировой войной и начавшейся революцией 3 . Молодому ученому, который и сам вскоре умер, не дожив до 32 лет, удалось издать две небольшие части своего труда: блестящее патрологическое эссе “Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие” (вышло в свет в 1915 г.) 4 и текстологическое исследование, содержащее публикацию ряда неизвестных ранее “Житий” и творений преподобного Максима (или приписываемых ему сочинений) 5 . Сергеем Леонтьевичем Епифановичем был начат и перевод одного из главных творений преподобного Отца — “Вопросоответов к Фалассию”, который перед самой революцией начал выходить в “Богословском Вестнике”, но так и не был закончен. Вообще в России планировалось, судя по всему, издать полный перевод всех творений преподобного Максима, и за это дело взялся совместно с С. Л. Епифановичем профессор Московской духовной академии М. Д. Муретов, трудами которого увидели свет житийные материалы, относящиеся к преподобному Максиму Исповеднику 6 . Однако и это начинание было прервано трагическими событиями русской катастрофы.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-maksim-is...

Преподобный Максим Исповедник в дискуссиях Востока и Запада Святой преподобный Максим Исповедник Эта статья профессора Алексея Ивановича Сидорова представляет собой предисловие к русскому изданию книги известного православного богослова Жан-Клода Ларше «Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом». Книга подготовлена к публикации издательством Сретенского монастыря и продается в магазине « Сретение ». В великом сонме святых отцов преп. Максим Исповедник занимает одно из самых почетных мест. Истинный подвижник, выдающийся богослов, вдохновленный Святым Духом тайнозритель и тончайший любомудр, он, в один из труднейших периодов истории Церкви, когда ересь монофелитства, казалось, готова была уничтожить Православие, мужественно встал, вместе с немногими соратниками, на защиту правой веры, стяжав мученический венец . Многочисленные творения преподобного вошли в обильнейшую сокровищницу святоотеческого Предания, хотя, конечно, можно констатировать, что преимущественным вниманием последующих православных читателей пользовались его духовно-нравственные и аскетические сочинения. Яркий пример тому – известный сборник лучших плодов святоотеческой духовности: «Добротолюбие», в который включен наиболее популярное произведение преп. Максима – «Главы о любви». Впрочем, следует заметить, что, хотя преп. Максим, как духовный писатель и богослов, всегда жил в церковном Предании, подлинное «открытие» его творчества произошло лишь в XX столетии. И первопроходцами здесь были русские православные ученые. Уже в конце XIX в. появляется достаточно серьезная для своего времени монография Ивана Орлова, посвященная христологии преп. Максима . Позднее изучением наследия преп. Максима занялся молодой и одаренный киевский патролог С.Л.Епифанович. Написав о преп. Максиме сначала кандидатскую диссертацию, он затем продолжил свою работу и завершил магистерскую диссертацию, представлявшую из себя монументальный труд. К сожалению, этот труд, уже набранный, так и не увидел свет в связи с первой Мировой войной и начавшейся революцией .

http://pravoslavie.ru/1828.html

прот. Николай Гундяев Скачать epub pdf 6. Афанасий Александрийский 6.1 Жизнь и труды Главные источники – его труды: 1. Апология против Ариан; 2. Апология к Констанцию; 3. Апология о собственном бегстве; 4. История ариан к монахам. Этот материал носит черты автобиографии. Важное значение имеют и внешние свидетельство: 5. История Афанасия на латинском языке; 6. Похвальное слово (21-е) Афанасию Александрийскому Григория Богослова ; 7. «Древнее коптское слово», дошло на коптском языке. Святой Афанасий родился в Египте, по всей вероятности, в Александрии. Была слишком неопределенная дата его рождения. Благодаря же Древнему коптскому слову удалось же определить дату его рождения. В соответствии с этим документом, Афанасию было 33 года, когда он был избран на Александрийскую кафедру. В отношении последнего события мнения колеблются 2–3 года – между 326 и 328 годами, т.е. Афанасий родился или 293 году, или в 295 году. Обычно признаётся 293 год. Известно, что в 326 году, вскоре после Вселенского Собора, епископ Александр Александрийский скончался, и его преемником был Афанасий. Трудно себе представить, чтобы на протяжении двух лет кафедра пустовала. Источники не дают сведений о родителях Афанасия, неизвестно даже, были ли они христианами. Ничего источники не говорят о детстве и юности Афанасия. Существует лишь апокрифическое сказание о том, что ещё во времена Петра Александрийского (пострадал за Христа в 311 году), когда Афанасию было уже 16 лет (или 18), якобы он, играя, крестил на берегу моря близ Александрии своих сверстников, и якобы епископ Петр признал действительным это крещение. Трудно представить, чтобы он занимался подобного рода играми, да ещё в таком возрасте. Известно, что Афанасий довольно рано стал чтецом, вошел в клир Александрийской Церкви и был на протяжении 6 лет в звании чтеца. Святой Григорий Богослов говорит, что Афанасий получил хорошее образование, хотя мы можем отметить, что не столь широкое и глубокое, каким обладал св. Григорий Богослов или св. Василий Великий . Его творения – несомненное свидетельство того образования, которое давалось детям из состоятельных семей. По выражению Григория Богослова , Афанасий, будучи молодым, знал все книги Священного Писания так, как другой не знает и одной из этих книг. Он был неутомим в чтении, он стремился к знаниям. Он стремился читать отцов и учителей Церкви, которые были доступны ему. Благодаря этому чтению Слова Божия и святоотеческой литературы, он развил в себе тонкое понимание глубочайших вероучительных истин. Он был аскетического склада, собирался уйти к Антонию Великому , он был знаком с Антонием и другими подвижниками Египта и Ливии.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

прот. Николай Гундяев Скачать epub pdf 7. Святой Василий Великий Василий Великий , Григорий Нисский и Григорий Богослов – великая «каппадокийская троица». Родился в Кесарии Каппадокийской в 330 году, умер в 379 году 1 января на 49 году жизни. Область Понт, известная семья, одаренная. Макрина Старшая – бабка – с мужем скрывалась в лесах Понта 7 лет. Отец – знаменитый адвокат. Мал-Эмшшя (дочь мучения). Происходил из очень знатной и богатой семьи из Кесарии Каппадокийской. 10 человек в семье: 5 сыновей и 5 дочерей. Из сыновей прославились особенно Василий Великий , Григорий Нисский , известен Петр, епископ Севастийский – 3 епископа в семье. Старшая дочь Макрина Младшая – образец аскетической жизни, очень мудрый человек, она оказала очень сильное влияние на братьев. Один из братьев Василия был именем Наткратий – юрист – продолжил карьеру отца, он тоже вступил на путь аскезы и, не обладая крепким здоровьем, умер довольно рано. Первые годы св. Василий Великий провел близ города Неокесарии в принадлежащем его родителям поместий. Первоначальным воспитанием был обязан своей бабке Макрине Старшей и матери Эмилии. Бабка Макрина была живой свидетельницей последних диоклетиановских гонений. Она сохранила предание знаменитого апостола той страны – св. Григория Неокесарийского Чудотворца, она ему передала веру св. Григория. Святой Василий Великий так пишет неокесарийцам: «О вере же моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкой, блаженною женою, которая по происхождению ваша. Говорю о знаменитой Макрине, от которой изучил я изречения блаженнейшего Григория Чудотворца , сохранившихся в ней по преемству памяти, и которые сама она наблюдала и во мне ещё с малолетства запечатлевала, образуя меня догматами благочестия» (196-е письмо). Рассказ и пример жизни Макрины оставили во св. Василии неизгладимый след. В тиши уединения на р. Ирис в поместий у мальчика, очевидно, и зародились семена устремленности к аскезе. После первоначального светского обучения под руководством отца, Василий Великий переезжает в Кесарию Каппадокийскую, где жили его родственники со стороны матери и где он мог слушать известнейших представителей науки по масштабам Кесарии Каппадокийской. Здесь же состоялось его знакомство с Григорием Назианзеном (Богословом). Затем он едет в КП, где слушает выдающихся философов риторов. Из КП-ля он направляется для завершения своего образования в «Золотые Афины», как их называет св. Василий и св. Григорий Богослов . Афины тогда были центром классического просвещения. В Афинах второй раз встречает Василий Григория Назианзена , между ними устанавливается большая дружба, которая продолжалась почти всю жизнь, хотя в 372 году она и была омрачена. В своем похвальном слове Василию Великому Григорий довольно красочно описывает эту дружбу и эти занятия в Афинах:«Нами водили равные надежды и в деле самом завидном

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010