На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан. Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца. Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Хв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVb. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Русский Север. Конец XVI — haч.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

Молодой патриций, в золоченой нижней одежде и серебристой хламиде, вытканной ромбами, с цветочками, при всей схематичности фигуры, замечательно реальный тип: так характерны его черты лица, шапка светло-каштановых волос, пятна румян на бледных щеках, робкий взгляд, подобострастное движение обеих рук, слегка поднятых под мантией, и тихие движения фигуры. В уборе его молодой жены чрезвычайно характерны пурпурный повой и на нем золотая диадема с перекрестьем по волосам, и мафорий серебристой ткани светло-пепельного цвета, покрывающий всю фигуру с головой; характерен и тип женский, напоминающий эллинистические портреты, и жемчужная кайма вокруг головы. Мальчик на руках матери одет также в серебристый хитон с украшениями и в малиновую мантию, застегнутую фибулой на груди. По стилистическим чертам настоящая мозаика весьма близка к кодексу Рабулы и Равеннским мозаикам VI века, но по известной сочности красок значительно превосходит эти образцы. Сравнительно с ней, Равеннские мозаики являются искусством провинциальным, грубо ремесленным мастерством, в котором, ради дешевизны производства, уже многое упрощено и отсутствуют полутона и красивые пятна. В то же самое время настоящая мозаика значительно отошла от парадных образцов, какие находим, например, в женских фигурах церкви св. Аполлинария Нового в Равенне, и является работой более небрежной, хотя и более близкой к свободному живописному мастерству. Таково вообще для VI–VIII столетий отношение восточного мастерства, имевшего в своей среде искусство Александрии, к западному – провинциальному – ремеслу. Всего вероятнее, что настоящая мозаика есть произведение начала VII века, но нельзя было бы поручиться, что она не может относиться и к концу века, хотя византийское искусство испытало тогда резкий упадок, под влиянием тяжелого политического положения. Помимо художественного типа, наша мозаика предлагает еще любопытную иконографическую тему, которую, к тому же, мы встречаем по времени пока впервые: стоящая в молитвенной позе Божия Матерь находится как бы рядом со Спасителем, умоляя Его за людей, но Спаситель представлен в алтаре, по сторонам же Богоматери, в торжественном предстоянии, изображены ангелы и семья прибегающих с мольбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

К уникальному торжеству архимандрит Антонин (Капустин) написал богослужебные песнопения. Тропарь: Дево Безневестная и Мати Всечистая приемше от Архангела Благовещения со тщанием востекла еси в Горняя и целовавши южику Твою всечестную Елисавет Мати Господа от сея наречена была еси и возвеличила возвеличившаго Тя Господа. Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего. Кондак: Воистину блаженна еси Святая Дева Мария и всякия блага превосходящая яко из Тебе возсия Солнце Правды — Христос Бог наш. Корреспонденты ПРАВМИРа приглашают читателей прогуляться по одному из красивейших уголков Святой Земли. Горненский пейзаж Собор Всех святых в земле Российской просиявших. Строительство началось в 1911 году, но было приостановлено из-за начала Первой мировой войны. Возобновлена только в 2003 году. В 2007 собор был освящен малым чином, а 27 ноября 2012 Святейший Патриарх Кирилл во время официального визита в Иерусалимский Патриархат совершил великое освящение собора Мозаика «Целование» на фасаде собора Одна из маковок собора Интерьер собора Вид с колокольни собора Интерьер Казанской церкви Иконостас Казанской церкви Чтимая икона Благовещения Пресвятой Богородицы висит над Царскими вратами, под образом Тайной Вечери. Иногда ее спускают вниз для поклонения Чудотворная Казанская икона Богородицы, спасшая монастырь в 18… году от эпидемии холеры. Оставшиеся в живых сестры собрались в храме и начали по очереди читать акафист Пресвятой Богородице. После того, как акафист был прочитан в двенадцатый раз, икона видимым образом поднялась по воздуху и обошла обитель. После этого эпидемия прекратилась. Обычай читать двенадцать акафистов вошел в устав монастыря Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи Благовещение о Рождестве Иоанна Предтечи — мозаика при входе в храм Рождества Иоанна Предтечи Зачатие Иоанна Предтечи — мозаика, там же Бегство святой праведной Елисаветы с младенцем Иоанном — мозаика, там же Пещерная церковь Интерьер храма Рождества Иоанна Предтечи Крест на храме Рождества Иоанна Предтечи

http://pravmir.ru/gornyaya-serdce-russko...

В Русь мозаика, в старину именовавшаяся мусией, проникла из Византии. До сих пор в Софийском соборе в Киеве существует, особенно памятная мне с детства, огромная икона Богоматери в верхней части главной алтарной апсиды, именуемая «Нерушимой Стеной». Мозаика встречалась еще: в Киеве – в Десятинной церкви и Печерском и Михайловском монастырях, в Новгороде – в Софийском соборе. Потом мозаика была позабыта (за исключением штучных полов в некоторых древних церквах). В половине XVIII в. М. В. Ломоносов завел в С.-Петербурге мозаичную фабрику, для которой сам изготовлял смальты. Им было исполнено, при участии живописца М. Васильева, несколько мозаичных картин, между прочим «Полтавская битва», предназначавшаяся для проектировавшегося мавзолея Петра Великого (хранилась в Императорской академии художеств) и портрет Императрицы Елизаветы Петровны. В июне 1764 г. Императрица Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». Попытка Ломоносова, не найдя поддержки со стороны правительства и общества, осталась без дальнейших последствий. Твердо утвердилась мозаика в Царствование просвещеннейшего Императора Николая I, большого знатока и любителя искусства. По его воле в 1846 г. устроена была в Риме мастерская, в которой несколько русских художников, пенсионеров Министерства Императорского Двора, стали изучать мозаичное производство. В ней исполнено было несколько работ, главным образом для строившегося Исаакиевского собора в столице. Вскоре мастерская была переведена в Петербург, и папа разрешил нескольким мастерам своей студии поступить на русскую службу. В мастерскую кроме итальянцев вошли Е. Солнцев и другие, работавшие в Риме, и двенадцать молодых учеников Академии художеств, под контролем которой находилось это учреждение. Помещалась она сначала на Императорской стеклянной мануфактуре, потом же было отведено помещение, выстроенное вблизи Академии, с которой мастерская слилась, называясь с 1864 г. Императорским мозаичным отделением. Им произведено было много работ в Исаакиевском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

5012. УСПЕНСКАЯ Л., УСПЕНСКИЙ Л. О материалах в церковном искусстве. – 1988, 11, 20. 30.21 Дохристианская мозаика, живопись 30.22 Христианская мозаика, живопись 30.221 Раннехристиансакая и византийская. Мозаика и живопись Поместных Православных Церквей 5013. ПОКРОВСКИЙ Н. , проф. Миниатюры Коккиновафского кодекса. (К иконографии Богоматери). – 1993, 8, 38. 30.222 Мозаика, живопись Русской Православной Церкви 5014. АВГУСТИН, архим. III Международная научная церковная конференция в Ленинграде. Иконография. – 1988, 10, 15. 5015. ВАСНЕЦОВ В.М. О русской иконописи. – 1994, 7–8, 111. 5016. ВЛАДИМИРОВА Е. В северном затворе. – 1989, 5, 15. 5017. ДЕСЯТНИКОВ В. Повинуясь велению времени. – 1994, 3, 73. 5018. ДУХОВНЫЕ светочи России. Выдающиеся деятели Русской Церкви конца XVII-haчaлa XX века в портретах, иконах, автографах. –2000, 3, 82. 5019. К.Л. Выставка церковной старины в Ленинграде. – 1989, 9, 25. 5020. М.М. “Образ России на стенах храма”. – 1996, 3, 36. 5021. О.К. Выставка в Третьяковской галерее. – 1997, 10, 32. 5022. САВИНА Л. К истории иконостаса трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры. – 1993, 10, 93. 5023. САЛТЫКОВ А., диак. О святых иконах времени Ярослава Мудрого. (В связи с некоторыми вопросами иконописания). – 1984, 7, 72. 5024. ТРУБЕЦКОЙ Е. , кн. Начало Нового Завета в представлении древнерусского иконописца. – 1996, 1, 77. 30.222–1Иконописные школы 5025. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 13 сентября 1989 года: Об открытии Иконописной школы при МДА. – 1990, 1, 32. 5026. СМИРНОВ В. Открытие Иконописной школы при МДА. – 1991, 3, 38. 30.222–2 Отдельные иконописцы, художники и скульпторы 5027. ПОЧТОВЫЙ А., прот. Преподобный Алипий – первый русский иконописец. (К 875-летию со времени преставления). – 1989, 8, 20. 5028. ПРЕПОДОБНЫЙ Андрей Рублев. – 1990, 1, 40. 5029. АЛЕКСЕЕВА Е. Наследники Рублева. (Статья посвящается светлой памяти Т. Я. Волковой). – 1987, 2, 12. 5030. ДЕСЯТНИКОВ В. Повинуясь велению времени. (Зодчий и скульптор-монументалист В.Д. Ермошин). – 1994, 3, 73.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ист.: BHL, N 156-167; BHG, N 45-46; Ambrosius. De virg. I 2, 7; De offic. I 16, 203; Damasi Epigr. 43f n. 43; Prudentius. Peristephanon 14//PL. 60. Col. 580-590; ActaSS. Jan. T. 2. P. 350-363; Ruinart. Acta. T. 2. 1803. P. 32-91; ЖСв. Январь. С. 245-254. Лит.: Franchi de " Cavalieri P. S. Agnese nella tradizione e nella leggenda. R., 1899; Dufourcq A. Étude sur les gesta martyrum romains. P., 19002. T. 1. P. 23, 26, 28-29, 214-217; P., 19072. T. 2. P. 53-60; ПБЭ. Т. 1. Стб. 280-286; Allard P. Agnès (Saint)//DACL. T. 1. Col. 905-918; Leclercq H. Agnès (Cimietière de Sainte-Agnès)//Ibid. Col. 918-965; Yubaru F. S. Agnès. P., 1907; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 33; Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum. R., 1937. T. 1. P. 14-39; Deichmann F. W. Frühchristliche Kirchen in Rom. Basel, 1948; Janin. Églises et monastèries. P. 9. А. И. Макаров Мц. Агния. Мозаика ц. Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме. 625-638 гг. Изображения А., одни из самых ранних в иконографии святых мучениц, имеются уже на донцах стеклянных чаш IV-V вв. (музеи Ватикана, Болоньи), найденных преимущественно в Риме (нек-рые - из катакомб Сант-Аньезе): А. представлена в позе оранты , в богатых одеждах патрицианки, с волосами, убранными в прическу (иногда с покрытой головой), и с серьгами в ушах. В средневек. искусстве А. изображалась, как правило, с покрытой головой или в драгоценном венце, являющемся символом награды за мученический подвиг и указывающем на знатное происхождение святой. Атрибутами А. являются: агнец (впервые на мозаике сев. стены центр. нефа в базилике Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, 556 или 569 гг.; на флавеллуме из Турнюса, нач. IX в. (музей Барджелло, Флоренция); в Соборе святых в «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи , 1311 г. (собор в Сиене); среди святых жен в центр. части «Гентского алтаря» братьев Ван Эйк , 1-я четв. XV в. (ц. св. Бавона в Генте)); пальмовая ветвь (витраж кон. XIII в., ц. св. Дионисия в Эслингене); лилия и виноградная лоза (утраченная фреска в оратории Сан-Сильвестро в ц. Сан-Мартино-аи-Монти в Риме, XIII в.); меч или кинжал - орудие мученичества. Сохранились многочисленные изображения А. в рим. церквах: мозаика в апсиде Сант-Аньезе-фуори-ле-мура , 625-638 гг.,- с предстоящими, в рост; фреска в ц. Санта-Мария-Антиква, 817-824 гг.; фреска в оратории Сан-Сильвестро, ок. 844 г.,- с жемчужным венцом в руках, вместе с др. святыми женами предстоит Богоматери; мозаика в базилике Санта-Прасседе, нач. IX в.; фреска в Санта-Мария-Антиква, X в.,- погрудное изображение в медальоне; мозаика в капелле св. Лаврентия в Латеране, 1215-1227 гг. Циклы изображений со сценами жизни, чудес и мучений А. сохранились в ц. Санта-Мария-ди-Донна-Реджина в Неаполе, сер. XIV в.; в ц. Сан-Теодоро в Павии, нач. XVI в., а также были широко распространены в искусстве Зап. Европы XV-XIX вв. (картины Г. Давида, Тинторетто, Х. Риберы, Доменикино, Мурильо).

http://pravenc.ru/text/63334.html

Крест Юстина II. 565-578 гг. (Сокровищница собора св. Петра. Ватикан) Изображения агнца не только как символа Христа, но и христиан были широко распространены в раннехрист. и ранневизант. искусстве. Агнец с нимбом является наиболее частым символическим образом Христа (напр.: мозаика апсиды старой базилики св. Петра в Риме, IV в.; мозаика свода капеллы базилики св. Иоанна Латеранского в Риме, V в.; рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.; диптих VI в. из сокровищницы собора в Милане). Агнец с изображением креста на голове или держащий крест (Крест Юстина II. 565-578. Ватикан) указывал на искупительную жертву Христа. В раннехрист. искусстве символические образы существуют параллельно с реалистическими. Изображение агнца с нимбом может соседствовать с образом Спасителя (мозаики свода вимы Сан-Витале в Равенне. Ок. 547). В катакомбах Претестата, IV в., в виде агнца изображена ветхозаветная Сусанна , по сторонам от к-рой 2 волка, и она же представлена в позе оранты в катакомбах святых Петра и Марцеллина, III в., по сторонам от Сусанны двое юношей. Типичной композицией, украшающей триумфальные арки ранних рим. базилик, является изображение 2 градов - Иерусалима и Вифлеема, из врат к-рых выходят или перед ними стоят 12 агнцев, символизирующих апостолов (базилика св. Петра, IV в.; Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440, и др.). В алтарной мозаике ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, ок. 549 г., помимо вышеуказанного изображения 12 апостолов также под видом агнца представлены апостолы Петр, Иаков и Иоанн в композиции Преображение. 82-е прав. Трул. Собора (691-692) запретило символические изображения Христа, отдавая предпочтение историческому образу Воплотившегося Слова Божия: «На некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истинного Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные Церкви как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхого агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившегося искупления мира». Однако в зап. художественной традиции древнейшие формы сохраняются и позднее (мозаика апсиды ц. Сан-Марко в Риме, 829-830). Изображение агнца встречается в памятниках, следующих традиции визант. искусства (медальон с агнцем в композиции «Сошествие Св. Духа»; мозаика мон-ря Гроттаферрата (XII в.), а также в рус. искусстве XVI в. напр., в клейме Владимирской иконы Богоматери с Акафистом вместо Эммануила в медальоне на груди Богоматери изображен агнец (XVI в., СИХМ).

http://pravenc.ru/text/63318.html

Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина — 2-ая noл.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра — синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла — синий хитон и вишневый плащ. В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни — распятию, а казнили через усечение головы. Меч в руке апостола — знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников. Иван (Джованни) Витали. Ап. Павел. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная преподобным Андреем Рублевым . Андрей Рублев. Ап.Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина. Начало XV в. ГТГ, Москва Казнь ап. Павла. Фрагмент рельефа саркофага Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана Донце поминального сосуда. Византия, Константинополь. Поздний IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США Христос вручает Закон ап. Петру и Павлу Мозаика мавзолея Санта Констанца. Конец IV в. Рим Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV — 1-ая пол. V в. Рим Мозаика апсиды базилики св. Космы и Дамиана. Первая треть VI в. Рим Фрагмент Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим Отречение Петра. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Ок. 830 г. ГИМ, Москва Икона из Новгородского Софийского собора. Середина XI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

http://pravmir.ru/ikonografiya-svyatyx-a...

172-173 173-174 174-178 ГАБРА МАСИХ (1419-1522), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 3 маскарама (31 авг., в год, предшествующий високосному, - 1 сент.)) 178-179 179-180 ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) 180-185 ГАВВАФА [арам. , - возвышение; греч. Γαββαθ], место в Иерусалиме, где Иисус Христос предстал на суд перед Понтием Пилатом 185-186 186-187 187-191 ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 191-193 ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) 193-195 195-197 ГАВРИИЛ Иванович Архангельский (1890-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ Михайлович Масленников (1871-1937), свящ., сщмч., (пам. 5 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) 197-198 ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) 198-199 ГАВРИИЛ (Владимиров Григорий Петрович; 1873-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 199-200 ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток))

http://pravenc.ru/vol/x.html

архим. Гавриил Дионисиатский Предисловие Я жил в своей родной деревне двадцать два года, а здесь, на Святой горе, – сорок семь. Мои глаза многое видели, а мои уши, признаюсь, слышали еще больше. Я сделал твердое заключение, что тому, кто имеет надежду на Бога и ходит по пути Бога, избегая греховных поступков и мыслей, нечего бояться ни в этом мире, ни в ином. Архимандрит Гавриил Дионисиатский Игуменом земли Русской называем мы преподобного Сергия Радонежского, воспитавшего множество подвижников примером своего боголюбивого смирения. Есть и на Афоне «настоятель настоятелей Святой горы Афонской» – архимандрит Гавриил Дионисиатский. Имя и подвиги его, доселе скрытые от русского читателя, достойны прославления. Уже в 55-летнем возрасте святогорцы называли его «усовершившимся духовно», иноки видели его воспаряющим от земли на молитве. За сорок лет настоятельства он приумножил братию, сохранил обитель от ужасов фашизма, от увлечения в крайности экуменизма или зилотства. Старец Гавриил – один из иноков, трудами которых совершилось возрождение монашества на Афоне. Главным попечением богомудрого игумена была забота о духовном возрастании иноков. Свои административные и дипломатические труды, частые выступления от имени Протата Святой Горы перед правителями сего мира отец Гавриил ставил ни во что по сравнению с трудами иноков, занимающихся молитвой и духовным деланием. Смиренно посещал игумен пустынных старцев из общины святого Иосифа Исихаста , прося их переезда в свою обитель для духовного наставления братии. Добившись перехода в Дионисиат старца Харалампия, архимандрит Гавриил передал ему бразды правления своей обителью, а сам ушел на покой, став сподвижником Арсения Пещерника, келейника преподобного Иосифа Исихаста . Отец Гавриил оставил после себя множество книг и писем духовным чадам в миру. Будучи человеком удивительной цельности и твердости. Как отмечали его современники, отец Гавриил строгими, острыми и поразительно точными наставлениями отсекает соблазны и с любовью и смирением направляет ко спасению читающих его наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010