Арх. Сб., стр. XXVIII. Витеб. Стар. т. V [?], 129. 93 До Сильвестра Белорусским епископом непродолжительное время был Серапион Полховский; Вилен. Арх. Сб. II, 59, Витеб. Стар. т. 1, стр. 263, 265, 532, т. V [?], стр. 268. 97 Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер. II, 84 и 264; см. жалобу на Гриневича от 1764 г. Ист. юрид. мат. Созонова, XIV, 462. 98 Акт. Вилен. Ком. т. XI, стр. 508, Вилен. Арх. Сб., т. VII, стр. 219. Из этого последнего документа видно, какое большое количество учителей церковно-приходских школ было в г. Слуцке в половине XVIII века. 99 Вилен. Арх. Сб., т XI, стр. 120, см об обидах, учиненных за это время (1721–1753 г.) православным, в сочин. Бантыша-Каменского, Изв. об унии, стр. 169–298. 100 О смутах, сопровождавшихся убийствами в 1740 году в Оршанском округе в местечке Дашкове и в деревни Сидоровичах смотр. Вилен. Арх. Сб. т. II, 91–101, Ист. изв. об унии Бантыша-Каменского, стр. 244. О публичных истязаниях, совершенных над православными священниками см., между прочим, Вилен. Акты т. VII, стр. 22 и 478, т. XI, пред. стр. XL, Арх. ю.-з. Рос. ч. 1, т. IV [?], 68, 70, особенно 91, 154 и многие другие. В 1721 году Могилевские иезуиты со своими студентами, войдя в Могилевскую братскую церковь , во время отправления вечерни, монахов били и в алтаре, рассыпав запасную евхаристию, ругались над св. Тайнами. Зап. игум. Ореста, Вилен. Арх. Сб. V, стран. 84. 102 Вилен. Арх. Сб. II, стран. 108; на стран. 111 помещено описание печати братства: по краям находились слова: «Церкви Богоявления Господня Могилевского Крестоносного братства»; в средине печати – изображение Спасителя, вверху Св. Духа в лучах, внизу, с правой стороны, – Иоанна Крестителя, а с левой, – Ангела. – О доверии православных к Могилевскому братству можно судить. например, по следующему факту: в 1711 году Брестское братство отдало Могилевскому братству на сохранение, в виду неприятельских вторжений, всю церковную утварь, ризницу и другие вещи, принадлежавшие Симеоновскому монастырю; см. Истор. юрид.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Альбицкий Дмитрий Никит. Поступил в семинарию 1763г. В 1774 г. из философии священ, в с. Мыть, (Арх. Суз. кон. 1774 г. Альбицкий Петр.1778 г. из аналогии пономарём к Вознесенской церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон, 1778 г., Альбицкий Пётр. В ведомости за 1781 г. означен в школе грамматики малоуспешным. (М. б. одно лицо с предыдущим?). Альбицкий Стефан. 1776 г. дьячком в с. Ельни Юр. у. (Арх. Суз. кон. 1776 г., 424). Аменицкий Иван. Никит. Поступил в семинарию 1759 г. В 1769 г. обучался в философии. Аменицкий Трофим. В 1788 г. обучался в поэзии. 1797 г. из богословии–диаконом в Гаврилову пахотную слободу (Семинар, ведомости 1797 г.). Андреевский Алексей Андреев. Поступил в семинарию 1763 г. 1764 г. исключён «за неспособностью», так как «находился всегда в бегах». Андреевский Семен Андреевич. 1767 г. поступил в семинарию, 1769 г. помечен в классе аналогии. Андреев Иван. 1771 г. обозначен в классе аналогии. Анисов Алексей. 1788 г. был в классе грамматики. Анисов Дмитрий. 1788 г. был в классе риторики. Афинов Андрей. В 1788 г. обучался в философии. В 1791 г. из богословии назначен свящ. в с. Нижний Ландех (Арх. Суз. кон. 1791 г. Оп. 1, 198). Афинов Иван. В 1777 г. был в философии. 1777 г. на светскую службу. 1781 г. определён па штатное место в Суздальский уездный суд (Арх. Суз. кон. 1781 г., 334). Афинов Иван, В 1786 г. обучался в классе богословии. Афинов Пётр, В 1777 г. учился в философии. 1778 г., кажется, поступил на светскую службу. _________________________ Бавленский Василий Серг. В 1771 г. в с. Жирославское, Юр. Ок. дьячком (Арх. Суз. кон. 1771 г., Баженов Иван. 1788 г. обучался в школе инфнмы. Баженов Николай Васил. 1771 г. из аналогии пономарём в с. Лобцово, Зарецкой десятины (Арх. Суз. кон. 1771 г., 56). Базилевич Василий Вас. Поступил в семинарию в 1762 г. В 1769 г. был в классе философии и исправлял должность пономаря в Предтеченской г. Суздаля церкви. Барановский Григории Ив. В 1766 г. обучался в классе грамматики. Башилов Иван. В 1770 г. поступил в семинарию. 1778 г. из поэзии увалень на службу во Владимирское наместничество (Арх. Суз. кон. 1778 г., 435).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арх. Евдоким жалеет, что не видит кругом бедных монастырских храмов, подобных тем, в которых молились древние подвижники. Арх. Никон удивлен. «Неужели вы сетуете, что в обителях наших церкви не убогие?» 1027 Признаемся, мы не понимаем удивления арх. Никона. Митрополит Филарет в нашей лавре говорил однажды: «Прости мне, великая лавра Сергиева, мысль моя с особенным желанием устремляется в древнюю пустыню Сергиеву... Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечи и пламень их достигает до неба» 1028 ? Митр. Филарет здесь, несомненно, сетовал; храмы лавры напоминали ему о забвении ею иноческой нищеты. Любопытно, что приведенные слова покойного митрополита сам арх. Никон приводит и с умилением в своей книге «Жи- —778— тие и подвиги преп. Сергия» 1029 . Разве не тоже самое хотел сказать и арх. Евдоким? И откуда это происходит: скажет митр. Филарет – мы умиляемся, повторит арх. Евдоким – мы спорим?... От монастырской собственности прямой и естественный переход к способам ее приобретения. Г. Круглов рассуждает, что занятие в больнице или школе – дело гораздо более совместимое с иночеством, чем сидение в книжной лавке или заведывание монастырскими гостиницами. По мнению арх. Никона, лавка и гостиница вполне совместимы с созерцательными идеалами иночества: они не мешают иноку справно ходить к службам; а «лавки в хороших обителях даже закрываются на время богослужения» 1030 . Больница, богадельня, школа – вот что мешает молитвенному подвигу инока. В доказательство этого парадоксального суждения «как сладко ни пиши», а едва ли удастся убедить кого-нибудь. Иной читатель не найдется, что возразить против логики, но никакие софизмы не заглушат внутреннего чувства истины. Не входя в обсуждение частностей, обратимся к идеалу – ведь он «важнее всего». Оба публициста не договорили здесь, по нашему мнению, одного: дозволительна ли еще монастырю самая торговля? Нет, не дозволительна. Торговлю монастыря Василий Великий ставит наряду с бродяжничеством и корчемством (– мелкая торговля по принципу: «не обманешь, не продашь») и предписывает общежительным монастырям всеми мерами избегать ее. «Надобно знать, говорит он в «Пространных Правилах» (вопр. 44), что братства должны всеми мерами избегать бродяжничества, торговли и прибыли, добываемой корчемством 1031 . Обители, закрывающие свои лавки на время богослужения, арх. Никон называет хорошими (следовательно, другие, своих лавок на это время не закрывающие, относит к разряду нехороших ?!), а по уставу св. Василия Великого все монастыри и навсегда должны закрыть свои лавки, что-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К Соф. также собору принадлежали еще девять придельных церквей, которых теперь нет. Таковы напр. церковь Воскресения Христова на Воскресенских воротах. Первоначально построена она в 1296 году по случаю одержанной над Шведами победы 186 , в 1398 году перестроена 187 , в 1400 году, при арх. Иоанне, украшена стенным расписанием 188 , и наконец в 1654 году 14 июля велено определить к ней священника с причтом на жалованье из домовой казны. Вторая придельная церковь св. равноапостольного князя Владимира построена в 1311 году арх. Давидом за Соф. собором к северо-востоку, на кремлевских воротах, которые по сей церкви и названы были Владимирскими 189 , где ныне находится Никольская часовня, приписанная к собору. Третья церковь св. Афанасия и Кирилла александрийских . Первоначально она была построена обыденною (в один день), деревянною в 1390 году арх. Иоанном, в прекращение мора 190 1415 году арх. Симеоном построена уже каменною 191 , а в 1812 году за ветхостью разобрана. Она на-ходилась за собором на север, против Иоанно-Богословских врат. Четвертая – Происхождения честных древ или Спаса всемилостивого, обыденная, или обетная построена по случаю моровой язвы в 1424 году 192 находилась за алтарем Соф. собора; а после того в 1592 году на том месте устроена церковь преп. Марии Египетской 193 , которая и существовала до по-ловины XVIII века. Она находилась между юго-восточным углом Соф. собора и так называемым Житенным двором арх. дома. Пятая – преподобномученицы Анастасии, обыденная, построена за собором 29 октября 1416 года, при арх. Симеоне, по случаю так называемого Анастасиинского мора 194 , в 1440 году устроена каменная 195 , а чрез 100 лет построена вновь каменная же арх. Макарием 196 . В 1594 году упоминается в ней придел св. Алексия митрополита 197 . Шестая евангелиста Марка обыденная, построена 8 ноября в 1533 году, при арх. Макарии, по случаю вредоносной язвы 198 . В 1758 году она была каменною и упоминается в числе разобранных. Седьмая архидиакона Стефана 199 ; осьмая св. Стефана сурожского 200 и девятая – св. Николая Чудотворца каменная, построенная св. Евфимием в 1424 году 201 . Сверх того, в жалованной грамоте Uoahha III за 1504 год упоминаются еще приделы Златоустовский, построенный св. Евфимием в 1436 году на вратах 202 , и Богоявленский, находившийся против западной стены собора на Соф. дворе 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

V. Виды монашеской благотворительности. – Помощь голодающим. – Уход за больными мирянами. – Монастырские богадельни в древней Руси. – Богадельни-монастыри (монастыри не настоящие и приписные). – Монастыри-богадельни (Переславский Данилов монастырь). – Призрение покинутых детей. – Помощь народу во время эпидемий. – Оправдание уставами ухода иноков за больными. – Школы при монастырях. – Запрещения иноку учить детей. – Религиозно-нравственное учительство. – Духовничество монахов (древнее и теперешнее). – Миссионерство иноков и миссионерские монастыри. – Печалование и обличение. – Иноческий досуг. – Созерцательное монашество. – Безмолвие (суждение о нем св. Исаака Сирина и воззрения арх. Никона). – Нестяжательность. – Спор о ней в древней Руси. – Арх. Никон о монашеской «нестяжательности»: частная собственность монаха, житейские нужды. – Стяжательность монастырей. – Украшение монастырских храмов. – Монастырская торговля. – К какому же монашескому направлению отнести воззрения арх. Никона? – Частные замечания. – Высшее призвание инока. – «Неожиданный союзник» арх. Никона. – Сочувственные письма. – О нападках на монашество. – Об основаниях для воззрений арх. Никона. – Арх. Никон и заповедь преп. Сергия. – Заключение: безобидные назидания. Свойство принципиальной точки зрения арх. Никона на благотворительность иноков таково, что удержаться на ней до конца, не сделав никаких уступок, не допустив компромиссов, невозможно, ибо результатом такой последовательности были бы выводы явно безнравственные и бесчеловечные. Последовательных приверженцев чисто со- —743— зерцательного идеала знает история. Удалившись в пустыню для молитвы, они не хотели пускать к себе даже заблудившихся и умиравших от голода странников. Они были последовательны и со своей точки зрения правы, потому что присутствие постороннего человека в их келье мешало их главному занятию – молитве, однако святые подвижники также созерцательного направления осуждали подобную жестокость и бесчувственность. Компромисс необходим. Не избежал его и арх. Никон. Он неоднократно утверждает, что и внешняя благотворительность монастырей «в возможной мере не отрицается им». Так сам собою возникает вопрос о видах благотворительности, допустимых для инока.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гавриила, а по левую – Богоматери и арх. Михаила. Это образец деисусного яруса в иконостасах бедных и малых церквей. В состав деисусного яруса в главном иконостасе новгородского Софийского собора входят иконы – Спасителя, по правую (от зрителя) сторону Которого изображены – Предтеча, арх. Гавриил, ап. Павел, Златоуст, Николай Чудотворец и великомученик Георгий, а по левую – Богоматерь, арх. Михаил, ап. Петр, Василий В., Григорий Богослов и Димитрий солунский 106 . В новгородской Петропавловской церкви, приписанной к Духову монастырю, пять средних икон деисусного яруса расположены в том же порядке, как и в Софийском соборе. Затем, за ап. Петром по направлению к северу следуют иконы – Василия В., Златоуста, св. Алексия московского , Дмитрия солунского и Антония римлянина; за ап. Павлом, по линии к югу, помещены образа – Григория Богослова , Николая Чуд., св. Петра московского , Георгия Победоносца и преп. Варлаама хутынского. Это образец деисусного яруса, в котором за вселенскими святителями помещены русские, а за великомучениками – местно чтимые преподобные. В новгородском Николаевском Дворищенском соборе в состав деисусного яруса входит икона Спасителя, по правую (от зрителя) сторону Которого помещены иконы – Предтечи, арх. Гавриила, ап. Павла, евангелиста Иоанна Богослова, Николая Чуд., великомученика Георгия и Варлаама хутынского; по левую сторону – Богоматери, арх. Михаила, ап. Петра, евангелиста Матфея, Василия В., Дмитрия солунского и Антония римлянина. Здесь за первоверховными апостолами примкнули два евангелиста. По описи Кирилло-Белозерского монастыря за 1718 год, в деисусном ярусе иконостаса, что в соборном Успенском храме, был «образ Спасов на престоле... по сторону того образа образ Пресвятые Богородицы, арх. Михаила, ап. Петра, Иоанна Богослова, Василия Великого , Григория Богослова , Леонтия ростовского, мученика Дмитрия, мученика Евстратия, преподобного Симеона Столпника на столпе. По другую сторону Спасова образа: Иоанна Предтечи, арх. Гавриила, ап. Павла, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Изображение Г. присутствует в композиции «Собор архангелов» (на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на ростовской иконе, ок. 1272 или 1276 (?), из великоустюжского Михаило-Архангельского мон-ря (ГРМ); на фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318), а также на схожих по композиции изображениях «Собор арх. Михаила» и «Собор арх. Гавриила» (икона сер. XVI в. из придела во имя арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля). В сюжетах поклонения Кресту и Этимасии Г. держит в руках орудия Страстей, напр. на иконе 60-х гг. XII в. «Спас Нерукотворный» с композицией «Поклонение Кресту» на обороте (ГТГ) - трость. Архангелы Михаил и Г. с орудиями страстей встречаются в монументальной живописи. Так, в ряде кипрских храмов XVI в. (ц. св. Архангелов и ц. св. Созомена в Галате) на зап. стене над композициями Страстного цикла (Несение креста, Распятие, Снятие с креста) изображены полуфигуры архангелов Михаила и Г., а над ними образ Христа Еммануила. В качестве уникальных примеров изображения Г. на иконах следует отметить образ «Арх. Гавриил» из мон-ря Дечаны (1350), где он изображен в лоратном облачении, со сферой и жезлом в руках; на местной иконе из московской ц. во имя арх. Гавриила (т. н. Меншикова башня) на подворье кн. А. Д. Меншикова (XIX в.) Г.- на облаках со сферой в правой, высоко поднятой руке и цветущей ветвью в левой. К числу редких относится икона письма Рафаила Дмитриевича «Архангелы Михаил и Гавриил, с деяниями» (1723, Худож. галерея, Сараево) в среднике в рост, в воинском облачении, со свитками в руках представлены архангелы, в клеймах - деяния арх. Михаила. Архангелы Михаил и Г. на псковской иконе «Святые Параскева, Варвара и Ульяна» (XIV в., ГТГ) изображены с покровенными руками по сторонам небесного сегмента с образом Христа Еммануила. В поствизант. живописи с деяниями Г. связывались нек-рые сюжеты явлений ангелов, не имевших в Свящ. Писании имен. Так, в ряде памятников явление ангела Пахомию стали надписывать как явление Г. (напр., фреска 1630 в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере)).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Изображение благовещения с рукодельем очень рано перешло в храмовые росписи. Это видно прежде всего из похвального слова софиста Хориция епископу Маркиану (VI в.), где автор, описывая храм Св. Сергия, говорит: у объятой внезапно смущением Богоматери при виде архангела едва не выпала из руки пурпурная пряжа; страх расслабил крепость перстов 308 . Памятников его в мозаиках ΧΙ– ΧII вв. и особенно в стенописях XVI-XVII вв. очень много; обычным местом этого изображения служат западные фасы восточных столпов, отделяющих алтарь от средней части храма; но иногда оно занимает и другие места – на триумфальной арке, на стенах и своде. Мозаика на алтарных столпах Афоноватопедского собора XI в. 309 : Богоматерь в голубом одеянии стоит возле трона, правая длань простерта, в шуйце веретено; на ногах красная обувь; архангел в движении, с жезлом в руке; на нем серый с голубым отливом иматий; надпись: » ρχ. Γαβριλ. Χαρε κεχαριτωμνη, Κσ. μετ σο«. Там же другое мозаическое изображение на двух столпах при входе из паперти во внутренний нарфикс: с правой стороны Богоматерь в лиловом паллиуме, с простертой правой дланью, как у мучениц, с двумя веретенами в шуйце; над Богоматерью надпись: » δο δουλ Κυρου«. Архангел в лиловых одеждах, с жезлом в шуйце и с простертой к Богоматери правой дланью; надпись: » χαρε κ. τ. λ.». Нижние части композиции повреждены, но заметны еще следы ромбоидального подножия. Мозаика на алтарных столпах Киево-Софийского собора XI в. 310 : на одном столпе (СВ), по обычаю, архангел, на другом (ЮВ) Богоматерь. Архангел в сером хитоне с поручами и белом иматии, в сандалиях, с тороками в волосах; правая рука благословляющая, в левой – жезл; возле головы надпись: « ρχ. Γαβριλ. χαρε κ. τ. λ.». Богоматерь стоит на подножии, в светло-синем хитоне с золотыми поручами и такого же цвета пенуле; в золотом нимбе и красных сапожках; в шуйце ее багряная кудель, в деснице нитка с веретеном; надпись: « Μρ. Θ. δο δουλ κ. τ. λ.». Мозаика на триумфальной арке палатинской капеллы в Палермо XII в. 311 : Богоматерь с рукодельем в руках стоит по одну сторону арки, архангел – по другую; вверху – небо, откуда выдается благословляющая десница Божия; от десницы исходят по направлению к Богоматери лучи и в них Св. Дух. Мозаика северо-восточного паруса свода в монастыре Дафни близ Афин 312 : Богоматерь в темно-синих одеждах, с платочком за поясом, с веретеном в шуйце; архангел в синей тунике и светлом иматии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Пол центрального нефа покрывала мозаика, изображавшая переплетавшиеся и образовавшие круги виноградные лозы, произраставшие из амфоры около центральных врат церкви. Солея, приподнятая на одну ступень над уровнем пола центрального нефа, начиналась от линии, соединяющей две наиболее восточные колонны. Еще две ступени отделяли солею от алтаря. Пол алтарной части церкви был вымощен каменными плитами. Посреди алтарной части были обнаружены остатки престола, под которым был устроен мраморный ковчежец-мощехранительница. Пол южного нефа покрывала «чешуйчатая» мозаика, пол пастофория (диаконника(?)) – одноцветная белая мозаика. Пол северного нефа украшала мозаика с геометрическим орнаментом в виде пересекавшихся линий, образовавших квадраты или ромбы с изображением цветка посредине каждого. Пол северного пастофория (протесиса(?)) был украшен мозаикой с изображениями крестов. Посреди обоих пастофориев были обнаружены остатки алтарей, так что церковь, возможно, была трехпрестольной. При раскопках были обнаружены сохранившиеся (уровень в источниках не указывается) южная стена церкви и атриума, восточная и северная стена церкви, последняя – на протяжении от северного патофория почти до стены нартекса и южный участок восточный стены нартекса с дверным проемом, ведшим в южный неф. Также сохранились in situ основания четырех восточных колонн южной колоннады церкви, наиболее восточная колонна северной колонны, все четыре колонны южной колоннады атриума и две центральные колонны восточной колоннады атриума. Все описанное было выявлено при раскопках 1929 г. Остается надеяться, что указанные элементы после окончания раскопок для сохранения снова были засыпаны землей и могут быть обнажены при обустройстве рекомендованного Планом развития города «открытого археологического парка». В противном случае следует полагать, что большая их часть безвозвратно утрачена.      Источники: 1. Путник Антонина из Плаценции (Antonini Placentini Itinerarium). Православный палестинский сборник. Вып. 39. СПб.

http://sobory.ru/article/?object=16070

Хотя сама мозаика выполнена в византийской традиции, надписи на ней армянские. На первом этаже этого дома о. Антонин устроил археологический музей РДМ, а останавливался, приезжая на Елеон, на втором. Со второй половины XX века во втором этаже «архимандричьего домика» помещается резиденция начальника миссии Русской Зарубежной Церкви и скромные архиерейские покои. Другой важной находкой была похожая византийско-армянская мозаика с углублением, которое стало почитаться как место погребения главы Иоанна Предтечи. Известно древнее предание, что ученики Иоанна погребли его главу на вершине Елеона. Это место было как-то обозначено. В ранневизантийские времена оно было найдено при строительстве дома некоего христианина. Это событие мы почитаем как первое обретение главы Иоанна Предтечи. Видимо, тогда и была выложена эта мозаика. Потом дом был разрушен в результате военных действий, место вскоре обретено вновь — и вот это стало вторым обретением главы. Капустин решил, что найденная им мозаика и углубление, как раз подходящее по размерам, и есть то самое место. Так в русском монастыре появилась традиция особого почитания Иоанна Предтечи. В начале XX века над мозаикой была построена часовня, затем ставшая церковью в честь Иоанна Предтечи. В наше время в дни его праздников там совершается литургия. Так за годы жизни о. Антонина на Елеоне был приобретён участок, построен храм с самой высокой в Иерусалиме колокольней, выстроено несколько странноприимных домов, обнаружено множество древних погребений, цистерн и мозаик, устроен археологический музей. Но постоянными насельниками Елеонского монастыря в то время были лишь о. Парфений и много ему помогавший пожилой схииеромонах Памва, умерший в 1890 году. Впрочем, о. Парфений дожил до превращения Елеона в большую женскую обитель в начале XX века. К середине 70-х годов Русская духовная миссия на Святой Земле под руководством о. Антонина (Капустина) уже была совсем другой, чем в предыдущие десятилетия. Из маленького церковного представительства — в своём роде «посольства» Русской церкви в Иерусалиме — она стала подлинно миссией с широким размахом деятельности.

http://bogoslov.ru/article/6174357

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010