Скачать epub pdf 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово это славянское, с греческого «Evangellismos» , что у греков означало одновременно «проповедь Евангелия, явление Архангела Гавриила, благую весть Марии Деве и праздник Благовещения» 1 . О явлении Ангела Марии говорится в первой главе Евангелия от Луки ( Лк.1:26–38 ). Я не буду пересказывать, лучше взять в руки Новый Завет и самим прочитать. Выделю только два момента. В ответ на слова ангела: «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус», Дева смущенно спрашивает: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» 2 . И тогда Она произносит удивительные слова: «Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему». Наверное, вы уже сами заметили странное обстоятельство. Бог через Архангела Гавриила как бы испрашивает согласия Девы на рождение от Неё Сына Божия. Он как будто ждет свободного ответа на Свой призыв. Так оно и есть. Именно эта мысль больше всего занимает св. Николая Кавасилу (+1371) в его проповеди на Благовещение: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, Без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих Трех Лиц Святой Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле» 3 . Но Пресвятая Дева одна из людей, Она – потомок Адама и потому в Её лице как бы все человечество дает согласие на то, чтобы Слово стало плотию и обитало среди людей. Отцы Церкви любили говорить: «Если единая воля Бога создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой». В этом–то и смысл Её кроткого слова: «Се, раба Господня» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Скачать epub pdf Слово в день праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы. О великом значении Пречистой Девы Марии в деле нашего спасения 13 «Днесь спасения нашего главизна... Сын Божий Сын Девы бывает...» Вот слова тропаря в честь праздника Благовещения, на которые мне хотелось бы, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, обратить особенное ваше внимание. Эти слова показывают нам, что при благовещении Архангела Гавриила Пречистой Деве Марии началось наше спасение через зачатие, или воплощение от Нея Сына Божия. Св. Иоанн Златоуст указывает нам даже самый момент, когда сие совершилось. По его богомудрому толкованию евангельского повествования о Благовещении, зачатие Бога Слова произошло после слов Девы Марии, сказанных Архангелу Гавриилу: се раба Господня; буди Мне по глаголу твоему ( Лк. 1:38 ). Почему же эти слова Пречистой Девы Марии, спрашивает св. Иоанн Златоуст , имели такое великое значение в деле нашего спасения? – Потому, отвечает он, что в них Пречистая Дева явила величайшую веру, основанную на Ея поразительном смирении. Услышавши от Архангела Гавриила, что Она будет матерью Сына Божия чрез сверхъестественное и бесподобное в мире рождение, Пречистая Дева Мария не возомнила о Себе, не впала в грех гордости, но смирила Себя до последней степени, сказавши: се раба Господня; буди Мне по глаголу твоему. Объясняя эти слова, великий святитель говорит: «Как неверием в слова Божии, происшедшим из гордости первой жены – Евы, мы погибли, так верою в слова Божии Пречистой Девы Марии, исшедшею из Ея изумительного смирения, мы спаслись». О великом спасительном значении для нас Божией Матери мы должны сказать, что она участвует в деле нашего спасения не внешним образом, как Ангелы и святые, содействующие сему делу своими молитвами. Матерь Божия входит в дело нашего спасения самым тесным, внутренним образом, ибо Она дала плоть Сыну Божию из Своей пречистой утробы. Сие великое спасительное значение Божией Матери станет для нас еще более понятным, если мы будем помнить, что без воплощения Господь не мог бы спасти нас от смерти и даровать нам вечную блаженную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Слово на Успение Божией Матери 1956 г. Во имя Отца и Сына и Св. Духа! «О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается и лествица к небеси гроб бывает...» Такими сладкозвучными словами своего песнопения Св. Церковь Христова привлекает ныне наше внимание к священному и славному событию преставления Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Она внушает нам с благоговением и трепетом сердечным созерцать дивное чудо, великое таинство веры, она возводит наш христианский смысл к высотам, едва доступным для разума, к пониманию сокровеннейших предначертаний Божиих, лежащих в основе домостроительства нашего спасения. Есть замечательное соответствие, как бы глубокая внутренняя связь между двумя наиболее почитаемыми Церковью Богородичными праздниками, а именно преславным Благовещением о зачатии и воплощении от Приснодевы Марии Бога-Слова, Господа нашего Иисуса Христа, и всечестным Успением Пресвятыя Богородицы. И Благовещение, и Успение отмечены знаками величайшего благоволения Божия к Деве Марии. Там архангел Гавриил вещает Ей святыя «благовещения глаголы» и вручает, как Избраннице Божией, ветвь с благоухающими райскими цветами. Здесь тот же архангел Гавриил благовествует Ей радость скорого отшествия к возлюбленному Сыну и Господу и вручает, как Царице и Владычице, светоносный скипетр царский. И Благовещение, и Успение суть события дивного прославления и возвеличения Пресвятой Девы Марии. Там Она удостоилась откровения о предназначении быть Матерью Господа. Здесь Она возвеличена как Царица неба и земли «всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся». И Благовещение, и Успение суть вместе с тем моменты, отмечающие начало великого и преславного служения Пресвятыя Богородицы делу нашего спасения. Там Она готовится принять в Свои «благоплодныя ложесна Предвечнаго Бога-Слова и исткать от чистых и девственных кровен Своих багряницу Плоти Эммануила. Здесь Она уготовляет Себя к неустанному подвигу вечной и неусыпной Печальницы и Ходатаицы пред Правдой Божией за весь усыновленный Ею род христианский.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Собор святаго Архангела Гавриила и преподобнаго отца нашего Стефана Савваита ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры Архангела, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Ум предвечный,/свет составивый вторый,/Гавриила тебе, причастиями Божественными/просвещающаго всю вселенную/и юже от века открывающаго нам/Божественную и великую воистинну тайну,/во утробе воплощаемаго девичестей/суща Безтелеснаго и бывша Человека,/во еже спасти человека. Престолу предстоя Трисолнечнаго Божества/и богатно просиявая Божественными светлостьми,/испущаемыми непрестанно оттуду,/сущия на земли, радостно ликующия и восхваляющия тя,/страстей мглы избави и просвещением уясни,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Низложи шатания агарянская,/на стадо твое часто находящая,/устави раздоры Церкве,/укроти бурю безмерных искушений,/избави бед и обстояний любовию чтущия тя/и под кров твой прибегающия,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Ины стихиры преподобнаго, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Отче Богоносе Стефане,/Божественною мудростию ум укрепль светло,/ярость убо мужеством,/целомудрием же желание,/правдою же всю силу душевную/управил еси любомудренно,/колесницу красну добродетелей составил еси,/на нюже всед, радуяся,/возшел еси к высоте, славне. Отче Богогласе Стефане,/богословием ум просветил еси, преподобне,/якоже копие, нося ярость,/простерту на хульныя, блаженне, еретики,/желанием пищи горния,/еяже сподобился еси причаститися, чудне,/предстоя престолу всех Царя и Вседержителя. Отче Богоглаголивый Стефане,/воздержанием ум оградив всюду,/к Первовиновному востещи сотворил еси,/и утишил еси мирский мятеж/и, молву оттряс,/ума чистотою удержан был еси, премудре,/желанием воистинну крайним,/Богомудре преподобне. Слава, глас 6. Византиево: Срадуйтеся с нами, вся Ангельская чиноначалия:/предстатель бо ваш и наш заступник,/великий Архистратиг, в днешний день/в честнем его храме/преславно являяся, освящает./Темже, по долгу воспевающе, тому возопиим:/покрый нас кровом крилу твоею,/великий Гаврииле Архангеле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь Благовещения Ея Кондак 1 Избранней в предвечнем совете Богоотроковице Марии послужити велию таинству Боговоплощения, сияющей девственною чистотою паче вышшия небесныя чистоты, благоговейная пения принесем Тебе, Богородице, о всерадостном от архангела благовещении Твоем. Ты же, яко обрадованная и радость падшим людем подати могущая, избави нас от всяких бед и греховныя печали и возведи нас к небесней радости, да с Гавриилом вопием Тебе: Радуйся, Благодатная, Гос­подь с Тобою. Икос 1 Архангел Гавриил, предстояй пре­столу Божию, выну зрит неприступную божественную славу, егда же прииде время избавления человеков, прият повеление Господне: «Буди служитель страшному чудеси и таинству сокровенному: милосердием Моим подвигся ко взысканию заблудшаго Адама, снити тщуся. Гряди убо во град Назарет, в немже отроковица Мария обитает, да прелюбезную красоту девства узриши. Гряди к сему одушевленному Божию кивоту, ко второму небеси, на земли сущему. Иди к сей Обители воплощения Моего и возвести нетленное Мое от Нея пришествие. Блюди же, да не смутиши и да не устрашиши душу Девы, да в радости будет, а не в печали благовестие твое. Сего ради приступи к Ней кротко, и первый глас твой радость Ей да при­несет, и да возопиеши Ей сице: Радуйся, Бла­годатная, Еюже радость возсияет; радуйся, Обрадованная, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, Благословенная, Еюже тварь обновляется; радуйся, Препрославленная, Еюже весь мир спасается. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, падшаго Адама воззвание; радуйся, Пренепорочная Дево, слез Евиных избавление. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Кондак 2 Видев архангел Гавриил, яко чело­веколюбец Господь умилосердися, гиблющий зря род человеч, удивися зело, како Бог, Егоже небеса вместити не могут, в девичестей хощет вместитися утробе, како не опалит Ю огнь божества, како Бог, на Негоже херувими и серафими воззрети не смеют, хощет во образе раба явитися на земли, да с человеки поживет. Сему неизреченному таинству чудяся, со страхом возопи Богу: Аллилуия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тяжело было состояние падшего рода человеческого пред пришествием Спасителя в мир. Все люди исполнены были всякой неправды, всякого лукавства ( Рим.1:29–31 ). Лучшие из язычников видели себя настолько испорченными, что не верили в возможность своего возрождения своими естественными силами. Они надеялись, что спасение должно прийти свыше. И надежда эта совпала с тем ожиданием избавителя мира, которое существовала в благочестивых иудейских семействах. И вот от праведных Богоотец Иоакима и Анны на утешение всему человечеству, на избавление его от греха, проклятия и смерти, и на духовное его возрождение, рождается Пресвятая Дева Мария – предопределенная быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Тысячи лет ожидал мир такой пречистой Девы, и она является. Какая радость для всех сынов человеческих, чаявших Утехи израилевой! – какой восторг для нас, православ. христиане, введенных в благодатное царство христово Пресвятою Девой Марией, для нас, имеющих теперь ходатаицу пред Ее Сыном Искупителем мира! Не без основания среди нас православных настоящий праздник считается одним из великих, так как им положено начало нашего спасения-искупления. Архангел Гавриил, посланный к Пресвятой Деве для благовестия, застал Ее за молитвой и чтением св. писания. Смутилась Пресвятая Дева не столько от необычайного явления к Ней ангела, сколько от необычайного его приветствия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах!» – Смиренная Дева недоумевала, что бы это было за приветствие. Но ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Вышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству его не будет конца». «Как будет сие, когда я мужа не знаю» ( Лк.1:34 ), – вопрошает Пресвятая Дева Мария. И архангел Гавриил ответствует ей: «Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое свято наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

270. Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы (Говорено в Чудове монастыре марта 25-го; напечатано в Твор. Св. От. 1852 г. и в собрании 1861 г.) 1852 год Помышляше, каково будет целование сие ( Лyk. I. 29 ). Видите, что Пресвятая Дева размышляет: и, мне кажется, она учит нас размышлению. Объяснимся. Когда Архангел Гавриил, посланный возвестить ей воплощение от нее Сына Божия, начал свое благовещение приветствием: «радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословена ты в женах»; тогда она, как поветствует святый Лука, «смутися о словеси его», и, как глубоко усмотрел сам Архангел, убоялась. Ибо он, как дух, и сквозь молчание видел, что происходило в ее духе, и сказал: «не бойся, Мариам» ( Лк. 1:28–30 ); следственно, видел в ней страх. Что случается с нами, когда приходим в смущение и страх? – Трепещем, произносим вопль, стараемся убежать, а иногда теряемся до того, что не можем владеть ни мыслями, ни словами, ни движениями. Это – наше несовершенство, малодушие, немощь. Сему не надлежало быть в благодатной Деве; и сего не было в ней. По действию внешней причины, ощутив невольно смущение и страх, она тотчас удержала свое смущение, умерила свой страх. Каким образом? – Посредством размышления. «Помышляше». «Ничтоже бо, – рассуждает Премудрый, – «ничтоже... есть страх, токмо лишение помощей, сущих от помышления» ( Npeм. XVII. 11 ). Премудрая Дева не осталась долго в лишении сей помощи, но немедленно воспользовалась ею. «Помышляше». Как причиною смущения и страха ее, так и предметом размышления ея было необычайное приветствие Архангела. «Смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование сие». Архангел нарек Деву Марию «благодатною», то есть, исполненною высоких даров Божиих, превышающих естественную доброту, и «благословенною в женах», что, по свойству священного языка, значит: благословенною преимущественно пред всеми женами всего рода человеческого. Неудивительно, что она пришла от сего в смущение и страх, подобно человеку, внезапно восторгнутому на высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Каринка. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты В 1674г. преосвященным Вятским Александром дана храмозданная грамота на основание на месте лесного массива села и на построение церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила. В 1763г. деревянная Архангельская церковь пришла в ветхость - служить в ней было небезопасно. Причт с прихожанами просит епархию о постройке каменной церкви в то же проименование с приделом в честь Вознесения Господня. Храмозданной грамотой епископа Варфоломея от 19 февраля 1763г. разрешено строительство каменной церкви. Каменная теплая церковь построена в 1763-1765гг. и освящена во имя Михаила Архангела. Позднее был выстроен холодный храм и освящен в честь Вознесения Господня (1777). Иконы для новой церкви писали местные живописцы - Иван Котленцов и Гавриил Петнин, за что получили из церковной казны 124 рубля. После постройки каменной церкви деревянная в 1767г. была разобрана. Деревянная же колокольня простояла до конца XVII в., стала приходить в негодность, поэтому 15 июля 1795г. священник Вознесенской церкви Тимофей Мышкин и выборный крестьянин Яков Дресвянников из деревни Кулибинцы просили православнейшего Лаврентия дать благословение на постройку новой каменной колокольни. Изготовление кирпича для колокольни производилось на месте под руководством Федора Зорина. Кладку колокольни производил мастер каменных дел из Котельнического уезда Ермолай Спицын по проекту губернского архитектора Ф.М.Рослякова. Строительные работы продолжались 8лет, с1793 по 1801г., отделочные работы заняли весь летний сезон 1801 года. Колокола на колокольню для Вознесенского храма, а их было 13, лили знаменитые вятские колокольных дел мастера - братья Бакулевы. Самый большой колокол весил 208 пудов и 5 фунтов (3292 кг) и был отлит в г. Слободском Алексеем Ивановичем Бакулевым - на колоколе отлит образ Архангела Михаила. В 1811г. теплая церковь перекладена и устроено два придела: правый – во имя Архангела Михаила, освящен 17 декабря 1813г., левый – во имя святых Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, освящен 29 октября 1824г.

http://sobory.ru/article/?object=10715

сост. М.Г. Витковская, В.Е. Витковский Откровение Пресвятой Богородицы (О наказаниях) Этот апокриф имел широкое распространение в средние века, в особенности на Руси, где стал известен под названием «Хождение Богородицы по мукам». В настоящем издании публикуется перевод с греческого, на котором и было написано «Откровение». Трудно определить время создания памятника; скорее всего, его следует относить к раннему средневековью. Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: М. R. James. Apocrypha anecdota. V. I. Cambridge, 1893. В. В. I. Захотела Пресвятая Богородица пойти к горе Елеонской помолиться. Когда же молилась Она Господу Богу нашему, сказала: Во имя Отца и Сына и Святого Духа да сойдет архангел Гавриил, дабы возвестил он Мне о казнях небесных, земных и подземных. И только сказала Она это слово, как сошел архангел Михаил с ангелами Востока и Запада и с ангелами Юга и Севера, и приветствовали они Благодатную и сказали Ей: Радуйся, сияние Отца, радуйся, обиталище Сына, радуйся, повеление Святого Духа, радуйся, твердыня семи небес, радуйся, твердыня одиннадцати крепостей, радуйся, поклонение ангелов, радуйся, превосходящая пророков вплоть до престола Божия. И сказала Пресвятая Богородица архангелу: Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия. II. Подобно и всех других ангелов приветствовала Благодатная, и просила архистратига за терпящих наказание, говоря: Возвести мне обо всем на земле. И сказал Ей архистратиг: Если спросишь меня, Благодатная, все возвещу Тебе. И вопросила его Благодатная: Сколько есть наказаний, коими карается род человеческий? И сказал Ей архангел: Бесчисленны наказания. И сказала ему Благодатная: Возвести мне о тех, которые в небе и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

1) Прежде всего мухаммеданство отлично от христианства учит об источнике вдохновения пророков. Веруя в Бога Триединого, христианство исповедует, что пророки были вдохновляемы Духом Божиим, третьим Лицом Божественной Троицы 566 . Мухаммеданство, не признавая троичности лиц в Боге, учит, что Бог вдохновляет пророков при посредстве ангела Гавриила, 567 в представлении о котором еще сам Мухаммед смешал два христианских понятия: понятие о св. Духе, третьем Лице Пресвятой Троицы, глаголавшем через пророков и понятие об архангеле Гаврииле, посылаемом иногда Богом для возвещения людям воли Божией. «Мухаммед слышал от людей, знающих Писания, от евреев, говоривших с Мухаммедом о Боге словами закона и пророков и Евангелия, слышал слова о духе, и не понимал смысла их ( 1Кор. 2:14 ); христианам же смысл их вполне известен (2, 12). В словах Корана, что дух святой сообщал Мухаммеду откровение Божие, чутко чувствуется, что Мухаммед хотел говорить о себе словами, какими указывали на источник своего учения апостолы и пророки ( 2Петр. 1. 21 . Ефес. 3, 4, 5 , Псал. 50, 13 . Иезек. 11. 24. 37, 1). В словах Корана, что учение низведено на сердце Мухаммеда ангелом Гавриилом, легко усматривается приспособление Мухаммеда к словам Писания, где говорится, что некоторым пророкам и богоизбранным лицам передавал откровение Божие ангел Гавриил ( Дан. 9, 21. 22. 8, 15–19 . Лук. 1, 11. 19. 26. 23 ). В словах Корана, что Бог подкреплял Иисуса Христа духом святым, видим некоторое приближение его к смыслу слов пророка Исаии (61, 1. 42, 1), которых осуществление на лице Иисуса Христа ясно указано в Евангелии ( Лук. 4, 17–22 . Матф. 12,17. 18. 21 ) и которых смысл уяснен словами всего новозаветного Писания, где говорится, что Бог есть дух ( Иоан. 4, 24 ), что Дух святой есть Господь (2 Коринф. 3, 17), что Дух святой, которым помазал Бог Иисуса, был сила Всевышнего» ( Лук. 1, 35 . Деян. 10, 38. 2, 22 ) 568 . Таким образом, мухаммеданство очень существенно отличается от христианства, когда утверждает, что единственным посредником между Богом и пророками был ангел Гавриил, который предпочтительно пред другими ангелами являлся разным пророкам. Из священных книг ветхого и нового завета мы знаем, что пророки, вдохновляемые всегда Духом Божиим, не всегда были вдохновляемы посредством ангелов и не всегда именно при посредстве ангела Гавриила. Так христиане знают, что пророки получали вдохновение во сне или в видении 569 , посредством символов 570 , посредством голоса Божия 571 и вообще многоразлично 572 , смотря по тому, какой способ вдохновения был более сообразен с обстоятельствами, окружавшими пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010