Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы Вечер, обычная кафизма. На Господи, воззвах: Триоди самогласен дне, дважды, и мученичен, и подобны три, и предпразднства на 4, глас 4. Подобен: Яко добля: Сокровенное таинство,/и Ангелом неведомое,/Гавриил уверяет Архангел/и к Тебе ныне прииде, единей нетленней/и добрей голубице,/рода нашего воззванию,/и вопиет Тебе, Пресвятая, еже радуйся:/уготовися словом, Бога Слова/Твоими ложеснами прияти. Дважды. Светоносная палата/уготовася Тебе, Владыко,/утроба Чистая Богоотроковицы,/гряди к Сей и сниди,/ущедри создание Твое,/завистно брань приемшее,/и работою удержанное льстиваго,/и доброту первую погубившее,/и Твоего спасительнаго чающее сошествия. Гавриил Архангел/к Тебе, Всенепорочная, явленно приидет/и возопиет Тебе:/радуйся, клятвы разрешение,/падших востание;/радуйся, едина избранная Богу бывшая;/радуйся, колеснице Солнца славы:/приими Безплотнаго,/во утробе Твоей вселитися хотящаго. Слава, и ныне, глас 2. Самогласен: Благовествует Гавриил Благодатней днесь:/радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная./Не удивляйся странному моему зраку,/ни ужасайся, Архангел бо есмь./Змий прельсти Еву иногда,/ныне же благовествую Тебе радость,/и пребудеши нетленна,/и родиши Господа, Пречистая. Вход. Прокимен. И чтения дне, и прочее преждесвященных. А идеже несть преждесвященных, и поем подобны Триоди, 3, и предпразднства, 3. Слава, и ныне: Благовествует Гавриил: На стиховне самогласен Триоди и мученичен. Слава, и ныне, предпразднства, глас 2: Еже от века таинство открывается днесь,/и Сын Божий Сын человечь бывает,/да, хуждшее восприем, подаст ми лучшее./Солгася древле Адам,/и бог, возжелев быти, не бысть./Человек бывает Бог,/да бога Адама соделает./Да веселится тварь,/да ликовствует естество,/яко Архангел Деве со страхом предстоит,/и – еже радуйся – приносит,/печали сопротивное./За милосердие милости вочеловечивыйся Боже наш,/слава Тебе. НА УТРЕНИ

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ложь во спасение? О псевдоправославной деятельности лидеров благотворительного фонда «Во имя архангела Гавриила». Часть 1 10.07.2014 1013 Время на чтение 11 минут Материал подготовлен одним из первых участников реабилитационной программы для наркозависимых «Путь» под руководством Алексея Долгих, впоследствии ставшим консультантом в «православном реабилитационном центре» в Москве. Вышел из участия в программе в 2011 году, на фоне чего произошёл рецидив: снова вернулся к потреблению наркотиков. Прошёл длительную программу восстановления в государственной наркологической службе. В том числе была кропотливая работа с психологами и психотерапевтами по проработке причин срыва и вовлечённости в деструктивный культ. На данный момент имеет 2 года абсолютной документально подтверждённой ремиссии. Женат (после восстановления). Наконец-то счастлив. Краткая история создания православного направления благотворительного фонда по формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодёжи» (далее - «ЦЗМ») и созданного впоследствии благотворительного фонда «Во имя архангела Гавриила» Идеолог и первопроходец направления Алексей Долгих осваивал реабилитационную программу после длительной наркомании в 2007 году в белгородском филиале «ЦЗМ». После основной реабилитации был срыв (рецидив) и последующее восстановление проходило уже в московском филиале организации. По окончании восстановления с течением времени начал заниматься так называемым фандрайзингом (путём подготовки и отправки запросов в коммерческие структуры привлекал в качестве пожертвований в организацию пищевые продукты, моющие средства, строительные материалы и т.д.) Уехав в город Волгоград по поручению руководства «ЦЗМ», также занимался развитием этого направления. Вышел на дирекцию местной птицефабрики и создал трудотерапию, которая до настоящего времени используется в регионе. Суть её заключается в следующем. Люди с реабилитации ежедневно едут на работу и там выкладываются за копейки. Средства расходуются на редкие походы в баню и иногда на выход в город на прогулку. При этом б о льшая часть денег идет в карман руководству.

http://ruskline.ru/analitika/2014/07/11/...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования от 29 января 2018 г. ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 29 января 2018 2 ______________ Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме: 1 .         Заявитель: ООО «Скрижаль». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист святому Ангелу-хранителю/сост. иером. Филумен» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист святому ангелу-хранителю/сост. иером. Филумен» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-802-3011. 2 .         Заявитель: ООО «Скрижаль». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист Архангелу Божию Гавриилу/сост. А. И. Кулакова» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист архангелу Божию Гавриилу/сост. А. И. Кулакова» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-802-3012. 3 .         Заявитель: ООО «Скрижаль». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист Архангелу Божию Михаилу/сост. свт. Иннокентий Херсонский» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист архангелу Божию Михаилу/сост. свт. Иннокентий Херсонский» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть» (Милующая) Празднование 11/24 июня Кондак 1 Избранней Богом от человеческаго рода послужити воплощению Предвечнаго Слова, Преблагословенней Деве Богородице, достойно воспеваемой от ангел на небеси, мы грешнии на земли дерзаем приносити хвалебное пение; еже милостиво от нас приемши, всемилующая Царице Богородице, от всяких бед нас спаси и вечных мук свободи, да зовем Ти: Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Икос 1 Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице, к смиренному послушнику Горы Афонския, в пустынней келлии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою, да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели в Сионе горнем. Темже и мы, дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление, со благодарением вопием Ти сице: Радуйся, достойно восхваляемая от архангел и ангел; радуйся, ублажаемая от всех небесных сил. Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная; радуйся, Мати Бога нашего. Радуйся, Честнейшая херувим; радуйся, Славнейшая без сравнения серафим. Радуйся, без истления Бога Слова рождшая; радуйся, воистинну сущая Богородице. Радуйся, величаемая на небеси и на земли; радуйся, воспеваемая горними и дольними. Радуйся, едина благословенная в женах; радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Кондак 2 Видев послушник пустынный дивнаго пришельца, в келлию его пришедшаго и песнь пресладкую Тебе, Владычице, воспевшаго, не уразуме в нем ангела быти, но зело усладися пением его небесным и проси, да напишет ему словеса поемыя песни; егда же узре, яко под перстом его каменная доска умягчися, и пишемая словеса на ней углубишася, яко на песце, позна в сем чудесное действо и возопи к рождшемуся от Тебе Богу Слову: Аллилуиа. Икос 2 Разумом богоозаренным новую песнь открывая, рече Архангел послушнику, яко тако воспевают Тя, Богородице, ангелов лицы в обителех горних, и повеле ему, да возвестит человеком словеса песни небесныя и научит их ангелоподобно пети Тебе: Радуйся, благодатная Марие; радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, Благословенная в женах; радуйся, неискусобрачная Родительнице Бога Слова. Радуйся, непорочное селение Духа Святаго; радуйся, зачатие несказанное явившая. Радуйся, рождество нетленное показавшая; радуйся, Матерью и Девою пребывшая. Радуйся, во обою непорочно и свято Себе сохраньшая; радуйся, ангелов чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, горних умов непрестающее удивление; радуйся, человеческаго рода возвышение. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ЦВ 3 (352) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г. О литургическом творчестве и " православных заговорах " Мы публикуем сокращенную версию выступления Людмилы Медведевой, зав. отделом богослужебных книг Издательского Совета Русской Православной Церкви, на конференции «Современные проблемы православного книгоиздания». Своим выступлением я хочу попытаться ответить на вопрос, почему Издательский Совет Русской Православной Церкви не выпускает сам и не считает нужным способствовать распространению среди народа сборников молитв «на всякую потребу» и «во всякой немощи». Мы не можем запретить издателям выпускать какие-либо книги: у нас нет на это полномочий. Труды других издателей мы рассматриваем, если они к нам обращаются. Мы не навязываем свою точку зрения, но если нас спрашивают — отвечаем. ...В конце 2006 года в Издательский Совет поступил на рецензию довольно интересный проект. Составители, люди очень искренние, хотели сделать книжицу, по которой охотники и рыболовы могли бы молиться перед выходом на свой промысел. Однако при рассмотрении текста выяснилось, что часть из предлагаемых читателям «молитв» является на самом деле старинными заговорами на удачную охоту и рыбную ловлю, взятыми составителями из неких ученых изданий. Приведу пример: «(Для удачи на охоте.) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (имярек), аминь. Ложусь я, раб Божий (имярек), ввечеру, поздно на поздно благословясь и перекрестясь; встаю я, раб Божий, раным-нарано, и умываюсь триденной водой, и утираюсь шитым, браным, тонким полотенцем; пойду я, раб Божий (имярек), из избы дверями, из двора воротами; пойду во чисто поле, в широко раздолье, в зелену дубраву, и стану я эту збрую ставить на белых и на ярых зайцев. Как же катятся ключи, притоки во единый ключ, так бы катились и бежали всякие мои драгоценные звери: серые, ушастые, долгохвостые волки, и черные медведи, и красные бурнастые лисицы, и белые и ярые зайцы и зайни (зайчихи); назад бы они не ворочались, а посторонних бы не бегали. Позади носят Михаил архангел и Гавриил архангел святою своею небесною силою. Во веки веков, аминь. Создай, Господи, благополучие. (Сей заговор глаголи трижды.)»

http://e-vestnik.ru/analytics/o_liturgic...

1891 г. Христос в христианине 5 Время, предназначенное в предвечном Совете Божием для приготовления рода человеческого к принятию Искупителя, истекало. Мир языческий в конечных результатах своей науки дошел уже до полного отрицания самой возможности познать истину и лежал в нравственных развалинах; мир иудейский исказил истинный смысл Божественного Откровения ветхозаветного, застыв в мертвой обрядности. Человечество сознавало всю необходимость нравственного обновления, перерождения и, не имея для того опоры в собственных нравственных силах, ждало Божественной помощи, ждало напряженно и томительно примирения с разгневанным Божиим правосудием. А между тем срок исполнения ветхозаветных пророчеств о Мессии уже близился к концу... И вот, в это исключительное, единственное в истории человечества время небесный вестник Гавриил благовествует Пречистой Деве Марии, благовествует о величайшем таинстве Божественного домостроительства, совершении всех пророчеств и обетований, осуществлении всемирных надежд и желаний, – о рождении от нее Спасителя мира. Посольство и благовестие воистину великое, и самое рождение, возвещаемое им, есть рождение необыкновенное, от века неслыханное: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына – Еммануила» ( Ис. 7:14 ). Како будет сие? Как она зачнет – Безначального, родит – прежде всех веков Рождаемого? Как, наконец, Дева родит, когда она мужа не знает? И слышится в ответ Пречистой Деве: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя»... ( Лк. 1:34–35 ). Это – чудо неизреченное, это – тайна величайшая, в которую и ангелы приникнути желают ( 1Пет. 1:12 ). Посему-то и прибавляет Архангел, ссылаясь на Божественное всемогущество: «не изнеможет у Бога всяк глагол» ( Лк. 1:37 ). И этому чуду, совершившемуся для нас, суждено совершиться некоторым образом и над нами; эта тайна, возвещенная нам, должна повториться и в нас. Так должно: ибо тем путем, которым шел Начальник нашего спасения Иисус, тем путем необходимо идти и нам, спасаемым чрез Него. Земное наше рождение дает нам и жизнь земную; от плоти рождается плоть, а не более; от человека, в его естественном состоянии, происходят и сыны человеческие, а не сыны Божии. А так как человек в самом основании своего бытия и во всем составе своем поврежден грехом, как печальным наследием от праотца Адама, то, по законам природы, и рожденный от человека рождается во грехе, зачинается в беззаконии. Поэтому, чтобы перестать быть сыном человеческим, чтобы приобрести иную, небесную жизнь – в Боге и сделаться сыном Божиим, необходимо и рождение свыше ( Ин. 3:7 ) – не от крови, не от похоти плотския, мужеския, но от Бога ( Ин. 1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

     Страшусь поведать и коснуться языком моим Этого страшного рассказа о Спасителе, Ибо поистине страшно изречь все это. Господь наш предан был сегодня в руки грешников! По какой же причине предан был Святой и Безгрешный? Ибо ни [одного] греха не имея, предан Он был сегодня. Придите же, исследуйте, почему Христос Спаситель был предан. Ради нас, безбожных, Владыка был предан. Кто не изумится? Кто не восхвалит? Когда согрешившими были рабы, предан [на казнь] был Владыка. Сыны погибели и чада тьмы вышли из мрака, чтобы схватить Солнце, Которое имело силу испепелить их в мгновение ока. Но Владыка, зная их бесстыдство и злобу, С мягкостью, по Своей воле, предал Себя в руки безбожных. И беззаконники, связав пречистого Владыку, Издевались над Тем, Кто «связал сильного» неразрывными узами И освободил нас от уз греха. Они сплели венец из своих шипов, бывших порождением корня иудейского. Глумясь, называли Его «Царем», плевали в лицо Пречистого, Чьего взгляда трепещут все небесные воинства и лики ангелов. Се, снова скорбь и слезы сковали сердце мое, Когда я вижу, как Владыка терпит от рабов Насмешки, оскорбления, плевки и побои. Придите и узрите полноту сострадания, Терпения и милосердия нашего Сладчайшего Владыки. У Него был бесполезный раб в раю наслаждения, И когда тот согрешил, то предан был на муку. Но когда Единый Благий увидел его душевную немощь, То испытал сострадание к рабу и смилостивился над ним И явил Себя, чтобы подвергнуться бичеванию от раба. Я хотел бы умолкнуть, так как ум мой поражен до крайности, Но страшусь, как бы молчанием своим не отвергнуть благодати Спасителя. Ибо трясутся кости мои, когда я помышляю об этом: Создатель всяческих, Сам Господь наш, сегодня обвиняем перед Каиафой, Словно один из преступников, и один из слуг дает Ему пощечину; Трепещет сердце мое, когда я помышляю об этом: Раб сидит, а Владыка стоит, И преисполненный беззакония выносит приговор Безгрешному. Небеса трепещут, основы земли сотрясаются; Ангелы и архангелы умолкли в ужасе, Гавриил и Михаил закрыли лица крылами своими.

http://pravoslavie.ru/73918.html

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Жировицкой Празднование 7/20 мая Кондак 1 Избранной от всех родов Царице и Владычице похвальныя песни принесем, яко Ходатаице и Заступнице рода христианскаго. Ты же, яко благая Предстательница пред Господом, умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам наследие благ вечных, да радующеся о Тебе взываем: Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление. Икос 1 Архангел Гавриил, с небесе посланный к Тебе, Дево чистая, веща Ти: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Мы же, благодатию Божиею чрез Тебе озареннии, восхвалим Тя песньми сицевыми: Радуйся, Предызбранная прежде веков Советом Божиим; радуйся, Агнице, родившая Агнца Божия, вземлющаго грехи мира. Радуйся, Сокровищнице спасения нашего, превысшая сил ангельских; радуйся, Отроковице Пренепорочная и Мати Света. Радуйся, горо несекомая, источник воды живыя источившая; радуйся, раю цветоносный, Божественное древо жизни произрастивый. Радуйся, богообрадованная Мати, радость неба и земли родившая; радуйся, силою Всевышняго осененная, Божественный клас, Спасителя миру, прозябшая. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление. Кондак 2 Видящи верная чада Твоя, в бедах житейских унывающая и помощи небесныя от Тебе требующая, Ты, Богомати, надеждо христианом, чудесным явлением на древе святыя Твоея иконы насельником веси Жировицкия исполнила еси радостию и веселием скорбная сердца их, да вси благодарственно вопиют о Тебе Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разумом не уразумев тайны чудеснаго явления на древе иконы Твоя, Пречистая Владычице, скры болярин Солтан в ковчежце явленный Тобою пречестный образ Твой. Ты же, Дево Богородице, сугубым явлением на том же древе иконы сея вразумила еси его, да вси познают дар милосердия, людем Тобою низпосылаемый, и в веселии возопиют: Радуйся, кладезю неисчерпаемый радости; радуйся, цвете благоуханный неизреченныя сладости. Радуйся, явлением иконы Твоея на древе, аки древом жизни, верныя духовно услаждающая; радуйся, богатство неведомое всем чтущим ю подающая. Радуйся, благодати Твоея и милости заблуждших не лишающая; радуйся, покровом Твоим всех притекающих к иконе Твоей осеняющая. Радуйся, гласу моления всех скорбящих послушная; радуйся, Мати милосердия неоскудная. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Холмской Празднование 8/21 сентября Кондак 1 Избранней от всех родов Владычице мира, превыше сил небесных превознесенней, хвалебныя песни приносим раби Твои, Богородице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, во святей иконе Твоей являемое, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем Ти: Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и утешение. Икос 1 Ангелов чиноначалия на небеси величают Тя, Пресвятую Деву, Радость Пресветлую всему миру родившую, мы же, песни ангельстей подражающе, зде на земли воспоем Ти сицевая: Радуйся, Богоизбранная Отроковице; радуйся от дней ветхих Богу предобрученная. Радуйся, от пророков миру предуказанная; радуйся, Архангелом Гавриилом о зачатии Сына от Духа Свята предвозвещенная. Радуйся, во смирении благовестие архангелово восприявшая; радуйся, Наставнице, смиренномудрию нас научающая. Радуйся, богодухновенно от праведныя Елисаветы Матерь Божия нареченная; радуйся, о Рождении от Тебе Спасителя мира в веселии духовнем Господа возвеличившая. Радуйся, лики песнословимая; радуйся, от всех родов присно ублажаемая. Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и утешение. Кондак 2 Видяще заступление Твое, Всеблагая Владычице, роду христианскому являемое, зане в бедах крепкая еси нам Помощница, обидимым заступница, скорбным утешение, больным исцеление и всем труждающимся скорая Помощница, вси благодарственно о Тебе Богу вопием: Аллилуиа. Икос 2 Разум подаждь нам, Всеблагая Владычице, како достойно воспети промышление Твое, стране Холмстей явленное, внегда просветитель Руси князь Владимир изволением Твоим в покров и охранение страны сея, светом учения евангельскаго просвещаемыя, граду Холму в дар принесе икону Твою, Пречистая. Мы же, дивящеся Твоему о нас предстательству со умилением зовем Ти сице: Радуйся, усердная Заступнице рода христианскаго; радуйся, насадителю веры Христовы князю Владимиру во апостольстве вспомоществовавшая. Радуйся, иконою Твоею чудотворною страну Холмскую, аки драгоценным даром, обогатившая; радуйся, веру православную в земли сей укрепившая. Радуйся, Твоею неисчетною благостию христиан ущедряющая; радуйся, милосердие неизреченное душам нашим источающая. Радуйся, молитвами Твоими о нас неоскудевающая; радуйся, Матерним заступлением чтущих Тя от всех бед избавляющая. Радуйся, пречестною иконою Твоею врачевство телесное и духовное христианом являющая; радуйся, высото непостижимая, ко пристанищу нашему нас возводящая. Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава пятая. История еврейского текста Священного Писания Историю еврейского текста Св. Писания (Танаха) можно разделить на три больших периода – период пророков (невиим), период книжников (соферим) и период масоретов. 5.1. Период пророков (XV-V вв. до Р.Х.) В течение тысячи лет, от Моисея (XV в. до Р.Х.) до священника Ездры (444 г. до Р.Х.) происходило написание книг пророками и собирание их в Израиле в единый сборник. После находки итальянскими археологами в 1975 г. в Тель-Мардихе (Сирия) целой библиотеки из более, чем 15 000 глиняных табличек, датируемых царством Эблы вв. до Р.Х.), т.е., намного ранее Авраама, содержащих многие повествования, схожие с описаниями книги Бытия, возникла теория, что в основе первой книги Библии были те глиняные таблички, возможно, известные Моисею. Так что возможно, что не только устное, но и письменное Предание предшествовало Библии. Эти таблички содержат сведения о сотворении мира, о потопе, о Евере, а позднейшие – и об Аврааме, Израиле 8 . В сер. II тыс. до Р.Х. возникает первый в истории буквенный алфавит на древнееврейско-финикийском языке. Согласно Преданию, архангел Гавриил открыл эти буквы пастуху Моисею в Синайской пустыне. А еще через некоторое время, Бог стал говорить Моисею на г. Синай. Записи Моисея легли в основу Торы и всего Богооткровенного Писания. Таким образом, Библия, видимо, первая в мире книга, записанная буквами. Со времен вавилонского плена, иудеи перешли на квадратное письмо, сохранившееся и поныне в священной письменности. Еврейский алфавит содержал буквы, означающие только согласные звуки, не было различия заглавных и строчных букв (унциальное письмо), слова писались подряд без разделения пробелами. Книги изготовлялись из пергамента, а позднее, возможно, и из папируса. Они представляли собою, скатываемые в рулон, свитки. В таком виде употребляется Св. Писание у иудеев и поныне. Писали стручцами. Гусиные перья стали использоваться для письма греками с III в. до Р.Х. Новая форма книг, состоящая из двух обложек и переплетенных листов, называемая «кодекс», появилась в начале нашей эры. Существует мнение, что первыми стали употреблять кодексы христиане послеапостольского времени, как люди, не связанные, бывшей до них, культовой традицией. 5.2. Период книжников (соферим) (V в. до Р.Х. – VI в. по Р.Х.)

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010