6.); криво толкуют в свою пользу слова Св. Писания «об отступлении некиих от веры» ( 1Тим.4:1 ), разумея под ними не себя, а целую Православную Церковь (гл. 7.); – о благовестии и анафеме ( Гал.1:8 .), относя слова Апостола о сем к исправлению книжных погрешностей (гл. 8.); – о церкви рукотворенной ( Деян.7:47–49 ) и о клети ( Мф.6:6 ) – будто бы на том основании, что Вышний не в рукотворенных храмах живет, и заповедано Спасителем молиться в клети, – не нужно ходить в церковь , а достаточно одного духовного служения Богу (гл. 9. 10.); – превратно разумеют слова Господа о поклонении Богу духом и истиною ( Ин.4:23 ) (гл. 11.); отвергают почитание святых икон, смешивая их с идолами (гл. 12–14.); также отвергают почитание и святых мощей (гл. 15.); разсеивают в народе мнение, что наступило последнее время, что теперь возможно спастися только в Брынских пустынях (гл. 16.), и что не стало более веры на земле, по предсказанию Спасителя ( Лк.18:8 ) (гл. 17.); неправо понимают слова Св. Писания об образе и подобию Божием ( Быт.1:26 .), полагая образ Божий в бороде и усах (гл. 18–20.); отвергают буквальный смысл Евангельской истории (гл. 21.); неправильно стесняют смысл слов Спасителя о творении милостыни в тайне ( Мф.6:1–4 .) (гл. 22.). 2. Еретический характер учения раскольников показан в первой части Розыска: потому Святитель, избегал повторений, отсылает туда читателей (гл. 23.). 3. Последний вопрос разрешает Святитель, указывая и опровергая хулу раскольников на четвероконечный крест (гл. 24.), на знамение крестное, каким ограждают себя православные (гл. 25.), на триперстное сложение (гл. 26.), на Божественные тайны Тела и Крови Христовой, которых они гнушаются ради четвероконечного креста, отпечатлеваемого на св. просфоре, ради новопечатных служебников и священнодействующих иереев (гл. 27 и 31.), на иереские пошлины за поставление, которые они смешивают с мздоимством (гл. 28.), на сан иерейский, хулимый ради жизни иереев (гл. 29.), на проскомидию, в которой они глумятся над словами священнодействующего: «жрется Агнец Божий...» и: «един от воин копием ребра Ему прободе...,» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Выпуск второй. Толкование на книгу святаго пророка Иеремии (главы 18–52) Предварительные замечания к толкованию глав 18–20 Надписание, стоящее в начале главы Иер. 18 , сходно с надписаниями групп пророческих речей гл. Иер. 7 и сл. и Иер. 11 и сл. Оно повторяется затем уже только в гл. Иер. 21 . Это значит, вероятно, что пророк смотрел на гл. 18–20, как на одно связное целое, как на отдельную группу речей. По своему происхождению, речи эти относятся не к одному времени, именно: гл. 18 содержит речь, произнесенную еще до 4-го года царствования Иоакима, так как враги, нашествием которых пророк угрожает здесь, еще не называются по имени (см. предварит. замечания к гл. 2–6). В угрозах гл. 19 враги также не называются по имени; но гл. 19 имеет тесную связь с гл. 20 (событие, повествованием о котором начинается гл. 20, произошло по поводу пророч. речи, заключающейся в гл. 19). А в Иер. 20:4  и сл. врагом Иуды называется царь вавилонский и местом плена иудеев – Вавилон. Это признак, что происхождение содержания гл. 20 относится ко времени после 4-го года царствования Иоакима. В то же время, очевидно, произнесены и речи, содержащиеся в гл. 19 и тесно связанные с гл. 20. И так гл. 18 относится, по происхождению ее содержания, к другому времени, чем гл. 19 и 20. Главы эти могли быть соединены в одну группу по родству их содержания. Именно, гл. 18 начинается символическим указанием пророка на глину, из которой горшечник делает какой угодно сосуд; а гл. 19 начинается повествованием о символическом действии пророка – разбитии глиняного сосуда в долине сынов Еннома. Родство этих символов одного с другим, равно как и сходство угроз, произносимых пророком в виде толкования символов, и могло подать повод к соединению речей в одну группу под одним общим заглавием. Содержание речей, в общих чертах, следующее: В гл. 18 притча о горшечнике, придающем глине какую угодно форму ( Иер. 18:1–4 ), сопровождается сначала объяснением в том смысле, что Господь поступит с народом иудейским, смотря по образу жизни последнего ( Иер. 18:5–10 ), а потом решительною угрозою за упорно-беззаконную жизнь ( Иер. 18:11–17 ). Страдания пророка от его сограждан, возставших на него за его угрозы, побуждают его искать защиты у Господа ( Иер. 18:18–23 ). В гл. 19 разбитие глиняного сосуда истолковывается в том смысле, что страна иудейская будет разорена и опустошена ( Иер. 19:1–13 ). Такая угроза, произнесенная во дворе храма Господня, навлекает на пророка гонение со стороны надзирателя храма, священника Пасхора, которому св. Иеремия угрожает за то переселением в Вавилон ( Иер. 19:14–20:6 ). За угрозами следует опять сетование пред Господом на постоянные огорчения, испытываемые пророком от сограждан. И как ни тверда его надежда на Бога и верность его призванию, страдания полагают предел его терпению: он проклинает день своего рождения ( Иер. 20:7–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Главы книги первой. Гл.1. Об определении или об описании Бога, где порицается безумие древних Аномеев и дерзость современных Иезуитов (§1–26/Р.311–334/). Гл.2. Об именах Божиих (§27–45/Р.334–352/). Гл.3. О существовании Бога против атеистов (§46–69/Р.352–379/). Гл.4. Об единстве Божием против язычников (§70–75/Р.379–386/). Гл.5. Опровержение возражений язычников, некоторые боги и богини которых выставляются на посмешище (§76–91/Р.386–400/). Гл.6. О простоте Божией против Антропоморфитов и некоторых других (§92–101/Р.401–407/). Гл.7. Отвержение вздора Антропоморфитов и других (§102–106/Р.408–413/). Гл.8. Об атрибутах Бога вообще (§107–111/Р.413–415/). Гл.9. О совершенстве Божием (§112–120/Р.415–421/). Гл.10. О бесконечности и вечности Божией (§121–123/Р.421–426/). Гл.11. О неизмеримости Божией (§124–129/Р.426–432/). Гл.12. О неизменности Божией (§130–139/Р.433–439/). Гл.13. О мудрости Божией (§140–148/Р.439–451/). Гл.14. О всемогуществе Божием (§149–151/Р.451–454/). Гл.15. О произволении Божием (§152–157/Р.454–457/). Гл.16. О благости Божией (§158–170/Р.458–470/). Гл.17. О жизни и бессмертии Божием, где среди прочего мы коснемся и богохульства Акефалов относительно претерпевшего страдания Божества (§171–174/Р.471–474/). Гл.18. О блаженстве Божием (§175–177/Р.474–476/). Гл.19. Об отрицательных атрибутах Божиих (§178–180/Р.476–478/). Существует больше атрибутов Божиих, нежели те, что перечислены. Таковы праведность, милосердие, кротость, милость, предопределение, отвержение (дурного) и другие. Однако поскольку они обращены к вещам, которые расположены вне Божественной природы, их более целесообразно и удобно излагать в другом месте, где будет исследование о Боге вовне. Том 3 КНИГА ВТОРАЯ. О священнейшем таинстве Святейшей и Нераздельной Троицы. Введение. Историческое повествование о противниках этого таинства, и о еретиках, которые по-разному заблуждались относительно его, а равно и простое изложение православного учения о Святейшей Троице. (Р.479–493). Последовательность глав второй книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

В XVII веке при Московском дворе существовала целая Академия – Оружейная Палата, где работали знаменитые царские иконописцы, художники, резчики, граверы и проч. Цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович ценили и любили иконы и украшали ими комнаты своего дворца, где, однако, не могли поместиться все царские иконы, и поэтому для них было устроено особое помещение. Существовавшая при Московском дворце Образная Палата служила для хранения икон, а также и других священных предметов и книг, принадлежащих государю и членам его семейства. Из этой Палаты образа, кресты и проч. брались по мере надобности в дворцовые приказы, Оружейную Палату, во дворец и в придворные церкви. В царствование Алексея Михайловича Образная Палата представляла собою громадный и превосходный музей памятников православной иконографии и искусства, равного которому по богатству в настоящее время нет в России и даже на всем православном Востоке. Это ясно видно из издаваемой нами описи Палаты, приблизительно от 1669 (7177) г. Составлена опись и скреплена по листам дьяком Мастерской Палаты Иваном Чаплыгиным. Хранится она в Московском Отделе Общего Архива Министерства Императорского Двора по оп. 34 (152а), но, к сожалению, уцелела не вполне, именно – не достает первых 16 листов. Всего в ней 214 листов; разделена она на 22 главы: 1 гл. – 1–4 лл., 2 гл. – 5–12 лл., 3 гл. – 13–20 лл., 4 гл. – 21–58 лл., 5 гл. – 59–72 лл., 6 гл. – 78–86 лл., 7 гл. – 87–101 лл., 8–9 гл. – 102–111 лл., 10 гл. – 112–119 лл., 11 гл. – 120–133 лл., 12 гл. – 134–142 лл., 13 гл. – 143–160 лл., 14 гл. – 161–172 лл., 15 гл. – 173–176 лл., 16–18 гл. 177–206 лл., 19–20 гл. – 206 об. – 209 лл., 21 гл. – 210 л., 22 гл. – 211–214 лл. Главы 13–15 заключают в себе перечень книг рукописных и печатных, которые находились в Образной Палате. Как видно из рассматриваемой рукописи, опись Образной Палаты была производима и раньше 1669г., именно в 7160г., 1651–2 гг. Главное богатство Палаты составляли иконы, – они были в серебряных и золотых, басемных и сканных окладах, или без них. Риз, покрывавших всю икону и тем безобразивших ее, здесь не было. Письмо на иконах было – греческое, грузинское и русское, последнее царских и других иконописцев. Число икон было очень велико. В описи нередко указано происхождение икон, откуда они поступили в Палату. Многие иконы были поднесены государю и членам его семейства или служили им благословением. В рукописи мы, между прочим, читаем: образ Богоматери Казанской в Палату . . Образ . (Перечень следующих затем икон дает косвенное указание на монастыри, которые подносили их, напр., Иосифа Волоцкого , Макария Калязинского, Евфимия Суздальского, Антония Сийского, Дмитрия Вологодского Прилуцкого, Соловецких чудотворцев и т.д.). Иконы взяты из царских хором. Образом Спаса Вседержителя . Образом Пречистой Богородицы Казанская . Иконою Воскресения Христова .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Гл.1. На основании Писания пространнее доказывается единство Божие (§1–4/Р.495–499/). Гл.2. Показывается множество Лиц и их различие в Божестве (§5–57/Р.500–566/). Гл.3. Разрешаются три аргумента противников против различия Лиц (§58–63/Р.566– 581/). Гл.4. Опровергаются другие три аргумента против различия Лиц (§64–66/Р.581–585/). Гл.5. Дается разъяснение на другие возражения противников (§67–71/Р.585–589/). Гл.6. Делается переход к доказательству Божества Лиц, и главным образом Сына и Святого Духа, где вместе с тем объясняются выражения: οσα (сущность), μοοσιος (единосущный), πστασις (лицо [persona]), которыми мы пользуемся при объяснении таинства Троицы; а также сжато излагается история арианства и македонианства (§72–80/Р.590–609/). Гл.7. О Божестве Сына Божия, и во-первых приводятся свидетельства Писания, которые в Ветхом Завете говорят об истинном и едином Боге Израиля, а в Новом Завете применяются ко Христу (§81–101/Р.610–632/). Гл.8. Отдельные доказательства из Ветхого Завета (§102–108/Р.633–640/). Гл.9. Отдельные доказательства из Нового Завета (§109–131/Р.640–670/). Гл.10. Отдельные доказательства из Божественных имен (§132–150/Р.670–685/). Гл.11. Отдельные доказательства из Божественных атрибутов (§151–196/Р.685–723/). Гл.12. Отдельные доказательства из действий, свойственных только Богу (§197–211/Р.723–733/). Гл.13 Отдельные доказательства из призвания, почитания и поклонения, причитающихся Сыну Божиему, и какие заслуживает только Бог (§212–227/Р.733–744/). Гл.14. Приводятся Сивиллины Оракулы, свидетельства Отцов и другие, пригодные здесь (§228–237/Р.745–760/). Гл.15.Излагаются сходные с тем, что и о Сыне, доказательства о Святом Духе (§238–249/Р.761–770/). Гл.16. Разрешаются доказательства еретиков, косвенно обращенные против Божества Сына Божия (§250–267/Р.770–780/). Гл.17. Разрешаются возражения еретиков, прямо отвергающие Божество Сына Божия (§268–283/Р.780–799/). Гл.18. Разрешаются возражения еретиков, обращенные против Божества Святого Духа (§284–303/Р.799–816/).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

По содержанию Книга в целом делится на ряд частей, условно на пять разделов. В Новом Завете мы находим 11 цитат из пророка Исаии — это евангелист Матфей, Деяния апостолов, Послание ап. Павла к Римлянам и ряд др. моментов (Мат. 12, 17-18), (Деян.8, 28-35), (Рим. 10) и т.д. Первый раздел мы условно называем «Книга суда над Израилем и Иудеей» (гл.1—6). Основные темы — общее введение в пророческое служение, жалобы и обвинения, приговор к помилованию, пророчество о бесплодном винограднике и плач пророка над ним. Гл.6 повествует о призвании Исаии и посвящении его в пророки. Второй раздел — это Книга об Еммануиле (гл.7—12). Самое важное — это пророчество о рождении Еммануила (гл.7). Затем идет пророчество о Дамаске и Самарии (гл.8). Гл.9 говорит о наказании Израиля через Ассирию. Гл.10 говорит о самонадеянности и унижении Ассирии — это позднейшая вставка в текст, касающаяся более позднего периода. Гл.11 говорит о Мессии и царствии Его на Земле. Гл. 12 — благодарственные песни избавленных от поругания и наказания. Третий раздел, куда включается гл. 13-27, условно называем «Книга плача о врагах Господних». В гл.13—23 дается описание различных городов, суда над ними, их людьми и народами. Гл. 24-27 некоторые экзегеты называют «Апокалипсис Исаии». Здесь говорится о судьбе всего Мира, отчасти этот Апокалипсис перекликается с Апокалипсисом Иоанна Богослова. Четвертый раздел — это книга бедствий Сиона, Книга суда и спасения. Сюда входят такие темы, как опасность Ассирии, или так называемые шесть плачей (гл.28-33); гл.34 включает в себя тему, которая называется «Суд над всеми народами» и гл.35 — это «Слава Мессии». Далее мы встречаемся с Книгой, которую мы условно называем «Книга приложений», которая повествует нам о различных событиях, в частности, об освобождении Иерусалима, о болезни и выздоровлении Езекии, о компромиссе Езекии (гл.38). Затем идет раздел, который мы условно относим к Второ-Исаие, который включает главы 40-66. Это особый раздел, где говорится о национальном избавлении царем Киром, о возвращении из вавилонского плена (гл.40-48), о духовном избавлении отрока Господня, о страдании и победе. Мессианские места этого раздела — гл.53. Больше нигде в Священном Писании Ветхого Завета, за исключением некоторых Псалмов Давида, в такой сжатой форме, практически без пробелов, не дано описание страдания Иисуса Христа и избавления через эти страдания. Практически вся эта глава может быть полностью воспроизведена по цитатам из Нового Завета.

http://sedmitza.ru/lib/text/432156/

стический спор в двух его фазах – в IX и в XI вв. – и проявившаяся в нем борьба реформаторских стремлений с церковным учением (68–84 стр.). Гл. 5-я: Спор о предопределении и его значение в истории реформаторских стремлений в Западной церкви (85–108 стр.). Гл. 6-я: Исторические причины зарождения и развития сектантского движения в Италии, во Франции и отчасти в Германии к началу XI века. Двоякий характер этого движения (108–122 стр.). Гл. 7-я: Катары или альбигойцы. Их учение и религиозный культ. Внутренняя организация их общин (122–152). Гл. 8-я: Вопрос о происхождении ереси альбигойцев или катаров (152–172). Гл. 9-я: Вальденсы. Происхождение этой секты, ее отличительный характер, учение и внутренняя организация (172–198). Гл. 10-я: Рационалистический элемент в схоластическом богословии XII века. Петр Абеляр и его учение (199–226). Гл. 11-я: Арнольд Брешианский и поднятое им движение к реформе церкви (226–248). Гл. 12-я: Некоторые другие ученики и подражатели направления Абеляра: их характеристика и отношение к ним богословов ортодоксального направления (248–269). Гл. 13-я: Арабская философия и ее влияние на направление схоластики и общества в XIII веке (269–303). Гл. 14-я: Иоахим де-Флорис и его апокалиптическое учение. Отражение его реформационных идей на некоторых представителях францисканского ордена и отчасти доминиканского (304–328). Гл. 15-я: Пантеистический мистицизм XIII и XIV века и его частные проявления в виде учений и сект (329–371). Гл. 16-я: Мейстер Экгарт и его учение. Отношение его к современной ему секте „свободного духа“ (371–384). Гл. 17-я: Сегарелли и апостолики. Фра Дольчино и патарены (384–407). Гл. 18-я: Данте Алигиери и его отношение к реформе римской церкви (407–443). Гл. 19-я: Джон Виклеф, его учение и реформаторская деятельность (443–512). Гл. 20-я: Богословы парижского университета и влияние их на Констанцский собор (512–562). Гл. 21-я: Ян Гус, его учение и реформаторская деятельность (562–609). Гл. 22-я: Савонаролла, как церковный реформатор (609–671). Заключение (671–683).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—117— Общее содержание исследования автора с достаточной определенностью можно видеть из оглавления его книги: гл. 1. – Детство и юность Фотия и начало его деятельности (1–35 стр.). 2 гл. – Патриарх Игнатий и Фотий (35–64). 3 гл. – Избрание Фотия на патриаршество (64–99). 4 гл. – Энтропистика Фотия (99–123). 5 гл. – Собор 861 года в храме Апостолов (Перво-второй) (123–150). 6 гл. – Апология Фотия (150–173). 7 гл. – Фотий не признан и осужден в Риме (173–200). 8 гл. – Патриаршая деятельность Фотия (200–236). 9 гл. – Фотий и армянская церковь (236–262). Гл. 10, – Внешняя миссия при Фотии (262–287). Гл. 11. – Николай I-й, как борец за папство (287–298). Гл. 12. – Пере­писка Константинополя и Рима в 865 Г. (298–329). Гл 13. – Гибель Варды и Василий Македонянин (331–344). Гл. 14. – Обращение Болгарии (344–365). Гл. 15. – Переход Болгарии под юрисдикцию Рима (365–384). Гл. 16. – Окружное послание Фотия (384–405). Гл. 17, – Константинопольский собор 867 г. (405–434). Гл. 18. – Низложение Фотия (434–463). Заключение (общая характеристика Фотия) (463–469). В приложении к своей книге автор 1) выясняет дату удаления ими Феодоры от власти (471–472), 2) рассматривает вопрос об искажении писем папы Николая на константинопольском соборе 861 г. (472–476) и 3) выясняет, кто были те руссы, которые крестились при Фотии (476–483). Работа Ф. М. Россейкина отличается крупными научными достоинствами, каковым достоинством является, прежде всего, полнота использованного автором материала своей темы. Сочинения самого Фотия, труды византийских и западных хронистов, писавших о Фотии и его времени, акты соборов его эпохи, письма папы Николая I-ro и др. – в рамках поставленной автором задачи изучены им почти в исчерпывающем объеме. В этом отношении книга Ф. М. Россейкина далеко оставляет за собой все существующие в нашей церковно-исторической литературе труды о Фотии, несмотря на то, что в числе исследований, посвященных эпохе Фотия, имеются крупные работы о. Г. Яреда, А. П. Лебедева , А. М. Иванцова-Платонова, кроме всех тех материалов, которые были в той или другой мере обследованы раннейшими авторами, занимавшимися вопросами о Фотии и его времени, Ф. М. Россейкин использовал

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гл.32: Золотой телец; гнев Божий на народ и молитва Моисея; священная ревность Моисея н наказание народа; заступничество Моисея пред Богом. Гл.33: Покаяние Израильтян; беседа Господа с Моисеем. Гл.34: Возобновление завета Божия Израильтянам чрез Моисея; покрывало на лице Моисея. Гл.35: Моисей сказывает народу, что заповедал Господь делать. Усердные приношения для устроения скинии и приступ к её устроению. Гл.36: Обильные приношения для устройства святилища; изготовление покрывал, брусьев и завесы. Гл.37: Изготовление ковчега, херувимов из золота, стола, сосудов к нему, светильника, жертвенника для курения мира и курения благовонного. Гл.38: Изготовление жертвенника всесожжения, умывальника; устройство двора. Исчисление употребленного в дело золота, серебра и меди. Гл.39: Служебные одежды. Окончание работы. Гл.40: Установление в скинии по повелению Господа всех предметов и освящение её; установление жертвенника всесожжения и умывальника и постановление двора вокруг. Слава Господня наполняет скинию. Третья книга Моисеева: Левит Гл.1: Закон о жертве всесожжения крупного и мелкого скота и птиц. Гл.2: Закон о жертве приношения хлебного в разных его видах. Гл.3: О жертве мирной крупного и мелкого скота. Гл.4: О жертве за грех священника, всего общества, начальника или кого из народа. Гл.5: О жертве повинности в необъявлении слышанного проклятия, в прикосновении к чему-нибудь нечистому, в произнесении безрассудной клятвы, в преступлении по ошибке против посвященного Господу и вообще за грех , совершенный по неведению. Гл.6: О жертве за грех запирательства в своей вине, причем, должен возвратить присвоенную себе чужую собственность. Закон всесожжения приношения хлебного и приношения животного. Гл.7: Закон о жертве повинности. Закон о жертве мирной. Запрещение вкушать тука 126 и крови животных. Право священника на часть животного, приносимого в жертву. Заключение. Гл.8: Посвящение Аарона и сыновей его на служение при скинии. Гл.9: Первое жертвоприношение Аарона; огонь от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Содержание I. Пролог (гл. 1) II. Вступление Израиля в землю обетованную (2,1 5,12) А. Обетование Божие и хананейская блудница (гл. 2) Б. Обетование Божие и переход через Иордан (гл. 3; 4) В. Воспоминание об обетовании Божием (5,1–12) III. Завоевание земли обетованной (5,13 12,24) А. Вождь воинства Господня (5,13–15) Б. Гибель и спасение под сенью обетования Божия: Иерихон и Раав (гл. 6) В. Прегрешение против обетования: Ахан (гл. 7) Г. Обещанная победа: Гай (8,1–29) Д. Народ обетования (8,30–35) Е. Страх хананеев и поражение Израиля: договор с Гаваоном и проклятие (гл. 9) Ж. Завоевание южного Ханаана (гл. 10) З. Завоевание северного Ханаана (гл. 11) И. Перечисление побежденных царей и завоеванных территорий (гл. 12) IV. Обретение земли обетованной (гл. 13–21) А. Повеление заселить землю (13,1–7) Б. К востоку от Иордана (13,8–33) В. К западу от Иордана (гл. 14–19) 1 . Введение (14,1–5) 2 . Халев: пример верности и послушания (14,6–15) 3 . Удел колена Иудина (гл. 15) 4 . Уделы колен Ефремова и Манассиина (гл. 16; 17) 5 . Другие колена и Иисус Навин (гл. 18; 19) Г. Города-убежища (гл. 20) Д. Города для левитов (21,1–42) 1 . Просьба левитов (21,1–3) 2 . Выделение городов левитам (21,4–8) 3 . Перечисление городов (21,9–40) 4 . Заключение (21,41,42) V. Краткие выводы (21,43–45) VI. Эпилог (гл. 22–24) А. Единство Израиля: его основа и угроза ему (гл. 22) Б. Требования верности Богу (гл. 23) В. Выбор Израиля в Сихеме (24,1–28) Г. Смерть Иисуса Навина и Елеазара (24,29–33) Глава 1 1:1–18 Слова «По смерти Моисея» указывают как на момент истории, с которой начинается книга, так и на духовный кризис (или кризис богословия Израиля). Смерть Моисея стала завершением суда Божия над поколением израильтян, вышедшим из Египта (5,4–6; Втор. 1,35; 32,51 ). Однако и «по смерти Моисея» Господь Бог Израиля остался верен Своим обетованиям (см. Введение: Характерные особенности и темы). Данная истина вначале открывается Иисусу Навину Самим Богом (ст. 1–9), а затем уже сообщается Иисусом Навином Израилю через его начальников (ст. 10,11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010