Глава VIII. Молитва на пострижение власов младенца Пострижение младенца после крещения Св. Афанасий, в ответ на вопрос 28, говорит: «Еллины имеют обыкновение стричь верхнюю часть головы у отроков, оставляя малые волосы; потом они обрезают их и посвящают демонам». Впрочем, обряд пострижения, вымышленный язычниками для идолов, христиане обратили в жертву истинному Богу, потому что они приняли его в подражание ветхозаветному, законному обряду назореев, который восхотел исполнить и св. апостол Павел ( Деян.21 ); или – правильнее сказать, – переменяя этот обряд на новый и совершеннейший, они постригают крестообразно верхние волоса на главе младенцев не для того, чтобы освятить их или посвятить Богу, но более для того, чтобы пострижением и приношением их доказать, что они предают своих младенцев в послушание Богу на веки. Ибо пострижение власов и до ныне служит знаком рабства как у варваров, так и у христиан; – что самое сделали некогда и римляне грекам, имевшим длинные волосы, после победы над ними. Таковое повиновение и рабство, знаменуемое в сем пострижении, в том же смысле, только другими словами, объясняет и Симеон Солунский (в гл. 68): «после помазания священник стрижет крестообразно волосы на главе крещенного частию в знамение того, что главою своею имеет он Христа и что должен он молиться с непокровенною главою, как учит и апостол Павел; а вместе с сим – и возлагая чрез сие как бы некоторую печать, почему и постригает его крестообразно, дабы он отверг всякий лишний помысл. Кроме того, волосы крестившегося приносятся Христу, как начаток и жертва от человеческого тела. Посему иерарх или иерей, взяв эти волосы, не бросает их, как случится, но полагает в священном месте». Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Пример Авраама должен быть так же убедителен для иудеев, как и ссылка на закон в гл. VII и начале гл. VIII. Но в построении Ин. образ Авраама органически так же мало связан с архитектоникой целого, как и в Послании к галатам, где из учения о спасении как усыновлении Богу во Христе силою Святого Духа апостол Павел делает вывод о наследовании верных Аврааму (Гал. 3). После того как было отведено притязание иудеев на происхождение от Авраама, в раскрытом богословии Иоанна, строго говоря, уже не оставалось места для Авраама. Его повторное возвращение на протяжении гл. VIII должно быть понимаемо как отзвук полемики между иудеями и христианами.    Остается в силе осмысление конфликта между иудеями и Иисусом как противоположение Бога, Отца Иисусова, — и диавола, отца иудеев. Вскрытие последних, метафизических, глубин конфликта выражено и в альтернативе, обращенной к человеческой воле: или с Богом, или с диаволом, в зависимости от послушания или непослушания слову Иисуса. Послушные — ученики, непослушные — враги. Третьей возможности нет.    Но слово Иисуса восходит к Отцу. Мы помним, что в построении гл. VIII каждая из тем кончалась возвращением к Отцу. Тем самым Иоанновский теоцентризм, который мы наблюдали в раннейших главах Ин., остается в полной силе и теперь.    Но воля Божия исполняется или нарушается людьми здесь, на земле. Следующие две главы, IX-X, внутренно тесно связанные, но неотделимые от гл. VIII, ставят нас перед преломлением конфликта гл. VII и VIII в плоскости человеческих отношений. Главы IX и X    Единство гл. IX и X определяется ссылкой иудеев Ин.10на знамение, совершенное Иисусом в начале гл. IX. Знамение это, исцеление слепорожденного, составляет предмет обсуждения в гл. IX, из которого вытекает и учение гл. X. Надо вспомнить в построении Евангелия место наших двух глав — после гл. VII и VIII, изображающих конфликт между Иисусом и миром, между Богом и диаволом. Этот конфликт предполагается известным читателю Евангелия, приступающему к гл. IX. IX. 1—7    Отрывок открывается исцелением слепорожденного (Ин.9:1—7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гл.VII. Стефан говорит защитительную речь: перечисляет в ней Патриархов, выставляя некоторые события в их жизни; повествует о Моисее, замечая между прочим, что сей-то Моисей предсказывал о Христе, и что скиния была сделана по образцу, виденному Моисеем; укоряет Иудеев в упорстве и убиении Христа: за что они побивают его камнями. Стефан умирает с молитвою за врагов. Гл.VIII. Великое гонение на церковь в Иерусалиме. Филипп своими чудесами насаждает церковь в Самарии, где между многими обращает Симона волхва; сюда приходят Петр и Иоанн, — и после молитвы, через возложение рук, низводят на верующих Св. Духа. Симон хочет купить у них сию власть; Петр сильно обличает и увещевает его покаяться; вместе с Иоанном, проповедав слово Господне, возвращается в Иерусалим. Ангел посылает Филиппа на дорогу из Иерусалима в Газу; Филипп встречает здесь евнуха Ефиопской царицы, научает и крестит его. Гл.IX. Савл на пути в Дамаск повержен на землю и ослеплен; Анания возвращает ему зрение и крестит его; Савл проповедует Христа. Иудеи хотят убить Савла, но он избегает сей опасности, Петр в Лидде исцеляет Энея, в Иоппии воскрешает Тавифу. Гл.Х. Корнилий, человек Богобоязненный, по повелению Ангела, посылает в Иоппию за Петром; сей видит видение и по внушению Духа отправляется к Корнилию. Еще во время проповеди Петровой в доме Корнилия Св. Дух нисходит на слушающих — и они крестятся. Гл.XI. Петр, обвиняемый за сообщение с язычниками, защищается. Евангелие распространено по Финикии, Кипру и Антиохии. Варнава посылается в Антиохию для утверждения верующих; сии посылают пособие братиям в Иудею во время голода. Гл.XII. Царь Ирод гонит христиан, убивает Иакова и заключает в темницу Петра, но Ангел, по молитве церкви, освобождает его; а Ирод, в своей гордости принимая божескую честь от народа, поражается Ангелом и, изъеденный червями, умирает. Слово Божие растет. Гл.XIII. Павел и Варнава избраны для проповеди язычникам. Сергий Павел и Елима волхв. Апостол Павел проповедует в Антиохии. Язычники веруют, но Иудеи упорствуют; посему Павел и Варнава обращаются к язычникам: из сих многие веруют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Гл. XVI. Ибо Христос принадлежит смиренным, а не тем, которые возносятся над стадом Его. Жезл величия Божия, Господь наш Иисус Христос , не пришел в блеске великолепия и надменности, хотя и мог бы, но смиренно, как сказал о Нем Дух Святой устами пророков Исаии и Давида... Гл. XXXVI. Таков путь, возлюбленные, которым мы обретаем наше спасение – Иисуса Христа, Первосвященника – так называет Иисуса Христа и апостол Павел ( Евр. 4:14 ) – наших приношений, заступника и помощника в немощи нашей... Гл. XL. Будучи убеждены в этом и проникая в глубины божественного ведения, мы должны по порядку совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. О Евхаристии: Он повелел, чтобы жертвы (или, иначе говоря, дары – гл. XLIV, т. е. Евхаристия; см. также Игнатий Богоносец Посл. к ефес. гл. V; к филад. гл. IV; к смирн. гл. VII; Пост ап. VIII, 12; Ириней Adu. haer. I. IV; Тертуллиан De orat.; Exhort. Ad cast.) и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные время и часы. Также, где и через кого должно быть это совершаемо, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, чтобы все совершалось свято и благоугодно, и было приятно воле Его. Итак, приятны Ему и блаженны те, которые в установленное время приносят жертвы свои; ибо, следуя заповедям Господним, они не погрешают. Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело и на левитов возложены свои должности; мирской человек связан постановлениями для народа. Гл. XLII-XLIV. Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос – от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было по порядку, по воле Божией. Итак, приняв повеление, (апостолы), совершенно убежденные через воскресение Господа нашего Иисуса Христа, и утвержденные в вере словом Божиим, с полнотой Духа Святого пошли благовествовать наступающее Царствие Божие. Проповедуя по странам и городам, они первенцев (из верующих), по духовном испытании, поставляли в епископы 4 и диаконы для будущих верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

в) Какие последующие видения третьей седмерицы ( Откр.14:1–15, 8 )? 2 . Какими событиями сопровождается излияние семи чаш гнева Божия (16 гл.)? IV. 1. Как изображается суд над Вавилоном (17–18 гл.)? а) в каком виде предстал город антихриста (17 гл.)? б) как изображается предсказание о падении Вавилона и сетование по этому поводу и самопадение (18 гл.)? 2 . Как изображается победа Христа над антихристом (19 гл.)? 3 . Что означает тысячелетнее царство верных чад Божиих ( Откр.20:3 )? 4 . Как изображается последняя победа над диаволом ( Откр.20:7–15 )? 5 . В каком образе предстает торжествующая Церковь (21 гл.)? 6 . Как изображается вечное блаженство праведников, достигших спасения (22 гл.)? БИБЛИОГРАФИЯ 1 . АГАФАНГЕЛ, архим. Объяснение Послания апостола Павла к Галатам. СПб., 1854, стр. 262. 2 . БОГДАШЕВСКИЙ Д. Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование. Киев, 1904, стр. 793. 3 . Его же. Действительность воскресения мертвых по учению апостола Павла. Тр. К.Д.Ак., 1902, 1 т., стр. 61–98. 4 . Его же, О втором послании ап. Павла к Коринфянам. Тр. К.Д.Ак., 1902. т. 7, стр. 349–375. 5 . Его же, Неповрежденность послания ап. Павла к Римлянам. Тр. К.Д.Ак., 1904, т. 6, стр. 178–189. 6 . Его же, Первое послание ап. Павла к Коринфянам. Тр. К.Д.Ак., 1907, т. 3, стр. 303–335. 7 . Его же, К изъяснению первого послания ап. Павла к Коринфянам. Тр. К.Д.Ак., 1911, т. 4, стр. 459–482; т. 5, стр. 1–15. 8 . БРАТОЛЮБОВ Н. Толкование послания святого апостола Павла к Евреям (по Зигабену), Самара, 1896, стр. 263. 9 . ВАФТЕР Б. Введение в послания апостола Павла. Первое и второе послание к Фессалоникийцам. Пер. с англ., Колледжвил, 1960. Машинопись, стр. 106. 10 . ВИНОГРАДОВ П. Святой апостол Павел как обличитель иудейства. Хр. Чт., 1874, ч. II, стр. 591. 11 . ВОРОНЦОВ Е. А. Сын Божий по естеству и Сын Божий по благодати (Посл. к Евреям, ч. II, стр. 12–13). Хр. Чт., 1908, ч. III, стр. 365. 12 . Его же. Господь Иисус Христос и Моисей (Посл. к Евреям, ч. III, стр. 1–10). Хр. Чт., 1908, ч. VIII-IX, стр. 1082.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

свт. Мефодия Патарского «О воскресении», гл. 21; р. п. с. 193. 125 Aug. De peccat. merit. 2, 4//M. T. 10. Col. 152–153; De nuptiis et concupis. I, 33 § 38; ib. col. 435. 126 «Супружеская стыдливость (pudicitia conjugalis), — говорит блж. Августин, — есть дар Божий (donum Dei), о котором сам апостол (Павел) говорил: желаю, чтобы все люди были, как и я, но впрочем каждый свой дар имеет от Бога ( 1Кор. 7:7 ) —Aug. De nupt. et conc. I, 3 § 3//M. T. 10. Col. 415; Aug. De continentia I, § 1//M. T. 6. Col. 349: «супружеская чистота (castitas conjugalis), которая соблюдается только в том случае, если воздерживаются от незаконного совокупления, есть дар Божий»; Климент Александрийский («Педагог» 3, 11, с. 305) говорит о красоте души жены-христианки, как действии «света праведности, исходящего от Духа Святого»; ср.: Aug. De bono viduitatis c. 17, § 21//M. T. 6. Col. 444, где прямо говорится: «Бог верным супругам даровал благодать (gratiam), чтобы воздерживаться от прелюбодеяний и любодеяний»;свт. Амвросия Медиоланского «О вдовицах» гл. 13 § 79; р. п. с. 194 говорится о «благодати» (gratia) брака, как «средстве, врачующем невоздержание»; ibid. гл. 10 § 62б р. п. с. 95. 127 Свт. Амвросий Медиоланский. О вдовицах. Гл. 11, § 70–71, с. 99–100: «Подвиг воздержания (имеется в виду подвиг воздержания и девственницы, и вдовицы, и замужней женщины), сообразный с избытком дарованной благодати (gratia)» вызывает и соответственные «различные награды». 128 По мнению Мефодия (фрагмент VIII из сочинения «О сотворенном», р. п. с. 249), самая «церковь называется так потому, что она вызвала на бой чувственные удовольствия». 129 «О девстве» гл. 7, § 34; рус. пер. с. 125; того же Амвросия «О вдовицах» гл. 14, § 83, с. 106: «На ниве церкви можно узреть ее плодородие, как она — то украшается цветами целомудрия, то обогащается подвигами вдовства, то изобилует плодами брака»; ср.: Aug. De bono viduit. 3, § 4//M. T. 6. Col. 432: «Благо верного супружества является настолько великим, что (люди в этом состоянии) служат членами Христовыми»; Св. Мефодий Патарский («Пир десяти дев», речь 2, гл. 7. СПб., 1877. С. 19): «Церковь уподобляется цветущему и разнообразнейшему лугу, как украшенная и увенчанная не только цветами девства, но и цветами деторождения и воздержания».

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

“Исправь ее добротою и кротостию, как и Христос — Церковь… Если будет в ней какой-нибудь порок… истребляй этот порок… за жену… предстоит нам великая награда за то, что мы учим, руководим ее” . Главное требование к христианской семейной жизни — это “мир” . Гончаров заменяет это понятие тремя иными, говоря о “гармонии, тишине” и “покое” (Ч. 4, гл. VIII). Но, кроме того, Гончаров постоянно перефразирует на современный манер Св. Писание. Так, известное изречение “И будета два в плоть едину” ( Быт. 2:24 ) романист излагает следующим образом: “Два существования, се и Андрея, слились в одно русло” (Ч. 4, гл. VIII). Апостол Павел говорит не один раз о любви мужа к жене: “Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь” ( Еф. 5:25 ). Гончаров подробно раскрывает тезис о любви мужа и жены как о бесконечном совместном духовном развитии: “Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоем, чувствовать, говорить!..” (Ч. 4, гл. VIII) Еще святой Иоанн Златоуст говорил о таком тонком предмете, как сочувствие душ в семейной жизни (“удовольствие в беседе с женою”) . Когда Ольга дает советы Штольцу (“Ее замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она… соображает, рассуждает не хуже его…”), кажется, что перед нами веяние XIX в. и плоды эмансипации. Но тот же Златоуст отмечал: “Убеждаю вас, жены: считайте это обязанностию и давайте мужьям надлежащие советы” . Подобных соответствий со святоотеческим учением можно отыскать в четвертой части романа немало, но главным доказательством того, что Гончаров описывает именно христианскую модель семейных отношений, является широко известный эпизод, в котором высказывается неудовлетворенность Ольги своей жизнью, несмотря на ее видимую полноту. Обычно это место трактуют в том духе, что Ольга выявляет глубоко спрятанную, но присущую Штольцу “обломовщину”. Ответы Штольца Ольге трактуются как беспомощные, неожиданно для этого героя “смиренные” (“Мы не Титаны с тобой, мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами…”). На самом деле как недовольство Ольги, так и ответы, и поведение Штольца указывают на иное. Туманно и поэтически, но Штольц именно в христианском духе объясняет Ольге се неожиданную грусть. Штольц акцентирует именно запредельное, лежащее за гранью земного, говорит о совершенно естественных порывах человеческой души к Богу, о естественной неудовлетворенности только и исключительно земным. Ольга нашла идеал земной, но тоскует о небесном. “Поиски живого, раздраженного ума, — говорит ей муж, — порываются иногда за житейские грани… Это грусть души, вопрошающей жизнь о ее тайне” (Ч. 4, rл. VIII).

http://azbyka.ru/fiction/oblomov-kak-pra...

f. wiss. Theol., 1899, S. 140, 146. 691 Кроме Петра и Иакова, Варнавы и Павла на соборе был, несомненно, ещё и Ап. Иоанн ( Гал.2:9 ); были, вероятно, и другие Апостолы. Но Дееписатель упоминает о речах только первых четырёх. Почему? – Вероятно потому, что речи их имели особенное значение. Св. Пётр, Апостол обрезания, блюститель церкви, рассеянной в Иудее, Галилее и Самарии (9:31), надо полагать, имел не мало духовных чад и преданных последователей Св. Павел, началовождь миссии у язычников, проповедник христианской «свободы», выступал вместе с Варнавою, как представитель антиохийских еллино-христиан. Св. Иаков, предстоятель церкви священного города, великий подвижник закона, пользовался огромным уважением в среде даже тех «немощных» братий, «иже от Иакова», которые, прийдя в Антиохию, возбудили там споры. В этом смысле можно сказать, что Дееписатель передаёт речи представителей основных групп, на которые разделился собор. Конечно, представители эти между собою во всём были согласны, и между ними не было никакого разделения, но каждый из них пользовался наибольшим уважением со стороны той или иной из спорящих групп. 694 Не вероятнее ли представлять, что собрание отличалось сравнительной простотой, и председательствования в собственном, полномочном смысле могло и не быть? 695 Кодексы А В С имеют вместо «в нас» – «в вас» (ν μν); «в нас», согласно с D Е G Н, боле естественно: Апостол причисляет и себя к кругу лиц, из которых Бог избрал. Но возможен и вариант – «в вас»: Апостол противополагает себя слушателям. 704 В послании к Галат. Ап. Павел приписывает такие взгляды себе и Петру сообща – «мы» (гл. 2:14–16). Ср. также всю 2 гл. Гал. и др. 705 Тюбингенцы противоречат сами себе, признавая послание к Галатам несомненно подлинным, и в тоже время не допуская исторической возможности «павлинистических» черт в речи Ап. Петра на соборе. Читать далее Источник: Речи святого апостола Петра в Книге Деяний апостольских/Ф.И. Мищенко. - Киев : тип. Киево-Печер. Успен. лавры, 1907. - VIII, 354 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Он указал именно следующие примеры: «Всеобдержность: Правило 76 св. Апостол (в толковании) не повелевает епископу хотящу скончатися, брата, или сына, или иного сродника по любви в епископский сан поставити («Корм.» гл. 1, л. 21). Случайность же: Св. Стефан архиепископ сурожский, еще при животе ему сущу, в наследство своего престола единого от клирик своих поставил архиепископом» («Мин. Чет.» и «Прол. деян.» 15). Всеобдержность: «Святый собор, иже в Карфагене, правилом 49 законоположил не менее трех епископов в поставление епископа довлети, аще же мощно и всея области епископи должни суть снитися» («Корм.», гл. 15). Случайность же: «Святый священномученик Автоном… в Вифинии… будучи сам един токмо епископ, обаче постави и другого епископа». (Старообрядцы впоследствии не редко действовали на основании сей случайности). «Но и еще дивнейшее в святой церкви бысть событие (продолжает Павел), яко спасительный промысл Божий случайные наши нужды милостиво и чудесно совершает… Блаженный Федим епископ сотвори вещь странну и необычну: небреже о сем, яко несть прибыл к нему Григорий и яко расстояние между има путного шествия бе три дни, освяти и не пришедша Григория епископом в неокесарийскую церковь … о чесом свидетельствует св. Григорий Нисский , пиша житие сего святого («Мин. чет.» нояб. 17)». На основании этой случайности у старообрядцев, как мы видели, было уже одно архиерейское поставление, о котором Павлу, из уважения к памяти и примеру предков, не излишне было бы здесь припомнить, чего однако же он не нашел удобным сделать… Но в статье его особенное значение же придавалось, очевидно, следующему примеру, поставленному у него на первом месте: «Всеобдержность: правилом 19 первого вселенского собора от ереси Павла Самосатского крещенных покрещивати, такожде хиротонисанных паки хиротонисати непременно святый собор повелевает» («Кормч.», гл. 5). Случайность: «Святейший же Никифор патриарх, в правильной своей книге, на вопрос о том, киим осужденным, от них же хиротонисавшиеся ничим же вредишися, сбывшийся случай сказует сице: «Павлу Самосатскому изгнану бывшу, с хиротонисавшиеся от него ни един изгнан, аще и содействаху ему оная, за яже он изгнан бысть и прочая подобна сему явствует». За свидетельством об этой случайности, к которой всего больше подходило желаемое Павлом изъятие будущего епископа из общепринятого у старообрядцев чиноприятия, он отсылает читателя к неизвестному «древлегреческому патриаршему потребнику, иже хранится в Москве, на печатном дворе (?)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Но прежде всего и в особенности вам, ремесленникам, примером в работе служит Владыка Христос и святые апостолы. Вам нужно подражать примеру Христа. Ведь Он проводил Свою жизнь на земле не в праздности, но как человек до тридцати лет работал столяром краснодеревщиком и Своим трудом зарабатывал Себе на жизнь, помогал нищим, как о том свидетельствует Священное Евангелие. И Его называли не только сыном Иосифа-плотника, как пишет евангелист Матфей, «не плотников ли Он сын?» ( Мф.13:55 ), но еще и просто плотником, о чем мы читаем у евангелиста Марка: «Не плотник ли Он, сын Марии?» ( Мк.6:3 ). Василий Великий свидетельствует, что Господь вместе с Иосифом трудился ради удовлетворения насущных телесных потребностей: «Как люди... бедные и не в обилии снабженные необходимым для жизни... Естественно, занимались непрестанными телесными трудами, снискивая тем себе необходимое на потребности. Иисус же, повинуяся има, как говорит Писание ( Лк.2:51 ), без сомнения, показывал благопокорность и в перенесении с ними трудов» (Подвижнические уставы... Гл. 4). Апостолы тоже были ремесленниками У вас есть пример – божественные и святые апостолы, ученики Господа. Они тоже занимались ремеслами. Так, апостол Павел изготовлял палатки. Акила и жена его Прискилла занимались тем же, как рассказывается в книге Деяний апостолов: «После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф... и пришел к ним [к Акиле и Прискилле]; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» ( Деян.18:1–3 ). И вообще все апостолы в своих Постановлениях говорят о том, что одни [из них] были рыбарями, другие земледельцами: «Так и мы, хотя занимаемся словом благовествования, однако не нерадим и о занятиях; ибо одни из нас рыболовы, другие скинотворцы, иные земледельцы, чтобы никогда не быть нам праздными» (Постановления Апостольские. Кн. 2, гл. 63). Вот таким примерам вы, братья, должны подражать в своей жизни. Говорил ли ложь Владыка Христос, когда работал столяром-краснодеревщиком? Прибегал ли к хитростям в Своем ремесле? Крал? Да не будет! Вот так и вы, христиане, ученики и последователи Иисуса Христе, не лгите, не крадите и не хитрите в своем деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010