Оно и есть воспоминание, " анамнезис " этих Страданий. Апостол Павел в 1Кор. 11:26 говорит: " Всякий раз, когда едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет " . Ясно, что эта молитва не могла не войти в евхаристический канон. С другой стороны, воспоминание спасительных Страданий, как одного из благодеяний, явленных роду человеческому, есть продолжение тех же благодарений, которые священник приносил в самом начале евхаристического канона. Об " анамнезис " е " (anamnesis’e) нам свидетельствуют многие памятники древности, как это уже было указано выше, в исторической части. Так, например: святой Иустин Философ (I Апол. 66) пишет: " Апостолы... передали, что им было заповедано: Иисус взял Хлеб и благодарил и сказал: " Это творите в Мое воспоминание, это есть Мое Тело... " а в " Разговоре с иудеем Трифоном " (гл. 41) апологет добавляет: " Хлеб Евхаристии, который заповедал приносить Господь наш Иисус Христос в воспоминание Страдания, подъятого Им за людей... " B литургии, описываемой святым Ипполитом, читаем: " Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя... когда вы это творите, то творите в Мое воспоминание. Итак, вспоминая Его смерть и Воскресение, мы предлагаем Тебе Хлеб и Чашу... " Литургия СА VIII содержит после слов Спасителя и цитаты из 1Кор. 11:26 ( " всякий раз, когда вы едите Хлеб... доколе Он придет " ) такую редакцию анамнезиса: " Итак, вспоминая Его Страдания, смерть и Воскресение, восход на Небеса и будущее Его Второе Пришествие, в которое Он придет судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, мы приносим... " и т.д Характерно, что воспоминание простирается на все времена, а не только на прошлое. В евхаристическом воспоминании стираются грани прошлого, настоящего и будущего. Евхаристическая словесная и бескровная служба вневременна, не подчинена законам нашего чувственного восприятия и нашей логики. Мы вспоминаем в нашей Литургии и будущее. Как и для пророков Ветхого Завета не было этих граней времени, и в своем так называемом " perfectum propheticum " [пророческое прошедшее время] они говорили в грамматической форме прошлого времени о событиях будущего, только имеющих случиться, но как бы уже совершившихся, так и теург Нового Завета вспоминает в евхаристическом приношении не только минувшее (страдание, смерть, Воскресение и Вознесение), но и грядущее Второе Пришествие и Суд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Ср. Вдиткег, Das Problem d. Materie, 356. 22 Огонь есть σπρμα το κσμου, срв. Вдиткег, 356, 4. 23 Сам ап. Павел в своей речи к афинянам приводит слова этого гимна (Д. XVII, 28), дошедшие до него, по-видимому, в слегка измененной передаче Арата: το γρ (вм. κ σο γρ) γνος σμν (срв. Arat. Phainom. I, 5). 24 На этом настаивает А. Ritschl в своей Entstehung d. Altkatholischen Kirche, 1857. 25 Такое различение намечается уже у Платона, Theaet. 189–190 и у Аристотеля; срв. Anal. post. I, 10–76, 24, Categ. 6, 46, 34. 26 Напр., у Тертуллиана Adversus Prax. 5, у Теофила Ad. Autol. 11, 10, у Климента Александрийского Str. V, 1, 6, несмотря на его отрицательное отношение. 27 См. это представление (так называемый «традиционизм») у Тертуллиана (напр., de anima 19, 20, 27 и др.), который пользуется им для обоснования своего учения о наследственном первородном грехе (de testimon. anim., с. 3). 28 Ср. Bonhцffer, Epictet, 76 и сл.; то же находим мы у Музония, Сенеки и М. Аврелия, причем эти позднейшие стоики, несомненно, повторяют здесь основное учение своей школы – κ σο γρ γνος σμν, или «Его же мы и род», как цитирует апостол. 29 Homo res sacra homini (Senec, Epist. XIV, 33). 30 См. Плутарха, Quaest. Plat. 1, 2 (p. 999), который сопоставляет комика Менандра с Гераклитом ϑοζ νθρπ δαμων (Heracl. fr. 121 ed. Bywater). 31 Ср. Epist. Diss. 1, 13. 32 Sen. De tranqu. IV, 4, Epist. 105, 52, срв. Музоний y Стобея Floril. 40, 9: «общее отечество всех людей есть вселенная». 33 Слова Кесаря М. Аврелия (III, 11)! 34 Сенека, Epist. XCII, 30. 35 Ср. других стоиков: Аристона Хиосского и Герилла Карфагенского, учеников Зенона; Сфера Борисфенского, Диогена Вавилонянина, Панеция Родосского и Посидония из Апамеи (Сирия). 36 См. Hatch. The influence of greek ideas and usages upon the christian Church, 1891, 40–22. 37 II Apol. VIII, 1 и 3. Язычники обладали лишь частью потенциального, «сперматического» Слова (σπερματικο λγου μρος), ср. ibid. XIII, 3. 38 См. превосходное исследование P. Wendland " a: Quaestiones Musonianae de Musonio stoico Clementis Alexandrini aliorumque auctore. 1886. Срв. свид. о Музонии Иустина-муч.: II апология, гл. 9. 39

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Я изложил все это не с тем, чтобы примером этих неразумных возбуждать мужество и твердость в вашем боголюбии, но ради собственного утешения и убеждения, что вы не оставите стадо Христово без пастыря, когда нападают волки, но, призвавши на помощь Господина сего стада, с готовностью примете состязания за него: – ибо такое именно время и показывает, кто пастырь и кто наемник, кто усердно пасет стадо и кто ест молоко и волною одевается, а о спасении овец небрежет (Иезек. XXXIV, 4). Но верен Бог , Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытке, яко возмощи вам понести ( 1Кор. Х, 13 ). Я прошу твое богочестие иметь наибольшее попечение о слабейших и не только колебающихся поддержать, но и упавших поднимать; ибо и пастухи не оставляют в пренебрежении заболевших, но отделяют их от других и всячески стараются об излечении их. Тоже нужно делать и нам: поколебавшихся следует снова поставлять на ноги, простирать руку, увещевать, врачевать раны и не отказываться от спасения их, предавая их в пасть дьявола. Это непрестанно делал и божественный Апостол Павел. Так, когда Галаты после спасительного крещения и получения Святого Духа, впали в иудейскую немощь и приняли обрезание, он стенал и скорбел, высказывая по отношению к ним большую любовь, чем всякая мать: он врачевал их и наконец освободил от того недуга. И справедливо послушать его (призывного) гласа: чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас ( Гaл. IV, 19 ). Равно и Коринфского учителя, совершившего гнусное прелюбодеяние, он отечески наказал и весьма искусно уврачевал. Отлучивши его первым посланием, во втором он снова принял его, говоря: тем же паче вы да даруете и утешите, да не како многою скорбию пожерт будет таковый ( 2Kop. II, 7 ); и еще: да не обидими будем от сатаны: не неразумеваем бо умышлений его (ст. 11). Подобно сему и тех, которые вкушали идоложертвенное, он порицал, как должно, прилично увещевал и освободил от тяжкого заблуждения. (1 Кор. гл. VIII). Посему-то и Владыка наш Христос попустил, чтобы первый из Апостолов, исповедание которого Он утвердил как бы некоторую опору и основание Церкви, поколебался и отрекся, но опять восстановил его, преподавая этим двоякое наставление: – не надеяться на самих себя и укреплять колеблющихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Достоверность преданий церкви доказывается рядом непрерывного епископского преемства. Таким же путем, т.е. свидетельством непрерывного церковного предания, доказывается подлинность трех прочих Евангелий и Апокалипсиса, равно как и Евангелия от Луки. Гл. 6. Доказательство и метод убеждения, что Христос, явившийся во времена Тиверия, не отличается от Того который в Ветхом Завете был назван Мессиею, что это был действительно настоящий Христос, а не тот Христос Бога истинного блага, о котором распространяется Маркион. Это вполне ясно также из некоторых мест Священного Писания, которые Маркион признает за настоящие или не считает подложными. Кн. V. Argumentum: Подобно тому как в предыдущей книге на основании Евангелия от Дуки, которым злоупотреблял Маркион, так в следующей пятой книге Тертуллиан на основании послания Апостола Павла доказывает, что Апостол проповедовал не иного какого-либо Бога, но Бога-Творца. Гл. 1. Сперва Тертуллиан выясняет, что сам Апостол Павел получает свой авторитет от Ветхого Завета Бога-Творца, и из Деяний апостольских, которые Маркион отвергает. Гл. 2. Аргументацией служит место из послания к Галат. в гл. Гл. 3. Из того же послания, в rл.II и III. Гл. 4. Из того же послания, в гл. IV, V, VI. Гл. 5. Из первого послания Апостола к Коринф. в гл. I. Гл. 6. Из того же послания в гл. II и III. Гл. 7. Из того же послании в гл. IV, V, VI, VII, VIII, IX и X. Гл. 8. Из того же послания в гл. XI, XII, XIII и XIV. Гл. 9. Из того же посл. из первой части XV главы. Гл. 10. Из второй части XV гл. того же послания. Гл. 11. Из слов Апостола Павла во II послания к Коринф. в гл. I, II, III. Гл. 12. Оттуда же в гл. V, VII, XI, XII и XIII. Гл. 13. Из слов Апостола в посл. к Римлянам в гл. I, II, III, IV, V, VI. Гл. 14. Из того же послания в гл. VIII, X, XI, XIII и XVI. Гл. 15. Из первого послания Ап. Павла к Фессалоникийцам. Гл. 16. Из второго послания к Фессалоникийцам. Гл. 17. Из слов Ап. Павла в послании к Ефесянам в гл. I и II. Гл. 18. Из того же послания в гл. III, IV, V и VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

2064 Стромата III, гл. 1. ВЕПЕС, Атина 1956, Т. VIII, 12. Из ових речи се лепо види како Црква увек знала се погрешности: брака и неуздржаности) бити свима све да како год неке спасе; да цени труд и снажних: девствености, брака, часног удовиштва; а из и према слабим да дозволи други брак. 2065 П. Трембелас, Догматики, Атина 1961, Т. III, 336. У овом смислу, молитве Чина другобрачних одишу духом: «Владико Господи Боже наш… очисти и прости рабов в им Господи Исусе, Слове очисти рабов и и плотскаго не могушче понести, во брака (Молитве по 2066 4. катихеза, гл. 24, 25, ВЕПЕС, Атина 1964, Т. 39, 75. Похвалу девствености и вредност брака готово истим речима износи Св. Богослов : «Но девственост не би се признавала нечим високим кад не би била од (брака)… Али не би било ни безбрачних кад не би било брака. и ти, девствениче, матер од происходиш. и ти си у браку) и матер, ону од матере, мада она и мати, него невеста Христова» (н. д. Т. I, 515.). 2070 Исто, Т. XI, 847. И Блаж. Августин каже да при другом браку за осуду верности према жени: «Апостол говори да су удове, желе да ступе у брак, за осуду, не због другог брака, него зато што прву веру одбацише ( 1Тим.5:12 )» (С. брака, Београд 1934:73). 2084 Прот. Мисли поводом покрета за други брак православног свештенства, Сремски Карловци 1907, 33, 34. 2085 У речи о браку и безбрачности у 1 Кор., гл. 7, он сматра да мисао апостолова: избегавати брак, али не као него животу (девствености)… Мисао се на много, долази у да узраста у животу строгом и савршеном. Они су изабрали живот сву мисао на бригу о божанском» Москва 1859, стр. 76:87). У истом духу говори су хтели да да ли они су поверовали у Господа треба да браку чистоте, изразио мисао: А за оно што питасте, добро човеку да се не дохвата жене, али због блуда сваки да има жену и свака жена свога мужа ( 1Кор.7, 1:2 )» (исто, стр. 90). Исто тако он говори о узвишености удовиштва над другим браком: «Треба приметити да ону се уздржи (од другог брака) назвао (ап. Павле) не блаженом, него тиме да и она се одлучи на други брак сасвим лишена блаженства, ако на себе примила законом» (исто, стр. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Вот видение нового Иерусалима (Церкви), возвышающегося на Святой Горе: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60,18–21 ). Содержание Книги пророка Исаии: обличение грехов Иуды ( Ис 1 гл.); Суд Божий над миром и возвышение Царства Божия ( Ис. 2–3 гл.); о том, что остаток народа спасется, и о Мессии ( Ис. 4 гл.); песнь о винограднике ( Ис. 5 гл.); видение Господа Саваофа ( Ис. 6 гл.); конфликт с Сирией и о рождении Эммануила ( Ис. 7 гл.); о чудном Младенце ( Ис. 8–9 гл.); речь об Ассирии ( Ис. 10 гл.); о Мессии и Его Царстве ( Ис. 11 гл.); хвалебная песнь Богу ( Ис. 12 гл.); пророчества об языческих царствах, о Вавилоне и антихристе ( Ис. 13–14 гл.); о Моаве ( Ис. 15 гл.); о Самарии и Дамаске ( Ис. 17 гл.); речь об Эфиопии и Египте ( Ис. 18–20 гл.); предсказание падения Вавилона ( Ис. 21 гл.); предсказание о нашествии на Иудею ( Ис. 22 гл.); о Тире ( Ис. 23 гл.); Суд над вселенной и обновление мира ( Ис. 24–25 гл.); воскресение мертвых ( Ис. 26 гл.); продолжение песни о винограднике ( Ис. 27 гл.); речи о Самарии и Иерусалиме ( Ис. 28–29 гл.); о Египте ( Ис. 30–31 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 32 гл.); пророчество об Ассирии ( Ис. 33 гл.); суд над народами и о благодати Божией ( Ис. 34–35 гл.); историческая часть ( Ис. 36–39 гл.); предсказание о конце вавилонского плена и об Иоанне Крестителе ( Ис. 40 ; Ис. 48 гл.); предсказание о царе Кире ( Ис. 41 ; Ис. 45 гл.); Отрок Господень ( Ис. 42 гл.); утешение пленным в Вавилоне ( Ис. 43–44 гл.); о падении Вавилона ( Ис. 46–47 гл.); о Мессии ( Ис. 49–50 гл.); восстановление Сиона ( Ис. 51–52 гл.); страждущий Мессия ( Ис. 53 гл.); о призвании язычников в Царство Мессии ( Ис. 54–55 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 56–57 гл.); обличение лицемеров ( Ис. 58–59 гл.); слава Нового Иерусалима ( Ис. 60 гл.); о Мессии и новозаветных временах ( Ис. 61–63 гл.); молитва пророка за свой народ ( Ис. 62 гл.); призвание язычников к вере ( Ис. 65 гл.); торжество Церкви и окончательный Суд над отступниками ( Ис. 66 гл.). Несмотря на свою древность, Книга пророка Исаии звучит, будто написана вчера. Она настолько содержательна, утешительна и поэтична, что каждому христианину следовало бы ее иметь своей настольной книгой. Книга пророка Михея

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

193.  Тогда же, на Господи, воззвах, и ныне, гл. 6. 194.  Тогда же, на Господи, воззвах, гл. 2. 195.  Тогда же, утро, припев на 9 песни канона. 196.  Тогда же, утро, на хвалитех, гл. 1. 197.  Октоих, гл. 4. вторник утро, канон Предтече песнь 6. 198.  Там же, гл. 6, песнь 8, (о том же гл.4, песнь 8). 199.  там же, гл. 6, песнь 5. 200.  29 августа, 1 канон, гл. 8, песнь 6, Иоанна монаха. 201.  Тогда же, ин канон, гл. 8, песнь 4, Андрея Критского. 202.  Тогда же, вечерня, на литии, гл. 4, Германа Патриарха. 203.  7 января, утро, канон Феофанов, гл. 2, песнь 7. 204.  29 августа, на Господи, воззвах, гл. 6, Иоанна монаха. 205.  Тогда же, утро, ин канон, гл. 8, песнь 1. 206.  29 августа, утро, на хвалитех, гл. 8. 207.  Тогда же, ин канон, гл. 8, песнь 1. 208.  Тогда же, там же, песнь 9. 209.  Богослужебный материал образа Предтечи Иоанна слагается из следующих служб: а) Зачатие св. Иоанна Крестителя — 23 сентября. б) Рождество св. Иоанна Крестителя — 24 июня. в) Собор его — 7 января. г) Усекновение честныя главы — 29 августа. д) Служба всякого вторника в Октоихе, то есть 8 служб и отчасти дополнительно: е) Богоявление — 6 января. ж) 1 и 2 обретение главы — 24 февраля. з) 3 обретение главы — 25 мая. 210.  Неделя сырная, вечер на литии, слава, гл. 6. 211.  Там же, на Господи, воззвах, слава, гл. 6. 212.  Тогда же, утреня, икос, гл. 6. 213.  Святой и Великий пяток утро, блаженны, стих I, гл. 4. 214.  Октоих, гл. 2, пяток утро, канон, песнь 9. 215.  Предпразднество Воздвижения, 13 сентября утро, канон, гл. 4. п. 7. 216.  Октоих, гл. 6. пяток утро, канон, п. 6. 217.  Там же, гл. 2. среда утро, канон, п.6. 218.  Воздвижение, 14 сентября, вечер на литии, гл. 1. Андрея Иерусалимского. 219.  Предпразднество Воздвижения, 13 сентября утро, канон, п. 5. 220.  Воздвижение, утро, канон, п. 9. 221.  Предпраздн. Воздвижения, 13 сентября утро, седален по 3 п., гл. 4. 222.  Воздвижение, 14 сентября утро, канон, гл. 8, п. 1. 223.  Октоих, глас 3, среда утро, на стиховне. 224.  Там же, гл. 2, среда утро, канон, п. 5.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

260.  «О кладбище и Кресте» М. Р. G. t. 49 col. 396. 261.  Постная Триодь, неделя 3, утро, канон, икос, гл. 7. 262.  Предпразднество Воздвижения 13 сентября, утро, седален по 3 песни, гл. 4. 263.  Воздвижение утро, по 1 стихословии седален, гл. 6. 264.  Октоих, гл. 5, среда утро, на стиховне. 265.  Воздвижение 14 сентября, малая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 1. 266.  Завеса. 267.  Хождение игумена Даниила на Святую Землю (1106 — 1108). 268.  Октоих, гл. 2, среда утро, канон, п. 3. 269.  Там же, гл. 5, среда утро, канон, п. 3. 270.  Постная Триодь, неделя 3-я, вечер на Господи, воззвах, гл. 5. 271.  С греческого слово «уничтожение» переведено как «соуз». 272.  Постная Триодь, неделя 3-я утро, канон, кондак, гл. 7. 273.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 5. 274.  «О кресте и разбойнике» М. Р. 49 col. 400. 275.  Молитва Херувимской песни на литургии Иоанна Златоуста. 276.  Октоих, гл. 2, пяток утро, канон, п. 8. 277.  «О кладбище и кресте». М. Р. 49 col. 396. 278.  О Честном и Животворящем Кресте. M. P. G. t. 49 col. 820. 279.  Постная Триодь, неделя 3-я, утро, канон, гл. 1, п. 9. 280.  Происхождение честных древ I августа, утро, канон, гл. 6, п. 4. 281.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 9. 282.  Напр. царю Мануилу в борьбе против сарацин. Праздник I августа. 283.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 8. 284.  Точное изложение Веры Православной кн. 4, гл. 11. 285.  Предпразднество Воздвижения, вечерня, на стих., гл. 5. 286.  Воздвижение, великая вечерня на Господи, воззвах. гл. 6. 287.  Постная Триодь, неделя 3-я, малая вечерня на Господи, воззвах, гл. 6. 288.  Четья-Минея на 1 августа. 289.  Воздвижение 14сентября, вечер, на литии, стих., гл. 1. 290.  Октоих, гл. 5, среда утро, по 3 стихословии седален. 291.  Там же, гл. 7, среда утро, канон, п. 7. 292.  Триодь, неделя 3-я, утро, канон, гл. 1, п. 3. 293.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 5. 294.  Октоих, гл. 2, среда утро, краегранесие канона. 295.  Посстная Триодь, Великая Среда, повечерие, трипеснец, гл. 6, п. 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

38 Такой монограммой называются буквы X и Р, выписанные таким образом, что первая покрывает вторую. 39 Manso. Op. cit. S. 321—322. 40 Евсевий. Церков. история. Кн. 10, гл. 5 и др. 41 Там же. Кн. 10, гл. 1, 3. 42 Там же. 43 Цитаты в тексте без обозначения сочинения указывают на Евсевиеву Жизнь Константина 44 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 45 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 18. 46 Сократ. Церковная история. I, 10. 47 Феодорит. Церковная история. I, 11. 48 Там же. 49 Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан/Творения. Т. I. С. 278—280. 50 Созомен. Церковная история. Кн. I, гл. 13; Афанасий Великий. Жизнь Антония/Творения. Т. III. С. 273. 51 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 10. 52 Он же. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 18; Похвальное слово Константину, гл. 9. 53 Евсевий. Церковная история. Кн. X, гл. 6. 54 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 11. 55 Constantini Oratio ad sanctorum coeturn (Константин Великий. Речь к обществу верных), гл. 9. 56 Там же. 57 Там же, гл. 10. 58 Там же, гл. 19—20. 59 Там же, гл. 18. 60 Там же, гл. 11—13. 61 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 16. 62 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 29; Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 63 Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви. М., 1878. С. 75—78. 64 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 65 Там же, гл. 10. 66 Иероним. О знаменитых мужах, гл. 80. 67 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 68 Лактанций. О смерти гонителей, гл. 18. 69 Сократ. Церков. история. Кн. I, гл. 13. 70 Лактанций. О смертях гонителей, гл. 24. 71 Иные западные, как светские, так и церковные историки, не сочувствующие деятельности Константина, проникнутые рационалистическими наклонностями, желая поставить в неловкое положение Православную Церковь, причислившую Константина клику святых, останавливаются с особенным вниманием на том факте, что император был крещен в Никомидии; а так как известно, что в это время Никомидийским епископом был Евсевий, человек арианского образа мыслей, то указанные историки с торжеством объявляют, что, значит, Константин крещен арианином и сам есть арианин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010