под. Но подобного рода воззрения, так же, как и применение ко всем язычникам той характеристики пороков языческого мира, которую делает апостол Павел в 1-й главе послания к Римлянам (ст. 21–32), несправедливы и находятся в прямом противоречии как со свидетельствами Свящ. Писания и отцев церкви, так и с фактами из истории первых времен христианства. Как ни глубоко было падение языческого мира в религиозно-нравственном отношении, тем не менее он не только не был лишен возможности истинного богопознания, но и обладал, в лице лучших своих представителей, задатками истины и добра. Так, апостол Павел в том же послании к Римлянам свидетельствует, что язычники, без особого божественного откровения, могут иметь истинное понятие о Боге ( Рим. 1:19–21 ), имеют стремление не только к злу, но и к добру ( Рим. 7:15–22 ), и многие из них, не имея закона, по природе творят сообразное с волей Божией ( Рим. 2:14–15 ). Также апостол Петр в книге Деяний св. Апостолов говорит, что и среди язычников есть люди, боящиеся Бога и поступающие по правде (X, 35). В той же книге приводится несколько примеров, могущих служить подтверждением этих слов. Так, о римском сотнике Корнилии говорится, что он до принятия христианства был человеком благочестивым, богобоязненным и добродетельным, творил много милостыни народу, всегда молился Богу, и молитвы его были услышаны, и милостыни его пришли на память пред Богом ( Деян. 10:1–2, 4, 22, 31 ). В первой книге Маккавейской (гл. VIII) высказываются похвалы даже всему римскому народу, – восхваляются его законы и политические доблести: мужество, твердость, благоразумие, дружелюбие, верность слову, повиновение властям, отсутствие зависти и т. под. О философе Л. Аннее Сенеке блаж. Иероним говорит, что он „был весьма строгой жизни» 11 . Блаж. Августин, по поводу цитаты из Теренция (Homo sum, humani nihil a me alienum puto), замечает в одном из своих писем, что „великим умам не чужд отблеск истины» 12 . В другом своем письме 13 он говорит: „Среди ораторов и поэтов, которые выставляли в своих произведениях на посмешище обществу ложных богов, были исповедовавшие единого истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Блаженный Иероним Стридонский учит: « Церковь , имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами» (ч. 4, стр. 86). Св. Климент Александрийский пишет: «Существующие в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов, по моему мнению, суть подобия ангельского чина» («Строматы» кн. 6; гл. 13–я). От самих времен апостольских и до нашего времени ведутся в Христовой Церкви списки епископов, законных преемников св. Апостолов. Вот общий список преемников св. Апостолов в церкви Греческой и от нее принявшей христианство церкви Русской. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви по порядку Время вступления по порядку Время вступления Андрей Первозванный, апостол Иоанн VII, Синкел Стахий, из учеников Христовых (окт. 31) Мефодий Омологита Онисим Игнатий Поликарп Плутарх Игнатий (во второй раз) Седекион или Седекия Фотий (во второй раз) Диомен или Диоген Стефан I, Порфиродный Елевферий Антоний II Феликс (св. апр. 15) Николай I, Мистик Афиноген Евфимий I, Синкел Евзовий Николай I (во второй раз) Лаврентий Стефан II Алипий Трифон Петринакс Феофилакт Олимпион Полиевкт (фев. 6) Василий I, Скамандрин Кириак I (из Кирилльан) Антоний I, Студит Кистин (Кастин или Константин) Николай II, Хрисоверг Тит (июня 4), (Трат) Тарат Сиссиний II Домитиан (Дометий) Димитрий Сергий II (или Евлогий) Пров (святой) Евстафий Митрофан I Алексий, Студит Александр I (авг. 30) Михаил Кируларий Павел I, Омологит Константин III, Лихуда Евсевий Иоанн VIII, Ксифилин Павел I (во второй раз) Косма I, монах Македоний (арианин) Евстратий Гарид Павел I (в третий раз) Николай III, Грамматик Македоний (во второй раз) Иоанн IX, Агапит Павел I (в четвертый раз) Лев Стопт или Ступп Македоний (в третий раз) Михаил II, Курсуас Евдоксий Косма II, Антик Евагрий Николай IV Димофил, еретик Феодот II Григорий I, Богослов Неофит I Нектарий I патриарх константинопольский (окт. 11) Константин IV, Лихуда Иоанн I, Златоуст Лука Хрисоверг Арсакий Михаил III Аттикс

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Святой Дионисий, современник апостольский, получивший первые наставления в вере христианской от учителя языков, удостоился слышать проповеди и других апостолов Христовых, в обществе которых находился в то время, когда все они были собраны к погребению Пресвятой Богоматери. Он сам свидетельствует о себе, что был в Иерусалиме у гроба Господня, где видел и слышал Иакова, брата Божия, верховного апостола Петра, Иоанна Богослова, Тимофея и иных многих братий, проповедовавших учение Евангельское. Из написанных сочинений сохранились до наших времен следующие: 1) о небесной иерархии, 2) о церковной иерархии, 3) об именах Божиих, 4) о таинственном богословии и 5) десять писем к разным, современным ему, лицам (Воскр. чт. г. XXII, стр. 297).   Библиографический указатель к XVII гл. Чтения о св. ап. Павле: Фессалоники и Верия. Воскр. Чт. 1872, II, 169-172 Афины. 186-188. Ап. Павел в Афинах. 288-292. О том же, Иннокентия, Архиеп. Херсон. Сочин. т. IX, 407-411. О том же, Фаррара. Жизнь и труды св. ап. Павла. I, 302-314, 314-333 Ст. 1. Амфиполь. Библ. п. сл. В. Ч. 1874. I, 127. Аполлония. 159. Ст. 5-6. Иасон. Б. п. сл. В. Ч. 1875. II, 237. Ст. 10. Берия. Б. п. сл. В. Ч. 1874. I, 246. Ст. 15. Афины. Там же. 254. Ст. 16-34. Приготовление язычников к принятию Спасителя. Духовн. Бес 1859. VIII, 495-511. Ст. 19. Ареопаг. Б. п. сл. В. Ч. 1874. I, 191-192. Ст. 26-28. Амвросия, Архиеп. Харьков. Возможно ли усовершенствование или преуспеяние народов без веры в Бога или без религии? Вера и Разум. 1885 1, 267-276. Ст. 34. Дионисий. В. Ч. 1874. II, 304. Св. Дионисий Ареопагит и его творения. Еп. Порфирия Успенского. Чт. в Общ. 1878. 176, 321, 715. Ранинского. О речи св. ап. Павла в афинском Ареопаге в ст. Пастыреначальник Господь Иисус Христос и Его апостолы. Стран. 1890. III, 17-19. Прот. Михайловского. Св. апостол Павел в Афинах. 50-58. ГЛАВА XVIII Стих 1-22 Ап. Павел в Коринфе (1-22) Ст. 1-5. Ап. Павел недолго оставался в Афинах. Склонность к новостям, по коей его слушали пытливые афиняне, должна была скоро наскучить неизменяемыми истинами, кои возвещал проповедник креста Христова, и он удалился в Коринф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Если древние фелони по покрою представляли собою круг или почти круг с вырезом в центре для головы, что символически означало полноту Божественной благодати, то позднейшие и современные фелони представляют в развернутом виде, если разрезать фелонь по центру груди, почти правильный полукруг. Покрой фелоней изменялся исторически одновременно с введением саккосов в общее употребление всех епископов, в связи с чем фелонь становилась иерейской одеждой. Поэтому изменение покроя фелоней как преимущественно иерейской одежды соответствовало тому обстоятельству, что священник не обладает полнотой благодати, какой обладает епископ. И поскольку фелонь перестала быть обязательным епископским облачением, то она потеряла форму полного круга. Полноту архиерейской благодати стал отображать саккос. С XVI-XVII веков фелони часто стали делать из тяжелой золотой парчи, так что их верх возвышался конусом над плечами. И, чтобы верх фелони из легких тканей тоже возвышался, их верх стали изготовлять с жесткой подкладкой. Жесткая верхняя часть фелони яснее явила в наглядном внешнем образе духовное понятие о ярме и иге Христовом, которые несет на себе в своем служении священник. Жесткая часть стала как бы прямо соответствовать той духовной одежде христиан, о которой апостол Павел говорит: «Облекшись в броню веры и любви...» ( 1Фес. 5, 8 ), и в ином месте: «Облекшись в броню праведности» ( Еф. 6, 14 ). Фелонь, таким образом, помимо указанных выше значений, приобрела значение брони веры, любви и праведности, в которую как бы и внешне теперь облекается священник, напоминая себе и верующим о духовном облачении воинов Христовых. В Посланиях апостол Павел говорит о всеоружии Божием, которое должны взять христиане для духовной брани с силами тьмы ( Еф. 6, 11–17 ; 1Фес. 5, 8 ), перечисляя при этом некоторые виды этого оружия. С этой точки зрения богослужебные одежды действительно напоминают воинские доспехи. Складка спереди фелони, образуемая пристегиванием нижней части к верхней, также не лишена своего символического значения: она изображает подобранный подол как знак готовности к действию, к всегдашнему бодрственному устремлению служителей Божиих к исполнению Его воли, ко всякому доброму делу. В церковном Уставе и служебниках есть древние указания, повелевающие в определенных случаях опускать передний подол фелони (Типикон, гл. 2, утреня; Чин литургии Иоанна Златоуста , по великом входе и другие). Но это давно не соблюдается, так как передний край подола стал очень коротким.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Библиографический указатель к VIII гл. Ст. 9-11. Волхвование. Библ. поп. сл. В. Ч. 1874. II, 62-64. Ст. 26-39. Желанная встреча. Душ. Чт. 1881. I. Янв. 39-49. Ст. 27. Кандакия. Б. п. сл. В. Ч. 1876. I, 224. Ст. 40. Б. п. сл. В. Ч. 1876. I, 272. Начало ересей в Церкви христианской (из Шаффа), Митропольского. Прав. Об. 1861. VI, 451. Фаррара. Самаряне. Симон волхв. Евнух. Жизнь и труды Св. Ап. Павла. Т. I, стр. 156-160. Первые дни христианства. Симон волхв, — легенда о его споре с Ап. Петром. Стр. 160. Леонида, Еп. Дмитровского. Жизнь Св. Ап. Петра. Евсевия, Архиеп. Воронежского. Чтения о св. Первоверховном Ап. Петре. О деяниях св. Апостола перед исшествием и по исшествии из Иерусалима. Стр. 147-152. Евсевия, Архиеп. Могилев. Ст. 32-42. Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола. Ч. 1, стр. 88.  ГЛАВА IX Стих 1-31 Краткое начертание жизни св. Апостола Павла Павел, по происхождению еврей от колена Вениаминова (Фил, 3, 5); Римский гражданин, по праву рождения в Тарсе Киликийском (Деян. 22, 3, 25-28); по закону, или по особливому толку, фарисей (Фил.3, 5), к чему приготовлен воспитанием в Иерусалиме у славного законоучителя Гамалиила (Деян.5, 34); художеством скинотворец (делатель палаток) (Деян. 18, 3); по предопределению, сосуд избран (Деян.9, 15); по духовному служению, проповедник, апостол и учитель языков (1 Тим.2, 7); по смирению, мний апостолов (1 Кор.15, 9); по трудам, паче всех их (1 Кор.15, 10). Вскоре по вознесении Господнем Павел сделался известен как гонитель Церкви Христовой. Во время побиения камением Стефана, он, как участник, стерег одежду побивающих (Деян. 7, 58; 8, 3). В том же духе идя в Дамаск, Павел был ослеплен светом и обращен гласом Христовым с небеси; а в самом Дамаске приял от Анании прозрение и крещение и соделался исповедником (Деян. 9, 1-22). Отселе был в Аравии (Гал.1, 15-17); после чего опять в Дамаске, где испытал первую опасность от иудеев и князя языческого (Деян. 9, 23-25; 2 Кор. 11, 32). По сему случаю придя в Иерусалим, вошел в общение с Петром и Иаковом, братом Господним; но и здесь, раздражив проповедью эллинов, отправился в Кесарию, а потом в Тарс (Деян. 9, 26-30; Гал. 1, 18-21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

299 Смирняне считали их, по-видимому, лишь за временных обитателей, чужих людей. Указание на это можно отчасти видеть в предсмертной речи мученика Пиония, пострадавшего в Смирне в 250 г. (См. о нем: Lightfoot. The Apostolic Fathers. Pars II. Vol. I. P. 556–557; 715–717; Vol. III. P. 427). «Жители Смирны, – говорил он, обращаясь к толпе, – гордящиеся красотой вашего города и Гомером, здесь рожденным, и вы, находящиеся здесь иудеи! Вы все с радостью ищете нашей погибели. Но вам, эллинам, следовало бы послушать учителя вашего Гомера, сказавшего: «Не добро о человеческой пагубе веселиться». Вам же, иудеи, Моисей повелевает: «Аще узриши осля врага твоего, падшее под бременем его, да не мимоидешие, но да воздвигнешие с ним " » ( Терновский С. Указ. соч. С. 290–291). – Как видим, Пионий различает эллинов от иудеев. Первые, по нему, «жители»; вторые же-только. временно «находящиеся» в городе. 300 Там св. отец говорит об ап. Павле: «Вами (филиппийцами) он (Павел) хвалится во всех Церквах, какие только познали в то время Бога, а мы еще не знали Его» (XI, 3; в Patrum apostolicorum opera, editio minor. S. 118; в русск. перев. Преображенского. Писания мужей апостольских. С. 326). Архиепископ Евдоким (Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. С. 308) и, по-видимому, проф. С. Терновский (Указ. соч. С. 290) понимают эти слова Поликарпа в том смысле, что Смирна не была еще просвещена светом Евангелия в год написания ап. Павлом (63–64 г.) Послания к Филиппийцам. Однако приведенный текст не дает права на такое заключение, как ясно уже из простого его чтения; и представленный у нас вывод является, по нашему мнению, единственно законным. 306 Ibid. III, 1,1 (y Mignéя Col. 845; русск. перев. С. 220). Ср. также: III, 3,4 (у Mignéя Col. 854–856; русск. перев. С. 224). 307 Евсевий. Церковная история. V, 24, 3 (у Schwarmz’a S. 211; русск. перев. С 281 –282). Любопытно, что Поликрат не упоминает здесь даже имени основателя Ефесской церкви – ап. Павла. 310 Подробнее о том, был ли св. апостол Иоанн в Малой Азии, и о так называемом «пресвитере Иоанне» см.: Сагарда Н. И. , проф. Указ. соч. С. 44–96; Цан. Forschungen. Thl. VI. S. 175–217 (Apostel und lünger Iesu in Asien, § 2); Евдоким, архим. Указ. соч. Гл. V-VIII, особенно V.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

В истории апостолов и древнейших христиан не встречаем ни одного случая применения приписываемого им языкознания. Ев. Лука говорит, что апостол Павел не понимал ликаонского языка. Петр имел толкователя. Далее, каким образом случилось, что ни в одном месте, где упоминается об языкоговорении, ни разу не обозначается, на каком именно языке говорили гдоссолалисты? Это тем страннее, что в других случаях ( Лук. 23:38 ; Деян. 21:37, 40; 22:2; 26:14 ; Иоан. 19:13, 17, 20; 20:16 ), когда совершается переход к говорению на каком-либо иностранном языке, это всегда точно обозначается, при чем вообще указывается переход от говорения на греческом к говорению на еврейском. Не менее странно и то, что ни в одном из относящихся к глоссолалии мест не говорится и о том, что именно говорилось на чуждых языках. Апостол обозначает даже в точности ( 1Кор. 14:6 ) то, чего не могло происходить при говорении на иностранном языке, – именно учения, откровения, пророчества и знания. Но если отбросить все это, что же тогда останется для говорения на иностранных языках? Даже и из 2 гл. Деяний, кроме совершенно общего намека на «великие дела Божии» (ст. 11), почти ничего нельзя вывести, что говорили или сообщали τραις γλσσαις λαλοντες; и столько же можно вывести и из речи Петра, ст. 14, относительно предмета, которым были заняты говорившие языками; упоминается только об их боговдохновенном состоянии. Если против этого возразят, что в данном случае не было связной речи, а только воспроизведение некоторых слов и речений на чуждых языках, то на это можно ответить, что при таком понимании дела спорный вопрос уже оставляется и дело переносится на другую почву. Тут не будет уже речи на чуждых языках, как обыкновенно утверждают. Что языкоговорение в пятидесятницу было знамением предстоящей проповеди всем народам, – эту мысль следует считать совершенно несостоятельной, потому что в таком случае апостолы на долгое время позабыли бы об этом знамении и во всяком случае не ясно его сознавали. Чрез несколько времени после пятидесятницы Петр должен был оправдываться в том, что входил в дом Корнилия – к людям необрезанным и ел с ними. Подобные случаи бывали и в другое время ( Гал. 2:11 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Называя апостолов «людьми крайне грешными», св. Варнава, очевидно, разумеет здесь их прежнюю жизнь, до призвания в апостольство и до излияния на них благодатных даров Духа Святого. И в этом случае мнение его вполне согласно с мнением о себе самих апостолов. Апостол Павел, напр., говорит о себе в послании к Тимофею (1-е. гл. I, ст. 1315), что прежде своего призвания в апостольство он был первым из грешников хулителем, гонителем и обидчиком, но что потом благодать Божия открылась на нем обильно, и он помилован для того, чтобы Господь И. Христос на нем первом показал все Свое долготерпение, в пример всем тем, которые будут веровать в Него. Точно также и апостол Петр торжественно, перед Лицом Самого Господа, признался, что он «человек грешный», и недостоин того, чтобы быть вместе со Спасителем ( Лк.5:8 .). И все вообще апостолы, можно сказать, выражаясь словами апостола Павла, только чудодейственною силою благодати Божией сделались тем, чем они были ( 1Кор.15:10 .). Наконец, чтобы подорвать подлинность послания св. Варнавы, указывают еще на некоторые неточности, которые встречаются в послании при описании некоторых иудейских обрядов, напр. в главах VII и VIII при описании обрядов жертвоприношения козлов очищения и красной непорочной юницы ( Лев.16 . и Числ.19 .). Но св. Варнава мог и не знать, с полнейшей точностью и до мельчайших подробностей, всех обрядовых постановлений Моисеева закона, что доступно и необходимо было только священным лицам иудейского народа. Св. Варнава, хотя и был левитского происхождения, но до своего обращения в христианство, по свидетельству предания, еще не был посвящен во все обязанности служения левитов. Неудивительно, после этого, если он допускает в своем послании некоторые неточности при описании разных священных обрядов Моисеева закона, такие неточности, которые вовсе не противоречат сущности и духу этих обрядов. Вообще нужно сказать, что «в основании всех изложенных нами возражений против подлинности рассматриваемого послания лежит уже слишком преувеличенное представление о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Не льстите себе… — говорит апостол, — ни сквернителе, ни малакии — μαλακοι — ..Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9). Сокращенное от мануступрация: manus (лат.) — рука и stuprare (лат.) — осквернять, делать блуд. Этот термин в недавнее время (1921 г.) был предложен польским врачом из Кракова, доктором Куркевичем. Он понравился и другим врачам (Гиршфельду, Присману), так как более точно определяет существо порока, не всегда совершаемого посредством рук. Ипсация — от латинского ipse — «сам»: автор термина хотел отметить, что такой акт совершается человеком над самим собой. (Присман М. Ипсация (онанизм) в освещении современной науки. Берлин: Врач, 1922. С. VIII.) Вот приговор рукоблудникам. Отца же их — ветхозаветного Онана — Бог наказал смертью за совершение этого греха (Быт. 38, 9-10). Зло было перед очами Господа то, что он делал, — говорит Библия про Онана, — и Он (Бог) умертвил его 4 . И в настоящее время Церковь, по правилу Иоанна Постника, назначает совершившему грех (мужчине и женщине одинаково) сухоядение и до 100 поклонов на день в продолжение 40 дней. «Аще же не может сухо ясти, да удержится от причастия (имело значение, когда люди причащались если не ежедневно, то очень часто. См.: " Основы " . Отдел III. Гл. 7. § 5. Таинство св. причащения. — Еп. Варнава) одно лето (то есть год. — Еп. В.) и поклонов 50 на всяк день» 5 . Взаимное рукоблудие наказывается вдвое, то есть восемьюдесятью днями сухоядения (или двумя годами отлучения от Св. Тайн) и пятьюдесятью поклонами на день 6 . С духовных лиц взыскивается еще, конечно, строже 7 . Бегайте блудодеяния, — повторяет апостол Павел (1 Кор. 6, 18), — всяк бо грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть; а блудяй во свое тело согрешает — εις το ιδιον — собственный организм расшатывает. «Уже с давних пор половым излишествам приписывали очень серьезное значение, в смысле влияния на центральную нервную систему, — говорит известный психиатр профессор П. Ковалевский 8 . — Дурное влияние этого деяния тем сильнее, чем в более молодом возрасте началось злоупотребление и упорнее продолжалось упражнение. Это влияние злоупотребления отражается как на физической, так и на нравственной и умственной жизни человека. С физической стороны является слабость, разбитость, истощение. В характере — раздражительность, вспыльчивость, скрытность, наклонность к отчуждению и уединению, подозрительность и т. п. В умственном отношении — притупление памяти, ограничение сообразительности и вообще умственная отсталость…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

493 «Vidi victorious leges dederunt». Эту цитату из утраченного сочинения «О суевериях» приводит Августин («О граде Божием», VI. 11). Высказывание Сенеки получило необыкновенное подтверждение через несколько лет после его смерти, когда Вереника, дочь царя Агриппы, которая слушала рассказ Павла в Кесарии ( Деян. 25:13,23 ), стала официальной любовницей сначала Веспасиана, а затем его сына Тита и правила во дворце Цезарей. Тит обещал жениться на ней, но из–за возмущения народа был вынужден удалить от себя прелюбодейку. «Dimisit invitus invitam» (Светоний, «Жизнь Тита», гл. 7; Тацит, «История», II. 81). 494 История римского гетто (от еврейского , cevdo, «рубить», ср. Ис. 10:33; 14:12; 15:2 ; Иер. 48:25,27 и т.д.) – это интересная и печальная страница в анналах папства. Фанатичный папа Павел IV (1555 – 1559) распорядился обнести гетто стеной и полностью отрезать его от христианского мира, а в своей булле Cum nimis написал: «Совершенный абсурд, никуда не годится, что евреи, собственными преступлениями навлекшие на себя вечное рабство, пользуясь христианским великодушием, осмеливаются жить и обращаться среди христиан, не носят никаких отличительных знаков, а христианские служители даже покупают у них дома». Сикст V относился к евреям доброжелательно под тем предлогом, что они – «семья, из которой вышел Христос»; но его преемники, Климент VIII, Климент XI и Иннокентий XIII, запретили евреям торговать чем–либо, кроме старой одежды, тряпья и железных изделий. Григорий XIII (1572 – 1585), который радовался резне в Варфоломеевскую ночь, силой принуждал евреев еженедельно слушать проповедь, и каждую субботу полицейские агенты отправлялись в гетто, чтобы плетьми сгонять мужчин, женщин и детей в церковь , а во время службы били тех, кто невнимательно слушал! Этот обычай упразднил только Пий IX, который отменил все жестокие законы, направленные против евреев. Эти и прочие интересные сведения о гетто вы сможете найти в монографии Augustus J. С. Hare, Walks in Rome, 1873, 165 sqq., и в памфлете д–ра Филипа, миссионера–протестанта, трудящегося среди евреев (Dr. Philip, On the Ghetto, Rome, 1874).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010