87  «Приведи в пример», говорит  Тертуллиан  своей жене, «наших сестер….; они сделали выбор свой (девство), стали супругами и дщерями Бога своего, живут и беседуют с Ним; не оставляют Его ни днем ни ночью; принесши Ему в приданое молитвы свои, они ожидают от Него в брачный подарок благодати и милостей…; они избрали благую часть и, отказавшись от замужества на земле, считаются уже в семействе ангелов» (II т. 206 стр. – Срав. «О целомудрии», II т. 121 стр.). 88  «Что такое есть церковь ?» спрашивает св. Ипполит. «Собрание святых, в правде живущих; единомыслие, которое есть путь святых к общению – вот церковь , этот духовный храм, насажденный на Христе, как бы на востоке,– храм, в котором обнаруживаются различные деревья всевозможного рода: и род отцов еще издавна отлучившихся, и деяния пророков, совершенные ими по закону; и лик апостолов, умудренных в слове; и мученики, получившие избавление чрез кровь Христову; и звание девственниц, освятившихся чрез воду; и лик учителей; и чин епископов, священников и левитов». Твор. св. Ипполита, еп. Римск., в рус. пер. изд. Казан. Дух. Акад. Вып. I. Казань 1898 г. стр. 22. 89  «Что же касается девства, то о нем мы не получили заповеди, но представляем его на волю желающих, как обет, ( εχη ν) ( 1Кор.7:25–26 ). Только убеждаем их, чтобы ничего не обещали опрометчиво, поскольку Соломон говорит: благо еже не обещаватися, нежели обещаватися и не отдати» ( Еккл.5:4 ) (Кн. IV, 14; Казань. 1864). 90  А девственница да будет свята телом и душею, как храм Божий, как дом Христов, как обитель Святого Духа. Ибо нужно, чтобы давшая обет совершением дел, достойных обета, показала, что обещание ее истинно и сделано из ревности к благочестию, а не в поношение брака (срав. 51 прав. апостол.). Да будет же она ни потаскушка, ни побродяга, ни двойственна в мысли, но честна, воздержна, целомудренна, непорочна, бегающая встреч со многими, а наипаче с бесчестными» (Ibid). 92  «Пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами диакониссы, девы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку (Кн. VIII, гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Думаю, что оно было предзнаменование близкой мученической смерти ее. Наконец недалеко от сего в другом месте картины живописец возжигает сильный огонь и пламя оного изображает в некоторых местах багряными красками. Посреди огня он поставляет девицу, которая простирает руки свои к небу, но не показывает в лице своем никакой печали, а напротив радуется, что переселяется к жизни бестелесной и блаженной. Изобразив сие, живописец кончил свое произведение и я оканчиваю повествование мое " . Епископ Астрий умер около 400 года.Описание иконы мученицы Евфимии читано из слова его на 7-ом Вселенском Соборе [ 12 ].Св. великомученица Евфимия замучена в гонение Диоктилианово около 304 года в Халкидоне, в предместии Константинополя на азиатском берегу; здесь были ее мощи, от которых по временам истекала кровь, особенно в ее праздники, и раздавалась и рассылалась христианам. Император Маврикий, усомнившийся в этом чуде, на 12-ом году своего правления: в 594 году по Р. X., употребил средства, чтобы не было какого-либо подлога, но в определенный день кровь излилась от мощей в большом изобилии и с великим благоуханием в присутствии императора, так что он излил обильные слезы. Об этом повествует Феофилакт Симокатта, историк современный императору (кн. VIII гл. 14). Память великомученицы совершается 11-го июля и 16-го сентября. Мощи ее доныне хранятся в патриархии Константинопольской.Знаменитый западный епископ, св. Амвросий Медиоланский, говоря о бывших ему видениях перед открытием мощей св. мучеников Гервасия и Протасия, свидетельствует, что при этом явился ему апостол Павел так, как он изображался на св. иконах (письмо 53). Значит, изображения св. апостола в это время были многочисленны и имели один определенный вид. Этот вид описан нами выше, равно как и лик св. апостола Петра.Наконец, из четвертого столетия дошло до нас немало самих священных изображений, сохранившихся в подземных усыпальницах римских, о которых мы говорили выше. Некоторые из этих изображений представлены в известной русской книге: Римские катакомбы Фрикена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Одним словом, каждая секта во многом руководствуется ни евангельским и апостольским учением, ни правилами соборными, а частными случаями. Но часто слова: «пресвитер, священник, священнический» в писании прилагаются к епископам; а потому следует обращать внимание не на одни только слова, употребляемые в писании, но и на смысл, с каким эти слова употреблены и к кому они должны быть отнесены. Вот наприм., св. Ириней Лионский , отец II века, пишет, что «все апостолы Господни суть священники» (кн. IV. 335; Б. Кат л. 358). Он много раз св. Поликарпа, еп. смирнского, называл пресвитером (стр. 390, 404 и др.) Он же ещё пишет: «надлежит следовать пресвитерам в церкви тем, которые имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства» (там же стр. 397, 389). «Велико достоинство священников, восклицает св. Злат., имже, сказано, отпустите грехи, отпустятся», (т. VIII, Иоан. б. 86, стр. 589). А это сказано не пресвитерам, а апостолам, а через них их преемникам – епископам. «С возложением рук священичества». ( 1Тим. 4:14 . Здесь ап. Павел называет себя священником). Толкование св. Злат. «Не о пресвитерах он говорит, а об епископах, потому что не пресвитеры рукополагали епископов.» (т. XI, I Тим. бес. XIII стр. 707 – слав. 2473). «Со епископы и диаконы». ( Филип. 1:1 ). «Что это? говорит св. Злат., ужели в одном городе было много епископов? Нет; (апостол) так назвал пресвитеров». (XI. б. I, стр. 225) «Но умолчали пророки и о священниках, т. е. об епископах» говорит св. Злат. (Исаии 60 гл. 17 с. Злат. т. I, стр. 616). Викентий лирин. епископов и митрополитов тоже называет священниками: «все, сошедшиеся туда (во Ефес на III вс. соб.) священники числом около 200 (стр. 144); а далее этих священников, бывших на III вс., соб., он называет епископами и митрополитами (стр. 155) «Такое множество священников, большей частью митрополитов» (стр. 150). т. е. из всех, епископов, собравшихся на собор, большая часть были митрополиты. Таким образом беглопоповцы злоупотребляют словом «пресвитер», потому что выражения, приложимые только к епископам, они прилагают и к пресвитерам, ставя таким образом их на одну степень и выводя ложное заключение, что пресвитеры могут заменить епископов, вследствие чего, по-ихнему, можно жить и спасаться без епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Особенно подробные изображения херувимов встречаем в книге пророка Иезекииля (гл. 1). «Я видел, говорит пророк, среди облака образ четырех chajoth. (ниже, ст. 10, пророк называет их и херувимами), имевших такой вид: фигура была у них человеческая, но четыре лица было у каждого, и четыре крыла у каждого из них; ноги у них были несгибающиеся, а подошвы ног их как копыто ноги тельца; они блистали блеском полированной стали. Под крыльями их были руки человеческие с четырех сторон их; равным образом и лица их и крылья их были со всех четырех сторон. Они не оборачивались при хождении, но однакож ,каждое шло всегда лицом вперед. Лица их передние были подобны лицу человеческому; лица их на правой стороне были подобны лицу льва; лица их на левой стороне были подобны лицу вола; лица их на задней стороне были подобны лицу орла. Крылья их были распростерты вверху по два, приноравляясь одно к другому, а другими двумя крыльями они покрывали тела свои». В другом месте ( Иез.41:19 ) пророк Иезекииль, описывая свой таинственный храм, представляет херувимов с двумя лицами, человеческим и львиным, изображенными по всем стенам храма между пальмами, так что каждый херувим одним своим лицом смотрел на одну пальму, а другим на другую. В Апокалипсисе Иоанна Богослова ( Откр.4:6:9 ) повторяется описание херувимов Иезекииля: «кругом престола четыре ζα, полные очей: одно подобное льву, другое подобное тельцу, третье лицом подобное человеку и четвертое подобное орлу летящему. Апостол Павел ( Евр.9:5 ) по величественному виду херувимов на ковчеге завета называет их херувимами славы, χερουβμ δξης. Из других небиблейских свидетельств о херувимах прежде всего заслуживает внимания свидетельство Иосифа Флавия. В описании скинии Моисея этот иудейский историк называет херувимов ζα πετειν, имевшими такой вид, какого никто никогда не видел («Antiquitates Iudaicæ» III, 6:5). В другом месте («Antiquitates Iudaicæ» VIII, 3:3) по вопросу о херувимах Иосиф говорит: «что изображали херувимы – этого никто объяснить не мог» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Так, Апостол Варнава цитирует ее изречение: «да не будет рука твоя простерта к принятию и сжата к даянию» ( Сир.4 ­­ Посл.19:9). Климент Римский обращается с молитвою к Богу: «многомилостив и щедр (Господи), остави нам беззакония наши» ( 1Кор.59 и 60 гл.), как бы воспроизводя аналогичную молитву Сираха (16:12–15). В Пастыре Ермы встречаются частые цитаты из этой книги (Вид. 3, 7. Заповед. 1, 1. Подоб. 5, 3, 5, 6, 7…). У Климента Александрийского (Paed. II, 7 ­­ Сир.7:15; 14:1 ; Paed. II, 6 ­­ Сир.20:5, 8 ; Paed. II, 2 ­­ Сир.31:36; 31:38 ; Paed. I, 8 ­­ Сир.1 и мн. др.), Киприана Карфагенского (Test. II, 1; III, 6; Ер. 69 ­­ Сир.28:28 ; De immort. с. 13 ­­ Сир.12:7–9 ), Оригена (Cont. Cels. VIII, 50 ­­ Сир.10:23 ; Com. in Iohan. ­­ Сир.31:16; 5:8 ), Афанасия (Прот. Ар. II, 79; Толк. на Пс.118, 60 …), Златоуста (De Lazar. II, 4), Ефрема Сирина (I, 83; II, 118; III, 100), Василия Великого (Шестоднев. 6:10. Толк. на Пс.14:44 ), Григория Нисского (О жизни Моисея и О надписании псалмов. II, 3. Толк. на Екклез. гомилия 3) и других отцов Церкви очень часто цитируется эта книга. Кирилл Иерусалимский в 23-м огласительном поучении своем прославляет праведного человека характеристикой его у Сираха (34:9–15). Также и в других местах огласительных (6:4; 11:9; 13:8; 23:17) и тайноводственных (5:17) поучений цитирует книгу Сираха. Епифаний обличает суемудрие и фантазерство еретиков, пользуясь словами Сираха: «высших себе не ищи и крепльших себе не испытуй» ( Сир.3:21–24 ). Этими очень характерными словами очень часто пользовались христианские учители и моралисты, чтобы остановить бесплодные, а иногда и вредные, порывы людей к излишнему и непосильному «мудрованию», порождавшему ереси и расколы. Заповеди Сираха о почитании родителей, с их обещаниями и обоснованиями моральными ( Сир.3:1–17 ), очень часто цитируются у отцов Церкви, у проповедников и моралистов. Изречение Сираха: помни последняя твоя, т. е., смерть и загробный суд, и во веки не согрешиши ( Сир.7:39; 14:12 ), едва ли реже канонических изречений встречается в богословских, особенно гомилетических и моральных, христианских произведениях. Всякий современный богослов и читатель найдет в книге очень много чрезвычайно ценных поучений и уроков, например, о борьбе с грехом ( Сир.4:23; 21:1–4 ), о гордости ( Сир.10:7 ), высокомерии (6:2–4), честолюбии (7:4–8), нравственной нечистоте (9:3–11; 19:2–3; 23:21–24; 25:28, 33, 36) и мн. под. Найдет он здесь и полезные советы: о молитве (18:22–23), смирении (32:22–24), любви (13:19–20), милостыни (7:10, 36; 29:12–18) и мн. др. Из догматических положений очень важно изречение: воззвал я ко Господу, Отцу Господа моего ( Сир.51:14 ), заключающее ясное учение о троичности Лиц, преимущественно о Боге Отце и Сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Теперь прислушайтесь к словам Иоанна Златоуста , который говорит, что Бог дал людям ремесла для поддержания жизни, а не как помеху в духовных трудах: «Дал искусства 108 для поддержания жизни, а не для того, чтобы мы уклонялись от духовных занятий; для того, чтоб изучали искусства не пустые, но необходимые; для того, чтобы друг другу служили, а не козни строили друг против друга» (Толкование на послание к Филиппийцам. Гл. 10). Если же в каком-нибудь городе церковь находится очень далеко и христиане-ремесленники не могут ходить на службу утром и вечером, пусть самое малое один час или как минимум полчаса выделяют утром и, стоя перед святыми иконами у себя дома, произносят кратко такую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. И так до тридцати раз. К этому добавьте еще двадцать пять земных поклонов. А если сможете, то и больше. Затем приложитесь к святым образам и идите к себе в мастерскую и принимайтесь за свою работу. Таким же образом поступайте и вечером после работы, когда вернетесь домой. Ремесленникам не подобает работать ради обогащения, но только для обеспечения самых насущных жизненных потребностей. Нечист всякий, кто надеется лишь на свое ремесло. Итак, братья, берегите себя и не прилепляйтесь к своему рукоделью и ремеслу и не любите их ради наживы. Ведь стремящиеся к богатству подвергаются многим искушениям и вредным похотям. Как говорит апостол, «а желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6:9 ). Вы должны работать так, чтобы хватало на питание и одежду вам и вашим детям и еще оставалось на посильную помощь нищим, словом, только на самое необходимое, и довольствуйтесь этим. Так заповедует божественный Павел: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:8 ). Так же молился Богу и праведник Иаков: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною... и даст мне хлеб есть и одежду одеться» ( Быт.28:20 ). И Соломон просил о том же:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В Риме, как справедливо говорят, нельзя назвать наследием Петра или принадлежавшим ему даже того клочка земли, который сделался его могилой. Он и казнен был в Риме казнию не римского гражданина, как казнен апостол Павел, но казнию преступника – пришлеца или раба, не пользовавшегося правом гражданства. Не имея сам никаких владений, он никому не мог и завещать ничего в этом роде. Напротив, как бы предвидя, что впоследствии найдутся люди, которые, прикрываясь его именем и пастырскою властью, станут домогаться господства над христианскими душами, он ясно в послании своем выразил ту мысль, что пастырям неприлично господствовать над своими пасомыми, или считать их своим наследием, а нужно смотреть на них, как на наследие принадлежащее Богу. «Пастырей, пишет он (I. посл. Петра гл. V ст. 1–3.) умоляю я, как сопастырь (а не как начальник пастырей): пасите Божие стадо, какое у вас, не ради гнусной корысти, а из усердия, – не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. И когда явится пастыреначальник, вы получите неувядающий славу венец (а не на земле царский венец должен быть наградою пастырского служения)»... В мирских отношениях апостол Петр заповедывал своим последователям повиноваться царю, правителям от него посылаемым, и всякому человеческому начальству (I. Петр. гл. II ст. 13–14), нимало ни домогаясь начальствовать или властвовать над кем либо. Наследием же, достойным христианского стремления, апостол Петр называл наследие нетленное, непорочное, неувядаемое, хранящееся на небесах (I. Петр. гл. I. ст. 4). В настоящее время серьезные римско-католические ученые сознают, что искать оснований светской власти пап в первых веках христианства нельзя; тем не менее, говорят, эта власть имеет за собою несомненное историческое право, – так она выработалась постепенно законным и естественным историческим путем, а не была какою либо насильственною узурпациею со стороны папства. «Папы с IV-ro до VIII-ro века оказали очень много услуг Риму и Италии, и вследствие этого постепенно приобретали себе там более и более политического влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В. Фаррар. Указ. соч. Кн. VIII. Гл. XXVIII). Как видно из послания, написанного отсюда к фессалоникийцам, святой Павел крайне страдал и от телесной немощи и беспокойства, от внешних невзгод и от внутренних треволнений. Он напоминает солунянам (фессалоникийцам), что уже предупреждал их о своих, и их собственных скорбях, и трогательно говорит о том утешении, которое он получил от известия о твердости их веры среди своих страданий (см. 1Фес. 3:4–7 ). Особенно он возмущался своей чистой душой и скорбел, видя грубую безнравственность города, славившегося своей распущенностью, даже среди наиболее распущенных городов разлагавшегося язычества. Самое название Коринфа сделалось значащим одно с именем безобразного кутежа и распутства. Эта ужасающая распущенность Коринфа зависела от массы постоянно прибывающих сюда отовсюду матросов, которые делали город вертепом пороков всякого рода, а частью от громадного численного превосходства рабов. Этому распутству содействовала и сама их религия. Тысячи жрецов были посвящены на служение нечистоте в гнусном храме Афродиты Пандемской. С Востока и Запада сливались подонки всякой мерзости в этот новый Содом классической культуры. К христианам этого города Апостол Павел чаще всего обращается с торжественными предостережениями и пылающим негодованием, с суровыми запрещениями плотского греха (см. 1Кор. 5:1, 6:9–20, 10:7–8 ; 2Кор. 6:14, 7:1 ). Обращенным из гнусных коринфских вертепов рабам и ремесленникам он пишет, что они погрязли в бездне греха и позора (см. 1Кор. 6:9–11 ; 2Кор. 12:21 ). В отношении этого именно города высказывается печальное положение, что в мире язычества чистая, честная жизнь была почти незнакомым делом (см. 1Кор. 5:9–10 ). Это был город пьяниц, город шарлатанов и обманщиков всякого рода (Ф. В. Фаррар. Указ. соч. Кн. VIII. Гл. XXVIII). В таком-то именно месте, более чем где-либо и когда, было необходимо для Апостола Павла показать в себе пример воздержания даже в вещах позволительных. И потому, чтобы какие-либо жадные лавочники-ремесленники не стали обвинять его в искании своих собственных выгод, он решился ничего не принимать из их рук именно в тех видах, чтобы кто-либо не сказал, что и он также, подобно массе промышленников всякого рода, действует лишь из своекорыстных видов (см. Деян. 20:34 ; 1Кор. 9:12 ; 2Кор. 7:2 ; 1Фес. 2:9 ; 2Фес. 3:8 ). В Коринфе он нашел себе пристанище, у своих единомышленников Акилы и Прискиллы (жены его), переселившихся сюда из Рима, и добывавших себе пропитание деланием палаток. Это ремесло знакомо было и святому Павлу, и он этим трудом добывал себе пропитание, хотя и не всегда достаточное (см. 2Кор. 9:8–9 ; 1Кор. 4:11–12, 9:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Ибо отвергнутися Христа, есть: не верити, яко он есть Спаситель мира; аще бо Галатов, которые хотя и говорили, что к их оправданию заслуги Христовы полезны суть, но кроме их, искали обоих законов правды, Святый Апостол Павел именует упразднившимися от Христа, и от благодати отпадшими 107 , и сказывает о себе, что он болезнует ими, и воображает в них Христа 108 ; то множае паче такого отвергшимся Христа нарицати подобает, иже не хощет веровати, яко чрез него единого [т. е. Христа] должны мы искати себе спасения. Но в сем толковании надобно разуметь не какое либо отвержение Христа, не внешнее, от страха или для избежания мучений бывающее, [ибо таковым образом падшие Мученики и с покаянием обратившиеся, достойно и праведно паки приняты церьковию, в чем и Новатиане ни мало не противоречат] но произвольное и от упрямства происшедшее, ибо сие наипаче потребно ко греху оному непростительному, как ниже сего сказано будет: или помянутые Христом места тако согласити надобно, чтобы слова в стихе 8. сказанные, разумелися о внешнем отвержении Христа; а слова следующие, в ст. 9. положенные, о упорном его отвержении. Ибо внешнего отвержения что страшнее, и по нем, яко тяжчайшее, положено быти может, кроме сего упорного и отчаянного отвержения? или наконец, что иное выдумаешь, которое бы разумелося чрез хулу на Духа Святого, наипаче в таком Христовых слов порядке и следствии, кроме сего отвержения? VIII. Сие самое яснее стоит на другом месте, к Евр. гл. 6. ст. 4. и след. где Апостол Павел тако глаголет: Не возможно бо просвещенных единою, и вкусивших дара небесного, и причастников бывших Духа Святого, и доброго Божия глагола, и силы грядущего века, и отпадших паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе и обличающих и проч. Здесь подлинно глаголет он о грехе непростительном. Ибо невозможным почитает, дабы таким образом согрешающие люди могли быти паки обновленны в покаяние, но кончина таковых есть пожжение: а как уже известно, что Христос один токмо грех таковым, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

1069 Этот культ в своей основе имел поклонение таинственным производительным силам природы. Диана-богиня ночи, владычица таинственных сил. Отсюда, изображение богини, как πολμαστος, multimamma (Winer). Изобр. м. видеть у Riehm’a, Schmimh’a. 1071 Более подробное, обстоятельное и солидное описание Ефеса и жизни ефесян, нисколько не уступающее произведениям западн. писателей, читатель найдет в произведении молодого русского ученого, к глубокому сожалению, так рано умершего: Третье великое благовестническое путешествие Ап. Павла. Оп. ист, – экз. иссл. И. Григория, стр. 304–353. Сергиев Посад. 1892. Ср. Жданов. Откровение Господа о семи малоазийских церквах. 1891. 1090 Horatius. I. 1, 12; Propert III. 18, 19. Норов. стр. 210–211. Солярский. Цит. соч. т. III, стр. 189. 1110 Это изображение вычеканивали на пергамских монетах. Pausanius. Lib. II, с. 28; Arnobius. Lib. VII, р. 249.–Wolff. 1151 Иначе в Апокалипсисе мы нашли-бы хотя какой-либо намек на гонения христиан Иудеями в Филадельфии Такое понимание этого стиха подтверждается и контекстом речи ( Anok. III, 7. 12 ), и посланием св. Игнатия к Филадельфийцам гл. V, стр 412; VI, стр. 413; VIII, стр. 414; IX, стр. 415 (по перев. Преображенского: Писания мужей апостольских). 1164 Св. Ап. Павел в числе врагов Лаодикийских христиан называет ложных учителей (см посл. к Колосс. и Ефес.). 1172 Clem. Alex. Chronicon Paschal. ad annum Traiani IV; „Clemens vero „Alexandrinus iisdem consona tradit: iilum Asiam et flnitimas provincias peregrasse“. Cf. Euseb. Hist. Eccles. III, 1. 23. Iren. Adv. haeres II, 22 § 5. Hieron. De vir. illustr. c. 9: totas Asiae fundavit rexitque ecclesias“ Niceph. Hist, Eccl. II, 42 . Niceth. Paflag „ne dum urbem Asiae principem, sed omnem deinceps provinciam urbesque omnes et oppida obiens“ etc. Op. cit. t. XXVII, p. 396. 1174 Nicephorus II, 31: Четьи-Минеи Ноябрь 14 дня; Норов т. V. стр. 87 cf. Lipsius. Op. cit. t III. S. 8; тексты В. стр. 24; E. стр. 69. 1184 Деян. ХХ, 31 . Правда, св. Дееписатель в другом месте говорит, что Ап. Павел учил в синагоге месяца три (XIX, 8) и в школе Тиранна два года (XIX, 10); но это видимое противоречие легко устранить: здесь Ев. Лука указывает приблизительно время пребывания Ап. в Ефесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010