Итак, придя в себя, кое-как дополз я до кромки земли, ухватился за тот куст, вылез и вернулся домой. Проболел я недолго, но это событие изрядно научило меня любви Божией. Полагаю, что оба гласа «иди» и «вернись!» – исходили от Ангела. Сказано мне было вернуться, так как мне грозила опасность. А сказано мне было идти, чтобы приобрёл я опыт того, как Бог спасает человека. Я был поставлен перед выбором. И я внял первому зову, говорившему мне «иди!» О чуде в монастыре Рáваница (в области Срем) Три года тому назад мы получили от нижеподписавшегося брата Петара Козлича письмо, содержание которого приводим здесь слово в слово, без изменений. «Йован Попович, земледелец из Шашинаца близ Сремской Митровицы, оглох в 1914 году на поле боя, так что левым ухом не слышал вовсе, а правым – лишь немного, да и то, если говорили ему в самое ухо, а так, хоть бы рядом и из пушек стреляли, Йован ничего не слышал. В 1914-м и 1915 годах врачи пытались как-то ему помочь, но без всякого успеха. В результате он был демобилизован как полностью негодный к воинской службе. Вернувшись домой, Йован [вновь] искал помощи у врачей, ездил к ним лечиться, однако [доктора] ему ничем не помогли, хотя обещал он им всё, чтó попросят, – только бы вернули ему здоровье. Врачи утверждали, что он уже никогда не сможет слышать, так как [слуховые] нервы у него простужены и, по их непреложному мнению, у него полопались барабанные перепонки. …Однако невозможное человекам возможно Богу, ибо Он всемогущ. Но, к сожалению, люди не обращаются к Богу и не просят у Него помощи в своих невзгодах. Вот и Йован, потеряв всякую надежду на выздоровление, покорно носил своё бремя. Но Всемогущий, провидя его терпение, призвал его к полному исцелению. Призвал Он Йована покаяться в своих грехах, дабы сначала отверзлись у него духовные органы чувств, а затем уже – и телесные. Два года тому назад Йован стал усердно каяться в своих прегрешениях и хотя [по-прежнему] не слышал, однако регулярно ходил в церковь и на братские собрания, стараясь не пропустить ни одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

21. Антоний. Иконостасы (1)=Антоний [Храповицкий], архиеп. Какие сооружать иконостасы в новых храмах?//ВиР. 1914. 14. С. 145–154. (Перепечатка: РдСП. 1914. 39. С. 59–63; 40. С. 87–91.) 22. Антоний. Иконостасы (2)=Антоний [Храповицкий], архиеп. Предание или произвол? (Продолжение статьи об иконостасах)//ВиР. 1914. 14. С. 155–160. (Перепечатка: РдСП. 1914. 41. С. 112–118.) 23. Антонов. Русские богословы=Антонов Н.[Р.], свящ. Русские светские богословы. СПб. 1912. 24. Антонов. Сектантство=Антонов Н.[Р.], свящ. Сектантство и борьба с ним//Санкт-Петербургские ведомости. 1908. 154. С. 1–3. 25. Антонов. Условия=Антонов Н.[Р.], свящ. Условия возрождения церковно-приходской жизни в России//ИСПбЕ. 1906. 11–12. С. 27–37; 13–14. С. 32–56; 15. С. 7–21; 16–17. С. 24–38. 26. Антонов. Чтение=Антонов H.[P.], свящ. Отведено ли чтению Евангелия в нашем богослужении подобающее ему место и время?//Смоленские ЕВ. 1908. 16. С. 645–649. 27. Аполлосов М.[В.], свящ. Реформа церковной жизни нашего Отечества. По поводу предстоящего Поместного Собора Российской Церкви//Воронежские ЕВ. 1906. 5. С. 205–217. 28. Апраксин (1)=Апраксин С. Исповедь уверовавшего интеллигента. Киев, 1907. 29. Апраксин (2)=Православный мирянин [Апраксин СА.]. К вопросу об упорядочении церковной службы. (Голос пасомого)//ИСПбЕ. 1905. 9–10. С. 24–28. 30. Апраксин (3)=Православный [Апраксин СА.] Об упорядочении церковной службы. (Голос пасомого)//ЦВк. 1905. 16. С. 501–503. 31. Апраксин (4)=Апраксин С. Голос светского человека о просветительно-воспитательном значении православного богослужения и истовости его отправления//МО. 1905. 11. С. 243–257. 32. Апраксин (5)=Православный [Апраксин СА.] Что такое православное богослужение и во что превратили его наши «пастыри». (Предсоборные думы православного)//Правда Православия. СПб., 1907. 12–13. С. 1–10. 33. Апраксин (в)=Вл. М-ов. [Рец. на:] Девять лет на лоне Православной Церкви. (Вторая исповедь уверовавшего интеллигента.) Доклад, читанный на миссионерском съезде в Н.-Новгороде 20 августа 1907 года. Врача С.А. Апраксина.// Церковь . М., 1908. 1. С. 33–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это приводит к следующему. Я уважаю Гора Чахала, но я не могу сказать, что это христианское искусство. Две рыбки с бутылкой мне больше кажутся рекламой гастронома, чем Тайной Вечерей. Но это уже попытки и это не его вина. Это вина того, что в нас, опять же, нет этой цельности. И на одном краю оказывается Гор Чахал, а на другом — группа девочек, вбежавших на солею храма Христа Спасителя. Так люди понимают актуальное. Очень важно об этом говорить, писать — знакомить людей с настоящим христианским искусством. Люди, живущие в одной стране, одной Церкви, одном городе — его не знают. Церковь — не о прошлом. Канон — это не повторение, а правило. Правила русского языка мне не мешают говорить на русском языке, и даже напротив — чем лучше я знаю правила, тем более свободно я говорю. Канон искусству не мешает. Дело не в каноне, а в том, что мы не очень хорошо понимаем, что такое актуальность внутри Церкви. Мы все время идем не «вперед, к отцам», как говорил протоиерей Георгий Флоровский, а «назад, к отцам». Что Отцы делали? Они брали актуальную греческую философию, и на этом философском языке пытались сформулировать веру. Брали актуальную энкаустику и писали иконы. Брали актуальные знания оптики и геометрии и выстраивали Софию Константинопольскую. Мне кажется, что наша задача — стремиться к как можно большей целостности и как можно меньше разделять и меньше ставить границы, за которые мы боимся выйти.   Фото Юлии Маковейчук Ирина Зарон, Тайная Вечеря, авторская техника     Сергей Антонов, Снятие со Креста, доломит Ирина Зарон, Омовение Младенца, авторская техника Ирина Зарон, Положение во Гроб, авторская техника Сергей Антонов, Оплакивание, доломит Ирина Зарон, Положение во Гроб, авторская техника Сергей Антонов, Жены-мироносицы у Гроба, доломит Сергей Антонов, Сошествие во Ад, доломит Сергей Антонов, Вход в Иерусалим, доломит Сергей Антонов, Несение Креста, доломит Ирина Зарон, Снятие со Креста, авторская техника Сергей Антонов, Распятие, доломит Ирина Зарон, Бегство в Египет, авторская техника

http://pravmir.ru/umiraet-li-hriastiansk...

Св. Софии в Мистре, Греция (ок. 1350), ц. вмч. Димитрия Маркова монастыря, Македония (ок. 1376-1381). Др. изображение служащего Христа Архиерея в богато украшенном, расшитом жемчугом саккосе, благословляющего правой рукой и держащего в левой закрытое Евангелие, находится в нише диаконника. На боковых стенах алтаря изображены св. архидиаконы Стефан и Лаврентий. В зоне алтаря и на прилегающих к нему поверхностях стен и столбах представлены св. отцы Церкви, архиепископы К-польской и местной Церкви. Росписи наоса составляют несколько циклов: двунадесятые праздники (от Благовещения до Успения Богоматери), Страсти Христовы (18 сцен в верхнем регистре, от Омовения ног до Погребения; это самый обширный из всех циклов в росписи Л.), Явление Христа по Воскресении, притчи и чудеса (в среднем регистре), Деяния и чудеса арх. Михаила (12 сцен в нижнем регистре; начинается со сцены «Собор архангелов», которая в византийском искусстве включается в цикл деяний только с сер. XIII в.), Житие прп. Гавриила Лесновского, основателя общины и монастыря, погребенного в храме (на юж. стене алтаря 2 иконных образа этого святого; на сев. стене - в плоской нише сцена «Преставление прп. Гавриила»). В нижнем ярусе стен и на столбах - единичные образы избранных святых и портрет донатора (на сев. стене центрального нефа Йован Оливер в роскошных одеждах севастократора, предстоит с моделью храма перед небесным патроном церкви арх. Михаилом). Ктитор Йован Оливер. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Ктитор Йован Оливер. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Св. арх. Михаил поражает сарацинов. Роспись наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Св. арх. Михаил поражает сарацинов. Роспись наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Роспись основного пространства храма выполнена 4 греч. мастерами; частично сохранилась подпись одного из них (Георгий ?). По мнению В. Джурича и С. Габелич, 1-й мастер выполнил изображение Христа Пантократора, Небесной литургии и пророков в куполе, 2-й - фигуры 40 Севастийских мучеников, евангелистов и цикл Великих праздников (за исключением сцены «Успение Богоматери»), часть сцен в цикле Страстей Христовых.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Между 1584 и 1597 гг. власти обители получили от царя Феодора Иоанновича жалованную грамоту на сельцо Хорошёво в Переславском (?) у. ( Антонов. 1997. 193. С. 74). 12 марта 1588 г. городовой приказчик С. Т. Николаев утвердил межевание земли П.-З. Ф. м. от переславль-залесского Свято-Духовского мон-ря под мельницу на р. Трубеж до устья р. Чёрной (Там же. 196. С. 74). 12 окт. 1588 г. вопреки указу о тарханах царь Феодор Иоаннович выдал жалованную тарханно-несудимую - на данного пристава, односрочную и заповедную проезжую грамоту - игум. Силуану «с братией» на владения обители в Переславском у. Этот документ защищал их от нежданных ездоков, запрещал последним появляться и в монастырских лесах ( Иванов. 1850. С. 234-236; Антонов. 1997. 197. С. 74). 21 нояб. 1588 г. царь Феодор выдал игум. Силуану жалованную данную грамоту на с. Тюшино, «Ильинское тож» с деревнями. 14 дек. 1598 г. оба этих пожалования были подтверждены царем Борисом Феодоровичем Годуновым ( Свирелин. 1903. С. 27; Антонов. 1997. 197-198. С. 74-75). В 1608 г. жители Переславля-Залесского признали над собой власть Лжедмитрия II . 27 нояб. 1608 г. самозванец выдал властям П.-З. Ф. м. свою подтвердительную жалованную тарханно-несудимую грамоту на их владения в пределах Переславского у. ( Антонов. 1997. 197. С. 74). Отряд воинов из Переславля-Залесского участвовал в войсках пана Я. П. Сапеги в осаде Троице-Сергиева мон-ря (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610). 28 июня 1609 г. отмечалось, что ранее, во время штурма обители «Федоровского монастыря вотчины Слободки», было «убито 5 человек крестьян» (АИ. Т. 2. 237. С. 279). В 1611 г. население Переславля-Залесского активно боролось против польско-литов. интервентов, поддерживая деятельность Первого и Второго ополчений. Сохранилась грамота от 23 мая 1612 г., к-рая свидетельствует о получении денег за лошадей «для земские службы в Ярославле» с вотчин П.-З. Ф. м. ( Антонов. 1997. 201. С. 75). Нуждаясь в деньгах, 15 апр. 1612 г. игум. Герасим и «вся братья» продали один из своих осадных дворов в городе сыну боярскому И.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

В заключении подводятся итоги исследования и суммируются помещенные в разных главах контекстуальные разделы, что позволяет показать место «Апологии» в церковном Предании. Помещенные после заключения приложения к диссертации представляют собой перевод фрагмента из малоизвестного, но значимого исследования Ф. Портманна, и не переведенный ранее фрагмент из «Demonstratio Evangelica» Евсевия Кесарийского . Список работ, опубликованных по теме диссертации Прочие публикации: 1 . «Апология» свт. Григория Богослова и «Шесть слов о священстве» свт. Иоанна Златоуста : проблема связи текстов//Златоустовские чтения. Сборник докладов научно-практической конференции 2–3 февраля 2022 г. М., 2023. С. 478–493. (0,8 а.л.) 2 . Nazianzena Rossica. Свт. Григорий Богослов : исследования и переводы. Сборник статей/Науч. Ред.: Н. К. Антонов, П. А. Пашков. – М.: ПСТГУ, 2022. (24/авторский вклад – 5,95 а.л.) 3 . Antonov N. The ρχ of the Priest in the “Apology for his Flight” (or. 2) of Gregory of Nazianzus//Philosophy. The Journal of the Higher School of Economics. Vol. 6. 2022. 4. P. 13–35 46 . (1,5 а.л.) 4 . Антонов Н. К. Пастырская образность в «Апологии» свт. Григория Богослова //Шаги/Steps. Т. 7. 2. 2021. С. 193–211 47 . (1,45 а.л.) 5 . Антонов Н. К. [Рецензия]//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 136–140 – Рец. На кн.: Hornung C. Monachus et sacerdos: Asketische Konzeptualisierungen des Klerus im antiken Christentum. Leiden: Brill, 2020. – 271 p. (0,2 а.л.) 6 . Антонов Н. К. Новый взгляд на эпистолярное наследие свт. Григория Богослова //Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91 – Рец. на: Storin B.K. Self-Portrait in Three Colors: Gregory of Nazianzus " s Epistolary Autobiography. Oakland: University of California Press, 2019. – 276 p. (0,5 а.л.) 7 . Антонов Н. К. Второй вселенский собор в историко-богословском контексте//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 95. С. 9–32. (1,5 а.л.)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

26 мая 2011 года решением Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви был избран викарием Патриарха Сербского с титулом Липлянский. Решением Священного Архиерейского Собора 2014 года избран епископом Пакрацко-Славонским. Владыка Йован известен в Сербской Православной Церкви и как военный парашютист. В октябре 2002 года он был включен в резервный состав 63-й парашютной бригады, духовником которой является --------------------------------------- Хиландар – один из афонских монастырей, расположенный на северо-восточной стороне полуострова. Обитель была основана в 1198 году сербским архиепископом святым Саввой и его отцом, сербским князем Стефаном Неманей, которые приняли постриги в соседнем монастыре Ватопед. В святогорской иерархии Хиландар занимает 4-е место. Крестная слава – сербский обычай, празднование дня святого покровителя семьи, церкви, монастыря. Преподобный Симеон Мироточивый в миру был великим жупаном (правителем) Сербии, объединил большую часть сербских земель и добился политической независимости для своей страны. В возрасте 80 лет Стефан удалился на Афон, где святостью жизни прославился уже его сын – святой Савва. Преподобный Симеон был великим подвижником и мудрым наставником иноков. Интифада – арабское освободительное движение. В настоящее время под словом «интифада» чаще всего понимается вооруженная борьба палестинских арабов против Израиля. Мар Саба или Лавра Саввы Освященного – православный греческий мужской монастырь, расположенный на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне. Обитель была основана в 484 году преподобным Саввой Освященным. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Отец Йован, где вы? Вас ищет сербский епископ – англ. Славский колач – праздничный хлеб, выпекаемый в честь сербского праздника Крестной славы и торжественно освящаемый. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть

http://ruskline.ru/opp/2020/12/29/s_patr...

Итак, выехали мы вшестером: наш отец Даниил, гость из России Георгий, сестры Настя, Полина и Лариса, а также наш добрый познаник (знакомый) черногорец Йован – в качестве водителя и провожатого, он знал, как проехать по Косово без пратни (охраны). Дело в том, что со времен последнего военного конфликта в Косово православные без пратни обычно не ездят. Пратня – это два бронетранспортера, едущие впереди и позади автобуса с паломниками. Мы же просто «замаскировались» слегка: Йован надел черные очки, батюшка снял камилавку, а всем остальным сказали не высовываться в окна. От нашего метоха (это частное монастырское владение, скит) до границы с Косово – около трех часов езды, мы соседи. Граница напоминает автозаправку: несколько будок, к которым подъезжают машины. Надо было только предъявить паспорта, и все. Едем дальше. За окном – темный жутковатый лес, елки, заросли, совсем как в России. Но дальше дорога стала спускаться вниз, и пространство расширилось до горизонта. Открылось огромное равнинное плато, сплошь все в домишках, речушках и огородиках. ...Да, вот оно, легендарное Косово поле! Кстати, почти в одно время с Косовской битвой и в России состоялось историческое сражение – Куликовское. Что для всякого русского в словах «поле Куликово»? Дмитрий Донской, святой Сергий, свержение ига, святая земля, залитая кровью. А что для всякого серба в словах «Косово поле»? Святой князь Лазарь, легендарный «Косовский завет»: предпочтение земного небесному, поражение на земле, торжество на небесах, святая земля, залитая кровью... А кос – это черный дрозд, как и кулик, совсем небольшая птичка. ...Едем по Косову. Восточного типа городские квартальчики: узкие, витиеватые. Дома, в основном одноэтажные, прячутся за деревьями. Мечети с минаретами, мусульмане кругом, чумазые дети, магазины, кабаки. На угрюмых смуглых лицах – какое-то недовольство, тревога, злоба. Если бы можно было повернуть время вспять, увидели бы мы здесь совсем другие церкви и другие лица. Мы увидели бы здесь мир, любовь, покой и счастье, красоту и благоденствие. А тем, кто на чужом счастье свой дом строит, – не видать ни мира, ни покоя вовеки.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ибо Апостол говорит: «Духа Святого Божиего не печальте…» Но еще более чем этих, нужно отметить девственников и девственниц, живших в миру и оставшихся девственными до конца жизни (ради примера приведем лишь некоторые имена: Стака Скендеровека, отец Серафим из Крагуевца и брат Драги из Крнева – наших дней; девушка Милица Костич из Крушевца, недавно прыгнувшая с восьмого этажа, чтобы девство свое от насильников сохранить, и многие другие примеры). Более того, весь сербский народ все еще имеет глубоко в своем сердце чувство стыда и целомудрия, что определенно видно по нашим народным песням, не только эпическим, но и лирическим, о которых по праву говорится, что они передают «святость красоты» и «чистоту целомудренной невинности», без «личной страсти» и «без чего-либо чувственного». У писателя Велько Петровича есть такая характерная констатация: «Тот же дух (чистоты, как в лирических песнях) создал Дечанскую Богородицу (икону) и милешевского охранника гроба Христова (т.е. Ангела Воскресения)…, ангела, который сияет, как видение белой, гордой красоты. Сколько бы ни было в ней праславянских языческих «наслоений», наша народная лирика обрамлена христианской аскезой и освещена свечой так же, как и солнцем»). Сербская свадьба Ту же целомудренность и врожденную стыдливость у сербских мужчин и женщин, особенно у сербских матерей (дивны вообще примеры сербских матерей: Евросимы, матери Юговичей, матери Стояна Янковича, княгини Милицы, матери Николы Теслы, Стоянки – матери Княжепольской, «Матери Православной» Назора, матери из произведений наших новеллистов Лазы и Янка) отмечали и Йован Цвиич, и Йован Дучич, причем особенно у сербов динарского типа (тогда как на юге и в Боснии имеют место некоторые ориентальные влияния, посему там есть проявления страстной тоски и любовного томления, чего у динарцев нет, кроме как в «новокомпонованных песнях», которые народными уже и не являются). Характерные особенности сербской чести и достоинства известны, они выражены во многих народных пословицах и песнях.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Возвращением Епископа Артемия Священноначалие нашей Святой Церкви само бы отворило врата для того, чего от нас требует, т.е. возврата в монастыри, а прежде всего, всем и особенно князьям мipa сего показало, что в действительности в водимой Христом церковной политике нашей Свято-Саввской Церкви нет места никакому смягчению и изменению курса в отношении Косова и Метохии (как уже высказался Питер Фейт, и чего бы они всей душой желали, и как триумфально на своих «советах» заявляют). Но что все в соединении и единодушии и далее, Пресвятой Троицей ведомые, Отцом укрепляемые, Христом собранные и Свято-Духовски возлюбя друг друга, не только будем хранить распято-косовский удел Неба на земле, но и в вечности будем все причастниками неприступного таинства Жизни Вечной. К этому обращению монахов-беженцев присоединяемся и мы, остальные насельники монастырей Рашско-Призренской епархии, и далее пребывающие в своих монастырях в ожидании возвращения наших братьев и сестер в свои богоспасаемые обители, но, прежде всего, желая и смиренно и коленопреклоненно моля Его Святейшество и Отцов Архиереев возвратить на его кафедру и в свою Епархию безвинно изгнанного отца нашего, Епископа Артемия. Монастырь Црна Река 1. протосинкелл Николай Николич 2. иеромонах Наум Миркович 3. иеромонах Дамаскин Вацич 4. иеромонах Виссарион Шулович 5. иеромонах Ириней Ристич 6. монах Антоний Маринкович 7. монах Климент Неделькович 8. монах Рафаил Пейчич 9. монах Киприан Келевич 10. монах Иоасаф Лоич 11. монах Харитон Влаич 12. послушник Деян Стоянович 13. послушник Деян Матияшевич 14. послушник Драган Младенович 15. послушник Александар Стопа 16. послушник Йован Эрделян 17. послушник Александр Козулин 18. послушник Йован Банков 19. послушник Марко Трайкович Монастырь Баньска 1. иеромонах Агапит Бичанин 2. иеромонах Пимен Деянович 3. монах Леонтий Кантар Монастырь Сопочаны 1. иеромонах Досифей Вукосавлевич 2. иеромонах Максим Новакович 3. монах Паисий Маркович 4. послушник Оливер Джюрджев 5. послушник Деян Макич

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010