Закрыть itemscope itemtype="" > Конкордат и его последствия Доклад на международной научно-практической конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» 16.02.2010 1621 Время на чтение 8 минут В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» Что такое Конкордат? Конкордат - это договор некоей страны с Ватиканом, регулирующий вопросы, связанные с правами и обязанностями Римско-католической церкви по отношению к этой суверенной державе. Конкордат регулирует целый ряд вопросов, являющихся точками соприкосновения государства и католической общины. Конкордат пытается объять все грани общественной жизни: образование, воспитание, семью, брак - вплоть до попытки воздействия на законодательную власть государства. Сербия вошла в конкордатские переговоры еще в эпоху Ильи Гарашанина (1812-1874). Особенно сильным было давление на Сербию в связи с обязательствами, закрепленными на Берлинском Конгрессе 1878 года. Ватикан ставил в пример Сербии Черногорию, конкордат с которой был к тому времени уже подписан. (Дело в том, что после территориального расширения Черногории, последовавшего за победой России в войне с Турцией 1877-1878 годов, подданными этого государства стали славяне и албанцы, исповедующие римский католицизм.) Однако это давление столкнулось с сопротивлением. Особенно активен был министр просвещения и исповеданий Йован Бошкович. В Сербии - с ее 2,5 миллионным населением - проживало лишь около 10 тыс. католиков, да и те были иностранцами. Однако Европа - как сейчас, так и тогда еще - требовала от Сербии как можно большей «толерантности». «Западная Европа лишь тогда поверит в то, что в Сербии существует веротерпимость, когда в Белграде появится купол католического собора», - писал в 1902 году Несторович. После долгих переговоров в Риме, Сербия в июне 1914 года подписала договор. И даже успела ратифицировать его на заседании Скупщины. После этого Сербия отправила в Рим свое посольство, однако Ватикан присылать своего представителя не торопился. Очевидно, уповая на то, что сербские земли в обозримом будущем будут завоеваны, аннексированы и переварены Австро-Венгрией. Однако война закончилась совсем иначе, а потому в дальнейшем Ватикан - пусть со скрипом - вынужден был признать Королевство сербов, хорватов и словенцев.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/17/...

Мы хотим доказать: можно оставаться христианами, применяя в обучении хорошие проверенные передовые технологии – А что, сербская система образования требует таких доказательств? – Точно так же, как и российская. Присмотритесь: что в Сербии, что в России образование, не побоюсь этого слова, буквально оккупировано весьма сомнительными культурными достижениями «ведущих западных специалистов». Качество образования, которое получают наши дети в результате вторжения в наши школьные системы таких достижений, я думаю, оценивается и у вас, и у нас одинаково: катастрофа. И та ностальгия, которую испытывает старшее поколение, учившееся в старых добрых – югославских или советских – школах, – это не старческое брюзжание насчет плохой молодежи, а серьезное беспокойство за сохранение интеллектуального, культурного потенциала народов обеих стран. Скажите, разве в России не сравнивают современное образование с временем империи или с мощной советской школой? Бошко Козарски – Сравнивают. Комментарии, которые приходится слышать в результате этого сравнения, не прошли бы ни имперскую, ни советскую цензуру. – Вот точно то же самое и здесь. В нашу школу идут ученики, чьим родителям кажется весьма странным культивирование, например, «хеллоуина» (сейчас его «празднуют» в большинстве сербских школ). Эти родители считают, что «хеллоуин» и подобные празднички ничего общего ни с сербской культурой, ни с Православием не имеют. Не видят они пользы в том, чтобы их Йован или Гордана переодевались в вампиров и считали бы это приобщением к «мировому культурному наследию» или безобидным развлечением. А, скажем, исследования, творческие работы, викторины и т.п., посвященные Дню славянской письменности, – вот это и интересно, и достойно наших учеников. У нас проходят в этот день Литургия, потом конкурсы, выставки, концерты, встречи с деятелями культуры. Есть разница с пошлым попугайничанием? Мне кажется, да и не только мне, что есть, и огромная. – Мне только что ваши второклассники рассказали немного об истории возникновения глаголицы – впечатлен. Путались, правда, но хоть посмеялись вместе. А еще нахально смеялись над моим сербским произношением. Говорили, на немца похож.

http://pravoslavie.ru/122106.html

поиск:   разделы   рассылка В Москве прошло заседание, посвящённое учреждению Союза деятелей Славянской культуры " Золотой Витязь " юза деятелей Славянской культуры " Золотой Витязь " . В Грановитой палате Московского Кремля состоялось торжественное заседание, посвящённое учреждению Союза деятелей Славянской культуры (СДСК) " Золотой Витязь " . Новая международная организация объединит литераторов, кинематографистов, художников, музыкантов, театральных деятелей, журналистов под девизом " За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человека " . Под этим девизом уже 19 лет проходят все фестивали и форумы " Золотого Витязя " , а в настоящее время в Москве и регионах – Первый Славянский форум искусств. Президентом СДСК стал известный актёр и режиссёр, организатор и бессменный руководитель фестивалей " Золотой витязь " , народный артист России Николай Бурляев. Среди тех, кто на заседании занял места в президиуме, были Татьяна Доронина, Георгий Натансон, Вадим Юсов, Раиса Недашковская, Йован Маркович, Маргарит Николов, Лариса Голубкина, Зинаида Кириенко, Малгажата Потоцка, Владимир Андреев, писатель Владимир Крупин, дирижёр Владислав Чернушенко. Открывая заседание 24 мая, Николай Бурляев прежде всего выразил глубокую благодарность президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву, позволившему " Золотому Витязю " провести заседание Союза в Грановитой палате Московского Кремля. Как рассказал Николай Бурляев, " мы начали свое движение в 1992 году, когда практически все было против того, чтобы говорить о чем-то позитивном. Было время распада, развала, мутной воды, захлестнувшей наши экраны, нашу культуру, наше телевидение. Тогда и поднялся " Золотой Витязь " с простым девизом " За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человека " " . Действительно, 19 лет существования " Золотого Витязя " стали годами активной и плодотворной деятельности: состоялись 19 международных кинофорумов, семь международных театральных форумов, два форума русского боевого искусства.

http://religare.ru/2_76129.html

(7 марта 1780 или 1783, с. Горня-Добриня близ г. Пожега - 14 сент. 1860, Белград), кн. Сербии (1830-1839, 1858-1860). Род. в семье Теодора Михаиловича († 1802) и Вишны († 1817). Воспитывался сводным братом, торговцем Миланом Обреновичем (1767 (1780) - 1810), сыном его матери от предыдущего брака с Обреном Мартиновичем († 1777). Унаследовав состояние Милана, Милош в благодарность взял его фамилию Обренович. Родные братья Милоша Йован (1786-1850) и Еврем (1790-1856) впосл. стали военными и гос. деятелями. В 1805 г. женился на Любице Вукоманович (1785-1843): кумом на свадьбе был Карагеоргий, лидер 1-го серб. восстания, основатель династии Карагеоргиевичей , конкурировавшей впосл. с О. за правление Сербией. Во время 1-го восстания Милош воевал за Белград и Ужице, получил чин воеводы, в 1810 г. стал комендантом Ужицкой и Рудникской нахий, в 1813 г.- комендантом Ужице. При подавлении восстания, не имея средств для защиты и желая уберечь жителей от карательной операции, сдал Ужице османам. Поступил на службу к османским властям и в 1814 г. стал обер-князем Крагуевацкой, Чачакской и Рудникской нахий. В том же году предотвратил возобновление восстания, считая, что у сербов нет ресурсов. 11 апр. 1815 г. избран вождем 2-го сербского восстания, целью которого он объявил не полное освобождение сербов от тур. власти, а расширение их прав. Благодаря такой политике тур. власти не увидели в восстании серьезной угрозы и предоставили сербам в Белградском пашалыке ряд прав. Убийство Карагеоргия (1817), планировавшего начать новое антиосманское восстание, традиционно приписывается Милошу. В том же году Сербская скупщина провозгласила его наследным серб. князем, но османские власти этого не признали. Кн. Милош постепенно вытеснял турок из местных органов управления и начал формировать серб. институции, прежде всего серб. суд, взял под контроль сбор налогов и работу таможни на пограничных переходах. На переговорах с османскими властями он всегда требовал выполнения условий перемирий, заключенных в этот период между Россией и Османской империей и предусматривавших создание автономного Княжества Сербия (Бухарестского договора 1812 г., Аккерманской конвенции 1826 г. и Адрианопольского договора 1829 г.). В результате в 1830 г. Стамбул утвердил создание княжества в границах Белградского пашалыка и признал Милоша князем с правом передачи власти по наследству.

http://pravenc.ru/text/2720072.html

греч. генералом. Нек-рые из македон. славян, участвовавших в восстании, получили высокие военные чины (напр., Анастас из Пиянца и Мицо, сын Ангела Гацо). Дагович и Кочо Йован внесли большой вклад в создание кавалерии греч. повстанцев. К 40-м гг. XIX в. относится формирование греч. национальной «великой идеи», основным постулатом к-рой стала необходимость объединения греков в границах единого государства. В дальнейшем «великая идея» заняла место не только национальной идеологии, но и внешнеполитической доктрины Греческого королевства. Следующее крупное восстание в М. в 1854 г., в основном подготовленное в Греции, пришлось на время Крымской войны. В нем участвовало греч. население Южной М. (горный массив Олимп) и Западной М. (Сев. Пинд). Повстанцы действовали в тесном контакте с Греческим королевством, получали от него оружие и боеприпасы, часть отрядов возглавляли отставные офицеры греч. армии. На п-ове Халкидики предпринял попытку поднять восстание адъютант греч. кор. Амалии Ц. Каратасос со своим отрядом, но оно пошло на спад после того, как Греция под давлением Великобритании и Франции перестала оказывать ему помощь. В самой Греции восстание в пограничных провинциях Османской империи рассматривалось как подготовительный этап к их присоединению. В 60-х гг. XIX в. было впервые заявлено о самобытности македон. славян, об их происхождении от античных македонян и превосходстве над вост. болгарами. Македон. славяне именовали их шопами (простаками), а себя считали истинными болгарами ( Лабаури. 2007. С. 146-147). Поскольку старания деятелей болг. возрождения из М. вмешаться в процесс становления болг. лит. языка, к-рый складывался на основе восточноболг. диалекта без учета македонских говоров (ср. лозунг македон. переводчика и писателя Жинзифова: «Два литературных наречия - одна нация»), окончились неудачей, издаваемые в Болгарии учебники с трудом понимали в М. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. Д. Македонский, Д. Узунов и К. Шапкарев издали серию учебников на македон. диалекте, В.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архиепископ Йован будет добиваться регистрации в Македонии Охридской архиепископии 09.03.2006 Как сообщалось ранее, архиепископ Йован Вранишковский был на днях временно выпущен из тюрьмы в Скопле. В интервью сербской газете " Kurir " владыка Йован поделился своими мыслями о перспективах продолжения своей миссионерской деятельности в Бывшей Югославской республике Македонии - БЮРМ. Он заявил о намерении добиваться регистрации в Македонии Охридской архиепископии - македонской епархии Сербской Православной церкви , не признаваемой властями БЮРМ. Архиепископ отметил, что пока в Македонии не будет изменен закон о религии, вероятнее всего, на его пути будут возникать препятствия, явные или скрытые. " Но, мы не уйдем. Мы будем настаивать, чтобы закон о религии был изменен и чтобы нашу православную общину зарегистрировали " , - цитирует слова владыки журнал " Византия " . После выхода из тюрьмы архиепископ Йован поблагодарил " всех глав поместных Православных Церквей, епископов и христиан за их молитвы к Богу, так же как всех людей, которые внесли вклад в его освобождение, определенное обязательством уважения элементарных прав человека и религиозных свобод " . Он также поблагодарил " всех тех, кто действовал против него и Охридской Православной митрополии " , напоминая, что " древняя православная традиция учит нас молиться о тех, кто любит нас и тех, кто ненавидит нас " . Оценивая вклад Сербии в дело его освобождения, архиепископ Йован сказал: " Друг в нужде - настоящий друг. В те трудные времена Сербская Церковь вела себя подобно моей семье, и я благодарю Церковь за все, что она сделала. Я знаю, что и Сербская Церковь и Сербское государство сделали все, что они могли, и я знаю, что целый мир был информирован относительно нарушения моих прав человека " . Он также поблагодарил " всех хороших людей Сербии, Греции, России и Европы, что взволновали мир и рассказали о моем положении " . Владыка Йован остался доволен условиями содержания в тюрьме Ибризово. Правда, он так и не узнал причину, по которой ему не разрешали носить там церковную одежду, ведь в законе такого запрещения не существует. " Самой трудной вещью была неспособность связаться с внешним миром " , - сказал он. В заявлении Охридской митрополии выражена надежда на то, что " освобождение епископа Йована будет принято как радостное событие всеми гражданами Македонии независимо от их религии и национальности, так как оно представляет шаг вперед в восстановлении лица нашей родины перед международным сообществом " . Русская линия Редакция текста от: 09.03.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/288.html

Итак, придя в себя, кое-как дополз я до кромки земли, ухватился за тот куст, вылез и вернулся домой. Проболел я недолго, но это событие изрядно научило меня любви Божией. Полагаю, что оба гласа «иди» и «вернись!» – исходили от Ангела. Сказано мне было вернуться, так как мне грозила опасность. А сказано мне было идти, чтобы приобрёл я опыт того, как Бог спасает человека. Я был поставлен перед выбором. И я внял первому зову, говорившему мне «иди!» О чуде в монастыре Рáваница (в области Срем) Три года тому назад мы получили от нижеподписавшегося брата Петара Козлича письмо, содержание которого приводим здесь слово в слово, без изменений. «Йован Попович, земледелец из Шашинаца близ Сремской Митровицы, оглох в 1914 году на поле боя, так что левым ухом не слышал вовсе, а правым – лишь немного, да и то, если говорили ему в самое ухо, а так, хоть бы рядом и из пушек стреляли, Йован ничего не слышал. В 1914-м и 1915 годах врачи пытались как-то ему помочь, но без всякого успеха. В результате он был демобилизован как полностью негодный к воинской службе. Вернувшись домой, Йован [вновь] искал помощи у врачей, ездил к ним лечиться, однако [доктора] ему ничем не помогли, хотя обещал он им всё, чтó попросят, – только бы вернули ему здоровье. Врачи утверждали, что он уже никогда не сможет слышать, так как [слуховые] нервы у него простужены и, по их непреложному мнению, у него полопались барабанные перепонки. …Однако невозможное человекам возможно Богу, ибо Он всемогущ. Но, к сожалению, люди не обращаются к Богу и не просят у Него помощи в своих невзгодах. Вот и Йован, потеряв всякую надежду на выздоровление, покорно носил своё бремя. Но Всемогущий, провидя его терпение, призвал его к полному исцелению. Призвал Он Йована покаяться в своих грехах, дабы сначала отверзлись у него духовные органы чувств, а затем уже – и телесные. Два года тому назад Йован стал усердно каяться в своих прегрешениях и хотя [по-прежнему] не слышал, однако регулярно ходил в церковь и на братские собрания, стараясь не пропустить ни одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Архиепископ Йован (Вранишковский) окончательно освобожден из тюрьмы 7 марта 2006 г. 11:37 Скопье. Глава автономной Охридской Архиепископии ( Сербская Православная Церковь ) митрополит Йован (Вранишковский), выпущенный на днях на свободу из македонской тюрьмы «Идризово» близ Скопье, больше не возвратится за решетку, сообщили в понедельник 6 марта македонские СМИ. Архиепископ Йован отбывал наказание за «возбуждение вражды и розни на религиозной, национальной и расовой почве». Решение Верховного суда Македонии о сокращении ему срока лишения свободы до восьми месяцев было принято в прошлом месяце. Срок заключения Йована (Вранишковского) истекает в среду, 8 марта, однако руководство исправительного учреждения, получив вердикт Верховного суда, приняло решение о досрочном освобождении, передает «Интерфакс». При этом были учтены не использованные архиепископом выходные дни, которые он имел право провести вне тюрьмы, сообщила агентству «Макфакс» представительница Управления по исполнению наказаний Марина Говорко. В воскресенье 5 марта владыка Йован (Вранишковский), выпущенный из тюрьмы на выходные в конце прошлой недели, совершал богослужения в доме своих родителей в Битоле. От общения с прессой недавний узник отказался, сообщила в свою очередь выходящая в Скопье газета «Утрински весник». Информационная служба Охридской Архиепископии, не признанной Македонским государством, в распространенном заявлении расценивает освобождение своего Предстоятеля как «шаг вперед к улучшению имиджа нашей родины в глазах международного сообщества в части уважения основных религиозных свобод». В заявлении также выражена «радость о нынешнем освобождении» и благодарность Предстоятелям Поместных Православных Церквей, архиереям и всем верующим за их усердные молитвы и усилия, направленные на освобождение архиепископа Йована. С просьбами об освобождении арестованного архиерея к македонскому государственному руководству обращались Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Патриархи Сербский Павел и Константинопольский Варфоломей , участники генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей , представители других религиозных и правозащитных организаций.

http://patriarchia.ru/db/text/87127.html

Новости Архиепископ Йован (Вранишковский) задержан болгарскими властями по запросу македонской стороны 18.11.2010 12:36 София, 18 ноября. Архиепископ Йован (Вранишковский) задержан болгарскими властями по запросу македонской стороны, сообщает " Седмица.Ру " со ссылкой на болгарские и македонские СМИ. 16 ноября на пропускном пункте Калотина на болгарско-сербской границе болгарские пограничники задержали главу автономной Охридской Православной Архиепископии в юрисдикции Сербской Православной Церкви архиепископа Йована (Вранишковского). Министерство внутренних дел Болгарии 17 ноября подтвердило, что иерарх Сербской Церкви задержан по запросу, направленному в прошлом месяце в Интерпол судом македонского города Битола. Министерство внутренних дел республики Македония в течение дня обещает направить пакет документов необходимых для экстрадиции владыки Иоанна из Болгарии в Македонию. На этот раз архиепископ Йован, который раньше уже отсидел 2,5 года в тюрьме в Скопье по обвинению в растрате средств во время его управления Повардарской епархией (в юрисдикции непризнанной православным миром Македонской Православной Церкви), обвиняется в неуплате 14.804.211 динаров (около 240 тысяч евро). Эту сумму, по решению Апелляционного суда в Скопье, он должен выплатить в качестве возмещения Македонской Православной Церкви. Опасаясь судебного преследования, которое епископ считает политически ангажированным, он большую часть времени жил в Сербии или Греции. На этот раз архиепископ Йован направлялся из Греции в Белград на открытие заседаний Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ожидается, что архиепископ Йован (Вранишковский) вскоре выйдет на свободу 1 марта 2006 г. 15:35 Ожидается, что в ближайшее время выйдет из заключения архиепископ Йован (Вранишковский), глава автономной Охридской архиепископии, учрежденной в мае прошлого года Собором Сербской Православной Церкви для находящихся в общении с нею верующих на территории Македонии. Как сообщил македонский телеканал «Телма», во вторник адвокат заключенного иерарха Васко Георгиев получил из Верховного суда республики уведомление о том, что срок тюремного заключения его подзащитному сокращен от двух с половиной лет до восьми месяцев. В июле прошлого года архиепископ Йован, бывший митрополит Велесский и Повардарский, ранее лишенный сана Синодом не признанной в православном мире Македонской Церкви, был арестован и с тех пор отбывает наказание в тюрьме «Идризово близ Скопье по обвинениям в возбуждении розни и вражды на религиозной и национальной почве, а также — в самоуправстве». Пересмотр дела Верховным судом во внеочередном порядке состоялся по прошению осужденного, поданному его адвокатом. В минувшем году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обращался к президенту Македонии Бранко Црвенковскому с просьбой об освобождении иерарха Сербской Православной Церкви, подчеркивая, что разногласия между сербской и македонской стороной в отношении церковного устройства в Македонии могут быть разрешены только путем церковного диалога, основанного на канонах. Святейший Патриарх Алексий указывал, что арест архиепископа Йована стал «весьма серьезным препятствием для продолжения такого диалога», а возникшая в результате ситуация «наносит большой ущерб взаимным отношениям двух братских православных народов». На прошлой неделе в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с послом Македонии Ристо Никовским, на которой также обсуждалась церковная ситуация в республике и пути ее урегулирования. С ходатайствами об освобождении главы Охридской архиепископии к властям Македонии обращались также Сербский Патриарх Павел , Константинопольский Патриарх Варфоломей , Ватикан и ряд международных религиозных и правозащитных организаций, включая Всемирный совет церквей . Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/85993.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010