«Тебя убить нужно – ты знаешь коммунизм лучше меня!» Несколько эпизодов из жизни Патриарха Павла Архимандрит Йован (Радосавлевич) Патриарх Сербский Павел Зная о почтении и любви, с которой очень многие в России относятся к сербскому Патриарху Павлу, предлагаем читателям познакомиться с воспоминаниями об этом светлом человеке. Их автор – архимандрит Йован Радосавлевич, современник, собеседник и сомолитвенник покойного Патриарха. В отрочестве, которое пришлось на военную пору, он познакомился с Гойко Стойковичем – так звали будущего Патриарха – в одном из монастырей Сербии. С тех пор их связала крепкая дружба, о которой отец Йован хранит добрую и благодарную память. Эпизоды из жизни Патриарха Павла, с которыми он знакомит читателей, – грустные и опасные, радостные и смешные – показывают спокойствие, доверие, любовь к Христу и людям, которые помогали не только самому сербскому подвижнику и его современникам, но и потомкам. Вот несколько таких эпизодов. Первое знакомство с Гойко, будущим Патриархом. Война Партизаны, приверженцы коммунистической идеологии, главной своей целью ставили получение власти во что бы то ни стало, не считаясь с жертвами – ни с собственными, ни со стороны сербского народа. Если четники-монархисты под руководством генерала Дражи Михайловича стремились вести освободительную войну на фронтах, не подвергая народ опасности немецких «акций возмездия», то у партизан была другая тактика. Таким образом, сербы, мирные жители Косово и Метохии, как и во всей стране, во-первых, становились жертвами оккупантов, а во-вторых, после прихода коммунистов к власти уже стали «предателями, не сражавшихся вместе с ними за торжество единственно верной идеологии». В конце войны пронеслась весть, что партизаны идут в край, где были наши монастыри, устанавливают свою власть и крайне жестоко обходятся с верующими. Были и убийства. Испуганные монахи и монахини бежали из обителей в города и сёла в округе Кралева и Чачка или маленькие обители. Из Троицкого монастыря в Овчарско-Кабларском ущелье бежали в малую обитель Вуян трое молодых людей, один из них – Гойко Стойкович, молодой, лет 28–30, богослов. Они рассказали, что идти им пришлось скрытно, под бомбами немцев, а в деревнях и сёлах слышали много рассказов о жестокости партизан. Вот такой была первая встреча с будущим Патриархом Павлом.

http://pravoslavie.ru/132984.html

Новости Президент Македонии: дело архиепископа Йована (Вранишковского) - внутренний вопрос страны 08.08.2005 00:47 Скопье, 8 августа. Дело приговоренного к тюремному заключению архиепископа Йована - внутренний вопрос Македонии, поскольку священнослужитель является македонским гражданином, заявил президент страны Бранко Црвенковский. Об этом сообщает РИА " Новости " . По его словам, архиепископ Йован пытался создать в Македонии церковную организацию, основной целью которой оказалась не защита интересов верующих из числа живущих в Македонии граждан сербской национальности, а " вытеснение и отрицание Македонской православной Церкви " , сообщает государственное телевидение Сербии из Скопье. Македонская телепрограмма " Канал 5 " сообщила, что эксперты ОБСЕ намерены изучить правомерность вынесения тюремного приговора архиепископу. По информации телеканала, основной их задачей будет сопоставление этого случая с Европейской конвенцией по правам человека, которую в числе других стран подписала и Македония. Архиепископ Йован (в миру - Зоран Вранишковский) в июле был осужден македонским судом на два с половиной года лишения свободы по обвинению в деятельности, направленной на разжигание религиозной розни между приверженцами Сербской и Македонской православных Церквей, и сейчас находится в тюрьме. Это вызвало отрицательную реакцию как в высших политических, так и в религиозных кругах Сербии. На факт вынесения македонскими судебными властями такого приговора архиепископу Йовану отреагировали президент Сербии Борис Тадич и Патриарх Сербский Павел. Разногласия между Сербской Православной Церковью (СПЦ) и Македонской Православной Церковью (МПЦ), настаивающей на своей автокефалии, продолжается уже несколько десятков лет. В начале нынешнего года Сербская Православная Церковь назначила Йована (Вранишковского) архиепископом Охридским в крупном македонском городе Охрид. Это вызвало сопротивление со стороны Македонской Православной Церкви, так как в каком-то смысле это наносило ущерб ее самостоятельности, отмечает телеканал. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сербский иерарх в Македонии арестован 27 июля 2005 г. 13:15 Во вторник Йован Вранишковский, глава Охридской архиепископии ( Сербская Православная Церковь ) в Македонии, был в сопровождении полиции доставлен в центральную македонскую тюрьму Идризово, где ему предстоит отбывать 2,5 года заключения. Приговор был вынесен судом в городе Битола за «возбуждение вражды и ненависти на религиозной и национальной почве», а также за «самоуправство». Последнее обвинение связано с попыткой Й. Вранишковского в 2003 году совершить крещение в одном из храмов не признанной в православном мире Македонской Церкви, Синод которой ранее принял решение о лишении его священного сана. Эта попытка привела к физическому столкновению сторонников Й. Вранишковского и его противников, пытавшихся выгнать священнослужителя из церкви. Накануне апелляционный суд в Битоле отказал архиепископу Йовану в просьбе об отсрочке приведения приговора в исполнение в связи с предстоящей защитой его докторской диссертации на богословском факультете университета в Салониках. Тюремная администрация потребовала, чтобы Й. Вранишковский снял рясу, которую передали сопровождавшим его последователям. Директор тюрьмы Кире Кромидаревский заявил, что, согласно закону об исполнении наказаний, в местах лишения свободы не разрешается носить священническую одежду, бороду и длинные волосы. Македонский «Телеканал-5» сообщил, что против Й. Вранишковского возбуждены еще два уголовных дела по обвинению в хищении пожертвований в размере 57 тыс. евро на строительство храмов в Велесской епархии, которой он управлял до мая 2002 года и присвоения церковного имущества. Первое из этих дел уже рассматривалось в Велесе и завершилось оправданием Й. Вранишковского, однако апелляционный суд направил дело на повторное рассмотрение. Архиепископ Йован надеется, что, возможно, будет амнистирован в результате вмешательства президента Македонии Бранко Црвенковского. Об этом сообщил национальный телеканал “А 1”. «Интерфакс» Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30045.html

Мария Живкович – филолог, журналист, автор и ведущая программы «Святая Русь» на радио «Светигора», известна русскому слушателю по интервью со многими священниками Русской Православной Церкви. Митрополит Амфилохий (Радович) Это было долгая молитвенная ночь. Паства была в агонии: жив ли, умер... На ИВЛ, состояние стабильное... Митрополит Амфилохий готовился к встрече со Христом! Причастился и ушел в Божии объятия. Никто не смел подумать, что он уйдет, но он готовился. Это было видно. Видно по его последней проповеди, которую он произнес на больничной постели, в день Апостола Любви – 9 октября. Это была его прощальная проповедь и последнее слово своим чадам: любите друг друга! К этому он призывал всю свою жизнь! Прежде всего – собственным примером. Это была его прощальная проповедь и последнее слово своим чадам: любите друг друга! Моя последняя встреча с ним произошла в конце августа. Мы встретились в коридоре радиостудии. Он обнял меня крепко и долго-долго держал меня в теплом объятии, и, как всегда, интересовался детьми. И каждый день я отламываю частицу того объятия и как-то могу дышать. – Владыко, Йован сказал, что вы его не узнали... – Видишь, растут дети, благо мени (обычная поговорка владыки). Да. 18 лет назад он помазывал его при Крещении, держал на руках и благословил иконой Христа. В этом году, когда придет день Крестной Славы – святой Стефан Первомученик, Йован возьмет гусли, но споет уже не для владыки. Он крестил всех четверых. Особенно любил Иулиту, она была его любимицей. Дал ей имя, которого не было ни у кого в Черногории. О рождении Стефана, в день святого Стефана Дечанского, митрополит узнал, будучи в Греции, и дилеммы с именем не оставалось. Благословил назвать его Стефаном, а спустя два дня, вернувшись в Подгорицу, притащил с собой две новых детских коляски: одну для Стефана, другую для Софии, дочери отца Далибора. Наш добрый владыка и об этом заботился как отец, который знает, что детей надо накормить и одевать, и все, что имел, разделял с другими. Закатилось солнце земли сербской

http://pravoslavie.ru/135919.html

– Как долго вы были в монастыре Ждребаоник? – Пять лет. – Было очень трудно? Народ мало знал о Церкви, монастырях? – Да, не знал, разные бывали ситуации, искушения разные были, но что хорошо с местным народом – все открыто: или тебя любят, или не любят, всегда знаешь, что у них на уме, нет в людях двуличности, это очень важно. У нас на юге не всегда понятно, кто что думает, по-другому там, а здесь все ясно. Могу сказать, хоть народ и был не церковный и в голове у него немного помутилось, но сердце осталось чистым, все-таки это хорошие люди, они хранят исконные ценности, уважение к святыням, к монашеству, какой-то трепет, здесь живо предание о святых Петре Цетинском и Василии Острожском . Думаю, это во многом потому, что живо предание о тех чудесах, когда, скажем, святому Петру приходилось и проклинать людей, пользоваться какими-то ветхозаветными методами. – Чтобы помирить народ? – Да, и об этом помнят, и точно известно, как это отражалось на отдельных семьях, сохранилось устное предание, ведь было относительно недавно, двести-триста лет назад. Потом святой Василий в Остроге подвизался, всегда народ приходил, и католики, и мусульмане, постоянно чудеса происходили. Все верят в его помощь, люди знали и рассказывали друг другу про него, хотя и тайно, все-таки здесь коммунизм был очень силен, и люди боялись, но все же шли. – Во времена коммунизма Острожский монастырь не закрывался? – Нет, они пытались в монастыре сделать больницу для легочных больных, но не получилось, хотя удалось закрыть монашескую школу, которая там была, ее запретили. Монахов тогда было мало, но святыня всегда оставалась. Народ приходил тайком, были исповедники веры, но тайные. – Вы упомянули отца Владимира из Македонии, расскажите немного о нем. Владыка Йован (Чулибрк) говорил о нем как об исключительном человеке… – Отец Владимир Санджаковский из Македонии – удивительный человек и священник. Владыка Йован его упоминает, потому что с помощью отца Владимира и его семьи он открыл для себя веру. Удивительные люди и по христианскому гостеприимству, и по духу, который сохранили. Они исповедали живую веру в Бога, когда это было совсем нелегко, Церковь уже раскололась, коммунисты разделили Церковь, создавая искусственную нацию. Он действительно был исповедником, был известен своей любовью к сербам и много испытаний претерпел за это, но все переносил терпеливо. Вырастил четверых сыновей, они прекрасные люди, христиане, один из них стал священником – отец Стефан Санджаковский – святой души, смиренной, дивной. Один из предков, точно не помню кто, дядя, кажется, был игуменом в Зографе , их род имеет священническую традицию не меньше пятисот лет.

http://azbyka.ru/way/igumenja-fotina-has...

Итак, выехали мы вшестером: наш отец Даниил, гость из России Георгий, сестры Настя, Полина и Лариса, а также наш добрый познаник (знакомый) черногорец Йован – в качестве водителя и провожатого, он знал, как проехать по Косово без пратни (охраны). Дело в том, что со времен последнего военного конфликта в Косово православные без пратни обычно не ездят. Пратня – это два бронетранспортера, едущие впереди и позади автобуса с паломниками. Мы же просто «замаскировались» слегка: Йован надел черные очки, батюшка снял камилавку, а всем остальным сказали не высовываться в окна. От нашего метоха (это частное монастырское владение, скит) до границы с Косово – около трех часов езды, мы соседи. Граница напоминает автозаправку: несколько будок, к которым подъезжают машины. Надо было только предъявить паспорта, и все. Едем дальше. За окном – темный жутковатый лес, елки, заросли, совсем как в России. Но дальше дорога стала спускаться вниз, и пространство расширилось до горизонта. Открылось огромное равнинное плато, сплошь все в домишках, речушках и огородиках. ...Да, вот оно, легендарное Косово поле! Кстати, почти в одно время с Косовской битвой и в России состоялось историческое сражение – Куликовское. Что для всякого русского в словах «поле Куликово»? Дмитрий Донской, святой Сергий, свержение ига, святая земля, залитая кровью. А что для всякого серба в словах «Косово поле»? Святой князь Лазарь, легендарный «Косовский завет»: предпочтение земного небесному, поражение на земле, торжество на небесах, святая земля, залитая кровью... А кос – это черный дрозд, как и кулик, совсем небольшая птичка. ...Едем по Косову. Восточного типа городские квартальчики: узкие, витиеватые. Дома, в основном одноэтажные, прячутся за деревьями. Мечети с минаретами, мусульмане кругом, чумазые дети, магазины, кабаки. На угрюмых смуглых лицах – какое-то недовольство, тревога, злоба. Если бы можно было повернуть время вспять, увидели бы мы здесь совсем другие церкви и другие лица. Мы увидели бы здесь мир, любовь, покой и счастье, красоту и благоденствие. А тем, кто на чужом счастье свой дом строит, – не видать ни мира, ни покоя вовеки.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кстати, это та самая Мара, царица сербская, единственная из женщин, ступившая на землю Святой Горы Афон – греческой «монашеской республики». Она приехала на остров, чтобы передать святыни, захваченные турками в Константинополе . По преданию, царицу на остров не допустила сама Богородица, которую монахи почитают покровительницей Афона. Мара подчинилась, передала дары сопровождавшим ее вельможам и отплыла. Но вернемся в Сербию. Стефан Слепой правил сербами совсем недолго. Вскоре его оклеветали, и князь вынужден был бежать от гнева соотечественников. Ангелина разделила с мужем его скитания. Скрываясь от расправы, семья бежала сначала в Албанию, а потом около 10 лет супруги жили в Италии. В изгнании родились их дети – сыновья Джурадж и Йован, дочь Мара. Перед смертью в 1476 году Стефан не написал завещания, но пытался просить поддержки для своей семьи у жителей сицилийского города Рагузы, где они жили тогда: «Вижу, что близок конец мой. Не скорблю о смерти моей, но болею о моей Ангелине и детях моих. Завещание не о чем писать мне, не оставляю родным моим ни серебра, ни золота, ни населенных имений. Поручаю вам пред Богом, пред Пречистою Богородицей и святыми мою Ангелину и детей моих. Что вы для них сделаете, то и Бог для вас сотворит». Ангелина осталась одна с тремя детьми на чужбине… В 1486 году благодаря поддержке венгерского правителя она смогла поселиться в селе Купиново в Венгрии. Туда она перенесла гроб мужа. Предание гласит, что когда гроб несли к храму, исцелился горбун, согбенный много лет. Мощи деспота Стефана Слепого оказались нетленными… Необычна судьба сыновей Ангелины. Старший, Джурадж, еще молодым ушел в монастырь. Сначала он правил венгерскими сербами, и даже успел жениться — на итальянке Изабелле, родственнице венгерской королевы Беатрисы. Но брак долго не продлился: распался из-за различий в вере. В 1497 году Джурадж принял постриг с именем Максим. Политическая власть перешла к младшему его брату Йовану. Но и тот правил всего несколько лет и скончался в 1502 году. Впоследствии он был причислен к лику святых. Наследников Йован не оставил: у него и его супруги Елены Якшич, некровной родственницы русского князя Василия III, рождались одни дочери.

http://pravmir.ru/mat-angelina/

Мы продолжаем публиковать воспоминания архимандрита Йована (Радосавльевича), друга, собеседника и сомолитвенника сербского Патриарха Павла. Свои воспоминания отец Йован опубликовал в книге «Мемоари. изданной в монастыре Рача в 2018-м году. Приводим несколько историй, рассказывающих об обращении человека с собственной свободой – её можно употребить во славу Христа, а можно – вопреки Ему и во вред себе. Архимандрит Йован (Радосавлевич) Наш незлобивый «пророк Митар», или Следование Христу… Однажды, когда мы с отцом Павлом проходили по сёлам Овчарско-Кабларского ущелья , нас остановил один лесник и спросил, откуда мы, из какого монастыря. – Из монастыря Рача, – ответили мы. – Скажите, пожалуйста, пророк Митар живёт в вашей обители? – прозвучал простой и очень для нас неожиданный вопрос. – У нас есть послушник Митар, это точно, – говорит отец Павел. – Но чтобы он числился в пророках, такого не помним. – Да, но если к вам в монастырь его послал владыка Василий, то это точно он! Мы подтвердили, что послушник Митар действительно прибыл к нам по благословению епископа Василия, но попросили объяснить, почему лесник называет его «пророком». Тот объяснил по-сельски бесхитростно: – Митар из Боснии, я сам оттуда родом. Когда ему было 10 лет, он страшно заболел, не мог пошевелиться в кровати. Болел долго, и надежды на выздоровление не было никакой. Однажды его мать заглянула к нему в комнату и к своему то ли ужасу, то ли изумлению увидела подростка… сидящим на постели и громко молящимся Богу. Подбежала к сыну на ватных ногах, хотела помочь ему, растерялась, а он ей весело говорит, что вполне здоров. Потом поведал ей, что когда он молился Христу про себя, как это было обычно, ему явился Сам Господь Иисус Христос вместе с апостолами, что они заглянули в окно комнаты с улицы, а Христос сказал: «Мы пришли тебе помочь поправиться. Когда встанешь, говори людям, чтобы каялись и чтобы хранили себя от безбожия». Это чудо не могло остаться незамеченным в селе и округе: люди стали приходить в дом, где жил Митар с матерью. И он по-детски, как мог, призывал всех гостей к тому, что слышал от Христа, т.е. к покаянию и вере. Количество гостей с каждым днем возрастало, и о подростке, конечно, проведали «органы»: тут же ворвались к ним в дом и отправили Митара в Сараево, в исправительный дом для малолетних преступников, чтобы пресечь на корню всякие контакты с верующими людьми, все разговоры о вере, о Христе.

http://pravoslavie.ru/133111.html

Епископы Йован, Хризостом, Василий и Павел Братия монастыря Рача умножалась и преуспевала, как в духовном, так и в экономическом плане. Коммунистическим властям это было не по нраву, и они старались ограничить такую церковную активность. В Баину Башту, на допрос в Озне были вызваны игумен Иулиан и преподаватель богословия Павел. От них требовали объяснить, почему «противозаконно» собирают в монастыре столько молодых людей и «эксплуатируют их как рабочую силу без зарплаты и без страхования». Игумен и иеродиакон ответили, что эти молодые люди – монастырские ученики, послушники. Но следователи упорно стремились воспрепятствовать притоку молодежи в монастырь, и продолжали допытываться: «А где у вас школа, учебная программа, учителя, где разрешение от государства?» На это рачанские духовники ответили с не меньшим упорством: «А что за школа была у хаджи Мелентия и других монахов на протяжении веков? Их школа была – мотыга и Часослов. По Часослову они учились грамоте и молитве, а мотыгой работали, чтобы было на что жить. Этой системе монастырского обучения уже много веков, что и Вуку Караджичу было очень хорошо известно». Так как государственным властям не удалось по-другому ограничить деятельность монастыря, они обложили монастырское имение непомерно высоким налогом. Вместо тогдашних 75 000 динаров налог увеличили до 350 000 динаров. Из-за этого братии монастыря пришлось взяться за дополнительные виды работ, чтобы выполнить обязательства, наложенные государством. Насельники монастыря занимались разными ремеслами, в том числе плетением корзин, стульев и других предметов из сваренных и очищенных от коры прутьев. Также они разводили породистый скот и домашнюю птицу, выращивали гибридную кукурузу, культивация которой тогда только начиналась… И наряду со столькими обязательствами, все же находилось время для занятий, который Павел проводил с молодыми монахами и послушниками. «Он проводил с нами занятия и по Ветхому, и по Новому Завету. Мы должны были знать наизусть мессианские места и все библейские события, а также толкования Священного Писания. Затем многое из литургики, что и как читается за богослужением. Еще многое из церковной и народной истории… Прямо как в школе, и даже больше нужно было учить…» – рассказывал мне архимандрит Йован (Радосавлевич). «Отец Иулиан иногда сердился: «Много вы мне тут читаете, а я не знаю, за какое дело хвататься. Тучи находят, сено у нас вымокнет…» Тогда прекращаем урок, и в поле. Как выдастся свободное время, опять организуем занятия. Они для нас много значили…»

http://pravoslavie.ru/38198.html

Монастырь как хранитель памяти о страданиях за веру Епископ Пакрацко-Славонский Йован Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      В канун праздника Зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна «Монастырский вестник» напоминает читателям об обители Сербской Православной Церкви, которая получила свое имя в честь Предтечи Господа. Монастырь Рождества святого Иоанна Крестителя находится в поселке Ясеновац в западной Славонии на территории современной Хорватии. Основанная в 1775-м году обитель была разорена в 1941-м, поскольку стала частью комплекса концентрационного лагеря. Восстановленный в 1984 году на месте трагических событий храм снова был разрушен хорватскими войсками в 90-х, в период распада Югославии. Статус монастыря возвращен церкви Рождества Иоанна Предтечи в 2000-м году. Сербы называют это место современной голгофой, бережно и благоговейно сохраняя память о невинно пострадавших в годы Второй мировой войны от рук усташей. Хранить память о невинных жертвах нацизма важно и в наши дни, чтобы не допустить повторения ошибок, которым нет оправдания. Женский монастырь в Ясеновце несет это послушание со всей ответственностью.      Память о Ясеновце в первые послевоенные годы литургически формировалась преимущественно в сербской диаспоре и была тесно связана с Церковью, поскольку тогда святитель Николай (Велимирович) написал службу Новомученикам, в которой Ясеновац прямо не упоминается, но даже без чина канонизации в календари наших епархий за рубежом был внесен День памяти новомучеников Второй мировой войны и мучеников ясеновацких, – рассказывает в интервью газете «Политика» епископ Пакрацко-Славонский Йован, чья хиротония совершилась в день, когда Сербская Православная Церковь прославляет Ясеновацких мучеников – 13 сентября. – Первый значимый памятник на территории системы лагерей Ясеновац был воздвигнут в пятидесятых годах прошлого века в Старой Градишке, и на нем было написано «Жертвам фашизма». Манипуляции со смыслом этого понятия начались уже тогда. Нельзя сказать, что в социалистической Югославии совсем не говорилось о Ясеновце, но внимание общественности явным образом отвлекалось от причин, повлекших за собой массовое убийство людей. События, происходившие в Ясеновце, имели слишком большое значение, чтобы о них можно было умолчать, поэтому потребовалось размыть память об этом. Все сводилось к тому, что некие абстрактные фашисты убивали столь же абстрактных антифашистов.

http://pravoslavie.ru/142174.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010