Завершилась первая конференция, посвященная осмыслению трудов митрополита Антония Сурожского Москва, 1 октября 2007 г. Первая международная конференция, посвященная осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского (1914-2003), завершила свою работу 30 сентября в Москве, в библиотеке-центре «Русское Зарубежье». Проходивонференцию,  организовали фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и БФРЗ. В форуме приняли участие священнослужители и миряне из России, стран Европы и СНГ, сообщает Благовест-инфо. Открывший конференцию директор БФРЗ Виктор Москвин обозначил ее задачи: выявить контуры учения митрополита Антония и понять, «что нам делать без него и что он ждет от нас». Докладчики затронули самый широкий круг тем: опыт молитвы и богословскую мысль митрополита Антония, его вклад в  христианские аспекты психологии, медицины, естественных наук, его влияние на различные области современной культуры. Приветственное обращение от председателя Синодальной богословской комиссии, Патриаршего экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) зачитал сотрудник богословской комиссии Александр Кырлежев. В послании отмечается, что митрополит Антоний был «одним из столпов Русского церковного зарубежья». Однако он «не только хранил верность своей Церкви, …но использовал любые возможности, чтобы деятельно участвовать в церковной жизни в Отечестве: он внес значительный вклад в процессы духовного пробуждения и возрождения еще в те годы, когда наша Церковь находилась в весьма стесненных внешних условиях». Митрополит Филарет имеет в виду не только его проповеди, которые распространялись в записях, но и «его живое присутствие: участие в церковных соборах, посещение духовных школ, лично общение с верующими». Отмечены также особые заслуги митрополита Антония в деле христианской проповеди в Европе, где он «долгие годы выполнял миссию православного свидетельства, в том числе – в контексте межхристианского взаимодействия». Говоря о значении богословского наследия митрополита Антония, митрополит Филарет отмечает следующие особенности: редкий дар «исполненного духовной силы проникновенного слова»; верность «духу древнего церковного предания» в сочетании с поисками путей «свидетельства человеку нашего времени», не только верующему, но и находящемуся на пути к вере и Церкви. По словам автора послания, богословские размышления Сурожского архиерея – «весьма ценный источник богословских прозрений и духовных замечаний». Еще одна важная его черта, которая «может служить примером», -- это «подлинная церковная культура»: «Он жил в средоточии современной цивилизации и при этом был устроителем Церкви… Он глубоко понимал сам строй жизни Церкви и всегда чувствовал свою связь со всем церковным телом». Митрополит Антоний являет образ христианина, «устремленного к высшей цели в единстве и общении с другими – ближними и дальними», заключил Патриарший экзарх.

http://pravoslavie.ru/24161.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_68063.html 14 сентября 2009 Юлия Зайцева " Бог верит в человека " Международная конференция " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо II международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония, состоялась в Москве 11-13 сентября в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына. В отличие от первой конференции, которая была посвящена осмыслению наследия всемирно известного православного пастыря ХХ в. в целом, для второго форума организаторами – – фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " – – была выбрана более определенная тема " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " . Участников форума приветствовал хорошо знавший сурожского архиерея митрополит Минский и Слуцкий Филарет – Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. В своем послании, которое зачитал секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Московской духовной академии, протоиерей Владимир Шмалий, митрополит Филарет отметил: " Предание Церкви учит нас несомненной истине: человек без Бога, без причастия благодати Его Святого Духа – еще не вполне человек, если мы смотрим на человека с точки зрения его высшего, духовного призвания. Человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он освобождается от греховного плена, от тления и смерти, а это возможно только в открытости Богу – через веру, доверие и верность Ему. Митрополит Антоний являет нам именно такой, подлинно христианский опыт – опыт человека, который всецело поверил открывшемуся ему Христу Спасителю и, доверившись Ему, следовал за Ним до конца своих дней. И потому он мог благовествовать о Боге столь парадоксальными, на первый взгляд, словами, говоря о том, что и " Бог верит в человека " . Патриарший экзарх относит митрополита Антония к тому " сонму свидетелей " , которые убеждают, что " уподобление Человеку Иисусу Христу возможно человеку " .

http://religare.ru/2_68063_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева " Бог верит в человека " Международная конференция " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо II международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония, состоялась в Москве 11-13 сентября в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына. В отличие от первой конференции, которая была посвящена осмыслению наследия всемирно известного православного пастыря ХХ в. в целом, для второго форума организаторами – – фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " – – была выбрана более определенная тема " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " . Участников форума приветствовал хорошо знавший сурожского архиерея митрополит Минский и Слуцкий Филарет – Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. В своем послании, которое зачитал секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Московской духовной академии, протоиерей Владимир Шмалий, митрополит Филарет отметил: " Предание Церкви учит нас несомненной истине: человек без Бога, без причастия благодати Его Святого Духа – еще не вполне человек, если мы смотрим на человека с точки зрения его высшего, духовного призвания. Человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он освобождается от греховного плена, от тления и смерти, а это возможно только в открытости Богу – через веру, доверие и верность Ему. Митрополит Антоний являет нам именно такой, подлинно христианский опыт – опыт человека, который всецело поверил открывшемуся ему Христу Спасителю и, доверившись Ему, следовал за Ним до конца своих дней. И потому он мог благовествовать о Боге столь парадоксальными, на первый взгляд, словами, говоря о том, что и " Бог верит в человека " . Патриарший экзарх относит митрополита Антония к тому " сонму свидетелей " , которые убеждают, что " уподобление Человеку Иисусу Христу возможно человеку " .

http://religare.ru/2_68063.html

  разделы   рассылка  распечатать Владимир Кабаков О конференции, посвящённой памяти Владыки Антония Сурожского... Источник:  Русская неделя Прошло уже почти пять лет со дня кончины Митрополита Антония Сурожского... Сегодня о нём сделан фильм, издаются его труды, как отдельными книгами, так и двухтомным сборником. В Москве фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " и библиотекой-фондом " Русское Зарубежье " проводится конференция в память Владыки Антония. Принимают участие и выступают на конференции достойные люди, однако, странно, что из Сурожской Епархии, никто не был приглашён на эту конференцию и организовывают её люди, которые совсем недавно, ушли в " раскол " , нарушив один из главных заветов Митрополита Антония, который он не раз настойчиво повторял – что бы не случилось необходимо сохранять верность Московскому Патриархату и Русской Православной Церкви. Наверное, этим можно объяснить и то, что конференция проводится не в Лондоне, где жил, пастырствовал и умер Владыка Антоний, а в Москве, где никто не знает подробностей и правды раскола, а есть люди, для которых Митрополит Антоний Сурожский, был символом возрождения Русского Православия и которые, ничего не подозревая, дали согласие участвовать в этой конференции. Настораживает, что группа людей, занимающаяся организацией конференции, судя по их поведению, " приватизировала " духовное наследие Митрополита Антония, пользуясь и оправдываясь тем, что они были близки к Владыке в последние годы его жизни. Создаётся впечатление, что, монополизируя право на память о Владыке, как большом Учителе и духовном Пастыре, эти люди делают это не из соображений почитания памяти Митрополита, но из мирских расчётов, не из христианских, Божьих побуждений, а руководствуясь определённого вида идеологией и собственными материальными интересами. Их поведение можно было бы оправдать, тем что их близость к Владыке, была для них опасна и они тем самым рисковали бы своим жизненным благополучием, общаясь с ним. Но это не так, так как Владыка был почитаем всем православным сообществом и был одним из известнейших представителей Русской Православной Церкви, не только в России, но и за рубежом, в Западной Европе и во всём христианском и религиозном мире... Напомню, что Митрополит Антоний Сурожский, долгое время был экзархом РПЦ в Западной Европе, и вместе с тем возглавлял Сурожскую епархию Московского Патриархата, в Великобритании до самой своей смерти на восемьдесят девятом году жизни...

http://religare.ru/2_45544.html

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Первая конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского, открылась в Москве Источник:  Благовест-инфо Первая конференция, посвященная осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского, открылась 28 сентября в Библиотеке-фонде " Русское зарубежье " (БФРЗ). Конференция организована фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " и БФРЗ. В форуме принимают участие священнослужители и миряне из России, стран Европы и СНГ. Конференция будет работать три дня – 28-30 сентября. По словам открывшего конференцию директора БФРЗ Виктора Москвина, участники ставят перед собой следующие задачи: выявить контуры учения митрополита Антония и понять, " что нам делать без него и что он ждет от нас " . Докладчики затронут самый широкий круг тем: опыт молитвы и богословскую мысль митрополита Антония, его вклад в христианские аспекты психологии, медицины, естественных наук, его влияние на различные области современной культуры. Приветственное обращение от председателя Синодальной богословской комиссии, Патриаршего экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) зачитал сотрудник богословской комиссии Александр Кырлежев. В послании отмечается, что митрополит Антоний был " одним из столпов Русского церковного зарубежья " . Однако он " не только хранил верность своей Церкви, ...но использовал любые возможности, чтобы деятельно участвовать в церковной жизни в Отечестве: он внес значительный вклад в процессы духовного пробуждения и возрождения еще в те годы, когда наша Церковь находилась в весьма стесненных внешних условиях " . Митрополит Филарет имеет в виду не только его проповеди, которые распространялись в записях, но и " его живое присутствие: участие в церковных соборах, посещение духовных школ, лично общение с верующими " . Отмечены также особые заслуги митрополита Антония в деле христианской проповеди в Европе, где он " долгие годы выполнял миссию православного свидетельства, в том числе – в контексте межхристианского взаимодействия " .

http://religare.ru/2_45755.html

Репортажи Болезнь, страдание, смерть в свете Боговоплощения – тема второго семинара по осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского 08.04.2008 16:08 Москва, 8 апреля Благовест-инфо. Второй семинар из цикла «Цельность человека: дух, душа, тело»,  посвященного осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского, состоялся 7 апреля в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Импульсом для проведения семинара стала первая российская конференция , посвященная разным аспектам наследия митрополита Антония. Докладчики, выступившие 7 апреля, продолжили обсуждение тем, поднятых на первом семинаре . Ведущая вечера – кандидат философских наук Наталья Ликвинцева предложила для обсуждения текст доклада митрополита Антония Сурожского на Епархиальном съезде 1996 г «Тело, дух, душа: целостность человеческой личности». Ко всем участникам семинара были обращены следующие вопросы:  как влияет мысль о Воплощении Христовом на наше повседневное восприятие собственной телесности и душевности, на наше отношение к здоровью, болезни, смерти? Что такое здоровье, болезнь и исцеление в контексте цельности человека? Первая докладчица – ученица, духовная дочь и многолетняя соратница митрополита Антония, рефлексотерапевт Фредерика де Грааф    – православная голландка, которая уже седьмой год работает в  первом московском хосписе в качестве волонтера, -- каждый день сталкивается со страданиями и смертью. Осмысление жизни, болезни, смерти в свете Воплощения является для нее не только лишь богословской проблемой, но насущной, ежедневной необходимостью, поэтому так ценен ее опыт. Каков наш ответ – всей Церкви и личный – на факт Воплощения Христова? Если мы не ставим так вопрос, то мы «напрасно любуемся и изучаем то, что говорил владыка», -- считает Фредерика де Грааф. По ее словам, вера в Воплощение Христа дает возможность для тела стать «духоносным», а это,  в свою очередь, принципиально меняет отношение христианина к своему телу, к «другому», к больному, к страдающему, предполагает «трепетное отношение» к тому, кто рядом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева Воцерковляющий опыт митрополита Антония III Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского, состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо III Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского, состоялась 23-25 сентября в Москве, в Библиотеке-фонде " Русское Зарубежье " им.А.Солженицына. Приехавшие из разных стран (Великобритания, Франция, Голландия, Греция, Украина) священнослужители и миряне, ученые и публицисты, представители благотворительных организаций и активисты социального служения, среди которых было много духовных чад митрополита Антония, вместе обсуждали тему " Церковь – Богочеловеческое общество " . Конференции предшествовал ряд подготовительных встреч, организованных Фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " . В приветствии митрополита Минского и Слуцкого Филарет, экзарха всея Беларуси, говорится о широком влиянии, которое имело служение митрополита Антония, " продолжающееся и ныне, спустя годы после его блаженной кончины " . По словам председателя Синодальной богословской комиссии РПЦ, митрополит Антоний являет " пример пастыря, духовно питающего нас словом, исходящим из глубин веры " . Свое краткое приветствие участникам конференции прислал также председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Отмечая пример " искреннего пастырского служения " митрополита Антония, председатель ОВЦС пишет: " Он не только словом, но и делом призывал народ к жизни по заповедям Божьим, к верности Русской Православной Церкви " . Тема экклезиологии является одной из центральных в проповедях митрополита Антония, отметил в своем обращении директор Библиотеки-фонда " Русское Зарубежье " Виктор Москвин. Все доклады, прозвучавшие на конференции, соотносились с осмыслением Церкви как места встречи и соработничества Бога и человека, а также с уникальной практикой Сурожской епархии, созданной митрополитом Антонием.

http://religare.ru/2_89113.html

Документы Открытое письмо епископа Василия членам Сурожской епархии от 16 мая 2006 года 18.05.2006 13:51 События последних трех недель были весьма печальны для огромного количества людей, и я выражаю вам признательность за вашу стойкость. Ясно, что нужно ответить на ряд вопросов, которые люди задают по поводу текущей ситуации в Сурожской епархии и по поводу моих недавних действий. Также налицо серьезное беспокойство по поводу того, как вести себя в текущей ситуации, и требуются руководящие указания на этот счет. Они появятся в следующем письме.   Почему я написал Патриарху Алексию с просьбой освободить меня от подчинения Московскому Патриархату?  Я предпринял эти действия, потому что стало очевидно, что в планах Московского Патриархата сделать так, чтобы Сурожская епархия соответствовала их идее " нормальной " епархии за пределами России. То есть епархии, напрямую подчиненной Отделу внешних церковных связей (ОВЦС), первоочередной заботой которой будут недавно прибывшие из бывшего Советского Союза.  Однако митрополит Антоний никогда не намеревался создавать " нормальную " в этом смысле епархию. Его мечтой была епархия, которая была бы обращена к внешнему миру, которая была бы интегрирована в местную культуру и была бы способна нести истину Православия, " Благую Весть " Православия, народу той страны, в которой она находится. На самом деле, если бы он не работал над тем, чтобы создать такую епархию, ни один из нас не был бы сегодня частью Московского Патриархата.  Как я сказал в своем письме к Патриарху Алексию, епархия, организованная вокруг недавно прибывших иммигрантов, главная забота которых состоит в том, чтобы жизнь Русской Церкви в Великобритании была точной копией ее жизни на родине, не может эффективно сочетаться с жизнью устоявшейся епархии в Великобритании. Приходы в Дублине и в Манчестере уже были выведены из епархии и переданы под прямое руководство Москвы, для того чтобы они могли посвятить себя в первую очередь недавно прибывшим. Поэтому я предложил, что членам Сурожской епархии, которые преданы идее митрополита Антония, следует позволить идти тем же путем, что и та группа на континенте, которая наиболее близко соответствует Сурожской епархии: Экзархат русских православных приходов в Западной Европе, который существует с 1931 года и который также является – если не административно, то в плане традиции – частью Русской Православной Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  разделы   рассылка  распечатать Татьяна Кириллина В Феодоровском соборе Петербурга прошла встреча памяти митрополита Сурожского Антония (Блума) Источник:  Вода живая – Официальное издание Санкт-Петербургской епархии РПЦ 4 августа исполнилось четыре года со дня смерти митрополита Сурожского Антония (Блума, (1914-2003)). 5 августа в храме Феодоровской иконы Божией Матери, после Божественной Литургии, состоялась встреча с режиссером Валентиной Матвеевой, создателем серии фильмов " Апостол любви " о владыке Антонии (интервью с Валентиной Ивановной см. в восьмом номере журнала " Вода живая " ). Открывая встречу, Валентина Матвеева сказала, что и богослужение, и отношения между собой прихожан Феодоровского собора напоминают ей о храме Успения Божией Матери в Лондоне, настоятелем которого был владыка Антоний. Далее был показан фильм из серии " Апостол любви " под названием " Выбор пути " . После просмотра Валентина Ивановна ответила на вопросы присутствующих. – Валентина Ивановна, почему владыку Антония отпевал именно митрополит Минский и Слуцкий Филарет? – У владыки Антония в России среди митрополитов были два больших и верных друга – это владыка Филарет (Вахромеев) и митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Когда владыка Антоний ушел от нас, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил митрополита Филарета отпевать владыку Антония, а митрополита Владимира в Англию не послали, потому что незадолго до этого он перенес инсульт и говорил с трудом. Митрополит Филарет в 1960-е годы, в бытность ректором Московской духовной академии, взял на себя смелость пригласить владыку Антония читать лекции. Мое-то поколение помнит, а молодые вряд ли, что такое были 1960-е годы, время хрущевских гонений на Церковь. Хрущев почему-то ненавидел Церковь и все обещал " показать последнего попа по телевизору " . Мы знаем о сталинских репрессиях, а об этом времени – почти ничего, потому что все документы закрыты, их откроют только через 70 лет. В те времена прихожане могли вечером уйти из храма, а утром прийти – храма нет, разобрали. Устраивались провокации – во время крестного хода на Пасху в Александро-Невской лавре на деревьях вокруг Свято-Троицкого собора сидели голые девицы, а в Киеве безбожники пытались внести голую женщину в храм. В такие времена приглашать церковного деятеля из-за рубежа было просто опасно. Владыке Антонию запрещено было проповедовать в храме, поэтому желающие послушать его собирались на квартирах, ночью. В обыкновенные малогабаритные квартирки набивались по пятьдесят-сто человек. Рассказывают, что когда владыке Антонию из-за болей в спине – он всю жизнь от этого страдал – было невмоготу ни стоять, ни сидеть, он ложился на пол, и все из уважения к нему тоже ложились...

http://religare.ru/2_44324.html

Хроника: Первая конференция, посвящённая осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 28–30 сентября 2007 г. в помещении Библиотеки-Фонда “Рус­­ское Зарубежье” состоялась первая конференция, посвящённая осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского, организованная Фондом “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского”. Конференция получила благословение и приветствие от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и от Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, главы Синодальной Богословской комиссии. В течение трёх дней интенсивной работы участники размышляли над различными аспектами многогранного наследия приснопамятного архипастыря. О молитвенном предстоянии “здесь и теперь” по примеру Владыки говорил рукоположенный им протоиерей Сергий Овсянников (Амстердам). Пастырским урокам владыки Антония для современной церковной реальности в России был посвящён доклад игумена Петра (Мещеринова; Москва); со своими замечаниями и мыслями по этому поводу выступил А. И. Кырлежев (Москва). Об открытости митрополита Антония проблемам современного мира так или иначе свидетельствовали многие из тех, кто был рядом с ним долгие годы — Ирина Яновна фон Шлиппе (Лондон–С.-Петербург), протоиерей Стефан Хедли (Ве­зеле, Франция), Амал Дибо (Ливан): Владыка призывал каждого мирянина к ответственному служению на своём месте в полную меру своих сил. В этом смысле было ценно свидетельство Фредерики де Граф, зачитанное священником Христофором Хиллом: они оба трудятся, служат в Первом московском хосписе. Доклады “теоретические” — А. И. Шмаина-Великанова. Хесед: о повседневной святости в учении митрополита Антония; М. Г. Се­лезнёв. Царство небесное в Евангелии от Матфея. Евангельский текст, народная интерпретация и муки перевод­чиков (“Царство Божие это не место, это состояние”. Митрополит Антоний); Г.

http://pravmir.ru/hronika-pervaya-konfer...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010