По какой причине православные боятся смеха и как связаны юмор и благоговение? Что такое страх Божий и как он сочетается с «путем радости», о котором часто говорил митрополит Антоний Сурожский? Как связаны чувство юмора и благоговения? Об этом говорили участники семинара, посвященного наследию митрополита Антония Сурожского, в Доме русского зарубежья 19 февраля. В докладе «Юмор и чувство его в христианской традиции» писательница Майя Кучерская показала, что юмор был неотъемлемой частью христианской жизни с первых веков нашей эры. Более того, о смехе говорится даже в Ветхом Завете: «И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт. 17, 17). Или: «Время плакать и время смеяться» (Екк. 3:3). Не секрет, что многие верующие настороженно относятся к смеху и юмору. Утверждают даже, что в смехе скрывается кощунство. «Мне кажется, что Бога невозможно оскорбить, – заметила Майя Кучерская. – Страх перед смехом возникает в тоталитарных системах, а тоталитаризм основан на страхе. Страх все переворачивает с ног на голову, выворачивает наизнанку – поэтому при Сталине за анекдот могли посадить. Но вера – это не идеология, и она ничего бояться не должна». Майя Кучерская Кроме того, Кучерская выделила исторические причины негативного отношения к смеху в Православии. Например, есть идущее от средних веков предание о том, что Христос никогда не смеялся. Сергей Аверинцев объяснял это так: Христос не нуждался в смехе, потому что смех — это освобождение, а Сын Божий и так свободен. А вот юмор был свойственен Христу. Если смех – это освобождение, то юмор – пользование свободой. Русь наследовала византийскую культуру выборочно: в частности, смеховая культура античности на Русь не перешла. Может быть, поэтому максима «Христос никогда не смеялся» была у нас органично воспринята. «В Евангелии ничего не говорится о том, смеялся ли Христос. Но поскольку Христос был в полной мере человеком, он, наверное, хотя бы улыбался, – рассуждает Кучерская. – Например, в притчах, которые рассказывает Христос, юмора много».

http://pravmir.ru/boga-nevozmozhno-oskor...

Право судить дано нам – от Бога. Апостол Павел говорит: «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6:2) И Господь обращается к апостолам: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф.19:28). Здесь уже разговор не о поверхностных вещах, не о том злословии, кипении нечистот, которые происходят вокруг нас, а о некой духовной мере, духовном пути, который дан человеку, идущему вглубь, живущему по-настоящему. Человек, который живет в пустоте, даже понять не сможет, о чем речь. Если же человек вдруг осознает в себе эту пустоту, тогда поймет: она – вне жизни Христовой. Вне глубины. Вместо нее – маленькие вонючие неприятные бесики, почти вши, которые вызывают постоянное зудение в человеке, и он все чешет эти укусы, постоянно пребывает в пустословии, злословии и называет это жизнью. То состояние пустоты, которое испытываем все мы, приводит к колоссальным трагедиям. Все, что происходит бытового трагического, случается именно из-за этого: семейные раздоры, разводы, непонимание детей родителями и детьми родителей, скандалы в метро, в магазинах и так далее. Состояние всеобщей нелюбви – от общей пустоты. Желание в этой пустоте видеть других людей искаженно плохими, виноватыми во всем. Войти в эту область легко, а выйти – тяжело. Как из долгой затяжной болезни, лишающей человека сил. Людям общаться хочется, этого требует человеческая природа, а сказать нечего. И тогда цепляются за эту иллюзию общения, за осуждение, злословие о других… Происходит всеобщая иллюзия, что все вроде как общаются. Человеку нужно учиться молчать, учиться, прежде чем что-то сказать, сильно подумать. Люди только и делают, что живут комментариями к каким-то другим пустым текстам. А даже если текст не пустой, а глубокий, почему его кому-то надо комментировать? Что, скажем, «Война и мир» – нуждается в моих или чьих-то еще комментариях? Или «Братья Карамазовы»? Или проповеди митрополита Антония Сурожского? Может быть, они нуждаются в тихом прочтении, в размышлении?

http://pravmir.ru/zloslovie-chast-prazdn...

Протоиерей Александр Мень говорил, что 70 процентов притч должны были быть услышаны и рассказаны с улыбкой. Это можно отнести и к другим эпизодам Евангелия. Уместно предположить, что с улыбкой были сказаны слова: «Пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам»» (Лк. 7:33-35). Или эпизод с низеньким Закхеем, который влез на дерево, чтобы увидеть Господа, и Христос решил прийти к нему в дом — наверняка это было забавно, и Господь во время этой сценки улыбался. Однажды Христос даже прямо связывает блаженство и смех: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк 6, 21). О разном отношении к смеху у христиан написано в романе «Имя Розы» Умберто Эко. Главный герой романа обладает единственным экземпляром второй книги «Поэтики» Аристотеля, в которой говорится о смехе. Он очень не хочет, чтобы ее кто-нибудь прочитал, потому что “смех временно отрешает мужика от страха” (перед Богом и законом – прим. ред.). Его оппонент возражает: «Дьявол – это верование без улыбки». О том же пишет протопресвитер Александр Шмеман: «Меня всегда утомляют люди без чувства юмора, вечно напряженные, вечно обижающиеся, когда их низводят с высот (…). Если «будьте, как дети», то нельзя без смеха. Но, конечно, смех, как и все, – пал и может быть демоническим. По отношению к идолам, однако, смех спасителен и нужен больше, чем что-либо другое» («Дневники», 14 декабря 1973 года). Кучерская подтверждает: «Сомнение в своей правоте — то, в чем нуждается каждый человек на земле». Впрочем, «в Евангелии и Патериках мы смеха не найдем. Тихую улыбку – не более того, – добавляет она. – Но юмор и смех могут быть путем к благоговению в нашем падшем мире». Доклад Майи Кучерской дополнила рефлексотерапевт Фредерика де Грааф, сотрудник Первого московского хосписа, духовная дочь митрополита Антония Сурожского. Она рассказала о том, как связаны радость, о которой так часто говорил владыка Антоний, благоговение и юмор.

http://pravmir.ru/boga-nevozmozhno-oskor...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Статьи Заповеди блаженств: Мф. 5:1-12 1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся…. Страсти Христовы: шаг за шагом Оглавление Введение Знал ли Христос, что Его убьют? За что Иисуса ненавидели и хотели убить иудейские вожди? Иуда Искариотский Тайная Вечеря Гефсиманское моление Спящие ученики Арест Иисуса Бегство некоего юноши Суд над Иисусом Отречение Петра Ночной суд Имели ли иудеи юридическое право осудить Христа на смерть? Суд у римских властей Страх Пилата Кого помиловать: Иисуса… Покинул ли Бог-Отец Своего Сына на Кресте? С семинарской скамьи помню слова митрополита Сурожского Антония, что Бог-Отец на какое-то время покинул на Кресте Своего Сына. Митрополит Антоний говорит, что Сын пришел разделить боль и скорбь всякого человека. А, как мы знаем, высшей болью и скорбью человека является богооставленность. Опыт богооставленности переживал, наверное, каждый из нас. Кажется, что Небеса – пусты и закрыты,… Искупление. Что значит, что Христос Своей Смертью искупил людей?.. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате… Православный христианин читает эти слова каждый день (они из Символа веры); каждый день христианин слышит, что Иисус Христос взял на Себя наши грехи, искупил нас Своей Смертью и т.д. и т.п. Что все это значит? В каком смысле Иисус нас искупил? Почему мы говорим, что Он искупил нас… Отношение Православия к инославию Вниманию читателей предлагается работа, как актуальная, так и интересная. Тема ее — отношение Православной Церкви к инославию в аспекте благодатности инославных сообществ. Почему мы не перекрещиваем инославных христиан, если не считаем их сообщества частью истинной Церкви?.. А если считаем протестантские общины частями Церкви, то как это возможно при отрицании теми же протестантами Евхаристии и многих…

http://azbyka.ru/parkhomenko/1/stati

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как христиане объясняют необходимость крещения? 13 мин., 15.02.2021 Содержание Крещение – первое из церковных таинств, с которым встречается человек, уверовавший во Христа. Крестившись, он становится членом Церкви, получает возможность непосредственно общаться с Богом, принимать Его благодатную помощь. Но почему все это возможно только при условии крещения? Давайте разбираться. Почему христиане убеждены, что человек не может спастись, если не примет крещения? Христиане – это те, кто верует Господу Иисусу Христу. И в утверждении, что некрещеный человек не может наследовать Царствие Небесное, они опираются на слова Самого Христа. Во-первых – Его наставление ученикам в конце Евангелия от Марка: Кто будет  веровать и креститься ,  спасен будет ; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16: 16). Во-вторых, в Евангелии от Иоанна Христос объясняет Своему последователю из числа фарисеев, Никодиму: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3: 5,6). В-третьих, Евангелие от Матфея завершается знаменательным призывом Господа к ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28: 19, 20). Здесь хотя и не говорится напрямую о спасительности крещения, но поручение крестить людей звучит как прямая и неотменяемая заповедь Спасителя. Спасение от чего обещано тем, кто будет веровать и креститься ? Во-первых – от рабства греху, когда, говоря словами апостола Павла, не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим 7: 15). Во-вторых – от рабства сатане, который обманом и клеветой на Бога спровоцировал грехопадение Адама и его жены. В-третьих – от смерти, которая подчинила себе весь мир в результате грехопадения человека. Но спасением в православном христианстве называется не только освобождение от этих трех видов рабства. Спасение – это предельное сближение и вступление в сыновние отношения с Богом, достижение единства с Богом, обретение того Царства небесного, где будет Бог все во всем (1 Кор 15: 28). Сам Христос называет спасение жизнью вечной, о которой мы пока мало что можем сказать, кроме того, что она будет непредставимо прекрасной, радостной и, говоря словами митрополита Сурожского Антония, переливающейся через край от избытка полноты. Как писал об этом апостол Павел, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2: 9). «Кто будет веровать и креститься»… А как связаны друг с другом крещение и вера?

http://foma.ru/kak-hristiane-objasnjajut...

Свящ. Димитрий Выдумкин 19 февраля 2016, 20:28 Николаю Долганову:     " Иной, быть может, удивится, почему фарисей, хотя немного слов сказал с высокомудрием, однако ж осужден...На фарисея, который все к себе, а не к Богу, и без нужды осуждает других, справедливо наводится осуждение " . (Толкование блж.Феофилакта Болгарского на Лк.18, 14) Лариса 19 февраля 2016, 15:53 Спасибо автору за такую замечательную статью. Я долгое время искала ответ на вопрос, как совместить притчи " о мытаре и фарисее " и " о страшном суде " . В этой статье я увидела ответ на мои недоумения. Оказывается " Они, совершившие все добродетели, не видели в них своей заслуги, забывали о них и искренне считали себя ничего не совершившими " . Господь признал их благословенными не только за то, что они послужили братии, как Христу, но за их смирение " мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Ирина 19 февраля 2016, 15:21 Спасибо большое за замечательную статью! Хочется добавить выдержку из проповеди митр. Антония Сурожского: " ...церковная песнь нам говорит, что мы должны избежать горделивых слов фарисея и научиться высоте мытарева смирения. И одновременно Церковь говорит, что нам надо научиться подлинной, истинной добродетели; но если она нам – повод для превозношения, лучше бы ее не было, лучше бы не было ничего, кроме глубокого, скорбного сознания нашего недостоинства перед Богом " . Ирина 19 февраля 2016, 14:49 Спасибо большое за замечательную статью! АлександрГ. 19 февраля 2016, 14:12 Вообще-то, в Евангелие от Луки, Иисус говорит: " сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится " . И вот здесь, возникает вопрос: а что значит быть оправданным более? И что значит быть оправданным менее? Может ли быть оправдание частичным? В юриспруденции, частичным оправданием называется оправдание лица, обвиняемого в выполнении нескольких составов преступлений, но оправданного по некоторым из них. Основанием для оправдания как правило служит: отсутствие состава преступления, либо отсутствие события преступления. Посему, представляется, что Иисус говоря о фарисее имеет в виду некий событийный ряд, в котором самовозвышение однозначно трактуется как грех и наказуется унижением. Кроме того, не думаю, что мы можем толковать это место вне дальнейшего контекста Евангелия, неоднократно упоминающего о фарисеях, в том числе и фразой: " горе вам книжники и фарисеи " .

http://pravoslavie.ru/90775.html

Священник является молитвенником за весь мир, по словам святителя Иоанна Златоуста , «он так приступает к Богу, как бы ему вверен был весь мир и сам он был отцом всех, прося и умоляя о прекращении повсюду войн и усмирении мятежей, о мире и благоденствии, о скором избавлении от всех тяготеющих над каждым бедствий частных и общественных» 42 . Священник – посредник, призванный преображать человеческие души, возводя их от земного к небесному. Важнейшие части его служения – оправдание («Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания» – 2Кор.3:9 ) и примирение с Богом помраченных грехом душ («Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» – 2Кор.5:18–20 ). По примеру Господа, пастырь должен заботиться не только о пастве в целом, но и о каждой отдельной душе человеческой: «Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, – говорит Господь Бог . – Потерявшуюся овцу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» ( Иез.34:15–16 ). О сложности пастырского служения святитель Григорий Богослов говорил: «Править человеком, самым хитрым и изменчивым животным, по моему мнению, действительно есть искусство из искусств и наука из наук» 43 . Словом «ο πρσβτεροι» в Новом Завете называются предки, старейшины народа, пресвитеры, «священник» означает также «старший», «πρσβυς» – старый, старец. Конечно, понятия священства и старчества, несмотря на некоторое этимологическое родство, не могут быть синонимичными. По словам митрополита Антония Сурожского , «старец – это не просто человек, который долго занимался пастырской работой и приобрел какой-то навык или опытность; старец в настоящем смысле – это нечто иное, это благодатное состояние. Старцев не «выделывают», старцы силой Святого Духа рождаются» 44 . Он выделяет три степени духовников. Основной уровень – священник – имеет благодатную силу совершать таинства. Главная опасность в том, что «молодые неопытные священники, не обладая еще духовной зрелостью и значительным жизненным опытом, думают, что уже вправе повести кающегося грешника на небо. Следующая ступень – это отцовство. Оно заключается в том, что один человек – необязательно даже священник – родил к духовной жизни другого человека, увидевшего в образе своего наставника сияние вечной жизни... Между духовным отцом и учеником возникают душевная связь и взаимное понимание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Собрание в Церковь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 12 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 Когда вы собираетесь в церковь… 1 Кор 11:18 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Еф 5:32 Что такое Церковь? Религиозная организация, учреждение, церковная иерархия, личное благочестие, система обрядов, музейно-туристический комплекс, архитектурное сооружение, храм?.. Русское слово Церковь происходит от греческого κuriakn. Смысл слова Кириакон — дом Господень, дом Божий — многозначен. Во-первых, домом Божиим в Священном Писании называется всё Божие творение: ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог (Евр 3:4); во-вторых, человек: Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр 3:6); в-третьих, домом Божиим называют храмы — “здания, которые воздвигает человеческая вера человеческими руками и где Бог у Себя дома . Храм — дом убежища для Господа Вседержителя Эти храмы могут быть скромны или величественны, — они всё равно содержат всю полноту Божественного присутствия” 1 . Слова апостола Павла дом же Его — мы говорят не только о том, что каждый отдельный верующий во Христа человек должен стать храмом, “местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах” 2 , но — “мы” — Святое таинственное собрание в Его тело под Его главою. “Разумею же истинный храм Божий — всесвятое тело Его, как Сам Он назвал его, разрушьте, говоря, храм сей (Ин 2:19)” 3 . Дом Божий, как и всякий дом, “устрояется” из различных по отношению друг к другу частей, собранных в определённом порядке. Но сам он не является окончательно законченным результатом творческого процесса его созидания, а находится в постоянной динамике и становлении; это и есть его жизнь — непрерывное собирание разного в единое. Слово экклесия означает народное собрание; вообще собрание, сходку; Новозаветное собрание христиан, церковь. Экклесия — второе слово, которое с древних времён употреблялось по отношению к Церкви. Церковь представляет особое общество, собранное Самим Богом во Христе. По определению Митрополита Антония Сурожского, “Церковь — это общество избранников, общество людей, услышавших зов Божий, которых Бог послал и посылает в мир быть свидетелями истины Божией, жизни Божественной. И эти свидетели — мы все по призванию…” 4 .

http://pravmir.ru/sobranie-v-tserkov/

Темничный страж призвал тотчас же апостола Павла с Силой в свой дом, и эта ночь в его доме принесла свет Вечной Жизни ему со всеми домочадцами. И немедленно крестился сам и все домашние его… И возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога ( Деян.16:33-34 ). Люди усыновились Богу через Крещение по вере во Христа и ощутили радость от общения с Небесным Отцом. Теперь их земная жизнь ведет не в тупик, а в бессмертие. Все эти чудеса, в том числе и обновление душ верой и крещением совершает Сам Иисус Христос через Свою Церковь и Своих служителей. Да, собственно говоря, и вся книга «Деяний святых апостолов» описывает жизнь Иисуса Христа на земле после Вознесения и Сошествия Святого Духа в Своем живом организме – Церкви Христовой, Главой Которой Он стал. В Церкви продолжаются дела Христовы, которые Он совершал в Своей земной жизни. В Евангелии от Иоанна описывается чудо исцеления слепорожденного в Иерусалиме. Иисус Христос, проходя, увидел человека, слепого от рождения ( Ин.9:1 ). Никакой вины в его недуге ни родителей, ни тем более самого слепого, не было. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( Ин.9:3 ). Человек несчастен, но на нем явит Свою любовь Господь и принесет ему бессмертное счастье. В чем же Божия слава? По словам митрополита Антония Сурожского, «слава Божия не явилась в том только, что этот человек прозрел телесными очами: он прозрел самыми глубинами своей души. Глаза его открылись на милость Божию, на всемогущество Божие, открылось его сердце к тому, чтобы с благодарностью и верой ответить на Божий дар телесного прозрения. Вот здесь воссияла слава Господня… что в душе этого человека воссияла Вечная Жизнь: заискрилось, заблистало, засветилось то, что принадлежит Самому Богу и что вошло в мир в новом сиянии Божественного присутствия». Я свет миру ( Ин.9:5 ), – возвещает Христос. Как же понимать эти слова Богочеловека? Иисус подошел к слепому, плюнул на землю, сделал брение (т.е. кашицу) из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам… ( Ин.9:6-7 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Тогда мы увидим, что самым адекватным и самым эффективным методом богопознания может оказаться простое молчание, молчание как мудрость, смирение, как способность слушать. Другую историю хочу я вам рассказать, из опыта владыки Антония Сурожского. Он говорит, что у него была одна прихожанка, которая однажды пришла к нему с непростым вопросом. Она сказала ему: «Отче, я уже очень много лет творю молитву Иисусову, но я не чувствую никакой благодати, я не вижу никаких духовных плодов от этого». Тогда владыка сказал ей: «Ты творишь молитву много лет, как ты рассказываешь, и, может быть, ты слишком много говоришь? Может быть, Богу негде и словечко вставить». Женщина призадумалась, говорит: «А что же мне делать?» Владыка ей сказал: «А ты иди домой, садись тихонечко с книгой или с вязанием, как угодно, и просто попробуй помолчать». Через несколько дней женщина пришла к нему и сказала: «Спасибо Вам, Вы мне дали хороший совет». И она рассказала о том, что она пришла к себе домой, в свою комнату, где прожила много-много лет. Она перед иконой помолилась, взяла свое шитье, уселась в кресло, где имела обыкновение сидеть, и погрузившись в тишину, в простую радость бытия перед Богом, она действительно если и не услышала Его, как Моисей когда-то услышал, но пережила как реальность Его присутствие, Его близость к ней в этой самой комнате, взор Божий, который был направлен на нее, и это стало возможно именно благодаря смиренному молчанию, способности человека слушать Бога, открываться Ему. Мы с вами говорили, что Церковь нас учит веровать во единого Бога. Мы утверждаем, что Господь Единый и Единственный. Что это означает? Понятно, что в те времена, когда формировался народ израильский, эта заповедь единственности Бога означала именно Его исключительность, единственность этого Бога как истинного среди других богов, которым поклоняются народы, но это является заблуждением духовным. В Книге Второзакония сказано: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010