Третий момент – непрестанная молитва . Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» ( 1 Фес.5:16-18 ). И у меня самой была потребность непрестанно молиться, постоянно общаться с Богом. Но я не умела (и сейчас не умею). Но самой этой темы, этой проблемы – как непрестанно молиться и исполнить слова апостола – для адвентистов не существовало. Но из книг митрополита Сурожского Антония о молитве я поняла, что для православных это само собой разумеющаяся реальность, накопленный опыт, в каком-то смысле – норма духовной жизни, к которой стремятся. И вообще – о молитве, об общении с Богом православные знают больше, чем протестанты. Да и Бога Самого знают ближе и глубже. Наверное, это главное. Но были еще и другие моменты. Например, у каждой деноминации, с которой я общалась (я не только с адвентистами дело имела), было какое-то любимое изречение Христа, любимые отрывки из Библии. Главным для адвентистов были слова «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас». Во всяком случае, о них очень часто говорилось. В Московской Церкви Христа больше всего любили слова про отвержение себя: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф.16:24,25 )». МЦХ мне были ближе своей героичностью, да и слова эти казались мне более важными. Но на каждой православной иконе Христа я видела раскрытую книгу с надписью «Да любите друг друга» и понимала, что на самом деле именно это важнее всего. И снова оказывалось, что в Православии все понимается и точнее, и глубже. Когда я пришла первый раз на Литургию, меня очень поразила великая ектенья . Поразила несколькими вещами. Тем, опять-таки, что соответствовала Писанию больше, чем адвентистские молитвы. Я имею ввиду вот это место: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.( 1Тим.2:1-4 )» Адвентисты не молятся «за всех человеков». И за «царей и всех начальствующих» тоже не молятся. Молитва в начале службы пастора-настоятеля в субботнее утро сводится к благодарности Богу за то, что Он нас привел на богослужение, к просьбе о тех, кто не смог прийти и кто еще в пути, и к молитве о семьях членов церкви (имеется ввиду – данной общины). До Великой Ектеньи я не задумывалась о несоответствии молитвы пастора Писанию. После я пошла к нему на прием, чтобы обговорить этот вопрос, спросить, почему мы не молимся за начальствующих и предложить это делать. Мне сказали, что за начальствующих и всех человеков можно молиться келейно – в частном порядке, в смысле. И что все так и делают (если я правильно помню).

http://azbyka.ru/way/lichnyj-opyt-pochem...

Христианская же любовь имеет принципиальные отличия от любви страстной. Эта любовь основана на взаимном уважении, понимании, доверии, нежности, помощи, бескорыстной любви и со временем становится только крепче и больше. Она ведет к спасению и не боится различных мирских трудностей, «не вылетает в окно, когда нищета стучится в дверь» и не бросает человека в бедах, болезнях и несчастьях. Эта любовь есть подобие любви Бога к человеку 52 и любви Спасителя к Своей Церкви 53 . Именно такая любовь и является выполнением одной из важнейших (основных) заповедей: любите друг друга; как Я возлюбил вас ( Ин. 13:34; 15:12 ). Именно о свойствах такой любви, без которой, по словам старца Амвросия Оптинского , «ни раздание всего имения, ни предание тела на сожжение недействительны» (55:70) 54 , и говорит апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:4–8 ). Свт. Иоанн Златоуст считает брачную любовь сильнейшим типом любви и отмечает, что «сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает» (цит. по 59:148). Свт. Тихон Задонский пишет, что супруги должны любить и не оставлять друг друга до самой смерти «Правильно вступившие в супружество должны друг друга любить и верность хранить до конца жизни. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучны пребывать до кончины» (цит. по 53:834, 835, со ссылкой на: Творения свт. Тихона 6-го издания, 1899 г. Т. 5. С. 174). Приведем мнение митр. Сурожского Антония о христианской любви: «Любовь – удивительное чувство, но оно не только чувство, оно – состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубину, когда вдруг вижу его сущность. Конечно, когда я говорю “вижу”, я не хочу сказать “постигаю умом” или “вижу глазами”, но – “постигаю всем своим существом”. Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: “Боже мой! До чего это прекрасно!”. Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью – только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Я помню, как один молодой человек рассказывал мне, что довольно много экспериментировал в «свободной любви», и однажды, вспоминал он, «когда я сообщил своей nocлelheй девушке, что она мне надоела и что я нашел себе новую подружку, я вдруг внезапно осознал, как сильно это ее ранило. И я понял, что больше никогда так не поступлю». До этого он не чувствовал, как ранит другого человека, не говоря уж о том, что делает с самим собой. Поэтому опять-таки вопрос в том, какого качества человеком ты являешься. Оставьте Бога в покое, спросите себя: кто я? Это не вопрос дисциплины: «Я не буду воровать, потому что это запрещено. Яне буду делать это, я не буду делать то». Это вторично. Святой Августин говорил: «Люби и делай, что хочешь» — потому что любовь не позволит вам сделать очень многое из того, что может причинить боль или вред. Мы очень легкомысленно пользуемся словом «любовь». Мы применяем его где угодно— от «я люблю клубнику со сливками» до «я люблю Бога». Вы читали «Письма Баламута»? Тогда вы помните, как старый бес объясняет, почему он не может понять, что имеет ввиду Бог, когда говорит: «Я люблю Свои творенья». Потому что Он говорит, что любит вас, и отпускает вас на свободу. «Я тебя люблю, — говорит бес своему племяннику, — но это значит, что я хочу тебя взять в свои когти, тебя проглотить, тебя переварить так, чтобы от тебя не осталось бы ничего вне меня». Что ж, именно так часто поступаем и мы— в большей или меньшей степени. Но это вопрос о человеке. Первый вопрос: «Человек ли я?» В зависимости от той меры, в какой я являюсь человеком, передо мной открываются новые горизонты. И пока я не человек, Бог для меня, должно быть, такой Бог, которого я готов отвергнуть, — это Бог-судья, это Бог-шпион, это Бог злопамятный, Бог-ужас. Если бы Бог был только таким и никаким больше, тогда Он был бы мне не интересен. Пусть бы тогда в конце времен Он отправил меня в ад, и с этим было бы покончено, потому что я ничего не мог бы с этим поделать. И, конечно, Он может так и поступить, но это уже другой вопрос.

http://foma.ru/v-chem-cennost-devstvenno...

В Москве состоялась международная конференция «Человек в богословии митрополита Антония Сурожского» Москва, 15 сентября 2009 г. II международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония, состоялась в Москве 11-13 сентября в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына, сообщает Благовест-инфо . В отличие от первой конференции, которая была посвящена осмыслению наследия всемирно известного православного пастыря ХХ в. в целом, для второго форума организаторами - фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» - была выбрана более определенная тема «Человек в богословии митрополита Антония Сурожского» Участников форума приветствовал хорошо знавший сурожского архиерея митрополит Минский и Слуцкий Филарет – Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. В своем послании, которое зачитал секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Московской духовной академии, протоиерей Владимир Шмалий, митрополит Филарет отметил: «Предание Церкви учит нас несомненной истине: человек без Бога, без причастия благодати Его Святого Духа – еще не вполне человек, если мы смотрим на человека с точки зрения его высшего, духовного призвания. Человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он освобождается от греховного плена, от тления и смерти, а это возможно только в открытости Богу – через веру, доверие и верность Ему. Митрополит Антоний являет нам именно такой, подлинно христианский опыт – опыт человека, который всецело поверил открывшемуся ему Христу Спасителю и, доверившись Ему, следовал за Ним до конца своих дней. И потому он мог благовествовать о Боге столь парадоксальными, на первый взгляд, словами, говоря о том, что и «Бог верит в человека». Патриарший экзарх относит митрополита Антония к тому «сонму свидетелей», которые убеждают, что «уподобление Человеку Иисусу Христу возможно человеку» От себя проректор МДА добавил, что наследие митрополита Антония, его «живой опыт свидетельства о Христе» исключительно актуален сейчас, особенно в подготовке будущих священнослужителей. О.Владимир заверил участников конференции, что преподаватели МДА «будут делать все возможное, чтобы наши выпускники хорошо знали наследие митрополита Антония и были в состоянии свидетельствовать миру об этом подлинном опыте восприятия Христа». Собравшихся также приветствовал директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин, который активно содействовал не только проведению обеих конференций, но и двухлетнему семинару по изучению наследия митрополита Антония, регулярно собиравшемуся в Доме русского зарубежья.

http://pravoslavie.ru/31927.html

Новости О задачах и границах христианской психологии дискутировали участники семинара по осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского 13.05.2008 18:00 Москва, 13 мая, Благовест-инфо. Чем является вера с точки зрения психолога? Что такое христианская психология? Возможно ли сотрудничество психологической науки и церковного душепопечения и где проходят границы полномочий каждой из этих областей? Эти вопросы стали основой для дискуссии на третьем семинаре по осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского. Заседание ежемесячного семинара из цикла «Цельность человека: дух, душа, тело» , на которое каждый раз приходит все больше заинтересованных людей, состоялось 12 мая в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» (БФРЗ). Дискуссии организованы стараниями сотрудников БФРЗ и Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского». Традиционно заседание началось с доклада, построенного на основе одного из текстов митрополита Антония Сурожского. Борис Братусь, доктор психологических наук, профессор психологического факультета МГУ, зав. лабораторией философско-психологических основ развития человека Психологического института им. Щукиной РАО, проанализировал доклад митрополита Антония «Психология и духовный опыт» (см. Труды. Книга 2-ая. М., 2007. С. 864-878). Психолог предупредил, что архиерей обращался не к верующим людям, а, скорее, к ученым скептикам, которые как тогда, так и сегодня считают, что «образованный и здравомыслящий человек не может быть верующим». Считая веру «одним из видов невроза», оппоненты докладчика и, конечно, митрополита Антония тоже, утверждают несовместимость веры и науки и, соответственно, бессмысленность «христианской психологии» как таковой. Однако, по словам докладчика, митрополит Антоний рассматривал веру как «общепсихологический феномен», «фундаментальный фактор функционирования человеческой личности». Излагая историю своего обращения, митрополит Антоний показал наличие общей для каждого человека «метафизической потребности». Б. Братусь подчеркнул также, что для возникновения веры в Бога недостаточно только «метафизической почвы» (в случае будущего митрополита Антония -- Андрея Блума – верующей семьи и встречи с ведущим богословом того времени о. Сергием Булгаковым). Необходимо «выстраивать путь веры с учетом всех психологических условий», иначе это будет путь «с дырками» или он не состоится вообще. Этот момент важно учесть сторонникам немедленного введения «Основ православной культуры», посоветовал психолог.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Представлена книга митрополита Антония Сурожского июня 2023 Книга митрополита Антония Сурожского " Не могу, Господи, жить без Тебя! " представлена 19 июня в духовно-просветительском центре Феодоровского собора . Это результат работы издательства " Никея " с фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " , она включает размышления владыки о молитве. Настоятель протоиерей Александр Сорокин отметил, что день проведения встречи был выбран в 109-ю дату рождения архиерея. Была пропета " Вечная память " приснопамятному владыке Антонию. Заведующий редакционно-издательским отделом издательства ПСТГУ, глава фонда " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " Егор Агафонов рассказал, что в основном выходящие ныне книги владыки - это тематические подборки опубликованных бесед. В отличие от этого, данне издание содержит впервые переведенные с английского на русский язык тексты 1960-х и 1980-х годов, в основном это беседы с прихожанами лондонского Успенского собора. Молитва - сердцевина христианской жизни. Без внутреннего ее проживания не может обойтись ни один христианин. Книга учит невероятной ответственности в молитве за каждое слово. Нельзя обходиться молитвословием как произнесением слов, нужен честной разговор с Богом. Владыка неоднократно рассказывал про такой случай: будучи новоначальным и живя в Париже, он как-то обратился к духовнику - иеромонаху Афанасию (Нечаеву), признавшись, что не может без смущения читать молитву " Отче наш " , поскольку не простил одного приятеля. Духовник предложил опускать фразу " И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим " . На месте этих слов возникла ужасающая " дыра " . Пришлось найти в себе силы для внутреннего примирения с обидчиком. Этот случай научил его высочайшей ответственности за молитвенные слова. Сама возможность молитвы была для митрополита Антония невероятной радостью. Завершает книгу раздел с молитвословиями владыки - он их не составлял, но часто в беседах обращался непосредственно к Богу.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Новости Игумен Петр (Мещеринов): Уважение к человеческой личности – пастырский урок митрополита Антония Сурожского 29.09.2007 21:45 Москва, 29 сентября, Благовест-инфо. Уважительное, бережное отношение к каждой человеческой личности, основанное на Евангелии,  свобода от церковной «идеологизации», нравственная ответственность христианина – на эти черты духовного наследия митрополита Антония Сурожского обратил внимание игумен Петр (Мещеринов), выступая 28 сентября на открытии первой международной конференции, посвященной осмыслению наследия одного из самых известных русских пастырей ХХ в. Форум,  организованныйй Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Библиотекой-Фондом «Русское Зарубежье», проходит в Москве 28-30 сентября. В своем докладе игумен Петр выделил несколько главных признаков духовного делания митр. Антония, рассматривая их в контексте современной церковной жизни в России. Во-первых, по утверждению докладчика, пастырский опыт митрополита Антония «очень отличался от той системы духовничества, которая сложилась в нашей сегодняшней церковной жизни: владыка был подлинным делателем Жатвы Христовой, но отнюдь не духовником в нашем традиционном, идеологическом понимании», когда духовник зачастую «подменяет собой Христа», лишая своих чад самостоятельности и личной ответственности. Докладчик отметил, и это многократно подтверждали другие участники конференции, что  митрополит Антоний совершенно не занимался «прямым устроением чьих бы то ни было судеб». Главная его задача как духовника – «свидетельствовать,  показать, обнаруживать перед всеми, что значит Христос в его жизни, и предлагать своим духовным чадам: если хотите – идите к Нему, только сами». «Вот в этом «сами» и коренится пастырский метод владыки, который базируется на глубоком, подлинно евангельском уважении к личности человека, к свободе его нравственного выбора», -- отметил о.Петр. Второй краеугольный камень жизни и проповеди митрополита Антония – это Евангелие. По наблюдениям докладчика, в нашей православной действительности Евангелие «не популярно, не оно определяет наше существование». Нынешняя церковная идеология предлагает православным христианам принцип, чётче всего сформулированный святителем Игнатием (Брянчаниновым): «Евангелие – через Отцов». О.Петр подчеркивает, что этот принцип совершенно необходим для понимания догматического, вероучительного смысла Священного Писания, однако его нельзя распространять «на весь объём христианской жизни -- на практике, в личной духовно-нравственной сфере, он не реализуется, ибо, коль скоро нет фундамента Писания, этот принцип «повисает в воздухе». Все проповеди митрополита Антония свидетельствуют о том, что он «положил в основу своей жизни именно Евангелие», и этот его «чистый и подлинно церковный «евангелизм» многих обратил к вере.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Дискуссия о соотношении науки, образования и веры состоялась на семинаре по наследию митрополита Антония Сурожского 11.02.2009 19:24 Москва, 11 февраля, Благовест-инфо. Оживленная дискуссия о том, как соотносились в прежние времена и как связаны сейчас наука, образование и христианская вера, состоялась 9 февраля в рамках семинара «Цельность человека: путь ученичества», посвящённого наследию митрополита Антония Сурожского. Цикл встреч на эту тему регулярно проводят  Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Библиотека-фонд «Русское Зарубежье». На этот раз для обсуждения предлагался текст митрополита Антония Сурожского " Бог под вопросом " (Труды. М., 2002. С. 225-234). Первой докладчицей стала кандидат биологических наук Елена Садовникова, имеющая практику исследовательской работы, а также бесценный опыт личных встреч с митрополитом Антонием. В докладе «Научное образование и духовная жизнь» она говорила о необходимых навыках честного исследователя, которые важно перенести на «строй внутренней жизни». Митрополит Антоний отмечает пять таких навыков: это «способность воспринимать реальность вне себя, умственная честность и трезвость, умение сохранять уверенность в вещах невидимых, навык различать реальность и свои представления о ней», а также особый навык «систематического, творческого, порой героического сомнения в своих представлениях». Е. Садовникова остановилась на каждом из этих положений, подтверждая их примерами из практики научных исследований. Данный подход к теме имеет смысл, только если относиться к науке как «части богословия, которая является познанием Творца путем познания Его творения», как говорил митрополит Антоний. Докладчица привела примеры его высказываний, которые свидетельствуют о «поистине научной корректности или предельной смелости». Например, говоря о соотношении науки и богословия, пастырь дает ключ к разрешению их противоречий: «Если встанет проблема соотнесения моих богословских представлений с тем уровнем науки, который мне доступен, я не стану использовать одно для доказательства или опровержения другого, я просто скажу: вот два разных опыта, их пока не удалось привести в соответствие друг с другом, и возможно, не хватит всей моей жизни, чтобы привести их в соответствие, но нет причин сомневаться, что настанет день, когда это произойдет. Два подлинных опыта совпадут».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости В издательстве «Никея» выходит новая книга митрополита Антония Сурожского 22.08.2016 18:13 Москва, 22 августа. В сентябре в издательстве «Никея» выходит новая книга митрополита Антония Сурожского «Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности», сообщает пресс-служба издательства. Эта книга – беседы одного из самых известных духовников и проповедников рубежа XX-XXI века митрополита Сурожского Антония (Блума; 1914-2003), в которых он говорит о красоте, творчестве, искусстве, об образе и выражении реальности, о том, чем безобразие отличается от уродства.  Беседы 1982 года проводились митрополитом Антонием по приглашению университета графства Кент в рамках ежегодных чтений, посвящённых памяти христианского поэта Томаса Элиота. Несмотря на, казалось бы, далекую от богословия тему, митрополит наполняет ее глубочайшим богословским содержанием. Материал этой книги уникален: он никогда еще полностью не издавался в России, практически ни в одной из многочисленных бесед владыки Антония нет такого широкого обращения к поэзии, изобразительному искусству, такого обилия цитат и примеров. В конце книги автор найдет несколько прекрасных стихотворений, имеющих непосредственное отношение к главной теме книги – красоте: «Пепельная среда» Т.С. Элиота, «Последний пассажир» К. С. Льюиса и др. Предисловие для книги  написала известный поэт, переводчик, филолог Ольга Седакова. После каждой главы-лекции приводятся ответы митрополита Антония на вопросы студентов, что, кроме ценности самих ответов, интересно тональностью разговора владыки и передает живость его характера и энергетику речи. Митрополит Антоний (Антоний Сурожский, в миру Андрей Борисович Блум; 19 июня 1914 года — 4 августа 2003 года) — иерарх Русской Православной Церкви, митрополит Сурожский. Философ, проповедник. Автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Духовное наследие митрополита Антония Сурожского Интервью с Еленой Майданович Источник:  Седмица Первые книги митрополита Сурожского Антония (Блума) о молитве и духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-е годы. Сегодня они переведены на многие языки мира. В последние годы труды Владыки Антония широко издаются в России огромными тиражами – и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской. Они неизменно пользуются интересом у читателей. Мы попросили Елену Львовну Майданович, редактора-составителя большинства книг митрополита Антония, ответить на вопросы, связанные с дальнейшим изданием произведений Владыки. – Елена Львовна, в 2002 году вышел том трудов митрополита Антония Он оказался последней прижизненной книгой митрополита Антония. Вот уже почти два года новых книг не было. Означает ли это, что с кончиной Владыки иссяк и источник новых публикаций? – Нет, отнюдь. Были журнальные публикации А в отношении книг совпало несколько обстоятельств. Одна давно подготовленная книга как-то трудно проходила процесс издания. Это сборник материалов, посвященный пастырству. Причем Владыка считал, что книга адресована не только священникам: паства, сказал он, должна знать о пастырстве столько же, сколько пастыри... Собственно, в книге два раздела: " Пастырство " как таковое и " Исповедь " . Книга очень важная и нужная. Сейчас уже можно сказать, что она дойдет до читателя в ближайшие месяц-два. Второе: после издания " Трудов " как бы просился второй их том, и мы начали готовить его к девяностолетию Владыки, но после его кончины надо было пересмотреть состав и строй книги. Работа затянулась. Тем временем шли параллельно менее " затратные " в смысле времени проекты. Только что вышла книга под названием " Наблюдайте, как вы слушаете... " В ней собраны все публикации Владыки Антония в журнале " Альфа и Омега " за десять лет его существования: проповеди, беседы; сюда включен и некролог, напечатанный журналом, и, в качестве послесловия, небольшие воспоминания о Владыке редактора журнала, М.А.Журинской " Полторы встречи " .

http://religare.ru/2_12215.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010