Указом Архиерейского Синода РПЦЗ 11 мая 1990 г. канонизированы старцы Лев, Макарий, Иларион, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий и Никон, а также схиархим. Моисей (Путилов), схиигум. Антоний (Путилов) , схиархим. Исаакий (Антимонов) и архим. Исаакий (Бобраков). Всем им дано обобщающее определение «старцы оптинские», хотя не все из них старчествовали. На Поместном Соборе РПЦ 1988 г. канонизирован старец Амвросий. Во Введенском соборе 16 нояб. 1988 г. произошло чудо мироточения Казанской иконы Божией Матери и образа прп. Амвросия. 26 июля 1996 г. состоялась канонизация в лике местночтимых святых старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова), Нектария и Никона, а также схиархим. Моисея, схиигум. Антония, схиархим. Исаакия (Антимонова) и архим. Исаакия (Бобракова). Все они вошли в состав Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, решением Архиерейского Собора 2000 г. утверждено их общецерковное почитание. Мощи большинства старцев обретены в июле 1998 г. в результате раскопок под рук. археолога С. А. Беляева. Обретенные мощи помещены в саркофаги и выставлены на поклонение в Казанском соборе (мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия (Антимонова)), во Введенском соборе (мощи старцев Амвросия и Нектария) и Владимирском храме-усыпальнице (мощи старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова)). Дореволюционные часовни на могилах старцев восстанавливать не стали, вместо них установили надгробные плиты. Кроме того, в разные годы были канонизированы ок. 20 выходцев из О. п., пострадавших от репрессий в ХХ в. Мощи одного из них - преподобноисп. Рафаила (Шейченко), находятся в Преображенском храме. Ряды мучеников пополнили в постсоветскую эпоху оптинские насельники иером. Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв), убиенные на Пасху 18 апр. 1993 г. В 2008 г. над их могилами в мон-ре воздвигнута часовня, служатся панихиды.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). В приложении к настоящему докладу дается полный поименный список подвижников, предлагаемых к общецерковной канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских и список новомучеников и исповедников, прославленных как местночтимых, имена которых предлагается включить в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Предлагая вниманию участников Архиерейского Собора результаты многолетней работы Комиссии, выражу общее мнение ее членов о том, что прославление всех этих подвижников, в особенности Собора новомучеников и исповедников Российских, явится величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Промысел Божий ведет каждого человека к познанию Истины, к изменению, к преображению через оставление «путей неправды». Через обращение к такому сонму молитвенников на небесах, жизнью засвидетельствовавших верность Богу, мы все имеем дерзновение просить Его о прощении народу нашему греха богоотступничества. Открывая в 1992 году Освященный Архиерейский Собор Вы, Ваше Святейшество, подчеркнули: «Мы ныне лишь прикасаемся к тому сонму мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. Нам предстоит длительный и во многом мучительный, но духовно вдохновляющий процесс возвещения не только чадам нашей Святой Церкви, но и всей Полноте Православия имен мучеников Христовых, пролитием крови своей давших миру наивысшее свидетельство веры и любви»

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

  13/26 декабря 1994 года были обретены мощи Оптинских старцев Антония и Моисея.   1/14 февраля 1995 года обретены мощи старца Исаакия I Оптинского.   13/26 июля 1996 года состоялось прославление Собора преподобных старцев Оптинских и установлено им общее соборное празднование — 11/24 октября. К лику местночтимых святых были причислены: иеросхимонах Лев (Наголкин), схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий I (Антимонов), иеросхимонах Анатолий старший (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий младший (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеромонах Никон (Беляев) исповедник, архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик. Вечером 13/26 июля перед торжественным всенощным бдением в Свято-Введенском монастыре Оптиной пустыни Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был совершен чин канонизации в лике местночтимых святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. В слове Его Святейшества подчеркивалось особое значение и высота старческого служения Богу и ближним. После того как Святейший Патриарх зачитал Деяния Архиерейского собора о канонизации преподобных Оптинских старцев, на амвон Введенского храма из алтаря была вынесена большая икона новопрославленных преподобных, которой осенили всех молящихся. После пения тропаря, кондака и величания преподобным началось всенощное бдение Собору Оптинских старцев.   27 июня/10 июля 1998 года состоялось обретение мощей преподобных Амвросия, Льва, Макария, Илариона, Анатолия старшего, Варсонофия и Анатолия младшего Оптинских. Работы по обретению мощей преподобных Оптинских старцев начались за несколько дней до радостного события. 7 июля было получено долгожданное благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приступить к раскопкам. Во время праздничного всенощного бдения накануне дня памяти преподобного Никона Оптинского исповедника собор священнослужителей вышел к месту раскопок. Пропели величание преподобным старцам Оптинским, помолившись об успешном завершении дела при содействии помощи Божией. 10 июля раскопки были завершены, и переоблаченные святые мощи преподобных старцев были положены в заранее приготовленные деревянные раки и выставлены для поклонения во Введенском соборе монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) и Алексия Зверева († 1918); от Чимкентской епархии: священника Афанасия Милова (1877-1937), священника Михаила Макишева (1879-1937), священника Василия Бова (1877-1937), священника Иоанна Смирнова (1872-1937), монаха Михаила (Марченко; 1871-1938; от Ярославской епархии: священника Петра Попова (1895-1937), Александра Уксусова (1874-1937), священника Александра Поздеевского (1868-1940), священника Иоанна Миротворцева (1881-1938), священника Николая Розина (1879-1930?), священника Владимира Виноградова (1874-1919), священника Василия Преображенского (1876-1940), священника Михаила Розова (1889-1941), священника Александра Петропавловского (1884-1937), священника Николая Понгельского (1879-1942), диакона Петра Фаворитова (1867-1931), протоиерея Николая Розова (1879-1941), священника Димитрия Казанского (1884-?), монахини Марии (Кореповой; 1877-?), иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937), иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике сщенномучеников митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), в лике святителей Пензенского епископа Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), в лике преподобных архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). 4. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении следующих местночтимых святых: в лике преподобных - иеросхимонаха Иова († 1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и преподобных Оптинских старцев (причисление к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году): иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Большое влияние имела на юношей также и старица московского Ивановского монастыря, монахиня Досифея. Увлекаемые своим настроением, братья Путиловы в молодых годах покинули мир и ушли в монашество. Иона ушел в Саровскую Пустынь, где впоследствии был настоятелем, а Тимофей и Александр поселились в Рославльских лесах у старцев Дорофея, Досифея и Арсения. Много лет провели братья в своем безмолвном уединении, занимались молитвою, чтением Слова Божия и святоотеческих книг и различными телесными трудами. Под руководством своих старцев, вышедших из обители Паисия Величковского , они опытным путем учились «умному деланию», т. е. внутреннему вниманию, искусству разбираться в своих помыслах, бороться со своими страстями и преодолевать их непрестанной внутреннею Иисусовой молитвой. Здесь, в лесном своем уединении, братья Путиловы приняли монашеский постриг – Тимофей с именем Моисея, а Александр с именем Антония. После десятилетнего пребывания в пустыне они переселились в 1821 году в Оптину Пустынь и занялись здесь устроением скита. Глава 4. Начало оптинского старчества: Иеросхимонах Лев В 1829 году, почти одновременно с тем, как о. Моисей был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, а о. Анатоний начальником скита, произошло в жизни Оптиной Пустыни еще одно очень важное событие – прибыл в скит на жительство иеромонах о. Леонид (Наголкин), в схиме о Лев, положивший начало оптинскому старчеству. О. Леонид был родом из купцов г. Карачева Орловской губернии. В молодости он занимался торговлею и ездил по ярмаркам. Почувствовав пустоту этого занятия, он оставил мир и ушел в Оптину Пустынь. Это было его первое пребывание в Оптиной Пустыни, еще до прибытия в нее о. Авраамия. Прожив недолго в Оптиной Пустыни, о. Леонид перешел в Белые Берега, Орловской епархии, где сблизился и подружился со своим земляком, схимонахом Феодором, проживавшим некоторое время в Нямце, в Молдавии, у старца Паисия Величковского . Молодость о. Феодора прошла довольно бурно, но он, преодолев все соблазны, нашел своей душе глубокое удовлетворение в обители старца Паисия и, будучи им хорошо направлен к духовной жизни, возвратился в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Не менее известной наследницей учения Паисия Величковского , центром старчества, была Глинская пустынь. Игумен Филарет (Данилевский , †1841) открывает традицию глинского старчества. Его духовными учителями были иеросхимонах Василий (Кишкин), долгое время подвизавшийся на Афоне и у старца Паисия, и архимандрит Феодосий из Молдавии. Игумен Филарет ввел в Глинской пустыни строгий устав по образцу афонского, огромное значение он придавал ежедневному откровению помыслов. В Глинскую пустынь, зная о высоте ее духовной жизни, переходили подвижники из других монастырей – Софрониевой пустыни, Курской Коренной пустыни, Киево-Печерской лавры, Соловецкого монастыря, Валаама. Глинский устав был заимствован многими обителями. К Глинским старцам обращались императоры Александр I и Николай I, граф А. Н. Толстой, граф С.П. Потемкин. Глинская пустынь была закрыта в 1922 г., открывалась она лишь на очень непродолжительное время – с 1942 по 1961 гг. В этот период здесь подвизались такие известные старцы, как настоятель схиархимандрит Серафим (Амелин), духовник схиархимандрит Серафим (Романцов), благочинный схиархимандрит Андроник (Лукаш) . Духовная связь Глинской и Оптиной пустынь достаточно подробно исследована в главе «Духовная связь Глинской пустыни с Оптиной» книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь». Учение Глинских старцев на примере наставлений схиархимандрита Илиодора сопоставляется здесь с учением Оптинских старцев, делается вывод о том, что «его наставления не только по смыслу, но иногда почти дословно совпадают с наставлениями великих Оптинских старцев: преподобного Амвросия (Гренкова) , иеросхимонаха Макария (Иванова) , схиархимандрита Моисея (Путилова) и схиигумена Антония (Путилова)» 65 (ныне все они прославлены в соборе Оптинских старцев). Также подчеркивается, что «их старцы вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга и вели переписку» 66 , у них было множество общих духовных чад, общие благотворители. Исследователи неоднократно отмечали своеобразие русского старчества: так, проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Но от многочисленных трудов ослабевало здоровье старца Макария, преследовали его умножающиеся болезни, участились припадки. Упокоился старец Макарий 7 сентября 1860 г. в день предпразднества Пресвятой Богородицы, к которой старец питал глубокую сердечную веру. Из числа замечательных подвижников и старцев Оптиной пустыни необходимо назвать ее знаменитого настоятеля схиархимандрита Моисея и его брата игумена Антония, которые по приглашению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) переселились из Рославльских лесов в Оптину пустынь, и приняли непосредственное участие в ее восстановлении и духовном возрождении. Братья Путиловы были учениками иеросхимонаха Афанасия (Степанова), знаменитого подвижника Рославльских лесов. Схиархимандрит Моисей, в миру Тимофей Иванович Путилов, родился в 1782 г. в Ярославской губернии. Юного Тимофея родители воспитывали в страхе Божием, наставляя в вере и благочестии. В 18 лет Тимофей с братом Ионою были определены в Москву, где служили у одного откупщика. В свободное время братья Путиловы читали духовные книги и общались с духовными людьми. Здесь они познакомились со старицей Иоанновского монастыря Досифеей, которая отправила их в Московский Новоспасский монастырь для духовного окормления к иеромонахам Александру и Филарету, находившимся в духовном общении с великим старцем Паисием Величковским . По совету о. Александра братья в 1805 г. поступают в Саровскую пустынь, где они несли различные послушания и духовно возрастали. Иона Путилов, в монашестве Исаия, так и остался в Саровской пустыни, и в 1842 г. стал ее настоятелем. В 1808 г. Тимофей в Москве знакомится с о. Серафимом, учеником старца Василия Кишкина, который приглашает его в Свенский монастырь. Около о. Серафима в Свенской обители собралось немало замечательных подвижников: ученики и постриженики архимандрита Паисия Величковского схимники Афанасий (Охлопов) и Афанасий (Захаров), бывший духовник Оптиной пустыни иеромонах Афанасий (Степанов), ученик старца Василия Кишкина иеродиакон Анастасий, монах Варфоломей из Молдавского Нямецкого монастыря, о. Арсений-пустынник. Общество этих старцев, вероятно, и привлекло Тимофея в Свенскую обитель 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Священный Синод, рассмотрев эти материалы, подтвердил мнение Комиссии о том, что есть все основания для общецерковного прославления в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, на основании всего вышеизложенного предлагается: 1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. 2. Включить имена ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 3. Прославить в лике новомучеников и исповедников 860 мучеников и исповедников, материалы о жизни, служении и мученическом подвиге которых рассматривались Синодальной Комиссией по канонизации святых и одобрены Священным Синодом. 4. Рассмотреть вопрос о канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. 5. Рассмотреть вопрос об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867).

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

1045 Там же, л. 19 об. Преп. Амвросий Оптинский , объясняя требования, предъявляемые к истинному монаху, призывал: «Если… не хотим жить по своей воле и разуму, то не должны уклоняться от стези и учения свв. отцов, которые велят нам смиряться, покоряться, отсекать свою волю» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 118. С. 101–102). 1046 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 20. «Воля Божия исполняется в отсечении своей воли» (Письма о. Антония. С. 245). 1047 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3. «В монастыре первый долг – отвержение себя, своей воли и разума» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1048 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 84. «Отвержение своей воли и разума составляет крест или скорбь, служащие нам на спасение» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1050 Там же, л. 101 об. Оптинский старец Макарий тем, кто жил по своей воле, говорил, что наша воля есть медная стена между Богом и нами. (Письма о. Макария. Т. 3. С. 496). Игумен Антоний Оптинский утверждал, что своевольник никогда не находит покоя в своих действиях, потому что «своя воля человека не столько учит, сколько мучит» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 110). 1051 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 28. Оптинский игумен Антоний писал: «Самосмышлению своему не верьте ни в чем» (Письма о. Антония. С. 233). 1052 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 45. Преподобный Амвросий Оптинский учил: «По мысленным внушениям, и то с рассуждением и великим рассмотрением, живут одни только совершенные. А новоначальные и немощные и страстные должны жить под правилом и руководством» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 126. С. 110). 1053 «Без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не только рукоделия какого и внешнего упражнения, но самой молитвы, то есть келейного правила, количества поклонов, чтения книг, воздержания, поста, бдения, трудов и проч… И если они не будут рассмотрены, одобрены и благословлены святою матерью Вашею, то и Богу не будут приятны» (Письма о. Антония. С. 233). В письме к новопостриженному монаху о. Антоний Оптинский писал: «Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет Вам более пользы, нежели тысячу поклонов своевольных, чему верьте без сомнения» (Письма о. Антония. С. 239).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1058 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 22 об. Отец Амвросий Оптинский считает преслушание великим грехом, «который и мученичеством не заглаждается» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 214. С. 183). «Послушание исполняя, считай, что оно тебе поручено от Господа через человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 291. С. 45). «За своеволие неизбежно последует искушение» (Письма о. Антония. С. 253). 1059 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 23 об. Старец Амвросий писал: «Телесные добродетели (пост и бдения) – только орудия добродетелей… Нужно больше заботиться о душевных добродетелях, касательно же употребления пищи и других телесных подвигов у вас должно стоять, впереди всего, благое рассуждение со смирением» (Письма о. Амвросия к мирским. Ч. I. П. 127. С. 145). «Корень всему злу – самость и упрямство… нужно всячески постараться вырвать этот злой корень смирением и послушанием…» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 84. С. 79). «Все свое за святое послушание должно оставлять без смущения, ибо святое послушание выше всего правила и больше есть поста и молитвы» (Письма о. Антония. С. 264). 1060 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 49. Оптинский старец Макарий наставлял: «Наши подвиги: уединение, пост, молитва, поклоны… и проч. нужны для отыскания плодов смирения, без которых эти подвиги ничтожны» (Выписки из писем старца иеромонаха Макария (Иванова) к монахиням Троицкого Севского монастыря. РГБ, ф. 214, ОПТ-392, л. 160. Далее – «Выписки»). 1061 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 102. Старец Амвросий также говорит: «При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти, ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше при смирении будет полезно и богоугодно, и даже приятно, если вполне восчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 128 С. 114). Оптинский о. Антоний писал: «Бог, видя смирение, возвратит спокойствие души твоей и возвеселит сердце твое радостью о спасении» (Письма о. Антония. С. 262). «В смирении наш душевный покой, наши радости и наше спасение» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 160). «Смиренный человек… во всякое время пребывает в тишине и покое» (Письма о. Антония. С. 247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010