В1804 году оба брата Путиловы сообщили своему отцу о принятом ими решении оставить свои должности, чтобы служить Иному Господину. Не вдаваясь в какие-либо другие объяснения, оба брата прибыли в Саров, где их приняли послушниками. Иона остался там навсегда: он принял постриг под именем Исайи и позднее стал Саровским настоятелем. Что же касается Тимофея, то примерно с 1811 года он живет в Рославльских лесах вместе с несколькими старцами, учениками Паисия, пришедшими из Молдавии, чтобы принести на свою родину сокровище внутренней, «умной» молитвы. Вместе, с присоединившимся к нему несколько позднее младшим братом Александром Тимофей принимает постриг. Моисей и Антоний (такими теперь стали их имена) остаются в Рославльских лесах до 1821 года, когда епископская воля направляет их в Оптину. Десять лет, проведенных в Рославльских лесах под руководством старцев паисиевского духовного устроения, сформировали личность отца Моисея. Он стяжал сосредоточенность, молчание, дар непрестанной молитвы. Ему прежде всего пришлось подавлять приступы гнева своей горячей и несдержанной натуры. Несколько оставленных им заметок — нечто вроде дневника — свидетельствуют об этих годах внутренней борьбы. Вот одна из таких записей; она открывает нам духовное состоящие будущего оптинского настоятеля: " " 1819 года декабря 15-го» . Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мною братьев, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться... Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои». В сопровождении своего брата Антония и двух рославльских затворников Моисей прибывает в Оптину, где должен возглавить создание нового скита. С помощью нескольких рабочих монахи валят и выкорчевывают сосны, расчищают землю, строят церковь и кельи. В1822 году Калужский епископ Филарет посетил Оптину. Моисей просил епископа благословить его на принятие «великой схимы», но ответ Владыки был отрицательным: «Не у прииде время».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4113...

Возрождение монастыря началось не со стен зданий, а с молитв, богослужений и внутреннего устроения обители по образцу древних и строгих монастырских уставов. Восстановление разрушенных зданий пошло на удивление быстро, несмотря на то, что постоянных ктиторов и спонсоров не было. В 1994 г. был отреставрирован трапезный корпус на нижней территории монастыря, в том же году воздвигнуты кресты на всех куполах Никольского собора, а здание первой часовни у святых врат обустроено под детский приют. В 1995 г. отремонтирован архиерейский корпус — бывшая гостиница. В августе этого же года на праздник Преображения Господня прошла первая служба в обновленном храме Всех святых. В 1996 г. отстроена просфорня, летом в тот же год построена и освящена деревянная купальня над источником святителя Николая. В октябре сестры заселились в отремонтированный корпус, названный игуменским потому, что именно здесь находились игуменские покои преподобного Антония Оптинского (Путилова). К Пасхе 1997 г. величественное здание Никольского собора приобрело снаружи тот же вид, что и в годы славы монастыря. К 2000 г. были полностью закончены восстановительные работы в бывшем братском Троицком корпусе. Осенью 2003 г. воспитанницы детского православного приюта «Отрада» переехали в новый двухэтажный просторный корпус, а к Рождеству 2005 г. была построена новая трапезная, в которой после праздничных богослужений собираются все сестры и девочки приюта, гости и прихожане. 29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви. В 2007 г. к монастырской колокольне достроили еще один ярус, и теперь она приобрела свой первоначальный вид. В 2010 г. началось строительство храма-часовни в честь Архангела Михаила в память победы русских войск под командованием талантливого полководца М.И. Кутузова в сражении 1812г. Богослужения в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре совершаются ежедневно. Детский православный приют «Отрада»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2552976...

«Живи просто, по совести. Помни всегда, что Господь видит все, а на остальное не обращай внимания», – преподобный Анатолий (Потапов). «Главное – остерегайтесь осуждения близких», – преподобный Нектарий (Тихонов). «Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это единственный свет нашей жизни», – преподобный Никон (Беляев). «От креста своего не побегу», – преподобный Исаакий (Бобриков). Первым старцем, основателем оптинского старчества при деятельной поддержке братьев Путиловых – преподобных Моисея и Антония – был преподобный Лев (Наголкин; 1768 – 1841). Последний Оптинский старец преподобный Исаакий (Бобриков; родился в 1865 г.) принял мученическую кончину в 1938 году – по приговору «тройки» он был расстрелян тульским НКВД. В годы старчества отца Макария (1834–1860) и отца Амвросия (1860–1891) небывалый интерес к Оптиной Пустыни пробуждается у русской интеллигенции. Среди паломников того времени – великий князь Константин Романов (известный поэт К. Р.), Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, П. А. Вяземский, Ф. М. Достоевский, супруги Киреевские, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, С. А. Нилус, П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, А. М. Жемчужников (Козьма Прутков), А. Н. Апухтин и другие известные деятели русской культуры. Несколько раз был здесь и Л. Н. Толстой. В начале февраля 1917 года Оптину Пустынь посетил великий князь Дмитрий Константинович, который записал пророческие слова старца Анатолия: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит», но после «шторма» «явлено будет великое чудо Божие… – все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предначертанным». Перед революцией в обители было около 300 монахов. Декретом СНК РСФСР от 10 (23) января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, большинство монахов изгнано. Многие из них вскоре были арестованы, сосланы, погибли в лагерях… За следующий 1919 год на военную службу были насильно мобилизованы 60 иноков. В 1922 году был арестован старец Нектарий. После скорого освобождения советские власти запретили ему принимать посетителей, но до самой своей кончины старец окормлял и поддерживал своих духовных чад, среди которых были художник Л. Бруни и актер М. Чехов. Старец Нектарий также предсказывал, что Россия воспрянет и станет богата – не материально, но духовно.

http://pravoslavie.ru/2629.html

Никон настоял на проведении дознания о нарушении саровскими монахами офиц. регламента, потребовав братскую ведомость и др. документы. Саровские старцы немедленно известили об этом архим. Троице-Сергиевой лавры прп. Антония (Медведева) , к-рый ходатайствовал за них перед митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) . Митрополит Московский вместе с Киевским свт. Филаретом (Амфитеатровым) защитил саровских насельников. «Что мог я сделать к миру Саровской обители, то сделал,- писал святитель.- Сообщил все нужное преосвященнейшему Киевскому, а он написал к преосвященнейшему Тамбовскому. Это в сем случае лучший путь дать движение полезной мысли. Предложить Синоду было бы не так в порядке, потому что Синод официально не знает о вакансии; притом она может быть уже занята епархиальным архиереем, по его праву, нежели Синод сделает распоряжение» ( Филарет (Дроздов). 2007. С. 262). Указом от 11 июля 1842 г. И. был вызван в Тамбов для офиц. поставления в строители пустыни, причем еп. Николай (Доброхотов) оказал ему «теплый прием». Указом от 26 авг. того же года дело об избрании настоятеля «вопреки предписанию» было прекращено. 15 авг. 1846 г. Тамбовским еп. Николаем И. был возведен в сан игумена. Прп. Моисей (Путилов), поздравляя брата с избранием на должность строителя обители, напоминал ему об обязанностях начальника с кротостью и беспристрастием «носить немощи немощных». По свидетельству монахов, в годы настоятельства И. «пустынь пользовалась таким спокойствием и согласием в братии, каких при других настоятелях не было», число насельников увеличилось до 300 чел. (Саровская общежительная пуст. 1908. С. 143). В то же время И. скорбел об «оскудении монашества» и о прекращении пустынножительства после кончины прп. Серафима. После смерти отшельника иеродиак. Александра (1840) ни игум. Нифонт (Черницын), ни И. никому не давали благословения на «пустынное житие, хотя и были желающие». Лишь бывшему насельнику Троице-Сергиевой лавры рясофорному послушнику Иоанну Короткову († кон. 1849) И.

http://pravenc.ru/text/674848.html

Но, видно, не приспел еще час воли Божией удалиться Александру из мира. Переписка эта попала в руки родителей; тринадцатилетний пустыннолюбец по сему случаю «пострадал очень чувствительно», как сам выразился впоследствии, и должен был отложить свое намерение, повинуясь воле отца, который и старших сыновей не вдруг и не без труда отпустил в монастырь. В 1809 году скончался родитель их. Распоряжаясь на его похоронах, Александр утешался тем, что одел покойника, как бы монаха, в одно черное платье. Так мысль его постоянно была занята одним! Отдавши же последний долг отцу, Александр со старшим братом Кириллом, (которому он был поручен умирающим родителем, и который был вместе с тем и крестным отцом его), отправился из Мологи, где в то время жило семейство Путиловых, в Москву, и определился в должность коммисионера к откупщику Карпышеву, у которого прежде служили и старшие его братья. В свободное от занятий время Александр и здесь любил посещать церкви и монастыри, так что, прожив в Москве только 3 года, он лучше многих старожилов узнал Московскую святыню, и даже в старости помнил, где там какой храм, или чудотворная икона и т. п. В 1812 г., в годину народного бедствия, и ему пришлось подвергнуться испытанию. Когда французы приближались к Москве, хозяин Александра, выехав из Москвы вперед, оставил его с братом Кириллом караулить дом. Прибравши в доме все ценное, при помощи добрых людей, (которые потом первые же и указали французам, где что спрятано), и они думали было укрыться от приближающегося неприятеля·, но было уже поздно. При выезде из Москвы, – это было 2 Сентября в три часа пополудни, – к Александру подскакал поляк и, приставив дуло пистолета ко лбу, сказал: «Пенензы!» Александр отдал кошелек с золотом за спасение жизни. Потом неприятельские солдаты отняли у него часы, сняли с него платье, и полунагого погнали за собою. Александр находился 10 дней в плену у Французов, был очевидцем ужаснейших происшествий, и сам много пострадал. Неприятели заставляли русских пленных переносить с места на место тяжелые ноши, которые состояли из награбленных ими по домам и лавкам вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

     Преподобного Моисея можно назвать образцовым настоятелем. Он уникальным образом сумел соединить истинную нестяжательность и неустанное попечение о нуждах обители. Вся его «экономическая политика» строилась на полном подчинении воле Божией и служении ближнему. В результате запущенный маленький монастырь превратился в славную своими молитвенниками обитель, где нищий всегда мог найти кров и хлеб, ищущий духовной пищи – мудрое наставление, запутавшийся в житейских обстоятельствах – разумное руководство. Отец Антоний, будучи скитоначальником, оказывал огромную помощь брату в деле устроения обители. Когда же он вернулся в Оптину вновь после настоятельства в Малоярославецком монастыре, открылись многие его духовные дарования. Вот как вспоминает о нем отец Климент (Зедергольм): «Он не отчаивался ни в чьем исправлении и умел воздвигать людей нерадивых и малодушных, и как бы кто ни упадал духом, всегда успевал беседами своими вдохнуть благонадежие. В советах же и наставлениях своих был крайне осторожен и указывал на слова святого Исаака Сирина, что надо с людьми обходиться как с больными и успокаивать их наиболее, а не обличать, ибо это больше их расстраивает, нежели приносит им пользы...» Отца Антония в Оптиной любили все без исключения. Он помнил день Ангела каждого из насельников обители, поздравлял и делал небольшие подарки. Говорили, что даже один его вид вселял в души мир и успокоение.      Весной 1862 года тяжело заболел отец Моисей. 6 июня его постригли в схиму, а 16 июня он тихо отошел ко Господу. Кончина брата подорвала силы отца Антония. 9 марта 1865 года он был пострижен в схиму. С этой поры старец еще более уединился, чувствуя, что исход его из этой жизни уже недалек. Он прекратил прием мирских лиц, а братию стал принимать реже. Отец Антоний постоянно ощущал около себя присутствие брата. Души их таинственно беседовали, и почти не проходило дня, чтобы почивший во сне не являлся ему.      Скончался старец Антоний 7 (20) августа 1865 года и был погребен возле брата в Казанском соборе монастыря.

http://pravoslavie.ru/118203.html

Беседа свт. Филарета (Амфитеатрова) с монахами Оптиной пуст. и жертвователями обители. Картина. 1847 г. Беседа свт. Филарета (Амфитеатрова) с монахами Оптиной пуст. и жертвователями обители. Картина. 1847 г. В Рославльских лесах М. и мон. Антоний получили возможность работать со святоотеческим наследием прп. Паисия (Величковского), рукописные переводы к-рого хранились у старца Афанасия (Степанова). Делая выписки из рукописей, братья составили неск. сборников, в к-рых последовательно изложили правила христ. жизни, особенно монашеской: «О подвижничестве иноков», в 3 книгах (Там же. Опт-600, 601 и 645), «О покаянии и спасении души» в 3 книгах (Там же. Опт-589-591, 606, 607), «Уединенное поучение» в 2 книгах (Там же. Опт-592, 593; Опт-629), «Душевная пища вседневного употребления» (Там же. Опт-642). М. и прп. Антоний писали сборники четким, ровным полууставом, нередко оставляя после статей место для последующих дополнений. Большинство сборников переписаны рукой М., а о. Антоний иногда помогал брату. Нередко М. просил его переписать назидательные отрывки, к-рые могли относиться и к самому мон. Антонию (Путилову). Напр., в 1-й книге сб. «О подвигах иноческих» о. Антонием написана только гл. «О вреде делания без благословения старцева». В выписке из Четьих-Миней говорилось о прп. Астионе, к-рый пошел на реку за водой без благословения и потом утаил это от старца, за что оказался борим различными помыслами. После искренней исповеди прп. Астион ощутил облегчение брани и получил напутствие старца. Сборники, составленные для собственного келейного пользования и назидания, позже были принесены в Оптину пуст. и служили духовным ориентиром как для самих старцев, так и для их учеников. Это, в частности, небольшая рукопись прп. Антония (Путилова) «Нравоучительные статьи, беседы, молитвы» (Там же. Ф. 213. К. 57. Ед. хр. 2), составленная им для келейного употребления и содержащая чин исповедания грехов перед старцем, и др. «Дневниковые записи», к-рые М. вел в Рославльских лесах, содержат свидетельство его постоянной духовной работы над собой. 16 нояб. 1819 г. он отмечал: «По духовном собеседовании с братом А. о пользе души усмотрел после в мысли своей за необходимо нужное помнить следующее.- Не начинать никогда говорить брату о пользе души о всяком исправлении. Также и выслушивать объяснения его, без обращения прежде ко Господу ума своего с требованием себе и брату вразумления его.- И говорить потом с воображением присутствия Божия» (Там же. К. 86. Ед. хр. 3. Л. 2 об.).

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Во 1-х, из собственных его келейных записок, и из писем его к разным лицам, и особенно к старшему брату о. Архимандриту Моисею . Во 2-х, из книг: а) Исторического описания скита, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни, составленного иеромонахом (ныне Архимандритом) Леонидом Кавелиным , С. П. Б. 1862 года, б) Историч. описания Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря, составленного им же, С. П. Б. 1863 г. и в) из статьи его же: «Последние русские православные пустынножители» напечатанной в Домашней Беседе 1862 г. (выпуски 20–26). И в 3-х, из рассказов, писем и воспоминаний духовных детей о. Игумена Антония, и других знавших его достоверных лиц. Письма о. Игумена изданы отдельной книгой в Москве, в 1869 году. Если кто из чтителей памяти почившего знает что-либо замечательное из жизни его, чего нет в издаваемом нами жизнеописании, покорнейше просим сообщить нам это для пополнения в следующем издании, и для собственного нашего назидания. 28-го Сентября 1869 г. Оптина Пустынь. Глава I. Детство и первые годы юности. 1795–1816 Игумен Антоний, в миру Александр Иванович Путилов, родился 9 Марта 1795 года в г. Романове Ярославской губернии. Родители его, Иван Григорьевич и Анна Ивановна Путиловы, были коренные жители города Серпухова, а впоследствии приписались к Московскому купечеству. Они были люди благочестивые и богобоязненные; воспитывали детей своих в страхе Божием и в духе Строгого православия, и с ранних лет приучили их любить храм Божий и божественную службу. 1 Молодой Александр в детстве был весьма тих и скромен, не увлекался шумными играми своих сверстников, и в юности своей охраняем был страхом Божиим от душевредных увлечений. Призвание к монашеской жизни почувствовал он еще в детском возрасте. В родстве Александра были уже лица, посвятившие себя иноческой жизни. Так, прадед его Иоиль был иеродиаконом Серпуховского монастыря; а двоюродная сестра его Максимилла была монахиней в Московском Вознесенском монастыре и отличалась строгостью жизни. Вообще во всем семействе Путиловых заметно было расположение к монашеству. Из четырех братьев Александра один только (Василий) избрал семейную жизнь; другой (Кирилл) хотя оставался в мире, но проводил жизнь безбрачную и весьма благочестивую; а остальные, Тимофей и Иона, также как и Александр, в молодых летах удалились из мира, и особенно замечательно, что все трое были впоследствии достойными Настоятелями в известных русских обителях. Старшая сестра их Анисья желала также поступить в монастырь, но против воли своей должна была выйти замуж, – и чрез три года умерла в цветущих летах; а муж ее, как бы исполняя желание жены, принял монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

К сему еще скажу чудное событие: в тот самый день, когда это случилось, отец М. пришёл с утрени в свою келлию и прилег и, вздремнувши, видит в тонком сне отца архимандрита (скончавшегося за год до того о. Моисея. – Сост.), приказывающего ему, Му чтобы он немедленно бежал на скотный двор, где нужно быть поскорее; о. М., зараз проснувшись, с удивлением побежал на скотную, и там его встретили с печальною вестью. А из сего можете вы заключить, что батюшка о. архимандрит Моисей и по кончине своей заботливо печется обо всем, о чем – слава Богу!.. Еще скажу вам об отце архимандрите Моисее , что пред погребением девицы Надежды одна скотница в тонком сне видит отца архимандрита в мантии, с посохом идущего в церковь, куда вынесена была новопреставленная. Принявши благословение, спрашивает: «Куда вы, батюшка, так спешите?» – Отвечает: «Иду Надежду проводить». И так видите, какие бывают отрадные сны о моем святом отце». В том же 1874 году 18 июля, как сообщает под тем же числом скитская Летопись, в Калужской Тихоновой пустыни скончалась, «духовная дочь и ученица о. Антония (Путилова) Надежда Васильевна Петрова, постриженная келейно в мантию с именем Антонии. Она была дочь полковника. С юных лет вступила в Московский Страстной монастырь, где провела около 15-ти лет. Имевши хороший голос, была там из лучших певиц и читальщиц. Впоследствии из Страстного монастыря перешла под духовное руководство старца о. игумена Антония, поселилась в Оптиной Пустыни—в числе сестер на скотном монастырском дворе; была там долгое время начальницей. В то же время прислуживала старцу писала по его поручению письма, искусно излагая их; иногда готовила кушанье и все поручения старца исполняла с большим усердием. Она любила старца как отца и заботилась послужить к его успокоению. Когда она входила к нему, чтобы предложить услуги, больной старец, как дитя, часто встречал ее обычною фразою: “А что мы сегодня ямы и пиемы?” Старец при разговоре с уважением относился о ней: “Она полковницкая дочь, ученая и знает французский язык”.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

В 1817 г. Никольский монастырь был введен в число штатных в память о победе, дарованной Господом под его стенами. От государя императора Николая Павловича, при содействии князя А. И. Галицына, была пожертвована «ризница на соборное служение монастыря». Внешнее обустройство обители было почти завершено при архимандрите Макарии, который отошел ко Господу 27 августа 1839 г. на 74-м году жизни и погребен под сводами Никольского собора рядом с могилой своего друга Т. Е. Целибеева. Внутреннее устройство монастыря по правилам опытных подвижников, по образцу лучших обителей русских выпало на долю преп. старца Оптинского Антония (Путилова), который был переведен в монастырь в 1840 г. из скитоначальников Оптиной пустыни. Отец Антоний завел в монастыре такие же порядки, что и в Оптинском скиту, установил ежедневное совершение двух Божественных литургий – ранней и поздней, с особой точностью совершал поминовение благотворителей обители. При нем было завершено возведение Никольского собора, который был освящен 26 августа 1843 г. преосвященным Николаем, епископом Калужским и Боровским. Придел во имя Преображения Господня освящен 3 июля 1849 г. Тринадцать лет нес тяжкий крест игуменства утружденный годами и болезнями Старец и своими трудами и молитвами обустроил внутренний порядок обители. 9 февраля 1853 г. преп. игумен Антоний – по своим многократным прошениям к калужским архиереям – сдал настоятельское начальство свое в Малоярославецком монастыре игумену Никодиму. В 1860 г., по желанию участника сражения майора Ф.М. Максимова, над могилами воинов была построена часовня, освященная в честь Святого великомученика Георгия Победоносца. В день битвы 12 октября по предложению игумена Никодима был установлен крестный ход из монастыря и всех городских церквей к этой часовне для совершения панихиды по убиенным православным воинам. В октябре 1862 г. архимандрит Никодим по своему прошению был уволен на покой в тот же монастырь; на его место настоятелем обители назначен иеромонах Пафнутий, бывший духовник Оптиной пустыни и начальник Предтеченского скита, который управлял монастырем до 1891 г. В документах есть сведения, что в середине XIX в. в монастыре проходили перевоспитание преступники, на содержание которых выделялись деньги.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Черноос...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010