Архимандрит Елевферий (Диденко) родился 4 января 1940 года в городе Батайске Ростовской области. В 1973 году окончил Московскую духовную академию. В 1974 году назначен помощником инспектора. Преподавал Священное Писание и гомилетику. С 1974 по 1983 год — старший помощник инспектора, а с 1983 по 1985 год — заведующий Церковно-археологическим кабинетом. К началу 90-х — наместник Киево-Печерской лавры. В 1992 году смещен с настоятельства за отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи в поддержку решения Собора Украинской Православной Церкви о даровании ей автокефалии. В настоящее время клирик храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Самаре, духовник Самарской семинарии. Архимандрит Георгий (Тертышников) родился 22 июня 1941 года в селе Книгино Ипатовского района Ставропольского края. В 1973 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, тема диссертации: «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника». Изучение наследия святителя Феофана стало главным трудом жизни отца Георгия: им была составлена симфония по трудам святителя, к 1988 году он готовил материалы к канонизации святителя Феофана, в 1990 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». Архимандрит Георгий преподавал в МДА историю Русской Церкви, общую церковную историю, догматическое богословие, гомилетику. В 1989 году отец Георгий — старший помощник инспектора МДА. В 1990 году в течение нескольких месяцев был ректором Тобольской семинарии. Собрал материалы к канонизации радонежских святых: преподобных Кирилла и Марии, преподобного Варнавы Гефсиманского и архимандрита Антония (Медведева). Скончался 2 октября 1998 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/obretenie-moshhej-svya...

Блестящий, европейского уровня знаток античной литературы, Игнатий в духе Возрождения считал, что ключом к высокой культуре служит чтение греческих оригиналов, тогда как пользование более распространенной латынью и национальными языками хотя и необходимо, но не столь почтенно для ученого. Если начетчик Евфимий видел в распространении латыни яд западных схизм, то Игнатий и в " ногайской " античной философии с мифологией не усматривал ничего пугающего. В апологии греческого языка и учености Римский-Корсаков ссылался не только на любимых им древних латинских авторов (Цицерона, Полибия, Авла Геллия, Лукреция Кара и др.), но и на сочинителей Нового времени, вплоть до " Антония Поссевина, славного генерала иеэувитцкаго " . Для Игнатия несомненен был авторитет знаменитых университетов (в Венеции, Патавии, Париже, Лондоне, Лунде, Праге и даже Риме), в которых " греческое учение... и до днесь поучается вместе с латинским " . Общая культурная основа, общие корни европейской науки были важнее для автора, чем конфессиональная принадлежность ученых и учебных заведений . Подобные рассуждения Игнатия не мешали Иоакиму всячески способствовать церковной карьере ученого. Возможно, что выходцы из московских дворянских родов Савелов и Римский-Корсаков были знакомы давно, но тесный контакт между ними прослеживается с начала 1680-х гг., когда полемическое сочинение Игнатия в защиту греческого языка так или иначе способствовало борьбе сторонников патриарха против проекта Московской академии царя Федора и Сильвестра Медведева. В 1682 г. строитель Соловецкого подворья в Москве Игнатий сотрудничал с патриаршим казначеем Тихоном Макарьевским (автором обширнейшего исторического сочинения — " Латухинской Степенной книги " ), а уже на следующий год стал архимандритом престижного Спасо-Ярославского монастыря, знаменитого своими книжниками и библиотекой. Назначение Римского-Корсакова архимандритом политически важного и любимого Иоакимом Новоспасского монастыря в сентябре 1684 г. ознаменовалось активным участием Игнатия в борьбе против влияния " иноверцев " в столице.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

Бывает, идешь на исповедь и потом забываешь, но это наставление почему-то осталось у меня в памяти до сего дня, хотя прошло уже почти 50 лет. На меня оно произвело очень сильное впечатление. Фото: patriarchia.ru Одним из послушаний отца Илариона была работа в типографии. Помню, в те годы у нас издали полный комплект «Добротолюбия», и он тоже принимал в этом участие. Постоянно сидел перед линотипом в типографии и набирал тексты – журнал «Православная Русь», всевозможные книги. И, набирая их, он, конечно, читал. Я часто вспоминаю владык Лавра и Антония (Медведева) из Сан-Франциско. Они были большими друзьями, такими архиереями, каких сейчас уже нет. У этих людей не было личных интересов - только одна забота о Церкви. Вся их жизнь была посвящена служению Богу и Церкви, для самих себя они ничего не желали. В этом и во многих других отношениях владыка Иларион очень близок таким архиереям, как владыка Лавр и владыка Антоний. Они оставались тихими и смиренными, все терпели и во всем видели Промысл Божий. Мне было очевидно, что владыка Лавр подготавливал владыку Илариона к первоиераршему служению. В последние годы ему было очень трудно, ведь приходилось ездить в самые разные места. И он никогда никому не отказывал. Бывало, звонит какой-то батюшка: «У меня через два дня престольный праздник, приезжайте». Я в таких случаях думал: «Где ж ты, батюшка, был раньше, почему не предупредил заранее?» И переживал, что владыка Иларион, являвшийся заместителем митрополита Лавра в Синоде, находился в то время очень далеко – в Австралийской епархии, которую очень любил. Но все же, может быть, оставайся он тогда в Нью-Йорке, то мог бы помогать владыке Лавру и тому было бы полегче. Что касается взаимоотношений с людьми, то мне вспоминается один случай, который, как мне кажется, хорошо характеризует владыку Илариона. Не буду рассказывать все детали, но одна женщина, которая жила в Америке, купила билет, чтобы вернуться домой в Россию. Однако в результате у нее билет забрали, и она не могла улететь.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/16/16_dek...

В 1960 г. была произведена расчистка терракотового фриза, поздняя четырехскатная кровля заменена позакомарным покрытием, раскрыта звонница. В Духовской церкви находится надгробие митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812 г.). Возле южной стены покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева; † 1877 г.), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, у северной стены почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556). С южной стороны храма были похоронены святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867 г.; мощи обретены в 1994 г.; перенесены в храм Христа Спасителя в Москве в 2004 г.) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879 г.; мощи обретены в 1994 г.; почивают в Успенском соборе). В 2013-2015 г.г. проведены работы по реставрации фасадов, кирпичной кладки, белокаменных элементов, терракотового пояса, воссозданию оконных заполнений, реставрации главки с крестом, крылец, устройству белокаменных полов, реставрации настенной живописи и живописи фасадов. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru В 1476 году напротив Троицкого собора псковские мастера возвели Свято-Духовскую церковь " иже по колоколы " . Псковичи были приглашены в Москву для строительства Успенского собора в Московском кремле, они тогда считались наиболее опытными мастерами в возведении больших храмов. Духовская церковь повторяет формы и пропорции монастырского Троицкого собора, но ниже его на 1 метр. Очевидно, таково было условие монастыря - соблюдать субординацию. Но благодаря стройным пропорциям и расположению ближе к вершине холма, Духовская церковь выглядит всё-таки выше своего мощного соседа. Троицкий собор сложили из блоков белого камня, прошло 50 лет - поменялась строительная практика, и Духовскую церковь возводят уже из кирпича. Правда, псковичи, привычные к известняку, использовали формы, привычные им по работе с мягкой псковской плитой. Круглые столбы и арки звонницы кажутся вырезанными из камня, хотя сложены из кирпича. Орнаментальный пояс, стягивающий стены Духовской церкви, выполнены из терракотовых балясин, окаймлённых поливных изразцов.

http://sobory.ru/article/?object=06565

В начале встречи Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписали совместное обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и премьер-министру Турецкой Республики Р.Т. Эрдогану с выражением соболезнования в связи с катастрофой автобуса с российскими туристами в Анталье, повлекшей многочисленные жертвы. В последовавшей затем братской беседе, продолжавшейся более двух часов, обсуждались актуальные вопросы двусторонних отношений Константинопольской и Русской Церквей, а также вопросы общеправославного значения, в частности, связанные с подготовкой Всеправославного Собора, межхристианским диалогом, организацией пастырского окормления русскоязычных православных верующих в Турции и развитием православного паломничества к христианским святыням древней Византии. 25 мая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XIV Всемирный русский народный собор (ВРНС). Церемонию открытия возглавил глава собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. (Подробнее см. на с. 4) 26 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Казанскую Свято-Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино (Козельский район Калужской области), отмечающую 20-летие возрождения монашеской жизни. В главном храме обители — соборе в честь Казанской иконы Божией Матери — Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. После богослужения Патриарх Кирилл осмотрел территорию обители и храм прп. Амвросия Оптинского, построенный на месте дома-келии преподобного старца. Святейший Патриарх посетил также храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и монастырскую богадельню. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Введенскую Оптину пустынь. Во Введенском соборе Святейший Патриарх совершил молитву у раки с мощами преподобного Амвросия Оптинского. От лица братии Предстоятеля приветствовал архимандрит Венедикт. Святейший Патриарх Кирилл обратился к насельникам и паломникам с Первосвятительским словом и передал в дар обители образ Спасителя и картину с изображением Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Затем Предстоятель посетил Казанский собор, где поклонился мощам прп. Антония Скитоначальника и прпп. Моисея и Исаакия, настоятелей Оптиной пустыни.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

В частности, указывалось, что студенты стоят среди народа и при большом стечении богомольцев терпят тесноту, надзор за ними для академического начальства весьма затруднителен и время богослужения, назначаемое монастырским начальством, не всегда удобосовместимо с учебными требованиями Академии. В представлении митрополиту предлагалось также:  освятить храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память об открытии Академии после переезда в Лавру 1 октября 1814 г.; при церкви, кроме настоятеля, которым может быть ректор Академии, иметь от двух до четырех священников из наставников Академии; иметь при церкви одного или двух диаконов из воспитанников; в случае же недостатка диаконов, приглашать таковых для совершения богослужения из Лавры или из приходских церквей Сергиева Посада; причетнические обязанности возложить на студентов. Под этим документом подписались ректор Академии протоиерей Александр Горский, инспектор архимандрит Михаил (Лузин) и профессор протоиерей Филарет Сергиевский. Представление скрепил подписью секретарь Е.В. Амфитеатров. 14 апреля 1869 г. последовало определение Святейшего Синода об устройстве домовой церкви в Московской духовной академии. Времени на устройство храма потребовалось немного, так как нужно было только приспособить залу для церкви и соорудить алтарь. К началу 1870 г. работа завершилась. Освящение храма митрополит Иннокентий поручил совершить Преосвященному Игнатию (Рождественскому), епископу Можайскому. Академическое правление благопочтительнейше просило освятить храм 12 февраля, в праздник святителя Алексия Московского, согласно с желанием храмоздателя Алексия Толоконникова. Всенощное бдение накануне освящения и первую Литургию в новой церкви епископ Игнатий совершил в сослужении наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева), собора старшего духовенства Лавры и Академии. Из московского духовенства участие в богослужении принял кафедральный протоиерей Петр Покровский. В конце Литургии ректор Академии протоиерей Александр Горский произнес проповедь на слова 92-го псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний».

http://sobory.ru/article/?object=06574

Дар миротоворца Владыка Антоний (Медведев) с юности был миротворцем. Предлагая его кандидатуру на епископство, митрополит Анастасий (Грибановский; 1873–1965), второй Первоиерарх РПЦЗ, очень ценил его миротворческий дар. Говорил, что владыка Антоний умеет умиротворять и примирять людей. На сложных церковных собраниях владыка мог взять на себя чужую вину и попросить прощения ради того, чтобы были мир и единство в делах Церкви. Да, владыка был духовным человеком и брал на себя вину за то или иное ради преодоления каких-то кризисов. Это его качество очень притягивало к нему людей и внушало к нему доверие, потому что сразу становилось понятно, что он не думает о себе, а думает в первую очередь о Церкви. Он мог взять на себя чужую вину ради того, чтобы мир и единство царили в делах Церкви Миротворчество владыки Антония – это был особый дар от Господа, и этот дар потом очень ярко проявился, когда владыка сумел умиротворить многих враждующих. Примирение враждующих Приведу только один пример. Два близких друг другу прихожанина кафедрального собора в Сан-Франциско очень серьезно поссорились и никак не могли примириться. Между тем, оба были почитателями еще не прославленного тогда архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. И вот владыка Антоний придумал такой способ примирения: он позвонил по очереди тому и другому и объявил, что вечером собирается служить панихиду в усыпальнице архиепископа Иоанна Шанхайского. Оба почитателя, конечно, явились вечером в собор, встретились у гробницы, а владыка Антоний (несомненно, предварительно помолившись) встал между ними и предложил им примириться у места погребения их общего духовного отца и вместе послужить панихиду. По его горячей молитве Господь растопил лед в сердцах давно враждующих людей, и примирение состоялось, дружеские отношения были восстановлены. Просьба о самом заветном Когда человек принимает монашеский постриг, рукополагается в священный сан или бывает хиротонисан во епископа, он посвящает себя Господу, и Господь в этот момент так близко, что можно просить Его о самом заветном.

http://pravoslavie.ru/142082.html

И в новом XIX веке рукописи продолжают переписываться и распространяться. Так, кроме упомянутых выше, мы обретаем нижеследующие рукописи. Упомянутый выше схимонах Афанасий, вероятно, передавал письмо старца Паисия настоятельнице Арзамасской Алексеевской женской общины Марии (Протасьевой) . Ей писал и сам схимонах Афанасий , возможно, по ее заказу делая копии переводов. Ученица игумении Марии — прп. схимонахиня Олимпиада, одна из наставников Антония (Медведева), будущего архимандрита, наместника Троицкой лавры, собиравшего переводы ст. Паисия с 30-х годов XIX века. Несомненно, что сестры переписывали имеющиеся переводы, но указать конкретных рукописей происхождением из Арзамасской общины мы не можем. Однако из собрания Лавры известно много рукописей, содержащих интересующие нас переводы, которые имеют указание на принадлежность их архим. Антонию. Здесь укажем лишь самые ранние из них, кроме тех, что приведены выше. РГБ 304.2.29, сборник монашеский. Перв. четв. XIX b. (не позднее 1821 г.). Писец — иеродиакон Варлаам . 304.2.203. Григорий Палама. Творения. Иероним, писец. 1808 г. . 304.2. 193. Лествица. 304.2. 205. Рай Каллиста и Игнатия. 304.2 Палама. Творения. 304.2 Слова Симеона Нового Богослова. 304.2 Гимны Симеона Нового Богослова. 304.2.208. Слова Марка Подвижника. Особенно хочется также остановится на одном центре по переписке переводов ст. Паисия, находящемся в Краснослободском монастыре. Оттуда до нас дошло более десяти разных сборников, содержащих именно поздние, не вошедшие в «Добротолюбие», исправленные прп. Паисием переводы. По записям, имеющимся в рукописях, установлены связи (время и два писца, история монастыря, связь с о. Александром (Подгорченковым) Арзамасским (вероятно, через Марию Протасьеву). Эти рукописи в основном одной руки, имеют похожие переплеты и учтены, согласно записям, под особыми порядковыми номерами, что говорит о понимании значения и принадлежности переводов школе прп. Паисия. Все они относятся к первой четверти XIX века, имеют записи о принадлежности монастырю и общую нумерацию. Манускрипты находятся в Музейном собрании РГБ.

http://bogoslov.ru/article/6176674

Изначально наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний предполагал построить в лесу только несколько деревянных келий для пустынников и сруб-часовню. На богослужения отшельники должны были ходить почти за четыре версты в церковь Гефсиманского скита. Однако вскоре к наместнику Антонию обратился московский почетный гражданин Иван Кириллович Королев с просьбой построить для отшельников свою церковь. Благотворитель узнал, что схимникам приходилось «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом… по колену в грязи или снегу» брести в Гефсиманский скит на литургию. Архимандрит Антоний не сразу принял предложение Королева. Он боялся, что своя церковь будет привлекать паломников, нарушая уединение монахов. Наместник собрал совет скитских старцев, а затем в часовне иноки прочли акафист Богородице и молитвы Господу Иисусу Христу, преподобному Сергию и Святому Духу Параклиту. После молитвы иноки решили согласиться на строительство каменного храма, а свой скит назвать во имя Святого Духа-Параклита, что в переводе с греческого означает Утешитель. В 1862 году новая церковь была освящена московским митрополитом Филаретом Дроздовым. Каменная двухэтажная церковь Святого Духа простой архитектуры сохранилась, однако в1920-е годы была переделана под клуб и овощехранилище, утратив свои реликвии. В нижнем этаже храма, освященного в честь Иоанна Крестителя, до революции хранилась икона этого святого предположительно XI века. Пророк был изображен на иконе со свитком в руках и словами на греческом языке: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное». Эту икону привез из Дионисиатского монастыря горы Афон знаменитый путешественник, миссионер и писатель XIX века игумен Парфений, возглавлявший Спасо-Преображенскую Гуслицкую обитель. В нижнем храме хранился высокий шестиконечный дубовый крест из Стефановой часовни, которая стояла на Троицкой дороге на месте заочной чудесной встречи просветителя коми-зырян Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского. В скиту помимо канонизированных святых архимандрита Антония Медведева и святителя Филарета Дроздова почитают трех старцев-основателей: Илариона, Феодота и Александра. Иларион прежде был жителем Молдавии и строгим приверженцем старообрядчества. До перехода в синодальную церковь он жил в известном раскольничьем скиту Мануиловке и слыл там за великого постника. Обращение Илариона произошло после приезда в Молдавию упоминавшегося миссионера инока Парфения, который дал прочитать ему сочинение святителя Дмитрия Ростовского «Пращица», направленное против раскола. Другой старец – Феодот Захарович Кольцов – был пострижеником Оптиной пустыни. Он стал первым начальником скита Параклит. В последние годы жизни Феодот вернулся в Оптину пустынь. Старец был знаком с Николаем Васильевичем Гоголем. Известно письмо Гоголя в Оптину пустынь, которое адресовано Феодоту Кольцову – в схиме Филарету.

http://sobory.ru/article/?object=00045

На содержание Вифанской семинарии владыка отчислил 20000 рублей. Троицкая же семинария пользовалась процентами с 10000 рублей, внесенных владыкой на имя Сергиевой Лавры. Суммы значительные. Заботясь о совершенствовании знаний учеников Духовных школ, он направлял способнейших в Академию наук, в Московский университет, иногда в заграничные университеты, «собирать, как он сам выражался, плод познаний и с цветов светской учености». Часто посещая любимые им учебные заведения, митрополит любил вступать с учениками в беседы. При этом за ним несли связку калачей, которыми он и награждал давших лучшие ответы. Любя владыку за простоту в общении, ученики, казалось, забывали о его чинах. Так, когда один из маленьких семинаристов получил от него задачу: выдумать какое-нибудь противопоставление, то тотчас же сказал: – Собака чем старее, тем злее, а наш архипастырь чем старее, тем добрее. Владыка не рассердился на малыша, а велел дать ему калач, потому что заметил, хоть и нескладно, но выразил тот свое доброе расположение 263 . К детям у него было какое-то особенное, трогательное отношение. Известный славянофил Д.Н. Свербеев писал, вспоминая о своем детстве: «Трех- или четырехлетним ребенком возил меня отец в Ростов на поклонение мощам святителя Димитрия. По пути были мы в Вифании у Платона. Отец мой был знаком с ним. Мне приказано было поцеловать благословляющую руку, но Платон, взяв мою ручонку и сказав, что младенческая лучше его, грешной, облобызал ее... мудрый подвижник нашей Церкви». Любопытные рассказы о молитвенной помощи митрополита Платона были напечатаны в книге архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, «Монастырские письма»: – Стоял я обедню в храме святого Лазаря, и два младенца в продолжение всей обедни кричали, что неприятно развлекает. После обедни говорю служащему: «В Лавре, когда так кричат дети, велят выносить их для общего спокойствия в храме Божием. Почему бы не поступать так и здесь?» Но он отвечает мне: «К нам таких-то и приносят, которые блажат, не спят и так кричат; такое у окрестных поверье, что по отслужении литии по святителю Платону им делается лучше, он детям помогает».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010