Нижний Новгород. Часовня Макария Унженского и Желтоводского на Нижегородской ярмарке. Флажная часовня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Из истории Макарьевской часовни на Нижегородской ярмарке С 1866 г. и по революционное время открытие Нижегородской Ярмарки по обычаю ознаменовывалось молебном у иконы Преподобного Макария Желтоводского и Унженского и поднятием флагов у Макарьевской часовни, которую называли также " флажной " . Это событие происходило 15 июля каждый год. К 1867 г. знаменитый Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский мужской монастырь на Волге, у стен которого до 1817 г. проходила Макарьевская ярмарка, пришел в упадок. Его архитектурный ансамбль разрушался, число насельников сокращалось. Верующие миряне - жители г. Макарьева, купечество нижегородское, московское и казанское - горячо почитали Преподобного Макария. Когда граждане г. Макарьева убедились, что со стороны гражданского начальства поддержки монастырю не будет, они обратились за помощью к купцам. Купечество задумало устроить часовню на Нижегородской Ярмарке. Обратившись прямо к государю, они получили 17 июля 1865 г. высочайшее повеление построить Макарьевскую часовню на Ярмарке. 19 августа 1866г. часовня была торжественно освящена епископом Балахнинским Макарием, в присутствии члена Императорской семьи, наследника Владимира Александровича. В часовню торжественно привезли чудотворную икону прп. Макария. Открытие Макарьевской часовни ознаменовалось чудом - прекратилась свирепствовавшая до того на Нижегородской Ярмарке холера. " Все торговцы положили необходимым, … чтобы ежегодно к 15 числу июля из Желтоводской обители привозили по Волге-реке в Нижний Новгород на Ярмарку … святую икону Преподобного Макария " . Пока эти события разворачивались, Владыка Нектарий, епископ Нижегородский и Арзамасский, упразднил сам монастырь в 1868 г. В 1882 г. Макарьево-Желтоводский монастырь был возобновлен как женский. Преосвященный Макарий, новый епископ Нижегородский и Арзамасский, известный исследователь Нижегородской старины, 8 июля торжественно освятил в монастыре келейную церковь во имя св. Антония Великого, и в присутствии юрисконсульта Святейшего Синода, В.К. Саблера, и местного и иногороднего купечества, Макарьевская женская община была открыта. Епархия предоставила обители для владения Макарьевскую часовню на Ярмарке. Эта часовня была закрыта и разобрана в 1924 г. Составитель: гл. библиотекарь ЦГБ по краеведческой работе А.А. Медведева http://www.gorbibl.nnov.ru/makchasovnya Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=35665

М., 1877; Письма митр. Московского Филарета к наместнику Св.-Троицкия Сергиевы Лавры архим. Антонию, 1831-1867 гг. М., 1877-1884. Ч. 1-4; Казанский П. С. Очерки жизни архим. Антония, наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878; И. Ф. Случай из жизни архим. Антония//ДЧ. 1879. Ч. 1. С. 89-103; Субботин Н. Митр. Филарет и архим. Антоний как почитатели заветов и памяти прп. Серафима. М., 1904; Об отказе митр. Московского Филарета освящать Триумфальные ворота в Москве по совету архим. Антония: Из зап. Преосвящ. Леонида, архиеп. Ярославского//ДЧ. 1905. Ч. 3. С. 35-36; ЖПодв. Май. С. 48-78; Нилус С. Святыня под спудом. Серг. П., 1911. С. 39-41; Хибарин И. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архим. Антоний//ЖМП. 1954. 7. С. 11-12; Георгий (Тертышников), архим. Архим. Антоний (Медведев), наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры: Жизнеописание. Серг. П., 1996; он же. Житие прп. Антония (Медведева), наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. Серг. П., 1996; Филимонов К. Сергиев Посад: Страницы истории: XIV - нач. XX в. М., 1997. С. 120; Голубцов С. , протодиак. Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет. М., 1998. С. 9-18. Архим. Георгий (Тертышников) Иконография Сохранилось неск. живописных и графических прижизненных портретов А. На портрете 1858 г. (ГИМ) он представлен по пояс, сидящим возле стола, в рясе и клобуке, с панагией, наперсным крестом, орденами св. Владимира и св. Анны на груди. Аналогичный по иконографии и стилистическим особенностям портрет сер. XIX в. (Патриаршие покои ТСЛ), вероятно, написан тем же художником. На небольшом поясном изображении кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. (РГБ) из собрания Оптиной пуст. (по-видимому, работа оптинского живописца) у А. изображены 2 наперсных креста, орден св. Владимира 2-й степени, в руке четки. Наиболее точно внешний облик А. воспроизводят эстампы: литография 1862 г. (ГИМ), выполненная в мастерской И. Корелина по рисунку Шемиота (для изд.: Портреты духовных лиц. СПб., 1862. Вып. 3), и тонолитография 1863 г. (ГИМ). Уникальным памятником является митра 1871 г.

http://pravenc.ru/text/115982.html

I. В житии св. Антония Великого повествуется, что в одну ночь демоны избили св. Антония так сильно, что на другой день благочестивый муж, приносивший ему пищу, нашел его без чувств и принес его, как покойника, в ближайшую сельскую церковь . Но он, придя в себя, упросил друга своего отнести его обратно в пещеру, где, будучи не в силах стоять, он лежал, не преставая молиться и ратовать против невидимых врагов. Но мужество святого только воспламенило их ярость: демоны подняли шум и стук, как бы желая поколебать здание в основании, и потом, приблизившись к нему, в виде львов, тигров, медведей и других хищных животных намеревались устрашить его ревом и свистом, кидаясь на него с раскрытой пастью, чтобы поглотить его, нанесли ему даже несколько ударов. Но Антоний, несмотря на удары, сохранял терпение, твердость души и укорял их в слабости: «Если бы вы имели силу надо мной, – говорил он, – то и одному из вас было бы легко уничтожить меня; но так как Господь отнял у вас силу, то пытаетесь устрашить множеством; даже и то служит признаком вашей немощи, что обращаетесь в животных. Если же можете и имеете надо мною власть, то не медлите и нападайте; а если не можете, то к чему мятетесь напрасно? Знамение Креста и вера в Спасителя моего служат мне несокрушимым щитом». Так он говорил им, и демоны, раздраженные его к ним презрением, скрежетали зубами от отчаяния, в которое низвергла их невозможность победы над св. человеком. Видя это, св. Антоний, подняв глаза к небу и призывая Иисуса Христа на помощь, увидел разверстым верх своего жилища: небесный свет озарил его, боль в теле уничтожилась, и полчища нечистых духов мгновенно рассеялись. В этом свете узнал св. Антоний присутствие Спасителя, Который преисполнил его невыразимой сладостью. Антоний с любовью и доверчивостью покорного сына вознес к Нему сетования души своей и взывал так: «Где был Ты, Иисусе Преблагий, где был Ты? Зачем Ты не поспешил на помощь к рабу Твоему, когда демоны терзали его?». И вот он слышит голос, говорящий ему: «Антоний! Я был с тобою и хотел быть свидетелем борьбы твоей; и за то, что ты стоял твердо, Я пребуду с тобою всегда и прославлю имя твое по всей земле!». Чувство радости, от близости к нему Господа, породило в душе его чувство благодарности; и он стал на молитву, не чувствуя в себе нисколько боли, но, напротив, ощущая еще большую крепость сил. От роду ему было тогда около 35 лет. (Из брош. «Жизнь препод. отца нашего Антония Великого и его устные и письменные духовно-подвижн. наставления». Св. Троицкой Сергиевой лавры иеромон. Агапита. Спб., 1865 г. стр. 15–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

5 июня 1967 г. в связи с упразднением должности правителя дел Синодальной канцелярии (замещена должностью секретаря Синода в сане епископа) протопр. Г. Граббе был назначен консультантом при Архиерейском Синоде и зав. отделом внешних сношений. 15 апр. 1971 г. награжден правом ношения 2 наперсных крестов и совершения литургии при отверстых царских вратах. С 1976 г. исполнял обязанности секретаря Синода; в 1978 г. решением Архиерейского Собора утвержден в этой должности. В 1977 г. овдовел. В 1978 г. протопр. Г. Граббе инициировал письменный опрос епископата РПЦЗ по вопросу своего рукоположения в сан епископа. Несмотря на возражения со стороны ряда архиереев, по настоянию митр. Филарета осенью того же года определен быть епископом Манхаттанским (Манхеттенским), викарием Восточноамериканской епархии. 3 мая 1979 г. в джорданвиллском во имя Св. Троицы мон-ре митр. Филаретом пострижен в монашество с наречением имени в честь свт. Григория Богослова и на следующий день возведен в сан архимандрита. 12 мая того же года в Знаменском синодальном соборе в Нью-Йорке рукоположен во епископа Манхаттанского вопреки полученным незадолго перед хиротонией протестам со стороны Сан-Францисского архиеп. Антония (Медведева), Лос-Анджелесского архиеп. Антония (Синкевича), Сиракузского еп. Лавра (Шкурлы; с 25 окт. 2001 митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ), Сиэтлского еп. Нектария (Концевича) и Брисбенского еп. Константина (Ессенского), а также прот. Митрофана Зноско-Боровского (впосл. еп. Митрофан ) и др. клириков и мирян. 11 июня 1979 г. митр. Филарет выпустил особое циркулярное письмо, оправдывавшее совершение хиротонии Г., в к-ром отмечалось: «Я не мог не опасаться, что отмена его хиротонии за два дня, или даже менее, до уже назначенного срока вызовет недоумения, соблазн и падение моего, как Первоиерарха, авторитета... Вопрос, конечно, не был бы так сложен, как теперь, если бы не видное положение Преосвященного Григория в Церкви. Известно, что печатные нападки советчиков на нашу Зарубежную Церковь указывают на него как на главного врага. Его имя широко известно во всем православном и инославном церковном мире как имя нашего идеолога... Отмена его хиротонии явилась бы актом громадной важности и могла бы быть принята внешними как отказ от долголетней идеологии нашей Церкви и намерение ее пересмотреть» (Циркулярное письмо председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Филарета от 29 мая/11 июня 1979. 11/37/170).

http://pravenc.ru/text/166654.html

Запомнился мне праздник Рождества Христова. После необычно длинного и утомительного дня – праздничное богослужение, трапеза, поездка в Вифлеем – мы собрались в доме матушки игуменьи на праздничный ужин и пение колядок. Как не старались, а пели не очень бойко. Владыка Антоний, видно было, очень устал. Иногда, сидя за столом, засыпал и клонился на бок, чем заставлял матушку игуменью Иулианию постоянно бодрствовать и быть бдительной. Но каждый раз, когда матушка предлагала ему пойти отдохнуть, он категорически отказывался. Так и пробыл наш архиерей-старец с нами до конца, желая до конца быть частью той рождественской радости, мира и тепла, которыми одарил нас Господь в этот день. Видно было, что Владыка очень любит богослужение, растворяется в нем. Даже сейчас я вижу его раздающим антидор после праздничной литургии в Елеонском храме. Владыка сияет, одет во все белое, лицо радостное и сосредоточенное. «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» говорит он, и не дожидаясь чтицы сам наизусть начинает читать благодарственные молитвы. В каждом слове слышится сила и благодарение. Именно эта сила благодарения меня тогда так поразила. Мне казалось, что Владыка Антоний благодарит Бога за всю, всю жизнь. Вспомнились мне слова апостола: «Сила Божия в немощи совершается». Мне с инокиней Мариной и послушницей Тамарой выпало счастье сопровождать архиепископа Антония в его поездке в Галилею. Владыка очень хотел попасть в Назарет. Вся поездка по святым местам Галилеи была ему не по силам. Мы с сестрой Тамарой изо всех сил старались поддерживать под руки Владыку-старца. Он всегда нас благодарил и называл нас своими «иподиаконами». Сестра Тамара, видя мой пыл, все время повторяла: «Не так усердствуй!» Мы, наверное Владыке больше мешали, чем помогали, но были обласканы его любовью. В Назарете Владыка долго и сосредоточенно молился в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Ни люди, ни шум, ни его старческая немощь не могли ему помешать в его молитвенном подвиге. Провожаем Владыку в Америку. Почти полночь. Идет сильный дождь и довольно холодно. Сестры с Елеона и Гефсимании стоят у входа в архиерейскую келью и не расходятся, спешки нет. Все хотят получить прощальное благословение, хотя уже не раз прощались с Владыкой. Монах Филарет, тогда еще инок Зосима, новопостриженник архиепископа Антония, помогает выносить вещи. Я задаю себе вопрос: «Что собрало здесь у дверей этой кельи столько людей, таких разных по национальности, языку, складу, возрасту? Каким образом Владыка Антоний смог за такой короткий срок стать отцом для нас? Каждый из нас чувствовал, а иначе зачем бы мы стояли у кельи Владыки ночью, под дождем и в холоде, что мы любимы Владыкой, что он нас понял, согрел теплотой своего сердца. Каждому из нас он сказал теплое слово, подарил что-то на память. Мне тогда показалось, что он самый добрый из всех людей, которых повстречала в свои 20 лет.

http://pravoslavie.ru/39298.html

Из приведенных отрывков особенное внимание хотелось бы обратить на отношение братии Саровской пустыни к богослужению: «Очевидно, что тут именно священнодействуют, что тут поют и читают не для других и не по внешней обязанности, а для себя и по своей внутренней потребности; очевидно, эти люди совершают серьезнейшее дело жизни своей, и потому-то так неподдельно звучит искренность в голосах служащих…». Эти слова, это отношение замечательно передает весь внутренний строй обители Саровской, весь тот внутренний дух, которым была наполнена жизнь пустыни. Подобное правильное отношение, подобное проявление живого и нелицемерного служения Богу, на наш взгляд, не могло не проявиться без следования традиции практического применения монастырского Устава, духовно правильно осуществляемого в общежительной обители. Братия, совершавшая службу в обители, также невольно заставляла обращать на себя внимание паломников. А. А. Царевский 11 в своем «Очерке из каникулярных наблюдений и впечатлений» в 1893 г. пишет о том, что в богослужении в обители присутствовала «какая-то особенная скромность и степенность всех движений священнослужителей, естественная простота и полное отсутствие какой либо рисовки, манерности в возгласах и чтении» 12 . Тот же автор весьма выразительно замечает, что богослужение в Сарове оказывает неизгладимое, «глубокое впечатление на мирянина, охватывает его чувством глубокаго благоговения и убеждает, что находится он в месте святе и среди людей не обыкновенных» 13 . Чтение в храме на клиросе по свидетельству известного «саровца» архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троице-Сергиевой лавры, происходило «громким голосом, отчетливо, твердо, внятно, выразительно». Известен также случай, когда один из Саровских уставщиков, обучавший послушников чтению, наставлял бывшего послушника (архим. Антония – авт.) следующими словами: «Читая в церкви, помни всегда, что твоими устами произносится и возносится к Престолу Божию молитва всех предстоящих, и что каждое произносимое тобою слово должно проникать в слух и душу каждаго молящагося в храме» 14 . Именно таким было общее отношение монахов, проходящих послушание на клиросе пустынной обители, известной «истовым, благолепным отправлением церковных служб, величавым старинным пением, внятным и благоговейным чтением в храме» 15 . Подобное настроение неформальной, живой и действенной молитвы составляло, на наш взгляд, одну из характерных особенностей общежительной монастырской богослужебно-уставной традиции Саровской пустыни. 2. Богослужебные особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

изредка совершал литургию. Управление лаврой было передано духовному собору, к А. обращались за советом лишь в наиболее важных делах. В 1876 г., после начала войны с Турцией, А. при мощах прп. Сергия Радонежского благословил вел. кн. Николая Николаевича, командовавшего рус. войсками, а в янв. 1877 г., собрав последние силы, приветствовал имп. Александра II и августейшую семью. А. скончался, попрощавшись с братией, напутствованный таинствами Елеосвящения и Причащения. Отпевание А. совершили еп. Иоанн (Митропольский) и еп. Можайский, вик. Московской епархии Игнатий (Рождественский) в сослужении более 60 священнослужителей при огромном стечении народа. А. был погребен с вост. стороны Духовского собора ТСЛ, почитание А. особо выразилось в обязательном и усердном поминовении его в ТСЛ на всех заупокойных ектениях. А. прославлен как местночтимый святой 16 окт. 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II , к-рый сам возглавил торжество прославления. Ко времени прославления останки А. были обретены и помещены в Духовском соборе. Преподобному составлены тропарь, кондак и молитва. Арх.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 4425, 5442, 6106, 6772, 7463, 8001, 8006, 11141, 12431. Ч. 5. Д. 8641. Ч. 15. Д. 25350; Ф. 1629. Оп. 1. Д. 134. Соч.: Предвестие о дне кончины митр. Московского Филарета//ДЧ. 1867. Ч. 3. С. 185-186; Письмо проф. С. К. Смирнову мая 1863 г.]//БВ. 1915. 10/12. С. 668; Письма к духовной дочери Е. И. М.//Архимандрит Антоний, наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. [Серг. П.], 1990р. С. 44-94; Доброе слово новоначальному послушнику. [Серг. П.], 1996п; Монастырские письма. Серг. П., 1996п. Лит.: Михаил (Лузин), архим. Слово, произнесенное 16 мая 1877 года при погребении наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Антония//ДЧ. 1877. Ч. 2. С. 371-380; Н. Д. Некролог о наместнике Св.-Троицкой-Сергиевой Лавры архим. Антонии (Медведеве)//Моск. ЕВ. 1877. Май, 21. С. 198-199; Нечаев В. , прот. В память архим. Антония//ДЧ. 1877. Ч. 2. С. 366-370; Толстой Д. Н. Архим. Антоний, наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры: Некролог.

http://pravenc.ru/text/115982.html

Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. Марков Н. Е. Правда о церковной смуте. Париж, 1925. Медведев Н. В. Государство и Церковь в России: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1997. Митрофан (Зноско-Боровский) , епископ. Хроника одной жизни. К шестидесятилетию пастырского служения (IX.1935 – IX.1995). М., 1995. Митрофанов Г., священник. Православная Церковь в России и эмиграции в 1920-е гг. К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг. СПб., 1995. Михаил (Польский), протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1949. Т. 1. Михаил (Польский), священник. Положение Церкви в Советской России. Очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931; СПб., 1995. Монастыри Среднего Урала (Уральские обители до 1935 г.) Реж, 2008. Монашество и монастыри в России XI–XX веков: исторические очерки. М., 2002. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917–1999). СПб., 2001. М-я О. Несогласия в Зарубежной Православной Церкви//Белый архив: сб. материалов по истории и литературе войны, революции, большевизма, белого движения и т. п./под ред. Я. М. Лисового. Париж, 1928. Т. II–III. Назаров М. Русское Зарубежье в год Тысячелетия Крещения Руси. М., 1991. Herbigny М. de, Deubner A. Eveques russes en exile: Douze ans d " epreuves (1918–1930). Roma, 1931. Никитин А. К. Нацистский режим и русская православная община в Германии (1933–1945). М., 1998. Никитин А. К. Этапы и методы унификации русской православной общины в Германии в 1935–1939 гг.//Русская эмиграция в Европе (20–30-е гг. XX в.). М., 1996. Николаев К. Н. Правовое положение Православной Церкви народа русского в рассеянии сущего. Новый Сад, 1934. Никон (Рклицкий) , архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк, 1960–1969. Т. 6, 8, 9, 17. Одинцов М. И. Государство и Церковь . 1917–1938 гг. М., 1991. Одинцов М. И. Российская Церковь в годы революции. М., 1995. Ореханов Г., иерей, Ефремова О. Н. Новые документы из фонда Архиерейского Синода РПЦЗ: Письмо митрополита Антония (Храповицкого) Святейшему Патриарху Тихону 11/24 августа 1923 г.//ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1 Д. 4. Л. 177–186; Письмо Святейшему Патриарху Тихону от Архиерейского Синода Заграницей//ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 4. Л. 192–194//URL: nr=60&kategorie=konferenz.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1840-х годов 1849 г. Выход в свет книги Жизнеописания старца Василиска, написанного о. Зосимой (издание Введенской Оптиной пустыни) Скончалась благодетельница грузинская царица Мария 1850 г. марта 29 Скончалась благодетельница грузинская царевна Тамара 1850 г. июля 23 1852 г. Освящение надвратного храма во имя Смоленской иконы «Одигитрии» (построенного на средства Елизаветы Петровны Арсеньевой) июля 27 Расширение Троицкого храма двумя приделами на средства Марии Ивановны Головиной, С. Л. Лепешкина и др. 1855 гг. Скончался благодетель обители Московский купец Семен Лонгинович Лепешкин 1855 г. августа 10 1855 г. октября 1 Освящение обновленного Троицкого храма митрополитом Московским Филаретом 1856 г. марта 3 Высочайшее соизволение на утверждение обители в статусе монастыря 1856 г. Указ Св. Синода об утверждении Троице-Одигитриевского женского монастыря марта 22 1856 г. Праздничная литургия по поводу возведения обители в статус монастыря октябрь 1857 г. Первый монашеский постриг в Зосимовой пустыни апреля 12 1857 г. Освящение храма во имя Рождества Иоанна Предтечи во втором ярусе колокольни, достроенной тщанием сыновей С. Л. Лепешкина июля 22 1857 г. Второй монашеский постриг в Зосимовой пустыни 1859 г. Скончалась схимонахиня Маргарита (Верховская) июля 27 Скончался грузинский царевич Ираклий 1859 г. октября 10 1859 г. ноября 21 Третий монашеский постриг в Зоси-мовой пустыни начало 1860 года 1862 г. Четвертый монашеский постриг в Зосимовой пустыни октября 17 1863 г. января 12 Пятый монашеский постриг в Зосимовой пустыни Преставление Оптинского игумена Антония (Путилова) 1865 г. августа 7 1865 г. Шестой (?) монашеский постриг в Зосимовой пустыни сентября 10 Преставление митрополита Московского и Коломенского Филарета 1867 г. ноября 19 (Дроздова) 1868 г. ноября 20 Скончалась первая настоятельница Зосимовой пустыни игумения Вера (Верховская) 1869 г. марта 28 Утверждение казначеи Афанасии (Качаловой) новой настоятельницей монастыря 1871 г. Архимандрит Антоний (Медведев) оставил должность благочинного Зосимовой пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

1863. Т. 36. С. 38. 36553). В мае 1861 г. еп. Нектарий прибыл в Дивеево, объявил этот указ и назначил выборы игумении. Еще до его приезда П. волновалась и говорила: «Туча-то какая идет!.. Какой ныне гром-то будет!» - и долго сидела на грядках под сильным дождем, затем сказала: «Ну, слава Богу! Теперь ничего не будет»,- и пошла в келью. Иером. Иоасаф (Толстошеев) просил епископа поставить игуменией Гликерию Васильевну Занятову. Увидев, что большинство сестер против смены настоятельницы, еп. Нектарий зашел к П., чтобы узнать ее мнение и в случае благоприятного ответа сослаться на ее слова. Однако блаженная сказала ему: «Владыко, твори правду, а старой матери тебе не выдадут» (РГИА. Ф. 797. Оп. 31. 1861 г. Д. 11. Л. 51), затем вскочила и начала бушевать так, что все разбежались. 20 мая 1861 г., после проведенных выборов, настоятельницей стала Занятова, но епископ не был уверен в правильности решения и заехал к П. еще раз. К его приезду блаженная сидела на дороге и катала пасхальные яйца, епископ подошел к ней с просфорой, но она отвернулась от него. Когда еп. Нектарий зашел с др. стороны, блаженная встала и дала ему пощечину со словами: «Куда ты лезешь?» Епископ со смирением принял удар и не назначил ей наказания. О результатах выборов дивеевской игумении посредством архим. Антония (Медведева) и митр. Филарета (Дроздова) узнал и имп. Александр II Николаевич , по указанию к-рого было назначено следствие Святейшего Синода. В итоге избрание Занятовой было признано неправильным, и 17 нояб. 1862 г. игуменией Дивеевского мон-ря стала Е. А. Ушакова, которая приняла постриг с именем Мария. С этого времени П. успокоилась, вместо камней и палок полюбила цветы, которые ей приносили посетители, обычно сидела в келье, у печки между 3 дверей, и часто разговаривала с портретами прп. Серафима и игумении. П. почти не спала, не стригла ногти и не ходила в баню, всячески истязала и угнетала свое тело, питалась в основном ржаным хлебом. Однажды, когда она лежала на полу кельи, ей на висок упал горячий уголь из печи, но она не пошевелилась, пока тот не погас.

http://pravenc.ru/text/2579926.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010