Закрыть itemscope itemtype="" > Последний архиерей старой антониевской школы. Часть 1 К 10-летию со дня преставления архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) 23.09.2010 456 Время на чтение 21 минут По воскресении Симону дал еси овец паству, за любве воздаяние, яже о пастве попечения ища. Темже и глаголал еси: аще любиши Мя, Петре, паси агнцы Моя, паси овцы Моя. Октоих. Утренняя стихира, глас 8-й 10 лет назад, 23 сентября 2000 года, в возрасте 92 лет скончался старейший по возрасту архипастырь РусскойПравославной Церкви за границей высокопреосвященнейший Антоний ( Медведев ), архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Владыка Антоний управлял Западно-Американской епархией в течение 32 лет - ни один православный архипастырь в США не занимал кафедру в течение такого продолжительного срока. С кончиной архиепископа Антония прервалась одна из последних нитей, связывавшая с дореволюционной церковной Россией, с живым преданием старого русского монашества, с непосредственным преемством духа основополагателей Русской Православной Церкви за границей. Архиепископ Антоний был последним архиереем Русской Церкви, который и родился, и получил воспитание в дореволюционной России, и монашество принял в юном возрасте, и лично знал великого авву - митрополита Антония (Храповицкого). Так и сказал о нем один иеромонах из России: «Со скорбью узнал о кончине владыки Антония - доброго архипастыря нашей Церкви старой антониевской школы». Другой читатель журнала «Русский пастырь» написал: «В лице почившего владыки мы потеряли не только собрата во Христе, наставника и духовного руководителя, но и частицу старой России, которую не вернешь и в былом виде не возродишь. Я благодарю Бога, что застал старых, по-настоящему русских, архиереев». Ушло тогда от нас и любящее сердце - любящее Господа, Его Церковь и Россию: владыка Антоний принципиально после выхода из России вплоть до своей кончины не принимал другого гражданства (умер бесподданным). Архиепископ Антоний, в миру Артемий Сергеевич Медведев, родился в 1908 году в Вильне. Его отец, Сергей Иванович, воспитанник Петербургского университета, преподавал в Минске, был директором гимназии в Ковно, а затем преподавателем в Харькове. Сергей Иванович был очень музыкален и нередко пел на минских благотворительных концертах. В Минске же он познакомился с будущей женой - своей ученицей Екатериной Слезкиной. Повенчались они в Харькове. Отец невесты в 1906-1907 годах был временным Харьковским военным генерал-губернатором и своей доступностью и гуманностью снискал общее признание и популярность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

I. До назначения наместником лавры Архимандрит Антоний был одним из замечательнейших лиц православного монашества. Человек неизвестного происхождения достигает такой известности, что его знала не только вся Россия, но и многие за границею, как на Востоке, так и на Западе. Не получив никакого школьного образования обнаруживает такие познания и такой ум, что митрополит Московский Филарет часто просил его советов и следует им. Занимая невысокое место наместника лавры, получил отличия, редко даваемые архимандритам ставропигиальных монастырей, и получал знаки такого внимания не только от высших лиц в государстве, но и от царственных особ, какого удостаиваются немногие из архиереев. Не только происхождение о. Антония, но и вся обстановка его жизни в молодости не могли предвещать его будущей судьбы. Отец его Гавриил Иванов Медведев и мать Ирина Максимовна были вольноотпущенные графини Екатерины Ивановны Головкиной 1 . Медведев служил в Лыскове у князя Грузинского вольнонаемным поваром, когда у него родился младший из детей и единственный сын Андрей (в иночестве Антоний). Это было 6 октября 1792 года: 17 октября был день его тезоименитства. На пятом году жизни Андрей лишился своего отца, о нежных ласках которого впрочем, сохранилось у него полное любви воспоминание. Мать свою он называл женщиною строгою. Она умерла на 95 году жизни. Оставшись вдовою с малолетними детьми, Ирина продолжала жить в Лыскове, где муж ее успел уже приобрести свой дом, и кормилась трудами рук своих. Из годов отрочества и первой юности Андрея известны некоторые отдельные факты, которых не можем мы восстановить в строгой хронологической последовательности, равно как и объяснить значение их для умственного и нравственного его развития. После обучения грамоте он отдан был матерью в ученики аптекарю при больнице в Лыскове Полидорову. В то же время состоял он и в певческом хоре поя альтом. Приглашенный князем Грузинским в домашние врачи и для заведывания больницею Француз доктор Дебше полюбил Андрея, взял его к себе и заставлял под своим надзором прислуживать больным, знакомил и со средствами врачевания и умирая, отказал ему все свои книги. Живой и восприимчивый юноша скоро приучился так успешно помогать больным, что когда заступивший место Дебше врач не понравился князю, он Андрею Медведеву поручил заведывание всею больницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Предисловие «Восхвалим Единаго от Отца Христа Спасителя, который во дни своя утверди Церковь , не дом ветхозаветным сени и гаданий, но дом благодатнаго Царства Христова, обители подвижников благочестия, восхвалим и благодетельного отца архимандрита Антония и сим посильным похвалением сделаем воззрение на достохвальную жизнь его, да подражаем вере его» (25, л.1,1об.). Такими словами начинается одно из жизнеописаний наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева), который, благодаря своим исключительным способностям и неутомимой деятельности, достиг еще во время земной жизни «такой известности, что его знала и уважала не только вся Россия, но и многие знатные особы за границей, как на Востоке, так и на Западе» (2, с. 3). Жизнь в миру Архимандрит Антоний родился 6 октября 1792 года и назван в Святом Крещении Андреем в честь преподобного Андрея Критского . Его отец Гавриил Иванович и мать Ирина Максимовна Медведевы 1 были вольноотпущенными графини Екатерины Ивановны Головиной. Гавриил Иванович служил у князя Егора Александровича Грузинского вольнонаемным поваром в его поместье в известном хлебной торговлей селе Лыскове Нижегородской губернии. На пятом году жизни Андрей лишился отца, о нежных ласках которого сохранилось у него полное любви воспоминание (4, с. 48). Мать Андрея была женщиной строгой. Оставшись вдовой с малолетними детьми, Ирина Максимовна «продолжала жить в Лыскове, где муж ее успел уже приобрести свой дом, и кормилась трудами рук своих» (3, с. 268). Она умерла на 95-м году жизни. По словам жизнеописателя архимандрита Антония, Андрей был «воспитан не в преучительных мудрости века сего словесех 2 , но в страхе Божием, рождающем истинную мудрость разумети доброе и лукавое» (25, л. 1 об.). После обучения грамоте Андрей был отдан матерью в ученики к аптекарю Полидорову при больнице в Лыскове. В то же время, обладая прекрасным альтом, он пел в церковном хоре. Домашний врач князя Грузинского француз Дебше полюбил Андрея, взял его к себе и научил прислуживать больным и некоторым медицинским навыкам. Умирая, он завещал ему все свои книги. Живой и восприимчивый юноша скоро так успешно стал лечить больных, что когда пришедший вместо Дебше врач не понравился князю, он поручил заведование больницей Андрею Медведеву (3, с. 268). Прикомандированный за недостатком врачей к готовившемуся в 1812 году Нижегородскому ополчению, Андрей получил формальное разрешение на врачебную практику (4, с. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Архимандрит Леонид (Кавелин) ЖМП 8 август 2022 /  22 августа 2022 г. 17:00 Размышляя о дивных делах Твоих, Господи АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) В ГОДЫ НАМЕСТНИЧЕСТВА В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин).  PDF-bepcuя. Преемник преподобного Антония Предшественником архимандрита Леонида на послушании наместника Троице-Сергиевой лавры был архимандрит Антоний (Медведев), управлявший обителью более 46 лет. Монастырь уже через три года его наместничества стал неузнаваем. Лаврские храмы отреставрировали и благоукрасили; Троицкий собор, Никоновская, Духовская и Смоленская церкви стали отапливаться. Благодаря этим преобразованиям количество посещавших обитель богомольцев увеличилось в несколько раз. Стараниями настоятеля в Варваринском корпусе появилась странноприимная мужская больница, а за лаврскими стенами — женская больница и богадельня. В Пятницкой башне в 1840 году открылись приют и училище для сирот на сто человек; воспитанники жили и учились на полном содержании монастыря. Заработали иконописная и литографическая мастерские, а также школа иконописания. Лавра кормила бедных, в неурожайные годы выдавала нуждавшимся муку и хлеб. При посадской тюрьме хлопотами архимандрита Антония появился свой храм.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhimandri...

В сонме святых земли Русской ярко сияет имя преподобного. Серафима, Саровского чудотворца. На пути своей праведной, истинно подвижнической, жизни он отличался и крайне редким дарованием Божиим – прозорливостью, или предвидением будущего. Это особенный дар от Бога некоторым праведным людям, благодаря которому такой праведник может предвидеть будущее и проникновенно созерцать даже сокровенные мысли и настроения сердца человека. Среди случаев проявления у преп. Серафима этого исключительного дара Божия обращает на себя внимание чудная прозорливость праведника в отношении о. Антония, впоследствии бывшего много лет наместником Троице-Сергиевой Лавры (ум. 1877 г.). Это был друг и духовник приснопамятного Московского. Митрополита Филарета (Дроздова) . Архимандрит Антоний, согласно его просьбе, был похоронен в ногах Митрополита Филарета, могила которого находится в б. Филаретовском приделе Свято-Духовской церкви Лавры. Пред надгробием архимандрита Антония помещена была икона преп. Серафима Саровского , с неугасимой лампадой. О. Антоний (в мире Андрей Медведев) родился в селе Лысково, б. Нижегородской губ. С юных лет он стремился к иноческой жизни, наконец, осуществил свое желание и вскоре по пострижении был поставлен настоятелем небольшого монастыря вблизи г. Арзамаса, Высокогорской пустыни. По своим дарованиям, по образованности и начитанности, по искренности монашеского настроения он выделялся в своей среде и был известен многим. Знал его с хорошей стороны и Московский Митрополит Филарет. В 1831 г. с о. Антонием произошел такой случай. «Сижу ли я в келлии, выйду ли из монастыря, мне все представляется, что я в последний раз вижу Высокогорскую обитель, – так передавал о. Антоний это свое предчувствие. – Что бы могло это значить? Должно быть, мне скоро умереть, и Бог мне дает это предчувствие затем, чтобы мне как следует приготовиться к смерти». Однако, допустив такую мысль, Антоний пришел в недоумение. Готовиться к смерти для христианина, а тем более для монаха, – это значит окончательно отрешиться от всего земного и все время посвятить молитве и покаянию. Но как это сделать? Ведь Антоний – настоятель монастыря; с настоятельством связаны заботы, хлопоты, тревоги, всяческие деловые попечения... Отказываться от настоятельства? Но как отказаться по причине одного только неопределенного предчувствия?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Житие преподобного Антония Радонежского Архимандрит Антоний родился 6 октября 1792 года и назван в святом крещении Андреем в честь преподобного Андрея Критского . Отец его, Гавриил Иванович Медведев, и мать, Ирина Максимовна, были вольноотпущенными графини Екатерины Ивановны Головиной. Гавриил Иванович служил вольнонаемным поваром у князя Егора Александровича Грузинского в известном хлебной торговлей селе Лыскове Нижегородской губернии. На пятом году жизни Андрей лишился отца, о котором сохранилось у него полное любви воспоминание. После обучения грамоте Андрей был отдан матерью в ученики аптекарю Полидорову при больнице в Лыскове. Обладая прекрасным альтом, мальчик состоял и в церковном хоре. Приглашенный князем Егором Александровичем в домашние врачи и для заведования больницей француз Дебше полюбил Андрея, взял его к себе и заставлял под своим надзором прислуживать больным, учил его средствам врачевания и, умирая, завещал ему все свои книги. Живой и восприимчивый юноша скоро так успешно стал лечить больных, что, когда пришедший вместо Дебше врач не понравился князю, он поручил заведование всей больницей Андрею Медведеву. Прикомандированный за недостатком врачей к готовившемуся в 1812 году нижегородскому ополчению, он получил официальное разрешение на врачебную практику. Божие провидение направляло Андрея Медведева к иноческой жизни. Однажды зашел он в нижний этаж княжеского дома, всегда открытого для странствующих монахов. В углу, освещенном лампадой, он увидел послушника, стоящего на коленях и молящегося. Андрей пожелал узнать, в чем состоит келейное монашеское правило. Странник предложил совершить его вместе. Душа Андрея усладилась именем Сладчайшего Иисуса, многократно повторяемым и в каноне, и в акафисте. Это первое благодатное впечатление сохранилось в душе Андрея на всю жизнь. Особенно сильное влияние имели на него духовные беседы с благочестивой настоятельницей арзамасской Алексеевской женской общины монахиней Олимпиадой (Ольгой Васильевной Стригаловой), с которой он познакомился случайно и к которой относился всегда как к духовной наставнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последний архиерей старой антониевской школы. Часть 2 К 10-летию со дня преставления архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) 24.09.2010 450 Время на чтение 20 минут Часть 1 С 1978 года архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний ( Медведев ) являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ, участвовал в подготовке Архиерейских соборов. Еще будучи игуменом и архимандритом, он подготавливал и редактировал Типикон с богослужебными указаниями - приложение к Троицкому календарю. Прекрасный знаток церковного Устава и богослужения, владыка Антоний по поручению Архиерейского Синода составлял богослужебные тексты службам преподобному Герману Аляскинскому и праведному Иоанну Кронштадтскому (вместе со святителем Иоанном Шанхайским), молитвы всем святым, в земле Российской просиявшим, и блаженной Ксении Петербургской. Архиепископ Антоний составил и службу святым новомученикам и исповедникам Российским. В церковную историю архиепископ Антоний также войдет как главный вдохновитель прославления великого святителя ХХ века - Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Владыка Антоний возглавил открытие останков святителя Иоанна в 1993 году, а также провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы святителю Иоанну. Архиепископ Антоний входил во все подробности самой службы прославления святителя Иоанна. К примеру, на прославлении в Сан-Франциско, на малом входе за Божественной литургией, мощи святителя Иоанна были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте. Эту часть службы владыка Антоний заимствовал из описания прославления святителя Тихона Задонского, состоявшегося 13 августа 1861 года: мощи святителя Тихона тогда были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте; четыре архиерея, в том числе и святитель Феофан (будущий Затворник), стали по обеим сторонам святых мощей как сослужащие. В конце 1999 года здоровье архиепископа Антония начало ухудшаться. Не щадивший себя ради Церкви и паствы, владыка обратил внимание на свои недуги только тогда, когда стал передвигаться и читать с большим трудом. Архиерейский Синод с 1 января 2000 года дал отпуск архиепископу Антонию для лечения, а временное управление Западно-Американской епархией было возложено на викарного архиерея, епископа Сеаттлийского Кирилла (Дмитриева). Почему владыка Антоний не попросил Синод освободить его от управления епархией, а просил лишь дать отпуск до Собора? Думается, что, поскольку владыка Антоний был истинный монах, он воспринимал свое служение на Западно-Американской кафедре как монашеское послушание. Это послушание дал ему Архиерейский Собор, и только Архиерейский Собор (а не Синод) мог его от этого послушания освободить. Вот почему, в частности, архиепископ Антоний так дожидался Архиерейского Собора, который должен был состояться в октябре 2000 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Серафим Ган: Владыка Лавр всё воспринимал как дар Божий Источник:  Православие и мир Протоиерей Серафим Ган: " По завету преподобного Серафима, владыка Лавр стяжал этот мирный дух, восстановил мир в Церкви, в результате чего тысячи людей сейчас спасаются " . Протоиерей Серафим Ган Протоиерей Серафим Ган Протоиерей Серафим Ган, личный секретарь нынешнего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Илариона и приснопамятного митрополита Лавра, не подозревал, что ему уготована роль в процессе восстановления утраченного единства Русской Церкви. Уроженец Калифорнии, он рос в епархии архиепископа Антония (Медведева), большого духовного друга и героя владыки Лавра, архиерея старой " антониевской " школы, постриженника митрополита Антония (Храповицкого), подвизавшегося на заре своего монашеского подвига в Мильковском монастыре, обители, которая дала Зарубежной Церкви десять архиереев, включая святителя Иоанна Шанхайского. Судьба сподобила отца Серафима служить в церкви, которую основал его дед, а ныне быть наставником прихожан в храме, основанном духовным отцом его матери. В храме, освященном во имя преподобного Серафима Саровского, небесного покровителя отца Серафима. Отец Серафим, Вы служите в храме, устроенном на американской земле в честь почитаемого русскими в Отечестве и за рубежом преподобного Серафима Саровского... – На Лонг-Айленде, районе Нью-Йорка, где находится наш храм, – большая русская колония. Люди тоскуют по России, и находят ее в наших храмах. Есть у нас прихожане из Марокко, из Парижа, потомки старых эмигрантов и много эмигрантов новых. В Пасхальную ночь я заметил, что процентов семьдесят – это прихожане вновь приезжие. Наши храмы здесь стали православными посольствами России: здесь люди чувствуют себя как дома, здесь находят покой, утешение. Люди воцерковляются, находят поддержку, чтобы жить в нелегких заграничных условиях. Наш приход был основан добрым пастырем епископом Митрофаном (Зноско-Боровским; + 2002 г.). Он начинал свое служение в Бресте, потом оказался в Марокко, где росла моя мама. Она хорошо его помнила, и первая ее исповедь была у отца Митрофана.

http://religare.ru/2_77997.html

Протоиерей Серафим Ган: Владыка Лавр всё воспринимал как дар Божий По завету преподобного Серафима, владыка Лавр стяжал этот мирный дух, восстановил мир в Церкви, в результате чего тысячи людей сейчас спасаются 26 июля, 2010 По завету преподобного Серафима, владыка Лавр стяжал этот мирный дух, восстановил мир в Церкви, в результате чего тысячи людей сейчас спасаются Протоиерей Серафим Ган, личный секретарь нынешнего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Илариона и приснопамятного митрополита Лавра, не подозревал, что ему уготована роль в процессе восстановления утраченного единства Русской Церкви. Уроженец Калифорнии, он рос в епархии архиепископа Антония (Медведева), большого духовного друга и героя владыки Лавра, архиерея старой «антониевской» школы, постриженника митрополита Антония (Храповицкого), подвизавшегося на заре своего монашеского подвига в Мильковском монастыре, обители, которая дала Зарубежной Церкви десять архиереев, включая святителя Иоанна Шанхайского. Судьба сподобила отца Серафима служить в церкви, которую основал его дед, а ныне быть наставником прихожан в храме, основанном духовным отцом его матери. В храме, освященном во имя преподобного Серафима Саровского, небесного покровителя отца Серафима. Отец Серафим, Вы служите в храме, устроенном на американской земле в честь почитаемого русскими в Отечестве и за рубежом преподобного Серафима Саровского… — На Лонг-Айленде, районе Нью-Йорка, где находится наш храм, — большая русская колония. Люди тоскуют по России, и находят ее в наших храмах. Есть у нас прихожане из Марокко, из Парижа, потомки старых эмигрантов и много эмигрантов новых. В Пасхальную ночь я заметил, что процентов семьдесят — это прихожане вновь приезжие. Наши храмы здесь стали православными посольствами России: здесь люди чувствуют себя как дома, здесь находят покой, утешение. Люди воцерковляются, находят поддержку, чтобы жить в нелегких заграничных условиях. Наш приход был основан добрым пастырем епископом Митрофаном (Зноско-Боровским; + 2002 г.). Он начинал свое служение в Бресте, потом оказался в Марокко, где росла моя мама. Она хорошо его помнила, и первая ее исповедь была у отца Митрофана.

http://pravmir.ru/protoierej-serafim-gan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Северная деревня: от беспамятства к возрождению 22.08.2018 691 Время на чтение 4 минуты Езжу по историческим местам Архангельской области, накопились наблюдения. Не хочу ошибиться, но жизнь стала возвращаться в деревни, которые находятся на хороших дорогах. Люди с корнями в этих деревнях, переехавшие в Архангельск и Северодвинск, восстанавливают родовые дома или покупают и строят новые. Скорее это дачи, а не постоянное жилье, но это лучше, чем руины. Не хотелось бы, чтобы эта тенденция была сломана. Весной Собянин заявил, и его вступление есть на YouTube, что всем в России нужно съехаться в 5-7 агломераций - потому что «в деревне малопроизводительный труд». Значительная часть большого бизнеса разделяет эту точку зрения. К счастью, другую позицию занимают Путин и Медведев , говоря, что надо развивать территории. Но люди возвращаются, а социальные услуги из деревни уходят - больницы, школы и библиотеки исчезают. Что делать? Власти надо развивать мобильные и дистанционные формы образования и здравоохранения. Например, в деревне Лямце на беломорском побережье есть только начальная школа. Там нет мобильной связи, но есть интернет. Нужно принимать нормативные документы, позволяющие учиться дистанционно и приезжать в школу или институт на экзамены. Нужны автотрейлеры - стоматологические, рентгеновские и другие кабинеты на колесах. У меня покойный отец-рентгенолог объехал в рентген-вагонах всю область - почему сейчас их не стало? Второе наблюдение. Сейчас нет прямой связи между наличием храма и жизнью в деревне. В Кулое (Вельский район) стоит часовня, однако две трети домов - это руины, и один местный мужик убивает другого в бытовой ссоре. А в Кехте (Холмогорский район) нет церкви, но село зажиточное. В каждом дворе или трактор, или грузовая машина, дома свежевыкрашенные, асфальт, племенное хозяйство. Но местные, с кем говорил, не знают, что живут на родине святого основателя Сийской обители. Половина не знает, что их родник на окраине - источник преподобного Антония Сийского. Там грязь и гнилые доски. Красивейший обрыв к Двине изуродован свалками мусора. Может, это обратная сторона зажиточности?

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/23/se...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010