В Сергиево-Посадском музее-заповеднике пройдет выставка, посвященная святителю Филарету Московскому и преподобному Антонию Радонежскому Сергиев Посад, 29 января 2020 г. 29 января 2020 года в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике открывается выставка «Духовное служение. Памяти выдающихся деятелей Церкви: святителя Филарета (Дроздова) и преподобного Антония (Медведева)». Эта экспозиция положит начало серии выставок, приуроченных к 100-летию музея, сообщает Патриархия.ru . В конце ХХ века состоялась канонизация двух выдающихся деятелей Русской Православной Церкви: святителя Филарета Московского в 1994 году и преподобного Антония Радонежского в 1998 году, чья жизнь была неразрывно связана со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. В последние годы сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника был выявлен вещевой материал, связанный с жизнью этих святых. В настоящее время он собран в единый комплекс, позволивший создать небольшую выставку в преддверии памятных дат, которые будут отмечаться в 2021 году — 200-летнего служения в лавре святителя Филарета и 190-летия служения преподобного Антония. О преподобном Антонии в настоящее время известно узкому кругу знатоков церковной истории. Однако его популярность при жизни была велика. Плодотворная деятельность в лавре будущему наместнику была предсказана преподобным Серафимом Саровским. Мнением преподобного Антония дорожили российские правители, а на просьбу уйти на покой в конце жизни император Александр III отозвался отказом, заметив, что и больной он принесет больше пользы, чем кто-либо. Целью выставки является показ разнообразного материала, информация о котором была мало известна в научном мире и который станет открытием для знатоков и любителей церковной старины и истории. Выставка представляет в небольшом пространстве выставочного зала 70 уникальных произведений, из которых только единицы были ранее представлены широкой публике. Часть из них создана местными мастерами, часть является дарами и вкладами.

http://pravoslavie.ru/127496.html

Русская Зарубежная Церковь чтит память архиепископа Антония (Медведева) 23 сентября 2006 г. 09:00 Сегодня Русская Православная Церковь заграницей отмечает шестую годовщину со дня кончины архиепископа Антония (Медведева), одного из выдающихся иерархов Русского Зарубежья и убежденного сторонника воссоединения РПЦЗ с Русской Православной Церковью. Архиепископ Антоний, в миру Артемий Сергеевич Медведев, родился в 1908 г. в Вильне и учился в Петровском Полтавском кадетском корпусе. Во время Гражданской войны из Севастополя эвакуировался в Югославию, где в Белой Церкви окончил Крымский кадетский корпус. В возрасте 22 лет поступил в Введенский Мильковский монастырь, где он стал учеником настоятеля обители схиархимандрита Амвросия (Курганова), о котором написал труд «Немноголетний старец» («Православный путь», 1952 г.). В 1932 г. будущий архиепископ Антоний принял монашеский постриг. В 1934 г. рукоположен во иеродиаконы, а в 1938 г. — во иеромонахи. Во время Второй мировой войны иеромонах Антоний служил в качестве военного священника в Русском Корпусе и Освободительном движении. По окончании войны отец Антоний переехал с братством преподобного Иова на Карпатах в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилль, штат Нью-Йорк, где был духовным чадом архиепископа Виталия (Максименко), который привлек его к миссионерской работе. Здесь архимандрит Антоний открывает ряд новых приходов в местах скопления русских беженцев, а также назначается администратором приходов Западной Канады. В ноябре 1956 г. отец Антоний был хиротонисан во епископа Мельбурнского, викария Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии. В 1968 г. епископ Антоний был назначен в Сан-Франциско с возведением во архиепископы Западно-Американские и Сан-Францисские. Архиепископ Антоний — последний иерарх Русской Зарубежной Церкви, который и родился в России, и принял монашество в юном возрасте, и знал митрополита Антония (Храповицкого). Особенно владыка Антоний любил приснопамятного архиепископа Виталия (Максименко). Архиепископ Антоний живо чувствовал и воплощал в себе дух этих двух великих иерархов.

http://patriarchia.ru/db/text/143657.htm...

Чувство локтя. Переписка свт. Филарета, митр. Московского и Коломенского, и преп. Антония Радонежского, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 22 июля, 2008. Алексей Кнутов Чувство локтя. Переписка свт. Филарета, митр. Московского и Коломенского, и преп. Антония Радонежского, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Источник: православный студенческий журнал « Встреча » Дошедшее до нас эпистолярное наследие святителя Филарета (Дроздова) чрезвычайно богато, и особое место в нем занимают письма владыки преподобному Антонию (Медведеву), наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — их насчитывается более полутора тысяч. Эта переписка, пожалуй, как никакой иной письменный источник позволяет понять образ мыслей владыки, увидеть переживание и осмысление им каждого события. Письма становятся для читателя живым, практическим богословием, тесно связанным с жизнью. В них можно найти и обсуждение трудных вопросов духовной жизни, и толкование Священного Писания, и взаимные советы, и обмен впечатлениями о современной жизни, и размышления над важнейшими церковными событиями. Встречаются в переписке и разногласия, и непонимание, однако стоит поучиться тому, как разрешали Святитель и преподобный Антоний эти немирные ситуации — с открытым сердцем, с прощением и забвением обид. К сожалению, почти не сохранилось писем преподобного Антония. Святитель уничтожал частную переписку, дабы не подвергнуть какой-либо опасности собеседников: «Писем я обыкновенно не берегу, а предаю их огню, кроме тех, которые нужны по какому-нибудь продолжающемуся делу, или которые могут составить полезное воспоминание, никого не оскорбляющее». Смирение и послушание Большинство современников, оставивших нам воспоминания о святителе Филарете, в один голос указывают на его особенное смирение, которым он обладал, несмотря на высокое положение в обществе. Святитель Филарет, имея прекрасные природные способности, глубокие познания во многих богословских и светских науках, начитанный в творениях святых Отцов, придавал своим знаниям и своему положению второстепенное значение. На первое место и словом, и делом, и всей своей жизнью он ставил послушание и ненадеяние на самого себя. «Можно подивиться премудрости нынешних людей, — писал он ректору Московской духовной академии архимандриту Алексию (Ржаницыну). — Прослужив тридцать лет в архиерейском звании, я чувствую в некоторых случаях нужду советоваться с протоиереями, учениками моих учеников, а они не находят подобного нужным. Я только желаю, чтобы смиренная мысль помогала нам быть осторожными». Богопросвещенный Святитель в течение всей своей жизни считал себя обязанным советоваться с окружающими, в первую очередь — со своим духовником, преподобным Антонием, хотя тот не получил систематического образования и даже писал с грамматическими ошибками.

http://pravmir.ru/chuvstvo-loktya-perepi...

Как владыка Антоний дрессировал кота и другие истории протоиерея Сергия и Марии Котар Старцы Русской Зарубежной Церкви: архиепископ Антоний (Медведев) Протоиерей Сергий и его супруга Мария Котар имели счастье лично встречаться со многими старцами и подвижниками благочестия РПЦЗ. Сегодня они вспоминают архиепископа Антония (Медведева; 18 июля 1908 – 23 сентября 2000). Отец Сергий и Мария Котар Истории Марии Котар Как владыка Антоний (Медведев) пришел на день рождения к нашему сыну Я уже рассказывала о том, как моя семья окормлялась в Шанхае и в Сан-Франциско у святителя Иоанна Шанхайского, а также о епископе Нектарии (Концевиче), которого в детстве считала своим дедушкой. А сейчас я хочу поделиться с вами своими воспоминаниями о замечательном архипастыре и старце Русской Зарубежной Церкви – архиепископе Антонии (Медведеве). Владыка Антоний был высокого роста, очень живой, подвижный, быстрый, энергичный. Всегда радостный. Очень любил детей. У нас с отцом Сергием Котар двое детей: сын Ники и дочь Аликс – Николай и Александра. Мы назвали их в честь святых царственных страстотерпцев. Как-то владыка Антоний пришел на день рождения к нашему сыну, а тот как раз играл машинками – у него была такая игрушечная пожарная машина. И владыка уселся к нему на пол и стал играть с ним этими машинками. Он часто приходил к нам в гости, дети его очень любили. Сейчас они уже взрослые, растят наших внуков. Ники окончил духовную семинарию в Джорданвилле, он – регент церковного хора в монастыре. Сын Николай и дочка Александра Духовные дары владыки Антония Владыка Антоний, который мог так легко подсесть к ребенку и играть с ним машинками, – он был настоящий старец-молитвенник. Но, конечно, скрывал свои духовные дары. Скрывал, например, свою прозорливость. Как-то раз у меня были очень серьезные духовные переживания, и вот владыка в моем присутствии и в группе из 3–4 человек начал как бы случайно рассказывать: вот, дескать, иногда у людей бывают такие-то духовные проблемы, и с ними нужно так-то и так-то справляться.

http://pravoslavie.ru/140660.html

Архиепископ Антоний (Медведев) и отец Александр Красовский на кладбище в Форт-Россе, 1994 г. Протоиерей Александр Красовский – настоятель церкви святых апостолов Петра и Павла в городе Санта-Роза недалеко от Сан-Франциско. В прошлой беседе мы говорили о родных отца Александра, которые были вынуждены эмигрировать из России и прошли трудный путь русского рассеяния. Сегодня отец Александр делится своими воспоминаниями о владыке Антонии (Медведеве). Высота духовности Архиепископ Антоний (Медведев; 1908–2000) был правящим архиереем нашей Западно-Американской и Сан-Францисской епархии с 1968 по 2000 – как раз в те годы, когда я учился в православной гимназии при храме всех святых в земле Российской просиявших в городе Бурлингейм, а также в годы моего взросления и возмужания, рукоположения в сан диакона и священника. Владыка был настоящим монахом-молитвенником. Все, кто имел счастье сослужить ему на литургии, просто не имеют слов, чтобы описать его благоговение пред святым престолом. Он очень любил службу. Высота духовности. Невероятная пастырская любовь. Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско Урок у детей Я помогал владыке Антонию печатать тесты для его уроков в гимназии Архиепископ Антоний (Медведев) был директором Кирилло-Мефодиевской гимназии при кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», основанной святителем Иоанном Шанхайским в Сан-Франциско. Владыка Антоний также преподавал в этой гимназии историю Церкви и, нужно заметить, очень любил ее преподавать. Очень хотел, чтобы русские дети росли православными людьми и знали все о Русской Православной Церкви. Я помогал ему печатать тексты его уроков. Вспоминается такой забавный, но очень примечательный эпизод, который характеризует отношение владыки к преподаванию и своим ученикам. Как-то он поехал на заседание Архиерейского Синода в Нью-Йорк. Маститые архиереи должны были закончить свое заседание в пятницу, но задержались, и Первоиерарх РПЦЗ предложил закончить все в субботу.

http://pravoslavie.ru/142941.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Якорь надежды 06.09.2017 753 Время на чтение 7 минут Философы всё чаще говорят об атрофии у современного человека способности надеяться. Со своей чередой гуманитарных и техногенных катастроф XX век прошёл под знаком разочарований и деконструкций. Философ Петер Слотердайк пишет: «Конец XX века возносит на гребень волны негативный футуризм. Возможность самого скверного уже учтена, ему оста­лось „всего лишь " случиться». Можно ли назвать ожидание худшего «негативной надеждой», не оксюморон ли это? И что есть надежда вообще в современном мире? Над входом в Дантов ад значилось: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Эти же слова издевательски написали нацисты на воротах концлагеря Маутхаузен. Маховик концентрационных лагерей удалось остановить, но надежда, кажется, исчезла из системы ценностей современного человека. «Оставь надежду и живи». Почему? Потому что она теперь воспринимается как проявление малодушия, слабой позиции утописта-идеалиста, его инфантильности, нетрезвости. «Надежда всегда мешает увидеть то, что на самом деле», - говорил Мераб Мамардашвили. Вспомним «слепой» оптимизм и энтузиазм революционеров, и к каким последствиям он привёл после 1917 года... Но христианство, перефразируя митрополита Антония Сурожского, «реалистично до конца», «зрячее». Как же возможна надежда при условии сохранения трезвости рассудка и сердца? На мой взгляд, разговор о надежде можно попытаться вести, отвечая на два вопроса: как найти основание своей надежде, и возможно ли дарить надежду другому? Прежде чем начать искать ответы на эти вопросы, хочется вспомнить одну историю. В 1757 году потерпело кораблекрушение маленькое шотландское китобойное судно «Анна Фобс», которое оказалось буквально зажато арктическими льдами. Погибли все члены команды, кроме боцмана Брюса Гордона. Мужчина не растерялся и сумел выжить в, казалось бы, нечеловеческих условиях. Для этого ему пришлось забаррикадироваться в уцелевших обломках корабля, чтобы защитить себя от белых медведей. Рискуя провалиться под лёд, он отыскал корабельные запасы галет для пропитания, одежду, инструменты, бочонок рома. Для освещения использовал оставшиеся запасы китового жира. Но запах китовых туш привлекал белых медведей, поэтому приходилось постоянно придумывать, как их отгонять.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/6/y...

Про «типун» на языке, самую вкусную яичницу на свете и другие истории протоиерея Стефана Павленко Ольга Рожнёва Митрофорный протоиерей Стефан Павленко служит в храме Всех Святых, в Земле Российской просиявших в городе Бурлингейме, в Калифорнии. Это наша новая беседа с ним. Предыдущие здесь: Как обновляются иконы и сбываются пророчества , Об одной «ошибке» в судьбе святителя Иоанна Шанхайского и другие истории , Люди старой России . Митрофорный протоиерей Стефан Павленко Я – просто батюшка, которому владыка Антоний исповедался Сегодня я хочу поделиться с вами, дорогие читатели портала «Православия.ру» , своими воспоминаниями об архиепископе Антонии (Медведеве; 1908–2000). Сам я родился в 1947-м году, служу у Престола Божия уже 50 лет, и мне не хочется, чтобы мои воспоминания о таком замечательном архипастыре, каким был владыка Антоний, просто канули в Лету. Долгие годы я был его духовником, но вообще-то мне стыдно называть себя так, потому что – ну какой же я ему духовник?! Он был духовным гигантом, богословом, он был старцем, а я и рядом с ним не стоял... Я – просто батюшка, которому он исповедался. Исповедался владыка Антоний всегда очень трепетно, искренне, глубоко – мне страшно было видеть, как он исповедуется, – словно я поднимался вместе с ним на несвойственную мне самому духовную высоту. Для меня это было поучительно и назидательно: его глубокое смирение и то влияние, которое он оказывал на меня – тогда еще совсем молодого и постепенно стареющего священника. Сначала я жил в Сан-Франциско, и владыка мог исповедаться мне при любой возможности, потом я жил в Бурлингейме – полчаса езды до Сан-Франциско. В жизни бывают всякие трудности, сложности, не всегда все шло гладко, и владыка имел свои понятия и представления о том, как он должен себя вести. Какие-то вещи могли его печалить – у него была очень чуткая совесть, и он желал служить Церкви на очень высоких духовных началах. Архиепископ Антоний (Медведев) Архипастырь любви Владыка Антоний (Медведев) был одним из последних архиереев – свидетелей жизни блаженного Митрополита Антония (Храповицкого; 1863–1936), самого первого Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Владыка Антоний был с ним в Белграде, знал его, помнил его заветы. Митрополит Антоний (Храповицкий) был архипастырем любви, и наш владыка был продолжателем этого архипастырства любви. Он любил свою паству, своих священнослужителей, переживал их трудности и скорби вместе с ними.

http://pravoslavie.ru/141073.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «На восстановление единства Русской Церкви была воля Божия» 12.05.2017 501 Время на чтение 15 минут 17 мая 2007 года в Москве был подписан Акт о каноническом общении двух ветвей Русской Церкви - Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. О том, что предшествовало этому важнейшему в истории Русской Церкви событию, о первом визите делегации РПЦЗ во главе с Первоиерархом Зарубежной Церкви Митрополитом Лавром в Москву вспоминает протоиерей Серафим Ган - управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ и секретарь Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона, в те годы - член Комиссии РПЦЗ по переговорам с Московским Патриархатом, личный секретарь Митрополита Лавра. Меня сильно ударило в душу, когда я сообразил, что празднование 10-летия восстановления церковного единства будет отмечаться в год 100-летия начала эпохи гонений на Церковь и открытия Всероссийского Поместного Собора, во время которого был избран святитель Тихон Патриархом Московским и всея Руси. Ведь именно новомученики и исповедники Российские объединили нас! Вспоминаю наших дорогих старцев, отошедших уже в вечность и не заставших ни начала переговорного процесса между Отечественной Церковью и ее зарубежной частью, ни восстановления между ними полноты братского и молитвенно-евхаристического общения. Рукоположивший меня архиепископ Антоний ( Медведев ), ученик приснопамятного митрополита Антония (Храповицкого) и преемник святителя Иоанна (Максимовича) по Западно-Американской кафедре, у которого мой дед протоиерей Ростислав Ган был духовником, перед своей смертью обратился к истокам церковного разделения, как к трудам пострадавших священномучеников, так и к высказываниям основоположников Русской Зарубежной Церкви, дабы найти правильные церковные пути решения вопросов, создавших преграды между нами. На заседаниях Архиерейского Синода этот благостный старец, от юности возлюбивший Русскую Церковь, всегда подчеркивал необходимость обращать внимание на положительные явления в жизни возрождающейся на Родине Церкви и отмечать их как в посланиях, так и в определениях священноначалия. А это происходило в годы первоиераршества митрополита Виталия (Устинова), когда некоторые влиятельные лица внутри Русской Зарубежной Церкви всячески добивались того, чтобы она потеряла свойственное ей трезвомыслие. Так что некоторые «ревностные не по разуму» зилоты даже принимали на себя смелость называть владыку Антония, этого монаха старой, «Антониевской школы», аскета и молитвенника, «экуменистом», «сергианином», «еретиком» и т.д.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 8 февраля по приглашению приходской общины храма прп. Антония Сийского, расположенного на пустыре между улицами Ольги Форш и Демьяна Бедного в Калининском районе, верующие петербуржцы собрались на молебен о разрешении непростой ситуации. Дело в том, что рядом с небольшим деревянным храмом преподобного Антония община намерена построить комплекс подворья Антониево-Сийского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии – каменный храм и приходской дом с пристройками. Строительство благословили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. По сути, это – возрождение дореволюционной традиции: до 1917 года в столице располагалось десять подворий северных русских обителей.  Однако неожиданного противника эта идея встретила в лице главы администрации Калининского района Михаила Сафонова. Вот уже несколько лет приход не может добиться у него согласования вопроса о землеотводе. Михаил Сафонов, в свою очередь, регулярно предлагает этот земельный участок под строительство различным организациям. Отчаявшись получить ответ от Сафонова, верующие направили протестные письма к Президенту России Владимиру Путину, первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву и губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко. Богослужение 8 февраля возглавил настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников), специально приехавший из Архангельской области.   " Мы уповаем на Господа и надеемся на благополучное разрешение вопроса с землеотводом, - сообщил отец Трифон журналистам, - Мы ни в коем случае не против строительства спортивного комплекса, здоровье людей необходимо укреплять. Все здесь поместится: и спортивный комплекс, и подворье. Одно время, помнится, тут планировали бассейн построить. Так мы только рады были: ведь детишки, которые в бассейн будут ходить, к нам и в воскресную школу придут. И с этим спортивным комплексом, думаю, обязательно будем сотрудничать».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-09/4...

Архив Пн Завершился визит Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургскую митрополию 29 мая 2009 г. 22:17 Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургскую и Ладожскую епархию проходил с 27 по 29 мая. В аэропорту «Пулково», куда Патриарх прибыл специальным авиарейсом вечером 26 мая, Его Святейшество встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир , губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко и губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков. По прибытии в северную столицу Святейший Патриарх сделал краткое заявление для прессы . 27 мая, в день отдания Пасхи, Святейший Патриарх Кирилл в сослужении членов Священного Синода, а также сонма иерархов и духовенства совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. После богослужения Предстоятель возглавил крестный ход, который прошел от Исаакиевского собора к историческому зданию Святейшего Правительствующего Синода. Здесь Святейший Патриарх Кирилл совершил малое освящение восстановленного домового храма святых отцов семи Вселенских Соборов. Также Предстоятель осмотрел и освятил восстановленный зал заседаний Синода и Патриаршие покои. Днем 27 мая Предстоятель Русской Церкви  принял участие в церемонии открытия Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, которая расположена в комплексе исторических зданий Святейшего Правительствующего Синода и Сената. Возглавил церемонию Президент России Д.А. Медведев . В этот же день в историческом здании Святейшего Правительствующего под председательством Святейшего Патриарха  прошла летняя сессия Священного Синода Русской Православной Церкви. По завершении работы Синода вечером того же дня в домовом храме в честь святых отцов семи Вселенских Соборов исторического здания Святейшего Правительствующего Синода Святейший Патриарх Кирилл совершил наречение наместника Александро-Невской лавры архимандрита Назария (Лавриненко) во епископа Выборгского. 28 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры . За Литургией состоялась хиротония архимандрита Назария (Лавриненко), наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. После богослужения Святейший Патриарх совершил литию на могилах петербургских владык, погребенных на кладбище Александро-Невской лавры — митрополитов Никодима (Ротова), Антония (Мельникова) и Иоанна (Снычева).

http://patriarchia.ru/db/text/661011.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010