Закрыть itemscope itemtype="" > Северная деревня: от беспамятства к возрождению 22.08.2018 691 Время на чтение 4 минуты Езжу по историческим местам Архангельской области, накопились наблюдения. Не хочу ошибиться, но жизнь стала возвращаться в деревни, которые находятся на хороших дорогах. Люди с корнями в этих деревнях, переехавшие в Архангельск и Северодвинск, восстанавливают родовые дома или покупают и строят новые. Скорее это дачи, а не постоянное жилье, но это лучше, чем руины. Не хотелось бы, чтобы эта тенденция была сломана. Весной Собянин заявил, и его вступление есть на YouTube, что всем в России нужно съехаться в 5-7 агломераций - потому что «в деревне малопроизводительный труд». Значительная часть большого бизнеса разделяет эту точку зрения. К счастью, другую позицию занимают Путин и Медведев , говоря, что надо развивать территории. Но люди возвращаются, а социальные услуги из деревни уходят - больницы, школы и библиотеки исчезают. Что делать? Власти надо развивать мобильные и дистанционные формы образования и здравоохранения. Например, в деревне Лямце на беломорском побережье есть только начальная школа. Там нет мобильной связи, но есть интернет. Нужно принимать нормативные документы, позволяющие учиться дистанционно и приезжать в школу или институт на экзамены. Нужны автотрейлеры - стоматологические, рентгеновские и другие кабинеты на колесах. У меня покойный отец-рентгенолог объехал в рентген-вагонах всю область - почему сейчас их не стало? Второе наблюдение. Сейчас нет прямой связи между наличием храма и жизнью в деревне. В Кулое (Вельский район) стоит часовня, однако две трети домов - это руины, и один местный мужик убивает другого в бытовой ссоре. А в Кехте (Холмогорский район) нет церкви, но село зажиточное. В каждом дворе или трактор, или грузовая машина, дома свежевыкрашенные, асфальт, племенное хозяйство. Но местные, с кем говорил, не знают, что живут на родине святого основателя Сийской обители. Половина не знает, что их родник на окраине - источник преподобного Антония Сийского. Там грязь и гнилые доски. Красивейший обрыв к Двине изуродован свалками мусора. Может, это обратная сторона зажиточности?

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/23/se...

Иеросхимонах Александр, затворник Гефсиманского скита (1810–1878) Старец Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием Оптинским проходил одно послушание и вместе с ним ходил для духовного наставления к старцу Леониду. Эта духовная дружба не прекратилась и впоследствии: когда отец Александр принял старчество в Гефсиманском скиту, преподобный Амвросий нередко присылал к нему своих духовных чад на исповедь. Прожив в Оптиной пустыни, по смерти отца Леонида, еще несколько лет, будущий старец, по предложению преподобного Антония (Путилова, брата игумена Оптиной пустыни), перешел в его Николо-Черноостровский монастырь в городе Малоярославце Калужской губернии. Здесь он прожил пять с половиной лет и был сначала рясофорным, а затем и мантийным монахом, и при пострижении наречен Агапитом. В 1849 году отец Агапит, по совету своего товарища и побуждаемый нерасположением к нему братии, подал прошение о переходе в город Харьков. Там же он был рукоположен в иеродиакона, а через год – в иеромонаха и был назначен на должность эконома при архиерейском доме. На этом новом месте, при полной свободе, при больших доходах и других соблазнах, отец Агапит незаметно начал было свыкаться с жизнью, наполненной мирской суетности. «И вот, однажды, – рассказывал старец, – я подумал: прежде, когда я был послушником, у меня было тогда одно только желание спасти душу; а теперь, что я делаю? Леность мною начала обладать. И этого я убоялся; думаю: погибну от нерадения о своем спасении. Вскоре после этого я подал прошение об отпуске на богомолье и, получивши разрешение, отправился. Слышал я тогда, что близ Троице-Сергиевой лавры устроился скит Гефсимания, весьма удобный для безмолвия. Отправившись туда, я по дороге заехал на свою родину; взял с собою своего родителя Димитрия и с ним поступил в число братства Гефсиманского скита». Это было в 1851 году. Поступив в скит по благословению святителя Филарета, отец Агапит построил келью на пчельнике, по примеру Георгия, затворника Задонского , чтобы проводить жизнь свою в безмолвии. В 1858 году некоторые из старцев скита (среди них был и отец Агапит) перешли для большого безмолвия в глубь леса, где была вскоре выстроена церковь во имя Святого Духа Параклита, с приделом во имя святого Иоанна Крестителя Господня. На день Введения во храм Пресвятой Богородицы в Гефсиманском скиту отец Агапит принял пострижение великого ангельского образа – схиму и наречен опять Александром. Но архимандрит Антоний (Медведев) просил старца: «Отец Александр, прошу тебя, пожалуйста, перейди опять в скит, потому что в скиту осталась более молодежь, надо там поддерживать дух монашества» – и старец Александр, повинуясь своему духовному отцу, в 1861 году вернулся в скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Антоний Радонежский – †1877 Прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых Радонежских святых 16 октября 1998 г. Память празднуется 12/25 мая и 6/19 июля (Собор Радонежских святых) Деяние о канонизации наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева; в лике местночтимых преподобных в сонме Радонежских святых Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Проповедниками святого Евангелия на Руси в основном были иноки, поэтому и утверждение христианства в нашем Отечестве проходило под большим влиянием иноческих идеалов. Значительно место монастырей в просвещении русского народа. Монастыри воспитывали в своих стенах великих благовестников Христовых, которые своей самоотверженной миссионерской проповедью и бескорыстными трудами созидали Православную Русь. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I назвал монастыри духовными крепостями, “которые сосредоточивают в себе духовную защиту. Они лучшим образом свидетельствуют о благочестии народа. В них молятся Господу о мире всего мира, о благословении труда, о сохранении от всякой напасти, бед, искушений и испытаний”. Используя богатый опыт восточного православного монашества, русское иночество явило немало своих великих подвижников. В XIV веке в пределах Московского княжества просиял преподобный Сергий Радонежский. Им была основана Свято-Троицкая обитель. Служение преподобного Сергия Святой Церкви, отечеству и народу велико и многообразно. С его именем на Руси связано учреждение общежительного, киновийного монашества. В Лавру к преподобному Сергию как к неиссякаемому духовному источнику притекали и притекают многие и многие тысячи православных христиан. Как говорил профессор Московской Духовной академии Василий Осипович Ключевский , “для них уже нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Спросите любого из этих простых людей: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос, что он есть для них, далеких потомков XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Антоний (1792–1877) О том, что отец Антоний (Медведев) станет наместником Троице-Сергиевой лавры, ему предсказал преподобный Серафим Саровский : «Помысл Божий вверяет тебе обширную лавру». Известно, что ректор Московской духовной академии профессор протоиерей Александр Горский , глубоко его уважавший, обыкновенно называл преподобного Антония по обилию познаний «самородком», а по строго иноческой жизни – «аввой». Преподобный Антоний был духовным отцом святителя Филарета Московского . Святитель не только посылал для проверки к отцу Антонию некоторые из своих проповедей, но и обсуждал и свои личные дела, и дела, связанные с управлением епархии. По совету преподобного святитель Филарет отказался освящать Триумфальные ворота в Москве, на которых были изображения языческих богов. Это могло вызвать недовольство Государя, но преподобный сказал своему духовному сыну: «Помните, что вы епископ христианский, пастырь Церкви Христовой, которому страшно одно – разойтись с волею Иисуса Христа». Наместником Сергиевой лавры преподобный Антоний был назначен 23 февраля 1831 года. За сорокашестилетнее наместничество он привел обитель преподобного Сергия к процветанию. Но главное, о чем заботился отец Антоний – это духовная сторона иночества. Он устроил Гефсиманский скит; где позднее просияли великие старцы. Устав для скита был заимствован частью из афонских, частью из молдавских монастырей, и руководителями иноческой жизни приглашены были питомцы монастырей, основанных преподобным Паисием Величковским . Для возбуждения и поддержания духа истинного монашества, отец Антоний собирал переводы аскетических сочинений преподобного Паисия Величковского . Он также помогал оптинским инокам в издании полезных для иночества книг. По поручению святителя Филарета отец Антоний просматривал перевод творений преподобных Исаака Сирина и Иоанна Лествичника , когда их готовили к изданию в Московской духовной академии. Получив записки о жизни и наставлениях игумена Назария Валаамского, он просил профессора Московской духовной академии Петра Симоновича Казанского отредактировать их для печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Варнава Гефсиманский (1831–1906) На монашеский подвиг преподобного Варнаву благословил старец Геронтий, подвизавшийся в Зосимовой пустыни, что близ Нарофоминска. Среди множества посетителей, искавших совета и руководства в жизни, старец Геронтий особенно полюбил и приблизил к себе богобоязненного юношу Василия (так звали преподобного Варнаву в миру), нередко подолгу оставляя его у себя для беседы. Под влиянием этого опытного в духовной жизни старца в юном Василии возникла и постепенно созрела мысль отречься от мира и всех его суетных, скоропреходящих радостей. В 1851 году двадцатилетний Василий оставил суетный мир, получив родительское благословение на новую жизнь, и удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского. Вслед за учеником своим в обитель прибыл и наставник его – отец Геронтий, пожелавший окончить свой иноческий путь у мощей преподобного Сергия. Здесь он принял схиму с именем Григорий. Но только один месяц Василий и старец-наставник прожили вместе, в одной обители. Множество братии и тысячи богомольцев не давали юному ревнителю благочестия и подвижничества наслаждаться уединением, которого так искала его душа. Вследствие этого Василий, по благословению своего старца и с разрешения наместника лавры преподобного Антония (Медведева), перешел в Гефсиманский скит. Здесь среди многих подвижников перст Божий указал ему духовного руководителя в лице монаха Даниила, у дверей кельи которого постоянно толпился народ, жаждущий слова истины из уст праведника-прозорливца. Юный Василий всем сердцем прилепился к нему, совершая дело послушания ради Господа. Уроженец Вятской губернии, монах Даниил почти двадцать лет подвизался отшельником в уединенной келье в глубине леса, окружающего Гефсиманский скит. По внешнему виду это был высокий старец, в белом подряснике, поверх которого надевалась полумантия. С виду он казался весьма суровым. Действительно, он был таковым, то есть строгим и немилостивым, но только по отношению к себе; по отношению же к другим и в обращении с посетителями, от которых большей частью уклонялся, он всегда был добр, кроток и снисходителен. В скиту он был известен как строгий подвижник и постник. Старец Даниил, скрывавший под видом юродства дар прозорливости, своим примером и вообще всей своей личностью имел нравственное влияние на послушника Василия – будущего старца Варнаву, оставил глубокий след во всей его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скит Святаго Духа Утешителя Параклита ЖМП 11 ноябрь 2023 /  5 января 2024 г. 15:00 К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь» К БИОГРАФИИ АРХИМАНДРИТА ПАИСИЯ (ЛАРИНА), НАСТОЯТЕЛЯ ПУСТЫНИ СВЯТАГО ДУХА ПАРАКЛИТ В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-bepcuя . За алтарем Вознесенского храма города Спасска Рязанской области есть скромная могилка. Крест из металлических полос с незатейливыми арматурными завитушками, в овале — фото старца в монашеских одеждах. Архимандрит Паисий — это все, что сообщает надпись на кресте. Между тем рязанское духовенство, служившее во времена «укромные, теперь почти былинные», знало отца Паисия и помнило его могилку. Один из насельников Иоанно-Богословского монастыря города Рязани вспоминает, что, когда он приехал с архимандритом Авелем 1 служить в Спасск, тот ему сразу показал могилку и сказал, что отец Паисий — последний настоятель Параклита. Это было в 1991 году. Потом каждый год с отцом Авелем он ездил в Спасск и всегда заходил на могилу архимандрита Паисия поклониться. Будущий архимандрит, в миру Петр Петрович Ларин, родился 18 ноября 1869 года в деревне Савин-Корь (Савина, Савинково) Тырновской волости Пронского уезда Рязанской губернии 2 . В списке населенных пунктов 1859 года Савин-Корь (Савина) числится как казенная деревня, то есть крестьяне имели статус государственных. Расположена «при колодце», «по левую сторону Пронского тракта, из г. Пронска в г. Рязань». В то время там насчитывалось 20 дворов, где проживало 85 мужчин и 80 женщин. Центр уезда располагался в 30 километрах 3 .

http://e-vestnik.ru/analytics/165_letiyu...

Старец чудный, старец дивный. К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Сборник проповедей Источник Господь для того и воздвигает нам святых угодников, чтобы мы подражали их жизни. Не для них самих прославил их Господь, а для нас, чтобы и мы стремились к истинной славе святых. Они – как светильники среди темной ночи, указывающие нам пути и в сей, временной, жизни и в будущую жизнь. Архимандрит Кирилл (Павлов) От издательства В книгу вошли избранные места из проповедей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому, двух выдающихся подвижников современного Православия – духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) и духовника Московской Духовной Академии и семинарии архимандрита Тихона (Агрикова) 1 . Произнесенные в разное время и на разные церковные праздники, они едины в духе великой любви к святому Сергию, Игумену всея Руси. В конце книги содержится пересказ Жития угодника Божия. Краткий пересказ Жития достохвального и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, подготовлен специально к 700-летию со дня рождения Преподобного на основе двух древнерусских редакций, созданных в разное время тремя авторами – Епифанием Премудрым , Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным (перевод на русский язык М.Ф. Антоновой, Д.М. Буланина, Л.П. Медведевой). Также использованы редакция Жития, написанная святителем Димитрием Ростовским , собрание «Монастырских писем» преподобного Антония Радонежского и другие поздние свидетельства о посмертных чудесах святого Сергия. Архимандрит Кирилл (Павлов) По примеру любви Божией Подражайте вере их Святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам сказал: Писать вам... для меня не тягостно, а для вас назидательно 2 . Поэтому и трудился он не переставая в деле благовествования слова Божия, зная происходящую от этого пользу для слушающих христиан. А мы с вами для взаимного назидания много говорим о преподобном Сергии, чтобы воспоминанием о его святой жизни и подвигах его усвоить себе черты и правила нравственной жизни подвижников и этим правильным путем шествовать на земном нашем поприще и постепенно восходить от земли на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Сын богатых и благочестивых земледельцев Двинской волости, Андрей (мирское имя Антония), научившись грамоте и иконописанию, не имел охоты к трудам земледельческим: любым занятием его были иконописание и молитва . По смерти родителей, раздал свою часть нищим и отправился в Пахомиеву пустынь на р. Кену. Блаж. Пахомий, облекши его в иноческую одежду, держал его в своей келье. Это было в 1508 году. Удостоенный иерейства, один совершал он служение на храме (другого иеромонаха не было) и вместе с тем ходил на работы наравне с прочими; здоровье его было так крепко, что мог он трудиться на двоих. По любви к пустынному уединению, с благословения игумена, оставил он Пахомиеву пустынь и с двумя братьями Александром и Иоакимом отправился на реку Шелексну; здесь избрано место для пустынной жизни, поставлен небольшой храм св. Николая и несколько келлий. Там подвижники прожили семь лет; потом, теснимые соседними жителями, ушли еще далее на север. В глухом севере, зверолов показал пустынникам место удобное для пустынной жизни – Михайлов остров, окруженный глубокими озерами и омываемый с одной стороны рекою Сиею. Место было совершенно дикое – тундра и лес, озера и чащи «непролазные»; оленей, лисиц, медведей, волков множество, и только по временам звероловы заходили сюда, гоняясь за зверем, но еще не обитал здесь человек. Антоний поставил тут часовню и для себя с братиею хижину. Это было в 1520 году, на 42 году жизни Антониевой. Когда число учеников умножилось, двое старших из числа братии, Александр и Исаия отправились в Москву испросить у в.к. Василия дозволение занять дикое место пустынною обителью, и получена грамота. Тогда построили обширный деревянный храм св. Троицы. Местный храмовой образ написан был самим Антонием и с молебным пением поставлен в иконостасе. Однажды, после утреннего пения, оставили в храме незагашенную свечу; храм объят был пламенем, когда вся братия были на работе с Антонием; весь храм и вся утварь сгорели; осталася только Антониева икона св. Троицы. Построен новый храм и другой теплый при трапезе. По общей просьбе братии, Антоний принял звание игумена, но продолжал быть примером любви к труду. Передав управление обителью ученику своему

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В Московскую духовную академию передадут почти 27 тыс. книг из папских университетов Рима и библиотек Италии 19 октября, 2011. Новостная служба Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый С.Медведевой, принял активное участие в поиске этих книг, а также в реконструкции библиотеки Московской духовной академии. «Ее восстановление как одного из важнейших духовно-нравственных и культурных центров России имеет большое значение», — убеждена супруга главы государства. 19 октября. ПРАВМИР. Каталог на 26 739 книг из различных библиотек Северной Италии и папских университетов Рима передан Московской духовной академии супругой президента России Светланой Медведевой. «Эти книги по истории религии, теологии, философии были собраны представителями Московской духовной академии в разных уголках Италии», — сказала она во время передачи сертификата ректору православной академии архиепископу Евгению. Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый С.Медведевой, принял активное участие в поиске этих книг, а также в реконструкции библиотеки Московской духовной академии. «Ее восстановление как одного из важнейших духовно-нравственных и культурных центров России имеет большое значение», — убеждена супруга главы государства. Она напомнила, что в марте состоялось открытие Русского культурного центра в Венецианском университете Ка Фоскари. «Тогда библиотекарь Марчианской библиотеки от лица секретаря по христианскому единству, главного дарителя кардинала Курта Коха передал нам сертификат на книги», — отметила С.Медведева. Сейчас они находятся в Тарквинии, в древней церкви Святого Антония. После каталогизации книг их привезут в Россию, и они будут храниться в библиотеке Московской духовной академии. «Мне очень приятно, что среди выбранных книг есть не только богословские, но и светские. Воспитывая наших детей, очень важно опираться на традиции и опыт предыдущих поколений, на духовные основы православия, и здесь большая роль принадлежит Русской православной церкви», — сказала Медведева.

http://pravmir.ru/v-moskovskuyu-duxovnuy...

Новости 21 июля, 2009 ФИФА запретила футболистам-христианам молиться на поле Болельщики обвинили руководство Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) в двойных стандартах из-за политики по отношению к верующим игрокам. 21 июля, 2009 Патриарх Кирилл и Светлана Медведева поклонились мощам преподобной Евфросинии Московской Супруга президента РФ Светлана Медведева молилась за патриаршим богослужением, которое состоялось в понедельник, в день памяти преподобной Евфросинии Московской, в Архангельском соборе Московского Кремля. 20 июля, 2009 Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной Саввы Ямщикова В связи с кончиной председателя Ассоциации реставраторов России, искусствоведа и публициста Саввы Ямщикова Предстоятель Русской Православной Церкви направил соболезнования супруге покойного Валентине Ямщиковой. «Савва Васильевич был наделен от Бога многими талантами. Будучи одним из корифеев отечественной реставрации, он внес огромный вклад в сохранение памятников российской культуры. Благодаря его многолетним трудам удалось возродить к жизни сотни […] 20 июля, 2009 Власти Москвы могут нарушить данное Патриарху обещание о строительстве храмов Генеральный план Москвы до 2025 года не содержит исполнения поставленной Святейшим Патриархом задачи: один храм как минимум на 10 тысяч человек, то есть православный храм в каждом микрорайоне Москвы. 20 июля, 2009 Молодежный трудовой отряд работает в пещерном монастыре в Белгородской области Православный трудовой отряд «Святое Белогорье» 10 июля начал работу в Свято-Троицком Холковском мужском пещерном монастыре, который находится на востоке Белгородской области. 10 июля, 2009 В Любече нашли пещеру св. Антония Печерского Как сообщает сообщает РИСУ,  пещера св. Антония, которая находится в городе Любечив,  была найдена 8 июля  групой археологов под руководством заведующего отделом научных исследований пещер и достопримечательностей археологии Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». Это пещера была выкопана неизвестным монахом в 1692 году  над Днепром в память об Антонии Печерском. В 1920 году эту пещеру разрушили. […]

http://pravmir.ru/category/news/page/582...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010