Сопротивлявшиеся переходу в раскол не только попадали под давление властей, но и подвергались прямому насилию. 16 авг. 1992 г. сторонниками УПЦ КП в райцентре Бородянка за отказ перейти в УПЦ КП в собственных домах были избиты благочинный Бородянского округа прот. Виктор Талько и настоятель Микуличского прихода иерей Николай Гнидец (Там же. Д. 648. Л. 165). 30 авг. 1992 г. сторонники УПЦ КП ворвались в дом к благочинному Васильковского округа прот. Алексию Таранову, к-рого также избивали и запугивали, принуждая к переходу в раскол (ГА Киевской обл. Ф. 5571. Оп. 1. Д. 117. Л. 15-21). 4 сент. 1992 г. власти передали УПЦ КП принадлежавший Киево-Печерскому заповеднику Феодосиевский храм на Печерске, на к-рый еще с нач. 1992 г. претендовала община УАПЦ. Передача храма состоялась по согласованию между Фондом гос. имущества Украины и директором музейного объединения «Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 644. Л. 116). В окт. того же года общине УПЦ КП передали Михайловскую ц. Выдубицкого мон-ря. Тогда же УПЦ КП получила ц. Николы Набережного на Подоле, но здесь власти столкнулись с сопротивлением со стороны настоятеля Степана Яремчука, к-рый, несмотря на давление со стороны Денисенко и Масендича, не стал перерегистрировать статут общины с УАПЦ на УПЦ КП, а в 1995 г. официально перешел под управление главы УАПЦ Димитрия Яремы. 8 сент. 1992 г. решениями «синода» УПЦ КП открыты Феодосиевский муж. мон-рь в Киеве, настоятелем к-рого стал Антоний Масендич, он же возглавил и Покровский муж. мон-рь в с. Пархомовка Володарского р-на Киевской обл. Также был открыт Рождество-Богородичный жен. мон-рь УПЦ КП «на территории Киевского епархиального управления» (т. е. в ограде Феодосиевского муж. мон-ря). 9 сент. 1992 г. был зарегистрирован устав Киевской епархии УПЦ КП. Тогда же регистрируется и «Киевская митрополия УПЦ КП». Т. о., в УПЦ КП в 1992-1993 гг. существовали сразу 3 параллельные управляющие структуры: «Киевская Патриархия УПЦ КП» (управление которой делили Денисенко как зам. «патриарха» и Масендич как управляющий делами), «Киевская митрополия УПЦ КП» (к-рую возглавлял Денисенко как «митрополит Киевский и всея Украины») и «Киевская епархия УПЦ КП» (к-рую возглавлял Масендич, представленный в документах как «управляющий делами Киевской епархии УПЦ КП»). В окт. 1992 г. Киевская гор. администрация потребовала от Денисенко освободить «церковный дом на Пушкинской» (его служебную резиденцию, бывш. здание Украинского Экзархата). В ответ Денисенко 28 окт. 1992 г. потребовал передать этот дом в собственность УПЦ КП, угрожая силовым противостоянием и кровопролитием. После долгих дискуссий Киевский горсовет принял постановление от 1 июля 1999 г., которым безвозмездно передал 2 здания Украинского Экзархата в собственность УПЦ КП.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

История совр. Киевской епархии УАПЦ начинается в 1990 г. Уже на Пасху 1990 г. УАПЦ имела в Киеве 2 храма: Покровскую ц. на Подоле и Михайловскую ц. при Музее народной архитектуры в Пирогове (в черте Киева). Управляющим Киевской епархией УАПЦ считался «митрополит» Иоанн Боднарчук. На собрании 2 окт. 1990 г. образована Киевская епархиальная рада УАПЦ, которая избрала своим новым председателем «епископа» Владимира Романюка, к-рый и был в 1990-1992 гг. фактическим главой Киевской епархии УАПЦ (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 545. Л. 124-128). 17 окт. 1990 г. председатель парламента Украины Л. М. Кравчук поручил Совмину Украинской ССР подготовить документы по передаче УАПЦ митрополичьих палат Софийского собора, Андреевской ц. и Иоанно-Богословской трапезной ц. Златоверхого Михайловского мон-ря (2 последних архитектурных памятника были переданы в 1991 в пользование общин УАПЦ). В сент. 1990 г. общине УАПЦ был передан Притиско-Никольский храм на Подоле, в 1991 г. УАПЦ получила Покровскую ц. на Подоле и часовню бывш. Шулявского кладбища, где был обустроен Иоанно-Предтеченский храм в микрорайоне Отрадный. На 1 янв. 1992 г. в Киеве было 11 зарегистрированных общин УАПЦ, в Киевской обл.- 13, в Черкасской обл.- 3 общины. 24 марта 1992 г. общине УАПЦ был передан бывш. Казанский храм в Борщаговке, который впосл. был переименован в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Все они составляли Киевскую епархию УАПЦ, к-рой управлял Антоний Масендич («хиротонисан» осенью 1990, с июля 1991 «архиепископ» Вышгородский и Сечеславский, с 25 янв. 1992 «митрополит» Переяславский и Сечеславский; с 1 дек. 1990 управляющий делами «патриархии» УАПЦ). «Патриархия» УАПЦ разместилась в зданиях на территории Златоверхого Михайловского мон-ря. Именно Масендич и Романюк в июне 1992 г. готовили объединение с УАПЦ УПЦ КП, их «повторные архиерейские хиротонии» были тайно совершены Денисенко, т. к. архиерейские хиротонии, полученные в УАПЦ, были признаны им недействительными (при этом иерейские признавались действительными).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

" Митрополит " Антоний Масендич. Соучредитель УПЦ-КП. Без ведома " патриарха " УАПЦ Мстислава в 1992 году соединился с расстриженным в монахи Филаретом и украденной им кассой УПЦ, организовал раскольничью УПЦ-КП. Но уже через два года, вместе с другими автокефальным епископами, выступил с обращением к украинскому народу о том, что " Филарет ведет людей к вечной погибели " . Пережив (по его словам) два покушение на свою жизнь бежал в Россию, захватив компромат (они его добыли вместе с Романюком) на Филарета (о работе в КГБ). Принес покаяние в РПЦ, был отправлен служить на Алтай. Компромат забрал с собой. Все ждали от него сенсационной книги разоблачений филаретовства. Однако Масендич в 2001 году скоропостижно скончался на 41-ом году жизни. " Митрополит " Яков Панчук. Единственный украинский православный архиерей, который поддержал, будучи викарным епископом, изгнанного из УПЦ Филарета. Стал у него " митрополитом " . В 2004 году приезжал в Почаевскую Лавру прощаться со своим умирающим духовником, которому пообещал вернуться в каноническую Церковь. Постоянно мучился пребыванием в расколе. Через несколько месяцев после поездки ему стало плохо в резиденции Филарета на улице Пушкинской, откуда " скорой помощью " был доставлен в больницу Феофании. Скончался в приемном покое больницы. Бежавшие от Филарета деятели убеждены, что Панчук, как и Романюк, был отравлен. " Митрополит " Львовский Андрей Горак. Архиепископ УПЦ. В 1992 году был заблокирован во Львове националистами и принужден к переходу в филаретовский раскол. Православной Церковью был лишен всех степеней священства. Много раз пытался с покаянием вернуться в лоно канонической Церкви. Однажды его в Киеве отловили уже по дороге в Лавру и отвезли во Львов. 27-28 июля 2010 году, во время визита в Киев на владимирские торжества Святейшего Патриарха Кирилла и высших иерархов Поместных Православных " митрополит " Львовский УПЦ-КП Андрей Горак и " архиепископ " Дрогобычский Феодосий Пецына УАПЦ должны были в пример и назидание своим собраться по расколам вернуться в лоно канонической Православной Церкви – УПЦ. О чем они договорились со священноначалием УПЦ и РПЦ. Однако неожиданно в июле у обоих обострились болезни. " Митрополит " Андрей Горак скончался 5 июля на 65-ом году жизни, а " архиепископ " Дрогобычский Феодосий – 23 июля, скоропостижно, в собственном автомобиле, на 51-ом году жизни. Одному для возвращения в Церковь Христову не хватило недели, другому – три.

http://religare.ru/2_107135.html

- Руководитель УАПЦ Макарий Малетич говорит о давлении на него не со стороны политиков, а со стороны властей, которые требуют объединения. Зачем это им? - У нас религией занимается министерство культуры, и отношение к расколам соответственное - как к театрам. И вот две труппы служителей Мельпомены решили соединить в одну. Хотя здесь демократический прогресс налицо. Когда в первый раз создавали " единую поместную церковь " , то КГБ-СБУ просто загнало всех автокефальных епископов к Филарету, грозили даже убить. Антоний Масендич, руководитель УАПЦ в Украине, трижды пытался бежать, но был отловлен. А патриарх УАПЦ Мстислав Скрипник, живший в США, лишь через неделю узнал, что его церковь ликвидирована, а он - руководитель другой, " поместной церкви " . Правда, тогда предлагали не только кнут, но и пряник - 4 миллиарда рублей церковной кассы УПЦ, которые украл Филарет. Огромные деньги! - Искусились? - Не все. Оказалось, что вся эта " поместная церковь " , которая называлась сначала УАПЦ-КП, потом УПЦ-КП, была лишь ширмой для ограбления УПЦ и присвоения ее финансов Филаретом. Масендич, " соучредитель " поместной церкви, жаловался мне, что Михаил Антонович - редкий жмот, они не получили ни копейки, а самому соучредителю досталась лишь какая-то старая поломанная панагия. А Мстислав, не мудрствуя лукаво, " за сговор с Филаретом " отлучил от своей церкви всех бывших соратников, а также обратился к руководителям державы и в генеральную прокуратуру с требованием организаторов " поместной церкви " привлечь к уголовной ответственности за содеянный правовой беспредел. УПЦ, кстати, тоже выступила с обращением к народу и президенту о том, что под видом " поместной церкви " произошло ограбление УПЦ, присвоение одним человеком имущества и средств, которые православные годами жертвовали Церкви. - И чем ответила власть? - Погромами и захватами православных храмов на Волыни, которые под прикрытием милиции осуществляли УНА-УНСО и боевики нардепов Червония и Поровского. А УАПЦ вообще лишили регистрации, она перешла на нелегальное положение. Ее восстановили года через три, уже при Кучме. С Мстиславом поступили просто по-свински. Он был неординарной личностью, с любопытной биографией: полтавчанин, офицер царской армии, племянник Петлюры, его адъютант, участник гражданской войны, рассказывал, что играл на киевских подмостках, даже Лермонтова нам декламировал. Мстислав был сенатором довоенного польского сейма, затем стал на религиозную стезю, сотрудничал с фашистами на оккупированной Украине и при них же сидел в тюрьмах. А затем был духовным лидером украинской националистической диаспоры. Он добился того, чтобы националистическое правительство в изгнании передало свои полномочия первому президенту независимой Украины - Кравчуку. Кравчук до этого был членом политбюро и главным идеологом Компартии Украины, поэтому диаспора не хотела его признавать, но, говорят, Мстислав настоял. Его носили на руках, а после того, как он объявил " поместную церковь " аферой, попал в немилость.

http://pravoslavie.ru/80259.html

Подавляющее число верующих К. е. отнеслось к действиям митр. Филарета крайне негативно: в большинстве храмов прекратилось поминовение главы Украинской Православной Церкви за богослужением. 27 мая 1992 г. на Архиерейском Соборе в Харькове епископы УПЦ приняли решение о смещении Филарета с поста митрополита Киевского и всея Украины с запрещением в служении. 11 июня 1992 г. Архиерейский Собор РПЦ постановил извергнуть митр. Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире, а также считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митр. Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая того же года, незаконными и недействительными. 25-26 июня 1992 г. при поддержке властей Украины состоялся «Всеукраинский собор», к-рый провозгласил «объединение УПЦ и УАПЦ в одну церковь, УПЦ КП». 10 июля 1992 г. Денисенко и Антоний (Масендич) подали на регистрацию устав УПЦ КП, представляя его как новую редакцию устава УАПЦ, переименованной в УПЦ КП. Попытка Совета по делам религий поставить под сомнение легитимность этого «преемства» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 648. Л. 55, 94) привела к отставке его руководящего состава. Уже 12 авг. Совет возглавил бывш. депутат Верховной рады Украины А. Л. Зинченко, к-рый сформировал новое «профиларетовское» руководство Совета, а также отдела религий Киевского горсовета. Любая критика УПЦ КП со стороны канонического духовенства расценивалась ими как «откровенная антиукраинская пропаганда» (из отчета Зинченко на имя премьер-министра В. П. Фокина от 7 авг. 1992 г.- Там же. Д. 644. Л. 94, 108). Также Зинченко сообщал, что в разговоре с ним Филарет Денисенко и Антоний Масендич изъявили согласие подписать предложенный им текст меморандума «Основные принципы согласия между руководством УПЦ КП и УГКЦ», чтобы положить конец взаимным конфликтам, в целях объединения усилий для борьбы против УПЦ; впрочем, из-за отказа греко-католиков подписание меморандума не состоялось.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Так закончил жизнь первый патриарх «правдивой церкви». Второй – Романюк – пытался запретить Филарета, обращался в УБОП с просьбой защитить его от Филарета, помочь найти сокрытую за рубежом церковную казну – и был придушен неизвестными реаниматорами на скамейке Ботсада. Сами же автокефалисты-учредители УПЦ-КП во главе с Масендичем, принявшие Филарета, уже через полтора года выступили с покаянным обращением к народу, в котором заявили, что они и сами безблагодатные самозванцы, и стали ширмой для финансовых аферистов во главе самозванцем М. Денисенко, который ведет людей «к вечной погибели». После этого разоблачения они бежали от СБУ и Филаретова гнева из Украины, куда глаза глядят. И боялись не напрасно, потому что все, кто возражал Филарету или боролся с ним в его «правдивой церкви» (Мстислав, Романюк, Боднарчук, тот же, Масендич, Горак и т.д.), оказывались неправы, и земля очень быстро становилась им пухом. Кроме того, Филарет еще и банально «кинул» принявших его автокефалов: никаких обещанных 4 миллиардов они от него так и не получили, Масендич жаловался, что жмот-Филарет дал ему лишь какую-то старую поломанную панагию. Понятно, что ни одна не только церковь, но церковная организация таким образом создаваться не может. Генеральная прокуратура дважды (в 1993 и 2002 годах) выносила протесты, снимающие УПЦ-КП с регистрации как незаконно созданную, паразитирующую на чужой собственности организацию. Однако президент Кравчук, а затем и президент Кучма не давали восторжествовать законности. Протесты до сих пор не исполнены властью. Ни Мировое Православие, ни Римско-католическая Церковь – никто, кроме нашей коррумпированной до корней волос державы, не признает филаретовский раскол христианской церковью и никогда не признает. Константинопольский Патриарх Варфоломей еще в 1993 году на пальцах объяснял посланнику Кравчука вице-премьеру Николаю Жулинскому: «Такой институции, как УПЦ-Киевский патриархат, в христианстве не существует, а Филарета никто не считает епископом». И уже почти четверть века все, без исключения, Предстоятели Поместных Православных Церквей растолковывают это нашим высшим сановникам и президентам.

http://radonezh.ru/analytics/kak-filaret...

Вполне патриотичным был и правовой беспредел власти против Церкви в независимой державе. Кравчук объявил, что не признает Харьковский Собор, тоже сделал спикер Верховной Рады Иван Плющ, протащивший через президиум соответствующее заявление. Это было грубым нарушением Конституции и Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Какое дело им было до отделенной от государства Церкви? Коли Собор нарушил закон или ущемил чьи-то права, то на это должна была реагировать прокуратура, решение должен принимать суд. Но ни в прокуратуру, ни в суды никто не обращался. Дальше – больше. По приказу власти боевики УНА-УНСО захватили Владимирский кафедральный собор и резиденцию Киевских митрополитов на Пушкинской и забаррикадировались, чтобы не допустить их передачи новоизбранному предстоятелю УПЦ. Они же попытались захватить Лавру, устроив в ней погром. СБУ, в свою очередь, пыталась снять Митрополита Владимира с поезда, не пустить в Киев. Ей же была поручена операция по ограблению УПЦ. Тогда в Украине уже была зарегистрирована малочисленная, неканоническая, очень политизированная, объединенная ненавистью к Филарету и весьма русофобская УАПЦ (автокефальный раскол). Она была объединена тоже с неканонической православной церковью в американской диаспоре (110 общин), которую возглавлял «патриарх» Мстислав Скрипник, известный деятель националистов. Он проживал в Бавн Бруке (США), а в Украине его замещал «митрополит» Антоний Масендич. К нему и нагрянули нардепы и эсбэушники с «заданием Кравчука»: принять в свои ряды Филарета с церковной кассой УПЦ в 4 млрд. рублей, резиденцией киевских митрополитов и Владимирским собором. Масендич встретился с Филаретом, который сразу обратился с главным патриотическим вопросом: «Если я переведу на ваши счета деньги УПЦ, где гарантия, что вы у меня их не отнимете?» Масендичу приказали созвать автокефальных «епископов» на совещание, не говоря о цели оного, чтобы не было скандала. Понимая, в какую аферу его втягивают, он пытался трижды бежать из Киева, но всякий раз эсбэушники его отлавливали и, угрожая убить, заставляли выполнять задание. Из 13 автокефальных «епископов» прибыли восемь, пришли нардепы-комсомольцы Червоний, Поровский, униатка Скорик, генерал СБУ Бурлаков. Несмотря на шантаж и угрозы, трое из восьми плюнули и в гневе покинули собрание, остальных поволокли к Филарету – «объединяться».

http://pravoslavie.ru/73344.html

Включали они в себя почти всегда лишь по нескольку человек активистов «Руха» из числа выходцев из Галичины или представителей националистической интеллигенции. Многие и вовсе числились только на бумаге приверженцев УПЦ КП где-нибудь в Луганской области найти было трудно, а директиву из Киева местным властям выполнять приходилось. Увеличивал Филарет число своих приходов и методом захвата храмов у канонической УПЦ. Боевики Корчинского и Витовича, «казачки» Червония и прочий полууголовный-полунацистский элемент стали главной опорой Филарета, а «духовником» их числился лже-епископ Володимир Романюк, будущий «патриарх Киевский». По его и Филарета «благословению» началась настоящая вакханалия насилия. Личное участие в захватах соборов в Луцке, Ровно и многих других городах принимали все те же депутаты Поровский, Гудима, Червоний и прочие c.29]. В Луцке в ходе автокефалистских бесчинств в 1992 г. многие храмы оказались просто разграбленными. В Ровно Червоний при помощи своих «казачков» развязал настоящий террор против канонической православной епархии. В течение всего лета верующие с огромным трудом отбивали натиск автокефалистов, которым удалось захватить здание епархиального управления. Представители власти бездействовали, а раскольники и боевики штурмовали на их глазах кафедральный Воскресенский собор 61], который в итоге удалось отобрать у православных верующих. «Митрополит Переяславский и Сичеславский» Антоний (Масендич) также лично принимал участие в штурме многих храмов, принадлежавших УПЦ. Так, он, например, возглавлял кампанию по захвату православных храмов на Волыни. В августе 1992 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, Антоний (Масендич) вместе с несколькими «архиереями» УПЦ КП, сопровождаемый боевиками УНА-УНСО, прибывшими на военной технике (той самой, из немецкой гуманитарной помощи), нагрянул в недавно открытый Зимненский Успенский Святогорский монастырь в окрестностях Владимира-Волынского. «Иерархи» вошли прямо в собор, где шла служба отмечали престольный праздник обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

По заданию Кравчука, кагэбэшники- эсбэушники организовали ему встречу с Филаретом. Масендич говорит, что первый и главный вопрос, который ему задал Филарет, звучал так: «Если я переведу на ваши счета деньги УПЦ, где гарантия, что вы их у меня не отнимете?» Понимая, в какую аферу его втягивают, перепуганный Масендич трижды пытался бежать из Киева, но всякий раз его отлавливали эсбэушники и под угрозой смерти заставили выполнять «поручение президента Кравчука»: не ставя в известность Мстислава, созвать автокефальных «епископов» и принять в свои ряды Филарета. Он так и сделал. Приехало восемь «епископов», чекисты и нардепы поставили перед ними задачу, пообещали 4 миллиарда из украденной Филаретом церковной казны УПЦ. Три «архиерея», несмотря на шантаж, плюнули и с гневом покинули собрание, остальных во главе с Масендичем поволокли на Пушкинскую к Филарету «объединяться». Там горстка аферистов объявила себя «собором», создавшим «правдивую церковь» – УАПЦ-КП (затем «А» куда-то пропала) с «патриархом Мстиславом» во главе, Филаретом в замах, Масендичем в управделами. Мстислав лишь через неделю узнал о «соборе», о том, что у него появился заместитель Филарет. Он пришел в крайнее негодование, прибыл в Украину, за сговор с расстриженным Филаретом отлучил от УАПЦ своих бывших сподвижников, обратился в Генпрокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности всех организаторов УПЦ-КП. Сегодня Филарет говорит, что Харьковский Собор незаконный, поскольку он его не созывал, а Мстислав-то свой «собор», принявший Филарета и «вернувший» ему сан митрополита, созывал? Да и как могли вернуть Филарету сан бывшие священники, самим Филаретом запрещенные? С таким же успехом Тернопильский с Поровский могли возвести его в митрополиты, не выходя из Феофании. Филаретовцы же посмеялись-поиздевались над Мстиславом по полной, дескать, у нас тут «соборноправие», и патриарх должен слушать нас, а не наоборот. Униженный, оскорбленный, ограбленный (его в последний приезд еще и обворовали до нитки) племянник Петлюры и духовный лидер украинских националистов в диаспоре отправился за океан, где и умер.

http://radonezh.ru/analytics/kak-filaret...

Более того, они осознавали, что слишком «национально сознательная» позиция деятелей УАПЦ может привести к узкой локализации раскола на Западе Украины, тогда как альянс с Филаретом обещал более активное продвижение на Восток. Вместе с тем, противники Филарета внутри УПЦ КП полагали, что если «Киевский патриархат» возглавит столь одиозная фигура, как Денисенко, то это отвернет от УПЦ КП многих ее сторонников в Галичине. В том, что подобное может случиться, убеждало не только воссоздание УАПЦ под руководством Яремы, но и отказ украинцев диаспоры после смерти Скрипника оставаться в юрисдикции УПЦ КП или УАПЦ. Автокефалисты США быстро убедились в том, что пресловутый «Киевский патриархат» на деле стал орудием в руках политических дельцов и коррумпированных элементов, а потому отказавшись от громкой патриаршей титуляции, избрали преемником Скрипника над раскольничьими американскими приходами «митрополита» Константина. Оппозицию Филарету внутри УПЦ КП фактически возглавил «митрополит» Антоний (Масендич), который, возможно, тоже имел свои собственные планы в отношении «патриаршества». Во всяком случае, на «соборе», избиравшем нового «предстоятеля» УПЦ КП он выступил с предложением понизить возрастной барьер для кандидатов в «патриархи Киевские»: «митрополиту Сичеславскому» тогда было лишь 32 года, а по уставу УПЦ КП возглавить ее мог только «архиерей» не моложе, чем сорока лет Разрыв между бывшими союзниками и творцами УПЦ КП Антонием и Филаретом стал очевиден для всех. Но несмотря на поддержку депутатов и председателя Совета по делам религий Зинченко, Филарет не смог стать «местоблюстителем». Антоний (Масендич) прямо тогда заявил ему, что это будет чревато выходом из УПЦ КП галицких епархий, которые не хотят иметь Филарета «патриархом» Ради сохранения с таким трудом созданного «патриархата» Денисенко согласился на избрание «местоблюстителем» Володимира Романюка, что и произошло 14 июня 1993 года 21-24 октября 1993 года в Киеве состоялся «собор» УПЦ КП, на котором «патриархом Киевским» был избран Володимир Романюк.

http://sedmitza.ru/lib/text/440079/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010