«Великое собрание Третьяковской галереи призвано нести свет просвещения и творчества русским людям, всем тем, кого интересует и притягивает русское искусство. В галерее множество замечательных картин, которые по-своему отражают художественные поиски лучших представителей русского народа, талантливых художников, - пишут авторы просьбы-послания. - Основу собрания XIX-XX века составляют такие мастера живописи, как А.Иванов, В.Суриков, А.Саврасов, И.Левитан, Ф.Васильеви многие другие. Однако в замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров. Прежде всего, речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И.Е.Репина " Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года " (1885 г.). Современной исторической наукой твердо установлено, что Первый Русский Царь Иоанн не убивал своего сына.Отсутствуют какие-либо достоверные сведения об этом в первоисточниках XVI века. Напротив, древние летописи того времени свидетельствуют о болезни и преставлении Царевича Иоанна. Версия " сыноубийства " появляется только в качестве слуха - с приставкой " глаголют нецыи " , в более поздних письменных источниках уже XVII века, созданных во время или после Смутного времени и основанных на записках явных врагов России, иностранных посланников Джерома Горсея и папского нунция Антонио Поссевино, которые приводят совершенно разные, явно недостоверные, версии якобы произошедшего " сыноубийства " . В то же время, сохранившиеся подлинники материалов Посольского приказа того времени, дела о приезде папского посла Антонио Поссевино, включавшие Царскую переписку, позволили публиковавшему эти материалы в 1903 году академику Н.С.Лихачеву сделать обоснованный вывод, что Царевич Иоанн скончался в Александровской слободе после одиннадцатидневной болезни, казавшейся поначалу не опасной. О причинах этой болезни со всей ясностью свидетельствует вскрытие гробниц Царя Иоанна Васильевича Грозного и Царевича Иоанна Иоанновича в Архангельском соборе Московского Кремля, произведенное в 1963 году, и последовавшие достоверные точнейшие исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы честных останков Царевича. Превышение в 32 раза допустимого содержания в останках ртути, в несколько раз мышьяка и свинца неопровержимо свидетельствуют, что Царевич Иоанн скончался в результате отравления солями ртути, мышьяка, свинца. Экспертиза установила отсутствие каких-либо следов крови на волосах Царевича».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/02/et...

Иностранцы о России. Скромность, чистота, вежливость, честность Приняв христианство, Московские Князья пожелали, по выдающемуся смирению своему, быть предаваемыми земле скромно, без всякой пышности. Поэтому ныне, когда кто-либо царской крови умирает, то он почти в самый день смерти хоронится в соборе святого Архангела Михаила, без многовещательной надгробной надписи, без дорогих курений, в простом, неукрашенном гробе. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. Посол может быть уверен, что пожнет обильные плоды посольства, если на протяжении всего пути будет проявлять следующие самые необходимые качества: скромность, обходительность, умеренность, благочестивый и достойный христианина образ жизни. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Лики святых они пишут с исключительной скромностью и строгостью, гнушаясь тех икон, которые лишены славянской надписи, и тех, на которых есть непристойное изображение обнаженных частей тела. А ведь это может служить известным упреком нашим живописцам, которые, чтобы показать свое искусство, на картинах до предела обнажают грудь, ноги и прочие части тела и, скорее, пишут легкомысленные, чем святые, картины. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Когда (лекарям) приходится лечить Царицу или кого-нибудь из царских дочерей, то им не дозволяют осматривать больную. Они обязаны на основании показаний некоей старухи или приближенной служанки определить болезнь и назначить лекарство. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. При женитьбах они принимают в расчет степень кровного родства и не вступают в брак с близкими родственницами по крови, избегают и браков со всякими свойственниками и даже не желают допустить, чтобы два брата женились на двух сестрах. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник Они, кажется, лучше нас следуют учению евангельскому. Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением; прелюбодеяние, насилие и публичное распутство весьма редки, противуестественные пороки совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно.

http://pravoslavie.ru/1841.html

«Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Церквами Англиканского содружества: история и современность». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании в рамках диалога Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке 27 октября 2012 г. 00:34 25 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в диалоге Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке  в англо-католической семинарии Нашота Хаус (штат Висконсин, США). Митрополит Иларион выступил перед участниками диалога с развернутым докладом. Контакты Русской Православной Церкви с Англиканской церковью имеют давнюю историю — со времени формирования англиканства в XVI веке. Нужно отметить, что эти контакты были отмечены взаимным интересом и стремлением лучше узнать друг друга. Согласно свидетельству папского посла Антонио Поссевино, в 1583 году англиканский посольский священник Хамфри Коул и доктор Якоб представили русскому царю Ивану Грозному краткое изложение англиканского вероучения. В 1699 году русский царь Петр I побывал в Лондоне, где беседовал с Архиепископом Кентерберийским Томасом Тенисоном и епископом Солсберийским Гилбертом Бёрнетом о положении и устройстве Церкви Англии. В дальнейших встречах православных и англикан речь в подавляющем числе случаев шла о сближении наших Церквей, а инициаторами этих переговоров были именно англикане. Так, можно упомянуть стремление группы англиканских епископов, не присягнувших Вильгельму III Оранскому (1688-1702) и отделившихся от государственной Англиканской Церкви, вступить в контакт с Православной Церковью с целью объединения. Переговоры шли через посредничество митрополита Фиваидского Арсения, который в 1716 году передал Петру I проект соглашения между «православным остатком Британских Церквей и Кафолической, Апостольской, Восточной Церковью» и письмо государю, в котором англикане выражали надежду на его содействие их планам. В России проект соглашения был принят с большим интересом, но Петр предложил, прежде всего, организовать встречу православных и англиканских богословов. В 1724 году Англиканские епископы сообщили Святейшему Синоду о своем согласии прислать в Петербург двух богословов для собеседования, но эта встреча не состоялась из-за кончины Петра I.

http://patriarchia.ru/db/text/2552828.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Деформированные формы восприятия русского прошлого: истоки и смысл Тезисы доклада на конференции «Научный православный взгляд на ложные исторические учения» 31.10.2010 681 Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом Российской Истории РАН провели научно-историческую конференцию на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения». Феномен «русскости» и его непостижимость для секулярного сознания. «Русский» и «российский» - семантические и семиотические разграничения. Современные проявления деформированного восприятия русского прошлого. Игнорирование духовной доминанты русского государствообразующего исторического процесса. «Государство», «Церковь», «Народ» - умышленное расщепление данных понятийных категорий, придание их взаимодействию самостоятельного, а порой и антагонистического характера. Русская национально-государственная консолидация и её расхожие интерпретации. От Великого князя Московского Иоанна III к Первому Царю Иоанну IV (Грозному). «Царь всея Руси» - духовные и властные приоритеты. Царское призвание - долг и ответственность высшего властного лица в исполнении Воли Всевышнего. «Самодержавие» и «абсолютизм» - умышленные искажения существа данных титульных определений. XVI век - эпоха открытия Западом России. Складывание базового комплекса западнических представлений о Руси и о русских. Стойкое неприятие западным сознанием основополагающей идеи «Третьего Рима». Духовно-конфессиональная обусловленность утверждения в западном сознании основополагающих антирусских идей. Образ Русского Царя и Русского Царства. Джильс Флетчер и Антонио Поссевино - родоначальники историософских западных антирусских мифологем. Князь Андрей Курбский - первое явление идеологической «власовщины» в Русской истории. «Обличения» Курбского - краеугольный камень русофобских построений. Петр Первый и начало «голландизации» России. От Православного Царства к светской Империи или поворот от Рима Третьего к Риму Первому. Торжество «универсальной цивилизации» и забвение «национальной культуры». Третирование русского исторического опыта и русской жизнеустроительной практики. Восприятие Православной Церкви только как «департамента духовных дел». Формирование в России секулярной мировоззренческой среды. Первый опыт создания сводного цикла Русской истории, построенного на основе прозападных исторических схем. Н.М. Карамзин.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию» Ученые-историки и общественные деятели просят убрать в запасники картину Ильи Репина об убийстве царем Иваном Грозным своего сына, искажающую историческую правду 30.05.2018 2604 Время на чтение 3 минуты Вчера Замоскворецкий суд Москвы выбрал меру пресечения для Игоря Подпорина , испортившего картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее, сообщил корреспондент РИА Новости из зала суда. Обвиняемый пробудет в заключении до 26 июля. Ему грозит до шести лет тюрьмы, а также штраф до шести миллионов рублей. «Действия Подпорина вызвали широкий общественный резонанс и народный протест», - подчеркнул представитель обвинения. Также сообщалось, что Подпорин привлекался к ответственности за хулиганство, когда жил в Узбекистане. Защита просила для Подпорина домашний арест, так как он признал вину и заявил, что не собирается скрываться от следствия. Более ста лет назад картина Репина уже подверглась нападению вандала. В 1913 году иконописец и старообрядец Абрам Балашов нанес по полотну три удара ножом. В октябре 2013 года на «Русской народной линии» было опубликовано обращение ученых-историков и общественных деятелей к министру культуры России Мединскому Владимиру Ростиславовичу и директору Государственной Третьяковской галереи Лебедевой Ирине Владимировне с просьбой убрать картину И.Е.Репина об убийстве царем Иваном Грозным своего сына в запасники. В связи с выходкой Подпорина в редакцию РНЛ поступило аналогичное обращение, подготовленное Русским культурно-просветительным фондом имени святого Василия Великого, подписанное учеными и видными общественными деятелями и направленное министру культуры России Владимиру Ростиславовичу Мединскому и директору Третьяковской галереи Зельфире Исмаиловне Трегуловой. Подписанты напоминают, что 14 июля 2017 года Президент России Владимир Путин в своем выступлении перед сотрудниками Лебединского ГОКа в Белгородской области заявил, что конкуренты России не раз клеветали на нашу страну. Глава государства, в частности, отметил, что Русский Царь Иоанн Грозный не убивал своего сына, а его оклеветал папский нунций Антонио Поссевино из-за того, что Царь не согласился на окатоличивание России и отправил папского посланника восвояси.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/30/hu...

Иностранцы о России. Камни-самоцветы, драгоценные металлы, меха, ювелирные изделия Мастерские Московского Кремля, 1598. Золото, драгоценные камни; чеканка, чернь. Вклад царицы Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля Так же как все право и власть над подданными принадлежат в настоящее время князю, то все богатства стекаются к нему одному, так что московский Царь справедливо считается одним из богатейших правителей на свете. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. Трон Великого Князя возвышался над полом на две ступеньки, и его убранство очень выделялось своим блеском и великолепием. Вотканные драгоценные камни с удивительным искусством украшали его золотую одежду. Каждый палец украшали по два-три перстня с оправленными в них большими драгоценными камнями. Был у него и серебряный посох, отделанный золотом и драгоценными камнями. Мягкие сапоги, загнутые наподобие клюва, также украшены драгоценными камнями. На нем были две цепи, состоящие из чередующихся золотых шариков и больших драгоценных камней. Украшение головы московиты называют короной, на ней много золота, украшена она многочисленными драгоценными камнями, намного больше, чем тиара папы. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Главнейшая вещь (среди сокровищ) — это корона Его Величества, замкнутая наверху, прекрасной работы; по моему мнению, немногие могли бы улучшить отделку такого количества золота. Она была украшена и изобильно покрыта дорогими драгоценными камнями, между прочим был рубин, возвышавшийся над верхом короны, он был величиною с добрый боб, корона эта была подбита прекрасным черным соболем. Неизвестный английский автор — посетил Россию в XVI в. Золотой и Алмазный (приказ), в котором хранятся сокровища Царя, сосуды и украшения из золота и серебра и громадное количество драгоценных камней. Во время нашего пребывания в Москве Царь к этим сокровищам присоединил еще один алмаз необыкновенной величины, вывезенный из Восточной Тартарии, стоимость которого торговцы с трудом могли определить.

http://pravoslavie.ru/1791.html

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Русские цари и императоры (годы правления, государственная и церковная политика) Нравственный облик   1 Иван IV Васильевич (Грозный) 1533–1547 – Государь, Великий князь Московский и всея Руси 1547–1575, 1576–1584 – Царь и Великий князь всея Руси Государственное управление – Начат созыв Земских соборов (1549) – сословно-представительных учреждений Российского государства в XVI–XVII веков. – Составлен «Судебник» (1550). – Проведены широкие реформы, в том числе способствовавшие становлению местного самоуправления. – Произошло значительное расширение территории государства. – Освоение Сибири, неудачные войны с соседями, из которых Ливонская война (1558–1583) продолжалась 25 лет. – Во второй половине царствования развязан кровавый террор против родовой знати и всего российского общества, жертвами которого стали незаурядные государственные деятели и тысячи простых людей. – Разорение городов и хозяйств, имущественное оскудение населения в результате обременительных войн, попрание общественной и личной безопасности. Методы управления, основанные на жестокости. – Постепенное создание социально-политических, хозяйственно-экономических и духовных предпосылок для «Смутного времени» начала XVII beka. – Апология самодержавия как бесконтрольной и неограниченной власти, освященной Божественным произволением. Церковное управление – Стоглавый собор 1551 года, где была предпринята попытка урегулирования различных сторон церковной жизни. – Канонизация русских святых: 12 – общецерковное почитание, 9 – местное почитание. – Опала протопопа Сильвестра. – Попытки принудить архиереев к безоговорочному подчинению, смещение их с кафедр. – Принудительное смещение с кафедры и арест Митрополита Московского Филиппа II (Колычева) за обличение опричнины и злодеяний царя (1568 год). – Собор на еретиков 1553–1554 годов. Дело Бакшина. – Противостояние иезуиту Антонио Поссевино, пытавшегося склонить Русь к унии. – Устроение Московского печатного двора (1553 год).

http://azbyka.ru/shemy/russkie-tsari-i-i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Еще раз о провокационной картине Ильи Репина К началу судебного процесса над Игорем Подпориным 25.02.2019 7759 Время на чтение 8 минут 21 февраля в Замоскворецком суде Москвы начался судебный процесс над Игорем Подпориным , выступившем против исторической клеветы и лжи, изображенной на картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г». 9 месяцев шло следствие после 25 мая 2018 года, когда Игорь Подпорин повредил стойкой эту картину в Третьяковской галерее. Надо сказать, что он не был первым человеком, делом подкрепившим свою презрительную оценку этой картины известного русофоба Репина. В 1913 году иконописец, старообрядец Абрам Балашов, не вынеся хулы на Царя Ивана Васильевича Грозного, искромсал картину ножом. Репин несколько месяцев реставрировал её. Это - единственная картина Третьяковской галереи, против которой возмущенные зрители применяли силовые методы, хотя работа того же Репина «Крестный ход в Курской губернии» также вызывала справедливую критику своей русофобской и антихристианской направленностью. Недаром в 2018 году ее повезли в Ватикан, славящийся своей русофобией и ересями на протяжении веков. В основу сюжета поврежденной картины Репина положен вымышленный эпизод, приведенный в «воспоминаниях» о России папского легата Антонио Поссевино, приглашенного в Москву по просьбе Царя для участия в качестве посредника в мирных переговорах с польским королем Стефаном Баторием. В 1581 году Баторий, нагло напав на Россию, осадил крупнейший по тому времени город Псков, который по размеру своей территории, количеству домов и храмов превосходил Париж того времени. Многомесячная безуспешная осада показала, что даже самая современная армия, собранная со всей Европы, состоявшая из хорошо вооруженных и обученных наёмных отрядов венгров, немцев, поляков и литовцев, не могла справиться с русскими, мужественно защищавшими город. И хотя армия Батория превышала число оборонявшихся в 8 раз, все попытки взять город штурмом, повторявшиеся на протяжении полугода, так и не увенчались успехом.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/25/ew...

Закрыть Революционные схватки Кыргызстана Мы должны очень внимательно отнестись ко всем аспектам произошедшего и происходящего в Киргизии, раскладывая по полочкам технологические аспекты блицкрига 08.10.2020 513 Время на чтение 5 минут Вот и пришла чудесная мягкая осень, а с ней очередной переворот в Киргизии. Или наоборот? Перевороты в этой республике стали чем-то обыденным и даже предсказуемым. Можно представить диалог в одной из подворотен, когда у местных мужичков кончилось пиво: «Эй, бек, что за дела, почему нам пиво не даром ещё дают? А ну, пошли, власть снимем, не порядок это». По пути наберут толпу сочувствующих, разгромят пару пивняков, да и забудут куда шли. Почему забудут? Да потому что, несмотря на самое обильное количество переворотов, генеральный курс республики, в основном, устойчив. С социокультурной точки зрения он в основном зиждется на старой советской морально-этической концепции, с динамично нарастающим религиозным и этническим нарративом. Такая мозаика, следует признать, выстраивается в интересный и красивый витраж. Беда только в том, что смена сюжетов происходит весело и задорно, как в детском калейдоскопе. На это есть ряд причин. Причин неустойчивости киргизского общества. Как и у любого постсоветского социума, на территории Киргизии происходит небезболезненный слом фундаментальных духовных, морально-нравственных конструкций. Эти конструкции являются основой, социетальным ядром любого общества, тем более, государства. Советская модель показала свою критическую ущербность, проиграв в кратчайший по историческим меркам, период. Он никогда больше не вернётся. Также никогда, как и все предыдущие. Тем не менее, он имел некоторые основы стабильного устойчивого развития, скрепы, на базе которых можно было бы выстроить адекватную национальным устремлениям и внешней обстановке социокультурную модель. Рождение этой модели идёт у всех бывших советских республик по-разному. В силу высокой значимости этого формирующегося ядра, а также в силу интереса некоторых внешних сил заложить свой чип управления в эту сложную систему, процесс этот всегда острый и болезненный. Кстати, наиболее успешно удалось такой чип вложить в систему польского социокультурного кода иезуитам на основе исследования и рекомендаций злосчастного Антонио Поссевино, с тех пор Польша через блестящие иезуитские школы стала вековым ярым врагом Русского и православного мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/08/re...

О. Ю. Тарасов Глава 2. История ремесла Произведения этого ремесла расходятся по рукам и остаются навсегда разбросанными всюду… Н.П. Кондаков . Современное положение русской народной иконописи. ПДПИ, CXXXIX. СПб, 1901, с.3 Мир иконного дела – мир особой культуры, который всегда обнаруживал чувствительность и готовность к возмущению. Этот «беспокойный» мир быстро реагировал на перемены в религиозных чувствах, в ориентации официального и неофициального благочестия, а также на общественную конъюнктуру в самом широком смысле. На исходе средневековья и грани Нового времени и на католическом Западе, и на православном Востоке резко увеличилась потребность в моленных образах. Борьба за чистоту народного благочестия, ориентация на личное откровение и раннехристианские ценности были общими как для Реформации, так и католической Контрреформации. Период XVI–XVII вв. исследователи определяют даже как период «второго христианства» в Европе, который отличают более строгие нормы веры по сравнению со средневековьем. Вслед за Тридентским собором в процессе этой «христианизации», а также на дороге реформирования католической церкви искусству была отведена огромная роль (Маль, 1958, с. 167–170). Значению иконы в деле спасения человека в католицизме и православии было дано новое внимание. В этой связи Ф. Арьес не случайно замечает, что на одной из католических картин того времени в церкви в Пертюи ангел возносил на небо душу в виде ребенка с образком в руке (Арьес, 1992, с. 265). Не случайно и то, что католические авторы времен активного распространения протестантских идей подчеркивали благоговение русских почитателей икон. Об этом, в частности, писал непримиримый противник М. Лютера Иоганн Фабри, издавший в 1526 г. в Базеле книгу «Религия московитов, которые живут около Ледовитого океана» (Кэмпфер, 1993, с, 156). Дань «строгости и скромности» русских иконописцев отдавал и иезуит Антонио Поссевино, безуспешно пытавшийся обратить Ивана Грозного в католицизм. После Тридентского собора в деятельность греческих православных ремесленников, работавших в зонах католической цивилизации, была включена альтернатива: они стали выполнять заказы католиков не меньше, чем православных.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010