Иностранцы о России. Скромность, чистота, вежливость, честность Приняв христианство, Московские Князья пожелали, по выдающемуся смирению своему, быть предаваемыми земле скромно, без всякой пышности. Поэтому ныне, когда кто-либо царской крови умирает, то он почти в самый день смерти хоронится в соборе святого Архангела Михаила, без многовещательной надгробной надписи, без дорогих курений, в простом, неукрашенном гробе. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. Посол может быть уверен, что пожнет обильные плоды посольства, если на протяжении всего пути будет проявлять следующие самые необходимые качества: скромность, обходительность, умеренность, благочестивый и достойный христианина образ жизни. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Лики святых они пишут с исключительной скромностью и строгостью, гнушаясь тех икон, которые лишены славянской надписи, и тех, на которых есть непристойное изображение обнаженных частей тела. А ведь это может служить известным упреком нашим живописцам, которые, чтобы показать свое искусство, на картинах до предела обнажают грудь, ноги и прочие части тела и, скорее, пишут легкомысленные, чем святые, картины. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Когда (лекарям) приходится лечить Царицу или кого-нибудь из царских дочерей, то им не дозволяют осматривать больную. Они обязаны на основании показаний некоей старухи или приближенной служанки определить болезнь и назначить лекарство. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. При женитьбах они принимают в расчет степень кровного родства и не вступают в брак с близкими родственницами по крови, избегают и браков со всякими свойственниками и даже не желают допустить, чтобы два брата женились на двух сестрах. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник Они, кажется, лучше нас следуют учению евангельскому. Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением; прелюбодеяние, насилие и публичное распутство весьма редки, противуестественные пороки совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно.

http://pravoslavie.ru/1841.html

«Великое собрание Третьяковской галереи призвано нести свет просвещения и творчества русским людям, всем тем, кого интересует и притягивает русское искусство. В галерее множество замечательных картин, которые по-своему отражают художественные поиски лучших представителей русского народа, талантливых художников, - пишут авторы просьбы-послания. - Основу собрания XIX-XX века составляют такие мастера живописи, как А.Иванов, В.Суриков, А.Саврасов, И.Левитан, Ф.Васильеви многие другие. Однако в замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров. Прежде всего, речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И.Е.Репина " Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года " (1885 г.). Современной исторической наукой твердо установлено, что Первый Русский Царь Иоанн не убивал своего сына.Отсутствуют какие-либо достоверные сведения об этом в первоисточниках XVI века. Напротив, древние летописи того времени свидетельствуют о болезни и преставлении Царевича Иоанна. Версия " сыноубийства " появляется только в качестве слуха - с приставкой " глаголют нецыи " , в более поздних письменных источниках уже XVII века, созданных во время или после Смутного времени и основанных на записках явных врагов России, иностранных посланников Джерома Горсея и папского нунция Антонио Поссевино, которые приводят совершенно разные, явно недостоверные, версии якобы произошедшего " сыноубийства " . В то же время, сохранившиеся подлинники материалов Посольского приказа того времени, дела о приезде папского посла Антонио Поссевино, включавшие Царскую переписку, позволили публиковавшему эти материалы в 1903 году академику Н.С.Лихачеву сделать обоснованный вывод, что Царевич Иоанн скончался в Александровской слободе после одиннадцатидневной болезни, казавшейся поначалу не опасной. О причинах этой болезни со всей ясностью свидетельствует вскрытие гробниц Царя Иоанна Васильевича Грозного и Царевича Иоанна Иоанновича в Архангельском соборе Московского Кремля, произведенное в 1963 году, и последовавшие достоверные точнейшие исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы честных останков Царевича. Превышение в 32 раза допустимого содержания в останках ртути, в несколько раз мышьяка и свинца неопровержимо свидетельствуют, что Царевич Иоанн скончался в результате отравления солями ртути, мышьяка, свинца. Экспертиза установила отсутствие каких-либо следов крови на волосах Царевича».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/02/et...

На Руси Г. П. стал известен прежде всего своими антилат. сочинениями. Уже упомянутый серб. список XIV в. ГИМ. Син. 383, содержащий «Против Иоанна Векка», вероятнее всего, был привезен царю Иоанну Грозному в Москву в XVI в., не позднее 1582 г., поскольку в неск. рус. списках XVII в. (ГИМ. Син. 46; РНБ. Солов. 87) содержится заметка об ответе царя на любопытное вопрошание «что есть поламас» (так в рукописи.- Авт.) иезуита Антонио Поссевино, прибывшего в Москву с известной миссией и имевшего с царем «беседы о религии» в 1582 г.: «К немуже (А. Поссевино.- Авт.) ответ бысть сицев. Паламас есть, Григорий архиепископ селуньский муж свят, с нимже латыни много прение имели о Святем Дусе, и с Марком Ефесским его совокупиша во единомыслие и брань на них воздвигоша». Во 2-й пол. XVI в. подобный список антилат. сочинений Г. П. и св. Нила Кавасилы был доставлен с Афона в Зап. Русь, где им пользовался кн. А. М. Курбский, высоко его ценивший и снявший для себя копию ( Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный//Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя. М., 1998. С. 37, 73-75, 206, 229, 281), но в последующей полемике с Брестской унией 1596 г. эти сочинения Г. П. практически не использовались. Слова «Против латинян» не получили распространения на Руси. Только во 2-й пол. XVII в. (не позднее 1680) в Москве был выполнен их новый слав. перевод по 1-му изд. ( Μεταξς. 1627) иноком Евфимием Чудовским (ГИМ. Син. 49 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2, 122. C. 107; СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 290). В XVIII в. это сочинение было снова переведено на слав. язык прп. Паисием (Величковским) : сохранилось неск. рукописей мон-ря Нямц 228, 229, 230) этого перевода, 2 из к-рых являются автографами прп. Паисия 228 и 230) ( Ταχιος Α. Ο Πασιος Βελιτσκφσκι (1722-1794) κα σκητικοφιλολογικ σχολ του. Θεσσαλονκη, 1984 2. Σ. 78-79. (IBS; 73)). Перевод «Прения с хионы и турки» Г. П. известен только в рус. списках XV-XVI вв. (старшие - РНБ. Кир.-Бел. 26/1103, 1-й трети XV в.; РГБ. Троиц. 438 - переписан Пахомием Логофетом), однако, судя по языковым и орфографическим особенностям, перевод был выполнен в XIV в. болг. книжниками (если это не имитация рус. книжниками особенностей среднеболг. переводов, что вероятно), возможно (т. к. в заглавиях старших списков Г. П. не назван святым), еще до канонизации автора в 1368 г. В кон. XV в. «Прение» было использовано прп. Иосифом Волоцким в словах 4 и 6 «Просветителя» ( Прохоров. 1972. С. 347-350). В ВМЧ митр. Макария полемические и гомилетические сочинения Г. П. не были включены.

http://pravenc.ru/text/168057.html

Александрийский патриарх Мелетий, который критиковал Иеремию за его действия в Москве, изменил свое отношение и на состоявшемся в Константинополе 12 февраля 1593 года Соборе восточных патриархов признал учреждение Патриаршества на Руси. На Соборе еще раз со ссылкой на 28-е прав. Халкидонского Собора было подтверждено, что Патриаршество в Москве, в городе православного царя, законно и что в дальнейшем право избрания Московского патриарха будет принадлежать русским архиереям, тем самым был окончательно решен вопрос об автокефалии Русской Православной Церкви: Константинопольский Собор признал ее законной. Собор 1593 года подтвердил пятое место русского первосвятителя в диптихе. Отношения с Римско-католической Церковью Отношения с Римско-католической Церковью в период патриаршества Иеремии со стороны греков отличались сдержанностью. Помня печальный опыт своего предшественника патриарха Митрофана III , Иеремия хотя и переписывался с папой Григорием XIII (в частности, по поводу реформы календаря) и даже принимал от него подарки, но переговоров об унии избегал. Католики вели активную работу, направленную на заключение унии с православной Церковью. В 1577 году папа основал в Риме Коллегию св. Афанасия, где могли обучаться православные юноши, преимущественно греки с островов, находившихся под венецианской властью (Хиос, Корфу (Керкира), Крит, Кипр); поступали туда и выходцы из Константинополя. Иеремия отправил туда на учебу двоих племянников . Подобные школы иезуиты основывали и на территории Османской империи - в Фессалонике и Смирне (ныне Измир, Турция). Действия Римского престола, направленные на пропаганду идей унии Церквей среди православных, не могли не вызвать возражения со стороны Константинополя. В частности, отправка иезуита Антонио Поссевино в Москву в качестве папского представителя в 1582 году, пытавшегося склонить к унии царя Иоанна IV; основание тем же Поссевино Папской коллегии на территории Литовского княжества в Вильно, где могли учиться и русские, принявшие католичество; перевод на греческий, издание и распространение среди греков в Османской империи актов Ферраро-Флорентийского и Тридентского Соборов и прочие действия, призванные внедрять идею унии среди православных.

http://drevo-info.ru/articles/13679190.h...

К обращению православно-патриотической общественности приложена Историческая справка о смерти Царевича Иоанна Иоанновича 19 ноября 1581 года: Сюжет картины художника Ильи Репина, названной художником «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», не соответствует исторической действительности. В 1885 году профессор права, Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода Константин Победоносцев назвал картину Ильи Репина фантастической, и не случайно. Какие-либо объективные исторические свидетельства убийства Царем своего сына по неосторожности или в запальчивости отсутствуют. Среди источников конца XVI века слухи о якобы произошедшем событии содержатся лишь в сочинениях иностранных противников России, в частности папского легата Антонио Поссевино, ссылавшегося на якобы услышанные им сплетни при Дворе. В то же время все летописи той эпохи свидетельствуют о некой тяжелой болезни и смерти Царевича. В 1903 году видный историк, академик Николай Лихачев опубликовал исследование («Дело о приезде в Москву Антония Поссевино»), подтвердившее отсутствие в первоисточниках каких-либо объективных данных о смерти Царевича Иоанна Иоанновича от ранения головы. Такой же точки зрения в 1922 году в книге «Иван Грозный» придерживался академик, доктор исторических наук Роберт Виппер, ее разделяют ученые конца ХХ века и наши современники: доктор церковной истории Митрополит Иоанн (Снычев), доктор исторических наук профессор И.Я.Фроянов, доктор исторических наук А.Н.Боханов, историки С.В.Фомин, Л.Е.Болотин и другие. После вскрытии гробницы Царевича Иоанна Иоанновича 23 мая 1963 года группой антропологов во главе с доктором исторических наук Михаилом Герасимовым в 1963-1964 годах была проведена судебно-медицинская экспертиза честных останков Царевича Иоанна. Обнаруженное в останках значительное количество ядовитых веществ, несовместимое с жизнью (содержание солей ртути превышено в десятки раз - до 1333 мкг, мышьяка в несколько раз), а также отсутствие следов крови на волосах Царевича свидетельствует о тяжелом отравлении как о наиболее вероятной причине смерти Царевича Иоанна. Один из выводов судебно-медицинской экспертизы: «Нельзя решить вопрос о достоверности сюжета картины художника И.Е.Репина».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/30/hu...

Станиславом Гозием (1561-1579) возможность возвращения Швеции в лоно католич. Церкви. В 1573 г. сын низложенного кор. Эрика XIV был отослан в Польшу к иезуитам . В 1575 г. И. снял для сохранившихся в Швеции католич. мон-рей запрет на прием новых послушников. И. и Екатерина покровительствовали Вадстенскому бригиттскому жен. аббатству, в 1580 г. реформированному папским легатом Антонио Поссевино . Аббатиса Катарина Бенгтсдоттер (ум. 1593) пользовалась расположением королевской четы; в 1580 г. в аббатстве было 20 сестер. В 1576 г. был издан новый литургический сб. «Красная книга» (Röda boken), созданный по образцу Римского Миссала, но содержавший текст литургии как на лат., так и на швед. языке. В этом же году Петр Фехт, посланный И. в Рим для переговоров с папой, погиб во время кораблекрушения у о-ва Борнхольм. Нововведения были приняты на риксдаге 1577 г., несмотря на противодействие со стороны герц. Карла, брата И., и сторонников крайнего протестантизма; риксдаг 1582 г. утвердил использование новой литургии во всех областях королевства. Однако полное воссоединение с Римом так и не произошло, поскольку И. не был намерен возвращать папе полноту власти над церковью. По этой причине результатом миссии Поссевино в Швецию стал лишь рост негодования протестантов. При протекции Екатерины Ягеллонки норвеж. иезуит Лаврентий Николаи в 1583 г. создал в бывш. францисканском мон-ре католич. школу, к-рую впосл. закрыли и разрушили протестанты. В конце жизни даже лояльный к И. архиеп. Лаврентий Готус выступил против появления иезуитов в королевстве. В 1583 г. скончалась Екатерина Ягеллонка; 2-я супруга И., Гунилла Бьельке, была протестанткой, она обладала таким же влиянием на короля, как и ее предшественница. В 1590 г. по ее просьбе И. выпустил из тюрьмы неск. оппозиционеров. После смерти И. Уппсальский Собор, созванный герц. Карлом 5 мая 1593 г., упразднил новую литургию и принял Аугсбургское исповедание . В 1594 г. Вадстенский мон-рь был разрушен герц. Карлом; аббатиса и большинство монахинь вынуждены были в следующем году покинуть Швецию и отправиться в г.

http://pravenc.ru/text/469788.html

Вот поэтому церковное священноначалие не находит абсолютно никаких оснований для его канонизации. Более того – церковное предание уже высказалось о нем: в службе святителю Филиппу Московскому Иоанн Грозный назван “новым фараоном” и многими другими весьма нелестными титулами. Поклонники Ивана Грозного обычно смешивают две разные темы – историческую реабилитацию царя Ивана и его церковную канонизацию, и требуют и того, и другого от церковного священноначалия. Но историческая реабилитация – вопрос сугубо светский и к канонизации никакого отношения не имеет. И не Церковь должна этим заниматься, а специалисты-историки. Если найдутся какие-то серьезные основания для пересмотра исторической оценки царствования Ивана IV – что ж, их можно рассмотреть и оценить. Но пока таких оснований нет, а есть лишь голословные заявления. Был ли заговор историков? – И все же, как аргументируют свои взгляды сторонники “исторической реабилитации” Ивана Грозного? – Ну, к примеру, они утверждают, что о злодеяниях царя Ивана мы знаем в основном по свидетельствам иностранцев. А иностранцам априори доверять нельзя, потому что все они были врагами русского государства и стремились всё оклеветать. Это – пример недобросовестной аргументации. Каждое свидетельство надо отдельно изучать и оценивать, каковы были интересы человека, его оставившего. Например, то, что Ивану Грозному после четвертого брака было запрещено причащаться, нам известно из сочинений Антонио Поссевино, иезуита и посланника Папы при дворе Ивана Грозного. Он оставил подробнейшие записки о Московии. Относился он к ней, несомненно, враждебно. Однако, поскольку его записки – не что иное как пособие для будущих католических миссионеров, которые должны были приехать на Русь и обращать московитов в римо-католичество, Поссевино был заинтересован в максимально точной информации. Иначе его пособие не принесло бы пользы. И то, что он написал о запрете царю Ивану причащаться – это скорее невольный комплимент Русской Православной Церкви того времени. Будь у него задача создать пасквиль, он бы непременно написал, что Церковь раболепствует перед безумным и развратным тираном и все ему разрешает.

http://foma.ru/poet-vlasti.html

Сохранилась древнерусская повесть с описанием осады Пскова армией Стефана Батория. В ней говорится об усиленных молитвах предстоятеля Церкви об осажденных псковичах. Узнав об отходе вражеских войск, которые не смогли взять Псков, царь Иоанн Грозный воздал хвалу Богу. «Пресвещенному же митрополиту в царьствующем граде Москве повеле повседневъныя молебны пети, такоже и во всех архиепискупях и епискупях сицевое молебное совершающе» 749 . Вскоре начались переговоры о мире, и в начале января 1582 г. был заключен Ям-Запольский мир с Польшей. В результате заключенного мира русская сторона была вынуждена отказаться от всех своих завоеваний в Ливонии, а Стефан Баторий возвращал некоторые русские города кроме Полоцка. После заключения Ям-Запольского мира последовало заключение в августе 1583 г. перемирия со Швецией, правда, ценой уступки захваченных шведами русских городов, а именно: Корелы, Нарвы, Ивангорода, Яма. Так неудачно для России закончилась 25-летняя Ливонская война. Важно отметить, что Русская Церковь разделяла тяготы государства военного времени. Интересное свидетельство об этом имеется в записках Джерома Горсея, сотрудника английской компании. Он прибыл в Москву в 1572 г. и, прожив в России немало времени, писал что «есть даточные люди; их должны снаряжать патриархи, епископы, игумены и прочие священнослужители, владеющие землями, а именно одного конного и одного пешего с каждых ста четвертей, как сказано выше; порой, если нужно, берут у сказанных священнослужителей вместо людей большое количество лошадей, чтобы перевозить артиллерию и прочие боевые припасы, и для стрельцов и прочих, которых нужно снабжать лошадьми; того бывает достаточно для кавалерии» 750 . В вопросе заключения мира с Речью Посполитой посредническую роль играл папский посланник иезуит Антонио Поссевино (1534–1611). Римская курия вынашивала планы привлечения С. Батория и Московского государя к союзу для борьбы с турками. Организацией такой коалиции и занимался А. Поссевино, который должен был привести Русскую Церковь к унии с Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Весьма обширны сведения о Русской Церкви, богослужении, верованиях, к-рые Г. собирал целенаправленно, особенно во время 2-го посольства, т. к. интерес к Православию в католич. Европе весьма оживился в связи с началом Реформации и от Фердинанда I Г. получил прямое задание быть особенно внимательным к религии «московитов». Помимо деталей, рассыпанных по всему тексту «Записок...», они содержат особый раздел, посвященный Церкви. В нем находим подробные данные о церковной истории Руси, особенно о священнослужителях, об их быте, о внешнем виде, о взаимоотношениях со светской властью, о церковном суде, о таинствах и об обрядах (крещении, исповеди, причастии, бракосочетании), о церковных праздниках, почитании святых, постах, мон-рях. Нек-рые сообщения Г. о рус. церковной жизни, основанные на личных наблюдениях, уникальны - о материальном положении духовенства, о практике светского суда над духовными лицами, о роли митр. Даниила в деле кн. Василия Ивановича Шемячича и в разводе вел. кн. Василия III с вел. кнг. Соломонией Юрьевной (см. София , прп.). Автор включает в свой рассказ большие фрагменты, переведенные из рус. памятников канонического права - «Канонические ответы» Киевского митр. св. Иоанна II (до 1077/78-1089) (несмотря на то что, как замечает Г., он смог достать их лишь на короткое время), ответы Новгородского архиеп. св. Нифонта (1131-1156) на вопросы иером. Кирика , чин поставления в 1498 г. на вел. княжение Димитрия Иоанновича , внука вел. кн. Иоанна III Васильевича ; наряду с ними следует упомянуть о переводе фрагментов Судебника 1497 г. В ряде случаев эти переводы имеют значение и для совр. текстологии этих источников. Несмотря на ряд недоразумений, а также на критические (иногда иронические) замечания, от к-рых порой не мог удержаться автор, отношение Г. к русским и Русской Церкви надо признать заинтересованно-объективным: недаром папский посол Антонио Поссевино , ведший через 30 лет после публикации «Записок...», в 1581-1582 гг., с царем Иоанном IV Васильевичем переговоры о церковной унии, был раздражен тем, что не находил в «Записках...» рекомендаций по обращению «московитов» в «истинную веру» ( Поссевино А.

http://pravenc.ru/text/164649.html

Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 52. Д. Горсей пишет об удивлении царя, что европейские государи признают верховенство Римского папы. «Все это, только более пространно, он приказал изложить своим митрополитам, архиепископам и епископам, архимандритам и игуменам папскому нунцию патеру Антонио Поссевино... великому иезуиту, у входа в собор Пречистой... в Москве» (Горсей Д. Записки о России. XVI – начало XVII в. М., 1990. С. 92). Ко времени святительства епископа Варлаама, который был поставлен 4 июня 1570 года, относится еще один богословский диспут, проходивший 10 мая между царем Иоанном Грозным и пастором Яном Ракитою. А 18 июня пастору был вручен «письменный трактат царя, содержащий резкую критику протестантского вероучения» (Зимин А. А. Опричнина. М., 2001. С. 263). В нем в стиле Грозного дана оценка западным исповеданиям: «...яко латыни – прелесть, тако и вы – тьма» (Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11: XVI век. СПб., 2001. С. 248). 45 Черепнин Л. В. Земские Соборы... С. 130; Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. С. 61; Российское законодательство... С. 31. Этим же днем датируется подтверждение царем Феодором грамоты, данной ранее святителю его отцом Иоанном Грозным (АИ. Т. 1. С. 368). 47 Леонид, архимандрит. Махрищский монастырь... С. 10–11. Этой же даты кончины святителя Варлаама придерживается В. Шереметевский (Шереметевский В. Варлаам//Русский биографический словарь. Т. Вавила-Витгенштейн. М., 2000. С. 90). Иногда называется другая дата кончины святителя Варлаама. В другом своем труде архимандрит Леонид (Кавелин) датирует кончину святителя Варлаама 1586 годом (Святая Русь. СПб., 1891. С. 178). П. Строев также называет 1586 год: «Варлаам хирот. в 1570, из игум. Махрищского м(о)н(ас)т(ы)ря; + 1586 и погребен в Махрищском» монастыре (Строев. П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. Стб. 655. См. также: Сергий, архиепископ (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. М., 1997. Ч. 2 и 3. С. 553; Макарий, митрополит Московский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 2. С. 357).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010