По прибытии в Москву в 1581 г. папский легат вручил царю книгу о Флорентийском соборе и письмо папы Григория XIII. Собор Русской Церкви во главе с митрополитом Дионисием рассматривал предложения Антонио Поссевино о соединении Церквей, ответив отрицательно. «Они же папежины посланники посрамлении отъидоша в путь свой, ничто же успевше» 751 . Во время пребывания А. Поссевино в Москве состоялся его богословский диспут с царем, проходивший в Грановитой палате. Впрочем, он не привел к желаемому успеху для папского легата 752 . Твердая позиция митрополита Дионисия, отделявшая веру от политики, была проявлена по отношению Смоленского епископа Сильвестра (1572–1589). Ранее, когда А. Поссевино прибыл в Смоленск, епископ Сильвестр пригласил его в кафедральный собор. Благословения же у православного епископа тот брать не стал. Узнав об этом, митрополит Дионисий написал в Смоленск послание, решительно порицая за это владыку 753 . Известия о посольстве Антонио Поссевино достаточно подробны. Особенно показательно в этом отношении сообщение летописца о несогласии митрополита с царем по вопросу о допущении папского посла в Успенский собор (он желал осмотреть собор и его святыни). «И говорил римский посол с государем о вере и бил челом, чтоб ему быть у Пречистыя Богородицы в большом соборе смотрити церковные красоты. И государь ему велел быти. И митрополит Дионисий пустить его не велел, что крестного знамения на себя не положил». П. Знаменский называет последних трех Всероссийских митрополитов «безмолвными свидетелями дел Грозного» 754 , однако, приведенный случай позволяет усомниться в такой характеристике, данной историком. В начале XVIII в. в архиве Приказа тайных дел хранились документы «сыска», относящегося ко времени Иоанна Грозного, о Ростовском архиепископе Давиде (1578–1583) – «о кресте и богохульных словах по доносительному писму Симоновского архимандрита Исаии при Великом князе Иоанне Васильевиче» 755 . Как считает А. Поссевино, Ростовский владыка с симпатией отнесся к его идеям и за это был лишен сана 756 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

О том же говорил Великому князю известный нам Максим Грек, он же Михаил Триволис, около 13 лет учившийся в католических высших учебных заведениях Флоренции, Болоньи, Падуи, Феррары, Милана, пребывший также в двухлетнем монашеском постриге в католическом доминиканском монастыре Сан-Марко. Сразу по приезде в Москву в 1518 году, он призывает Василия Ивановича к освобождению Константинополя от турецкого ига, говорит о необходимости объединения христиан вокруг Константинопольского патриаршего престола. Одним словом, «... ныне путь пригоден». Но у Василия Ивановича, насчет пути было иное мнение. Ближе сердцу его были слова инока Филофея, что два Рима пали, третий – Москва − стоит, а четвертому не бывать. Россия твердо стала на пути Третьего Рима и с него свернуть не желала. Мы веруем не в греков, а во Христа Щедрость наших новых европейских друзей на обещания была вполне объяснима. Войска Сулеймана Великолепного стояли в центре Европы. Были взяты Белград и Будапешт, чудом держалась Вена. Турецкие войска вошли в Баварию. Средиземное море стало турецким озером. Так что помощь русских войск была актуальна. Актуальной она оставалась и через полвека, когда ученый иезуит Антонио Поссевино делал царю Иоанну Василевичу предложения, от которых по мнению Антонио, тот никак не мог отказаться. Антонио Поссевино Фрагмент картины Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом» Папский легат Антонио Поссевино, приехав в Москву, был принят Государем Иваном Грозным и «представил письмо папы и дары: крест с распятием, четки с алмазами и в богатом переплете книгу о Флорентийском Соборе. […] Антоний прибыл в Москву с полною надеждою повести теперь дело и о соединении Церквей» 56 . В качестве одного из аргументов папский легат пообещал царю Ивану Царьградский престол. И что же ответил Иван Васильевич на этот лукавый соблазн? Послушаем отрывок из диалога: «Тогда Антоний сказал: “Светлейший государь! […] Знай же, что верховный первосвященник вовсе не нудит тебя переменять древнейшую веру греческую, которую проповедовали святые отцы и законные Соборы, напротив, убеждает тебя, чтобы ты узнал и понял ее, какою она была, и удержал лишь то, что осталось от нее целым и невредимым в твоих владениях. […]

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/19/...

План Царя Ивана Грозного вполне удался, Стефан Баторий был вынужден заключить мир на условиях, выгодных для России. Запад уходил со всех русских земель, освобождал Старую Руссу и прилегающие земли, захваченные до этого Стефаном Баторием, возвращал всех пленных. Россия также возвращала пленных и была вынуждена оставить на время свои территории в Ливонии, отдав города Юрьев и Нарву. Было заключено также и перемирие со шведами. Мудрое решение Царя позволило России в следующие два десятилетия успешно развиваться на Восток и Юг, богатеть и крепнуть, вести торговлю с Западной Европой через основанный Царем северный порт Архангельск. Антонио Поссевино, рассчитывавший в качестве дивидендов за свое посредничество получить свободу проповеди на Руси католичества и склонявший Царя к унии и экуменизму, получил жесткий отпор от самого Царя уже после заключения мира. Царь Иван Васильевич отказался не только признать духовную власть папы Римского, но и установить какие-либо отношения с Ватиканом, заявив, что Православная вера - самая лучшая вера в мире. Раздосадованный неудачей, Антонио Поссевино сочинил пасквиль на Россию, в котором неудачу своего основного предприятия объяснял якобы имевшими место грубостью и невежеством Царя, русских бояр и всего русского народа в целом. Произведение Поссевино содержит много небылиц и клеветнических обвинений, среди которых значится и рассказ о том, что якобы Царь Иван Василевич Грозный в ходе ссоры со своим сыном Царевичем Иваном нанес ему смертельную рану. Никакими историческими свидетельствами этот рассказ не подтверждается. Еще в 1903 году известный историк академик Николай Лихачёв выпустил специальную монографию, в которой четко проследил все известные первоисточники по обстоятельствам гибели Царевича Иоанна и пришел к однозначному выводу, что Царевич умер в результате болезни, которая началась с раны, полученной на охоте. Болезнь продолжалась около 2 недель и вначале казалась не опасной, и врачи из Москвы были вызваны далеко не сразу, а лишь ближе к безвременной кончине Царевича и, к сожалению, не смогли спасти Наследника Престола. Тайна болезни Царевича была раскрыта в 1963 году после вскрытия гробниц в Архангельском соборе Московского Кремля группой антрополога Герасимова. Тогда выяснилось, что останки Царевича Иоанна Иоанновича не содержат на волосах никаких следов крови, в то время как в случае удара по голове, о котором писали клеветник Поссевино и его духовный последователь Репин, эти следы несомненно остались бы. Крови не было, но зато в останках Царевича эксперты обнаружили в количестве, многократно превышавшем допустимое, ртуть и мышьяк, которые и послужили основной причиной болезни и смерти Царевича.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/25/ew...

Екатерина II u opдeh иезуитов: уникальная страница русской истории (+ВИДЕО) Об уникальной странице в истории России 12 мая, 2015 Об уникальной странице в истории России Как связана Екатерина II и орден иезуитов? Об этом Вы узнаете из лекции протоиерея Георгия Ореханова, опубликованной на этой странице. Екатерина II u opдeh иезуитов Сегодня у нас пойдет речь, как было сказано в анонсе лекции, о по-настоящему уникальной странице в истории России. В чем заключается эта уникальность, вы из лекции узнаете. Я хочу сделать несколько предварительных замечаний, без которых остальное будет не очень понятно. Во-первых, когда вообще на Руси появились первые католики? Это очень интересный вопрос. Появились они достаточно давно, например, в некоторых источниках упоминается католическая церковь святого Петра в Новгороде XIII beka, но эти контакты с католиками, которые, как правило, были или купцами, или занимались какими-то другими вопросами, были эпизодическими. По всей видимости, наиболее значимый эпизод русской истории, связанный с Католической церковью, — миссия иезуита Антонио Поссевино, которая имело место в 80-е годы XVI beka, когда Поссевино приехал из Рима к Ивану Грозному. Надо сказать, что здесь были взаимные интересы и у самого Поссевино, и у Ивана Грозного, который вел в это время войну с Речью Посполитой и рассчитывал на посредничество Папы Римского. В свою очередь, Поссевино говорил о возможности соединения Православной и Католической церквей, но этот проект был Иваном Грозным отвергнут, однако он сказал, что католические купцы могут беспрепятственно приезжать на Русь, причем со своими священниками. Другими словами, до той эпохи, о которой сегодня пойдет речь, до начала колонизационной политики Екатерины II u дo mak называемого первого раздела Польши (а что это такое, я сейчас скажу), за очень немногочисленными исключениями католиками в России могли быть только иностранные граждане, причем их правовое положение никак не было отрегулировано законодательно. Они объединялись в небольшие и немногочисленные приходы. Такой приход, например, существовал уже в начале XVIII b. в Петербурге и в некоторых других городах.

http://pravmir.ru/ekaterina-ii-i-orden-i...

Неслучайно и ранее подлинность документов из Ватиканского архива, опубликованных А.И.Тургеневым, подвергали сомнению. Причина именно в том, что и эти материалы были не в пользу иезуитов, римской курии и святого престола. Как ни странно, в своих работах Пирлинг часто проговаривается, а в некоторых случаях дает прямые улики против иезуитов в деле Самозванца. В статье Posseviana (эту статью следует считать ответом иезуитов на безуспешные поиски Н. М. Павловым в Венеции архива Поссевина, с документами из которого ознакомился некто «русский», скорее всего кн. Оболенский, или кто-то из его окружения, еще в 1860-х гг.) Пирлинг сообщает о венецианском архиве Антонио Поссевино следующее. Архив Поссевина (состоявшего в переписке с Савицким, иезуитом, духовником Demetrius’a, и с главой польских иезуитов Децием Скриври) был поручен хозяином 7 мая 1604 года (тогда поход Demetrius’a в Россию уже был делом решенным, а результат — еще проблематичен) заботам генерала ордена Клаудио Аквавивы. Пирлинг пишет, что архив Поссевина плохо сохранился, «большая часть бумаг утрачена. Особенно пострадала русская историческая часть». Он не сообщает место его нахождения, также не сообщает и содержание сохранившейся, по его словам, описи архива (10). Павлов — Шереметьеву: «Враги Православия, украв его (царевича) имя и наругавшись, хотели подстроить на Руси грядущим родам из века в век подложную самозванную династию» (12, с.11). Митрополит Платон Левшин: «Называют Поссевина, который младых отроков Российских дворян хотел каким-либо образом уловлять, дабы они у них в Польше и Вильне обучались наукам, де их наиболее располагать к Папской вере, а через них, де, можно будет и в России успех в том иметь». (митр. Платон (Левшин)) Митрополит Платон дает исчерпывающую характеристику иезуитам, как делателям папской политики, а также указывает на Ивана Грозного, подавшего им повод к участию в «русских делах»: «Известно, какие в свете Езуитами были производимы против Государей и государств предприятия, единственно по бессовестной ревности, чтоб свою веру и самою папскую и свою власть распространить»; « они были и суть всегда орудиями Папы, который не спал, и не спит никогда, чтоб все царства своей власти покорить, для того всякие способы и всякие беззаконныя средства почитают законными»; «Первый царь Иоанн Васильевич по несчастью открыл Папе и Езуитам свободный вход в Россию» (2, 178-179).

http://pravmir.ru/xronologicheskaya-tabl...

Профессор Антонио Фаллико  также выразил радость, что русское издание пополнит ряд других версий – на английском, французском, китайском, японском, корейском языках. Журнал начал издаваться в апреле 1850 года в Неаполе группой иезуитов, и уникальность его в том, что он продвигает «глобальный взгляд на проблемы, которые касаются религии, общества, окружающей среды, человека, мира в целом», сказал Антонио Фаллико, ссылаясь на слова Папы Франциска. Авторы журнала придерживаются «диалектического открытого метода исследования». Профессор напомнил и о том, что первым иезуитом, ступившим на русскую землю, был Антонио Поссевино, который предстал перед царем Иоанном IV (Грозным). Он был послан, чтобы сыграть посредническую роль в создании коалиции против Османской империи, и его записи до сих пор остаются важным источником информации о той встрече. Также не стоит забывать, продолжил Антонио Фаллико, что Общество Иисуса обязано России сохранением своего существования: после роспуска ордена Папой Климентом XIII,  его члены, лишенные гражданства и общественного признания, нашли прибежище в России, где императрица Екатерина II позволила им остаться в империи.   Нунций Джованни Д " Аниелло отметил важность того факта, что дата сегодняшней встречи была приурочена к 5-летию встречи в Гаване. Это обращает наше внимание не только на текст совместной декларации, но и на то, что оба подписавшие ее сказали устно. Папа Франциск: «Единство достигается в пути». Патриарх Кирилл сказал, что нужен для этого совместный труд. «Идти и трудиться – эти два глагола важны и для нашего журнала», - подчеркнул архиепископ Джованни Д " Аниелло. Архиепископ Павел Пецци в своем видеопослании также высказал надежду и радость, что журнал будет способствовать серьезному и плодотворному диалогу. С тематическим докладом «Гаванская встреча в своей перспективе» выступил иеромонах Иоанн (Гуайта). Он еще раз напомнил, как и в каких условиях проходила встреча, поделился размышлениями о ней «спустя пять лет». Отметив ее беспрецедентность (прецедент был лишь в XV веке на Флорентийском соборе), докладчик поставил ряд вопросов: почему так далеко, на другом конце света? Почему в аэропорту, а не в каком-нибудь христианском храме? Почему протокол встречи абсолютно светский? Почему такая спешка? Почему так секретно? Об этой встрече было объявлено официально ровно за неделю, 5 февраля.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иезуиты не позволили сделать этого. Мало того, они самым пагубным образом заставили внешнюю политику Польши служить католическим интересам. Уже в 1581 году отец Антонио Поссевино, папский легат в Москве, всеми средствами старался побудить царя Ивана Грозного к сближению с римской церковью. Иван действительно проявил известную готовность к подобному сближению. Полный самых радостных надежд, Поссевино выступил в качестве посредника при заключении мира при Киверовой горе между Россией и Польшей, мира, выведшего Ивана из очень затруднительного положения. На это как раз и рассчитывал хитрый государь. Об обращении русских речи больше уже не было. Поссевино покинул Россию, ничего не добившись. Два десятилетия спустя отцам-иезуитам представился новый, еще более заманчивый случай для того, чтобы захватить Россию. Беглый монах Гришка Отрепьев рассказал одному иезуиту, что он – сын царя Ивана, Димитрий, и заявил о своей готовности подчинить Московское государство Риму, если взойдет на царский престол. Недолго думая, иезуиты взяли это дело в свои руки, ввели Отрепьева в дом сандомирского воеводы, который выдал за него свою дочь, выступили защитниками его притязаний пред лицом Сигизмунда III и папы и добились набора польского войска против царя Бориса Годунова. В награду за эти услуги Лжедмитрий отрекся в краковском доме иезуитов от веры своих отцов и обещал даровать ордену после победы над Борисом резиденцию в Москве рядом с Кремлем. Но как раз эта благосклонность к католическим монахам и вызвала взрыв ненависти православных русских против Лжедмитрия. 27 мая 1606 года он был убит вместе с несколькими сотнями поляков. Эта неудача дорого обошлась как полякам, так и иезуитам. Если до этого момента почти нельзя было говорить о чувстве национального самосознания русских, то теперь это чувство проявилось с огромной силой, приняв в первое время характер фанатической ненависти к римской церкви и Польше. Союз с Австрией, который орден поддерживал всеми своими силами, и агрессивная политика Сигизмунда III против турок, также поощрявшаяся орденом, имели для Польши почти столь же печальные последствия. Словом, ни одно государство не испытало в своем развитии иезуитского влияния так сильно, как Польша, и ни в одной стране, за исключением Португалии, орден не пользовался таким могуществом. Польша имела не только «короля иезуитов», но в лице Яна Казимира [Ян II Казимир Ваза (1609–1672) – польский король и великий князь Литовский (1648–1668), последний из династии Ваза] и короля-иезуита, то есть государя, который стал членом ордена еще до своего вступления на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Версия об убийстве Иоанном Грозным своего сына была принята многими русскими историками. Как писал князь М.М. Щербатов : «Российские писатели, довольствуяся помянуть о кончине сего младого Князя, ни мало не изъясняют о роде его смерти; но и самое краткое их повествование утверждает то, что единогласно повествуют чужестранные писатели, то есть, что он от руки своего родителя был умервщлен» . Ряд историков оспаривает эту версию. Сохранившиеся подлинники материалов Посольского приказа того времени, дела о приезде папского посла Антонио Поссевино, включавшие царскую переписку, позволили публиковавшему эти материалы в 1903 году академику Н.П. Лихачеву сделать вывод, что царевич Иоанн скончался в Александровской слободе после одиннадцатидневной болезни, казавшейся поначалу не опасной . Противники версии об убийстве царем своего сына указывают также на произведенное в Архангельском соборе Московского Кремля в 1963 году вскрытие гробниц царя Иоанна Васильевича и царевича Иоанна Иоанновича. Последовавшие исследования останков царевича показали превышение в 32 раза допустимого содержания ртути, в несколько раз - мышьяка и свинца. Также в экспертной справке НИИ судебной медицины говорилось: " при исследовании волос, извлеченных из саргофага Ивана Ивановича, крови не обнаружено " . Использованные материалы   Антонио Поссевино, «Исторические сочинения о России». Московия, книга II -   Князь М.М. Щербатов. История Российская с древнейших времен. СПб, 1789, Т.5, ч. 3. С. 122   Лихачев Н.П. Дело о приезде в Москву А. Поссевино. СПб, 1903. С 50-61   Федеральное государственное учреждение Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль». Отдел рукописных, печатных и графических фондов. Ф. 20. Оп. 1966. Ед. хр. 9 Редакция текста от: 03.11.2014 17:29:09 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/25982.html

Спальники с трудом могли уложить его на постель, разостланную на полу». Сообщение это находит подтверждение в важном отечественном источнике. Как записано во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, 6 января 1583 года, посетив обитель, царь призвал к себе троицких старцев Евстафия Головкина и Варсонофия Якимова, а также своего духовника Феодосия Вятку и просил их устроить в обители ежедневное поминовение по его сыне «вовеки и навеки, докуды обитель сия святая стоит». «И о том поминание о царевиче Иванне плакал и рыдал, и умолял царь и государь, шесть поклонов в землю челом положил со слезами и рыданием». Так через два года после гибели сына царь продолжал оплакивать его смерть. По душе царевича были даны огромные вклады в русские обители (только Троице-Сергиев монастырь получил 5 тысяч рублей), а когда был заключен мир, такие же огромные вклады были посланы в наиболее чтимые обители православного Востока — на Афон, в Иерусалим и на Синай. Объяснения эти никак не соответствовали истине. Царю было хорошо известно, что его «воеводы сидят во Пскове здорово и безстрашно и людем государевым убою нет и порухи над городом нет никоторые», да и советами иезуита он не намерен был руководствоваться. С течением времени в этой неприятной истине должен был убедиться и сам Антонио Поссевино. Оказывая любезности папскому посланцу и делая многозначительные заявления (но не на официальном приеме, а на пиру), царь одновременно принимал меры к тому, чтобы приехавшие к нему католические священники не имели никаких возможностей для ведения миссионерской деятельности. По сообщению самого Поссевино, царь «запрещал переводчикам даже переводить все то, что имеет отношение к религии». Обсуждение же вопроса о характере разногласий между церквями и способах их преодоления было отложено до того времени, когда Поссевино вернется в Москву после завершения мирных переговоров. Когда это произошло и царь принял посланца по его настоянию, он уже не нуждался в содействии курии и мог дать волю своим чувствам по отношению к Риму.

http://sedmitza.ru/lib/text/438986/

9 июля 1577 г. Трубецкой был направлен царем из Пскова «наперед себя» «воевать немецкие земли»; Трубецкому было дано для передачи комментируемое послание Полубенскому. 497 Писанъ в дому живоначалные Троицы и великого государя Всеволода-Гаврила, a в нашей отчине двора нашего из боярские державы в городе в Прескове... – Троицкий собор – главный храм Пскова, по названию которого часто именовался сам город; Всеволод-Гавриил Мстиславич (первая половина XII в.) – князь, изгнанный из Новгорода и ставший первым князем Пскова; в дальнейшем почитался как местный герой. Канонизирован русской православной церковью. Выражение «двора нашего из боярские державы», очевидно, означает сравнительно скромный ранг Пскова в системе владений царя. 498 В лта 7090-го... из Риму от папы посланник именемъ Антонъ... велимъ к папе отписати». – Данное вступление, выделенное в рукописи киноварью, имеется только в списке РГБ, ф. 236, 19. Речь в нем идет о визите в Россию в 1581–1582 гг. Антонио Поссевино (1534–1611) – одного из наиболее видных деятелей католической реакции. Антонио Поссевино участвовал в миссии по заключению перемирия между Иваном Грозным и Стефаном Баторием. В то же время известно, что по поручению папы римского Григория XIII он пытался вести прения о вере с царем Иваном Васильевичем, с целью обратить его в католичество, однако эта попытка не увенчалась успехом. Очевидно, переписчик данной рукописи соотнес недавние по времени события (список датируется кон. XVI в.) с темой другого прения о вере – Ивана Грозного с Яном Рокитой. 503 ...учителе Люторе... – Мартин Лютер (1483–1546) – один из вождей Реформации, основоположник лютеранства как протестантского учения (1517). 505 Якоже убо Сатанаил... козноди. – Апокриф о свержении с небес Сатаны см.: Палея толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г.//Труд учеников Н. С. Тихонравова, М., 1892, вып. 1. Стб. 73–74. Называя последователей учения Лютера казнодеями, т. е. «нечестивыми, строящими козни», Грозный ироническиобыгрывает польское cлobo«kaznodzieja», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010