Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Когда Бутурлин взял Люблин и избивал его жителей, (они) просили его не убивать их, за что обещали вознаградить его великим сокровищем для царя, именно: крестом из древа Честного Креста, который и отдали ему. Сегодня это сокровище было доставлено царю, который ему сильно обрадовался. Звонили в колокола, не переставая, так что тряслась земля. Царь сошел в собор в короне и в царском одеянии, со всеми государственными сановниками, явились и все горожане в лучших платьях. Патриарх облачился, и было совершено молебствие в благодарность Богу, даровавшему то сокровище. Затем стали подходить ко кресту, поклонялись ему и прикладывались со всяким благоговением и почтением. Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, XVII в. Если кто согласится (поцеловать крест в подтверждение своих слов), то его сейчас ведут в храм, и, поцеловав крест, он выигрывает свое дело. Это лобзание креста московиты именуют «крестным целованием» и ценят так же, как клятву. Отсюда они называют бунтовщиков, клятвопреступников и нарушителей договоров крестопреступниками. Корб Иоанн (ок. 1670 — ок. 1741) — австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента Русское жизнеописание и религиозность отличается значительной цельностью: в основе его лежит страсть к абсолютным ценностям и преображению мира; иконы русские свидетельствуют о преодолении земного бытия. Онаш Икона для русского человека — это связь, соединяющая народ, это нечто равносильное знамени, это язык, понятный каждому, который делает то, что все могут понять друг друга и сойтись о одной общей мысли. Иконы находятся повсюду в России: во дворцах и избах, в гостинице и палатке солдата. На чужбине они напоминают Родину и, еще раз повторяем, служат символом патриотизма, а потому так же не могут быть изменяемы, как нельзя изменить герб. Дюк Владимирская икона. Фрагмент Икона Владычицы пишется ими в различных безчисленных видах. И каждое изображение носит свое особое название. Казанская, Владимирская, Смоленская, Неопалимая Купина и иные разных видов со своими особыми именами. Точно так же и изображения Господа Христа и иконы святого Николая бывают разные. Что касается икон Рождества, Пасхи, Страстей Господа и Его чудес, а также изображение Троицы, то ум человеческий не в силах постигнуть их сущности и оценить их превосходное исполнение. Я приобрел у них много икон, но мы могли покупать у них иконы только с большим трудом, ибо все у них дорого и ценно, а иконы в особенности.

http://pravoslavie.ru/1757.html

А праздник этот связан с освободительницей – Россией. Во всех православных храмах Болгарии на каждой литургии на Великом входе возглашается: «Блаженнопочившего освободителя нашего Царя Александра Втораго Александровича и всех православных вождей и воинов, на поле брани живот свой положивших за веру и освобождение Отечества нашего, да помянет Господь во Царствии Своем». Духовное присутствие России на Балканах через историю и Православие не связано с геополитикой и постоянно – с этим еврорезолюции, конечно, не справиться. Рейтинг: 9.9 Голосов: 214 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 20 марта 2024, 18:40 Продолжение... Потом, угасание старчества, отсутствие подвижничества, отток стада Христова из храмов, и вечный вопрос — почему? Господи, спаси и сохрани, не дай нас в трату. Александр 20 марта 2024, 18:39 Продолжение... «Самому государю заговаривать об унии редко и осторожно, чтоб не от него началось дело, а пусть сами русские первые предложат о некоторых неважных предметах веры, требующих преобразования, и тем проложат путь к унии...». Не правда ли свежо звучит, в отношении онлайн-событий? В последствии, работы плеяды русских историков, исследующих тему, широкого освещения не получили. Их буквально кричащий голос о совершении реформы-абсурда, как национальной трагедии, церковью услышан не был. Вот так и плыл Корабль под дозой анестезии, не обращая внимания на метастазы от некогда бывшего иезуитского влияния. Александр 20 марта 2024, 18:38 Продолжение... Владыка, описывая временной отрезок бытия русской церкви, пишет о московской миссии некоего Антонио Поссевино (лат. Possevinus), римско-католического проповедника и папского легата, члена ордена иезуитов — куратора восточного направления, сыгравшего не последнее место в долгосрочном плане по окатоличиванию украинских земель, создании своего рода плацдарма для заброса «щупальцы» ордена глубже, на Восток. Особенно поражает, приведённая епископом, инструкция иезуитов самозванцу, как ввести унию в России, где под пунктом д) записано: Александр 20 марта 2024, 18:37 Прослеживается всё тот же вирус, некогда поразивший наше отечество.

http://pravoslavie.ru/159086.html

В 1579 г. при активной поддержке папского легата Антонио Поссевино в Вильно была открыта иезуитская академия, а при ней т. н. папская семинария, превратившиеся в мощный центр формирования католич. идеологии. В 1582 г. на всех землях Речи Посполитой был введен григорианский календарь, в связи с чем были запрещены празднования по юлианскому календарю, а также торговля в дни католич. праздников. Эта мера вызывала повсеместные волнения, особенно упорное сопротивление введению нового календаря оказали жители Полоцка. В сочинениях католич. полемистов говорилось о том, что вывести правосл. Церковь из кризиса может только уния с Римом. Важную роль в политике иезуитов в ВКЛ играла деятельность учрежденных по их инициативе братств. Но главной победой иезуитов стало утверждение на польск. королевском престоле их воспитанника Сигизмунда III (1587-1632), готового пойти на любые меры для насаждения католицизма. Правосл. Церковь пыталась выйти из кризиса путем укрепления внутрицерковного порядка, усиления своих позиций в обществе, реформирования монашеской жизни. Однако непоследовательность в осуществлении реформ приводила к столкновениям епископата и мирян, объединенных в правосл. братства. Первоначальной целью этих правосл. об-в была забота о материальном благосостоянии церквей и правосл. просвещении. Зачастую братства имели не только церковный характер, напр., братство, основанное в Вильно в сер. XV в., было кушнирским (скорняжным), в кон. века к нему присоединились 4 др. братства: панское (городское), купецкое, кожемяцкое и росское (Росса - предместье Вильно), в 1574 г. они объединились в виленское Свято-Троицкое (позднее Свято-Духовское) братство, носившее уже чисто церковный характер. В кон. XVI - нач. XVII в. братства появились почти во всех городах Б.: Спасское (позднее Преображенское) в Могилёве (1589), Никольское (позднее Колядное) в Бресте (1591), Преображенское в Слуцке (1606), Петропавловское в Минске (1612/14), Богоявленское в Пинске (1633) и др. Братства добились права участия в выборе духовных лиц, надзора за ними, защиты интересов правосл.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Русские цари и императоры (годы правления, государственная и церковная политика) Нравственный облик   1 Иван IV Васильевич (Грозный) 1533–1547 – Государь, Великий князь Московский и всея Руси 1547–1575, 1576–1584 – Царь и Великий князь всея Руси Государственное управление – Начат созыв Земских соборов (1549) – сословно-представительных учреждений Российского государства в XVI–XVII веков. – Составлен «Судебник» (1550). – Проведены широкие реформы, в том числе способствовавшие становлению местного самоуправления. – Произошло значительное расширение территории государства. – Освоение Сибири, неудачные войны с соседями, из которых Ливонская война (1558–1583) продолжалась 25 лет. – Во второй половине царствования развязан кровавый террор против родовой знати и всего российского общества, жертвами которого стали незаурядные государственные деятели и тысячи простых людей. – Разорение городов и хозяйств, имущественное оскудение населения в результате обременительных войн, попрание общественной и личной безопасности. Методы управления, основанные на жестокости. – Постепенное создание социально-политических, хозяйственно-экономических и духовных предпосылок для «Смутного времени» начала XVII beka. – Апология самодержавия как бесконтрольной и неограниченной власти, освященной Божественным произволением. Церковное управление – Стоглавый собор 1551 года, где была предпринята попытка урегулирования различных сторон церковной жизни. – Канонизация русских святых: 12 – общецерковное почитание, 9 – местное почитание. – Опала протопопа Сильвестра. – Попытки принудить архиереев к безоговорочному подчинению, смещение их с кафедр. – Принудительное смещение с кафедры и арест Митрополита Московского Филиппа II (Колычева) за обличение опричнины и злодеяний царя (1568 год). – Собор на еретиков 1553–1554 годов. Дело Бакшина. – Противостояние иезуиту Антонио Поссевино, пытавшегося склонить Русь к унии. – Устроение Московского печатного двора (1553 год).

http://azbyka.ru/shemy/russkie-tsari-i-i...

Ведь чем Западная Церковь отличается от Восточной: мы – православные христиане – никогда не расставались со словом Божиим; а Западная Церковь полторы тысячи лет бубнила латынь, на которой никто ничего не понимал. А у нас, когда Русь крестили, сразу был использован перевод Священного Писания свв. Кирилла и Мефодия на понятный разговорный язык. Как только Православие идет за Урал – там делаются переводы Библии для всех народов на их языках. Православие приходит в Японию – св. Николай Японский делает перевод священных текстов на японский язык, Православие в Китае – Священное Писание переводится на китайский язык. До сих пор этим переводом пользуются японцы, китайцы, и не только православного исповедания, но и католики, протестанты. Когда славянский язык стал непонятен, был сделан перевод на русский язык для людей, плохо знающих славянский язык. В этом Православная Церковь имеет огромное преимущество – у нас многовековая традиция, мы никогда не расставались со словом Божиим. Мы – народ Божий, который никогда не оставлял Его слова. У нас Евангелие прочитывается за богослужением целиком в течение года, Апостол – целиком, Псалтирь мы читаем раз в неделю. Есть служебные круги: суточный, седмичный, годичный – они позволяют нам постоянно пребывать в общении со словом Божиим. Книжность наших предков, именно в библейском понимании этого слова, была более чем высокая. Возьмите полемику иезуита Антонио Поссевино с царем Иоанном Грозном. Этот иезуит законспектировал весь диалог. Царь использует многие цитаты из Священного Писания, используются даже скрытые цитаты, когда люди говорят на отвлеченные темы библейскими конструкциями предложений. Когда в советское время изучали берестяные грамоты, то выяснили, что самые читаемые книги на Руси – Псалтирь, Евангелие и Апостол. Даже на бытовые темы наши предки писали на бересте конструкциями предложений из Псалтири, Апостола, Евангелия. Кто писал на бересте? Бедные люди. В книге «Пути русского богословия» о. Георгий Флоровский отмечает, что когда Русь крестили, недостатка в книгах не было, была другая проблема – избыток книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Развитие миссионерской деятельности во всем мире. Тридентское «Исповедание веры», утвержденное Собором, облекло Римско-Католическую церковь в ее современные формы бытия. §6. Орден иезуитов. Краткая история и современное положение Основателем «Общества Иисуса» (Societas Jesu) был испанский офицер – дворянин Игнатий Лойола . Под влиянием прочитанной книги «Жизнь Христа» он в 1523 году совершил паломничество в Иерусалим, чтобы «исследовать пути Иисуса, Которого Он желал наилучшим образом познать и Которому стремился подражать и следовать». По возвращении на родину Игнатий учился в Барселоне, Саламанке, а затем в Париже, где слушал лекции в Сорбонне. Вокруг И. Лойолы собралась группа единомышленников, стремившихся всецело посвятить свою жизнь служению Христу и осуществить идеал подлинной евангельской бедности. В 1540 году Игнатий и его товарищи дали обет безусловного послушания римскому папе Павлу III, который буллой «Regimini militantis» утвердил их общину и благословил на предстоящую миссионерскую деятельность «во всем мире», к «вящей славе господа Бога... и к вящему духовному благу душ» (ad majorem Dei gloriam). Выполняя завет папы и руководствуясь составленным Лойолой Уставом (Конституцией), многочисленные члены иезуитского сообщества разошлись с миссионерской проповедью в страны Европы, взбудораженной реформационными движениями, а также направились во вновь открытые испанцами и португальцами земли. Таким образом, во второй половине XVI века воины Христовы достигли Индии, Китая, Японии, а в начале XVII века появились в Мадагаскаре, Филиппинах и американском континенте: Флориде, Мексике, Парагвае, Перу и Бразилии. Несмотря на успешную миссионерскую деятельность иезуитов, папа Климент XIV вынужден был под давлением оппозиции иезуитам со стороны монархов Испании, Португалии и Франции упразднить орден в 1773 году. Но спустя сорок лет папа Пий VII восстановил орден иезуитов. С самого момента своего возникновения иезуиты проявляли особый интерес к православной Руси. Первым иезуитом, проникшим в Россию, был представитель папы Григория XIII – Антонио Поссевино . Его миссия заключалась в установлении дипломатических отношений между Римом и Московией, а также переговорах о соединении Русской Церкви с Римско-Католической и о постройке католических церквей на Руси. Как известно его попытка по церковному вопросу оказалась безрезультатной, ввиду твердой антикатолической позиции царя Ивана Васильевича IV Грозного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Маяковскому… куски церковных распевов и чтений дороги в их буквальности, как отрывки живого быта… Эти залежи древнего творчества подсказывали Маяковскому пародическое построение его поэм», — отмечено в позднем мемуарном труде «Люди и положения». Этот крайний случай показывает, что долговременые последствия события, произошедшего тысячу лет тому назад, отнюдь не ограничены в своем действии той частью новой русской поэзии, которая прямо вдохновлялась православными темами. Эти последствия поистине универсальны. Совсем особая тема — отношение русской традиции к иконе. Замечательно, что в XVI веке, т. е. в классическую пору конфессиональных конфликтов, иезуит Антонио Поссевино, безуспешно пытавшийся обратить Иоанна Грозного в католицизм и сохранивший от своей неудачи некоторое раздражение против всего русского, именно об этой стороне русской жизни отзывался с неизменной похвалой, отмечая «скромность и строгость» искусства иконописцев, столь контрастировавшие с практикой Ренессанса и маньеризма, и благоговение почитателей икон. Не это ли свойство нравственной серьезности перед лицом красоты — разумеется, в совсем иных мировоззренческих контекстах — сочувственные иностранные ценители неоднократно отмечали как свойство русской литературы XIX века? Говорил же Томас Манн о «святой русской литературе»; конечно, это метафора, но не простая метафора. Уже тысячу лет назад, если верить рассказу летописца, предки наши при выборе веры оказали доверие красоте как свидетельству об истине. Как кажется, ни в одной из разнообразных легенд о христианизации народов Европы нет ничего похожего на знаменитый эпизод «испытания вер». Мы слишком хорошо помним рассказ «Повести временных лет», слишком к нему привыкли, чтобы сохранить умение ему удивиться. С князем Владимиром уже беседовали и мусульмане, и католики, и хазарские иудаисты. Перед ним уже прозвучала проповедь греческого «философа», вместившая в себя библейскую историю и краткий катехизис в придачу. Казалось бы, этого достаточно: разве в Послании апостола Павла к римлянам не сказано, что вера — от слышания (10:17)? Но здесь не проповедь, не доктрина, не катехизация решают дело.

http://blog.predanie.ru/article/slovo-bo...

«После раздачи (Даров) священник опустился на колени на верхней ступени лестницы, ведущей к главному алтарю, поднял руки к небу и запел молитву. Присутствующие повторяли ее, стоя на коленях и приникнув лицом к земле. Я никогда не видел, чтобы молились с таким жаром» Ложье Цезарь, итальянский военнослужащий, офицер королевской гвардии, участник похода Наполеона I в 1812 г. «Особое уважение воздается Кресту Господа нашего Христа. Куда ни посмотришь, везде: на перекрестках дорог, над дверями и крышами храмов – видны многочисленные его изображения. Увидя их издали, склонив голову, они крестятся, если же оказываются поблизости от него, из почтения сходят с коней. И более всего благочестие народа характеризует то, что, начиная всякое дело, они осеняют себя крестом. Строители стен, возводившие крепость, начинали работу не раньше, чем, повернувшись к крестам, воздвигнутым на храмах, чтили их должным образом» Поссевино Антонио, итальянский дипломат, посол папы Григория Х II (1534-1611). «Если кто согласится (поцеловать крест в подтверждение своих слов), то его сейчас ведут в храм, и, поцеловав крест, он выигрывает свое дело. Это лобзание креста московиты именуют «крестным целованием» и ценят так же, как клятву. Отсюда они называют бунтовщиков, клятвопреступников и нарушителей договоров крестопреступниками» Корб. «Русское жизнеописание и религиозность отличается значительной цельностью: в основе его лежит страсть к абсолютным ценностям и преображению мира; иконы русские свидетельствуют о преодолении земного бытия» Конрад Онаш, всемирно известный специалист в области иконописи (1916-2007). «Икона Владычицы пишется ими в различных безчисленных видах. И каждое изображение носит свое особое название. Казанская, Владимирская, Смоленская, Неопалимая Купина и иные разных видов со своими особыми именами. Точно так же и изображения Господа Христа и иконы святого Николая бывают разные. Что касается икон Рождества, Пасхи, Страстей Господа и Его чудес, а также изображение Троицы, то ум человеческий не в силах постигнуть их сущности и оценить их превосходное исполнение. Я приобрел у них много икон, но мы могли покупать у них иконы только с большим трудом, ибо все у них дорого и ценно, а иконы в особенности» Павел Алеппский.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/11/...

Большие надежды папа возлагал на союз с испан. королем против англ. кор. Елизаветы I . В Нидерландах он также поддерживал борьбу против принца Вильгельма Оранского и гёзов, надеясь использовать эти земли как плацдарм для борьбы с протестант. Англией. В Швеции, куда в 1577 г. в качестве чрезвычайного посла был отправлен иезуит Антонио Поссевино , кор. Иоанн III Ваза под влиянием жены-католички Екатерины Ягеллонки, сестры польск. кор. Сигизмунда II Августа, согласился сохранить в своем гос-ве католич. веру при условии, что будут разрешены совершение мессы на национальном языке, причащение хлебом и вином, брак священнослужителей, отказ от почитания святых, а также что бывш. церковное имущество, перешедшее за годы Реформации к светским владельцам, будет за ними сохранено. После отказа Г. признать возможным подобное «примирение религий», после смерти Екатерины Ягеллонки (1583) и нового брака с лютеранкой швед. король окончательно отпал от католичества, перейдя в лютеран. веру. В Польше папа одобрил избрание королем Стефана Батория (1576), к-рый впосл. оказывал поддержку католич. духовенству и иезуитам в борьбе с реформационным движением. Герб Григория XIII. Неизв. художник. Роспись капеллы Редемпторис Матер. XVI в. Герб Григория XIII. Неизв. художник. Роспись капеллы Редемпторис Матер. XVI в. Стремясь провести в жизнь решения Тридентского Собора, папа прежде всего принял меры для того, чтобы документы Собора были обнародованы повсюду. Следуя соборным решениям, он сделал с 1573 г. обязательными визитации церковных провинций в Сев. и Центр. Италии. В др. регионах (напр., в католич. кантонах Швейцарии, в Н. Австрии и Тироле) проводниками папской политики стали папские нунции. В Свящ. Римской империи в условиях активного распространения протестантизма, что грозило отпадением от католич. Церкви Кёльнского архиеп-ства (в 1582 архиеп. Кёльнский Гебхард II фон Вальдбург объявил себя кальвинистом, присоединение его к протестант. курфюрстам давало им перевес в коллегии, избиравшей императора), папе пришлось согласиться на избрание в 1583 г. на архиепископскую кафедру католика Эрнста Баварского, брата герц. Баварского Вильгельма V, несмотря на то что буд. архиепископ Кёльнский к тому времени был одновременно епископом Мюнстерским, Льежским, Фрайзингенским и Хильдесхаймским.

http://pravenc.ru/text/166771.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН ИОАННОВИЧ, ЦАРЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн Иоаннович ( 1554 - 1581 ), царевич, сын Иоанна Васильевича Грозного и Анастасии Романовны. Родился в 1554 году, крещен духовником отца, протопопом Благовещенского собора Андреем (будущим митр. Афанасием) . Сопровождал отца в походах, принимал участие в правлении, приемах послов, казнях, но никакой политической роли не играл. В 1568 году считался кандидатом на польскую корону. В 1579 году по благословлению митрополита Антония написал житие святого Антония Сийского , представляющее собой плохую, риторическую переделку жития, написанного иноком Ионой. Женат был три раза: на Евдокии Сабуровой (1571), Параскеве Соловой, постриженных в монастырь, и Елене Шереметевой (1582). Скончался 19 ноября 1581 года в Александровской слободе . Русские летописи не раскрывают обстоятельств смерти царевича, но его современник, посещавший Москву папский легат Антонио Поссевино , так описывает случившееся: " Третья жена сына Ивана как-то лежала на скамье, одетая в нижнее платье, так как была беременна и не думала, что к ней кто-нибудь войдет. Неожиданно ее посетил великий князь московский. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Князь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супруги, но этим только обратил на себя гнев и удары отца. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Ранив сына, отец тотчас предался глубокой скорби и немедленно вызвал из Москвы лекарей и Андрея Щелкалова с Никитой Романовичем, чтобы всё иметь под рукой. На пятый день сын умер и был перенесен в Москву при всеобщей скорби. Отец следовал за телом и (при приближении к городу) даже шел пешком, в то время как знатные люди, все в трауре, прикасаясь к носилкам концами пальцев, как бы несли [их] .

http://drevo-info.ru/articles/25982.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010