Я благодарю своих родителей, ибо через них Господь сподобил меня проложить свои грешные стопы на нашей святой земле. Преклоняюсь перед мудрыми архипастырями, боголюбивыми пастырями и всеми мирянами, которые дали мне возможность осмыслить азы понимания и истинного служения Богу и людям». 11 июня, в день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Его Блаженству сослужили митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий , архиепископы Ровенский и Острожский Варфоломей , Владимир-Волынский и Ковельский Симеон , Вышгородский Павел , Белоцерковский и Богуславский Митрофан , епископы Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , Васильковский Лука , Бориспольский Антоний, Нежинский и Батуринский Ириней. Во время Божественной литургии собор архиереев во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром совершил хиротонию архимандрита Владимира (Мельника). Епископ Владимир (Мельник) будет возглавлять недавно сформированную Шепетовскую епархию. Согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 10 июня, назначенный несколько дней назад управляющим Шепетовской епархией епископ Никодим (Горенко) освобожден от этой должности и назначен управляющим Владимир-Волынской епархией . По окончании литургии Блаженнейший Митрополит Владимир вручил епископу архиерейский жезл, после чего новорукоположенный архиерей благословил присутствующих верующих. Биография преосвященного епископа Владимира (Мельника) Епископ Владимир (Мельник Константин Павлович) родился 26 ноября 1968 года в селе Невир Любешовского района Волынской области в православной семье. В 1984 году окончил сельскую восьмилетнюю школу и поступил в Пинский сельскохозяйственный техникум, по окончании которого в 1988 году был призван на службу в вооруженные силы. В 1990 году поступил в Волынскую Духовную Семинарию. В 1992 году пострижен Преосвященнейшим Варфоломеем, епископом Луцким и Волынским в монашество с именем Владимир в честь священномученика Владимира (Богоявленского), Митрополита Киевского и Галицкого. В том же году рукоположен в сан диакона. Нес послушание в Свято-Успенском Зимненском женском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/256266.htm...

Действительно, как известно, Собор закончился избранием Всероссийского Патриарха. Из числа трех кандидатов, подвергнутых закрытой баллатировке по большинству голосов был избран Архиепископ Антоний. Но затем Собором решено было, подвергнуть окончательное избрание жребием, который пал на Святейшаго Тихона. Таким образом Владыка Антоний был избавлен от креста Патриаршего служения в революционное время и тем он еще на долгие годы был сохранен для свободнаго служения Церкви в качестве Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Архиепископ Антоний был возведен в сан Митрополита и возвратился в Харьков, из которого вскоре был избран Киевским Митрополитом, при чем на этой кафедре он пробыл фактически всего лишь 6 месяцев. Избрание Киевским Митрополитом и заключение. Харьковская паства настолько не хотела отпускать от себя своего горячо любимаго Владыки, что из более горячих уст раздавались голоса о необходимости удержать Владыку в Харькове силою. Владыка прибыл в Киев на кафедру, облитую мученическою кровию его предшественника Митрополита Владимира, разстреляннаго большевиками. В Киеве в это время была Германская власть. Владыка Митрополит поселился в Киево-Печерской Лавре, при чем по распоряжению гетмана ему была дана вооруженная охрана из 16-ти человек, однако вскоре Лаврское начальство пожелало само организовать эту охрану, составив ее из послушников монастыря, прибывших с фронта, начальником охраны был назначен артиллерийский фейерверкер и георгиевский кавалер послушник Мельник – это был наш теперешний архимандрит о. Феодосий, который с того дня безсменно несет свою службу при Митрополите Антонии, сменив лишь только свой меч на духовное оружие и приняв от Владыки постриг и священный сан. В г. Киеве Владыка возглавил Всеукраинский Церковный Собор в качестве его председателя, который подтвердил нерушимую связь украинской Церкви с Московскою и организовал церковную жизнь на Украине. В Киево-Печерской Лавре были устроены богословско-пастырские курсы и религиозно-нравственныя беседы для братии обители и народа и Владыка начал совершать богослужения, начиная с Софийского собора во всех храмах Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

- Владыка Антоний не был революционером или новатором, стремившимся что-то менять, прежде всего он руководствовался в своей жизни чаянием исполнения воли Божией, жил с убеждением, что все происходит по предначертанию Божьего перста. И конечно, глубоко верил, что все отклонения во взаимоотношениях Церкви и государства обязательно пройдут. Надо лишь пережить, переболеть, перестрадать все происходящие нестроения. Он стремился сохранить суть церковной жизни, чтобы не прекращалась молитва, не прекращалась проповедь, совершение таинств. Бывают времена, когда проповедь не столь звонкая и победоносная, но всегда необходимо, чтобы люди слышали слово Божие. Владыка обращал особое внимание на проповедь, старался, чтобы она имела сугубо церковный, спасительный, просветительский характер, а не революционный призыв или недовольство чем-то. Он все делал мудро, деликатно, осторожно. Видимо, эта его позиция не вызывала возражений властей. Но если заходила речь о чем-то, что может повредить Церкви, например, в государственной политике, был очень принципиален. Разъяснял, почему так не следует поступать. И знаете, к нему прислушивались, его мнение уважали, с ним считались. Порой его упрекают в излишней осторожности, но скорее, это была житейская мудрость и понимание времени, в которое он жил. Благодаря его высокой внутренней культуре и деликатности, его все очень ценили и уважали. Когда при Хрущеве начался очередной виток гонений на Церковь, владыка Антоний являлся ректором Минской Духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря. В те годы начали запрещать богомольцам приезжать в монастырь на службу, даже собирались убрать из храмов кружки для пожертвований. «Нет, мы на это не пойдем. У нас люди, за которых мы несем ответственность». - Это было твердое архиерейское решение, и власти вынуждены были с ним считаться. Последние восемь лет жизни митрополит Антоний возглавлял Ленинградскую кафедру. Несмотря на свои тяжелые недуги, владыка постоянно служил, проповеди его были лаконичны, но очень содержательны.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

«Пойдем, пойдем, радость моя, в келью». – приветливо сказал старец. Они вошли вместе. В келье наедине отец Антоний умолял старца Серафима сказать ему откровенно, свершится ли с ним то, что внушают ему скорбные помыслы. Не приближается ли в самом деле смерть его? “Сижу ли я в келье, – говорил строитель Антоний, – выйду ли на монастырь, мне представляется, что последний раз я вижу обитель. Из сего я заключаю, что я скоро умру, и потому указал уже и место могилы для себя”. Строитель приехал к отцу Серафиму затем, чтобы в случае приближения его смерти принять от старца благословение провести остающееся время в безмолвии и внимательном приготовлении себя к вечной жизни. “Желаю знать о своей смерти, – заключил отец Антоний, – единственно для изменения моей жизни, чтобы, отказавшись от должности, посвятить остальные дни свои безмолвному вниманию”, прибавив к сему, что извещение о смерти не будет для него страшно. Отец Серафим слушал рассказ, не изменяя своего положения и держа за руку строителя Антония. Когда же сей окончил, блаженный старец, взирая на него с любовью, сказал: “Не так ты думаешь, радость моя, не так! Промысел Божий вверяет тебе обширную лавру”. Отцу Антонию подумалось, что старец Серафим желает развлечь его от скорбных мыслей, посему, прерывая речь его, он сказал: “Батюшка! Это не успокоит меня, не усмирит моих помыслов. Я умоляю вас, скажите мне прямо: мысли мои о смерти не служат ли от Бога указанием на близкую мою кончину? И в таком случае я буду просить ваших молитв о душе моей и приму мирно и благодарно ваше слово. Мне хочется встретить час смертный с должным приготовлением”. Отец Серафим с ангельской добротой отвечал: “Неверны твои мысли: я говорю тебе, что Промысел Божий вверяем тебе лавру обширную”. Строитель же отвечал на это: “Где же Высокогорской пустыни быть лаврою? Дай Бог , чтобы не сошла ниже, чем теперь стоит”. К большому удивлению отца Антония, старец Серафим, не переменяя своих мыслей, стал просить его милостиво принимать из Сарова братию, кто придет в лавру или кого он пришлет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Притом же он говорил чрезвычайно поспешно. Для этого все свои вопросы я предварительно написал для памяти на бумаге. И едва успевал я прочитывать их пред старцем, как тотчас же и получал от него на них ответы» (1863. 222–226). Конец декабря За неделю до смерти преподобный Серафим вручает одному из монахов образ, выполненный на камне, со словами: «Сей образ наденьте на меня, когда я умру, и с ним положите меня в могилу: он прислан мне честным архимандритом Антонием, наместником святой Лавры, от мощей преподобного Сергия». Завещание старца Серафима было исполнено (Ан. 44). История этого образа такова. Еще при жизни преподобного Серафима архимандрит Антоний Медведев, с 1831 года настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, гуляя по сосновому лесу, нашел плоский камешек, похожий на дощечку. Архимандрит Антоний чрезвычайно почитал преподобного Серафима, много рассказывал о нем святителю Филарету. Очевидно, он помнил и о той миссии, которую возложил на него преподобный Серафим – защитить во время будущей «дивеевской смуты» серафимовых «сирот». Очевидно, и то, что он видел явственную связь между преподобным Серафимом и преподобным Сергием, считая старца Серафима прямым духовным наследником преподобного Сергия, образцом современного монашества, чудотворцем, защитником и печальником русской земли. Именно поэтому архимандрит Антоний велел написать на плоском камешке образ из жития святого – явление Божией Матери преподобному Сергию – и, освятив образ на мощах преподобного Сергия, послал его отцу Серафиму (Ант. 27). Без даты Будущий монах Нижегородского Печерского монастыря Василий посетил старца: «На 14 году возраста я пожелал сам удостовериться в словах прозорливого старца и с этой целью испросил у своих родителей позволение побывать в Саровской пустыни у отца Серафима: это было в 1832 году. Когда я пришел к старцу и хотел спросить его о будущей своей жизни, он сам предупреждая слова мои, сказал мне: “Радость моя, тебе следует поступить в монастырь”. Когда же я отвечал ему, что человек господский, он сказал: “Гряди, Божия Матерь тебе поможет, и графиня, помещица твоя, через ходатайство великих людей, отпустит тебя на волю...”.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Без даты В 1817 году, в одеянии нищего, желая испытать прозорливость монахов, впервые пришел в Саровскую пустынь Андрей Медведев (6.10.1792 – 12.05.1877), будущий архимандрит Антоний, наместник Троице-Сергиевой Лавры, духовник митрополита Московского Филарета. Преподобный Антоний ( Медведев) Молодого человека там не приняли. Когда он покидал пустынь, ему встретился пустынник Марк, сказавший ему: «Не искушай Господа Бога твоего». Андрей пал перед ним на колени и покаялся. Пустынник успокоил его, сказав, что не пришло еще его время (ТПЖ. 158). 12 октября В Москве на Воробьевых горах состоялась закладка Храма Христа Спасителя в присутствии Августейшей семьи (Ст. 374). 4 ноября, воскресенье Скончался земляк батюшки Серафима, его сотаинник по монашеским пустынническим подвигам – преподобный Марк. Евгений Поселянин так описывает его кончину: «В конце октября 1817 года о. Марк сделался болен в своей пустыне и весь ослаб так, что ходить сам собою не мог; его перевели в отведенную ему в монастыре келлию. Здесь он простился со всею братиею, прося их молитв. Чувствуя кончину, он позвал духовника, исповедовался и приобщился св. Тайн, Тела и Крови Христовой, и, по совершении над ним таинства Елеосвящения, тихо почил между раннею и позднею литургиею. Это было в воскресенье, 4 ноября 1817 года. И по кончине своей праведный старец не переставал давать спасительные советы и благодатную помощь своим верным ученикам, являясь им с такою помощью в видениях. Благоговение Саровской братии к памяти подвижника Марка было так велико, что на местах, ознаменованных особыми проявлениями его подвигов и дарований, были воздвигнуты деревянные кресты. Один был воздвигнут на юре в лесу, другой в лесу на берегу речки Саровки, неподалеку от келлии старца. Чтившие его иноки приходили сюда на поклонение утром, в полдень и вечером и пели церковные песни». (Е. Поселянин. Русские подвижники XIX века. СПб., 1910. С. 302–311). 1818 Без даты В число послушников Саровского монастыря поступает первый биограф преподобного Серафима Стефан Васильев (1794–1861). Он проживет здесь до 1834 года (ЖП. 37; С. 68). Кроме того, в монастырь поступает послушником Андрей Медведев, будущий архимандрит Антоний. Игумен Нифонт на этот раз принял его в число братии. До поступления в Саровский монастырь Андрей окормлялся у настоятельницы Алексеевской общины в Арзамасе Олимпиады Васильевны Стригаловой (прославлена в лике святых в 2008 году в числе киевских святых). Будучи уже послушником Саровского монастыря, он продолжал посещать в Арзамасе свою духовную наставницу. Узнав об этом, игумен запретил ему поездки в Арзамас. Прожив в Сарове полтора года, Андрей оставил пустынь и по совету Ольги Васильевны поступил в Высокогорский монастырь, расположенный в 4-х верстах от Арзамаса, где вскоре стал иеромонахом и (в 1826 году) строителем Высокогорской обители (ТПЖ. 158–161).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

... В 1978 г. на вдовствующую Ленинградскую кафедру был перемещён митрополит Минский и Белорусский Антоний (Мельников). Безвольный и апатичный, он молчал и бездействовал, когда в его епархии шло массовое закрытие храмов, монастырей, духовных школ. Из беседы архиепископа Брюссельского Василия с митрополитом Никодимом накануне Поместного собора 1971 г. (Понимая, что единственным «проходным» претендентом на Патриаршую кафедру был митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, владыка Василий, тем не менее, интересовался «альтернативными» кандидатурами.) Я сказал: «А чем не подходит владыка Антоний Минский? Хороший, культурный архиерей, управляет большой епархией в 425 приходов, значит имеет опыт». Митрополит Никодим засмеялся в ответ и сказал: «Что Вы, владыко, какой же он Патриарх? Сами знаете». Должен сказать, что, зная робость и слабохарактерность архиепископа Антония, я внутренне согласился с митрополитом Никодимом, не стал ему возражать 343 . И вряд ли владыка Василий мог предполагать, что пройдут годы, и митрополит Антоний станет косвенным виновником его преждевременной кончины. В сентябре 1985 г. архиепископ Василий в очередной раз приехал на родину. 11 и 12 сентября он участвовал в Ленинграде в торжествах по случаю празднования дня памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. И тут бы 85-летнему старцу дать возможность отдохнуть, прийти в себя... Но не тут-то было. Согласно заранее составленной и «завизированной» «программе пребывания», его, по настоянию митрополита Ленинградского и Новгородского Антония, повезли в Новгород, хотя самочувствие владыки ухудшилось. «Этапирование» оказалось роковым: вернувшись в Ленинград, 15 сентября архиепископ Василий совместно с митрополитом Антонием совершил свою последнюю литургию в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде – в том самом храме, где 85 лет назад над ним было совершено таинство Святого Крещения. После литургии он почувствовал себя плохо; врачи определили инсульт... На рассвете 22 сентября 1985 г. он мирно почил в Господе. Погребён архиепископ Василий на Серафимовском кладбище, согласно с его желанием быть похороненным в родной земле 344 . «Malun nesessitatis» – «необходимое зло»

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Наконец, получая от него последнее благословение, я просил его не оставить меня своими св. молитвами: на это он сказал: “Положи упование на Бога и проси Его помощи, да умей прощать ближним своим – и тебе дастся все, о чем ни попросишь”. В продолжение польской кампании я был во многих сражениях, и Господь везде спасал меня за молитвы праведника Своего» (Ч. 348–350). «Летопись» дает еще одну подробность этого посещения: «Иван Яковлевич Каратаев, бывши у него в 1831 году на благословении, спросил, не прикажет ли он сказать что-нибудь своему родному брату и другим родственникам в Курске, куда Каратаев ехал, – то старец, указывая на лики Спасителя и Божией Матери, с улыбкой сказал: «Вот мои родные, а для живых родных я уже живой мертвец» (Ч. 409). 10 марта Иеромонах Антоний Медведев прибыл в Москву (Ант. 19). 15 марта Иеромонах Антоний Медведев по предсказанию преподобного Серафима получает в управление «большую Лавру». В этот день его возводят в сан архимандрита Вифанского монастыря и наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Ант. 19). 19 марта Архимандрит Антоний Медведев прибывает в Лавру (Ант. 19). 25 марта, праздник Благовещения В этот день преподобного посетила Царица Небесная со святыми. Свидетельницею была монахиня Евпраксия (Ч. 206), которая подробно рассказала об этом событии: «В последний год жизни батюшки Серафима я прихожу к нему вечером, по его приказанию, накануне праздника Благовещения Божией Матери. Батюшка встретил и говорит: “Ах, радость моя, я тебя давно ожидал! Какая нам с тобою милость и благодать от Божией Матери готовится в настоящий праздник! Велик этот день будет для нас!” “Достойна ли я, батюшка, получить благодать по грехам моим?” отвечаю я. Но батюшка приказал: “Повторяй, матушка, несколько раз сряду: Радуйся, Невесто Неневестная! Аллилуя!” Потом начал говорить: “И слышать-то никогда не случалось, какой праздник нас с тобой ожидает!” Я начала было плакать... Говорю, что я недостойна, а батюшка не приказал, стал утешать меня, говоря: “Хотя и недостойна ты, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь, чтобы видеть тебе эту радость! Давай молиться!” И, сняв с себя мантию, надел ее на меня и начал читать акафисты: Господу Иисусу, Божией Матери, Святителю Николаю, Иоанну Крестителю; каноны: Ангелу Хранителю, всем святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него... Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожим самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву. (Преподобный Антоний Великий ) 58. Как относиться к похвалам за сделанный труд, когда по всеобщему признанию труд этот похвал достоин? Не возносись делами своими, каковы бы они не были... Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем: утаивай их сколько можешь; не позволяй себе кому-либо говорить об них, и всячески постарайся достигнуть того, чтобы люди не хвалили тебя. (Преподобный Антоний Великий ) 59. Неужели грех гордиться собственным трудом? Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов. (Преподобный Антоний Великий ) 60. Как подавить самовосхваление? Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землею, чтобы не породился от малого большой пожар. (Святитель Феофан Затворник ) 61. Говорят, что Бог любит нас и мы должны любить Бога, но в то же время постоянно напоминается о страхе Божием. Но что это за любовь, основанная на страхе? Кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный: ибо он не делает добро для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему: он познал, что значит быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь и эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога уже не по страху наказания, но потому что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится лишиться ее. (Преподобный авва Дорофей ) Страх Божий есть сам по себе постижение благоговейною мыслию и восприятие чувством бесконечных Божиих совершенств и действий. (Святитель Феофан Затворник ) 62. Как это, жить во страхе Божием?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/otvety...

5 июля 1931 г. построенную за год с небольшим часовню освятили Сербский Патриарх Варнава (Росич) и митрополит Антоний. На ее стенах с внешней стороны в особых нишах были помещены два больших образа: свт. Николая – в память императора Николая II и свт. Алексия – в память цесаревича Алексея, доставленные с Афона. В часовне были собраны святыни главных городов России: в память Москвы – Иверская икона Божией Матери (привезенный с Афона список), в память Киева – икона Успения Божией Матери (из Иерусалима) и в память Петрограда – список образа Нерукотворного Спаса (бывшего в домике Петра Великого), подаренный афонским Свято-Пантелеимоновским монастырем. Часовня имела алтарь и в 1930-е – 1950-е гг. служила вторым приходским храмом Белграда. В крипте были помещены саркофаги с костями русских воинов, павших на Салоникском фронте, а также в составе двух русских батарей, защищавших Белград в 1915 г., на полу разложены артиллерийские снаряды, винтовки, медали и ордена погибших солдат. Две иконы для крипты позднее написал будущий архиепископ Антоний (Бартошевич): «Сошествие в ад» и св. ап. Иоанна Богослова. В этой усыпальнице были погребены: скончавшийся в 1936 г. Первоиерарх Зарубежной Русской церкви митрополит Антоний (Храповицкий) и его келейник архимандрит Феодосий (Мельник). Слева от входа в часовню похоронили умершего в 1932 г. епископа Лондонского Николая (Карпова) и скончавшегося в 1940 г. протопресвитера Петра Беловидова. Вскоре после освящения часовни полковник Михаил Федорович Скородумов, георгиевский кавалер, раненый 11 раз, потерявший на войне правую руку, выступил с идеей установки рядом с ней памятника русским воинам, павшим в годы Первой мировой войны. Он же организовал сбор необходимых средств, каждый камень, пошедший на строительство памятника, был оценен в 300 динаров, а на нем выбивалась фамилия дарителя. Сам Скородумов писал позже в своих воспоминаниях: «Дабы остановить развивавшиеся симпатии сербов к Совдепии и вернуть их к царской России, я затеял постройку памятника русским воинам и переноску останков русских офицеров и солдат с Салоникского фронта в Белград. Казалось бы, что это в интересах всех русских эмигрантов, предлог объединиться и устроить обще-Югославянско-Русскую манифестацию в честь национальной России».

http://sobory.ru/article/?object=43620

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010