В Петербурге совершена панихида по митрополиту Антонию (Мельникову) 30 мая 2008 г. 17:40 В четверг 29 мая по благословению архиепископа Тихвинского Константина , ректора Санкт-Петербургской духовной академии, на братской части Никольского кладбища при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре с участием студентов духовных школ была совершена панихида у могилы митрополита Антония (Мельникова). Митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) (1924-1986). Биографическая справка: Владыка родился в семье преподавателя Московского геодезического института. После смерти отца в 1940 году, воспитывался глубоко верующей матерью. В 1950 окончил МДА со степенью кандидата богословия за курсовое сочинение «Пастырское душепопечение по святителю Иоанну Златоусту». В 1964 году защитил диссертацию на ученую степень магистра богословия по теме «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий». В 1967 году Священный Синод назначает архиепископа Антонина председателем редакционной коллегии ежегодного сборника «Богословские труды». Объединив вокруг сборника «Богословские труды» лучшие научные силы Русской Церкви, архиепископ Антоний привлекал к сотрудничеству и ученых из светских учреждений, которые, по обстоятельствам времени, часто подписывали свои статьи псевдонимами. В 1975 году рукоположен в сан митрополита, а с 1978 года назначается на Ленинградскую и Новгородскую кафедру, став постоянным членом Священного Синода. В 1979 году возглавил созданный в Ленинграде филиал «Отдел внешний церковных сношений». Митрополит Антоний (Мельников) — почетный член Московской и Ленинградской духовных академий, а также доктор богословия Богословского факультета им. Я.А. Коменского в Праге. На протяжении 22 лет архипастырского служения владыка Антоний внес ценный вклад в межправославные отношения, в сотрудничество со Всемирным Советом Церквей , Конференцией европейских Церквей и другими межхристианскими всемирными и региональными организациями и движениями. Сайт СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/414084.htm...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Митрополит Антоний (Мельников) (1924-1986) возглавлял Ленинградскую и Новгородскую митрополию в 1980-86 гг. Видный богослов, историк, писатель и поэт, ценитель изящных искусств, известный книжник и коллекционер древностей, знаток древних и новых языков – владыка по праву заслужил славу одного из самых интеллигентных архиереев Русской Православной Церкви. Вечер его памяти был организован в зале собора Владимирской иконы Божией Матери 22 февраля 2008 года. Поводом для встречи стала публикация воспоминаний ключаря храма, протоиерея Владимира Фоменко, о митрополите Антонии. Мемуар отца Владимира под названием «Владыка Антоний (Мельников), митрополит Ленинградский и Новгородский», был издан в рамках сборника, подготовленного коллективом кафедры истории русской и западноевропейской культуры Исторического факультета СПбГУ («Русская история и культура: Статьи. Воспоминания. Эссе. Под редакцией доктора филологических наук проф. Ю. К. Руденко. СПб.: Наука, 2007). Почтить память митрополита Антония пришли клирики и миряне, лично знавшие владыку, а также ученые-исследователи его трудов. Ведущим вечера был благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин. Участники встречи делились своими воспоминаниями о владыке. По признанию протоиерея Владимира Фоменко, в прошлом – келейника митрополита Антония, владыка на фоне тогдашних архиереев Русской Православной Церкви «выделялся своим величественным, светлым, необыкновенно одухотворенным обликом». «Это был человек, который в свое время уберег меня от неверия, сохранил меня для Церкви», - признался отец Владимир. Он также подчеркнул, что роль митрополита Антония в истории Русской Церкви до сих пор не оценена по достоинству: «Владыка был одним из тех, кто еще в начале восьмидесятых годов начал подготовку празднования тысячелетия Крещения Руси, так как он понимал, что это возможность коренным образом изменить положение Церкви в стране. Владыка Антоний, несомненно, приложил руку к тем переменам в отношении нашего общества к Церкви, которые произошли в девяностые годы. Жаль, что он не увидел плодов своего труда».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-24/5...

В Минской духовной семинарии прошел вечер памяти митрополита Антония (Мельникова) 30 мая 2021 г. 13:10 28 мая 2021 года в актовом зале Минской духовной семинарии состоялся вечер памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) (1924-1986), приуроченный к 35-летию со дня преставления иерарха. Об этом сообщает сайт МинДС . Мероприятие открылось совместной молитвой, после которой архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий преподал свое благословение собравшимся. Затем ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич обратился к присутствующим с приветственным словом, в котором отметил значимость сохранения памяти о выдающихся служителях Православной Церкви. Проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев, выступивший в качестве модератора мероприятия, представил вниманию слушателей доклад «Митрополит Антоний (Мельников): жизнь и церковное служение». Выступление докладчика сопровождалось фотопрезентацией. Вечер продолжился выступлением профессора Минской духовной семинарии протоиерея Виталия (Антоника), лично знавшего митрополита Антония и поделившегося своими воспоминаниями. После этого состоялся просмотр фрагментов документальной киносъемки богослужения и торжественного акта в Ленинградской духовной академии , которой руководил митрополит Антоний в 1984 году. Преподаватель протодиакон Павел Бубнов выступил с докладом «Митрополит Антоний (Мельников) как исследователь истории Жировичского Успенского монастыря». Далее присутствующим было предложено прослушать аудиозапись проповеди митрополита Антония (Мельникова), произнесенной 8 апреля 1978 года в Жировичском монастыре во время отпевания архиепископа Ермогена (Голубева). Завершилось мероприятие заупокойной литией по митрополиту Антонию (Мельникову), которую совершил архиепископ Гурий. На протяжении 1956-1963 годов будущий архипастырь являлся ректором Минской духовной семинарии и наместником Жировичского Успенского монастыря. В 1964 году успешно защитил в Московской духовной академии диссертацию на соискание ученой степени магистра (ныне — доктора) церковной истории на тему «Жировицкий монастырь в истории западно-русских епархий». В 1965-1978 годы архиепископ (с 1975 года — митрополит) Минский и Белорусский. В 1978-1986 годы митрополит Ленинградский и Новгородский. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

20 Силуан находился тогда под арестом: это и называется здесь «искушением»; поэтому же Анастатис и называет его „юзником». 21 Вот какую рекомендацию дает своему «архиепископу», т.е. Савватию и его духовному Совету, раскольнический епископ! Безумною волею Духовного совета Анастасий называет его самостоятельные распоряжения без сношения и соборного совещания с епископами, против чего и восстали некоторые из лжеепископов, подстрекаемые Щвецовым. Это и суть «соперники» Духовного Совета. 22 У Антония Шутова был и еще поставщик подобного рода мощей – некий инок Мисаил. Он два раза ездил в Палестину и привозил оттуда немалое количество собранных там костей, за которые Антоний щедро платил ему. Мисаил умер недавно, года два назад. И все жаловался, что Антоний не заплатил ему 2000 р. долга за мощи. Если так велик был долг, то можно судить, сколько переплатил ему Антоний и сколько мнимых мощей получил и распространил! 23 Все христианство верует, что небесный мир снесен на землю Христом Спасителем, как возвестили и ангелы при Его рождении, но, по словам же раскольнического лжеепископа, в его епархию, должно быть, лишенную привнесенного Христом небесного мира, принесли этот мир два брата Мельниковы! О, кощунствующий лжеепископ! 24 Конечно, называя православную церковь «помойной лоханью» и «мерзостью», Мельниковы превзошли, если не себя, то ожидания всех разумных и честных людей; но ожидания разных Анастасиев едва ли превзошли. Кстати, подумал бы Анастасий, что если и он вместе с Мельниковыми признает православную церковь «помойной лоханью» и «мерзостью», то ведь его предки почти два столетия из этой «лохани» принимали беглых попов и потом приняли беглого митрополита, от которого и сам он мнится иметь хиротонию. 25 Если так ругаются над служителями православной церкви сами раскольнические епископы, то можно ли удивляться возмутительной брани раскольнических «мальчишек» (говоря языком г-на адвоката). 26 Вот – невольное признание самого лжеепископа, что среди старообрядцев его паствы существуют большие сомнения относительно раскола и есть расположение к православной церкви. Да и можно ли удивляться этому, когда австрийские лжеепископы и лжепопы служат свои литургии на «трупах некрещенных черкес»!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

– Преследовать будем! – солдаты опять в смех. А тот: – Мать вашу… – махнул рукой и ушел. Дембеля-христианина приютил потом у себя учившийся некогда на несколько курсов старше его в Московской духовной академии впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Антоний (Мельников), тогда он был наместником Жировицкого Успенского монастыря. – Слушай, ну что ты все один болтаешься? – сказал он как-то. – Давай, участвуй в жизни монастыря! Заведем чтение Неусыпающей Псалтири. А отец Валентин с детства с бабушкой над покойниками Псалтирь читать ходил. Поставили его на кафизмы с часу ночи. Закрылся в храме изнутри, никого нет. Устроился у аналоя и начал со свечкой читать псалом за псалмом. Вдруг слышит: – У-у-у. Читает громче. «Хоть круг мелом, – думает, – очерчивай!» Опять: – У-у-у-у. Боится оглянуться, – и вдруг: ших-ших-ших-ших – шаги приближаются! Не оборачивается! Они все громче-ближе… – Ивана, – раздается, – Сидора! Петра… «Боже, что это?» А это Агафия, – выяснилось тут же. – Царствие ей уже ныне Небесное, бабушка такая тогда прихожанкой обители была. В этом храме имели обыкновение вычитывать молитвы на сон грядущим, и по старости лет она возьми да и усни на лавочках у пономарки. Или еще было испытание: читает Псалтирь, ночь, – вдруг грохот: настежь открываются царские врата! И занавеска поднялась… «Господи, помилуй! – убыстрил чтение псалмов. – Что же это такое?..» Оказывается, кто-то из братии просто проходил через пономарку и забыл закрыть дверь, сквозняк – и это от ветра. Страсть к цитрусам как алиби для бесов Митрополит Антоний (Мельников) Или однажды: Великий пост, он уже монастырский алтарник. Прислали ему посылку из Москвы, а в ней апельсины... В белорусском селе советских времен какие могут быть апельсины?! Взял он один с собой в кармашек, и вот читаются на службе кафизмы – тогда долго все вычитывалось… Отцу Антонию в алтаре поставили стульчик. А на тот момент еще светский Валентин Васильевич, которому никто стульчика тогда и не думал предлагать, забился за алтарную печку, уперся в нее коленями, спиной – в стенку, и, ничего не подозревая, чистит апельсин. Съел. После службы отец Антоний, наместник, также ничего не подозревая, подзывает его:

http://pravoslavie.ru/109836.html

Слева направо: Петр Иванович Деревянко, Петр Викторович Гнедич, иеромонах Сергий (Голубцов), Константин Владимирович Нечаев, иеродиакон Антоний (Мельников), Гермоген Иванович Шиманский, Алексей Сергеевич Буевский Среди поступивших в 1945 году двадцати девяти студентов я был самым юным. Это был третий набор в духовные школы. Первый набор осуществили после встречи трех митрополитов у Сталина в 1943 году (на первый курс были зачислены Гнедич, протоиерей Викторов; следующий курс — будущий владыка Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников), отец Иоанн Сорокин, Иванов и другие). А мы — третий курс: Алексей Буевский, Гермоген Шиманский, Костя Нечаев... Сразу надо было отправляться домой: взять демисезонное и зимнее пальто, постельные принадлежности. А билетов на поезд нет. Я даже к начальнику ходил, а он: «Ничем вам помочь не могу». Тогда происходило передвижение войск с Запада на Восток (продолжалась война с Японией). И я, «голова два уха», сел без билета на очень невыгодный «экспресс Москва — Тбилиси (он останавливался только в областных городах). И едучи между вагонами, почувствовал, что меня ждет погибель: ритмическое постукивание колес усыпляло, стоял конец сентября и было прохладненько, я чувствовал, что коченею и засыпаю. В Туле я пересел на поезд, который останавливался чаще. Мне повезло: я нашел место на подножке у двери. Но в какой-то момент неожиданно дверь открылась и — бум! — в мой чемодан ударила ногой проводница, я лечу вниз, сделав сальто-мортале, мои ноги оказались всего в нескольких сантиметрах от колес, коленки были разбиты в кровь. Как-то все же я добрался до Харькова, а из Харькова доехал до Лебедина прямым поездом. Вот, представляете, насколько враг хитер и коварен: «Ах, ты поступил? Ну, я задам тебе жару»… Какие меня ждали искушения после поступления в духовную школу! Съездил я в Лебедин, взял все необходимое и благополучно вернулся по билету в Москву. В 1945 Богословский институт еще располагался в Новодевичьем монастыре в Москве. Когда в 1946 году открыли лавру, нас, учащихся, пригласили на богомолье и для угощенья. В ужасных условиях послевоенного кризиса недалеко от лавры в маленьком ресторанчике нас потчевали черной и красной икрой (что тогда можно было только во сне увидеть счастливым людям!) за счет Элеоноры Рузвельт, благотворительницы лавры. Супруга американского президента возглавляла комитет ООН по правам человека. Она пожертвовала большую сумму американских долларов на восстановление Троице-Сергиевой лавры. Когда лавра была отреставрирована, туда в 1948 году перевели нашу духовную школу. Так до 1948 года я проучился в Новодевичьем монастыре и год — в лавре. Пребывание в лавре — время незабываемое.

http://pravoslavie.ru/78732.html

Мне принесли от родственников старую толстую Библию – просто так ее было не найти Владыка советовал читать святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», другие духовные труды, давал мне книги из собственной превосходной библиотеки – в те времена невозможно было достать никакой святоотеческой литературы, не было даже Библии. Мне принесли от родственников старую толстую Библию – просто так ее было не найти. Архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), будущий митрополит Рукоположение Слава Богу, я поступил в семинарию. Проучился год, потом пошел к владыке Кириллу, нынешнему Святейшему Патриарху, и сказал: – Владыко святый, после университета мне сложно учиться в семинарии, меня это тянет вниз. Он меня понял и разрешил сразу после первого курса перейти в академию с условием, что я сдам самостоятельно все экзамены за курс семинарии. И я учился первый год в духовной академии и одновременно сдавал все экзамены за семинарский курс. В академии я понял и осознал слова владыки Кирилла о том, что единственный нормальный путь после ее окончания – это священство. Так я окончил академию в 1981 году со степенью кандидата богословия и подал прошение о рукоположении. К тому времени мой первый духовный наставник, владыка Антоний (Мельников), стал митрополитом Ленинградским и Новгородским, и он меня рукоположил в 1983 году в Никольском морском соборе. Отец Евгений с митрополитом Антонием Месяц я служил в соборе, и тут у меня появился второй духовный наставник – архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев; 1897–1986), блаженный старец-молитвенник. Я приходил в собор, и он учил меня служить, учил благоговению в алтаре, чтобы двигался я не в спешке, не в суете, а красиво, размеренно, благоговейно. Год мы с матушкой прожили в Ленинграде – меня взяли преподавать в академии общецерковную историю. Но жилья не было и не ожидалось, и мы с ней решили вернуться в Беларусь. Архиепископ Мелитон (Соловьев) Как митрополит Филарет отправился в Дом Правительства в полном архиерейском облачении

http://pravoslavie.ru/141112.html

п. Ни одного не встретил, который бы, выслушавши, глубоко задумался, потом молвил: «желаю послужить славе Божией и спасению братий, не знающих еще пути спасения». А вот такого именно нужно. И такой прежде всего должен быть смиренным рабом Божиим, с свежею душой, отличными умственными способностями, крепкою волею, чистым сердцем, но не замечающим ничего этого у себя, а считающим себя неключимым рабом Божиим», - писал святитель . Итак, пример святителя Николая показывает, каким может и должен быть настоящий миссионер. Образованность, дар речи и сила воли миссионера должны дополняться в нем любовью к пасомым, мягкостью и, - что особенно важно, - смирением. А громадный успех апостольской проповеди святого позволяет надеяться, что принципы, положенные им в основу миссионерской деятельности, сохраняют свою востребованность и сегодня. Цит. по книге Николай-до. Спб., Библиополис, 2001. Стр. 68, 76, 122-123. Православный благовестник, 1905, т. 1, стр. 289-290. Иаков Стамулис. Восточно-православное богословие миссии сегодня. Гл. 5. Взгляд в прошлое: восточно-азиатские миссии.//Православная миссия сегодня. Спб., Апостольский город, 1999. Цит. по Который заключался в т. ч. в том, что избрание священнослужителей производилось всегда соборно. Архимандрит Сергий (Страгородский). На Дальнем Востоке. Письма японского миссионера. Арзамас, 1897. Стр. 119-121. Цит. по: Архиепископ Антоний (Мельников). Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай//Богословские труды, сб. 14. М., издание Московской патриархии, 1975. С. 5-61. Архимандрит Николай. Воззвание Японской духовной миссии к Русской Церкви.//Миссионер, 1876, стр. 169. Архимандрит Сергий (Страгородский). На Дальнем Востоке…Стр. 177-178. А. Казим-Бек. Апостол Японии архиепископ Николай (Касаткин)//ЖМП, 1960, стр. 43-58. Архиепископ Антоний (Мельников). Ук. соч., стр. 14.. Шрейдер Д.И. Япония и японцы. СПб., 1895. Стр. 565. Дневники св. Николая Японского. Токио, издательство Хоккайдского университета, 1994. С. 210-211 (запись от 23 января (4 февраля) 1882 г). Православный благовестник, 1908, с. 331-333. Настоятельная нужда в сотрудниках для Японской миссии. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/1576.html

В 1831 году некто Иван Яковлевич Каратаев, посетив преподобного Серафима, спросил его, не прикажет ли он сказать что-нибудь своему родному брату и другим родственникам в Курске (ибо Каратаев туда ехал)? Старец, указал на лики Спасителя и Божией Матери и с улыбкой сказал: «Вот мои родные, а для живых родных я уже живой мертвец» (1863. 201). Может показаться, что преподобный был равнодушен к своим родным. Но это не так. Однажды к нему заехали курские купцы после макарьевской ярмарки и спросили: «Что прикажете, батюшка, сказать вашему брату?» Старец ответил: «Скажите ему, что я молю о нем Господа и Пречистую Его Матерь день и ночь». Купцы пошли, а старец, подняв руки горе, в восторге повторил несколько раз: «Нет лучше монашеского жития, нет лучше монашеского жития!» (1863. 201–202). Январь В Саров для беседы с преподобным Серафимом приезжает строитель Высокогорской пустыни Антоний Медведев по случаю смущавших его помыслов о близкой кончине. Однако батюшка Серафим не подтвердил его опасений, а сказал, что «промысл Божий вверяет ему Лавру обширную»: «Не оставь сирот моих, когда дойдет до тебя время». И еще попросил: «Поминай родителей моих Исидора и Агафию» (Ан. 11). В подробностях эпизоды этой важной по своим дальнейшим последствиям встречи передает «Летопись»: «В январе 1831 года отец Антоний отправился к отцу Серафиму в Саров для совета по случаю сильно смущавших его неотвязчивых мыслей о смерти. Приехавши в Саров вечером и никуда не заходя, отец Антоний пошел прямо к келье отца Серафима. Не доходя до нее, встретил он некоторых из братии Саровской обители, которые сказали ему, что отец Серафим в монастырь не возвратился еще из своей пустыни. Было уже близ 5 часов вечера и темнело. Приехавший остановился в раздумье: идти ли ему куда или тут дожидаться? В это время стоявшие с ним братия, завидев издали грядущего старца, оповестили: “Вон отец Серафим идет”. Старец шел в обыкновенной своей одежде, с мешком за плечами, опираясь на топор. Отец Антоний тотчас подошел к нему и поклонился обычно. «Что ты?» – спросил его старец. «К вам, батюшка, со скорбной душой», – отвечал отец Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

29 мая 1986 г. в возрасте 62 лет после долгой болезни отошел ко Господу митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников), церковное служение которого началось в 1944 г. иподиаконством у патриаршего Местоблюстителя, а впоследствии Патриарха Алексия I. В 1950 г. он окончил Московскую Духовную Академию, был пострижен и хиротонисан в иеродиакона и иеромонаха. Церковное служение будущего архипастыря до его архиерейской хиротонии связано было главным образом с руководством духовными школами и управлением монастырями. В 1964 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии; в 1965 г. он был переведен на Минскую кафедру, которую занимал до перевода на Ленинградскую в 1978 г. Как пишет о нем автор некролога, «несмотря на высоту своего иерархического положения, объем епархиальной и общественной работы, митрополит Антоний сохранял простоту в общении и доступность для всех, кто к нему обращался. Возглавляемые им богослужения отличала молитвенная сосредоточенность и праздничная приподнятость и вместе с тем сердечная простота и проникновенность. Владыка неизменно проповедовал за каждой своей службой, в простых и ясных словах донося до сознания молящихся истины веры Христовой. У многих людей, близко знавших митрополита Антония, он вызывал уважение широкой эрудицией, глубокой культурой, даром общения и доброжелательностью к людям. В последний месяц своей земной жизни, будучи тяжело больным, митрополит Антоний ежедневно причащался Святых Христовых Тайн, а за несколько дней до кончины исповедовался» 654 . Свою библиотеку митрополит Антоний завещал Данилову монастырю. Впоследствии она вместе с библиотекой архиепископа Тамбовского Михаила (Чуба) стала ядром Синодальной библиотеки. Погребение почившего возглавил митрополит Таллинский Алексий. 29 июля 1986 г. состоялось заседание Священного Синода, на котором на Ленинградскую кафедру был поставлен митрополит Алексий с сохранением за ним управления Таллинской епархией. В связи с переводом на Ленинградскую кафедру он был освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии, на которую Синод назначил митрополита Одесского и Херсонского Сергия (Петрова).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010