Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Хронология  События и лица Годы до н.э. Ок. 1900–1600 Авраам и патриархи Ок. 1250 Моисей. Исход из Египта Ок. 1200 Иисус Навин. Вторжение Израиля в Ханаан Ок. 1000 Воцарение Давида 966 Построение Первого (Соломонова) храма 931 Разделение еврейского царства на Израиль и Иудею Ок. 850 Пророк Илия VIII- VI вв. Эпоха пророков-писателей 721 Падение Израильского царства 587 Падение Иудейского царства.Вавилонский плен 538 Возвращение иудеев из Вавилона. Восстановление Иерусалима 516 Построение Второго храма 170–160 Гонение Антиоха IV Епифана и восстание Маккавея 142–63 Хасмонейская династия Ок. 140 Основание ессейского ордена 63 Помпей присоединяет Иудею к Римской империи 37 Ирод Великий становится царем автономного Иудейского царства 7–6 РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Годы н.э. 4 Смерть Ирода Великого. Восстание в Иудее. Архелай, Антипа, Филипп правят в Палестине 6 Низложение Архелая. Иудея вновь превращена в римскую провинцию. Восстание зелотов. Двенадцатилетний Иисус в Храме 6–15 Первосвященник Ханан (Анна) 14 Смерть Августа. Воцарение Тиберия 18 Иосиф Кайафа назначен первосвященником 26 Пилат назначен прокуратором Иудеи 27 Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Иисуса. Начало Его служения. Первые ученики. Иисус в Капернауме Весна 28 Второе посещение Иисусом Иерусалима Осень 28 Избрание Двенадцати. Смерть Крестителя Весна 29 Умножение хлебов близ Вифсаиды. Иисуса хотят провозгласить царем. Иисус в Финикии, Десятиградии и в тетрархии Филиппа Лето 29 Исповедание Петра и Преображение Осень 29 Иисус на празднике Кущей. Борьба против Него книжников Декабрь 29 Иисус на празднике Ханука. Его пребывание за Иорданом Весна 30 Воскрешение Лазаря. Последнее путешествие из Заиорданья в ИерусалимСуббота 1 апреля 30 Иисус в Вифании Воскресенье 2 апреля Торжественный въезд Христа в Иерусалим Среда 5 апреля Пророчество о конце. Предательство Иуды Четверг 6 апреля Тайная Вечеря. Взятие Христа под стражу. Допрос у Ханана Пятница 7 апреля Приговор Синедриона. Суд и приговор Пилата. РАСПЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА Воскресенье 9 апреля ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО 14 апреля Ученики отправляются в Галилею 18 мая Возвращение апостолов в Иерусалим. Последнее явление им Иисуса (Вознесение) Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/11

Скачать epub pdf 478 Слав. до времени скончания, т. е. до последнего исполнения пророчеств и конца мира. Срав. 8, 26. 12, 7. 484 Слав. руки соотв. χειρς в XII, лук. и исих. спп., компл. и альд. изд., у Златоуста; а в алекс., ват., у Феодор. и др. нет. Рассеяние силы, означает уничтожение могущества и силы народа Еврейского. 485 По аналогии с 13 ст. значить: иди к своему концу, т. е. спокойно умирай, потому что не доживешь до того времени. 492 „Так Божественный Архангел чрез пророка Даниила ясно преподает нам учение о воскресении“. Феодорит и Ефрем Сир. 493 По сопоставлению с предыдущей 11 главой, можно думать, что в настоящей 12 главе кратко, схематически, предвозвещается переход членов церкви воинствующей в торжествующую. Здесь страдания членов церкви ветхозаветной, гонения на них, лишения, запрет богослужения и всевозможные скорби, служат прообразом последних страданий и членов церкви новозаветной. Поэтому справедливо указываемые пророком в 11 и 12 ст. дни 1290 и 1335 блл. Иероним и Феодорит относят ко времени страданий христиан от антихриста. Заканчивающия эти страдания воскресение мертвых и участие в нем Даниила (2 – 3 и 13 ст.) уверяют в том, что в торжествующую церковь войдут страдальцы, разумные, – чада ветхозаветной и новозаветной церкви. „Терпение до конца“ (12 ст. ­­ Матф. 10, 22 ), по изъяснению бл. Феодорита, соединяет духовно ветхозаветных и новозаветных страдальцев и вводит в славную жизнь по воскресении. Так, все главы и отдельные, повидимому, события исторического и апокалипсического характера, в книге пр. Даниила имеют одну общую идею: суд Господень над людьми, поражение богопротивных сил Господом и торжество Царства Божия и Его силы в Ветхом и Новом Завете и в конце существования мира. До какой бы самоуверенности и эгоизма человеческая злобная сила ни доходила: в лице Навуходоносора (3, 13. 4, 27), Валтасара (5, 2. 22), Антиоха Епифана (7, 24. 25. 8, 23) и наконец антихриста (8. 24 – 25. 11, 36 – 38. 45), она всетаки будет побеждена Господом, и страдальцы от нея: Даниил (6, 23. 12, 9. 13), отроки (3, 94 – 95), разумные и святые (7, 27. 1, 33 – 35. 12, 1 – 3. 10), восторжествуют, воскреснут и примут царство (12, 2. 13. 7, 18. 27). Вот схема всех деталей, – исторических событий и видений – , объединяющая историческую и апокалипсическую части книги пр. Даниила. Читать далее Источник: Книга пророка Даниила в русском переводе с греческого текста : С введ. и примеч./[Пер.] П. Юнгеров. - Казань : Центр. тип., 1912. - 62 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Тимофей Тимофей (почитающий Бога) – имя двух лиц: а) ( I Mak. V, 6–7 и др.) – один из сирийских предводителей войск Антиоха Епифана в войнах его с иудеями, во времена Иуды Маккавея; б) ( Дeяh. XVI:1–3 ; Puм. XVI:21 ; ITuм. I:2 и др. ) – ученик и ревностнейший сотрудник св. ап. Павла в деле евангельской проповеди, уроженец Дервии, Ликаонской области или г. Листры. Имя его матери было Евника, иудеянка, а имя бабки Лоида. Мать его и бабка уже были обращены к христианству ( Дeяh. XVI, 1 ), и их великие добродетели имели благодетельное влияние на юного Тимофея. От них-то он получил превосходное христианское воспитание. Отец Тимофея был из греков. Всецелым обращением своим к христианству Тимофей, без сомнения, был обязан св. ап. Павлу, потому что апостол везде называет его то сыном, то возлюбленным сыном, то верным в Господе сыном ( I Tuм. I:18 ; IKop. IV:17 ; IITuм. I:2 ). Он был с детства научен Свящ. Писанию ( II Tuм. III, 15 ); он пользовался ранним, но здравым религиозным воспитанием благодаря неусыпным заботам о сем со стороны его матери и бабки; он имел и возгревал в себе дар Божий, так что св. ап. Павел избрал его своим сотрудником в деле евангельской проповеди. В позднейший период его жизни ап. Павел с такой высокой похвалой отзывается о нем: Он делает дело Господне, как и я ( I Kop. XVI, 10 ); в другом месте он свидетельствует, что Сын Божий, Иисус Христос, проповедан у Коринфян им самим вместе с Силуаном и Тимофеем ( II Kop. I, 19 ). В Послании к Филиппийцам ( Флn.II, 19–20 ) он превозносит его, как человека, с которым никто не может равняться в усердии и заботах о них. Св. апостол послал к своему духовному возлюбленному сыну два послания, первое и второе. По преданию, рукоположенный самим апостолом в епископы Ефесской церкви, Тимофей, по смерти апостола, долго управлял оною. Рук ни на кого не возлагай поспешно (I Тим, V, 22), писал в это время, между прочим, апостол. Свое 15-летнее служение в сане епископа Тимофей, по преданию, окончил мученической смертью при Домициане, а по другим – при Нерве, будучи побит камнями во время одного языческого праздника в честь Дианы от раздраженных язычников. Святая память его празднуется Церковью 4 и 22 января. К Тимофею I и II послание св. ап. Павла. См. Послания ап. Павла. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

и оставившего после себя двух сыновей – Селевка IV Филопатора (187–175 г.) и Антиоха Епифана (175–163 г.). – «Который был заложником в Риме…» – относится к ранее упомянутому Антиоху Епифану, а не к отцу его, тоже Антиоху, хотя имя его и ближе к определению «который». Это было после битвы при Магнезии, в 189 г. до Р. Х. – «В сто тридцать седьмом году царства Еллинского…», т. е. эры Селевкидовой, начало которой совпадает с 117, 1 г. эры Олимпиад, с 442 г. от основания Рима, и с 312 г. до Р. Х. При более точном вычислении и сопоставлении времени по всем этим эрам необходимо иметь в виду, во-первых, различные начальные пункты или времена года, с которых ведется счет каждой эры. Так, год основания Селевкидской монархии – от осени до осени – падает на 1-ю Олимпиаду 117 г., ведущую свой счет от лета до лета 312–311 г. до Р. Х., а этот последний (год христианской эры), как известно, ведет свой счет от зимы до зимы. Во-вторых, немало может запутывать в данном случае то обстоятельство, что писатель Маккавейской книги везде держится странной манеры считать годы по Селевкидовой эре, между тем как счет месяцев ведет по еврейскому обычаю от Нисана до Нисана (т. е. от апреля до апреля, или от весны до весны), как видно, напр., из 1Мак.4:52,10:21 и др. мест, а иногда и по римскому обычаю – от января до января. Принимая во внимание эти соображения, можно точнее установить, что год воцарения Антиоха Епифана – 137-й по эре Селевкидовой – соответствовал 175 году до Р. Х., точнее – продолжаясь от осени 176 года до осени 175 года дохристианской эры. – Обстоятельства воцарения Антиоха Епифана заслуживают быть отмеченными, равно как не излишне для большей ясности и обстоятельности представить хотя краткий очерк событий, предшествовавших истории Антиоха. Селевк Никатор, родоначальник династии Селевкидов – один из замечательнейших полководцев великого Александра, был, между прочим, основателем особого Сиро-Македонского царства, в состав которого в 312 году вошел Вавилон, а также многие страны по прибрежьям Средиземного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 10. …И вышел от них корень греха – Антиох Епифан…, т. е., от одного из военачальников Александровых произошел Антиох Епифан. Здесь, очевидно, разумеется Селевк Никатор, объявивший себя властителем Сирии, по смерти Александра, и положивший начало фамилии Селевкидов (около 312 г. до Р. X.). От него-то, в пятом поколении 1093 и произошел Антиох, прозванный Епифаном, т. е. знаменитым, за некоторые свои деяния. Но за характер его – подозрительный и жестокий – историки дали ему подобнозвучное прозвание Епимана, т.е. яростного или бешеного. Библейское название «корень греха» вполне обрисовывает свирепый нрав Антиоха. Он был сын …царя Антиоха и был заложником в Риме... Антиох IV Епифан был младшим сыном Антиоха III-ro, прознанного великим. По смерти этого государя (в 187 г. до Р. X.), парствовал сначала старший сын его, Селевк IV-й Филопатор (187–176 до Р. X.), Антиох же Епифан отправлен был заложником в Рим, после несчастной битвы при Магнезии. Впоследствии же, Селевк, желая вызвать к себе брата, послал к нему в Рим на смену сына своего Димитрия, но сам был вскоре отравлен. Тогда-то и воцарился Антиох Епифан (176 г. до Р. X), отняв царство у законного наследника, т. е. у племянника своего, Димитрия. ... и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского... Эти 137 лет считаются от того года, когда Селевк Никатор, поразив Антигона, полководца Александрова, овладел Сузианой и Мидией, и возвысил царство сирийское на высшую степень могущества. Это случилось в 312-м году до Р. X. Таким образом, 137-й год греческого владычества в Сирии, т. е. год воцарения Антиоха Епифана, падает на 176-й год пред Р. X. Ст. 14. …Они (т. е. иудеи, изменившие вере отцов), построили в Иерусалиме училище, по обычаю языческому... Это была, так называемая, гимназия в греческом вкусе, т. е. место, где молодые люди занимались в обнаженном виде телесными упражнениями, как то: борьбой, бегом, прыжками и т. п. Здесь же устраивались игры в честь богов языческих. Ст. 20. …После поражения Египта, Антиох возвратился о сто сорок третьем году (т. е. в 169 г. до Р. X.); и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением… Побуждением к сему нападению, грабежу и убийствам, было то, что Иудеи обнаружили сильнейшую радость, по случаю распространившейся вести о смерти Антиоха. Весть оказалась ложной, – между тем, Антиоху стало известно, какие чувства имеют к нему Иудеи 1094 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В первой книге 36 глав, которые рассказывают о двух восстаниях против Селевкидского владычества над Иудеей. Первый рассказ говорит о том, как царь моавитян и мидян «Tsirutsaydan» стал вводить идолопоклонство. Его имя – это прозвище царя Селевкидов Антиоха IV Епифана. Человек из колена Вениамина по имени Meqabis выступил против политики царя, и отказались служитья идолам. Он учил, что люди должны поклоняться только истинному Богу. Его 5 сыновей и другие люди, за отказ поклоняться идолам были сожжены. Второй рассказ говорит о трех братьях-хасмонеях: Yihuda (Иуде Маккавеи), Meqabis (Симоне Маккавеи) и Mebikyas (Ионафане Маккавеи). Они воюют против злого царя Akrandis Мадианитян, который притесняет Израиль. Возможно это историческая аллюзия на царя Александра I Баласа, правивший империей Селевкидов после смерти Антиоха IV Епифана и которого поддержал Ионафан Маккавей ( 1Мак 10–11 глл.). Однако, в этом книге, Mebikyas входит в военный лагерь и обезглавливает его за обеденным столом, в то время как еда была еще в его рту. В это же время как Yihuda и Meqabis побеждают армию царя. Вторая книга Meqabyan состоит 21 глава. Она рассказывает о том, что царь Моава по имени Meqabis напал на Израиль как наказание за их грехи. Позже он раскаялся и стал учить людей, живущих в Израиле Закону Божиему. После его смерти Tsirutsaydan ввел идолопоклонство и сжег сыновей Meqabis. В третьей книге 10 глав и на примере жизни Адама, Иова, Давида и других рассказывается о спасении и наказании. 4 книга пророка Варуха или Паралипомен Иеремии 15 . В этой книге рассказывается как Господь открыл пророку Иеремии, что Иерусалим за нечестие израильтян будет разрушен. Иеремия сообщает Варух об этом и ночью они видят ангелов, которые открывают врата в город. В ту же ночь, Иеремия получил от Господа повеление скрыть в земле облачение первосвященника и утварь храма. Халдеев входят в Иерусалим и Иеремия отправляется с израильтянами в изгнании, а Варух остается в Иерусалиме. Далее повествуется о чуде с Авимелехом. Авимелех (Авдемелех Ефиоплянин из Иеремии 38:7) засыпает на 66 лет и просыпается с корзиной совершенно свежего инжира, но не узнает ничего вокруг. Он встречается с Варухом, и они хотят сообщить это Иеремией, который все еще находится в Вавилоне. Варух молится Господу, и Господь посылает ему орла, который относит письмо и немного инжира к Иеремии. Орел находит Иеремию на похоронах, садится на труп, воскрешает его, и объявляет о конце изгнания. Израильтяне возвращаются в Иерусалим, но только тем людям, у которых нет жен-иноплеменниц разрешено перейти через Иордан. Со временем они поселятся в Самарии и станут предками самарян. В Иерусалиме Иеремия получает чудесное видение, содержащее откровение о Божественных тайнах. Следуя этому откровению, Иеремия начинает проповедовать о будущем Пришествии Сына Божия, за что его до смерти побивают камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В Русской церкви праздник Спасу и Богоматери 1 августа существовал несомненно с 12 века, хотя служба в этот день Кресту и Всемилостивому Спасу встречается не ранее 15 века, со времени введения иерусалимского устава; до того же времени празднование, вероятно, совершалось молебным пением (Пролог. Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия т. 2 замет. стр. 223–224). Св. ветхозаветных мучч. Елеазара священника и семи по плоти братий, нарицаемых Маккавеи, и матери их Соломонии и иных многих После плена Вавилонского, находясь под властью то египетских Птоломеев, то сирийских Селевкидов, иудеи невольно знакомились с греческим языком и греческою образованностью. С течением времени среди иудеев, особенно среди их высшего класса – старейшин и первосвященников, такое знакомство превратилось в увлечение; оставляя отечественный язык, пренебрегая отеческими законами и обычаями, они старались подражать и в языке, и в образе жизни грекам. Особенно сильно такое увлечение было в то время, когда Иудея находилась под властью сирийского царя Антиоха Епифана. В это время Иасон, брат праведного первосвященника Онии, сильный поклонник и подражатель греческой образованности и греческого общественного быта, купил себе у Антиоха за дорогую цену сан первосвященника и власть над Иерусалимом. Желая угодить царю и в тоже время удовлетворяя своей склонности, он, изгнав своего брата, первосвященника Онию, и сделавшись архиереем, начал разорять отеческие гражданские порядки и обычаи и стал вводить новые языческие. На краю Сионской горы он устроил зрелища на греческий лад, основал греческое училище место для гимнастических упражнений юношества, словом, вопреки закону и отеческим обычаям, стал вводить нечестивые языческие обычаи. Вследствие этого многие из иудеев – не только люди простые, но и многие из священников стали посещать зрелища, ходили в греческое училище, упражнялись в гимнастике и т. п. Юноши и люди молодые, увлекаясь невиданными языческими обычаями и удовольствиями, оставляли еврейские обычаи, религию, пренебрегали обрезанием и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ибо употребив древяныя и железныя орудия, и стены града разрушили, и двери храма разсекли секирами, и все, что было устроено прекрасным художеством, яко лес обезобразили и опустошили: и сим не удовольствовавшись, простерли ярость свою до того, что великолепнейший во всем свете храм, имени Божию посвященный, предали огню на сожжение. А дабы еще лучше изобразить жестокую лютость врагов, Пророк вводит их взаимно друг друга увещавающих, дабы ничего не щадили; кратко рещи: Пророк жалуется, что враги так были ожесточены, что нигде ничего не оставили в целости. Под именем праздников разуметь должно священныя собрания, установленныя в Синагогах не токмо для чтения и толкования Пророков, но и для поклонения Богу и для призывания имени Его; аки бы сказал, что нечестивые употребили все средства, дабы истребить богослужение во Иудеи. Пс.73:9 . Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому. Пророк полагает здесь слова верных Израильтян, в толикой скорби едва не отчаившихся о Божией помощи. Толковники место сие относят ко временам Антиоха Епифана, проименованнаго светлым, о котором пространно повествуется в книгах Маккавейских. Тогда бо и древния чудеса, и пророческия вещания так престали, что казалось, аки бы Бог не познавал ктому людей Своих: чего о Вавилонском пленении, как некоторые мнят, сказать не можно. Ибо во Иерусалиме был тогда Пророк Иеремия, а в Вавилоне Даниил и Иезекииль. Аки бы сказали: доселе по благоволению Божию имели мы Пророков, кои в видениях чрез известные знаки познавали Божию волю и нам открывали оную: ныне же ни единаго не имеем Пророка, который бы мог нас словом Божиим утешить и показать нам конец бедствий сих. Ибо в Еврейском тексте читается так: никтоже знает от нас, долго ли сия будут? Пс.73:10 . Доколе, Боже, поносит враг? раздражит противный имя твое до конца? Верные продолжают молить всеблагаго Бога, дабы воспомянул их и обратил гнев Свой на врагов, поносящих Бога немощию, аки бы Он не силен был спасти людей Своих. Сие же, по-видимому, Пророк глаголет о Никаноре, военачальнике царя Антиоха, который надменно смеялся людям Божиим и тем хулил имя Господне, как повествуется в первой книге Маккавеев ( 1Мак. 7:34 ), или о самом царе Антиохе; а может быть, о царе Димитрии, Селевковом сыне и о вождях его, которые все были враги народа Израильскаго, как видно из первыя и вторыя книги Маккавеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

К большему возвышению гонимого народа иудейского Промысел открыл Ионафану случай в междоусобиях, которые потрясали престол гонителей. Когда Александр Вала признан за сына Антиоха Епифана, и воцарился в Птолемаиде, то Димитрий, опасаясь, чтобы иудеи не приняли его стороны, даровал Ионафану право собирать войско и возвратил заложников, поэтому сей возобновил Иерусалим, а иностранные войны оставили большую часть крепостей, построенных Вакхидом. Но Александр, желая привлечь Ионафана к себе, дал ему первосвященство, порфиру и золотой венец. Димитрий, узнав о сем, писал к иудеям ласкательное письмо, которым обещал им оставление многих даней, неприкосновенность Иерусалима, отпущение порабощенных, свободу богослужения; отдавал во власть первосвященника Иудею, Самарию, Галилею и заиорданскую область. Дарил Иерусалимскому храму Птолемаиду, и предлагал свои деньги на его возобновление, но иудеи уже не поверили ему и остались верными Александру. Сей также оказывал Ионафану постоянное благоволение и тогда, когда уже низложил Димитрия, и подкрепил себя родством с Птоломеем Филометором. А когда Маккавей разбил предводительствуемое Аполлонием войско Димитрия Никатора, сына Димитриева, искавшего престола, и отнял у него несколько филистимских городов, то царь прислал ему золотой пояс – украшение царского племени, и подарил Аккарон с его пределами. После сего Птоломей Филометор, согласясь с Димитрием, и отдав ему дочь свою Клеопатру, бывшую за Александром, в отсутствие сего последнего, коварно занял Антиохийский престол, но поскольку Птоломей вскоре умер от ран, полученных в сражении с Александром, а сей, проиграв оное, убит в Аравии, то царство досталось Димитрию 891 . Во время сих замешательств Ионафан, осадив Иерусалимскую крепость, сделал через сие Димитрию новое оскорбление, однако посредством даров не только приобрел его дружбу, но еще исходатайствовал Иудее оставление даней, заплатив за сие триста талантов. Потом просил он царя вывести из Иудейских крепостей антиохийское войско, а сей обещал ему более просимого, прося от него взаимно помощи в затруднительном положении, в каковом он сам находился от ненависти своих войнов. Ионафан послал ему три тысячи человек, и они спасли жизнь Димитрия во время возмущения, убив в один день 100.000 892 . Однако утвердясь на престоле, царь забыл и сие благодеяние и свои обещания. Посему – то, когда Трифон или Диодот, победив его, ввел в Антиохию сына Александра, Антиоха Енфея, и юный царь предложил Маккавеям начальство над четырьмя областями, Ионафан перешел на его сторону и ревностно защищал вверенные ему места против военачальников Димитрия 893 . Пользуясь столь благоприятными обстоятельствами, он возобновил также союз с Римлянами и Спартанцами, и улучшил укрепления Иерусалима. Кончина Ионафана

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Александр, – говорит автор первой Маккавейской книги, – царствовал 12 лет и умер. И владычествовали слуги его каждый в своем месте. И по смерти его все они возложили на себя венцы, а после них и сыновья их в течение многих лет; и умножили зло на земле. И вышел от них корень греха – Антиох Епифан. ... В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. ... И установили у себя необрезание и отступили от святого завета». Если по словам книги пророка Даниила, наглый и искусный царь восстанет тогда, когда «отступники исполнят меру беззаконий своих», то и по свидетельству 1 Маккавейской книги воспарение Антиоха Епифана совпадает с появлением среди Израиля «отступников от святого завета». Введение необрезания – высшая мера беззакония. Тождество эпохи и лиц не подлежит никакому сомнению. Небольшой первоначально рог чрезвычайно разросся затем к югу, к востоку и к прекрасной стране. Так точно и Антиох Епифан, в начале царь Сирии, вел успешные войны против юга – Египта ( 1Мак.1:16–18 ), востока, – Персии ( 1Мак.3:31, 37 ; 1Мак.6:1–4 ), Вавилона ( 1Мак.6:4 ) и Армении, причем, подчинил себе армянского царя Артаксиаса. Его власти подчинилась также и прекрасная страна, т. е. Палестина ( Иер.3:19 ; Иез.20:6 ), названная так за свое плодородие. Дан.8:10 . и воз­несся до во­ин­ства небесного, и низринул на землю часть сего во­ин­ства и звезд, и по­прал их, Согласно объяснению Ангела, под попираемым Антиохом Епифаном «воинством небесным» разумеется «народ святых» ( Дан.8:24 ), т. е. ветхозаветный Израиль, получивший подобное имя в силу своего назначения быть народом святых. Усвояемое ему в Библии название «воинств» ( Исх.12:41 ) восполнено в настоящем случае эпитетом «небесные» ввиду того, что Израиль выполнял на земле небесную миссию, имел своим царем Владыку небес. По свидетельству 1 кн. Маккавейской, попрание Антиохом Епифаном «воинства небесного» выразилось в избиении им множества сынов израильских ( 1Мак.1:24, 30, 32, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010