[греч. Αλξανδρος Βλας], царь Сирии (150-145 до Р. Х.). В 1 Макк 10-11 он назван Александром, сыном Антиоха IV Епифана, у Иосифа Флавия фигурирует как А. В. В 158 г. до Р. Х. объявил себя сыном и наследником Антиоха IV, заручившись поддержкой врагов Димитрия I Сотера, занимавшего сир. престол,- Аттала II, царя Пергама, Ариарата V, царя Каппадокии, Птолемея VI Филометора, царя Египта. Летом 153 г. до Р. Х. А. В. получил также признание и поддержку рим. сената. В 152 г. до Р. Х. занял г. Птолемаиду (см. Акко ). В борьбе за власть над Сирией Димитрий I и А. В. пытались заручиться поддержкой иудеев, склонив на свою сторону Ионафана Маккавея: Димитрий (1 Макк 10. 6, 9-11) предоставил ему право собрать армию, дал возможность вернуть иудейских заложников (1 Макк 9. 53) и восстановить стены Иерусалима, разрушенные Антиохом V Евпатором (1 Макк 6. 62); А. В. предложил Ионафану сан первосвященника и право называться «другом царя» (1 Макк 10. 18-20). Ионафан принял предложение А. В. и стал первосвященником. Решающая битва между Димитрием и А. В. произошла в 150 г. до Р. Х. Согласно раннему списку Синайского кодекса и Александрийскому кодексу, войско Димитрия обратило в бегство войско А. В., а по исправленному списку Синайского кодекса, Венецианскому и др. кодексам, А. В. преследовал бегущую армию Димитрия. Этой версии следует синодальный перевод Свящ. Писания (1 Макк 10. 49). Иосиф Флавий писал, что левое крыло войска Димитрия одержало верх, в то время как правое, на к-ром находился и сам полководец, обратилось в бегство (Иуд. древн. XIII 2. 4). Димитрий погиб в этом сражении (1 Макк 10. 50), что определило окончательную победу А. В., к-рый вскоре провозгласил себя царем. Ионафану он пожаловал титул стратега и областного правителя Иудеи (1 Макк 10. 65). Дальнейшее правление А. В. характеризовалось ослаблением центральной власти в царстве Селевкидов. Царь пребывал вне столицы в Птолемаиде, многим городам было дано право чеканить серебряные монеты. В 147 г. до Р. Х. Ионафан предотвратил попытку Аполлония, правителя Келесирии, выступить против А. В., за что тот пожаловал ему звание «царского родственника», подарил в наследственное владение г. Аккарон и его область (1 Макк 10. 89). В 145 г. до Р. Х. А. В. потерпел поражение в битве с объединенным войском Димитрия II Никатора и Птолемея VI у р. Ойнопарас. С остатком войска он бежал в аравийский г. Абай, где был убит (1 Макк 11. 1-17).

http://pravenc.ru/text/64330.html

О первой Книге Маккавейской Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI     О первой Книге Маккавейской Стройное хронологическое течение священного кодекса, и более или менее связное, исторически последовательное содержание его книг – после книг Неемии и пророка Малахии – внезапно нарушается крупным пробелом в несколько столетий (440–175 г. до Р. X.), не нашедших себе достойного увековечения в священных книгах. С 175 года книги Маккавейские снова продолжают изложение событий священного характера для ветхозаветного человечества и доводят его до 135 г. до Р. X., после чего ветхозаветный кодекс вновь обрывается совершенно, уступая место священным книгам кодекса новозаветного, начинающегося евангельскими повествованиями о рождестве Спасителя мира. Наименование свое Маккавейские книги заимствовали от прозвания, первоначально усвоенного 3-му сыну священника Маттафии – Иуде – Маккавей, что значит «молот» 1 , за его выдающееся геройство и успехи в борьбе с врагами иудеев ( 1Мак.2:4 – Ιοδας επικαλομενος Μακκαβαιος; ср. Ιοδας Μακκαβαιος – 1Мак.2:66,3:1,5:24,8:20 др. Во 2-ой Маккавейской книге во многих местах ( 2Мак.8:5,16 ) прямо Μακκοβαιος, и даже просто Μακκαβαος – 2Мак.10:1 , как встречается и в 1Мак.5:34 ). – От этого прозвища Иуды получило такое наименование «Маккавеев» и все семейство братьев Иуды, и само движение, вызванное и руководимое ими, стало известно под названием борьбы или эпохи «Маккавеев». Под именем «Маккавейских» в Библии имеются три книги, признаваемые неканоническими. Первая книга Маккавейская, передав вкратце обстоятельства воцарения Антиоха Епифана на сирийском престоле, повествует о тяжких гонениях этого безбожника на верное Богу иудейство и о геройской борьбе за свою веру и свободу последовательно всего семейства Маккавеев, начиная Маттафиею, родоначальником этой фамилии, и кончая Симоном, т. е. от 175–135 г. до Р. X. (Маттафия, 1Мак.1–2 .; Иуда, 1Мак.3:1–9:22 ; Ионафан, 1Мак.9:23–12:53 ; Симон, 1Мак.13–16 ). По свидетельству Оригена и блаж. Иеронима, эта книга написана первоначально на еврейском наречии. Свидетельство первого (у Евсевия, Hist. eccles. VI, 25) таково: ξω τοτων (т. е. кроме этих, канонических книг Ветхого Завета) στi τα Μακκαβαικα 2 , απερ πιγγραπται Σαρβθ Σορβαν λ – (евр. ..., т. е. «владычество», или «История князей сынов Божиих»). – Блаж. Иероним в своем свидетельстве (prolog. galeat.) называет в числе книг, не принадлежащих к канону, только две Маккавейские книги, и при этом замечает: Machabeorum primum librum hebraicum reperi; secundus graecus est, quod ex ipsa quoque phrasi probari potest. – Обе книги находятся уже в Италийском кодексе, и из него перешли в Вульгату, так что блаж. Иероним не переводил их вновь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 115 Аллилуиа. «Еврейский текст, – говорит бл. Феод., – Сирский и другие переводчики псалом сей соединяют с предшествующим; потому что продолжает он ту же мысль; имеет то же содержение», а потому относит ко времени гонения Антиоха Епифана. Св. Златоуст относит ко времени Вавилонского плена, когда Иудеи недоумевали, как они, обезоруженные и обращенные в рабов, могут возвратить свое отечество и не верили пророкам, которые им говорили об этом. По другим, это благодарственная песнь Давида по избавлении от бедствий в гонение Авессалома. 1 . Веровах, темже возглаголах. «Хотя Давид не сказал ничего, – говорит св. Злат., – но выражает то, что было сказано в мыслях его. Что же было сказано? Размыслив, говорит, о несчастии и плачевном состоянии Иудеев, о совершенном опустошении и конечной погибели, я не усумнился в перемене к лучшему, но надеялся, возвещал о ней и возглаголах: и в предыдущих псалмах я много говорил о ней, но говорил и возвещал по внушению веры». Св. Апостол Павел приводит слова Давида 1 стиха в том смысле, что вера имеет свой, ей свойственный, дух непоколебимого убеждения и смелого, открытого исповедания ( 2Кор. 4:13 ). «Сперва человек верует, потом уразумевает, и после сего глаголет ( Ис. 7:9 )». (Св. Афан.). Аз же смирихся зело. «Но когда, говорит псалмопевец, уверовал, возглаголал я великое, тогда увидел, что сам я – ничто, смирихся зело» (Св. Афан.). «Я был огорчен (т.е. бедствиями плена), но не отчаялся, не падал духом, укрепляемый и воодушевляемый верою» (Св. Злат.). С Евр.: «Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен». 2 . Аз же Рех во изступлении моем: всяк человек ложь 606 . С Евр.: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь». «Здесь слово: изступление означает, – говорит св. Злат., – некоторое изумление, состояние вне себя. Такое состояние бывает или по действию Божию, или вследствие чрезвычайных страданий. Таким образом пророк здесь говорит об исступлении от великих бедствий, постигших его... Пророк, томимый скорбию, взирая на природу человека, достойную сожаления, обнаруживающую во всем свою тленность и ничтожество, сказал: всяк человек ложь, т.е. человек – ничто». Т.е. слаб, ничтожен для спасения себя и других. «Став выше человека, презрел я все человеческое. Ибо исступление означает изменение» (Св. Афан.). Взирая на следующие одно за другим бедствия (в Антиохово гонение), с прискорбием сказал: нет ничего постоянного и прочного; тот обманывается и не увидит исполнения надежды, кто полагается на настоящее, как на нечто продолжительное» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Новый замечательный результат библейско-филологических изысканий относительно книги пророка Даниила Источник При научном решения вопросов времени происхождения книг Ветхого и Нового Завета принимаются, как известно во внимание особенности языка, на каком первоначально написаны св. книги. При рассмотрении этих особенностей, в некоторых из книг В. Завета знатоками еврейского и других семитских языков указываются и такие, которые стоят в видимом разногласии с принимаемым Церковью преданием о времени написания и писателе книг. К числу таких принадлежит и книга прор. Даниила, написанная частью на еврейском, а частью на халдейском языке (с 2 гл., ст. 4-й до конца 7-й гл.). В этой последней западно-христианскими библеистами указываются обыкновенно такие слова и формы речи, которые вошли, по их мнению, в употребление гораздо позднее того времени, чем когда жил и действовал прор. Даниил, каковы, наприм., названия музыкальных инструментов, производимые из греческого языка, который сделался известным жителям, востока с III-ro только столетия. Это обстоятельство для всякого, кто хотел сохранить равновесие между церковным преданием и научными данными, представляемыми языкознанием, производило тяжелое, удручающие действие. В последнее время тяжесть этого бремени снята, слава Богу, в значительной доле с совести библеистов. Честь этого важного успеха библейской филологии принадлежит молодому датскому ученому Дитлефу-Нильсену. издавшему на родном своем языке замечательное сочинение о древности книги прор. Даниила (Theologisches Literaturblatt 1902, Die Abfassungszeit des Buches Daniel und der Wahnsinn Nabonids. Von prof. Fritz Hommel). Оно посвящено собственно исследованию особенностей халдейского текста этой свящ. книги. Важный результат, к которому привело автора это исследование, состоит вообще в том, что этот отдел книги Даниила написан гораздо ранее не только Антиоха Епифана или Маккавеев, ко времени которых многие из западных библеистов приурочивают ее написание, но – и арамейских отделов 1-й кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Псалом 114 Аллилуиа. «В сем псалме, – говорит св. Афан., – пророк изображает подвиг проходящих евангельское житие, победу их по Богу и будущий за труды венец». По мнению бл. Феод. – в сем псалме изображаются бедствия Евреев в гонение Антиоха Епифана, мужество благочестивых и помощь от Господа, а по другим – бедствия самого Давида в гонение Авессалома и избавление от них. 1 . Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего. С Евр.: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое». «Кого же возлюбил? Господа Бога всем сердцем... и в награду за любовь приял то, что услышал» (Св. Афан.). «Он любил, что Бог слушал его, подавая ему полезное» (Св. Злат.). «К слову: возлюбих, – говорит св. Василий В., – не присовокуплено, кого именно возлюбил, подразумевается же: Бога всяческих... И так, возлюбил я Самого Бога и с радостию принял от Него страдания... Зная, что переношу за благочестие и имею зрителем и подвигоположником Владыку всяческих» (Вас. В.). «Пророческое слово, – говорит бл. Феод., – научает их (т.е. имеющих пострадать в Антиохово гонение) говорить следующее: всего приятнее для меня Божественное, всего иного достолюбезнее служить Богу, потому что приемлет моления мои и удостоивает Своей помощи». 2 . Яко приклони ухо Свое мне: и во дни моя призову, т.е. во все дни, во всю жизнь. «Быв услышан, говорит, не отступлю, не сделаюсь беспечным, но все дни буду исполнять это дело» (Св. Златоуст, Вас. Великий, бл. Феодорит). Во дни моя, т.е. «во дни подвига, когда бедствовала душа моя» (Св. Афанасий). 3, 4 . Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя. «Под болезнями, – говорит бл. Феод., – разумеются в собственном смысле болезни рождающей при рождении. Посему в переносном смысле болезнями адовыми называются бедствия, которые доводят до близости к самой смерти». То же Василий Великий . Скорбь и болезнь обретох: и имя Господне призвах. «Смысл слов пророка, – говорит св. Злат., – следующий: для избавления от окружающнх меня зол, для меня достаточно призвать Бога». «Скорби и болезни я преодолел призванием Бога» (Св. Афан.). «Когда я был делателем греха, говорит Давид, и когда носила меня во чреве смерть: тогда обретен я был бедами адовыми. Чем же исцелил я себя? Тем, что обретох скорбь и болезнь покаяния; придумал для себя терзание покаяния, соразмерное тяжести греха, и таким образом дерзнул призвать имя Господне. Что же я сказал? Ст. 4: о Господи избави душу мою, я содержусь в плену, Ты дай за меня выкуп и избави душу мою» (Св. Вас. В.). – Подпав скорби и болезни, «не предавался покою и рассеянности, но сетуя, проливал слезы и, непрестанно молясь, взыскал Божией помощи» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Симеон Симеон (слышание) – имя нескольких лиц, упоминаемых в Свящ. Писании: а) ( Быm. XXIX, 33 и др.) – второй сын Иакова от Лии. По предсказанию умирающего патриарха Иакова ( Быm. XLIX, 5, 7 ) и в наказание за жестокое и кровавое истребление Симеоном жителей Сихема (см. Дина ) потомство его было разделено и сыны его получили в удел только небольшую среднюю часть в колене Иудовом ( Hab. XIX, 1 ); б) ( I Nap. IV, 20 ) – Симеон и сыновья его из колена Иуды; в) ( I Eзд. X, 31 ) – один из израильтян, сынов Харима во дни Ездры и Неемии; г) ( I Mak. II, 1 ) – из предков священника Маттафии во дни Антиоха Епифана, ц. сирийского, именно он был дед Маттафии и прадед Иуды Маккавея; д) ( Лk. II, 25–34 ) – Симеон Богоприимец , благочестивый, праведный старец, живший в Иерусалиме и ожидавший здесь утешения Израилева, т. е. Спасителя мира. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. По древнему, очень трогательному, преданию, этот Симеон был одним из LXX переводчиков Библии на греческий язык, и на его долю выпал перевод книги пр. Исаии. Он усомнился в пророчестве о рождении Еммануила от Девы ( Uc. VII, 14 ); тогда явился ему ангел и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнение этого пророчества. И вот действительно старец жил, ожидая исполнения данного ему откровения. В 40-й день по рождении, когда по закону Мария Богоматерь и Иосиф принесли Младенца Иисуса в храм, чтобы представить пред Господа и принести при этом узаконенную жертву, Симеон по особенному вдохновению от Бога пришел в храм, взял Младенца на свои руки и сказал: Ныне отпушаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля. Иосиф и Мария Богоматерь дивились словам его, и Симеон благословил их и сказал Марии, Матери Господа: Се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, и Тебе самой оружие пройдет душу да откроются помышления многих сердец ( Лk. II, 22–35 ). Память праведного Симеона празднуется 3 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Филипп Филипп (любящий коней) – имя следующих лиц: а) ( I Mak. I:1, VI:2 ) – известный царь македонский, отец Александра Великого, царствовавший в 359–336 гг. до Р. X.; б) ( I Mak. VIII, 5 ) – Филипп III , сын Димитрия II, предпоследний царь македонский, с 321 по 179 гг. до Р. X.; в) ( I Mak. VI, 14 ) – один из друзей и любимцев Антиоха Епифана, ц. сирийского, родом из Фригии; г) ( Лk. III, 1 , Mф. XVI, 13 , Mk. VIII, 27 ) – Филипп , иначе Ирод Филипп , по словам ев. Луки, четвертовластник в Итурее и Трахонитской области. Четвертовластниками назывались лица, властвовавшие в областях Палестины и в соседних странах, под верховным владычеством римлян, после завоеваний сделанных ими в Азии. Титул четвертовластника, означавший первоначально правителя одной из четырех соединенных областей и сделавшийся впоследствии независимым достоинством, был ниже царского достоинства, хотя и четвертовластник мог быть называем общим и более употребительным в народе именем царя, в обширном смысле слова ( Mф. XIV, 9 ). Филипп был сыном Ирода Великого. Мать его называлась Клеопатрой, а брат – Иродом Антипой. О нем только однажды упоминается в Евангелии, за исключением тех мест в Евангелии, от Матфея ( Mф.XVI, 13 ) и от Марка ( Mk.VIII, 27 ), в которых говорится о Кесарии Филипповой, городе, названном так по имени его и римского императора. По смерти своего отца он получил во владение Трахонею, Гавланитиду и Ватанею, и Август утвердил его в звании правителя оных. Его царствование, продолжавшееся тридцать семь лет, было совершенно мирно, и кротость нрава, соединенная со снисходительностью к подданным, заслужила полную любовь и признательность с их стороны. Он не только возобновил Кесарию Филиппову (в настоящее время Ванея), но расширил и украсил также Вифсаиду, которую назвал Юлией. Воздвигнутая им великолепная гробница послужила для него последним местом упокоения. Так как Филипп умер бездетным, то все его владения по его смерти перешли под власть римского императора; д) ( Mф. XIV, 3 , Mk. VI, 17 ) – один из членов семейства Ирода, иногда называемый Иродом Филиппом I , сын Ирода Великого и Мариамны, жены его, дочери первосвященника Симона. Он был первым мужем Иродиады, родившей ему дочь Соломию (см. Иродиада ). В Новом Завете он упоминается единственно в связи с темничным заключением Иоанна Крестителя. Отец Филиппа лишил его наследства, и он впоследствии не занимал никакой общественной должности;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Маккавеи Маккавеи [от евр. маккевет, " молот» ]. I. Прозвище «Маккавей» носил вначале Иуда, третий сын священника Маттафии ( 1Мак. 2:4 ). Затем оно распространилось на всю семью. Обычно это прозвище возводят к др.-евр. маккевет или арам. маккава – «молот». Согл. же традиц. иуд. толкованию, оно является аббревиатурой др.-евр. оригинала стиха Исх. 15:11 : «Кто, как Ты, Господи, между богами?» II. 1) В период гонений на иуд. народ со стороны сир. царя Антиоха IV Епифана (175–164 гг. до Р.Х.) священник Маттафия из Модина (в 10 км юго-вост. Лидды) поднял восстание против чужеземной власти, которое после его кончины возглавили пятеро его сыновей. Из них вначале особо отличился Иуда. Ему удалось отвоевать у сирийцев Иерусалим и вновь освятить храм, оскверненный Антиохом. Это произошло в декабре 164 г. до Р.Х. В память об этом иудеи установили ⇒ праздник Обновления – Хануку (см. Ин. 10:22 ). В 160 г. до Р.Х. Иуда пал в бою с сирийцами. Его брат Елеазар, четвертый сын Маттафии, погиб еще раньше, поэтому руководство восстанием принял на себя младший из братьев, Ионафан. Старший, Иоанн, вскоре после этого был убит сынами Иамври – членами разбойничьего племени в Заиорданье. Воспользовавшись отсутствием единства среди сирийцев, Ионафан сумел достичь значит. успехов, но и он в 143 г. до Р.Х. был убит сир. военачальником Трифоном. После этого руководство перешло к последнему из братьев, оставшемуся в живых, – Симону, второму сыну Маттафии. Он получил от Димитрия II, противника Трифона, полное освобождение Иудеи от податей, практически добившись этим ее независимости от Сирии (142 г. до Р.Х.), и, наконец, истребил последние сир. гарнизоны в Иудее; 2) в 140 г. до Р.Х. на торжеств. собрании народа Симон был провозглашен наследств. первосвященником и князем. Так было положено начало династии Хасмонеев, как теперь стал именоваться этот род. Когда сирийцы вновь напали на иудеев, сыновья Симона Иуда и Иоанн одержали над ними убедит. победу. В 135 г. до Р.Х. Симон был убит своим зятем Птоломеем. Вместе с ним жертвами заговора пали и его сыновья – Маттафия и Иуда, Иоанн же спасся и захватил власть. Он получил прозвище Иоанн Гиркан. За время своего долгого и успешного правления (135–105 гг. до Р.Х.) он покорил идумеев. Его сын Аристобул I стал его преемником. Духовный подъем, вначале сопровождавший правление Хасмонеев, постепенно ослабевал. Уже Иоанн Гиркан склонялся к саддукеям, пребывавшим под влиянием греч. культуры, Аристобул же присвоил себе цар. титул. Он правил в 105–104 гг. до Р.Х., затем на престоле его сменил брат – Александр Яннай (в 104–78 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Маккавеи: 10 фактов о святых и несвятых Мученики Маккавеи, партизаны, Ханука, ереси, Сергей Маковецкий и батон с героином — что между ними общего? 14 августа, 2013 Мученики Маккавеи, партизаны, Ханука, ереси, Сергей Маковецкий и батон с героином — что между ними общего? 14 августа Православная Церковь чтит память святых мучеников Маккавеев. Что мы знаем о них? 1. Маккавеи — ветхозаветные мученики Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам. Святые мученики Маккавеи Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. 2. Смерть мучеников Маккавеев принесла земные плоды Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов. 3. Если нужно будет определить небесных покровителей партизан, ими наверняка окажутся святые братья Маккавеи

http://pravmir.ru/makkavei-10-faktov-o-s...

14 августа Русская Церковь чтит праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня и память святых семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий песнопений праздника. Греческое название праздника Изнесения Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня — Προδοςτοτιμου κα ζωοποιο Σταυρο. Слово προδος означает «торжественное шествие» . Возник этот малый господский праздник в Константинополе не позднее IX в. и был изначально местным. По традиции в этот день освящали воду. Из императорского дворца выносился Честной и Животворящий Крест Господень, и торжественная процессия шла с ним крестным ходом по всему городу, который длился несколько дней. Во время шествия Крест Господень выставлялся для поклонения верующим в разных церквях. Крестный ход заканчивался 14 августа по старому стилю, и Крест возвращали в императорский дворец . С распространением Иерусалимского Устава этот праздник пришел и на Русь, где на водосвятный молебен стали приносить для освящения мед нового урожая, что впоследствии стало традицией. Именно поэтому и появилось народное название праздника — Медовый Спас. Служба Происхождения (изнесения) Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня соединяется со службой святых семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Как отмечает архиепископ Сергий (Спасский), святые Маккавеи были внесены в святцы раньше всех ветхозаветных святых . Святые Маккавеи были внесены в святцы раньше всех ветхозаветных святых Изначально прозвище Маккавей (евр. Makkevet— молот) принадлежало только одному из сыновей ветхозаветного священника Маттафии, но позднее так стали называть вообще всех защитников и исповедников веры времени гонений Антиоха Епифана. Подвиг мучеников, которых мы сегодня вспоминаем, описан во 2 Макк. Почтенного старца, девяностолетнего книжника Елеазара, язычники пытались заставить предать веру. Получив отказ, они стали просить его лишь сделать вид, что он ест свинину, которая запрещена для употребления в пищу законом Моисея, в обмен на сохранение жизни. Елеазар отверг их предложение и сказал, что не пойдет на лицемерие ради краткой земной жизни, чтобы не ввести в заблуждение юных:

http://pravoslavie.ru/141095.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010