протоиерей Александр Сорокин II. Израиль ко временам Нового Завета § 3. Политический аспект Ко временам Иисуса Христа Израиль успел пройти тот особенный путь, который позволял ему оглядываться назад одновременно и с уверенностью в своей богоизбранности, и с чувством горечи от того, что мечте о великом народе, который жил бы на своей земле в благоденствии независимо ни от кого по данному от Бога Закону, почему-то не суждено было сбыться. Да, после Вавилонского плена (VI век до Р.Х.) – того очистительного испытания, которое оказало решающее влияние на сознание иудеев – Израиль кое-как вновь утвердился в земле, обетованной праотцам 11 . Но что это было за утверждение?! Когда они сюда вернулись, им пришлось смириться с тем, что времена сильно изме­нились и что о реставрации былого процветания времен Давида и Соломона не может быть и речи. Палестина, с древнейших времен находившаяся в эпицентре истории Древнего Востока, в последние века дохристианской эры стала предметом особенного интереса. Израиль оказался в зоне влияния и распространения различных политических режимов и связанных с ними религиозных идей. Эти режимы и идеи были чужды Израилю по причине их языческой сути, а потому враждебны. Так что нарастал все более и более острый конфликт. Одно дело Израиль допленный, времен монархии, когда он симпатизировал язычеству – более, как казалось, «жизнеспособному», чем «рискованный» монотеизм пророков. А другое дело – Израиль послепленный, оценивший свою религиозную уникальность и не питавший к язычеству уже ничего, кроме отвращения. В рассматриваемые послепленные века конфронтация иудаизма и всего остального окружающего мира временами доходила до жесто­ких столкновений. Так, после смерти Александра Македонского в 323-м году до Р.Х. Палестина оказалась под началом эллинистических царей. Они по-разному относились к непонятной и странной для них религии иудеев. Последних по-разному пытались ассимилировать, но они всячески противостояли эллинизму. Имя одного из таких царей – Антиоха IV Епифана – вошло в историю как имя са­мого жестокого и последовательного, откровенного гонителя. Кульминационным моментом стало вызывающее осквернение в 167-м году до Р.Х. храма Иерусалимского, где был устроен жертвенник Зевсу Олимпийскому. Это событие положило начало дви­жению благочестивых иудеев (евр. «хасидим»), которое выражалось в мирном, но бескомпромиссном следовании Закону с готовностью принять мученическую смерть, или в открытом восстании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Псалом 43 В конец, сынов Кореовых, в разум. Т.е. поучительный псалом потомков Корея, содержащий в себе события отдаленных времен. С Евр.: «Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых». (См. Введение). «Этот псалом, – говорит св. Златоуст, – хотя произносит пророк (т.е. Давид), но он произносит не от собственного лица, а от лица Маккавеев, предвозвещая и изъясняя имевшее быть в их время», и относит ко временам Антиоха Епифана. Также думает и бл. Феодорит, присовокупляя, что «псалом изречен от лица победителей Маккавеев, предварительно научая, какие слова надлежит произносить им во время опасности». По мнению св. Афанасия, псалом сей того же содержания, как и предыдущие. «Певцы (т.е. сыны Кореевы) описывают древние благодеяния Божии и просят помиловать их; потому что Его признают упованием своим, и исповедуются о имени Его». Так как в 12 ст. сего псалма говорится о рассеянии Евреев между народами, то некоторые из толковников относят псалом ко временам плена Вавилонского; бл. Иерон., Август., св. Амвросий видят пророчество о христианских временах мученичества, на основании послания к Римлянам ( Рим. 8:13 ), где приводятся слова из 23 стиха сего псалма. 2 . Дело, еже соделал еси – т.е. изгнание и истребление Хананеев, поселение Евреев в Палестине. С Евр.: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние». 3 . С Евр.: «Ты рукою Своею истребил народы, а их насадил; поразил племена, и изгнал их». 4 . Не бо мечем своим наследиша землю и проч. Хотя Евреи сражались и побеждали Хананеев, но побеждали при помощи Божией. Главною причиною их побед было не воинское оружие, а десница и мышца, т.е. сила и могущество Божии, и просвещение лица Божия, т.е. Его защищение, промышление (Злат.) и Божие благоволение, яко благоволил еси в них. С Евр.: «Ибо они не мечем своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца, и свет лица Твоего; ибо Ты благоволил к ним». 5 . Заповедаяй спасения Иаковля. Т.е. Ты, Господи, Сам заповедал, определил даровать Иакову, т.е. потомкам Иакова все эти спасения или победы над врагами; или: «Тебе слова достаточно для нашего спасения, нужно только мановение Твое, – и народ будет спасен». Так перевел и Симмах: «заповедуй спасение Иакова» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже, царь мой! Ты тот же; даруй спасение Иакову».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 43 Пс.43:1 . В конец, сынов Кореовых, в разум, псалом. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу из сынов Кореовых, песнь вразумляющая. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом содержит описание гонения, бывшаго на верных, живших как в ветхом завете, так и в новой благодати. Святый Златоуст и Феодорит относят повествование сие ко временам Маккавеев, претерпевших жесточайшия гонения от Антиоха Епифана, и от других царей Сирских или Египетских: а святый Амвросий, Иероним и Августин относят оное к святым мученикам, претерпевшим лютейшия гонения от царей Римских, каковы были Диоклитиан, Нерон и им подобные. Приличен и тем и другим. Пс.43:2 . Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних. Люди Божии, находящияся в гонении, и под игом озлобления стенящии, воспоминают здесь о тех великих делах, которыя некогда произвел Бог в защищение верных Своих, и удивляются, чего ради ныне тех же верных своих, по-видимому, оставил: дабы сим воспоминанием могли преклонить Бога на милость. Однако же не перемене Бога удивляются, но чудным и непостижимым судьбам Его. Ибо Пророк для того в заглавии псалма положил напереди слово в разум, или, песнь вразумляющая, понеже здесь потребен разум. Бог не пременяется, но токмо переменяет врачевство, смотря по обстоятельствам времени, и по недугам народа Своего. Боже, глаголет Пророк в лице церкви, или верных обоего завета, ушима нашима услышахом. Довольно было бы сказать просто, услышахом, но сказано, ушима услышахом, для вящшаго изображения известности вещи. Ибо как святый Иоанн пишет в начале перваго послания своего: еже видехом очима нашима, и еже руки наша осязаша ( 1Ин. 1:1 ), тако и в сем месте сказано: ушима нашима услышахом, то есть, мы сами слышали. И тот час присовокупляют, от кого и что слышали: отцы наши возвестиша нам, то есть, известились мы не от известнаго некоего слуха, ниже от людей неизвестных, но отцы наши, мужи достовернейшие, которые нас сынов своих никогда не обманывали, сии самые отцы наши возвестиша нам. Что же такое слышали от отцев, поведают присовокупляя: дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних. Какое дело?

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 61 В конец, о Идифуме, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида». «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «Победный от Идифума, песнь Давиду». А сим дает видеть, что псалом принадлежит бл. Давиду, пет же был Идифумом; потому что он, будучи начальником лика в Бож. храме, песнословил Бога всяческих ( 1Пар. 16:41 ). Предвещает же псалом восстания Македонян и злоумышления противу Маккавеев Антиоха Епифана, и учит, какими помыслами надлежит водиться подвижникам добродетели во время нашествия сопротивных». «Псалом сей, – говорит св. Василий В., – преимущественно рассуждает о терпении, которым укрощается душевная раздражительность, а по истреблении всякого высокомерия, усовершается смирение». В духовн. смысле, по св. Афан, «псалом сей пророчествует о будущем избавлении всего рода человеческого домостроительством Спасителя, и о низложении мысленных врагов». 2 . Не Богу ли повинется душа моя? С Евр.: «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое». Порывистые и решительные слова эти дают основание предполагать, что душа псалмопевца сильно была взволнована представлением бедствий, которые или сам испытал, или предвидел в будущем. Пророк находит успокоение в Едином Боге, решившись безусловно покориться Его воле, молчать там, где глаголет Господь, подвергая праведника огню искушений на пользу души его. Уверенность, что от Единого Господа спасение – вот причина этой глубокой покорности и душевного успокоения. Св. Василий В. в словах: от Того спасение – видит «пророчество о грядущей благодати воплощения Господня». По мнению бл. Феод., слова: не Богу ли повинется душа моя – произносят (или должны былн произносить) Иудеи, принуждаемые приносить идолам жертвы и есть свиные мяса; сами себя поощряют, и говорят себе: «Не всему ли предпочтешь ты, душа, служение Богу?» 3 . С Евр.: «Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более». 4 . Доколе належите на человека? Убиваете вси, яко стене преклонене, и оплоту 371 возриновену 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 78 Псалом Асафу Об Асафе, говорено было выше. В этом псалме предсказывается о жестокости Антиоха Епифана к иудеям. Произнесен же он от лица благочестивейших из иудеев. Пс.78:1 .  Боже, приидоша языцы в достояние Твое О достоянии мы говорили в предыдущем псалме. Под «языками» же разумеет Македонян и их соучастников. Оскверниша храм святый Твой Осквернили, говорит, вступая в него нечистыми ногами, принося там в жертву свиней, поставляя идолов и другими мерзостями. Пс.78:2 .  Положиша Иерусалим, яко овощное хранилище Под «овощным хранилищем» разумеет какой-нибудь шалаш, в котором сторожа сохраняли от воров созревшие плоды. Сделали из самого Иерусалима как бы какую развалину или кучу камней, только по внешнему виду похожим на город, как шалаш имеет только вид человеческого жилища. Положиша трупия раб твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных твоих зверем земным. Трупами называет мертвые тела; «рабами» же и «преподобными» Божиими – убитых иудеев. «Преподобными» или святыми называет иудеев, потому что они прежде всех других народов посвящены были Богу, и хотя они давно уже удерживались от святых дел, однако сохраняли еще имя святых. Так в Писании лжепророчествующие называются пророками, и Апостол называет святыми отброшенные ветви, потому что они имели святой корень ( Рим. 11:16 и д.). Иначе, преподобными могут также быть названы Маккавеи и другие благочестивые, убитые вместе с ними, как часто бывает при взятии города. Бог говорил чрез Иезекииля: «Се Аз на тя, и извлеку меч Мой из ножен его и потреблю от Тебе праведнаго и беззаконнаго». И снова: «Се Аз возгнещу в тебе огнь, и пожжет в тебе, всяко древо зеленое, и всяко древо сухое» ( Иез. 20:47 , Иез.21:3 ). Под «зеленым» деревом разумеет человека праведного, вследствие влажности добродетели, а под «сухим» – неправедного, вследствие бесплодности его добрыми делами. Пс.78:3 .  Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй Столько, говорит, пролили крови, что она текла как вода, или как река. «Окрест Иерусалима» вместо – повсюду, по всему городу. «И не бе погребаяй», так как одни убежали, а другие взяты были в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Собрание житий мучеников и исповедников Сербии XX в. «Писать о преступлениях коммунистического режима — это значит писать Апокалипсис, а точнее — библейскую историю страданий верного народа Божия. Страданиями наполнена вся Библия, страданиями наполнена вся история человеческая, но не всякое страдание спасительно, а лишь то, которое ради Бога, “на правде Божией”, как говорит наш сербский православный народ, которому коммунизм принес тяжелейшие страдания. В Священном Писании и в христианской истории множество примеров страданий ради Бога, ради евангельской истины, (как говорят православные сербы, “за ХрИста и часнОг Крста са три прста”). Достаточно привести пример мученичества за веру братьев Маккавеев, матери их и священника Елеазара от языческого царя Антиоха IV Епифана (по безумной ненависти к Богу и верным Его коммунисты были сродни ему). Христиане были гонимы на протяжении многих веков римскими языческими правителями, турками, жестоко мучившими православных, особенно священнослужителей. Наш церковный календарь полон имен мучеников и священномучеников. История сербского народа и Сербской Церкви также наполнена страданиями православных, прежде всего патриархов, епископов и священников. В XVIII веке сербских патриархов Иоанна (Кантула) и Гавриила (Раича), епископов, священников и монахов, таких, как диакон Аввакум и игумен Паисий, турки истязали и мучили так же, как в раннехристианские времена это делали римляне и персы. Английский археолог XIX века Артур Эванс в своей книге о Балканах пишет, что, проезжая через Боснию, он видел, как турецкий паша, а точнее, потурченец Куленович из Кулен-Вакуфа въехал в монастырь Рмань на коне и, спешившись, пересел на монаха, который должен был возить его по монастырскому двору на четвереньках, терпя жестокие побои хлыстом и удары шпорами. Где бы ни появлялись коммунисты, они всюду сеяли смерть, особенно жестоко уничтожая духовенство. О злодеяниях большевиков в России мы знаем из уст свидетеля правды Божией Александра Солженицына, написавшего “Архипелаг ГУЛАГ”.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Синагога I. Греч. слово сюнагоге в Синод. пер. чаще всего передается как С., но иногда и как «собрание» ( Иак. 2:2 ). Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан ( Иак. 2 – букв. «в синагогу вашу»); иногда словом С. именуется и собрание еретиков (см. Откр. 2:9 ; Откр. 3 – в Синод. пер. – «сборище сатанинское»). В новозаветное время С. были как в Палестине ( Мк. 1:21 ; Лк. 4:33 ), так и в ⇒ рассеянии ( Деян. 13:5 ; Деян. 17:17 ), и вообще «по всем городам» ( Деян. 15:21 ). В Септуагинте под С. также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С. Господня. В 4Цар. 4:38 говорится о собрании пророков (в Синод. пер. – «сыны пророческие»). Важно то, что Пс. 21применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синод. пер. – «скопище»), а Иак. 2относит и к христ. собранию (в Синод. пер. – «собрание»). II. Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд. толкованиях Закона не встречается предписаний, которые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний. Вполне возможно, что С. стали возникать после вавил. плена, т.к. в изгнании их необходимость оказалась очевидной. Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон. До этого С., как постоянных религ. учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало. Возможно, свою роль в возникновении С. сыграла реформа Иосии, который разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим ( 4Цар. 23:8 ; в Синод. пер. здесь евр. коганим – «священники» передано как «жрецы»). «Места собраний Божиих», о которых упоминается в Пс. 73:8 , возможно, были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии. Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, которые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С. ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме. Появление С. скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С. укоренились не в Палестине. Существование одной из С. в Египте засвидетельствовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247–221 гг. до Р.Х.). В сир. Антиохии С. существует с периода правления Антиоха Епифана (175–164 гг. до Р.Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Часть 1 Глава 1. Название книги «Вторая Маккавейская книга», известная под этим именем в русской Библии , в греческой Библии обозначается Μακκαβαιων Β. (т. е. δεντερος λογος), в Вульгате – Machabaeorum liber secundus. Греческое слово Μακκαβαιος – Маккавей, вначале было прозванием одного из иудейских военноначальников-патриотов, взявшегося за оружие в защиту своей веры и национальных учреждений против Антиоха Епифана, именно Иуды, третьего сына первосвященника Маттафии 6 , который во второй книге Маккавейской очень часто называется «ο Μακκαβαιος», а иногда и без члена – «Μακκαβαιος» 7 .С первого же взгляда очевидно еврейское происхождение этого имени, так как в нем только флексия греческая. Имя «Μακκαβαιος» происходит от еврейского – молот и представляет аллегорическое обозначение храбрости Иуды, разбивающего врагов, как молот – камни 8 . Прозвание Иуды вполне отвечает восточному обычаю давать выдающимся лицам почетные прозвища: со времени персидского владычества, когда жизнь иудеев сделалась относительно сносною, они особенно сроднились с обычаем отличать почетными прозвищами всех царствующих лиц, а также наместников и правителей, отличавшихся славной и доблестной деятельностью. Поэтому и получили подобное прозвание все сыновья Маттафии, из которых каждый оказал большие услуги своему народу и его величайшему сокровищу – религии. Во II главе 1-ой Маккавейской книги читаем: «у него (Маттафии) было пять сыновей; Иоанн, прозываемый Иалдис; Симон, называемый Фасси; Иуда, прозываемый Маккавей; Елеазар, прозываемый Афарин; Иоаннафан прозываемый Апфус». Прозвание Иуды Маккавеем – разбивающим врагов, как молот – камень, «молотобоем», находит в себя аналогию как в древней еврейской письменности, где храбрые победители и завоеватели иногда сравниваемы были с кузнецами 9 , так и в позднейшие христианские времена, где французский король Карл был прозван Мартеллом, т. е. подавлявшим врагов оружием, как молотом. Итак, за свои доблестные подвиги против сирийцев Иуда получил прозвание Μακκαβαιος; от него пошла новая династия еврейских героев, и потомки его блистали такими же выдающимися доблестями и оказали такие же, а быть может и большие, услуги отечеству; все они отличались, подобно своему главе – Иуде, непоколебимой преданностью национальной религии, рвением, мужеством и постоянством исповедания её.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Глава I Краткое изложение событий после Неемии до воцарения Антиоха Епифана ( 1Мак.1:1–10 ). Отступничество некоторых сынов Израиля в угоду эллинистическим обычаям ( 1Мак.1:11–15 ). Удачная война Антиоха Епифана с Египтом ( 1Мак.1:16–19 ). Разграбление Иерусалима и храма Антиохом, и скорбь иудеев по этому случаю ( 1Мак.1:20–28 ). Новое разрушение Иерусалима и обращение его в языческую крепость ( 1Мак.1:29–40 ). Указ Антиоха по всему царству об исповедании одной (эллинской) веры и следовании одним (эллинским) обычаям ( 1Мак.1:41–51 ). Грозные меры к исполнению указа, гонения и мучения израильтян ( 1Мак.1:52–61 ). Твердость и непоколебимость многих из них ( 1Мак.1:62–64 ). 1Мак.1:1 . После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, поразил Дария, царя Персидского и Индийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, – Первые девять стихов книги представляют собою как бы «введение» к истории Антиоха Епифана и вместе – попытку связать события времен предыдущей библейской книги (Неемии) с последующими, за все время перерыва в библейском повествовании, от 440–175 г. – Как такая попытка, означенный отдел не совсем удовлетворителен для читателя: во-первых, он очень краток и слишком конспективен; во-вторых, он страдает и исторической неточностью, упоминая о каком-то дележе Александром своего государства между друзьями, чего на самом деле он не производил. Повествование начинается словами – κα γνετο – «и было» – обычная начальная формула в еврейских исторических повествованиях. – «Александр, сын Филиппа, Македонянин…» Александр Великий Македонский, род. 356 г., ум. 323 до Р. Х., основатель Македонской монархии, о могуществе которого пророчествовал Даниил ( Дан.8:21,11:3 ), предсказав и распадение его царства на четыре «не с его силою» и «не к его потомкам» «из земли Киттим…» – ср. Иер.2:10 и Иез.27:6 – «острова Киттим» – обозначение местности из группы островов и прибрежной полосы земли в западной части Средиземного, и собственно – Эгейского, моря (нынешнего Архипелага); в составе этой местности мыслится и Македония, иначе – Κιτιεις ( 1Мак.8:5 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

LXV. Гонение Антиоха Епифана, мученичество семи братьев Маккавеев Симон, оклеветавший благодетеля и защитника своего народа, не довольствовался первыми кознями, но продолжал возбуждать смятения в городе против Первосвященника, и приверженцы Симона позволяли себе даже смертоубийства. Ония, видя умножающуюся злобу и ненависть начальника области Аполлония , удалился в Антиохию к Царю, чтобы оттоле защитить сограждан; но Селевк вскоре скончался и воцарился сын его Антиох Епифан, злейший гонитель Иудеев. – Собственный брат Онии, Иасон, домогаясь первосвященства, силой денег выпросил оное у Царя и обещал ему, ввести обычаи языческие в нравы своих сограждан. Разоряя законы, Иасон устроил, в предместии Иерусалима, палестру, для упражнения лучших юношей в гимнастических играх, и до такой степени возбудил усердие сограждан к Эллинству, что и сами жрецы перестали радеть, о жертвах и службах церковных, ни во что вменяя предания благочестивых отцов. Бесстыдный Иасон послал даже от себя серебро на игры, совершавшиеся в Тире, и для жертвы Ираклу; но сами посланные просили, чтобы деньги сии употреблены были на что либо менее беззаконное, и их употребили на корабли. Когда же сам Антиох, на пути в Египет, посетил Иерусалим, Иасон встретил его с чрезвычайной почестью; но подобно как он сам восхитил достоинство архиерейское у брата Онии, так и другой брат его, Менелай, исходатайствовал себе, у того же Царя, силой денег, сие достоинство, и принужден был бежать Иасон, а Менелай превзошел его нечестием. Воспользовавшись отсутствием Царя из Антиохии, он убедил царского наместника Андроника, умертвить добродетельного Онию, который укрывался в безопасном месте близ столицы. Подкупленный дарами, Андроник вызвал Онию из его убежища, дав ему клятву о сохранении жизни, и коварно умертвил его; но подвергся сам той же участи, ибо возбудил общее негодование своим преступлением. Не только Иудеи, но и язычники, возроптали на клятвопреступника, и по жалобе первых, Антиох, огорченный смертью праведника, велел предать Андроника достойной казни, на месте его преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010