«Журнал рационального выздоровления», 9, вып.5, май-июнь 1997 (The Journal of Rational Recovery, Volume 9, Issue 5, May-June, 1997); http://www.rusk.ru/st.php?idar=112693 : «Они ведут записи приема пациентов, не пряча папки с историями болезни (разве что в самых серьезных случаях), они тратят непомерное количество времени в психосоциальных «экспедициях» по отлову клиентов, интервьюируя их, собирая записи и наблюдения, которые «оценивают» и «доказывают» гипотетическую патологию. Навыки консультирования у этих людей не простираются дальше ограниченных в самих себе 12-ти шагах, а посему создать настоящие терапевтические взаимоотношения они не способны. Священник и врач Валентин Жохов, Душепопечительский центр «Дом Милосердия памяти прпмц Елизаветы Федоровны» при Никольском храме села Ромашкова Московской области: «Для движения АА всегда есть почва, на которой 12 традиций пускают свои корни. Это равнодушные к своей духовной жизни лица, которые могут именовать себя христианами и в то же время молиться анонимному богу Сообщества АА. Что же все-таки получается? Сухость или трезвость? Сухость как форма хронического психического страдания или трезвость как исцеление и духовная свобода через познание Истины (Ин. 8:32)? Опыт общения с анонимными алкоголиками города Берлина показывает, что, несмотря на десятилетия воздержания от пьянства, они все еще душевно и духовно нездоровы, т.е. весьма далеки от христианской добродетели трезвости; Протоиерей Алексий Бабурин, председатель Совета душепопечительского центра во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, село Ромашково, Московская область: «Нам предлагается особая духовная практика, обновляющая личность и приносящая исцеление от любых пристрастий и через это приобщающая нас к некоемому «Сообществу», способствуя тем переменам в нас самих и в обществе, о которых мечтают наши «благодетели». Здесь нет уже места для Таинства истинного Богообщения. Священники, врачи и судьи призваны лишь к тому, чтобы поставлять неофитов для поклонения Анонимному богу».

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

- Отец Владимир, меня тоже смущает пожизненная зависимость людей от группы. Но, может быть, действительно для страдающих алкоголизмом постоянное общение с группой - единственный способ выжить? - Да, пребывание в группах многих спасает от физической гибели. Но нам неизвестно, что становится с их душами. Эти люди (как и все мы) нуждаются в покаянии, прощении и благодатной силе, чтобы менять свою жизнь и бороться с грехом. В группах анонимных алкоголиков это невозможно, потому что нет покаяния без Христа. - Они утверждают, что, сколько бы ни воздерживались, всё равно остаются алкоголиками и, только помня об этом, не забывают и о необходимой внутренней работе над собой. - Категорически не согласен. Зацикливание на своем алкоголизме как раз мешает внутреннему развитию. Происходит душевное окаменение, человек становится непластичным, негибким, застывает на уровне своей немощи. Воля его ослабляется, он становится внушаемым. И оказывается как бы между двух огней. С одной стороны, он держится за группы, которые удерживают его от запоев. Но страсть-то никуда не девается, и он, как жена Лота, всё время оглядывается назад. Иначе и быть не может, потому что от своей страсти он не лечится, не получает благодатной помощи. А для группы он не Василий или Иван, а просто алкоголик. Разве это не потеря своего лица? В такой ситуации очень трудно прийти к покаянию. И я считаю, что если люди и приходят, то именно вопреки группам. - Почему же тогда некоторые священники рекомендуют своим духовным чадам ходить на эти группы и после воцерковления? - Об этом надо спросить тех священников, которые рекомендуют. Мне это непонятно. Если человек серьезно и глубоко воцерковится, он может преодолеть свою страсть, жить полноценной жизнью: духовной, семейной, социальной. Можно и нужно разнообразить приходскую жизнь, чтобы на приходах была возможность различной психологической реабилитации, чтобы каждый желающий мог найти себя в общине. Например, при храмах можно создавать «общества трезвости»; такая практика была и есть. Но чем могут быть полезны православному человеку группы анонимных алкоголиков, я не вижу.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Здесь поводятся тренинги, индивидуальные и групповые занятия, даются тестовые задания " на дом " - в свободное время пациент их выполняет, чтобы утром в группе опять их разобрать. Т.е. ведётся очень интересная напряжённая работа, где больному показывают, почему именно у него возникла эта болезнь зависимости, в силу каких обстоятельств и каких факторов риска, как ему из этой ситуации выходить, какими противорецедивными навыками он должен овладеть. Человеку дают возможность всё осознать, тем самым предоставляя такую защиту, чтобы он знал, как противостоять своему заболеванию, когда он выйдет в реальную жизнь. Во-первых, учат определять приступы обострения. Ведь зачастую обострение патологического влечения протекает маскировано. Т.е. зависимый не может сказать, что да, я хочу выпить, например, или уколоться. Нет. У него ухудшается настроение или появляются тревоги, или нарушается сон, или ему становится как-то безрадостно и невесело, или появляются какие-то сердечные боли - у каждого своё. Но мы обучаем всё это правильно понимать и вовремя обращаться к врачу. Придти к врачу после срыва - да, это здорово, врач ещё раз поможет. Но придти, пока ещё нет срыва, и сказать: " Вы знаете, у меня такое ощущение, что скоро будет обострение, " - вот это самое главное. Чтобы человек уже мог обходиться без психоактивных веществ, полагаясь на собственный опыт и полученные знания: где-то таблетку принял, где-то какое-то упражнение выполнил. Потом мы обязательно помогаем этим пациентам войти в группу анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов, т.е. в те терапевтические сообщества, где объединяются выздоравливающие для помощи друг другу. При необходимости, как мы уже говорили, пациент переводится в загородный реабилитационный центр для более длительных программ. Когда необходимые вышеупомянутые этапы лечения пройдены, пациенты переходят под патронаж амбулаторной службы, где они наблюдаются врачами необходимое количество времени. - Абсолютно точно. Совершенно интересная вещь получается. Сначала пациенты пройдут все круги этой негосударственной карусели и, уже отчаявшиеся, абсолютно лишённые денег, приходят к нам.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-12-02-20...

А.Простокишин: - Да, к сожалению многими предлагается просто трудотерапия, которая приводит, наверное, в никуда. Потому что надо понимать, что человек хоть и выздоравливающий, но заболевание-то хроническое, поэтому должен быть рядом всё время специалист-психолог, это раз... О.Бузик: - Обязательно. А.Простокишин: - Кроме того, это должен быть такой психолог, как, скажем, в системе анонимных алкоголиков или анонимных наркоманов, его называют " тренер-помощник " или " спонсор " . Т.е. консультант, который будет вести и оберегать от тех возможных срывов, которые могут наступить. Он должен суметь вовремя подсказать, а пациент вовремя к нему обратиться, испытывая полное стопроцентное доверие к этому человеку. Время нашей передачи подходит к концу. Но Вы только что затронули ещё один важный момент по работе с созависимыми. Надо сказать, что в Московском научно-практическом центре наркологии проводится ещё и эта глобальнейшая работа. Дважды в неделю, да? О.Бузик: - Да. Более того, как только пациент поступает в приёмное отделение, там же висит объявление: пожалуйста, дорогие родственники, пока пациент находится здесь, пройдите за это время вот эти занятия по созависимости, чтобы Вы знали, как с ним общаться после того, как он начнёт выздоравливать, и после того, как он выпишется. Это абсолютно бесплатно для всех родственников больных, которые ложатся в наш центр. А.Простокишин: - И это очень важно. Потому что, если даже у зависимого человека всё будет удачно складываться и он перейдёт в разряд выздоравливающих, то, когда он вернётся домой и столкнётся с непониманием близких людей, это будет для него серьёзным поводом для очередного срыва. О.Бузик: - Абсолютно точно. А.Простокишин: - Олег Жанович, Вам придётся периодически посещать нашу передачу. Потому что Вам, как редактору журнала, и как, скажем так, субъекту совместной работы придётся ещё много и много говорить. Мы не успели сегодня подробно рассказать о первичной профилактике. О.Бузик: - Это особая большая тема. А.Простокишин:

http://radonezh.ru/text/efir-ot-12-02-20...

Список литературы: 1. Аменицкий В.Е., Санникова Л.Г., Цетлин М.Г. Подходы к организации системы работы по преодолению наркотической зависимости: опыт калиниградских наркологов.//Журнал «Вопросы наркологии», 4, 1998 г., С. 58-63 2. Бабурин А. Душепопечение наркологических больных в условиях прихода.//Журнал РАМН «Наркология», 2008 г, С. 88-94; электронный адрес размещения: http://www.caritashouse.ru/materials/2007/05.html 3. Берестов А., Каклюгин Н.В. Снижение вреда от опиатов методом заместительной терапии (ответ на критические замечания проф. В.Д. Менделевича с соавторами «Осторожно - псевдонаркология»).//Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6458.html 4. Валентик Ю.В. «Реабилитационные центры «Casa Famiglia Rosetta» для больных наркоманиями (20-летний опыт работы)»)//М., 2002 г. 5. Иванов В.П. Доклад на расширенном заседании Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Общественной палаты Российской Федерации на тему: «Кризис и наркотики». Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/gnk_6674.html 6. Игонин А.Л. «Общество «Анонимных Алкоголиков» («Анонимных Наркоманов») и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)»//Журнал РАМН «Наркология» 2007 г.; электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6426.html 7. Каклюгин Н.В. «Реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных препаратов в условиях нерелигиозных терапевтических сообществ (ТС). Опыт Ассоциации ТС «МОНАР» на территории государств бывшего Советского Союза». В 3-х частях//Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6661.html; http://www.narkotiki.ru/expert_6664.html и http://narkotiki.ru/expert_6668.html 8. Каклюгин Н.В. Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации. Сообщение 1.//Журнал «Наркология», 2009 г., С. 92-104; электронный адрес размещения: http://www.rusk.ru/st.php?idar=114104

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/18/...

Транжиры Старому слову, которым пользовались наши бабушки – транжирить – соответствует современное понятие «шоппинговать». Именно так называют неуемную, опустошительную для кошелька страсть совершать многочисленные необдуманные покупки. И сравнивают зависимость от шопинга с алкоголизмом или наркозависимостью. Большинство болеет этой болезнью во время Рождественских каникул, но хождение по магазинам и многочисленные, хотя порой и бессмысленные покупки в это время, объяснимы. Для людей действительно зависимых особого повода, чтобы потратить деньги, не нужно. Просто попав в магазин, они начинают лихорадочно оглядываться, потеть, краснеть и тратить. Врачами установлено, что у человека в таком состоянии учащается пульс и сердцебиение, дыхание затрудняется, его бросает то в жар, то в холод. С каждым годом «магазинных маньяков» становится у нас все больше. К сожалению, по подсчетам маркетологов, количество людей, относящихся к категории шопинговых маньяков, в России за последние 10 лет увеличилось в 2,5 раза. Мы стали догонять западные страны, где эта проблема существует с середины прошлого века. В 1960-ые годы из американского Общества анонимных алкоголиков выделилось Общество анонимных транжир. В настоящее время в США насчитывается около 400 филиалов этой организации, а еще 13 подобных обществ действуют в 13 странах мира. В действительности, открыв учебник по маркетингу, удивляешься, насколько просты способы отъема денег у покупателей, то есть у нас. Так, при организации магазинов маркетологи советуют применять теорию «Лабиринт». Согласно ей, войдя в магазин, покупатель должен обойти наибольшую площадь торгового зала, что заставит его приобрести большее количество товаров. Еще одним способом воздействия на потребителя является использование условного рефлекса (вспомним о зазывающих надписях «Ликвидация»). Привлекают внимание покупателей продукты, которые можно бесплатно продегустировать. Конечно, способствуют увеличению объема продаж и всевозможные кредиты. Посередине Обозначив две крайности, вернемся к обычным людям. Тем, кто совершает необдуманные покупки под Рождество, дарит слишком дорогие подарки детям на День Рождения, занимает на отпуск, в последнюю минуту платит за квартиру, не ведет приходно-расходных книг и позволяет себе попить кофе в кафе, тогда, как придерживаясь экономических рекомендаций, он должен был бы выпить его дома, потратив на это в 10 раз меньше денег.

http://pravoslavie.ru/39405.html

вместе с тем принципы ведения совместных собраний групп «АА/АН» и их идеология не соответствуют российскому менталитету верующих пациентов, поскольку основываются на западной ветви христианства - протестантизме, использующем нетрадиционные для граждан Российской Федерации духовные практики; · программа сообщества «Анонимные Алкоголики (АА)/Анонимные Наркоманы (АН)», функционирующего на разработанных в США в 1935 году принципах «12 шагов», в том числе в рамках так называемой Миннесотской модели стационарной реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ, основана на религиозной идеологии и так же неприемлема для лиц с атеистическим мировоззрением; · проведение подобных терапевтических групп с участием представителей РПЦ МП и/или на территории православных храмов, монастырей и душепопечительских центров нецелесообразно, мировоззренчески вредно и противоречит каноническим принципам ведения социальной и духовно-просветительской работы с населением; · сообщества пациентов на православной религиозной основе в России функционируют более успешно и благотворно для зависимой личности, изменяя ее в духовном плане в лучшую сторону, исцеляя не только тело, но и душу; · при этом в таких общинах не отрицается право человека на определенных этапах выхода из наркотизации или алкоголизации использовать возможности современной медицины; · реабилитация и ресоциализация лиц с алкогольной и/или наркотической зависимостью успешно проводится в православных амбулаторных и стационарных реабилитационных центрах уже более 10 лет по оригинальным программам, разработанным на основе православной трезвеннической традиции; · количество больных алкоголизмом и наркоманией, прошедших реабилитацию в традиционных духовно ориентированных терапевтических сообществах при РПЦ МП во взаимодействии с представителями российского здравоохранения и впоследствии прекративших злоупотребление алкоголем и/или наркотиками на длительный срок, обретших свободу от любой химической зависимости, более чем в 10 раз превышает показатели светских реабилитационных центров;

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/17/...

Мост через реку Вяда. Фото Юлии Маковейчук А куда попадают те, кому некуда идти? Специально для таких людей есть постлечебная программа, которая рассчитана на постепенное вхождение зависимых в общество, иными словами — социальная адаптация. Им помогают снять квартиру в Санкт-Петербурге, подыскать посильную работу. Алкоголики и наркоманы продолжают ходить на анонимные собрания — без этого оставаться трезвым долго невозможно. Кто-то находит вторую половинку, кто-то просто пытается найти себя в новой жизни, а некоторые возвращаются в центр консультантами. Домой после реабилитации лучше не ехать: знакомая обстановка в 90% случаев провоцирует срыв. Тем более далеко не во всех городах есть анонимные сообщества алкоголиков и наркоманов. Свободное время Большую часть времени зависимые проводят на анонимных собраниях, тренингах, пишут дневники и ежедневно подводят итоги работы над собой. Свободное время есть, но оно грамотно распределено в течении всего дня. Фото Юлии Маковейчук В конце дня у реабилитантов есть час-полтора свободного времени, которое они, как правило, проводят в общей комнате. Они пьют чай, болтают о своем, кто-то без стеснения рассказывает о прошлой жизни. Если кто-то не успел написать свои задания, там же садится с тетрадкой за стол. Кто-то выходит погулять или играет в настольный теннис. Никто никому не мешает — дом огромный, места хватает всем. Влад рассказывает, как попал на реабилитацию. Фото Юлии Маковейчук Ребята заботливо предлагают нам чай и делятся сладостями. Разговаривают обо всем: кто как выполнил задание, что вкусного было на обед и т.п. Кто-то делится воспоминаниями о личной жизни из прошлого, кто-то молча пьет чай. На вопросы о планах на будущее определенных ответов нет — закончить бы лечение, а там видно будет. Некоторые признают, что порядком устали от жесткого распорядка дня и правил поведения. Но при этом понимают, что без дисциплины нельзя: мозг пытается их обмануть и внушить, что здесь они теряют время.   Служба Во время литургии все обнимаются. Это позволяет почувствовать себя частью большой выздоравливающей семьи. Кстати, зависимых здесь так и называют — «семейники». Фото Юлии Маковейчук

http://foma.ru/nezavisimoe-polozhenie.ht...

Сделав первый шаг — признав собственное бессилие изменить поведение наркомана, важно не остановиться на этом, а сделать и следующий шаг — обратиться за помощью. Делая его, Вы прежде всего начинаете общение с людьми, которые отвечают Вам по контактному телефону или телефону доверия, разговариваете с врачами, психологами или другими специалистами, к которым Вы приходите, чтобы проконсультироваться, общаетесь с участниками групп самопомощи. Для многих людей сделать этот новый шаг бывает трудно, потому что они могут считать, что «предают» своих близких. Это заблуждение может поддерживать в Вас и сам наркоман: он станет упрекать Вас в пустой трате времени, в том, что Вы поступаете совсем неправильно, даже заявлять, что Вы не имеете права рассказывать кому-то постороннему о его проблемах. Не поддавайтесь на эти упреки и уговоры! Вы не только имеете полное право обратиться за помощью — ведь в поиске ответа на Ваш вопрос, что же делать, как помочь наркоману, помощь нужна именно Вам. Более того, обратиться за помощью — это просто Ваша обязанность, если Вы действительно хотите, чтобы проблема Вашего ребенка или родственника нашла решение. Иначе, надеясь, что все разрешится само собой, Вы будете вольно или невольно играть роль пособника болезни, содействовать ее укреплению и развитию. Но вот Вы все-таки решились. Куда обратиться? К сожалению, надо признать, что ресурсов для реальной помощи пока еще крайне недостаточно. Действительно профессиональные реабилитационные центры и программы в Москве, Санкт-Петербурге и пригородах этих столиц можно пересчитать по пальцам. Но, слава Богу, здесь они все-таки есть, хотя очевидно, и не в состоянии хоть сколько-то решить проблему в масштабах даже микрорайона, не говоря уже о районных, городских или более крупных масштабах. Но вся остальная территория России не может похвастаться даже этим минимумом. А ведь эпидемия наркомании не щадит ни Дальний Восток, ни Урал, ни Сибирь, ни другие регионы нашей страны. Поэтому главную надежду пока приходится возлагать на движения групп самопомощи. Наиболее крупные и известные из них — это «Анонимные Алкоголики» (АА), и «Анонимные Наркоманы» (АН), а также группы самопомощи родственников алкоголиков «Ал-Анон» или родственников наркоманов «НарАнон».

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010