Вы знаете, братие, что после первого обещания о рождении Спасителя до самого рождения прошло не мало времени, в которое Бог приготовлял людей и особенно евреев к принятию Его. Указаны были признаки, по которым внимательные люди могли узнать родившегося им Спасителя. Когда наступило время исполниться обещанию о рождении Его, между людьми особенно усилилось ожидание Его, и когда Иисус Христос родился и жил на земле, многие узнали Его, как Спасителя, различными способами. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые, по рождении Спасителя, воспели песнь: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение», и которые именно сказали им, что родился Спаситель в городе Давидовом. Они поспешно пришли в пещеру, где был родившийся Спаситель и поклонились Ему. Восточные мудрецы, так называемые волхвы, узнали Его посредством звезды, которая пред рождением Его явилась на востоке. Руководствуясь ею, они пришли в дом, где находился родившийся Спаситель, поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну. Симеон Богоприимец и Анна пророчица, по особенному откровению от Духа Святого, узнали Его, когда Он, по исполнении четыредесяти дней от рождения Его, принесен был во храм. Иоанн Креститель на реке Иордане, во время крещения, узнал Его по откровению, по сошествии на Него Святого Духа в виде голубя, и по гласу с небес от Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф.8:17 ). Подобный глас был о Нем апостолам: Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе Фаворе. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте ( Мф.17:5 ). Кроме этого, весьма многие узнали Его по превосходству Его учения, и особенно по чудесам, которые Он творил. Учение Его имело сильное влияние на современников. После Нагорной беседы народ дивился учению Иисуса Христа, потому что, замечает евангелист, Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф.7:29 ). После праздника Кущей первосвященники и книжники послали служителей взять Иисуса Христа, но последние не исполнили их приказания и, на вопрос первосвященника – почему они не привели Его? – отвечали; «никогда человек не говорил так, как этот человек» ( Ин.7:46 ). Что касается чудес Иисуса Христа, то они были очень разнообразны, но почти во всех своих чудесах Он оказывал милость страждущим людям, и эти чудеса имели сильное влияние на Его современников. Чудеса Его состояли в том, что людей, одержимых неизлечимыми болезнями и беснованием, Он исцелял в мгновение ока, одним словом, или прикосновением руки, и даже чрез прикосновение их к Его одежде. Однажды пятью, а в другой раз семью, хлебами Он напитал в пустом месте несколько тысяч человек. Ходил по водам и словом укрощал бурю. Воскрешал мертвых, а именно, воскресил сына вдовы Наинской, дочь Иаира, и Лазаря, уже на четвертый день после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Господь Сам низойдет на Сион, и тогда не только «цари будут наказаны», но «покраснеет луна, и устыдится солнце» ( Ис. 24:21–23 ). Суд совершится в Иерусалиме, но Бог явится сюда не только для иудеев, но и для язычников. Он «сделает на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей» ( Ис. 25:6 ). Люди будут судимы по делам их – кара ждет нечестивцев, награда – праведников. Но что это за кара, и что за награда? Ведь большая часть людей, живших на земле со времен Адама, уже умерли – все равно, были они добрыми или злыми. Очевидно, множество праведников должно погибнуть и в последние дни, которые описывает пророк. И Книга Исаии дает ответ на этот вопрос: тот, кто был предан Господу, кто жил праведной жизнью, – они воскреснут для новой жизни: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела… и земля извергнет мертвецов» ( Ис. 26:19 ). Но силам зла уже не подняться – они останутся в преисподней, в мрачном Шеоле: «Мертвые не оживут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них» ( Ис. 26:14 ). Апокалипсис Исаии – очевидно, первое место в Библии , где ясно сказано о воскресении мертвых. Во всем Пятикнижии об этом нет ни слова; псалмы, говорящие об этом, позднего происхождения, и только в 1 Книге Царств пророчица Анна, мать Самуила, произносит в молитве: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» ( 1Цар. 2:6 ). Но вера Анны в то, что Бог может воскресить умершего, – это еще не обетование всеобщего воскресения праведников, которое мы находим у Исаии. Вообще, о Шеоле, месте обитания мертвых, в Ветхом Завете говорится чрезвычайно скупо. Это место скорее напоминает греческий Аид, как он изображен, например, в гомеровской «Одиссее» – тени людей пребывают здесь, не претерпевая мучений, но и не зная радостей; эту загробную жизнь и нельзя, собственно, назвать жизнью. О преисподней не говорится и в Книге Исаии; однако весть о грядущем воскресении должна была вызвать в душах людей желание узнать, что ждет человека сразу после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Да и что такое самоубийство? Действие самосуда человеческого, простирающееся до лишения себя жизни. Но не ясно ли, что человек в этом случае вторгается в права Божественные? По всему Священному Писанию Ветхого Завета проходит мысль, что жизнь дается человеку Богом: Бог сотворил первых людей, Бог же и наказывает людей бездетностию или награждает чадородием. Значит, кто, получив от Бога жизнь, произвольно лишает ее себя, тот нарушает право Божественной власти и навлекает на себя кары Божественного Правосудия. Видите ныне [видите,] что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей ( Втор. 32:39 ). В подобных выражениях, свидетельствующих об осознании ветхозаветными людьми того, что только Бог в праве распоряжаться смертью человека, – нет недостатка в Священном Писании. Вот Анна пророчица, мать Самуилова, в своей пророческой песни, пред лицем Бога исповедует: Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар.2:6 ). Вот царь Соломон, которому Господь дал сердце столь мудрое, что мудрее его не было царя и не будет, говорит, обращаясь ко Господу: Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь ( Прем.16:13 ). Следовательно, Господь Бог и только Он – Владыка смерти человека. Сознание этого проникает ли и в жизнь ветхозаветных праведников? Для решения сего вопроса припомним поучительный образ ветхозаветного праведника, о котором Сам Господь говорил, что нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов.1:8 ), – словом, припомним себе Иова. И подлинно. Многострадальный представлял собой образец человека праведного и в семейной жизни, и в общественной. Глубоко верующий в Бога и боящийся Его, святой во всех поступках, Он был живым одобрением людям благочестивым и укоризной для злых, страхом – для преступников, защитой – для слабых, вдовиц и сирот. Он так берег чистоту детей своих, что ежедневно после пира их приносил за них жертву Господу, опасаясь – не согрешили ли дети его и не помыслили ли зла против Бога.

http://azbyka.ru/grex-kotoryj-ne-budet-p...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Поздравляем с праздником Сретения Сретение Господне: что это за праздник? 15 февраля - один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви -  Сретение Господне . В этот день - сороковой день по Рождестве Христовом - Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.  Как произошло Сретение? В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном - одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» - и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Этими словами Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей». Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме. Что означает слово Сретение?

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/871...

Долго ждал Соломонов храм пришествия своего Владыки – ровно тысяча лет прошла, прежде чем исполнились пророческие писания и произошло событие, которое мы сегодня празднуем – пришествие Бога в храм и сретение Его со Своим народом. Очень символично, между прочим, что после пришествия Христа наши храмы, прямые наследники Соломонова храма, развернулись алтарем на восток. Это означает, что храм Соломона исполнил свое предназначение – дождался Мессии и Господа, произведшего Своим пришествием переворот в нашем мире и просветившего людей светом истины, а потому и храмы Божии развернулись на сто восемьдесят градусов, и христиане теперь уже молятся лицом не на запад, как в Соломоновом храме, а на восток. Итак, Господь пришел в Иерусалимский храм, исполнив этим ветхозаветные пророчества. Посмотрим, однако, кто же встретил Его в храме? Евангелие упоминает имена только двух людей, встретивших Господа. Это Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Оба этих человека были великими праведниками, посвятившими всю жизнь служению Господу и ожиданию Мессии. О Симеоне сказано, что в нем обитал Дух Святой, а об Анне говорится, что она не отходила от храма, служа Богу постом и молитвой день и ночь. Отсюда хорошо видно, кому являет Себя Господь и кто может с Ним встретиться: только праведники, только люди высокой жизни способны к сретению с Господом. Следует также обратить внимание на слова Симеона: «ибо видели очи мои спасение Твое». «Спасением Твоим», то есть спасением Божиим, в книгах Ветхого Завета часто называли грядущего Мессию. Вот, например, молитва царя Давида о просвещении всех народов земли: «Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое». Здесь под «спасением Твоим», по толкованию святых отцов, следует понимать Самого Христа. Поэтому слова Симеона ясно указывают на то, что принесенный Младенец и есть долгожданный Мессия. Кроме того, на иврите имя Спасителя – Иисус происходит от слова «иешуа», что означает «спасение», а потому словосочетание «видели очи мои спасение Твое» звучит на иврите буквально как «видели очи мои Иисуса Твоего». Также и упомянутые слова Давида «дабы познали во всех народах спасение Твое» буквально звучат как «дабы познали во всех народах Иисуса Твоего». Таково толкование этих слов, таковы тайные смыслы Священного Писания…

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Забегая вперед, скажу о дальнейшем ходе событий, чтобы подчеркнуть главную мысль, которую я хотел бы выразить: исповедание Симеона Богоприимца, публично признавшего Богомладенца Христом, спасением для всех народов, и даже проповедь пророчицы Анны по всему Иерусалиму не возымели должного действия. Вскоре после Рождества Христова, ведомые звездой, пришли волхвы — Иосиф с Марией уже переселились из пещеры в дом в Вифлееме. Иудейские книжники, сказавшие Ироду о том, что Христу надлежит родиться в Вифлееме, сами, однако, не проявили никакого желания пойти поклониться ему. Все жители Иерусалима встревожились. Как говорит об этом святитель Игнатий (я считаю, что его догадка верна), они понимали, что после проповеди Мессии, после явления Богоданного Истинного Царя, Помазанника Божия, они не смогут жить так, как жили раньше, — в свое удовольствие. Богомладенцу Христу пришли поклониться только волхвы, пришедшие из другой страны, а верующие иудеи остались безразличными как к словам Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, так и к рассказу волхвов о том, что появилась звезда, возвещавшая о рождении Спасителя мира. На Востоке верили, что с рождением человека в мир, в особенности человека великого, должна появиться звезда. Конечно, это верование неправильное, но оно привело к правильному выводу — действительно родился Христос. Иудеи же остались безразличны и глухи не только к проповеди волхвов-язычников, но и к проповеди пророка. Так и мы часто считаем себя людьми верующими, но в своей вере мы не последовательны до конца. Мы не делаем всего для своего собственного спасения, не показываем делами, что мы поклоняемся Господу Иисусу Христу, как это сделали волхвы, и не исповедуем Его открыто всей своей жизнью, как это сделали Симеон Богоприимец и пророчица Анна. «Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И вернулись пастухи, прославляя и восхваляя Бога за все, что слышали и видели, как было сказано им. И после того, как исполнились восемь дней, чтобы обрезан был Мальчик, назван Он был именем Иисус, как назван Он был ангелом, прежде чем зачат был в утробе. И после того, как исполнились дни очищения Ее согласно закону Моисееву, взяли Его в Иерусалим, дабы представить Его Господу, как написано в законе Господнем: «Ибо всякий младенец мужеского пола, разверзающий утробу, наречется святым Божьим». И дабы принесли они жертву согласно тому, что сказано в законе Господнем: пару горлиц или двух молодых голубей. И се, был человек в Иерусалиме, именем Симеон, человек праведный и богобоязненный, ожидающий утешения Израиля, и Дух Святой был в нем. Он получил ответ от Духа Святого, что не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он в духе во храм. И, когда внесли младенца Иисуса родители Его, дабы поступить с Ним сообразно с обычаем закона, он взял Его в ладони свои и благословил Бога и сказал: «Ныне отсылаешь раба Своего, Господи, согласно слову Твоему, в мире, ибо видели очи мои спасение Твое, кое приготовил Ты пред лицом всех народов, свет для откровения язычникам и славу народа Твоего, Израиля». И изумлялись отец Его и Мать тому, что говорилось о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: «Се, лежит Он на падение и на воскресение многих в Израиле, и во знак на прекословие, и Тебе Самой душу пронзит меч, дабы открылись помышления многих сердец». И была там пророчица Анна, дочь Фануилова, из колена Асирова, коя достигла дней преклонных, жила с мужем своим семь лет от девства своего и вдовой до восьмидесяти четырех лет. Она не покидала храма, служа постом и молитвами ночью и днем. И, войдя в тот час, она славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим искупления Израиля. И, когда исполнили они всё согласно закону Господнему, вернулись в Галилею, в город свой Назарет. Мальчик же рос и укреплялся, исполненный мудрости. И благодать Божья была на Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И сбылось слово пророческое: храм Иерусалимский сделался колыбелью христианства. Здесь впервые раздалась весть о рождении Иоанна Предтечи и Крестителя Христова; здесь провела годы своего детства Божья Матерь; здесь праведный Симеон и пророчица Анна впервые объявляют всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме, что находящийся в храме Младенец – есть Спаситель Мира, свет к просвещению язычников и слава народа Израильского; сюда каждый год приходили родители Христа на праздник Пасхи, и Сам двенадцатилетний Отрок Иисус, бросив родителей, впервые воссел здесь среди учителей и слушал и спрашивал их, поражая всех разумом и ответами. Когда же раздался скорбный голос родителей: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя», Христос отвечал: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» – так ясно Христос указал на бывшее о Нем слово пророческое: «Вот внезапно придет в храм свой Господь, вот Он идет, и наполню Дом сей славою, и на месте сем Я дам мир» ( Малах. 3: 1 ; Агг. 2: 7–9 ). «И каждый день сидел Христос в храме и учил, а ночи проводил на горе Елеонской, и весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» ( Лк. 19: 47; 21: 37–38 ; Мф. 26: 55). Слава, великолепие и достоинство «обители дома Господня и места жилища Его» ( Пс. 25: 8 ) были так близки сердцу Христа, что Он и Сам подавал на украшение храма статир (Мф. 17: 24–27) и особенно ценил тех, кои, ревнуя о славе храма, клали в сокровищницу его «от скудости своей все пропитание свое» ( Лк. 21: 4 ). С резкими обличениями выступил Христос против книжников и фарисеев, кои злоупотребляли самим словом «храм»: «Безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото? Итак, клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23: 17–21), т. е. Господом ( Пс. 25: 8 ; 2Парал. 6: 2; Лев. 26: 11–12 ). И когда Христос нашел, что «в храме» продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег, Он, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул и учил их, говоря: «Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников?» ( Ин. 2: 14–15 ; Мф. 11: 17). Так «ревность по доме Господнем снедала Христа» ( Пс. 68: 10 ), пророческий взор Которого предвидел, что дом сей сделается святыней для всех христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

и Тебе самой, сказал он Божией Матери, оружие пройдет душу“ 10 . Тут же находилась престарелая (84 лет) пророчица, по имени Анна. Она только семь лет была замужем и все время потом служила Богу, не отходя от храма, в посте, и молитве, день и ночь. За это усердие Господь сподобил ее великой милости увидеть Спасителя мира. Святая старица прославила Бога и возвещала о Богомладенце всем, ожидавшим Его явления в Иерусалиме. § 10. Отрок Иисус в храме. (Лук. 2, 41–62) И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения а благочестия... и будет препоясанием чресл Его правда в препоясанием бедр Его истина ( Ис. 11, 1, 2, 5 ). Господь прожил в Назарете около тридцати лет. Из всего этого длинного периода Его жизни святое Евангелие повествует об одном только событии – путешествии 12-ти летнего Иисуса с родителями в храм иерусалимский. Пресвятая Дева и праведный Иосиф каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Господу Иисусу Христу исполнилось 12-ть лет, то они и Его взяли с собою 11 . Путешествия эти совершались целыми толпами народа и оживлялись пением псалмов. До окончании семи дней праздника, родители Иисуса; с родными и соседями, отправились в обратный путь и целый день шли в уверенности, что Иисус также идет впереди их с своими сверстниками. Но при первой остановке, к ужасу своему, увидели, что Его нет на пути. Посему, несмотря на мрак ночи, они возвратились назад в Иерусалим искать Его. Два дня они искали Его безуспешно. На третий день утром они увидели Господа Иисуса Христа в храме: Он сидел среди учителей, слушал и спрашивал их. Все бывшие здесь дивились разуму и ответам Его. По окончании беседы, Мария сказала Иисусу: „Чадо, что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя“. Господь ответил им: «зачем вам было искать Меня (в других местах, а не здесь)? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Моему Отцу?» В этих словах Он указывал им на великое Свое призвание; но Иосиф и Мария не поняли их во всей глубине их смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Иез.13:15 .  И истощу ярость Мою на стене и на обмазыва­ю­щих ее грязью, и скажу вам: нет стены, и нет обмазывав­ших ее, Лжепророки не ускользнут от гибели народа, ими вызванной и которая неизбежна, как удовлетворение гнева, правосудия Божия. «Я скажу вам: нет стены…». Бог произносит свой приговор, как факт. Иез.13:16 .  пророков Израилевых, которые про­роче­с­т­вовали Иерусалиму и воз­вещали ему виде­ния мира, тогда как нет мира, говорит Го­с­по­дь Бог. Заключительное разъяснение всех доселе употребленных образов и сравнений, перевод их на простой и прямой язык. Вина лжепророков, что они, вопреки Иезекиилю и говорившему через него Богу, успокаивали Иерусалим насчет готовящейся ему судьбы и тем мешали его покаянию и исправлению, которое могло бы если не отвратить гибель его от руки халдеев, то, по крайней мере, значительно улучшить последующую судьбу народа и царства во внешнем, политическом и внутреннем, нравственном отношении. Иез.13:17 .  Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, про­роче­с­т­ву­ющим от соб­с­т­вен­ного своего сердца, и изреки на них про­роче­с­т­во, Речь против пророчиц. У евреев нередко пророческого дара сподоблялись и женщины: Мариам, Деворра, Анна, Олдама. О ложных пророчицах до плена вавилонского не упоминается, если такими не считать волшебниц в роде Аэндороской. После плена против Неемии действовала Ноадия ( Неем 6.14 ). Особая речь у Иезекииля против них с торжественным «обрати лице твое» (­­ «займись» (ср. Иез.4.7, 6.2 и др.) показывает, что этот институт в плену получил широкое развитие может быть под влиянием удручающего настроения и вавилонской мантики. Говоря от имени Иеговы, Иезекиилевы пророчицы все же а) пророчествуют от собственного ума, в) не бескорыстно, с) прибегают к языческому волшебству. Таким образом, что пророки делают в больших размерах – со всем народом, то пророчицы в малых с отдельными лицами: волшебством уловляют души. Иез.13:18 .  и скажи: так говорит Го­с­по­дь Бог: горе сшива­ю­щим чародейные мешочки под мышки и дела­ю­щим по­крывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Не­ужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010