В лице пастухов человеческая простота склонилась у ног Богомладенца, а в лице волхвов — мудрость 2. И в то же время при Рождестве Христовом свидетелями чуда Его рождения оказались люди разных сословий. Блаженный Августин писал: «Пастухи были израильтянами, волхвы — язычниками. Первые были вблизи от Него, последние — вдалеке. Но те и другие вместе поспешили к Нему как к своему Основанию» . Таким образом, в лице пастухов человеческая простота склонилась у ног Богомладенца, а в лице волхвов — человеческая мудрость. 3. С другой стороны, Его обнаружили праведники , такие как Симеон Богоприимец (Лк. 2, 25-32) и пророчица Анна (Лк. 36-38), и грешные язычники-волхвы. Этим было обозначено, что Он является в этом мире как Спаситель всех людей. Хотя в Евангелии от Матфея и сказано, что Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21), но, в понимании святых Отцов, Своими для Него являются все люди, когда-либо жившие и живущие на Земле. Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам… (Иез. 33, 11); и еще: Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез. 18, 32). Блаженный Феофилакт пишет: «Здесь истолковывается, что значит слово «Иисус», именно — Спаситель, «ибо Он», сказано, «спасет людей Своих» — не только иудейский народ, но и языческий, который стремится уверовать и сделаться Его народом» . Блаженный Августин, согласно с Феофилактом, пишет: «В простецких манерах пастухов преобладало невежество, а в суетных обрядах волхвов изобиловало нечестие. И все же Основание притягивало тех и других к Себе, поскольку Он пришел избрать немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и призвать не праведников, но грешников, дабы и сильный не возгордился, и слабый не отчаялся» . Поклонение волхвов. Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия      4. Избраны стать свидетелями Рождества Христова волхвы и по той причине, что пришли с Востока. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Волхвы пришли с востока потому, что первому началу веры надлежало прибыть из земель, где зарождается день, поскольку вера — это свет души» . Пришли на Запад — для того, чтобы в будущем народы Востока и Запада едиными устами прославили рожденного в Вифлееме Христа Спасителя. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11).

http://pravoslavie.ru/99996.html

В поле, невдалеке от того места, где родился Иисус, пастухи стерегли стада; ночью им явился во свете Славы Господней Ангел Божий и сказал: «Возвещаю вам великую радость, которая будет радостью для всех людей: ныне родился вам Спаситель, Христос Господь, в городе Давидовом. И вот вам знамение: вы найдете Младенца в пеленах, лежащаго в яслях». Едва только Ангел произнес эти слова, как вокруг него явилось множество небесных сил, которые хвалили Бога и восклицали: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» После сей хвалы Богу пастухи в ту же ночь поспешили в Вифлеем и, нашедши там все так, как сказал им Ангел, рассказали Иосифу и Марии, равно как и многим другим, что видели и слышали в поле. Все внимавшие им удивлялись, Мария же глубоко затаила слова их в сердце Своем. В восьмой день по рождении Младенец был обрезан и Ему дано было имя Иисус. В сороковой же день Младенца Иисуса принесли во храм иерусалимский, чтобы, как предписано в законе Моисеевом, представить Его Господу. Тогда в Иерусалиме жил один благочестивый старец по имени Симеон, которому обещано было Духом Божиим, что он не умрет, пока не увидит Мессию. В этот именно день, по внушению Святаго Духа, Симеон пришел во храм и, увидев Младенца Иисуса на руках родителей, взял Его к себе и сказал: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое!» Марии же сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многим в Израиле и в предмет противоречий, а Тебе самой пройдет меч душу!» Тут приступила также и престарелая пророчица Анна, которая стала прославлять Господа и говорила о Нем всем ожидавшим спасения через Мессию. 4. Поклонение волхвов Еще Иосиф и Мария оставались с новорожденным Младенцем в Вифлееме, как в Иерусалим пришли с востока волхвы (мудрецы) и спрашивали о Мессии: «Где новорожденный Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Уже лет четыреста иудеи с нетерпением ожидали пришествия Мессии, но вот, когда разнеслась весть, что он родился, весь Иерусалим, вместо того чтобы обрадоваться этому, смутился.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Богоприимец Симеон взял Бого­младенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). В храме была также 84летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 37–38). Так происходит в Иерусалиме мало кем замеченное величайшее событие в истории человечества. Тьма озарена светом, надежда омыла теплом уставшее от мрака сердце. Да, еще пройдет некоторое время, пока исполнится то, чему надлежит быть. Но Дева родила, пророчество Исайи сбылось, и с нами Бог (Ис. 7, 14). С нами Тот, Кто понесет грех мира, Кто избавит живущих и умерших от ночи вечной, Кто откроет объятия убивающему Его миру. Сейчас Он маленький и беззащитный в старческих руках. Что почувствовал Симеон, когда узнал Его? Прежде всего, наверное, что с Ним завершалось все ветхое. Он это осознал, и поэтому теперь и смерть для него была, как позже скажет апостол Павел, приобретением (см.: Фил. 1, 21–23). Это было избавление. Это был новый исход. Как же, наверное, тяжело ему было сказать Божией Матери про оружие, которое пройдет Ей душу! Но представьте и другое — каково Ей Самой было жить с этим знанием. Каково это: знать всю жизнь, что твой ребенок, твой первенец, единственный, будет на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий? Ее путь к Голгофе начался там, в день встречи с Симеоном. Тихий небесно-голубой цвет украшает наши храмы в этот день, указывая на тайну Пречистой Девы и Ее подвиг. У Креста Она приняла весь род человеческий под Свой покров. Как это постичь? Ведь «…туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел» (А.Ахматова).

http://pravoslavie.ru/90597.html

В то время принесли родители Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить Господу, как написано в Законе Господнем: “Всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, святым у Господа будет названо”, и чтобы принести жертву по сказанному в Законе Господнем: пару горлиц или двух птенцов голубиных. И вот, был в Иерусалиме человек, которому имя Симеон; и был человек этот праведным и благоговейным, ожидавшим утешения Израиля, и Дух Святой был на нем. И было ему открыто Духом Святым, что он не увидит смерти, прежде чем не увидит Христа Господня. И пришел он в Духе в храм, и когда принесли родители Младенца Иисуса, чтобы им совершить по установлению Закона о Нем, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: “Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля”. И Иосиф и Матерь Его дивились говорившемуся о Нем. И благословил их Симеон и сказал Мариам, Матери Его: “Вот, Он лежит на падение и восстание многих во Израиле, и в знамение пререкаемое; и Тебе же Самой душу пройдет меч, чтобы раскрыты были во многих сердцах помышления”. И была там Анна пророчица, дочь Фануила, из колена Асирова. Она достигла весьма преклонного возраста, прожив с мужем семь лет от девства своего и вдовою до восьмидесяти четырех лет. Она не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И в этот час, подойдя, она славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по Закону Господню, возвратились в Галилею в город свой Назарет. Дитя же росло и укреплялось духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Лк 2:22–40 Вместо Достойно Богородице Дево,/упование христианом,/покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих. Вместо “Достойно” Богородица Дева,/Надежда христиан,/защищай, ограждай и храни на Тебя уповающих. Ирмос, глас 3: В законе сени и писаний/образ видим, вернии,/всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу./Тем перворожденное Слово Отца безначальна,/Сына первородящася Материю неискусомужно,/величаем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sretenie-...

В центре, в самом средоточии этого поистине космического Сретения старец Симеон говорит свои памятные слова. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко – «Сейчас, в этот самый момент, когда я держу Тебя, неведомым образом Ставшего Младенцем, Владыко, Господи, Ты отпускаешь меня, раба Твоего» – так говорит Симеон которому «было предсказано, Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Старец знает, что пришло его время умереть, но он совсем не печалится, т.к. именно ради этого момента он и жил. Он как путник, совершивший долгий и трудный путь по пустыне и достигший наконец зеленого оазиса с живительным источником, о котором он так давно мечтал. Ему не надо больше ни о чем заботиться. Его путешествие завершено. По глаголу Твоему с миром; – «Как Ты и обещал, я ухожу с миром». О каком обещании идет речь? Пророк Исаия, рассказывая о будущих мессианских временах писал: «Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» (Ис. 55,12). Симеон радостно ощущает в себе Божественный мир. Он явственно видит, что пророчество исполнилось, и наступила мессианская эпоха. Яко видеста очи мои Спасение Твое, – «Так как я, не во сне, не в видении, а своими плотскИми глазами, увидел Спасение Твое». О каком Спасении идет речь? Интересно, что в Евангелии слова об ожидании Спасения как бы обрамляют Песнь старца Симеона. Перед ней о самом Симеоне говорится, что он «чаял утешения Израилева». После слов старца повествуется о проповеди пророчицы Анны «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». «Утешение», «Спасение», «Избавление» – именно об этом рассказывается в одном из песнопений праздника: «Сей же первовечное Слово Отчее воплощенное понесе, и языкам откры Свет, Крест и Воскресение ; и Анна-пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю проповедующи». Будучи пророком, Симеон провидел, какую страшную цену придется заплатить за Спасение Израиля Младенцу, которого он держит, и Его Матери. Не случайно, обращаясь к Марии, он произносит следующие слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Отец Георгий Чистяков в книге «Над строками Нового Завета» пишет: «Маленькое слово – союз «и», но от него многое зависит; оно здесь почти лишнее, складнее было бы без него. Но это « и Тебе» означает, что Он будет пронзен копием на Кресте и Ей, стоящей у Креста, это копие пройдет сквозь душу. Вот что здесь за этим союзом «и»». Симеон уже знает про Крест, но он также знает и то что «печаль в радость будет» (Ин. 16,20), он провидит Воскресение.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-odin...

В это самое время пастухи близ города Вифлеема сторожили в поле свои стада. Вдруг им явился ангел и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: в городе Давидовом (т.е. Вифлееме) родился Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пещере, лежащего в яслях». И внезапно явилось множество других ангелов, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Пришли и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они рассказали всем, что слышали от ангелов о Младенце. И все дивились их словам. Праздник Рождества Христова мы празднуем 25 декабря (7 января по н. ст.). 4. Сретение Иисуса Христа во храме (Лк. 2:22–32) В сороковой день после рождения Младенец Иисус был принесен из Вифлеема в Иерусалимский храм, где в этот день, по закону Моисееву, каждого новорожденного мальчика-первенца посвящали Богу и приносили жертву: богатые люди – теленка или ягненка, а бедные – двух голубиных птенцов, которых и принесла Богородица. В это время жил в Иерусалиме праведный и благочестивый человек – старец Симеон. Ему предсказано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Христа. И вот он, по внушению Божию, пришел во храм в тот самый день, когда Иосиф с Марией принесли туда Иисуса, встретил Его, взял на руки, благословил Бога и сказал, что теперь он может умереть спокойно, так как его глаза видели посланного Богом Спасителя, Который есть свет к просвещению язычников и слава Израиля 6 . Тут же встретила Христа старица, жившая при храме, Анна-пророчица. И она, подошедши к Нему, славила Бога и говорила о Нем всем ждавшим в Иерусалиме пришествия Спасителя. День Сретения, или встречи, Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалимском храме праведным Симеоном мы празднуем 2 февраля (15 февраля по н. ст.). Симеон, принявший Христа-Бога на свои руки, называется Богоприимцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки. Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира. В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима. В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46). В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

http://pravmir.ru/zachem-hodit-v-hram-es...

Во-первых, ПОЛЬЗА от святого поста состоит в обуздании плоти и укрощении всякого бессловесного движения. Это весьма угодно Богу, желающему, чтобы мы рас­пяли нашу плоть со страстями и похотями. Об этом говорит Апостол Павел: усмиряю и порабощаю тело мое ( 1Кор. 9, 27 ). По толкованию святого Златоуста, Апостол говорит об усмирении тела постом. Это подтверждает Псалмопевец: А я, когда они преследовали меня, облекался в рубище и смирял постом душу мою ( Пс. 34, 13 ). И в другом месте: Коле­на мои ослабели от поста, и тело мое изнемогло без елея ( Пс. 108, 24 ). Подобно всаднику, несущемуся на необузданном коне, который мчится, не желая того, и, свернув с пути, падает в овраг и пропасть погибельную, у человека с необуз­данной плотью открыты врата всем беззакониям, и нет вожжей, чтобы, не свернув на путь лукавый, направить коня на путь правый. Святой пост обладает силой укрощения безудержных страстей, угашения пламени зависти, ярости и гнева, истребления горде­ливой надменности, исправления тщеславных мечтаний, утоления огня сладострастия, обуздания всех органов чувств, зрения, слуха, осязания, обоняния. Короче говоря, пост – преславный страстеубийца, укротитель похотей, победитель всякого беснования неис­товствующей плоти и преизрядный торжественник. Во-вторых, ПОЛЬЗА от святого поста состоит в том, что он настраивает душу на молитву и размышления о Небесном. Так, Моисей подготовил свою душу посредством поста, прежде чем дерзнул приступить к Богу и вступить с Ним в беседу, получив от Него богоначальные скрижали ( Исх. 34 ). Так, Илия постился сорок дней, прежде чем удостоился увидеть Бога в веянии тихого ветра на горе Хорив ( 3Цар. 19 ). Так, Даниил подготовил себя трехнедельным постом для познания и понимания Откровения Божия ( Дан. 10 ). Пост подобен лестнице, возводящей ум к Небу, это крылья, на которых душа взлетает к Богу, к горнему Богомыслию и Боговедению. В-третьих, ПОЛЬЗА святого поста в том, что это средство, чтобы служить Богу. В говение реализуется Богопочитание. Так, Пророчица Анна в постах и молитвах служи­ла Богу день и ночь ( Лк. 2 ). Эта женщина соблюдала пост не по Божию повелению, а по своему произволению, почитая тем самым Бога и служа Ему. Об этом говорит и Апос­тол Павел: Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения Вашего ( Рим. 12, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Восстание — это когда люди воскресли для жизни во Христе и со Христом и последовали за Ним. На падение — это трагедия тех, которые не уверовали во Христа, это трагедия тех, которые кричали: распни, распни Его, кровь Его на нас и детях наших. И это падение было таким страшным, что они сами прокляли себя и своих детей, словами: “кровь его на нас и детях наших”. И почти две тысячи лет история еврейского народа — это непрекращающийся холокост, гонения, преследования со стороны самых разных народов: римляне, персы, вавилоняне, греки, германцы и другие народы сотрясали их жизнь. Поэтому, действительно Он предмет пререкания, Он тот камень преткновения, он сам сказал: на землю принес не мир, но меч. То есть вера Христова, она отделяет праведных от неправедных, и это очевидная истина. И Симеон пророчествует и говорит, обращаясь к Марии: “… Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец”. Когда оружие пронзило душу Пресвятой Девы Марии? Когда она видела, как на Голгофе распинали ее Сына, каждый гвоздь, вбитый в руки Спасителя, в ноги Спасителя, копье, ударившее под ребро, это оружие пронзало сердце Пресвятой Девы Марии, как праведный Симеон в Духе Святом и предсказал: “… оружие пройдет душу тебе”. И далее мы читаем: “Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь”. Мы видим, что эта старица только семь лет прожила с мужем, стала вдовою и до самой глубокой старости сохраняла верность своему мужу и ходила в храм день и ночь пребывая в нем. “И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме”. Итак, мы видим двух пророков Божиих — праведного Симеона, Симеона Великого и пророчицу Анну, которые свидетельствовали о Богомладенце Христе Иисусе, что это истинный Мессия, долгожданный Мессия, Спаситель мира. Праздник Сретения задает вопрос каждому из нас, он обращен, этот вопрос, к нашей совести: а пережили ли мы встречу с Господом? Было ли Сретение в нашей жизни, когда мы ощутили присутствие Христа в своей жизни? Как я уже сказал, православные христиане литургически в Святом Причастии переживают встречу с Господом.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

«Вот лежит этот Младенец на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И тебе самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2:25 ). Этими словами Симеон предсказал, что за и против Христа в мире будет вестись беспрестанная духовная борьба, и что сама Пресвятая Дева испытает много материнского горя и острых, как оружие, страданий; но мысли страдающих человеческих сердец ей будут всегда открыты. Тут же присутствовала св. Анна Пророчица, вдова 84-х лет, которая всегда пребывала в храме, постом и молитвой служа Богу день и ночь. Увидев Младенца Иисуса и услышав пророчество о Нем Симеона, она рассказывала всем в Иерусалиме о рождении Мессии – Христа. Когда Иосиф и Мария совершили все по закону Господню, они возвратились в Галилею, в свой город Назарет. ( Лк. 2:39 ) 29 . 7. Поклонение Волхвов ( Мф. 2:1–12 ) Еще до возвращения св. Семейства в Галилею, в жизни новорожденного Младенца Иисуса произошло новое чудесное событие. Из далеких стран Востока, из Аравии или Персии, а может быть и Индии, пришли в Иерусалим волхвы, т. е. мудрецы. Это были ученые люди – «Звездочеты» или «Астрологи», – которые изучали звездное небо и древние книги. Придя в Иудею, они стали расспрашивать всех: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Но никто не мог указать им место рождения Спасителя. Вместе с тем приход волхвов и слухи о рождении нового царя встревожили всех иерусалимлян и в особенности царя Ирода. Будучи человеком подозрительным и жестоким, Ирод испугался, что новорожденный Младенец может стать ему опасным соперником и решил во что бы то ни стало погубить Его. Для этого он созвал всех первосвященников и книжников и спрашивал их: «Где должен родиться Христос?» Те отвечали: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через Пророка...». Но где именно в Вифлееме никто из книжников не знал. Тогда Ирод стал действовать хитростью. Он тайно от всех призвал к себе волхвов и осторожно выведал у них время появления звезды, чтобы хотя приблизительно определить возраст Младенца. В свою очередь он сообщил им, что по сведениям книжников иудейских, новый царь родился в Вифлееме и, притворившись благочестивым, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010