Какой высокий урок матерям христианским! Вместо того, чтобы все попечения свои прилагать об устройстве земной и временной судьбы своих детей, не должны ли и они, подобно матери Самуиловой, прежде всего, думать о посвящении своих детей Богу? Т. е., чтобы посредством воспитания посеять в них страх Божий и направить их умы и сердца к исполнению закона Господня! Ст. 24. …Когда же вскормила Анна сына своего, пошла с ним в Силом... отрок же был еще дитя… Скольких лет Самуил был представлен пред Господа в скинию? Анна обещается отдать его тотчас по воскормлении грудью. Но это могло быть года через три; ибо еврейские женщины кормили своих детей до 3-х лет, и даже более 273 . Ст. 28. … и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу… Так решила в своем намерении Анна, благочестивая мать Самуила; но Господь приготовлял Самуила к иному высшему назначепию, так что не всю жизнь пришлось ему жить в Силоме на служении скинии. По назначении его в должность судии Израильского, местопребывание его было в городе Раме 274 . Глава 2. Обстоятельства воспитания Самуилова при скинии а) Хвалебная песнь Анны пророчицы, матери Самуиловой (ст. 1–11). б) Беззакония детей первосвященника Илия (ст. 12–17). в) За благочестие отрока Самуила мать его награждается многочадием, по молитве Илия (ст. 18–21). г) Безуспешные обличения Илия своим сыновьям (ст. 22–26). д) Возвещение Илию гнева Божия от некоего человека Божия (ст. 27–36). Ст. 1–11. Основная мысль, которой проникнута хвалебная песнь вдохновенной матери Самуиловой, состоит в том, что Господь есть единая крепкая надежда всех скорбных, злословимых и угнетенных, и правосудный отмститель всех гордых и злых, и надеющихся на свои силы, как то: на крепость телесную, мудрость, богатство и проч... «Угнетенные восторжествуют, бесплодная будет рождать семь раз; тогда как оружие (лук) сильных переломится, Господь сотрет препирающихся с Ним и даст крепость царю Своему и вознесет помазанника Своего»... В пророчественном и таинственном значении, речь матери Самуиловой, по учению свят. отцов, относится к церкви Христовой, которая, некогда, будучи гонима и презираема языческим миром, казалось, погибала без следа на земле, но потом возвеселилась о множестве чад своих, и проповедью апостольской распространилась по всей земле. Основателя же сей церкви, Господа Иисуса Христа, Бог Отец соделал могущественным Царем вселенной (и по человечеству), и сему возлюбленному Помазаннику Своему отдал в наследие все народы земные. Ради этого-то пророчественного значения песни матери Самуиловой, из нее, обыкновенно, заимствуется содержание 3-го ирмоса в каноне – на всенощном бдении в православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Она понимала, Кто Такой Богомладенец Христос. Она понимала, что это действительно Богомладенец, воплотившийся Сын Божий. Когда Пресвятую Деву осенил Святой Дух, Она стала обладать полнотой ведения относительно Боговоплощения. Но отсюда не следует, что Она знала, что ждет Ее Саму в будущем и как будет проходить проповедь Спасителя. Ей могло быть и неизвестно, что израильский народ Его не примет и прочее подобное. А Симеону это было открыто, и он возвестил о том Божией Матери, как говорит Евангелие. Между прочим, можно вспомнить и Благовещение. Мы видим, что тогда Пресвятая Дева также пребывала в некотором недоумении. Ангел хотя говорил с Ней как с человеком, знающим некоторые духовные тайны, истины духовной жизни, однако же должен был объяснять вещи, в тот момент Ей непонятные. Но это не значит, что Ангел, поскольку он знал об имеющем совершиться непорочном зачатии, выше Пресвятой Девы. И если Симеон Богоприимец знал будущее, тогда как Она, не обладая пророческим даром, не знала, то это не значит, что он выше Пресвятой Девы. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк.2:36-38 ). Анне пророчице ставится в заслугу то, что она была с мужем всего «от девства своего семь лет». Она, конечно же, могла выйти замуж, как в то время старались делать все женщины, но она решила посвятить себя Богу. Анна не просто сохраняла целомудрие, но и «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь», то есть, как бы мы сейчас сказали, непрестанно молилась. Какими словами она молилась, мы не знаем. Видимо, днем она находилась в храме, а когда не было богослужений, возможно, молилась в каком-то другом месте. Таким образом, служа Богу день и ночь не только своим воздержанием, целомудрием, но и постом, молитвою, Анна сподобилась пророческого дара.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Симеон пророчествовал о крестных страданиях Христа. Он, как Давид, будто видел перед глазами голгофскую трагедию. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Пс. 21:17-19 ). Давид видел только страдающего Праведника, а Симеон видел рядом стоящую Мать. Он видел, как Ее душу пронзает невозможная скорбь, как эта скорбь делает Богородицу чувствительной ко всем скорбям человечества и сострадательной ко всем бедам Адамова рода. Он видел, как открываются перед Ней книги человеческих совестей, и Она становится молитвенницей за всех скорбящих. Вряд ли хватит слов, чтобы объяснить всё, что он видел. Вряд ли и Сама Мария до конца тогда понимала, что это значит, но лишь запоминала и складывала в сердце Своем виденное и слышанное. Праведная Анна Четвертым человеком была Анна пророчица, прожившая с мужем всего лишь семь лет, а затем опаленная скорбью вдовства и всецело предавшая себя Богу. В те дни ей уже исполнилось 84 года, и всё это время она не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк. 2:37 ). Просветленная и очищенная, она могла узнать среди множества людей, находившихся в Храме, Честнейшую херувим со Христом на руках. Анна подошла к святому семейству, стала славить Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (см. Лк. 2:38 ). Эта женщина менее всего известна среди перечисленных лиц. Но она особенно мила нам потому, что долгие и тяжелые десятилетия церковной истории судьба Православия в нашей стране была вверена вот таким вдовам и праведницам, не отходившим от храма, в меру сил служившим Господу и «говорившим о Нем всем». Вот четверо великих, мало заметных во время земной жизни, навеки вошедших в библейский рассказ и, что более радостно, навеки вошедших в Царство Небесное. Два мужчины и две женщины. Плотник и книжник, жена священника и вдова. Ни одного юного, ни одного в цветущих и молодых годах.

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

2 Иосиф ... и Матерь Его дивились сказанному о Нем. По всей видимости, чудесное рождение Сына Мария связывала скорее с чудом зачатия (как, например, это было с Анной, матерью Самуила, еще раньше с Саррой, а в бытность Марии с Елисаветой), чем с Самим Ребенком. Мария свое непорочное зачатие восприняла как выражение величайшего благословения Божия, касающегося непосредственно ее, а своего Сына ставила в один ряд с Исааком, Самуилом, Иоанном. 2 на падение и на восстание многих. Букв.: «в падение и воскресение многих». Ср. Рим. 9,30–32 . 2 Тебе Самой оружие пройдет душу. Служение Иисуса и завершившая его крестная смерть станут нелегким испытанием и для Марии. Кроме того, ей также предстоит пересмотреть свои представления и уяснить для себя, кем был ее Сын. 2 Анна пророчица. Поскольку Анне, наряду с Симоном, было даровано встретить Иисуса в храме, очевидно, что она имела откровение от Бога о рождении Иисуса. 2 славила Господа. Лука не говорит, за что именно Анна восславила Господа, но, по-видимому, за исполнение откровений. 2 в Иерусалим на праздник Пасхи. Закон предписывал всему мужскому населению Израиля праздновать Пасху в Иерусалиме ( Исх. 23,14.15; 34,23 ). 2 когда Он был двенадцати лет. Возможно, родители брали Иисуса с собой в Иерусалим и в прежние годы. Однако на тринадцатом году жизни, перед тем как сделаться «сыном завета», т.е. полноценным членом израильского общества, каждый еврейский мальчик непременно должен был побывать в Иерусалиме на трех главных праздниках: Пасхи, Жатвы и Кущей ( Исх. 23,14–17; 34,22.23 ; Втор. 16,16 ). 2 остался Отрок Иисус в Иерусалиме... не заметили того. В большом караване паломников родителям было нетрудно потерять ребенка из поля зрения. Если в описываемое время уже существовала известная по более поздним временам практика, когда женщины и дети шли впереди каравана, а мужчины замыкали его, то каждый из родителей мог думать, что их двенадцатилетний Сын идет вместе с другими. 2 в храме... слушающего их и спрашивающего их. Основной формой еврейского религиозного образования был диспут, причем ценилось умение не только правильно отвечать на вопросы, но и умело ставить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

33–35). Словами: «Тебе Самой оружие пройдет душу» праведный Симеон предсказывал Божией Матери невыносимые страдания, которые Она должна будет вынести, когда увидит Господа Иисуса Христа распятым за наше спасение. Конечно, в тот момент Пресвятая Богородица, может быть, не вполне понимала значение слов блаженного старца, но, несомненно, во время пребывания возле Креста и переживания страданий Своего Сына, испытывая материнские муки, которые трудно даже и описать, Она не могла не вспомнить это предсказание праведного Симеона. «Да откроются помышления многих сердец». Действительно, многие люди кажутся хорошими, но помышления их сердец открываются, когда они созерцают тайну Креста Христова и делают для себя выбор. Вдруг обнаруживается, что тот, кто по видимости был неплохим человеком, имеет в себе нечто злое, порочное, мешающее ему поверить. И, наоборот, человек грешный имеет доброе сердце, и доброго в нем больше или, по крайней мере, добро в нем сильнее, чем зло. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (ст. 36–37). Обратите внимание: Евангелие говорит, что в то время, когда большинство израильтянок оставались безразличными к явившемуся в мир Христу, одна из них познала в Этом Младенце Христа и Сына Божия. Анна достигла глубокой старости и жила в целомудрии. С мужем она прожила всего семь лет от своего девства, потом, как надо думать, овдовела. В то время выходили замуж очень рано — в пятнадцать лет и даже раньше. Представьте себе: после смерти мужа Анне, вероятно, было немногим более двадцати, и эта юная женщина, которая, естественно, по закону могла второй раз выйти замуж, осталась вдовой и всю свою жизнь посвятила Богу, жила в целомудрии. И не только в целомудрии, но и «не отходила от храма», то есть бывала там на всех богослужениях, «постом и молитвою служа Богу день и ночь».

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.    Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.    Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).    Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Луки (Лк.2:22-39).    Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.    Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло солнце правды — Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение. Явление ангела во сне Иосифу. Бегство в Египет и избиение мл...    Когда все уже было выполнено по закону над младенцем Иисусом, в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я тебе не скажу; потому что Ирод хочет искать Младенца и убить Его».    Иосиф сразу же встал, оседлал осла своего, наскоро собрал необходимые вещи, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет. По преданию, Иаков, сын Иосифа, сопровождал их в этом пути.    Между тем Ирод с нетерпением ждал возвращения волхвов. Но когда волхвы не возвратились из Вифлеема, он подумал, что волхвы, не найдя никакого новорожденного царя, постыдились возвратиться в Иерусалим, и успокоился.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В осьмой день, по обычаю Иудеев, над Богомладенцем было совершено обрезание и Он был назван Иисусом. По истечении сорока дней Пресвятая Дева принесла Божественного Младенца в Иерусалимский храм для представления Господу. Закон израильский повелевал поступать так с первенцами. Богатые люди при этом приносили в жертву волов или ягнят, Мария же, по бедности, принесла пару голубиных птенцов. В это время в Иерусалиме жил один благочестивый старец, по имени Симеон. Он был праведен пред Богом и ему было обещано от Господа, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя мира. По внушению Духа Святаго, Симеон также пришел во храм в то время, когда тут была Божия Матерь с Младенцем Иисусом. Исполнившись Духа Святаго, он взял Младенца на руки и воскликнул в священном восторге: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и во славу народа Твоего Израиля». Возвращая Его Матери, он обратился к ней с такими словами: «Лежит этот на падение (гибель) и восстание (спасение) многих во Израиле, и послужит предметом споров между людьми; Тебе же Самой душу пройдет оружие и откроются помышления многих сердец». Церковь называет святого Симеона Богоприимцем. В то же время удостоилась видеть Господа и святая пророчица Анна. Ей было уже восемьдесят четыре года. Она была только семь лет замужем, остальную жизнь посвятила Господу Богу. Когда Симеон держал Богомладенца на руках, Анна узнала в Нем будущего Спасителя мира, и, прославив Господа, стала говорить о явлении Его в мир всем, ожидавшим пришествия Спасителя. Иосиф и Мария возвратились в Вифлеем. В это самое время в Иерусалиме появились волхвы, или мудрецы с востока, которые спрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели Его звезду, которая нам возвестила о Его рождении». Эти толки дошли до царя иудейского Ирода, который сильно испугался, так как он сам был не царского рода. Он призвал к себе волхвов и велел им разведать о месте, где находится этот Младенец, и известить его об этом. Волхвы пришли в Вифлеем. Все время, пока они шли до Вифлеема, их путеводительницей была звезда, двигавшаяся до тех пор, пока они не дошли до места, где находилось Святое семейство. Они вошли в дом, преклонились пред Младенцем Иисусом и принесли Ему дары. Они хотели известить Ирода о месте, где находился Богомладенец, но Ангел, явившийся им, запретил им идти к Ироду, и они иным путем возвратились в страну свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

В тот самый день, когда Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса Христа в храм, Симеон, по вдохновению свыше, тоже пришел в храм. Он встретил Марию и Иосифа, и, взяв Младенца на руки, понял, что перед ним долгожданный Мессия. Он помолился Богу и сказал: – Ныне, Господи, отпускаешь Ты меня, по слову Твоему, с миром, потому что увидели очи мои спасение Твое, которое приготовил Ты для всех народов земли, Свет, который просветит и язычников. Удивились Иосиф и Мария этим словам и задумались они, что бы могли эти слова означать? А Симеон благословил Марию и сказал Ей, что много предстоит Ей пострадать. Подошла к ним еще одна очень, очень старенькая вдовица Анна, которая жила при храме, молилась и служила Богу. И она благословила Младенца и возблагодарила Бога, что увидела обещанного Спасителя. Так, в храме Иерусалимском узнали и приветствовали Спасителя Иисуса Христа праведные и благочестивые Симеон, и пророчица Анна. Каждый год вспоминаем мы в Церкви эту встречу – Сретение Господне 2-го (15-го) февраля. Бегство в Египет Волхвы вернулись домой, в восточные страны, другой дорогой. Иосифу же явился во сне ангел и сказал ему: – Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там, потому что Ирод хочет искать Младенца и убить Его. Послушно сделал Иосиф то, что велел ему ангел. Собрал он необходимые вещи, оседлал ослика, посадил на него Марию с Младенцем, и в ту же ночь отправился в долгий путь в Египет. Долго ждал волхвов злой царь Ирод. Когда он, наконец, узнал, что волхвы отправились домой другой дорогой, он решил во что бы то ни стало погубить Младенца и задумал страшное дело. Он послал в Вифлеем воинов, приказав им убивать там без разбора всех маленьких мальчиков младше двух лет. Он рассчитывал, что среди них непременно будет убит и Божественный Младенец! Горько плакали бедные матери над своими убиенными малышами, в ужасе были все жители Иудеи. Но Господь сохранил Спасителя мира: Иосиф с Марией и Младенцем были уже вне опасности. Они оставались в Египте до тех пор, пока не умер злой царь Ирод. И опять увидел Иосиф во сне ангела, который сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

В храме была также 84-летняя вдовица Анна-пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк. 2:37–38 ). Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа, то есть встречи Господа; и празднуется Православной Церковью 15 февраля (по новому стилю). Праведный Симеон именуется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя. В день Сретения Господня отмечается День православной молодежи. 15.13. В чем духовный смысл праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа? – Событие, давшее начало двунадесятому празднику, в духовном отношении многомерно. Русское слово «встреча» не передает главного значения церковно-славянского понятия «сретение». Встречаются обычно равные. «А здесь, – как заметил митрополит Вениамин (Федченков) , – более подходяще славянское слово «сретение», ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему». Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость. Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари ( Кол. 1:15 ) и как Первенец Девы ( Мф. 1:25 ) приносится в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом жертвенного служения: Воплотившийся Сын Божий приносит всего Себя в жертву ради искупления человечества, с которым ранее встретился в лице святого праведного Симеона. «Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2:30–32 ). Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием, Путь спасения для каждого должен начаться со встречи с Иисусом Христом как его личным Спасителем еще здесь, на земле, прежде неминуемой встречи в последний день на Суде. Пока такая встреча не произошла, человек остается «сидящим во тьме…и тени смертной» ( Мф. 4:16 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Для верующих Он будет драгоценностью, а для неверующих камнем претыкания и соблазна, о который преткнутся они, не покоряясь слову ( 1Пет.2:6–8 ). Во всю жизнь Свою Он будет предметом противоречий – одни будут говорить о Нем: это Христос, а другие: разве из Галилеи Христос придет ( Ин.7:41 )? Одни: когда Христос придет, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? ( Ин.7:31 ), а другие: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского ( Мф.12:24 ). И в сих-то противоречиях откроются сердечные расположения людей (/помышления сердец), – обнаружатся ложное благочестие, тщеславная суетность и завистливая злоба одних, чистосердечие и любовь к истине других. Неверие людей прострется до того, что они предадут смерти своего Спасителя, и ты Сама, говорит Симеон, обращаясь к Марии, будешь свидетельницею этого тяжко-скорбного для Тебя зрелища. Терния венца Иисусова, гвозди Его распятия, копие прободения Его, Его раны, Его болезненный вопль, Его умирающий взор, как меч, пронзят Твое Матернее сердце (Арх. Никод. в Сборн. Барс.). «Оружием, пишет Зигабен, Симеон называет ту жесточайшую и острую болезнь, какая проникла в сердце Богоматери, когда Сын Ея был пригвожден ко кресту.» Лк.2:36 . И бе áнна прорóчица, дщи фанýилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днéх мнóзех, живши с мýжем сéдмь лет от девства своегó: Лк.2:37 . и тá вдовá яко лет óсмьдесят и четыре, яже не отхождáше от цéркве, постóм и молитвами служáщи дéнь и нóщь. Лк.2:38 . И тá в тóй чáс пристáвши исповедашеся Гóсподеви, и глагóлаше о нéм всем чáющым избавлéния во Иерусалиме. (Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.) Неизвестно, почему Анна названа пророчицею; вероятно, потому, что имела дар предведения, или – как женщина, непрестанно возносившая молитвы и словословия к Богу ( 1Пар.1:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010