32 . Но ты удивляешься этому событию? Удивилась ему и Сама Родившая. Ибо говорит Она Гавриилу: как будет Мне это, когда Я мужа не знаю? (ср. Лк.1:34 ). А он отвечает: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сын Божий (ср. Лк.1:35 ). Чистое и непорочное рождение. Ибо где дышит Дух Святой, там нет никакой нечистоты. Непорочно плотское рождение от Девы Единородного, хотя еретики прекословят этой истине. Обличит их Дух Святой, оскорбится ими сила Вышнего осенившая, станет против них Гавриил в день судный, постыдит их место яслей, принявшее Господа. Свидетелями будут на них пастыри, благовествовавшие тогда, и воинство Ангелов, хвалящих, воспевающих: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). Будут свидетелями храм, в который принесен был Он тогда в сороковой день, две горлицы, принесенные за Него, и принявший Его тогда в объятия Симеон, и бывшая при том пророчица Анна. 33 . Итак, когда Бог свидетельствует, свидетельствует вместе Дух Святой, и Христос говорит: За что ищете убить Меня? ( Ин.7:19 ), – то да умолкнут еретики, противоречащие человечеству Его. Ибо противоречат они Тому, Который говорит: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк.24:39 ). Да поклоняемся рожденному от Девы Господу, и да познают девы венец своего состояния, да познает и чин монашеский славу чистоты, ибо мы не лишаемся достоинства за чистоту. Хотя во чреве Девы был девять месяцев Спаситель, впрочем, мужем сделался тридцати трех лет. Потому если приемлет честь Дева за девятимесячное время, то гораздо более мы – за время многих лет. 34 . Все да проходим поприще чистоты при помощи благодати Божией, юноши и девицы, старцы и отроки ( Пс.148:12 ). Да не предаемся невоздержанию, но да хвалим имя Христово. Познаем славу чистоты, ибо она есть венец ангельский, вещь, превышающая человека. Будем хранить тело, имеющее воссиять подобно солнцу. Для малого удовольствия не оскверним сего столь славного тела. В краткое время, в один час совершается грех, а стыд через многие годы вечно продолжится. Старающиеся о чистоте – суть Ангелы, живущие на земле. Девы имеют часть с Марией Девой. Да отвергнут они всякое излишнее украшение, всякий нечистый взор, всякую небрежную поступь, всякий блеск одежды и приманку сладострастия – благовонные запахи. Благовонием же для всех да будет благовонная, с добрыми делами соединенная молитва и святость телесная, чтобы родившийся от Девы Господь как о нас, хранящих чистоту мужах, так и о достойных венца женах сказал: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду им Богом, и они будут Моим народом ( 2Кор.6:16 ; Лев.26:11–12 ). Слава Ему во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

33. И отец Его, и Матерь изумлялись тому, что было сказано о Нем. И благословил Его Симеон, и сказал Мариам, Матери Его: 34. «Вот, Он лежит, Знамение, о Котором будет спор, чтобы через Него многие во Израиле пали, и многие встали, — 35. и Тебе Самой душу рассечет меч, — чтобы обнажены были помышления многих сердец». 36. И была там пророчица Анна, дочь Фануила, из колена Асирова; она достигла глубокой старости, прожив после девичества своего семь лет с мужем, 37. а после овдовев и дожив во вдовстве до восьмидесяти четырех лет. Она не оставляла Храма, день и ночь служа Богу постом и молитвой. 38. И она в этот час подошла к ним и благодарила Бога и рассказывала о Младенце всем, кто ожидал избавления для Иерусалима. 39. И когда совершили они все, чего требовал Закон Господень, они возвратились в Галилею, в свой город Назарет. 40. А Дитя росло и укреплялось, исполнялось мудрости, и благодать Божия была на Нем. 41. И ходили каждый год родители Его в Иерусалим на праздник Пасхи. 42. И когда исполнилось Ему двенадцать лет, совершали они обычное паломничество в Иерусалим на праздник, 43. и после положенного числа дней пошли назад; а Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Родители этого не заметили, 44. думая, что Он идет с другими, и прошли дневной путь, а тогда стали искать Его среди родичей и знакомых. Не найдя Его, они вернулись для розысков в Иерусалим. 46. И вот, через три дня нашли они Его в Храме; Он сидел посреди учителей, слушал их и задавал им вопросы, 47. и все, кто слышал Его, дивились Его уму и Его ответам. 48. И увидев Его, родители были изумлены, и Матерь Его сказала Ему: «Сын, зачем Ты так поступил с нами? Посмотри, как отец Твой и Я в скорби искали Тебя?» 49. И сказал Он им: «Что же вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне должно быть в доме Отца Моего?» 50. Но они не поняли слов, которые Он сказал им. 51. И Он пошел с ними, и пришел в Назарет, и во всем их слушался; а Матерь Его сохраняла все это в сердце Своем. 52. Меж тем Иисус возрастал, и возрастали Его мудрость и любовь к Нему от Бога и от людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

34, 28) и Илия (3 Цар. 19, 8). Сорок дней молился и постился Христос Спаситель перед началом Своего мессианского служения (Мф. 4, 2). Когда Младенец-Христос был принесен в Иерусалимский храм, то там “была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости… вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” (Лк. 2, 36–37). Постились ученики; первоначально, однако, они не соблюдали поста (Мк. 2, 18), но не из пренебрежения им. Христос пришел не упразднить традиции, но исполнить их (Мф. 5, 17), поэтому Он запрещает показное соблюдение постов. “Также, когда поститесь,— учит Божественный Учитель,— не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 16–18). Святые ученики Христовы после Его преславного вознесения совершали свое апостольское служение, сочетая пост и молитву (Деян. 13, 2; 14, 23). В подвиге поста подвизался великий проповедник христианства Апостол Павел (2 Кор. 6, 5; 11, 27). Православная Церковь хранит эти благочестивые предания и традиции в своей литургической жизни. Учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст († 407; пам. 14 сентября) говорит: “Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неугасимого огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего” (Т. 4. С. 64). К теме значения поста он неоднократно возвращается в своих проповедях. В другом месте он обращается к своей пастве со словами: “Не ядение худо,— да не будет! — а вредно объядение и пресыщение до обременения чрева. Равно как и не то худо, чтобы употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл” (Т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2395...

3) луча Изображая торжественное шествие Господа, пророк Аввакум говорит: Бог от Фемана грядет и святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; От руки Его лучи (qarnayim) , и здесь тайник силы Его ( Авв.3:4 ). Использование слова qeren в подобном значении в Священном Писании встречается единственный раз. Однако в книге «Исход» есть текст, имеющий подобную интерпретацию ( Исх.34:29,30,35 ). Это достаточно загадочное место Священного Писания, где повествуется о сиянии лица Моисея после его общения с Богом на Синае. В этом стихе мы видим корень, но не в форме существительного, а в форме глагола qaran – 1) «быть рогатым»; 2) «излучать, сиять» 20 . Возможность двоякого перевода глагола qaran послужила причиной появления двух традиций чтения указанных стихов: в Септуагинте – и не знал он (Моисей) , что прославился вид лица его ( Исх.34:29 ); и в Вульгате – et ignorabat quod cornuta esset facies sua – и не знал, что рогато лицо его . Латинский перевод повлиял на формирование западноевропейской традиции изображения Моисея; 4) силы, крепости, царства, владычества В указанном значении слово «рог» в Священном Писании встречается в нескольких устойчивых выражениях: а) rama qeren – «рог вознесся» ( 1Цар.2:1, 10 ; Пс.74:11; 88:18; 91:11; 111:9 ); б) gada qeren – «сломил рог» ( Пс.74:11 ; Плач.2:3 ). Рассмотрим эти выражения подробнее. Пророчица Анна в благодарственной молитве к Богу по случаю рождения Самуила говорит: Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих; ибо я радуюсь о спасении Твоем ( 1Цар.2:1 ). И завершая свое благодарение, возглашает: Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего ( 1Цар.2:10 ). Очевидно, что слово «рог» в указанном контексте употреблено в переносном значении. Перед нами библейская метафора. Согласно классификации метафор Б. В. Томашевского это тот случай, когда явления порядка нравственного и психического заменяются явлениями порядка физического. Но какие мысли и чувства передает рассматриваемая метафора? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо выяснить, что означает слово «рог» в анализируемом контексте.

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

6) В день Сретения Господня прославляется принесение Богомладенца Иисуса родителями Его в храм Иерусалимский для представления пред Господом, или посвящения Его Богу, как первенца, по закону Моисееву ( Исх.13:2 ). При этом принесена жертва – две горлицы или два птенца голубиные, также по закону. Праведный Симеон, по внушению Духа, пришел во храм и прославил Младенца, как Спасителя мира, как Свет к просвещению язычников и Славу народа израильского. Также прославляла Его, и пророчица Анна, и говорила о Нем всем чающим избавления во Иерусалиме ( Лк.2:38 ). 7) В день Преображения Господня воспоминается прославление Господа Спасителя на горе Фаворе. Прежде Своих крестных страданий и смерти, Он хотел избранным ученикам ясно показать Свое Божеское величие. Для этого, взяв с Собою троих из них, Петра, Иакова и Иоанна, как более способных или достойных созерцать славу Его, возвел их на высокую гору, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце; ризы же Его сделались белы, как снег, и явились великие пророки Моисей и Илия, беседующие с Ним. Потом вдруг облако светлое осенило их, и слышен был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте ( Мф.17:1–5 ). 8) В день Входа Господня во Иерусалим воспоми­нается, как Господь Спаситель пред Своими страданиями, в исполнение пророчеств, воссед на молодое осля, еще не носившее ярма, шествовал в Иерусалим, окру­женный и сопутствуемый множеством народа, который приветствовал Его, как давно ожиданного Царя иудейского, вступающего теперь на прародительский престол Давида царя. Множество народа постилали одежды свои по дороге; а иные резали ветви с дерев и бросали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождав­ший, восклицал, говоря: осанна Сыну Давидову; благословен Грядый во имя Господне; осанна в вышних ( Мф.21:8,9 ). Этот праздник называется неделею ваий потому, что с вайями встречали Господа; также вербными воскресением потому, что, воспоминая вход Господень, и мы во время всенощного бдения держим в руках вербовые ветви.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

VI. Об апостолах говорится: «когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 2 – 3 ); «рукоположив же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу» ( Деян. 14, 23 ). VII. Св. Анна пророчица, вдова 84 лет, не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лук. 2, 36 – 37 ). VIII. Св. ап. Павел, в начале обращения своего, три дня не ел и не пил ( Деян. 9, 9 ); и вообще – о пощениях своих неоднократно говорит в посланиях своих. IX. Корнилий сотник сказал о себе: «четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот стал предо мною муж в светлой одежде» т. е. ангел ( Деян. 10, 30 ). Кроме этих примеров можно бы указать и другие в нов. завете, доказывающие, что в нов. завете есть заповедь о посте и она исполнялась в самые первые времена христианства. Но и приведенных указаний достаточно для наших целей 95 . (Из кн. «Догмат о св. пост.» по Стефану Яворскому , изд. 2, стр. 7 и др.). V. «Стараясь постоянно умножать богатство добродетели, препод. Симеон столпник, повествует о нем блаженный Феодорит , еп. киррский, подобно Божиим человекам – Моисею и Илии, пожелал провести 40 дней без пищи. Он просил дивного Вассона, который, как предстоятель, обходил жилища пустынников, чтобы последний, ничего не оставляя внутри его келлии, заградил дверь ее. Когда же Вассон представлял трудность такого подвига и убеждал не считать насильственной смерти добродетелью (так как это есть величайшее и первое преступление), Симеон сказал: «так положи мне, отче, 10 хлебов и сосуд воды, и я, если увижу, что тело имеет нужду в пище, возьму отсюда”. Тот сделал, как он просил: отложил хлебы, поставил сосуд воды и завалил дверь камнем. По исполнении 40 дней пришел дивный Вассон, отвалил от двери камень, взошел внутрь и нашел хлеб целым и сосуд воды не тронутым, а блажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   И вот , на руках престарелого старца Богомладенец, Тот Мессия, Которого так долго ждало измученное человечество. От избытка радостных волнений, из уст старца святого полилась дивная песнь: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему, с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к посвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»...    Святой Симеон обратился и к Божией Матери и сказал Ей о Сыне Ее: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». Тут же в храме была пророчица Анна, которая говорила людям о Спасителе.    После сего Божия Матерь с Сыном Своим и старцем Иосифом вернулись в Назарет (Лk.II:22—39).    Обратите внимание, возлюбленные, прежде всего на то, что Сын Божий подчиняется всем установленным церковным законам иудейским: вносится в храм для посвящения Богу, как всякий младенец мужского пола народа Израильского. Здесь для нас, верующие, образец послушания всем велениям и уставам нашей Святой Православной Церкви.    Церковь Божия, основанная Самим Богом, есть мать наша чадолюбивая, заботящаяся о нашем спасении вечном. Все это в Церкви православной,    Божественное учение нашего Спасителя и Бога, разъясненное богомудрыми святыми отцами, чудное Богослужение с его молитвословиями, церковные установления, – все это есть та духовная пища, которая питает наши души: без этой пищи наша душа умирает; а питаясь ею, мы растем в меру возраста Христова (Eфec.IV:13). Отдадимся же, возлюбленные, под руководство нашей святой церкви православной, – она есть надежный путь в Царство Небесное, как это ясно из слов Спасителя о пастырях православных и пастырях иных: « кто не дверью входит в двор овчий, но пролазит инде, тот вор и разбойник. А входящий дверью – есть пастырь овцам» (Ин.Х,1—2).    Также достойно нашего внимания и то, как святой старец Симеон встречает час своей кончины. Не страх перед смертью, а тихая радость была на лице святого старца, как поет о нем церковная песнь: «Глаголи Симеоне, Кого неся на руку в Церкви радуешися»... А тяжкие грешники и неверующие, как встречают смерть? С отчаянием, с ужасом. Отчего это? Оттого, что неверующий видит перед собой пустоту, мрак, а совесть, неподкупный судия, в то же время говорит о жизни будущей и о расплате за грехи жизни... Святой же Симеон впереди видел жизнь с Богом,вечную и блаженную. Желаем и мы, возлюбленные, кончины мирной и тихой. Будем построять всю жизнь свою земную под взглядом будущей жизни, вечной, стараясь со всем усердием исполнять заповеди Божии, ибо слышим глас Госопдень: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли Имени мы пророчествовали и не Твоим ли именем бесов изгоняли, и не Твоим ли именем чудеса творили? И тогда объявлю Я им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Mф.VII:21—23).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Лк. 2:36—38: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Иона в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме»:     Феофилакт Болгарский на Ин. 14:2—3.    Цит. по: Феофан Затворник на 1 Кор. 4:16.    Феофилакт Болгарский на 1 Кор. 4:16.     Феофилакт Болгарский на 1 Кор. 10:33 (11, 1); ср. цит. из Златоуста в: Феофан Затворник на 1 Кор. 4:16.    Мф. 4:1—2: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал»:    Исх. 34:28: «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие»:     Феофилакт Болгарский на Мф. 4:1.     Феофилакт Болгарский на Мф. 4:1.     Феофилакт Болгарский на Мф. 4:2; на Лк. 4:1—12.     Феофилакт Болгарский на Мф. 4:2.    Там же.     Лавсаик. С. 177.    Ин. 5:43. «Я, говорит, пришел во имя Отца Моего. Везде прославляет Отца и говорит, что от Него послан и что Сам от Себя не может делать ничего, и вообще высказывает много уничиженного, желая пресечь всякий предлог к непризнанию Его. А придет иной, то есть антихрист, который будет доказывать, что он только один Бог. Итак, Меня, Который пришел во имя Отца, то есть, говорю, что послан Отцом, вы не принимаете, а его примите. Это с вами случится за то, что он пообещает вам славу житейскую, которой вы ищете, желая принимать славу друг от друга и отвергая славу, которая от одного Бога. А Я вам не обещаю ничего привлекательного в жизни, но в словах Моих вы видите много трудного. Потому-то, говорит, вы и не верите Мне, что не надеетесь получить от Меня никакой житейской приятности» (Феофилакт Болгарский на Ин. 5:43—47).    Феофилакт Болгарский на Мф. 4:10.    Феофилакт Болгарский на Лк. 4:1—15; на Мф. 4:8—10.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Младенец Господь принесен был во храм Иерусалимский Богоматерью и Иосифом в настоящий день, который есть сороковой по рождении Спасителя. По закону Моисееву (Лев. 12), жене, родившей младенца мужеского пола, воспрещено было входить в храм в продолжение 40 дней: это были дни очищения по закону. По окончании сего срока мать новорожденного приходила во храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в состоянии были дать агнца. Дщерь Давида могла принести только последнего рода жертву! Хотя Мария, сделавшись матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, " яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева», но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона.    Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Симеон, чая утехи Израилевы: и Дух бе свят в нем (Лк. 2:25). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа Господня. По внушению Духа Божия Симеон пришел в храм в то время, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы поставити его пред Господом; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимцем; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе: Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей твоих Израиля (Лк. 2:29—32). Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благословил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: се лежит сей на падение и на восстание многим во Израили. И тебе же самой, св. старец предрек Богоматери, душу пройдет оружие, да от многих сердец откроются помышления (Лк. 2:34—35).    В храме была также 84-летняя вдовица Анна, яже не отхождаше от церкви, постом и молитвою служащи день и нощь: и та в той час приставши исповедшеся Господеви и глаголаше о Младенце всем, чающим избавления в Иерусалиме (Лк. 2:36—38); почему и называется пророчицею. Так ясно и величественно открылось Божество в сорокодневном Младенце! Чаявшими утехи Израилевой Он был узнан и прославлен как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал, яко видесте очи мои спасете твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей. Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы Он, своими очами узрев Младенца-Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

   Что же касается добрых дел, как выражения живой веры в Бога, то апостол Павел не только не отменял их, а, напротив, часто призывал христиан с усердием их совершать. Он писал, например: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10:10); «Доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал. 6:10); «Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10); «Я желаю, чтобы ... уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Тит. 3:8); «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31). Еще категоричнее увещает ап. Иаков: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17).    Таким образом, когда мы говорим о добрых делах, то самым существенным образом отличаем их от дел закона, которые, действительно, в христианстве потеряли всякое значение. Во-первых, добрые дела не поддаются простому подсчету и «взвешиванию». Их сила не в количестве, а в усердии, с которым они совершаются. Например, лепта бедной вдовы оказалась в очах Божиих дороже крупных даров, которые богачи опускали в церковную сокровищницу. Они клали от своего избытка, а она отдала Богу все пропитание свое (Мк. 12:44).    Кроме того, одно и то же дело может расцениваться или добрым, или плохим – в зависимости от намерения, с которым оно совершается. Евангельский фарисей много постился и молился, но не получил от этого никакой пользы, потому что делал это напоказ, а Анна пророчица постом и молитвой стяжала Духа Святого (Лк. 2:36-37). Сектанты, которые отвергают посты и церковные молитвы, как ненужные, пусть обратят внимание на то, что эта праведница именно подвигами воздержания и молитвы стяжала благодать Божию тогда, когда она еще была недоступна людям, потому что Дух Святой еще не сошел на апостолов (Иоан. 7:39).    Наконец, добрые дела ценны не столько сами по себе, сколько как проявление добрых качеств человека – его добродетелей. Здесь существует известная закономерность: каждое «дело» (поступок) человека оставляет известный след в его душе – положительный или отрицательный. Более или менее устойчивая деятельность человека постепенно делает его или добродетельным, или порочным. Поэтому важно совершать добрые дела хотя бы ради того, чтобы приобрести добрые навыки (Рим. 12:12; 1 Тим. 4:16). Вот почему сказано в Евангелии: «Блаженны плачущие,... блаженны кроткие,... блаженны алчущие и жаждущие правды,... блаженны милостивые,... блаженны миротворцы...» (Мф. 5:3-10) – т. е. счастливы будут те, которые постоянно творят добро.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010